Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.
Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных.
Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы.
И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.
Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора
Вологодское кружево: простой мастер-класс для начинающих – делаем авоську
Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.
Что необходимо:
- коклюшки;
- нитки;
- наполненный опилками валик;
- плетешок;
- пенопласт;
- миллиметровая бумага;
- сколок;
- иголки;
- крючок.
Ход работы:
- Из пенопласта вырезать основу.
- Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
- Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
- Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
- В верхний из торцов вколоть иголки.
- Навестить на них пары коклюшек.
- Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
- Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
- Зафиксировать в нижней части ручки.
Галерея: Вологодское кружево (25 фото)
Как ткут вологодские кружева (видео)
Сколки вологодского кружева для начинающих
Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.
Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.
Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.
Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.
Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.
Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно
Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема
Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.
Ход работы:
- Сначала набирается девять воздушных петель.
- Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
- Делается для фестона пять воздушных петелек.
- После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.
Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая
Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.
Шарф из кружева своими руками
Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.
Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница
Что необходимо:
- отрез любой ткани;
- кружево;
- нитки;
- ножницы;
- иголка.
Ход работы:
- Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
- Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
- Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
- Наметать со всех сторон заготовку.
- Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
- Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.
Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.
Вологодское кружево: история искусства
Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.
Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.
В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.
Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.
Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века
Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.
В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».
В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.
Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих
Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.
Ход работы:
- Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
- Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
- После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
- Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
- Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
- Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.
Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.
Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)
Вологодское кружевоплетение – искусство хоть и непростое, но увлекательное. И по сей день немало рукодельниц отдают предпочтение именно этому виду рукоделия. Изделия, которые в результате получаются, выглядят необыкновенно красивыми, нежными и невесомыми.
Другие виды рукоделия
Источник: https://1igolka.com/rukodelie/vologodskoe-kruzhevo
Кружевное плетение на коклюшках. Урок 1
Поделиться:
Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.
Кружевоплетение на коклюшках – это изысканный и самобытный вид прикладного искусства. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора плетёных элементов создаются изделия, поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
При создании кружева используется всего один материал – гибкие тонкие нити (льняные, хлопковые, шёлковые или металлизированные), переплетение которых образует узорное полотно (мерное или штучное).
Мерное кружево плетётся в длину и измеряется в метрах. Оно служит для отделки и может быть узким (1-3 см), средним (3-6 см) и широким (6-12 см). Кружево с обоими ровными краями называют «прошва»; с одним ровным краем, а другим фестончатым – «край» или «краюшка»; с двумя фестончатыми краями – «аграмант».
Штучные кружева – это законченные изделия (воротники, салфетки, накидки, скатерти).
Кружево выплетается при помощи коклюшек – деревянных палочек с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нить наматывается на пару коклюшек и закрепляется булавкой на валике-подушке. Для получения узора пары коклюшек перекладываются, перекрещиваются, соединяются и разъединяются, переплетая тем самым идущие с них нити в соответствии с рисунком. Такой рисунок, сделанный на бумаге, называется «сколок» – он предварительно накалывается на валик, где ведётся плетение.
В плетении на коклюшках различается всего несколько элементов: плетешок, полотнянка, сетка и насновка, но благодаря своей гибкости и подвижности они позволяют выполнять самые разные мотивы и формы – от строго геометрических, до художественно-изобразительных.
- Материалы и инструменты.
Основные приспособления для плетения кружев – это валик и коклюшки. Также потребуются подставка для валика, портновские булавки-гвоздики, колотельная игла или тонкое шило, вязальный крючок № 0,5.
Коклюшки – деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой находится шейка, на которую наматывается нить. Они могут быть разной формы (рис. 1) и заказать их изготовление можно в мастерских, где работают с деревом.
Если у вас нет возможности приобрести коклюшки, то их можно сделать в домашних условиях. Для этого потребуются ровные (без сучков) ветки ореха, клёна или липы толщиной 10-15 мм. Ветки нарезать на палочки длиной 17 см и прокипятить в течение 4-х часов в растворе соли (3 ст. ложки на 1 литр воды). После того как вода остынет, нужно вынуть палочки и очистить их от коры. На подготовленных таким образом палочках острым ножом вырезать шейку, а головку слегка закруглить (рис. 2). Всю коклюшку тщательно отшлифовать, чтобы нить свободно двигалась, не цепляясь за «заусенцы».
При плетении кружева коклюшки используют только парами, поэтому число их при работе всегда будет чётным: 4, 6, 8 и т. д.
Валик представляет собой туго набитую подушку цилиндрической формы. Для его изготовления нужно взять кусок плотного материала размером 50х70 см. Короткие стороны прямоугольника сострочить, а длинные стороны подогнуть на ширину 2-3 см и прострочить.
В полученные кулиски вдеть шнурки, с одной стороны шнурок затянуть и положить на образовавшееся отверстие картонный кружок диаметром 20 см для придания подушке формы валика. Затем плотно набить подушку сеном или опилками, накрыть вторым картонным кружком, затянуть шнурок и крепко завязать его.
Валик должен быть очень тугим – булавка, воткнутая в него, должна быть абсолютно неподвижна.
Подставка для валика обеспечивает устойчивость подушки во время работы. Её можно выпилить из фанеры с выемками на 2 см меньше диаметра валика (рис. 3) или приспособить плотную картонную коробку из-под обуви.
Колотельная игла нужна для прокалывания «сколка», на котором ведётся работа – в полученные отверстия затем вставляются булавки, фиксирующие плетение. Для изготовления колотельной иглы в деревянную круглую палочку тупым концом вставить швейную иглу.
Крючок используется для сцепления отдельных элементов кружева во время плетения.
Сколок.
Кружево плетётся по определённому техническому рисунку, который называется «сколок». Он наносится на плотную бумагу или кальку в виде точек (обозначающих места втыкания булавок) и прорисованных линий узора.
Для укрепления сколка к валику предварительно прикалывается картон соответствующего размера (рис. 4). Чтобы картон не «ёрзал», булавкой нужно подхватить сначала немного ткани, а затем горизонтально воткнуть булавку в уголок картона (с каждой из 4-х сторон).
Затем на валик с картоном булавками закрепить сколок, вкалывая их по самую шляпку, и колотельной иглой проколоть все точки по рисунку.
Намотка ниток на коклюшки.
Нитки наматываются на коклюшки попарно: сначала на одну, а затем – без отрыва нити – на другую.
Для этого сначала намотать кончик нити на шейку коклюшки и, держа нить в левой руке, а коклюшку – в правой, вращать коклюшку большим и указательным пальцем к себе (справа налево), начиная снизу шейки и продвигаясь вверх. Наматывать нужно как можно ровнее и туже.
С окончанием намотки нитка должна находиться всегда в верхней части шейки, т. е. у головки.
Намотав 5-6 метров, нить оборвать и закрепить петлёй (фото 1-4). Переложить эту коклюшку в левую руку, а в правую взять пустую.
Закрепить на коклюшке кончик нити и таким же образом намотать на шейку нить, сматывая её с левой коклюшки, пока на обеих не окажется примерно одинаковое количество нити. На правой коклюшке нить также закрепить петлёй (фото 1-4).
Выполнение закрепительной петли (фото 1-4).
Это специальная петля, которая фиксирует намотку и обеспечивает свободную подачу нити во время работы.
1. Держа коклюшку в правой руке, указательным пальцем левой натянуть нить.
2-4. Завести коклюшку под нить и, просунув головку сверху в образовавшуюся петлю, затянуть её.
Петли для каждой коклюшки должны иметь одинаковую длину (около 15 см) – коклюшки не должны свисать ниже валика (или поверхности, на которой он расположен).
Основные приемы плетения.
В работе одновременно участвуют 2 пары коклюшек – одна пара в правой руке, другая – в левой (коклюшки надо держать за нижнюю часть, не касаясь пальцами шейки).
Узор плетения получается при переборе – перекладывании в определённом порядке нитей в каждой паре (что называется «перевить») и нитей 2-х пар (что называется «сплести»). Каждый приём выполняется двумя руками одновременно.
«Перевить» – значит перекинуть правую коклюшку и её нить через левую коклюшку и её нить (справа налево) одновременно в обеих руках (рис. 5, фото 5-6). Это делается с помощью больших пальцев. В зависимости от рисунка кружева перевив может делаться от 1 до 3-х раз.
«Сплести» – значит перекинуть левую нить одной пары коклюшек через правую нить второй пары, т. е. 2 средние коклюшки поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот (рис. 6, фото 7).
Основные элементы коклюшечного кружева. Плетешок.
Плетешок – это туго сплетённый двумя парами коклюшек шнурок. Плетешок используется во всех видах кружев, сплетённых на коклюшках, им соединяют отдельные части изделия, иногда он выступает главным украшением узора в виде разнообразных решёток, фестонов и краёв кружев.
Техника плетения плетешка заключается в многократном повторении приёмов «перевить» и «сплести».
Для отработки навыков выполнения плетешка на бумаге нарисовать учебный сколок (рис. 7), представляющий собой линию с точками на расстоянии 1 см друг от друга.
Сколок прикрепить к картону на валике, вколоть в верхнюю точку булавку и навесить на неё 2 пары коклюшек.
Перевить нити в каждой паре, а затем сплести средние нити. После этого развести пары коклюшек в стороны, расправляя и утягивая нити (фото 8). Продолжить эти действия до следующей точки на сколке, затем вколоть булавку между парами нитей (фото 9).
Отвивная петелька образуется парой коклюшек при помощи булавки:
– пропустить булавку под нитку 1-й коклюшки (фото 10);
– захватить ею нитку 2-й коклюшки (фото 11);
– конец булавки пропустить между нитками (фото 12);
– булавку потянуть вверх, вытягивая петлю, и поставить булавку в точку накола отвивной петельки (фото 13-14). После этого утянуть обе нити и продолжить плетешок.
Отвивные петельки с обеих сторон делаются аналогично.
Плетешок с одной отвивной петелькой плетётся по сколку, изображённому на рис. 8, плетешок с двумя отвивными петельками – по сколку, изображённому на рис. 9.
Продолжение следует …
Источник: http://classpodelki.ru/publ/azbuka_rukodelija/pletenie_na_kokljushkakh/kruzhevnoe_pletenie_na_kokljushkakh_urok_1/42-1-0-355
Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности :
Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия – салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.
В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.
Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.
Традиции
Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами.
Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году.
Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.
Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.
Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.
С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.
Уникальность техники
Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона.
Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов.
Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.
Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется “сцепками” или “решетками”. Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют “сцепными”. Рисунки в такой технике получаются более разнообразные.
Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток).
Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).
Есть мастера – “мерницы”, которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже “парное” плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.
Элементы фона
Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:
- “Насновки” – это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
- “Плетешки” – это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
- Отвивные петельки на “плетешках” – это крученные нити, придающие фону большую воздушность.
Необходимые материалы
Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.
Основной инструмент для создания изделия – коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.
Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке – пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.
Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие “гвоздики” или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.
Сколки вологодского кружева
Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.
Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме – это места размещения булавок.
Как нарисовать сколок самостоятельно
Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.
Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии.
Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки.
Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.
Наматывание нити на коклюшки
Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.
Рассмотрим подробнее, как это делается:
- Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
- Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
- Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
- Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
- Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
- Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
- Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.
Подготовка валика
Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.
Закрепление пары коклюшек
Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку.
Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см.
Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.
Приемы плетения кружева
Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек.
Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой.
Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.
Рассмотрим два основных приема работы с нитями:
- Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой “П”. Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано “П-П-П”. Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
- Скрестить. Обозначается в описании узора буквой “С”. Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой – по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано “П-С”. Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.
После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!
Источник: https://www.syl.ru/article/400593/vologodskoe-krujevo-master-klass-istoriya-shemyi-i-osobennosti
Снежные сады вологодского кружева
«А теперь пусть кто-нибудь попробует меня убедить, что ЭТО сотворено руками!» – такая запись была сделана в Книге отзывов на одной из выставок вологодского кружева. Посетитель, четыре часа проведший возле стендов с кружевом, думается – даже тайком потрогавший кое-что, никак не мог поверить, что все это – рукотворно…
Плести вологодское кружево – оно же русское (так его называет шокированная заграница) – трудно. Как собирать крупинки тающего льда в снежинки, как вырезать трепетные листья кленов, сплетать паутинки в осеннюю чистую даль… Но нет ни одного человека, который бы хотел научиться этому искусству и – не смог.
Не узнать вологодское кружево трудно: в нем контрастно выплетены фон и рисунок. На нежнейшем, почти воздушном фоне словно самостоятельно живут крупные, выразительные рисунки – денежки, березки, пуговки, паучки… Так ласково и как-то по-детски называли мастерицы то, что создавали их руки.
Прямо на глазах распускаются белые цветы-снежинки, складываются в метельные завитки стебельные изгибы – и кружит, метет, слепит глаза вологодская северная зима-кружево…
ЧТО ВАМ ПОНАДОБИТСЯ?
- Подушка, она же – куфтырь.
- Несколько верхних наволочек для подушки: без чистоты нитки не сплетаются!
- Подставка для подушки около 75 см высотой.
- Деревянные палочки – коклюшки (длина 170 мм, диаметр 10 мм, утончение-шейка длиной 40 мм и диаметром 6 мм).
- Хлопчатые нитки от №10 до 80. А лучше и правильнее – лен!
- ШВЕЯ, А УЖ ПОТОМ – ПЛЕТЕЯ. ШЬЕМ КУФТЫРЬ
- Куфтырь – так на Вологодчине называют валик-подушку, на которой плетут кружево.
- Из плотной ткани шьем нижнюю наволочку и набиваем плотно опилками (сухой золотой соломой) – подушка должна быть жесткой.
Подушка кладется на подставку, соответствующую положению рук при работе. На подушке нужно довольно часто менять наволочки: чистота – главная нитка в вологодском кружеве! И при плетении кружева, когда вы оставляете работу, прикрывайте ее белой салфеткой – от пыли, дурного глаза и…соблазна – бросить все и — плести, плести…
А СТОИТ ЛИ?..
Стоит! Кружево – это не мода, не красота, а… нет, не определяется, не дается вот так просто в руки. Смотрите – и увидите.
И вчера, и сегодня, и – нет сомнения – завтра самые красивые, самые известные и …любые женщины выбирают для особых моментов в жизни – кружево. Что-то есть в этих плетеных цветах, лепестках и звездах, какое-то колдовство, которое словно флером ложится не только на грудь и плечи – оно и в блеске глаз, и в сдержанности улыбки…
В 1956 году состоялась свадьба принца Монако и Грейс Келли. Классическое платье Грейс было очень строгим и – предельно женственным… Эффект – просто ошеломительный: практический глухой ворот, длинный рукав – и неотрывные взгляды мужчин! Причина – вся верхняя часть платья была закрыта тончайшим кружевом…
Вот тогда-то возвратилось и уже не ушло в небытие, в будни кружевное свадебное празднество.
ПОДГОТОВКА НИТЕЙ
Нитку наматывают на коклюшки попарно – на одну, потом, не разрывая нить, на другую. Нить нужно закрепить петлей, которая не позволит нити разматываться и в то же время не будет препятствовать плетению.
Настоящие вологодские кружева плетут из льняных нитей. Только они и складываются в нежно-снежные узоры. Кружево из тонкого льна не теряет формы, и при мелких огрехах в плетении лен «спасет» ваше изделие.
ЧТО В КРУЖЕВЕ ДОРОЖЕ… КРУЖЕВА?
Сколок! Так называют то, без чего кружево не возникнет, – рабочий рисунок. Его выполняют на плотной голубой или зеленой бумаге. Основу сколка составляют точки, в которые вкалывают булавки. Точки соединяют тонкими линиями, по которым и будут располагаться нити. Настоящие мастерицы выбирают латунные булавки, но и простые не смогут убить талант, терпение и вдохновение художника.
В XIX веке художник, создающий сколки, по уважению и благосостоянию мог соперничать с ювелиром. Даже продажа одного сколка могла сделать его обеспеченным.
Дивно ли: чтобы приобрести как воздух необходимый новый рисунок, вся деревня собирала подворно денежку и отправляла разведчика – он либо у купца на базаре перерисует с готового изделия (так дешево, но неточно, кружево получится неровное), либо уж на поклон к мастеру пойдет. Если собранных крестьянских крох хватит на дорогую покупку…
Собственно плетение заключается в переборе, поочередном перекладывании коклюшек с нитями.
Коклюшки берем за свободную от нитей часть и парно навешиваем на булавки – это начало плетения. Одновременно участвуют 2 пары коклюшек – по паре в каждой руке.
ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ
- Перевив: парные коклюшки меняем местами в руке при помощи большого пальца. Перевив можно делать до трех раз.
- Заплет: внутреннюю коклюшку из правой руки подложить под соответствующую в левой (ползаплета); повторить такое же переплетение с коклюшками, расположенными снаружи (полный заплет).
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
- Плетешок: это многажды повторенный заплет – столько, сколько вам требуется.
- Полотнянка: сплетается несколькими парами по принципу переплетения полотняных тканей. Пары вдоль рисунка – долевые, а переплетающая пара – ходовая. Сплетаем ходовую пару с долевой крайней и втыкаем булавку. Ходовую оборачиваем вкруг булавки и 2 раза перевиваем. Снова переплетаем ходовую пару поочередно со всеми парами долевыми уже в обратной последовательности.
- Насновки: прямоугольные и овальные элементы. Сплетать их нужно плотно, с заметным усилием. На одну булавку навешиваем 2 пары коклюшек: 3 нитки продольные будут основой, а оставшаяся 4-ая будет их переплетать.
Чтобы насновка получилась геометрически правильной, начиная и заканчивая плетение, крайние коклюшки разводите на небольшой угол, а в средней части плетения – на больший. Крайние нитки хорошо натягивайте, а ходовая пусть ложится свободно, чтобы возникала необходимая рельефность и плотность.
- Сетка: куда более прозрачна, чем полотнянка, а ведь создаются они по одинаковому принципу. Нити в сетке расположены по двум диагоналям, а по горизонтали пересекаются с одной из коклюшек пары ходовой, которая поочередно сплетается с долевыми парами в ползаплета. Долевые пары при этом перевиты. С крайними ходовая сплетается в полный заплет.
- Овладев этими основными элементами, вы сможете осваивать более сложные, а затем – и создавать собственные!
- Любимым мотивом вологодских кружевниц века была пава – птица счастья. Каждая кружевница-плетея, создавая свою паву, плела ее буквально сердцем, помыслами, мечтами девичьими – известными…
- Так и живут павы в призрачной кружевной сказке, зазывая и русский народ, и чужеземный метельными песнями о счастье. И стоят, как завороженные, люди перед вологодским кружевом – песни те несбыточные слушают…
- Марина Каурова
Источник: https://podelki-shop.ru/master-klassy-i-stati/kruzhevo/snezhnye-sady-vologodskogo-kruzheva
Обучение кружевоплетению
Эта страничка посвящена обучению кружевоплетению на коклюшках. На ней Вы поэтапно пройдете весь курс и научитесь плести знаменитое вологодское кружево. Сначала, перейдя по ссылкам ниже, вы оборудуете своё рабочее место.
Все необходимые сколоки можно скачать прямо с сайта. Продвигаясь по видео урокам я научу Вас: навивать коклюшки, правильно распределять нити на заплёте, делать зашивку.
Постепенно шаг за шагом Вы освоите это удивительное, завораживающее рукоделие.
1. Подготовка рабочего места.
Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.
2. Основные элементы.
Надеюсь у Вас всё подготовлено, давайте проверим: подушка стоит на пяльцах (в самом крайнем случае подушку ставят на перевернутую табуретку, ставят на стол в низенькой плетёной корзинке, крышке от обувной коробки — все это для меня очень неудобно и непривычно, я обеими руками за пяльца), подготовлены коклюшки, пока их понадобиться 4 штуки или говоря на языке кружевниц 2 пары, булавки, сколок подготовленный к работе, накол, ножницы. Теперь можно переходить к первому разделу, замечу, что элементы изучаются именно в том порядке, в котором они расположены ниже. То есть сначала плетём плетешок, затем полотнянку, за ней сетку, а там и насновку.
3. Выполняем первое кружевное изделие.
Если Вы дошли до первого кружевного изделия, значит первые обучающие уроки позади.
Вы умеете плести плетешок и делать отвивные петельки, Вы научились плести насновку и она у Вас получается похожая на семечку с ровными краями, Вы знаете, что такое полотнянка и три вида скани, которые могут использоваться в полотнянке.
И наконец, что такое сетка и какие виды скани обычно в ней плетутся. А если ВЫ ещё и умеете плести все эти основные элементы, то милости просим к следующему уроку.
- Перейти к выполнению первого кружевного изделия (Видео)
4. Выполняем второе кружевное изделие.
В этом уроке мы с Вами выполним уже более сложную кружевную салфеточку. В ней используются такие основные элементы, как плетешок, полотнянка, сетка. Вы научитесь делать переходы из полотнянки в сетку и из сетки в полотнянку. Так же в этом изделие Вы в первый раз сплетете большое плетешковое заполнение — решетку.
5. Выполняем третье кружевное изделие.
Третье изделие, которое я подготовила для новичков кружевоплетения, это сувенир-закладка «Матрешка». Самым сложным в плетении сувенира будет выполнение накладных насновок, изображающих челочку матрешки.
- Перейти к выполнению третьего кружевного изделия (Видео)
6. Брошь «Ромашка», мастер-класс для начинающих
- Перейти к мастер-классу (видео)
7. Плетем бейсболку .
- Перейти к выполнению бейсболки (Фото, видео)
8. Плетение решеток в кружевных изделиях.
В этом разделе собраны видео уроки по выполнению различных решеток в кружевных изделиях.
- Перейти к видео урокам по выполнению решёток в кружевных изделиях (Видео)
9. Отдельные элементы.
В этом разделе собраны видео уроки по различным элементам в кружеве. Большинство уроков сделаны по просьбам кружевниц.
10. Сшивка в кружеве.
11. Плетем перчатки, мастер-класс для профессионалов.
- Перейти к мастер-классу (Фото, видео)
12. Плетем объёмного ангела из металлизированной нити.
- Перейти к мастер-классу (Видео)
Источник: https://krujevniza-masteriza.ru/obusenie/
Вологодское кружево, для тех, кто сомневается начать или нет
Уважаемые мастера и мастерицы, которые хотят попробовать себя в таком виде творчества, как плетение Вологодского кружева, но еще сомневаются. Среди знакомых часто слышу: это трудно, это дорого.
Хочу развеять эти “мифы” и призвать всех, кто сомневается, убрать сомнения и приступить к делу. А так же поделиться тем, как я начинал.
Для начала об основном инструменте плетения – коклюшки
На фото мои самые первые самодельные коклюшки, которые я делал по мастерклассу с этого сайта, к сожалению очень давно и уже не вспомню не автора, не ссылки.
Я брал обычные шпажки для шашлыка деревянные (~30 рублей) и 2 полоски бумаги, широкую для ручки и узкую для кончика. Шпажка 15 см, кончик 0,5см и ручка 10см.
Такие коклюшки не очень удобные, но на 1 раз попробовать можно, зато не дорого. На них я начинал учиться, выплетал основные узоры: плетешок, полотнянку, сеточку.
Учился по интернету совершенно БЕСПЛАТНО с одного замечательного сайта, к сожалению, не знаю, можно ли здесь размещать рекламу сайтов… Называется он Кружевница-мастерица, ссылку могу прислать на почту желающим, или может, с разрешения модераторов сайта оставлю здесь.
Сайт превосходный, предлагает бесплатно некоторые сколки для начинающих, все подробно рассказывается и показывается на видео, можно задать вопрос, если не понимаешь что-то.
На мой взгляд, научиться плести сможет каждый, если есть желание.
Вторая вещь, которая вам потребуется, это подушка. Подушку я сделал также самостоятельно, сшил 3 чехла из старой простыни.
Делал ее лет в 15, гдето прочитал, что их набивают сеном и специально в зоомагазине купил сено для грызунов 🙂 Теперь понимаю, что такую подушку будет удобнее сделать из синтепуха какого нибудь, и намного дешевле (сено обожлось примерно в 140 рублей, а синтепух стоит 100 рублей)
После того, как я понял, что смогу этим заниматься, я съездил в Вологду и купил вот такие коклюшки по 30 рублей за штуку (20 шт.)
Ими плести намного удобнее и легче, чем самодельными, поэтому если у вас возникнут трудности с самодельными, то попробуйте купить, или даже может быть выточить их самостоятельно. По идее такие палочки выточить не очень трудно 🙂
Теперь обжился вот таким скромным наборчиком, на все про все потрачено около 1500 рублей, наибольшие затраты были на нитки и коклюшки.
Я плету в основном льном, есть пара клубков хб и хб+лен.
Так же вам потребуются булавки (с головками-шариками или с плоскими головками, как у гвоздиков, я пробовал обоими, удобнее вторыми), крючок самый маленький. У меня еще есть камешки и бусинки, т.к. вплетаю в свои работы их.
Источник: https://stranamasterov.ru/node/946826
Уроки кружевоплетения на коклюшках для начинающих
Поделилась – Аделаиды Рожковой .
Урок 1. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
- Главным инструментом для плетения кружев являются подушка-валик, образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки, с намотанными на них нитками, и булавки.
П о д у ш к а
Подушка-валик является самым необходимым приспособлением для плетения кружев.
Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.
Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения кружев достаточна подушка среднего размера.
Можно приготовить подушку и несколько более простым способом. Для этого в зависимости от размеров предполагаемой подушки выбирается плотный центр. Это может быть обычная стеклянная банка различной емкости или пластиковый баллон. Для первоначального освоения достаточно взять банку 1-2 литра. Для укрепления и придания плотности пластиковому баллону их берется два, срезаются горлышки.
Они вставляются один в другой, и получается «овальчик». Для подушки среднего диаметра берется банка емкостью 5 литров. Банка оборачивается поролоном (для кружевоплетения берется более плотный поролон). Ближе к центру можно использовать более мягкий поролон или его остатки. Можно центр обернуть тканью, ветошью, но обязательно покрыть сверху поролоном.
Это делается потому, что ткани, ветошь и вата булавок не держат. Величина наматываемого поролона определяется булавкой, которая при вкалывании в подушку не должна касаться твердого центра, что примерно составляет 8-10 см от твердого центра подушки. Для уплотнения поролона желательно стянуть его дополнительно несколькими турами плотной ткани.
Затем по величине получившейся подушки сшить плотную наволочку, как описано выше.
После натягивания наволочки на подушку ткань, стягивающая поролон, аккуратно сматывается и удаляется, при этом поролон расправляется. Края подушки оформляются так же как при заполнении опилками. Верхняя подушка (наволочка) с незначительным припуском (0,5 – 1 см) шире нижней.
Можно выполнить подушку из опилок. Во внутрь чехла кладется картонный кружок. Ставим в центр чехла плотную сердцевину (овальчик из пластиковых баллонов, стеклянную банку и т.д.) Пространство между плотным центром и чехлом засыпать опилками, сенной трухой. Не досыпая 3-4 см до края чехла, кладем второй картонный круг и затягиваем шнурком чехол. Подушка готова.
П о д с т а в к а под подушку, валик
Чтобы подушка была более устойчивой, её кладут на подставку, состоящую из двух рам, по внешнему виду напоминающих «козла», скрепленных посередине ботами. На верхнюю часть этой подставки кладется полотно. Подставка должна быть такого размера, чтобы можно было работать сидя. Средние размеры: высота подставки – 75 см, ширина – 40 см.
Вместо неё можно использовать решето, корзиночку, в которые вкладывается валик. Можно также подушку положить внутрь посылочного ящика, соответствующего размерам подушки. Можно также применить кусок поролона небольшой величины, свернув его края в трубочки.
К о к л ю ш к и
Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.
Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы.
Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше.
Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек дерева длиной 17,5 – 18 см, в диаметре до 1,5 см. С одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез и от него через 4,5 см сделать второй надрез. Эту часть дерева между надрезами снимаем так, что создается шейка коклюшки для наматывания нитей.
Получившуюся коклюшку в грубом виде следует ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.
Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком т.к. при этом они быстрее загрязняются в работе, потеют в руках, а следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму, рекомендуется прогрунтоватьих.
Можно прогрунтовать их кипячением в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом несколько раз для снятия остатков масла.
Б у л а в к и
Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.
При выполнении кружев толстыми нитями применяются большие декоративные булавки, длиной до 5 см с крупной пластмассовой головкой. Для начала требуется небольшое количество булавок – около сотни. При плетении сложных и больших узоров их число больше.
Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к. их ржавчина зеленого цвета легко моется, не оставляя следов на изделии.
Вновь купленные булавки рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием в бензине, эфире, спирте. Затем следует их просушить.
Сухие булавки нужно очистить прокалыванием через резинку – ластик, используемую при стирании карандашных записей с бумаги.
Надо помнить, что при работе потными, мокрыми руками металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.
В я з а л ь н ы й к р ю ч о к
При работе парносцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется крючок «0» размера. Номер крючка определяется по его головке (бородке), размера углублений в рабочей части крючка.
Вязальный крючок можно будет изготовить и самому. Для этого берется соответствующей толщины швейная игла. Острый конец её несколько уплощается и затем надфилем делается зазор с этого конца. Острый конец закругляется, затачивается.
Для хорошего удержания нитей необходимо по краю зазора выточить и боковые канавки. При их отсутствии нить соскальзывает с крючка во время работы. Тупой конец иглы разогревается, как при изготовлении иглы для накола, вставляется в нагретом состоянии в пластмассовый стержень.
Для зашивки – окончания работы удобно применять петлевой крючок, который служит для поднятия петель капроновых чулок.
С к о л о к
Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора.
Вначале сколка узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не годится, так как он стирается, делает работу грязноватой. В дальнейшем плетея руководствуется только одними точками накола или наколами, как их называют.
Для облегчения зрительной работы рекомендуется картон или бумагу для сколков брать голубого или зеленого цветов.
Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Для получения запасного сколка при плетении под сколок подкладывают такую же бумагу и в процессе работы, прокалывая оба слоя, получают второй сколок. Обрисовку надо проводить тонкими линиями.
Надо помнить, что наиболее важными являются точки накола, а по ним уже можно прорисовать рисунок кружева. При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева.
Обычно бумажного сколка кружева хватает не более трех раз.
Чтобы увеличить срок службы кружевного сколка, сохранить сколок (при натягивании ниток он прорывается), под сколок подкладывается мягкая толстая бумага или картон. Увеличить срок службы сколка можно покрытием его прозрачным полиэтиленом, клеенкой – что одновременно предохранить и от загрязнения кружев от чернил, туши и т.д., которым обрисован узор кружева на сколке.
После неоднократного использования сколка его можно «подновить», восстановить следующим образом. Старый сколок подложить на ровную поверхность изнаночной стороной вверх. Намазать её горячей отварной картошкой и сразу приложить газету. Сколок может послужить еще.
В современное время. В пору широкого распространения, ксерокса и компьютера можно получить сколок копированием или ксерокопированием с книги. Все наши сколки даны в масштабе миллиметровки 1 к 1.
Конкретно указаны при выполнении сколка его масштаб, точки накола – можно перекопировать сколки непосредственно с книги, делая поправку на масштаб сколка (изделия).
Еще проще – можно выполнить ксерокопирование или через компьютер – непосредственно кружево и выполнять по этому сколку.
НИТКИ
Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые ( натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки.
Нитки, поступающие в продажу, имеют различную упаковку: катушки, клубки, бумажные и пластмассовые патроны-трубки. На каждой катушке, мотке, бобине, конусе, муфте есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (её номер),длина ниток в данном мотке, катушке, бобине, число сложений, ГОСТ и фабрика – изготовитель.
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://sam.mirtesen.ru/blog/43607087554/next