Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата.
А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству.
Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.
Техника выполнения Петриковской росписи
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.
Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.
Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.
На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.
Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.
На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.
Работа с пипеткой
Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.
Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.
Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.
Переходный мазок выполняется двумя красками.
На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант – зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.
Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.
Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.
Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.
В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.
Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.
Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.
Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.
Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.
“Бегунками” – их так же называют “дорожками” или “фризами” – оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.
В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).
- Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.
- Роспись на дереве.
- Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.
На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://vserisyut.mirtesen.ru/blog/43360548341
Петриковская роспись для начинающих: рисунки и трафареты с видео в фото
Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.
Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.
Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.
Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.
Применение творчества
Петриковская роспись — это в первую очередь художественное ремесло, не имеющие четких правил, не ограничено в выборе композиции и расположении рисунка.
На данном этапе истории она используется в росписи предметов обихода, посуды и предметов интерьера, для узоров краски подходят любые, также можно играть фоном, так как разрисовка имеет вольный стиль, поэтому наносить узоры можно на разнообразные предметы обихода.
Украинская декоративная роспись характерна своим творческим подходом к работе и отмечает, насколько богато воображение и мастерство художников. Это исходит от обычаев жителей старинных украинских сел по-особенному украшать свою «оселю». Хаты-мазанки приходилось белить ежегодно, так как погодные условия смывали и побелку, и разрисовки.
Видео по теме статьи
Обзор Петриковская роспись для начинающих: рисунки и трафареты с видео .
Источник: http://yastroyu.ru/obzor/19313-petrikovskaya-rospis-dlya-nachinayushchikh-risunki-i-trafarety-s-video.html
Петриковская роспись
- На вид орнамент неприметен,
- Но он столетия живёт.
- Не зря его на белом свете
- Народ издревле бережёт.
- Б.Дубровин
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов.
О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. ” width=”640″>
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский.
И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами.
Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали – самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство.
О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.
Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Вот почему Петриковской росписью в качестве оберега часто расписывали оружие и жилища запорожские казаки.
Среди них большой популярностью пользовалась Петриковская роспись. На Кубань её привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской ” width=”640″>
Из истории росписи на Кубани
Петриковская роспись перенеслась и в Россию.
В результате трехсотлетнего проживания на кубанской земле двух восточно – славянских народов: русского – в лице донцов – некрасовцев и украинского, родились народные кубанские ремесла.
Среди них большой популярностью пользовалась Петриковская роспись. На Кубань её привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской
Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами. ” width=”640″>
Интересно, что краски для петриковских произведений никогда не смешивают. Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость.
А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами.
Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.
Расписывали хаты, а в нынешнее время и украшают заборы
Отсюда главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик. ” width=”640″>
Мастерами изображался орнамент, прежде всего растительный, преимущественно цветочный.
Фантазии Петриковских мастеров нередко сплетают в единый узор изображения садовых и полевых цветов, колосья злаков, гроздья ягод и плодов, птиц, бабочек – извечных символов красоты и щедрого плодородия земли.
Отсюда главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик.
Отражая в своем искусстве явления местной флоры и фауны, мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали её в соответствии с народным эстетическим идеалом. Именно так, многими поколениями художников, создавались полусказочные луковички, бурачки, кучерявки, а рядом с вполне реалистическими изображениями петухов и кукушек появлялись сказочные жар-птицы.
Цветовое решение Петриковской росписи разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. Традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов , а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.
Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”.
Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.
Одним из элементов росписи есть «бегунки».“Бегунками” – называют “дорожками” или “фризами” – оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.
Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения. Роспись выполняется на металле, дереве
На стекле
на бумаге
На шкатулках
на одежде, различных предметах
Рассмотрим элементы Петриковской росписи
Работа с пипеткой
Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.
Одним из элементов Петриковской росписи является бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера Петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме
Начинаем рисовать бегунок.
1. Разведем на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.
2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначим расположение цветков, ягод и листиков на «волне».
3. А сейчас принимаемся рисовать ягодки. Разведите красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижимаем палец к бумажному листу.
4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.
5. Особое внимание уделяем листочкам. Развести зеленую краску и четко прорисовать каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета.
6. Пришло время изобразить цветы. Обмакните кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.
Вот такой элементарный рисунок росписи
можно использовать на занятии в старшей или подготовительной группе
Петриковская роспись – одно из уникальных проявлений художественной культуры. Культуры древней, уходящей корнями в глубины истории. Культуры национальной, воплотившей духовное богатство и творческую щедрость народа.
ОБРАЗЦЫ РАБОТ ПО ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/pietrikovskaia-rospis.html
Материалы для росписи стен (Петриковская роспись)
iulia_rozhkovaЗа последние две недели несколько человек подробно распрашивали у меня чем лучше расписывать стены, да и, вообще, как вести ход работы. Радует, что Петриковская роспись отмечена вниманием людей и ей готовы отвести достаточно много места в доме. Чаще всего спрашивают, какие нужны краски для той или иной поверхности стены и какими кистями выполнять роспись.Расскажу пока о материалах и начну с кистей .Поскольку элементы на стенах чаще всего куда масштабнее, чем на сувенирах или даже посуде (но не всегда – это уж как вы задумали), то, разумеется, большими должны быть и кисти.Но, это утверждение, скорее всего не коснется кисти-кошачки. Она была изначально создана исключительно для росписи стен и только ее универсальность позволила ей успешно служить сегодняшней Петриковской «миниатюре».
Пример для сравнения росписи на стене и на маленьких форматах с использованием одной и той же кисти.
Не спорю, что и кошачки тоже могут быть разными, но эта их «разность» чаще выражена в толщине пучка, когда кисти изготавливаются сугубо для тонких линий или для пышных каплеобразных мазков.Так что просто сильнее делаем нажим и получаем на стене шикарные мазки как раз нужного размера.
А вот большие беличьи или нейлоновые кисти для двухцветных переходных мазков, действительно нужно будет приобрести. Я сначала купила несколько круглых беличьих кистей №+- 12 и работала ими, но, должна сказать, что оставляя на стене красивые переходные мазки, кисти эти мне не понравились в работе из-за своей расточительной «неэкономичности».
Получалось так, что вбирали они слишком много краски, большая часть которой, никуда не шла и смывалась в воду при полоскании.Купив же и испробовав плоскую кисть со специально закругленным пучком, поняла, что это именно то, что нужно. Лучшей кисти для стены я порекомендовать не могу.
Добавлю, что кисточки эти бывают с полукруглым кончиком или даже слегка заостренным – треугольным (окончания мазков тогда будут остренькими), но, не берите для Петриковской росписи кистей с прямым или скошенным срезом пучка, ведь нужна кисть, пусть даже плоская, но имитирующая мазок круглой беличьей кисти.
На верхней фотографии зубцы листьев и лепестки цветов закруглены, так как работа велась “закругленной” кистью, а на нижней – кисть юыла с острым кончиком
Теперь поговорим о стенах.В былые времена особого выбора не было – поверхность любой стены была выбелена мелом, и если вам предстоит расписывать именно такую поверхность и если эта стена внутри помещения – можно смело брать обычные гуашевые краски без каких-либо добавок в виде клея, яиц и прочего. Ну а если побеленная стена на улице, то расписываем акрилом, который не боится осадков. Акрил прекрасно ложится на мел, точно как и гуашь.
Если же ваша стена более «современного типа» – поштукатурена и окрашена водоэмульсионной краской, то независимо от того на улице она или в помещении, роспись выполняется акриловыми красками.
Еще советую сохранить немного той краски (именно того оттенка), которым красилась стена, т.к. имея ее можно будет, в случае необходимости, что-то исправлять, если вдруг во время росписи возникнет такая необходимость.
?
|
iulia_rozhkovaНачала расписывать старый сундук.История сундука http://iulia-rozhkova.livejournal.com/8402.htmlПока расписала только крышку, но уже хочу показать, что у меня получается.Собственно, половина дела уже сделана и особо мудрить больше незачем, так как на боковинках элементы росписи должны повториться, но композиции точно будут другими.Сейчас сундук имеет такой вид.Поделюсь «муками творчества». Долго раздумывала над характером элементов, строем композиции, но она, как это часто бывает, окончательно сложилась в воображении неожиданно и фиксировать пришлось на первом попавшемся под руку тетрадном листочке.Начала было вводить в рисунок фломастерами цвет, но бросила, т.к. все с самого начала ясно с балансом холодных и теплых тонов. Сомнения касались птиц. Хотелось их как-то композиционно выделить, но, не нарушая гармонии. Решила просто расписывать и уже по ходу разбираться.И понеслась душа в рай!
После главных крупных элементов – более мелкие.
Птицы попросились быть темными и холодными.
Не знаю, удается ли в нужной мере маленькой черной птичке в левом верхнем углу уравновешивать композицию, качнувшуюся вправо из-за находящихся там павлинов, но она именно поэтому сидит на своей веточке.Вот вся композиция.
Крышка не плоская и возможно что-то искажается, но более или менее.Вот птицы и цветы поближе.И левая часть композиции.
Пожалуй, буйно, но нынешнее лето отразилось именно так.
.
Источник: https://iulia-rozhkova.livejournal.com/10841.html
Петриковская роспись для начинающих: примеры, рисунки
Изобразительное искусство в наше время не теряет своей популярности, причем вопреки тому, что технический прогресс заменяет многие традиционные формы человеческой деятельности.
Более того, сейчас возрождается множество форм творчества, к которым еще несколько лет назад интерес был не столь очевидным. Роспись петриковская – это сфера деятельности, привлекающая многих людей.
В чем же секрет такой популярности? Конечно же, в обилии тех вещей, которые украшают при помощи этой техники.
Роспись петриковская: сфера применения
Те знания и умения, которые человек получает, постигая данную технику, он имеет возможность применить в:
- раскрашивании писанок;
- оформлении графинов;
- расписывании стен;
- украшении шкатулок и другой домашней утвари.
Азы петриковской росписи
Чтобы постичь любую художественную технику, необходимо начинать с самых азов. Именно потому не стоит сразу браться за сложные элементы.
Для этого вида изобразительного искусства характерна определенная системность, которая предусматривает вырисовывание сложных вещей из более простых компонентов. Комбинирование таких составляющих иным способом уже будет означать изменение орнамента.
Для тех, кого интересует петриковская роспись, мастер-класс по выполнению ее простейших элементов будет очень полезным.
Элемент «Зернышко»
Приступая к постижению петриковской росписи, переходим к самому простому элементу, который называется «зернышко».
Рисуем вертикальную линию при помощи карандаша, а затем наносим кисточкой мазки, придавая ей форму настоящего хлебного злака. При этом усик очерченного элемента должен быть перпендикулярным нанесенной полоске. Корпусом необходимо нажимать во время процесса так, чтобы мазок приобретал форму водяной капли.
Вопреки кажущейся простоте элемента, он требует к себе особого внимания, так как многие узоры и сюжеты в дальнейшем, возможно, будут изображаться именно с его помощью.
«Зернышко» используется в создании цветов, листочков и многих других завершенных композиционных составляющих.
Именно поэтому петриковская роспись для начинающих, которая обучает этому и другим простым элементам, имеет столь важное значение.
Элемент «Изогнутое зернышко»
Это тоже простой элемент. Однако к его выполнению следует приступать только тогда, когда приобретены навыки по изображению простого зернышка. Для того чтобы прорисовать этот фрагмент, опустите на белый лист кончик кисточки по вертикальной линии.
Бутон из изогнутых зернышек
Два мазка изогнутого зернышка образуют бутон цветка в полураскрытом виде. Чтобы его изобразить, необходимо расположить мазки так, дабы их усики подтягивались друг к другу с одной точки. При этом они должны соединяться округлыми частями.
Когда первый цветок прорисован, следует тренироваться в группировке этих элементов. К примеру, располагаем их так, чтобы они были друг от друга на одинаковом расстоянии, а усики обращаем в противоположные стороны. Затем необходимо «бутоны» объединить в группы, состоящие из трех элементов и развернутые в различные направления.
Рисуем зубчатые листочки из зернышек
Мазки хлебных злаков разносторонней направленности при правильном расположении образуют интереснейшие листья различных модификаций. К примеру, немного удлинив форму традиционного элемента «семя», можно получить зубчатый листочек. Для этого слои необходимо делать направляя их в сторону середины альбомного листа. Прорисовываются они при помощи «пятки» кисточки.
Когда идет речь о таком понятии, как петриковская роспись для детей, стоит иметь в виду, что перечисленные элементы отлично подойдут для их тренировки.
Однако ребенка с самого начала нужно ориентировать на то, что все составляющие, из которых будет состоять этот компонент сюжета, должны быть одинаковыми по размеру и форме. Иначе первоначальную творческую задумку будет реализовать очень трудно.
Учитывая то, что роспись петриковская – это в первую очередь удачное комбинирование четко прорисованных похожих или подобных элементов.
Немного из истории петриковской росписи
Ни одно явление невозможно рассматривать вне того исторического контекста, в котором оно возникло. Если говорить о петриковской росписи, то необходимо отметить то, что этот художественный промысел появился впервые в Украине (а именно в селе Петриковка, которое находится в Днепропетровской области).
В начала ХХ века роспись петриковская развивается как разновидность настенной живописи. Ею декорировали предметы быта самого различного назначения – и одежду, и домашнюю утварь, и аксессуары.
Название художественного промысла связано с жителями населенного пункта Петриковка, организовавшими в начале ХХ века в селе школу, которая обучала декоративному рисованию.
Центр «Петриковка» сейчас
В свое время в населенном пункте работала фабрика со штатом в более девяносто рабочих, в которой функционировало два цеха. При ней был создан музей, который знакомил всех желающих с петриковской росписью. Однако уже десятилетия завод не функционирует.
Наверное, у многих эта информация вызывает логичный вопрос о том, остановилось ли развитие промысла в Петриковке на коммерческом уровне после его закрытия. Спешим сообщить положительное известие: теперь в селе создан специальный центр, знакомящий людей с народным творчеством.
Называется он «Петриковка» и имеет штат из четырех десятков мастеров.
При этом множество ремесленников из Петриковки, для которых владение описываемой технологией является традиционным делом, реализовывают свои изделия в художественных салонах не только Украины, но и далеко за пределами своей страны. Сам промысел стал в наше время столь активно возрождаться, что его используют на мастер-классах, фестивалях народного искусства и т.п. Помимо этого, технике даже обучают в арт-студиях.
Из прошлого в современность
Говоря о том, какие учреждения в Петриковке занимаются популяризацией росписи, нужно отметить художественную школу для детей им. Паты, а также районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства.
Желаете приобрести навыки выполнения петриковской росписи? Тогда начинайте с зернышек и их комбинирования в цветочки и листочки. И успехи не заставят долго ждать себя. А изучение истории росписи и работ других мастеров позволит еще более углубить свои знания.
Источник: https://autogear.ru/article/163/174/petrikovskaya-dekorativnaya-rospis-rospis-petrikovskaya-dlya-nachinayuschih/
Петриковская роспись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Живописная Петриковка была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком как зимовник. Хотя, местные жители уверены в том, что основателем села является атаман Войска Запорожского Петр Калнишевский.
Домовая роспись на печке не известен, CC BY-SA 3.0
Изначально Петриковка была «казенной государственной слободой» и поэтому никогда не знала крепостного гнета.
Зарождение традиции
Всё началось с домовых росписей. Вольные казачки придумали украшать яркими росписями свои белёные хаты, печи да стены внутри. Шло время, дожди смывали цветы, хату белили заново и на свежей побелке «вырастали» новые цветы и Жар-птицы, ещё краше прежних.
Букет с птицами Татьяна Пата, CC BY-SA 3.0
Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, где жители могли продавать свои изделия. Это также способствовало развитию народного искусства.
Сюжеты
Петриковка была своеобразным культурным и общественным центром. Каждая хозяйка стремилась украсить своё жильё оригинальным рисунком, который выделил бы её хату на фоне других.
Шкатулка Александра Пикуш, фабрика петриковской росписи, CC BY-SA 3.0
Чем живописней и нарядней было убранство двора и хаты, тем благополучней и успешней считалась семья. Долгими зимними вечерами задумывались и подготавливались эскизы.
Роспись наносили на колодцы, посуду, домашнюю мебель. Рисовали птиц и цветы, разнообразием которых богат здешний край, по контуру наружных стен хаты пускали так называемые «бегунки», на потолке рисовались «малёвки».
Панно «Птицы счастья» Галина Назаренко, CC BY-SA 3.0
Очень популярным стало рисовать калину, «цыбульки», петухов, кукушек и сказочных жар-птиц, которые давали полёт фантазии при своём написании. Ещё рисовали фрукты и овощи, колоски и траву.
Конечно расписывали и домашнюю утварь — сундуки, народные инструменты, сеялки, сани, особенно развилась декоративная роспись по дереву, подлаковая роспись, надглазурная и подглазурная роспись фарфора. Постепенно была воссоздана технология росписи стекла, современные мастера расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи.
Развитие
Свое развитие роспись получила благодаря одарённости жителей села Петриковка — сельского учителя Стативы Александра Федосеевича (1898—1966). Он стал организатором Петриковской школы декоративного рисования (1936—1941 годы), в которой преподавала Т. А. Пата и её дочь Векла Кучеренко.
Тарелка с петриковской росписью Наталья Статива-Жарко, CC BY-SA 3.0
Большой вклад в развитие росписи внесли заслуженные мастера народного творчества УССР и всех их многочисленных учеников, деятельность которых и привела к возрождению и всестороннему развитию этого искусства.
Роспись сегодня
Постепенно роспись стала настолько популярна, что была организована фабрика «Петриковская роспись». Художественная продукция её стала очень популярна в разных странах, особенно в России.
Шкатулка из дерева не известен, CC BY-SA 3.0
- Фабрика работала до 2004 года там была художественная мастерская на 90 рабочих мест и творческая мастерская для 10 мастеров, при фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.
- В 2004 году, 16 апреля, фабрика «Петриковская роспись» обанкротилась и прекратила свою работу.
- В июле 2011 года фабрика Петриковской художественной росписи была уничтожена, имущество и оборудование снято и вывезено.
- Сегодня работает Центр народного творчества «Петриковка» (в нём трудятся около 40 мастеров), работают предприятия серийно выпускающие сувенирную продукцию с петриковской росписью в Киеве, Днепропетровске.
Ваза с петриковской росписью Марфа Тимченко, CC BY-SA 3.0
Многие мастера в Петриковке работают в собственных, домашних мастерских, реализуют свою продукцию в художественных салонах, сувенирных магазинах, на фестивалях, ярмарках, обучают членов своих семей и всех желающих, либо преподают в школах и студиях, участвуют в официальных государственных мероприятиях.
Зарисовки Самокиша Н. С. орнаментов украинских народных вышивок XVII – XVIII ст. Николай Самокиш, CC BY-SA 3.0
В Петриковке работает детская художественная школа им. Т. А. Паты, районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства, собрания петриковской росписи хранятся в краеведческих, исторических и художественных музеях на Украине и за её пределами организуются кружки петриковской росписи, проводятся выставки.
«Красные цветы» авт.Вера Михайловна Нарадовская Роман Иванович, CC BY-SA 3.0
Традиции предков сохраняют люди, с детства впитавшие их, но по обстоятельствам проживающие далеко от родных мест. Об этом говорят работы самобытной художницы из Беларуси.
Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/46586-petrikovskaya-rospis/
Петриковская роспись. Мастер-класс от Екатерины Никитиной – Журнал "Экодом"
- Для журнала Экодом: Екатерина Никитина, художница, педагог, знаток народных ремёсел
- Петриковская роспись
Удивительная традиция расписывать свои дома возникла в украинском селе Петриковка, основанном в 1772 году казачьим атаманом Петром Калнышевским. В те давние времена каждая хозяйка умела украшать свой дом яркой растительной росписью, а порой изображала фигурки людей, птиц. Мастерицы соревновались между собой, кто лучше распишет к Пасхе вновь побелённую хату. Самых умелых мастериц называли чепурушками. Много воды с тех пор утекло, давно петриковские хаты побелели. Лишь изредка можно встретить расписные ворота или травный бегунок под крышей дома. Современные художники всё больше работают по дереву (шкатулки, тарелочки, вазочки, доски и пр.), по бумаге — создают «малевки».
Одушевлённое жилище
А между тем, традиция мудра, и дом украшался неспроста. Ведь и отношение к нему отличалось от современного отношения к жилищу. Мировосприятие взрослого человека было ближе к мировосприятию ребёнка, который не отделяет себя от окружающего.
Полное единение с природой, ощущение её как живого существа. Отсюда и появляются боги стихий (Перун-громовержец, Мать Сыра Земля и др.), различные русалки, лешие — образы, помогающие непосредственному общению с разными проявлениями природы.
Одежда такого человека становится неотъемлемой его частью, второй кожей.
Ведь, прежде чем покрыть его тело, она выросла из зёрнышка, полежала под солнцем и луной, прошла магическое кручение веретена, заткалась в полотно, украсилась специальными узорами.
Одежда помогала общению с Богом. Орнаменты, украшавшие её, словно молитва, наполнены глубоким смыслом, который теперь многие пытаются расшифровать.
Такое же особое отношение у наших предков было к своему дому. Дом был как бы ещё одной обережной оболочкой человека.
У дома, как и у самого человека, есть лицо, чело — отсюда названия «наличники», «причелины». Соответственно, окна — глаза дома. Внутри же его находилась печь, словно горячее сердце.
Мне не раз довелось бывать в заброшенных деревнях и видеть, что дом живой, пока печь в нём цела.
Как только бережливые жители соседних деревень разбирают печь по кирпичикам, дом превращается в груду дров — умирает, словно сердце остановилось…
Простая балка у потолка имеет очень сильное название — матица, матка. Отношение к ней особое. Важного гостя, невесту, сваху сажали под матицу. К ней же крепили колыбель ребёнка. Уходя
из дома надолго, обязательно прикасались к матице, чтоб путь был счастливым.
Дело мужчины — дом построить. Если дом деревянный — подобрать подходящие деревья и договориться с ними, выбрать подходящее место, возвести стены, крышу, выложить печь.
Дальше хранительницей домашнего очага — сердца дома — становится женщина. Она делает его уютным, чистым, наполняет теплом и ароматом пищи.
В такой дом хочется возвращаться, в нём отдыхаешь, в нём «стены лечат». Наводя порядок в доме, женщина «ладила» пространство — а значит, и всех живущих в нем. Поэтому-то так старательно намывались полы, скреблись стены, лавки, стол.
Дом, как и одежду, украшали узорами. Роспись на доме и внутри его выполняла функцию украшения, оберега, молитвы к Богу. Традиция домовой росписи существовала не только на Украине. В России она бытовала на Урале, Алтае, в Сибири, Вологодской области. Недавно был найден расписанный дом в Саратовской области (в с. Поповка Хвалынского района).
Любимые узоры
Самый простой орнамент — бегунок-бесконечник (по-научному — фриз) — несёт в себе обережную функцию. Бегунок — это волнистая цветная полоса, которая располагается по периметру дома под крышей, вокруг окон или по выступам печи.
Бегунки могут быть очень простыми (волнистая линия с точками) или представлять собой вьюнок из ритмически повторяющихся листьев и дивных цветов с бутонами. За счёт волны и направленности цветов и листьев в этом орнаменте создаётся движение, отсюда и название — бегунок. Замкнув его вокруг своего дома, мы делаем обережный круг.
В этом круге запущено бесконечное движение, ритм, пульсация, сквозь которую сложно прорваться чему бы то ни было нежелательному в дом.
Другой мотив, часто встречающийся в росписях, как украинских, так и русских, — куст с прямым, устремлённым вверх стволом, расходящимися в стороны ветвями, на которых часто сидят две птицы, смотрящие друг на друга. Это Древо жизни1.
Часто его помещали в центральной части при росписи печи. В образе Древа жизни заложен глубокий смысл. Это и воплощение жизненных сил, и продолжение рода, и триединство мира, связь земного с божественным.
Рисуя такое Древо у себя дома, хозяйка осуществляла молитву к Богу, к Роду.
Мне кажется несправедливым, что такая мудрая традиция ушла из нашей повседневной жизни, став достоянием музеев. Многие люди сейчас потянулись к земле, вспоминают про свои любимые дачи, строят загородные дома, уходят жить в экологические поселения.
Они как бы возвращаются в прошлое, уходя из городской жизни, которая для многих стала невыносимой. В среде таких людей традиция может воскреснуть. Красный угол вытеснит телевизор. Женщина вернётся к своей изначальной роли хранительницы домашнего очага, Лады.
А домовая роспись станет естественной потребностью души.
Начать менять отношение к своему жилищу можно, и не имея дома, выстроенного своими руками. Живым Домом может стать и простая городская квартира. На Украине, придя в дом к хорошей хозяйке, искусной художнице, говорили: «В ней у хати як у церкви!» Так пускай же и наши жилища превратятся в храмы!
Мастер-класс:
Бегунок-бесконечник
В Петриковской росписи художницы использовали в качестве инструментов самодельные кисти, тряпочки, колосья, камышинки и собственные пальцы.
Для создания обережного бегунка нам необходимо будет освоить две техники рисования — переходной мазок и рисование пальцем.
Тренироваться в рисовании можно на бумаге, используя гуашь. При росписи дома советую взять акриловую водоэмульсионку и добавить в неё пигменты необходимого цвета, которые продаются в хозяйственных магазинах в отделах «Лаки-краски».
Итак, наш бегунок состоит из 5 элементов: волнистая линия, листики, рябина, цветы и ягоды.
Приступим к рисованию первого элемента. Разводим на палитре достаточно жидкую краску и проводим беличьей или колонковой кистью № 2 волнистую линию. Чтобы линия была ровной и изящной, ведём кончиком кисти, не сажая её.
- Затем наметим места расположения листиков, рябины, цветочков и ягодок.
Теперь нарисуем рябину. Красная рябина или калина считается символом Украины, поэтому петриковские художники очень часто используют её в своих композициях. Рисуется она пальцем.
Разводим на палитре красную краску. Краска должна быть густая, как сметана. Опускаем подушечку указательного пальца в краску таким образом, чтобы она легла ровной круглой каплей на палец, ноготь при этом должен быть чистым. Теперь делаем отпечаток на бумаге. Должна получиться ровная круглая ягодка со светлым бликом внутри. Из этих ягод складывается гроздь рябины.
- Синие ягодки рисуем таким же способом.
- Теперь нам необходимо освоить другую технику — переходной мазок.
Для начала нарисуем просто мазок. Разведите на палитре краску до густоты жидкой сметаны. Наберите её на беличью кисть (№ 3) и начинайте рисовать мазок, ведя вначале по бумаге кончиком кисти, потом плавно сажая её и вновь подымая, переходя на кончик.
Мазки должны быть похожи на только что распустившиеся зелёные листики, заострённые с двух концов.
Когда мазки у вас начнут хорошо получаться, разведите жёлтую краску также до густоты сметаны. Набираем на кисть зелёную краску, а затем кончик её макаем в жёлтую — и выполняем мазок. В нашем листике цвет переходит от жёлтого к зелёному — это и есть переходной мазок.
Из таких мазков складываются листики.
Для выполнения цветков мы будем использовать жёлтую и красную краску. Цветочки такой формы в Петриковке называют «цыбульки» (луковички). Действительно, если разрезать луковицу, она будет похожа на этот цветок.
Набираем на кисть жёлтую краску, кончик макаем в красную, выполняем внешние мазки. Постепенно заполняем цветок лепестками, приводя мазки в одну точку.
- Немного потренировавшись, можно дорисовать наш бегунок.
- Этот мотив можно повторять до бесконечности и опоясать свой дом, окна, двери, применить в росписи мебели.
Целиком статью можно прочесть в 2 номере журнала «Экодом»
1 Подробно об образе древа жизни, его связи с родовыми обрядами и традициями, писалось в 7-м номере журнала «Домашний ребёнок» (прим. ред.)
Источник: http://ecodom.me/blog/2012/10/petrikovskaya-domovaya-rospis/