Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Каждый человек когда-нибудь восхищался природой. Однако для одних это всего лишь повод для мимолётного восхищения, а другие чувствуют себя по-настоящему счастливыми, созерцая красоту леса или величественную гладь моря. Таким людям всегда хочется сохранить частичку природного великолепия и взять её с собой, чтобы потом любоваться долгими, зимними вечерами.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Искусство ошибана позволяет создать своего рода осязаемое воспоминание, путём составления картин из листьев, семян, веток и других природных материалов. Жанр у картины может быть абсолютно любой: пейзаж, натюрморт, просто узоры или другой полёт фантазии.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Такие произведения не требуют профессиональной подготовки, природа сама придёт на помощь всем, кто начал идти путём ошибана. Для начинающих большим плюсом также является получение довольно эффектных результатов уже в самом начале.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

В этой статье будет немного рассказано об истории этого искусства и дано несколько важных советов, которые помогут всем кто хочет научиться делать настоящие шедевры.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийМастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийМастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийМастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийМастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийМастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийМастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Немного истории

Зародилась эта разновидность флористики в Стране восходящего солнца в древние времена. Само название означает «флористика на плоскости».  Во многих странах древнего мира, таких как  Китай, Корея и многих других. встречаются упоминания об этом мастерстве.

Однако рассвет искусства ошибана принято связывать с Японией тринадцатого столетия. Изначально, это была часть подготовки самурая, через неё японский воин должен был постичь хрупкость жизни, а также научиться концентрации внимания и развить ловкость пальцев.

Как сделать первый шаг?

Искусство «живописи без красок», как и любое другое, таит множество секретов, которые постигаются по мере изучения. Например, если посетить специализированный форум, то можно узнать идеальное время для сбора каждого ингредиента и много других тонкостей, касающихся техники ошибаны.

Для увеличения долговечности картины её следует поместить под стекло и затем выкачать весь воздух. Подробнее тонкости будут рассмотрены ниже.

Начать знакомство лучше всего со сбора материала. Это могут быть лепестки цветов, веточки, возможно кусочки коры, колоски, несколько разноцветных листьев и тому подобное.

Заниматься сбором предпочтительно, когда на улице сухо. После этого ингредиенты нужно просушить, воспользовавшись специальной гербарной сеткой или просто положить под пресс, зажав между страницами книги.

  • В целом список инструментов для занятия ошибаной включает в себя: пару ножниц и секатор для сбора и корректировки материала, кисточку и бутылочку клея, что-нибудь тяжёлое для пресса, например, толстую книгу, в которой можно просушивать растения, рамку для фотографий и бумагу для основы.

Алгоритм работы

  • Собираем материалы и высушиваем.
  • Продумываем эскиз. Он наносится карандашом на лист бумаги, картона или тканую основу.
  • Далее нужно выложить детали поверх эскиза. Раскладывать детали лучше всего пинцетом т.к. сухоцветы очень хрупкие.
  • После этого нужно нанести клей. Лучше всего подойдёт ПВА, т.к он после высыхания становится практически прозрачным.
  • Дожидаемся высыхания клея.
  • Осторожно надеваем раму для фотографий

Это общая последовательность действий.

Конечно, каждая картина уникальна и существует масса нюансов,  которые сложно описать в общей статье.

На начальном  этапе лучше потренироваться  на различных мастер классах ошибаны, которые легко можно найти на просторах мировой паутины. Многие из них описаны очень детально, следуя им можно получить необходимый опыт, чтобы затем следовать полёту своей фантазии.

Ценные советы

  1. Эти советы не входят в общий алгоритм действий и кажутся очевидными, но существенно облегчают жизнь.

  2. Для занятий плоскостной флористикой нужно светлое, просторное место, где можно с комфортом разместить множество материалов, инструментов и других необходимых вещей.
  3. Перед началом работы застелите рабочий стол газетой, во избежание попадания клея.

Лучше всего работать тонкой кисточкой, не толще миллиметра, помимо этого рекомендуется воспользоваться спицей или палочкой для нанесения малых объёмов клея.

Ещё лучше приобрести несколько альбомов и цветные карандаши. Это поможет лучше планировать эскизы, также туда можно заносить мысли, идеи и черновые зарисовки для будущих проектов.

Для создания простых работ эскиз не нужен. Однако, если планируется большая работа то следует ответственно подойти к этому этапу. Эскиз работы следует выполнить в натуральный размер, детально продумывая композицию, т.е. общее расположение компонентов. В этом может помочь как собственная фантазия, так и изучение фото ошибаны других мастеров.

Во время постройки композиции очень важно определить центр работы, тогда продумать масштаб и установить нужные пропорции будет значительно легче. Грамотная композиция – ключ к успеху любой работы.

Не стоит перегружать работу множеством мелких деталей, т. к. изобразить их точно не просто.

  • На начальном этапе лучше складывать миниатюры, используя целые формы, а не фрагменты растительных материалов.

Не спешите сажать компоненты на клей. Вначале разложите композицию накрыть бумагой, а затем окинуть свежим взглядом и если всё устраивает закреплять.

Оригинальные решения

Любое искусство развивается с течением времени. Какое — то более активно, какое менее, но развитие есть всегда. Например в искусстве ошибана последнее время всё чаще используется пластик, несмотря на то, что это не природный элемент.

Некоторые авторы в погоне за оригинальностью согласны даже рисковать жизнью. Так, например одна художница выкладывала свои картины, используя полосы из покинутого осиного гнезда, известны также работы, полностью выложенные водорослями.

Также последнее время в ошибане стали использоваться обычные продукты питания, например, чай для имитации листьев на деревьях или как основной материал для всей работы. В этом качестве сегодня можно увидеть и обычные овощи, кабачки, баклажаны и многие другие.

Увлечение плоскостной флористикой способно изменить взгляды человека на мир. После прочтения этой статьи завеса тайны приоткрывается и любой желающий получает возможность творить ошибана своими руками.

  1. Теперь самое время прогуляться по лесу, набрать нужных компонентов и сделать первый шаг в удивительный мир древнего искусства.

Фото ошибаны

  • Также рекомендуем просмотреть:

Источник: https://mirrukodelija.ru/oshibana/

Ошибана: мастер-класс для начинающих и пошаговое пояснение выполнения интересных проектов (95 фото)

Засушивал причудливые листочки и красивые бутоны в книжках и тетрадках каждый второй ребенок. Но мало кто знал, что элементы гербария, выложенные на полотне и дополненные красочным фоном и неприхотливым сюжетом является старинным искусством ошибана. В итоге получается необычный полуобъемный пейзаж, натюрморт или зарисовка, гармонично вписывающиеся в любой стилевой интерьер.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Популярность подобных картин растет с каждым днем, поэтому статья о том, как научиться делать ошибану своими руками, будет интересна и полезна любой мастерице. Ниже можно узнать всю необходимую информацию об искусстве живописи с сухими цветами: заготовке материала, принципах композиции и пошаговых инструкциях.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

С чего начинается ошибана

Главная составляющая красивых картин ошибаны — засушенные листья, ветки, лепестки, трава, бутоны, кусочки овощей, фруктов и другие «природные» материалы. Для оформления рисунка подойдет практически все, включая крупы, кожуру, очистки или цедру. Именно от имеющихся запасов отталкивается художник в выборе сюжета и техники.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Однако не обойдется без инструментария:

  • Ножницы (маникюрные и большие);
  • Бумага, картон, ткань или холст (в качестве основы);
  • Пинцет;
  • Калька;
  • Клей ПВА;
  • Набор кистей;
  • Карандаш;
  • Краски (гуашь или акварель);
  • Веревка, гвоздики, рама для крепления.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Определяемся с сюжетом

Ошибана не знает сюжетных границ, поэтому воплотить на холсте можно любую идею от банального пышного букета до пейзажа с несколькими акцентами.

Начинающим рекомендуется осваивать технику, на незамысловатых рисунках:

  • Одинокого дерева на фоне поляны и голубого неба;
  • Фрукты в корзинке из древесной коры;
  • Собранные в нарисованной вазе цветы.
  • Опытные мастера легко вписывают в сюжет тончайшие линии и мелкие детали, воссоздавая масштабные работы с далекими горизонтами, людьми и животными.

Выбираем фон

Изучив фото ошибаны можно убедиться, что фоном для картины может стать любой подходящий материал от стандартной бумаги до мешковины, шелка или сатина. Все зависит от сюжета, имеющихся элементов, интерьера и фантазии художника.

Можно руководствоваться личными предпочтениями и опытом, однако желательно при выборе основы учитывать следующие моменты:

  • Фон должен быть контрастным по отношению к деталям рисунка;
  • Белая основа дает возможность выделиться тонким линиям;
  • Крупные объекты лучше заметны на грубых полотнах;
  • Мелкие элементы больше подходят для однотонных блестящих поверхностей.
Читайте также:  Выкройка алфавита из фетра: обучаем малыша весело

Приступаем к работе

  1. Описание техники ошибаны для начинающих практически ничем не отличается от руководства для более опытных коллег, так как принцип и последовательность едины для всех.
  2. Разница только в объемах работы и затраченном времени.

    Итак, действовать необходимо в следующем порядке:

  • Выбрать сюжет, исходя из возможностей и имеющихся материалов.
  • Определиться с фоном.
  • На основу нанести эскиз, слегка надавливая на карандаш.
  • Перенести получившийся рисунок на кальку.
  • Вырезать из кальки основные детали и в соответствие с ними выбрать цветы и растения, при необходимости изменив или подкорректировав их форму.
  • При необходимости раскрасить фон акварелью, прорисовать мелкие детали.
  • Разложить засушенные детали на основном фоне.
  • Наклеить их, нанося клей на края каждой детали в минимальном количестве.
  • Готовую картину положить под груз (прессом может выступит стопка книг или ровная доска с утяжелителем).
  • Дождаться полного высыхания.
  • Подкорректировать работу, дополнить штрихами, прорисовкой.
  • Вставить в рамку.
  • Повесить на стену или поставить на стол.

Результатом кропотливой работы будет неповторимая композиция, которую смело можно использовать как самобытное украшение интерьера.

Учитываем рекомендации

Мастер класс для ошибаны не отличается сложной техникой, однако некоторые рекомендации помогут облегчить труд и надолго сохранить полученный результат:

  • В гербарии хранятся только чистые, целые растения, собранные в сухую погоду;
  • Бутоны высушивают, подкладывая вату под каждый лепесток;
  • Лучше заранее рассортировать материалы по цвету, форме и фактуре;
  • Картины с использованием сухоцветов нельзя вешать под прямыми лучами.

Приведенная инструкция с пошаговым описанием техники ошибаны позволит даже самому далеко от живописи человеку попробовать свои силы в самостоятельном создании уникальных картин. При этом тратиться не придется, ведь все материалы для изготовления буквально валяются под ногами.

Фото ошибаны

Источник: http://rukodelieinfo.ru/oshibana/

Необычные материалы в ошибане

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Грейпфрут и апельсин

Наверное, сейчас уже не найдется человека, который не знал бы, что можно создавать картины из листьев и лепестков цветов. Соломка и береста тоже вполне привычные материалы, знакомые каждому.

Но в ошибане, искусстве создания картин из природных материалов,  художники не ограничивают себя стандартными приемами и материалами.

Ведь это так увлекательно – найти что-то новое, необычное, еще никем не исследованное! Подметить какой-нибудь интересный эффект в природе и попробовать это применить в своей картине!

Хотя флористическая живопись и известна с давних времен, искусство это не так широко распространено, как, например, вязание или шитье.

И, конечно, не так уж много мастеров работают в этой сфере, не так много практического опыта накоплено. Поэтому тут открытия возможны на каждом шагу.

Любой человек может привнести в ошибану что-то свое, совершенно уникальное! Что, собственно, и происходит в наше время. 

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Пейзаж из колосков

Это становится хорошо понятно, когда мы посмотрим на работы как наших, так зарубежных мастеров-флористов. Какие оригинальные идеи, какие новые взгляды на, казалось бы, совершенно заурядные материалы!

Вот, например, любимейший источник черных и коричневых оттенков для художников – банановая кожура. Хоть и поражает воображение неподготовленных зрителей, в мире ошибаны этот материал стал уже практически классикой.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Кожура банана Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Инна Данченко «На рассвете» Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Инна Данченко «Мама» Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Осиное гнездо

Еще один неожиданный, но уже высоко оцененный по достоинству материал – осиное гнездо! Покинутое осами гнездо аккуратно снимается и разматывается в широкую ленту серого цвета с разнообразными оттенками. Сфера применения – огромнейшая! Это и графические сюжеты, и сюжеты с изображением скал, дорог, камней.

Я, например, нарисовала полосками осиного гнезда силуэт девушки. Контурами служат тонкие нити морских водорослей.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Инна Данченко “Силуэт”

Обычный чай хорошо имитирует ажурную крону деревьев. Вообще, любые сыпучие материалы очень удачно смотрятся в картинах. Существует даже такие отдельные техники, где изображение создается просто насыпкой на клей. Так делают картины из специй, из зерен, из раскрошенных листьев…

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Д.М.Гаравская «Сфинкс» Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Д.М.Гаравская «Сомалийская кошка» Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений Д.М.Гаравская «Сингапура»

Когда я делала свои первые шаги в ошибане и у меня еще не было никаких заготовленных материалов, я использовала то, что было под рукой – черный и зеленый чай. С его помощью «нарисовала» осенний пейзаж. Хоть картинка и получилась очень простой, тем не менее она стала призером на конкурсе Японской Гильдии Флористов «IPFAS». Так что не стоит недооценивать даже самые  обычные материалы!

Инна Данченко “Осень”

А это картина известнейшей флористки Алены Верхолы – также с использованием чаинок черного чая:

Алена Верхола “Вечер”

Вы жалуетесь, что у вас нет времени что-то собрать? Да и негде, живете в городе? Что же, самое время открыть холодильник! Вот, например, японцы, очень любят создавать коллажи из различных овощей: из морковки, перца, лука, кабачка… Подойдут и фрукты – яблоки, апельсины, мандарины…

Корейский художник «Натюрморт» Ashikaga Naoko «Мотивы» Tsuji Harumi «Замок»

Наши флористы тоже не отстают.  Вот пейзаж из морковки, клоун из срезов стручка перца, коллаж из зеленого кабачка…

Л.Б.Белецкая «Святогорский мотив» Л.Б.Белецкая «Клоун» Надежда Асланова «Мечта о весне»

А можно и грибы использовать! Почему нет?:) Вот как в картине Людмилы Борисовны Белецкой “Толкователи сновидений”:

Л.Белецкая “Толкователи сновидений”

Вот картина Валерия Субботы из листьев капусты:

В.Суббота “Где-то вдали”

Кожура дыни также весьма перспективный материал! Вы только посмотрите, какие чудесные вазы из нее можно делать:

Oh Eun Jung «Натюрморт» Oh Eun Jung «Сервиз из дыни» Oh Eun Jung «Зеленая ваза»

И не только вазы!

Инна Данченко «Жирафик» Инна Данченко «Морская звезда» Инна Данченко «Ящерица»

Кстати, кожура перезревшего огурца с успехом может имитировать дынную кожуру:))

Перезревший огурец Чистка огурца Кожура перезревшего огурца

А какие интересные эффекты дает арбузная и тыквенная корка! И даже не нужно ничего добавлять. Естественные разводы и пятна сами создают сюжет и настроение. Все остальное – уже дело воображения самого зрителя.

Надежда Харитонова «Арбузная корка» Надежда Харитонова «Кожура тыквы» Надежда Харитонова «Текстуры»

Практически нет ни одного природного материала, который нельзя было бы пустить в ход. Вот, например, известнейший мастер флорийской мозаики Александр Николаевич Юрков использует в своих работах красную пленку с соленых помидор.

А.Н.Юрков «Горем Ыка» А.Н.Юрков «Арка Врат.Пурех» А.Н.Юрков «Сомнение»

У мандаринов под кожурой находятся беленькие ниточки – даже они сгодятся флористу-энтузиасту! Для изображения заснеженных веток деревьев или для оформления букета в натюрморте… Вот как у Людмилы Борисовны Белецкой:

Мандарин Л.Б.Белецкая «Дачная идиллия» Л.Б.Белецкая «Темпераменты»

Многие мастера любят работать с луковой и чесночной шелухой. Из нее получаются яркие цветы с красивым отливом. Подойдет также шелуха от клубней ириса, тюльпана. Рим Васильевич Зубков использует чешуйки луковиц шпажника для того чтобы «рисовать» портреты людей:

Шелуха луковиц шпажника Рим Зубков «Портрет бабушки» Рим Зубков «Дни поздней осени»

Я очень люблю графические работы, поэтому у меня активно в ходу скелетированные листья, фонарики физалиса, перегородки из плодов бешеного огурца, водоросли.

Инна Данченко «Затонувшая церковь в с.Гусинцы» Инна Данченко «Роза» Инна Данченко «Умирающий лист»

Для изображения волос, нитей, тонких веточек идеально подходят кукурузные рыльца – ниточки, которые находятся на самом початке. Можно использовать пушистые соцветия скумпии:

Кукурузные рыльца Kanda Mitsuko Nishimura Kyoko

А также подойдет и лыко – под корой у таких деревьев, как тополь, осина, липа – находится слой древесины, который легко можно разделить на тонкие полоски, нитки. Это и есть лыко. 

Лыко Инна Данченко «Сова»

По весне на деревьях пушатся сережки ивы, тополя. И им тоже есть применение! Посмотрите, какой оригинальный меховой воротник получился из пуховой сережки ивы!

Hanzawa Kazuko

Материалов чисто-белых оттенков в природе практически нет. Поэтому можно использовать вымоченную в белизне внутреннюю мякоть кожуры грейпфрута. Либо взять пленочку от скорлупы обычных куриных яиц. Посмотрите, как эффектно применяет этот материал в своих работах Алена Верхола:

Алена Верхола «Синичка» Алена Верхола «Лебеди» Алена Верхола «Царь зверей»

Как видите, человеческой фантазии нет предела! Уникальность материалов позволяет создавать уникальные картины. В них есть своя, особая прелесть, своя «изюминка».  А главное, каждый может придумать что-то необычное, совершенно особенное и непохожее на других!

Источник: http://innadanchenko.com/neobyichnyie-materialyi-v-oshibane

Изготовление картины в технике ошибана своими руками

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Особенности прессованной флористики

Ошибана (прессованная флористика) возникла ещё в Викторианскую эпоху (примерно 600 лет назад). Родиной этого искусства является Япония, где оно очень широко распространено.

В последнее время ошибана стала набирать особую популярность в европейских странах.

За тридцатилетний период появилось много интересных мастеров, которые обучают всех желающих и помогают приобщиться к этому виду искусства.

В основе техники ошибана лежит использование специально подготовленных природных материалов. Несмотря на простоту подготовки, с их помощью можно создать не просто аппликацию, а настоящий шедевр. При правильном сочетании отдельных элементов в композиции мастера достигают идеальной гармонии цвета изображения и фона.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Живопись цветами — ошибана — позволяет каждому человеку в полной мере проявить свои творческие способности. В этом искусстве нет чётких ограничений в сложности изображения или используемых материалах. Исходя из этого, следует начинать работу только после тщательной подготовки и продумывания каждого её этапа.

Подготовка к работе

Перед тем как сделать картину в технике ошибана своими руками необходимо правильно провести все подготовительные работы. Они заключаются в сборе растительного материала и его обработке, заготовке инструментов, а также в изучении советов профессиональных мастеров.

Весь творческий процесс может занять у вас довольно много времени и отобрать некоторое количество сил. На протяжении всей работы важно сохранять концентрацию и аккуратность. Только это позволит сделать не просто детскую аппликацию, а настоящую полноценную картину.

Требуемые инструменты

Чтобы создать по-настоящему красивый пейзаж, необходимо перед началом работы подготовить все необходимые инструменты. Это позволит полностью погрузиться в творческий процесс и не отвлекаться на поиск того или иного предмета. Для пейзажа в технике ошибана понадобится:

  • Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растенийбольшие и маникюрные ножницы для вырезания отдельных элементов картины;
  • мягкий карандаш для нанесения предварительного рисунка;
  • пинцет для аккуратного перемещения и приклеивания вырезанных заготовок;
  • плотный картон, который будет служить в качестве основы;
  • рамка со стеклом для окончательного оформления аппликации;
  • клей ПВА для прикрепления растительного материала к основе;
  • тонкие кисточки, с помощью которых будет наноситься слой клея.

Помимо инструментов, для пейзажа понадобятся и растительные материалы.

Выбор и заготовка исходных материалов

Целью искусства является создание картин из простых подручных материалов. Однако, их не только нужно собрать, но и правильно обработать. От этого будет зависеть не только простота работы, но и привлекательный внешний вид готового изделия. Для создания оригинальной картины, чаще всего, используются такие материалы:

  • листья деревьев;
  • лепестки цветов;
  • тополиный пух;
  • семена растений;
  • различные травы.

Источник: https://hendmeid.guru/podelki/kartinyi-v-tehnike-oshibana

Ошибана картины, техника ошибана для начинающих – Огородник

В Японии этот вид искусства считался исключительно мужским. Сегодня ошибана приобретает все большую популярность и в Европе. Но занимаются ею в основном представительницы прекрасного пола.

Какие материалы необходимы для ошибаны?

Для ошибаны пригодно почти все, что дает нам великий мастер и художник — Ее Величество Природа.

Все, что растет в лесу, саду, поле, на огороде, в городских парках и на клумбах. Это листья, цветки, плоды, семена, кора, береста, солома, мох, кожура, пух.

Конечно, основное время для заготовки материала — весна, лето, осень.

Но и зимой можно найти материал. Это могут быть и комнатные растения, и цветки из букетов, подаренных на праздник, а также овощи и фрукты.

Например, кожура банана или чешуя чеснока и лука, мак или манка либо другая крупа, семечки подсолнечника, бахчевых культур, цитрусовых, засушенные дольки лимона, апельсина, белые прожилки грейпфрута, кожура печеного картофеля, засушенные тонкие кружочки моркови и многое другое.

При выполнении композиции потребуются также материалы и инструменты: маленькие и большие ножницы, пинцет, калька, бумага, картон, ткань, клей ПВА, кисточка или тонкая палочка для клея, карандаш, краски.

Какой необходим фон для ошибаны?

С помощью этой техники могут быть выполнены и пейзажи, и натюрморты, и сюжетные картины, и простые либо замысловатые орнаменты.

Мастер-класс по ошибане: картины и пейзажи из растений

Фон композиции зависит от цвета основного рисунка:

  • Если детали рисунка светлые, то фон должен быть темным, и наоборот.
  • Белый фон выгодно подчеркивает тончайшие оттенки растений.

Материалом для фона могут служить цветная бумага или картон, как гладкий, так и бархатистый.

Наш совет:

Крупные листья хорошо смотрятся на фоне из сурового полотна и мешковины. Для мелких деталей больше подходят однотонные блестящие синтетические ткани, шелк, сатин.

Интересно и более гармонично смотрится фон из целых листьев либо их кусочков. Белую бумагу для фона можно немного подкрашивать акварельными красками или цветными карандашами, добиваясь нужного оттенка.

Собираем растения для ошибаны

Первый и важный этап — сбор материала. Собирать растения можно только в сухую погоду. Если растения мокрые, с капельками росы или дождя, то они быстро потеряют свой цвет, а то и вовсе покроются плесенью.

Надо следить, чтобы они были чистыми, без пыли и грязи, а также без личинок насекомых.

Сушим собранные растения

Сушить можно под специальными прессами или в старых газетах и книгах под грузом.

Грубые и нежные растения нельзя сушить вместе, так как им нужен разный по массе груз. Для грубых растений — 20-40 кг, для нежных — 8-16 кг. Для особенно тонких и нежных лепестков подойдет груз в 5 кг.

Сушить можно и утюгом, но только очень толстые сочные листья, например, ландыш, фикус, магнолию, рогозу, камыш и другие подобные им растения. Гладят их до полного высыхания через газету или промокательную бумагу. Хорошо высушиваются под утюгом осенние пожелтевшие листья. Цветы утюгом не сушат, разве что васильки.

Наш совет:

Чтобы высушить пышные цветки со множеством лепестков (розы, астры, георгины, пионы), осторожно пинцетом приподнимают лепестки и перекладывают их тонким слоем ваты.

Как хранить засушенный материал?

Хранят засушенный материал в сухом и темном месте в картонных коробках и папках. Подойдут также коробки из-под компакт-дисков.

Желательно весь материал рассортировать по цвету и размеру, чтобы можно было быстро найти необходимый вам в данный момент.

Как сделать ошибану: пошаговая инструкция

  • Выбрав сюжет для картины, на основной фон карандашом наносят эскиз.
  • Потом его перечерчивают на кальку. Из кальки вырезают детали и подбирают нужные по цвету и фактуре растения.
  • Вырезав все детали уже из самих растений, раскладывают их на основном фоне.
  • Теперь можно наклеивать детали. Полностью промазывать их клеем не следует.
  • Клей надо наносить очень аккуратно и в минимальном количестве.
  • После того как весь рисунок картины приклеен, ее необходимо высушить, положив под груз.

Наш совет:

Готовые работы ни в коем случае нельзя вешать в местах, освещаемых прямыми солнечными лучами, так как они быстро поблекнут.

Декоративная ценность ошибаны

Композиции из растений украсят любой интерьер. Сделанные для себя или подаренные друзьям панно и открытки будут согревать вас и ваших близких нежными красками природы и одаривать положительной жизненной энергией.

Бесспорно, они обладают одухотворяющей аурой.

И что немаловажно — это экологически чистый вид искусства.

Ошибана — дело кропотливое, хлопотное, трудоемкое, требует усидчивости и терпения. Но в то же время интересное и полезное, как для взрослых, так и для детей — развивает фантазию и чувство прекрасного, прививает любовь к природе, помогает отвлечься от повседневных бытовых проблем и забот.

Так что — удачных вам сюжетов!

Лариса Банчукова, г. Киев.
© Журнал «Огородник»

depositphotos.com

Источник: https://www.ogorodnik.com/articles/osvaivaem-yaponskoe-iskusstvo-delaem-oshibanu-svoimi-rukami

Ошибана, или живопись цветами от Любови Сильченковой

Когда знакомишься с новым видом искусства, то обязательно погружаешься в интересный и захватывающий мир красоты, который украшает и разнообразит твою жизнь. Так я неожиданно познакомилась с ошибаной («оши» – засушенный, «бана» – цветок), одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков.

Ошибана (или осибана) – древнее искусство живописи, в которой вместо красок используются прессованные цветы. Это целая философия создания изображений из засушенных растений или их фрагментов, при котором каждый природный элемент имеет глубокий подтекст.

«Друзья», 2012 г., работа выполнена без красок, исключительно из листьев растений, Призер «The 12 Annual International Pressed Flower Art Competition» Южная Корея

Шесть столетий назад к искусству ошибана в Японии допускались лишь мужчины, причем это были воины-самураи. Женщины получили эту привилегию лишь спустя 300 лет.

Этот вид флористики получил широкое распространение в Великобритании и других европейских странах в Викторианскую эпоху. Последние 30 лет интерес к ошибане продолжает нарастать в разных странах.

Ошибана настолько захватила мое воображение своей невероятной красотой, что я несколько вечеров знакомилась с лучшими мастерами-флористами из разных стран — России и Японии, Англии и Литвы, Украины и Германии. Их работы настолько впечатляющие и самобытные, что я собираюсь сделать несколько историй об этом искусстве.

  • А начать я решила с рассказа о творчестве Любови Сильченковой — художнике-флористе из
  • Киева (Украина, 44 года), которая с раннего детства рисовала красками и карандашами, а в выпускных классах школы прошла учебно-производственную практику, где ее обучали профессии  художника-оформителя.
  • Суровые реалии жизни заставили Любовь закончить университет и получить профессию экономиста. 
  • Прессованной флористикой она занимается с 2008 года.

«Кукушка», 2012 г, Из листьев подсолнуха, осины, лещины, тополя серебритого и др. Призер международного конкурса «Exhibition of creation» в Японии.

Началось это главное увлечение ее жизни случайно, после просмотра мастер-класса по ошибане по телевизору. Любовь стала сушить все, что попадалось под руку — листья, цветы, травы. Потом нашла форум по флористике в интернете и долго изучала собранную там информацию.

Поразительно, но всего через год после начала работы над этим кропотливым искусством, в 2009 году, Любовь стала призером международного конкурса «Exhibition of Creation» в Японии,  на  родине ошибаны.

«Тиграня» 2010 г., листья лещины, ваточник, береста, осина, тополь серебристый, шкурка банана, камыш, спатифиллум

Со временем Любовь стала постоянным участником множества международных и городских выставок. Про нее печатают статьи в газетах и каталогах. Она – желанный гость различных телепрограмм.

«Лотос», 2010 г, Из листев клена, ежевики, ивы, девичьего винограда, лещины, лепестки розы, дельфиниума, шкурка банана, физалис, ирис

На выставках люди иногда не верят, что все картины Любови Сильченковой сделаны из обычных, высушенных под прессом листьев и цветов, без использования карандашей и красок – настолько кропотливо и реалистично сделаны эти картины.

«Рыжий проказник» 2013 г., Из листьев лещины, тополя серебристого, абрикоса, ивы, клена, магнолии, физалиса, лепестков дельфиниума и др.. Приз за совершенство Prize for excellence, The 7 World Pressed Flower Craft Exhibition, Южная Корея

Раньше в Японии составлением цветочных композиций занимались воины-самураи, считалось, что это занятие развивает у них концентрацию внимания, требует точности движений и осторожности.

«Морской пейзаж» 2015 г, Флористическая копия картины М. Сатарова, Из листьев сумаха, клена, малины, тополя серебристого, осины, калины, явора, груши и др.

Приступая к работе над ошибаной, самурай должен был настроиться на особый лад внутренней гармонии и вслушаться в звучание своего сердца, перекликающегося с ритмом Вселенной. Ошибана была обязательным элементом пути самурая наравне с искусством каллиграфии, искусным владением мечом и стихотворным слогом.

«Выдубицкий монастырь» 2011 г, Листья тополя серебристого, осины, клена, береста

Предельная сосредоточенность была непременным условием того, что получившийся рисунок не будет жалким воспроизведением реальности и в нем будет своя душа.

При этом самурай постигал взаимосвязь всего существующего в природе: как из цветка создать фигуру животного, птицы или человека, как хрупкая веточка превращается в целое дерево и как обычные листья трансформируются в могучие горные хребты в ходе создания ошибаны.

«Аляска» 2009 г, Работа заняла 1 место в международном конкурсе «Flower Show 2010» в США

При создании композиции в технике ошибана флорист сочетает фактуры высушенных под прессом цветов и листьев, семена, корешки и кору деревьев, пух растений или хвою.

 
При создании композиции художник учитывает, что разные растения имеют разную стойкость цвета и со временем цветовые сочетания  на картине меняются.

«Краски осени» 2010 г.Листья тополя серебристого, осины, шелковицы, ежевики, ивы, кукурузы, лещины, шкурка банана

Любовь Сильченкова признается, что никогда не делает повторы картин и не работает «на заказ». Сюжет будущей картины долго продумывается, подбираются необходимые растительные материалы.

Приступает к работе художница только после того, как сюжет полностью захватывает ее воображение и вкладывает в работу всю душу.

Ей даже трудно расстаться с готовым изделием сразу, настолько Любовь трепетно относится к своим картинам.

  1. Приведу несколько интересных исторических фактов об ошибане, о которых рассказывает  Любовь Сильченкова на своем удивительно красивом сайте.

«Осенний вечер», 2012 г., Листья осины, тополя, ивы, клена, лещины, подсолнуха, шелковицы, абрикоса и др.

«Засушенные плоские растения встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V-III веках до нашей эры. «National Geographic» отметил, что археологи раскопали засушенные плоские лавровые листья и гирлянды в гробнице матери Тутанхамона.

«Осенний натюрморт», 2010 г., Листья магнолии, банана, тюльпанного дерева, явора девичьего винограда, калины, ириса, ивы и др.

Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее.

Наиболее популярными в Англии композиции из сухоцветов стали в Викторианскую эпоху (период правления королевы Виктории, 1837—1901). В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках,  дамы создавали композиции сочетая прессованные цветы с лентами. Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.

«Карпаты», 2013 г.,Листья тополя серебристого, магнолии, подсолнуха, ирисов, малины, шелковицы, боярышника и др.

Упоминания о сухих плоских цветах появляются в различных отчетах на протяжении всей истории.

Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название ошибана, что в переводе и означает прессованные цветы . Первоначально ошибана служила суровым воинам-самураям.

Они складывали картины из хрупких сухих цветов и растений, что требовало необычайной осторожности, точности движений и понимания гармони всех составных элементов картины. Такая картина давала возможность сосредоточиться и проникнуть во внутренний мир самурая.

Интересно, что в Японии раньше цветочными композициями занимались только мужчины и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться и женщины.

  • В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом. 
  • По мотивам Г.Янулевича «Бережок»
  • За столетия интерес к этому ремеслу распространился от Японии в Викторианскую Англию затем, через Европу, к Соединенным Штатам.

«Бабушкина хата», 2013 г, Тополь серебристый, осина, боярышник, Ирис, магнолия, виноград, малина. Первое место на конкурсе «Еру 8th World Pressed Flower Craft Exhibition» Южная Корея.

Сегодня, ошибана предлагает нам даже больше чем простое сохранение красоты и изящества живущих цветов. Работая с прессованными цветами, мы напоминаем себе о тесной связи с природой. С творческим подходом к использованию материалов, листья становятся деревьями, а лепестки формируют горы.»

Примечание. Все права на изображения принадлежат их автору.

Источник: https://tailytales.ru/2018/03/23/21343/

Ссылка на основную публикацию