Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
Лена Колесова

Доброго времени суток всем-всем))) Наверняка в сети можно найти множество мастер-классов посвящённых  коптскому переплету, но в любом случае в процессе  создания блока,  каждый находит какие-то свои решения и адаптирует процесс под себя. И сегодня я расскажу вам, как это делаю я.
Когда-то давно, когда я еще только-только начинала погружаться в скраповый мир,  мне попалась статья про книжный переплет, я конечно же ее прочитала,  подивилась и решила, что вряд ли когда-то буду сама так мучиться… ))))  но,  скраповый мир такая штука, где на месте усидеть просто не возможно, хочется усложнять задачи и все время пробовать что-то новое. Так вот, такой момент настал…  особо читать и вникать в МК по переплету мне не хотелось, вместо этого я распотрошила))) какой-то старый блокнот, прикинула что к чему и пошла пробовать, в процессе додумывая, как можно сделать процесс удобнее для себя.  Итак, начнем)))

Для удобства предлагаю выделить несколько этапов создания нашего блока для блокнота:

1.    Подготовка.
2.    Сшивание 1ой части (основы) со 2ой.
3.    Сшивание 2ой и последующих частей.
4.    Обработка корешка.

1) Подготовка. На данном этапе мы определяемся с размером будущего блока, нарезаем и складываем, или сразу складываем, если есть подходящие листочки (фото 1).

Группируем получившиеся сложенные странички по 3-4 штучки, в зависимости от плотности бумаги и своих предпочтений, обозначим получившееся как «части» (составные части будущего блока). В моем случае их получилось 9 штук по 3 сложенных листа крафтовой бумаги.

Теперь сделаем заготовочку из картона, которая поможет нам в дальнейшем ровно проколоть дырочки в страницах. Она должна быть одинаковой длины с блоком, а по ширине можно сделать сантиметра 3-4. Вырезав складываем заготовочку пополам (фото 2).

Лучше всего взять картон, но не очень толстый. Почему именно картон? Потому, что он будет лучше держать форму и его хватит на несколько блокнотов точно.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебствоМастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Подкладываем что-нибудь, что легко прокалывается, но держит форму, не позволяя бумаге мяться. В моем случае это часть прокладки из упаковки от какого-то медицинского инструмента (коврик для мышки у меня к сожалению пластиковый).

Держа нашу заготовку в сложенном виде, не расправляя ее, «крылышками» вверх))) начинаем делать дырочки (фото 3). Почему не расправляя? оказалось, что именно в таком положении дырочки попадают наиболее четко по центру сгиба.

    Мне больше нравится, когда странички прошиты плотно, поэтому я пыталась делать дырочки даже через 1 см, но получилось не совсем удобно потом сшивать части блока друг с другом.

Поэтому оптимальный вариант для меня – отступить от краев по 1 см и сделать дырочки, а между ними  уже «дырявить» примерно с интервалом в 2 см. (фото 4).

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебствоМастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Теперь вкладываем картонную заготовку в середу одной из частей, часть тоже не распрямляем при этом, держим так же «крылышками» вверх)) и фиксируем (фото 5).

У меня есть замечательные хольцевские «прищепки», но это могут быть и скрепочки, и обычные канцелярские зажимы.

Как только мы все это зафиксировали, берем булавочку и начинаем делать дырочки в листках через нашу картонную заготовку-трафарет (фото 6). Так делаем со всеми частями и получаем в итоге вот такую кучку (фото 7).

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебствоМастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
Стараемся не путать где верх, где низ в процессе, чтобы дырочки максимально совпадали.
Вот и все, первый этап завершен)))

2) Сшивание 1ой части (основы) со 2ой. Берем одну часть нашего будущего блока, назовем ее, например, «основа», кладем перед собой. Дырочками к себе.

Берем нитку с иголкой, нитка должна быть плотной, но это и так понятно)) не стоит брать слишком длинную нитку, она будет путаться и действовать на нервы))) лучше потом в процессе, если не хватит, «привязать» еще одну ниточку.

Вводим иголку с ниткой в первую дырочку слева внутрь нашей основы (фото 8) и выводим через последнюю дырочку, крайнюю справа (фото 9), в итоге внутри получается один большой стежок.

Ниточку протягиваем, чтобы слева остался хвостик сантиметров хотя бы 5-6, такой, чтобы потом удобно было связать в узелок его с другой ниткой. Мне удобно повесить опять же хольцевскую прищепку на этот хвост, чтобы нитка никуда не дергалась, не протягивалась дальше, чем нужно мне (фото 10).

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебствоМастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Теперь нам нужно к основе пришить 2ю часть блока (наша стопочка будет расти исключительно вверх, кстати). Кладем сверху 2ю часть и вводим нитку с иголкой в дырочку расположенную ровно сверху, т.е. дырочку крайнюю справа у 2й части (фото 11). Протягиваем, выводим нитку к себе наружу через следующую дырку, т.е. вторую справа (фото 12). 

Сейчас нам нужно «зацепиться» за основу. Для этого вводим иголку с ниткой в соответствующую (снизу) дырочку основы  (фото 13).

Внутри основы мы видим один большой стежок, его мы огибаем и возвращаемся через ту же (2ю справа) дырочку основы наружу (фото 14). Подтягиваем ниточки. Возвращаемся внутрь 2ой части также, как и выходили из нее (фото 15), т.е.

через вторую дырочку справа 2ой части (внутри частей стежки будут идти друг за другом, без пробелов, об этом не забываем).

Дальше действуем по той же схеме: делаем внутри 2ой части стежок –  выходим через следующую дырочку наружу – «ныряем» в соответствующую снизу дырочку основы – внутри основы огибаем ниточку – через ту же дырочку выходим обратно – возвращаемся в соответствующую дырочку 2ой части, из которой и выходили после того, как сделали очередной стежок.
(Кстати, мне удобно держать на данном этапе всю эту конструкцию таким образом, как на фото 16. Указательный палец в серединке 2ой части, а средний в серединке основы. Это дополнительная фиксация, также не приходится каждый раз листать страницы, чтобы попасть в серединку). Так продолжаем до конца, пока не выйдем через крайнюю дырочку слева 2ой части на сторону корешка (к себе). Еще раз подтягиваем ниточки поплотнее, можно зацепить прищепкой обе части для удобства, и завязываем на узелок две встретившиеся нитки («хвост» и рабочую нить с иглой) на 2-3 узелка (фото17).

Если хвост мешает, можно его укоротить до сантиметров 2х, но это не принципиально.  Очередной этап завершен)))

3) Сшивание 2ой и последующих частей. Все последующие части «пришиваются» по одному алгоритму. Итак, берем следующую часть, у нас пока это 3я.

Укладываем сверху, совмещаем дырочки, ровняем… вводим иголку с ниткой в соответствующую сверху дырочку (фото 18), опять же для удобства фиксируем прищепкой предыдущие странички и половину рабочей части (фото 19) так, чтобы помимо фиксации нам проще было попадать в серединку.

Делаем стежок внутри и выходим на сторону корешка (к себе) через следующую по порядку дырочку. Видим следующую картину (фото 20).

Если до этого, при сшивании первых двух частей нам нужно было «нырять» внутрь основы, чтобы «зацепиться», то теперь нам не нужно будет вводить внутрь предыдущей части иголку с ниткой.

Теперь достаточно зацепиться за вертикальный стежок  между предыдущими частями (фото 21).

Огибаем этот стежок, протягиваем нитку и перед тем как совсем ее протянуть, останавливаемся. У нас образуется петелечка (фото 22), пропускаем через нее иголку с ниткой и теперь  уже затягиваем до конца. Подтягиваем вверх-вниз, чтобы было плотненько и возвращаемся обратно внутрь рабочей (верхней) части через ту же дырочку, что и вышли (фото 23). 

Дальше продолжаем по той же схеме: делаем внутри рабочей части стежок в следующую дырочку – выходим на сторону корешка – огибаем вертикальный стежок расположенный ниже – проводим иглу черед петельку – затягиваем – возвращаемся обратно через ту же дырочку, через которую выходили, внутрь рабочей части.
В самом конце завязываем пару узелков, обрезаем лишнюю ниточку и получаем вот такой симпатичный и аккуратненький блок для нашего будущего блокнота (фото 24)))

4) Обработка корешка. Теперь укрепим наш корешок, а заодно и приукрасим) Мне нравится приклеивать киперную ленту, но это может быть и что-то другое, кусочек ткани, например, или любой другой подходящий материал. Отрезаем ленту сантиметра на 3-4 больше, чем длина корешка блока (фото 25).

Фиксируем странички блока подручными средствами поближе к самому корешку, наносим клей на ленту и на корешок, учитываем, что часть клея впитает ленточка. Склеиваем (фото 26), хорошенько прижимаем и разглаживаем по всей длине. Мне нравится клеить Моментом Кристалл.

Он прозрачный, довольно быстро сохнет и достаточно легко можно удалить после высыхания, если где-то лишний выползет.

Наносим клей на свободные «хвостики» ленты и загибаем их (фото 27), оставив складочку в 1-2 мм выступать (фото 28).

Ну вот и все, наш блок готов) оставим его подсыхать на часок-другой перед дальнейшей работой над изготовлением блокнота.

В заключение хочется сказать, что сшить таким образом блок очень просто) обязательно попробуйте, если до этого не решались)

Спасибо за внимание))) Удачи и творческих успехов!
Елена Колесова

Источник: http://ladiola.blogspot.com/2012/01/blog-post_26.html

Мастер класс по скрапбукингу: Коптский переплёт

Сегодня я предлагаю всем желающим научиться делать коптский переплёт, этот навык может пригодится и в скрапе, и в других видах творчества.

  • Котлярова Ольга. 
  • Блог: Созидание у трех Лун
  • Сделать такой переплёт совсем не сложно, а при определенной доли аккуратности у Вас получится красивая косичка, напоминающая вязанную крючком цепочку.
  • Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
  • Для работы понадобится:
  • бумага для страниц (любая, какую Вы сочтете нужной)
  • нитки с иголкой (я предпочитаю работать гобеленовой иглой с тупым кончиком)
  • булавка (если у Вас острая швейная игла, то можно обойтись без булавки)
  • клей (если у Вас есть ПВА производстав завода Луч, то берите его, если нет – то другой надёжный клей для работы с бумагой)
  • кисть для клея
  • подложка (резиновый коврик, подойдёт также просто кусок рыхлого картона, из которого обычно делают коробки)

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Сначала небходимо подготовить будущие страницы. Для этого из сложенных вдвое листов делаем тетради для будущей книжки: 1 тетрадь состоит из трех сложенных вдвое листов. Количество тетрадей зависит от планируемой толщины книжки.

После того, как тетради сформированы, берем одну, разворачиваем и кладём на подложку. Булавкой делаем дырочки, они должны распологаться как можно четче на линии сгиба. Количество дырочек определяется исходя из размера страницы так, чтобы расстояние между ними было 2,5-4 см. Нестрашно, если расстояния будут несколько разниться, так что можно делать на глазок.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

После того, как дырочки в первой тетради сделаны, нужно их повторить на всех последующих. На этом этапе следует быть внимательными, поскольку очень важно, чтобы дырочки на тетрадях были в одном и том же месте.

Для этого первую тетрадь (уже “продырявленную”) в согнутом виде кладется на раскрытую вторую (и все последующие) тетрадь так, чтобы их линии сгиба совпадали. Булавкой повторяем дырочки. Для копирования дырочек на третей и далее тетради я также советую использовать самую первую тетрадь, тогда погрешность будет минимальна и дырочки не “уедут” в сторону.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

После того, как все тетради подготовлены, можно приступать к прошивке. Нить подойдёт любая достаточно крепкая, всё зависит от Вашей задумки или того, что есть в наличии. Очень интересно выглядит переплёт с использованием льняной или суровой х/б нити.

С внешней стороны сгиба вдеваем нить (одинарную!) в тетрадь, оставляя небольшой хвостик, и выводим через крайнюю дырочку на противоположном конце.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Берем вторую тетрадь (для наглядности она у меня зеленого цвета), совмещаем дырочки. Вводим иглу с ниткой в крайнюю дырочку второй тетради.

  1. Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
  2. С внутренней стороны второй тетради делаем стежок и выводим нить.
  3. Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
  4. Уводим иглу с ниткой на внутреннюю сторону первой тетради.
  5. Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

И видим там длинный стежок, который сделали с самого начала. Цепляемся иголкой за этот стежок на уровне дырочки, через которую ввели иглу и уводим иглу через ту же самую дырочку.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Следим за натяжением нити с помощью хвостика, который оставили вначале, периодически подтягивая его. Выводим иглу и снова уводим её внутрь второй тетради.

  • Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
  • Снова делаем стежок.

Уводим иглу внутрь первой тетради и…

… снова цепляемся за нить и уходим в ту же дырочку.

  1. Такие стежки повторяем снова и снова, пока не достигнем последней дырочки второй тетради. Тогда просто выводим нитку наружу и видим такую картину: два конца нити сошлись около одной дырочки

С помощью оставшегося хвостика и рабочей нити завзываем узелок, можно двойной. После чего хвостик можно отрезать, он нам больше не понадобится.

  • Это – основа нашей будущей книжки, последующие шаги будем повторять, пока не достигнем нужной толщины.

Берём третью тетрадь, прижимаем её ко второй тетради, совмещая дырочки. Не перпутайте, третья тетрадь должна соприкасаться со второй, а не первой, тетрадью. Вкалываем иглу в первую дырочку третьей тетради.

  1. Внутри третьей тетради делаем стежок, выводим иглу.
  2. Теперь иглу нужно продеть через маленький стежок между первой и второй тетрадями
Читайте также:  Ветка рябины своими руками в разных техниках

Образуется петелька, в которую нужно ввести иглу, как это делается при исполнении узелка во время шитья. Но как такового узелка у нас не будет.

  • Затягиваем петельку.
  • И вкалываем иглу внутрь третьей тетради.
  • Снова делаем стежок внутри третьей тетради.

Снаружи опять цепляемся иглой за маленький стежок между первыми двумя тетрадями, вводим иглу в петельку, затягиваем, уводим внутрь… Повторяем, пока не достигнем крайней дырочки. Там просто цепляемся иглой за стежок, в петельку, затягиваем.

  1. И вкалываем иглу в крайнюю дырочку четвертой тетради, который мы прижали к третьей тетраде, не забыв правильно совместить дырочки.

Продолжаем наше медитативное занятие, пока не обнаруживаем, что у нас закончились тетради. Если их оказалось заготовлено слишком мало, самое время сделать новые.

  • Чтобы дырочки у новых тетрадей были в правильных местах, делаем следующим образом: новую тетраль в раскрытом виде кладём под нашу книжку, совмещаем линии сгиба и делаем проколы булавкой чётко в тех местах, где проходят наши петельки.
  • Когда достигнута необходимая толщина книжки, делаем последнюю петельку, затягиваем.
  • Чтобы закрепить нить, вкалываем иглу в ближайший стежок.
  • В образовавшуюся петлю вводим иглу, затягиваем.

Нить обрезаем. У нас получилась аккуратная книжка.

  1. Чтобы переплёт был более крепким, особенно если достаточной плотности между тетрадями не наблюдается, наносим небольшое количество клея на сгиб сшитого блока с помощью кисти.
  2. Не берите слишком много клея, чтобы он не просочился внутрь книжки, даже небольшого его количества будет достаточно.
  3. Помещаем книжку сушиться под пресс.
  4. Готово!
  5. Теперь можно сделать блокнот, используя первую и последнюю страницу в качестве форзаца (приклеив к ним обложку) или оформить как-то иначе.
  6. Успехов в творчестве!

Источник: https://www.mastera-rukodeliya.ru/koptskii-pereplet

МАСТЕР-КЛАСС по ОТКРЫТОМУ КОПТСКОМУ ПЕРЕПЛЕТУ

Всем привет. Сейчас я провожу уже второй СП по этому виду переплета,решилась переписать всю информацию в отдельный МК, поделиться знаниями со всеми желающими ))) Представлю вам мой фиолетовый скетч-бук. На примере сборки именно этого блокнота покажу как делается открытый коптский переплет. С моими маленькими хитростями и нововведениями )

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Дальше много слов и фото )))

Итак. Для работы нам понадобятся:

  1.       Картон. Переплетный картон размеры максимум
    22*16 см, 2 шт

  2. Бумага. Это может быть любая офисная бумага типа
    «Снегурочки» плотностью 80г/м2. Либо бумага другого производителя более
    плотная.
  3. Скрап-бумага для форзацев. 1 листа будет вполне
    достаточно. Если вы хотите сделать внутреннее оформление  блокнота перекликающимся с форзацами, то
    возьмите на всякий случай 2-3 одинаковых листа скрап-бумаги.  
  4. Лист белой акварельной бумаги или бумаги для
    пастели. Формат А3.
  5. Ткань для обложки. Желательно хлопок, 2 отреза
    20*26см. 
  6.  Синтепон либо флис, или любой другой
    «уплотнитель». 
  7. Нитки для шв.машинки и сама швейная машинка.
    Если таковой нет, то это не проблема вовсе, обложку можно сделать и без строчки
    по периметру. 
  8. Нитки для шитья самого блокнота, можно взять
    ирис, или тоненький вощеный шнур.
  9. Иголка, толстая и желательно закругленная. В
    ушко иглы должна входить выбранная вами нить, сложенная 2 раза. 
  10. Шило. 
  11. Канцелярские зажимы. 
  12. Металлическая линейка. 
  13. Ножницы и канцелярский нож с острыми лезвиями. 
  14. Клей. Момент-кристалл или момент-гель или
    клей-карандаш «Эрих Краузе».  
  15. Декор. 

Список небольшой и материалы все доступные.

Приступаем к работе. Для начала подготовим бумагу для блокнота.
Берем листы А4, у меня это обычно листы CopyColor (Mondy) 120 г/м2. Распечатываем необходимые странички, если это будет блокнот с цветной или ч/б печатью.
Складываем листы пополам и проводим косточкой для биговки по сгибу. У меня ее роль сегодня выполняет мастихин )))

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство Далее складываем в тетрадки по 3 или 4 сложенных листа, недавно вычитала, что этот процесс называется фальцовка.
Определяем, сколько у нас будет тетрадок, и соответственно, какой толщины будет блокнот.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство Сейчас самое время подровнять тетрадки. Я подравниваю тетрадки каждую по-отдельности. Определяем сколько у нас будет дырочек в переплете, я обычно рисую на черновичке вертикальную линию, а на ней отмечаю засечки, записываю расстояние между отверстиями в сантиметрах.
Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство Раскрываем тетрадки и прокалываем строго по нашей схеме, очень аккуратно, ровно и без косяков! Это очень важно – проколоть все отверстия ровно, в один ряд. Дело в том, что при обычном коптском переплете корешок покрывается слоем герметика и прячется под корешок обложки. В нашем виде переплета косяки прятать некуда, так что мы либо делаем все ровно и красиво с первого раза, либо переделываем тетрадки )))

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство Когда все тетрадки проколоты по схеме, проверяем нашу работу. Складываем стопочкой, ряд дырочек на корешке должен быть прямым, без змеек и закруглений.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство Пришел черед разделителей. Для этого возьмем лист А4 (можно вырезать лист соответствующего размера из бумаги для скрапбукинга, либо использовать лист для печати А4 большей плотности. У меня это 300 г/м2). Пробигуем его по серединке поперек листа и сделаем такие же отверстия, как и на страничках блокнота. Теперь декорируем лист так, как нам хочется ) Я распечатала титульную картинку из используемой коллекции и в дополнение еще календарь на 2016 год. Подложила под картинки скрап-бумагу с тем же принтом, что и на форзацах. Аккуратно прострочила на машинке по периметру.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство У нас получилась мини-тетрадка из одного листа. Когда будем шить весь переплет, не забудьте вставить на свое место разделитель, прошить его как обычную тетрадку. А когда вся работа будет закончена – просто приклейте две изнаночные половинки друг к другу. Далее готовим обложку. Приклеиваем на картон (размеры ) синтепон, отрезаем лишнее, примеряем ткань. Ткань нужно прогладить заранее утюгом, если есть возможность – накрахмалить.

 При приклеивании ткани не забудьте сформировать красивый и аккуратный уголок.

Когда ткань к обложкам приклеена, приступаем к почти что самому интересному – декорируем обложки.
На этом этапе нужно продумать наличие и расположение закладок, завязок (ленточек/резиночек/замочков). В моем блокноте не будет ни того, ни другого. Но отмечу, что закладку можно пришить к задней обложке блокнота сверху. Работа в самом разгаре, и мы почти дошли до самого важного этапа.
Вырезаем из бумаги для скрапа наши форзацы, приклеиваем их и прошиваем на машинке строчку по периметру, но это не обязательный пункт.

Примерим наши странички к обложке, сделаем проколы на обложке шилом по схеме. Проколы лучше делать на расстоянии от 5 мм до 1,5см, но тут вас ограничивать будет только ваша фантазия. Можно даже сказать, что расположение проколов и длина переплетной нити – это тоже часть декора )

Пришла очередь конвертика. Я прикладываю схему, по которой можно расчертить шаблон конверта на бумаге формата А3 и вторую схему – для бумаги формата 30*30см. Вырезать по черным линиям.

Конверт выполняет две функции – это непосредственно функция конверта )))) и еще с его помощью мы спрячем остатки переплетной нити в самом конце работы )))

После склеивания клапана сбоку (или клапанов по бокам) конверта мы получим вот такую конструкцию. Не забудьте сделать проколы шилом по схеме, как и в тетрадках. ВАЖНО! не приклеивайте нижний клапан на этом этапе.

Вот мой конверт и небольшие карточки в нем (скрепки просто удерживают приклеенные части конверта.)

Итак, теперь самое интересное ) Прошиваем открытым коптским переплетом наш блокнот.

Примерьте все наши “запчасти” на свои места. Запомните где будут располагаться разделители, разровняйте блоки (важно не перепутать верх и низ). Определите с какой стороны вы начнете шить, с передней обложки или с задней. ВАЖНО! будет очень удобно, если по обеим сторонам от блока, непосредственно между блоком и обложками, будут наши помощники – конверт или разделитель. В этом альбоме я расположила конверт в конце блокнота, а роль первой тетрадки у меня выполняет разделитель. Да, мой разделитель находится в начале )))) неспроста на нем титульная картинка ))) А еще я часто делаю вот такие фото “до” процесса. они меня вдохновляют на дальнейшую работу )))
Берем рабочую нить. У кого-то это будет Ирис (складываем пополам), у кого-то тоненький вощеный шнур (вшиваем в один слой). Я начинаю шить с задней обложки. Объясняю просто – если на передней обложке будет объемный декор в виде цветов и т.п., то в процессе сшивания переплета он [декор] может помяться.

В нашем блокноте нет корешка, который мог бы спрятать косяки и узелки и т.п., это значит нам нельзя косячить ))) наша нить должна быть такой длинной, чтобы от начала и до конца переплета не было ни одного обрыва или лишнего узелка.

  • Длину нити от иголки до конца я вычисляю по следующей формуле:
  • L=(N*(1.2*M+K))+(2*(3,5*X*M+K)),
  • где L – длина нити от иголки до конца
  • N = количество тетрадей (конверты и разделители тоже считаются как тетрадки)
  • M – количество дырочек
  • K – расстояние от первой дырочки до последней,
  • Х – расстояние от края обложки до дырочек (например, 0,5см или 1,5 см)
  • На моем примере: 

В блоке 6 дырочек, расстояние от первой до последней – 15см, у меня в блоке 10 тетрадей + 1 разделитель + 1 конверт, дырочки на  обложке я делала на расстоянии 1 см. N = 12, M = 6, K = 15, Х = 1.

L = (12*(1.2*6+15))+(2*(3,5*1*6+15)) = (12*22,2)+(2*36) = 266,4+72 = 338,4 см, то есть примерно, с запасом 3 метра и 50 см. НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ! и НЕ БОЙТЕСЬ! Это я не шучу, я говорю серьезно ))) я буду шить почти 4х-метровой ниткой…

Вы можете схалтурить и шить нитками по 1 метру, и делать узелочки, но они будут на виду в любом месте. А в нашем деле ценится красота и качество, и аккуратность )

Вдеваем иголку с ниткой в конверт в первую дырку, конец нити можно закрепить на клапане с помощью двустороннего скотча.

Вытаскиваем иголку из конверта и вдеваем в первую дырочку обложки с лицевой стороны (со стороны ткани). Вытаскиваем иголку со стороны форзаца.

Далее проводим нашу иголку под ниткой (между конвертом и форзацем) слева направо. Натягиваем нить, проводим иголкой еще раз под этой нитью, как на фото, чтобы затянуть узелок.

Тянем нить за иголку, потихонечку затягивая узелок, придерживайте нить на всякий случай.

Вот еще два фото, чтобы было более понятно.

Когда узелок завязан, мы вводим иголку обратно в ту же дырочку в конверте. 

Выводим иглу из второго отверстия и точно также вдеваем иголку в обложку и завязываем узелок.

Когда готов второй узелок, вводим иглу обратно в конверт в ту же дырочку, выводим через следующую.

Продолжаем те же действия до конца обложки ) до последней дырочки.

Со стороны конверта это будет выглядеть вот так.

Кстати, удобнее будет расположить весь блок на обложку к себе корешком.

Далее прикладываем первую тетрадку, проверьте верно ли расположены странички (верх и низ).

Вводим иглу в первую дырочку и выводим через вторую.

Тут скрепка просто держит клапан конверта, на нее можно не обращать внимания.

На фото видно, что вытащив иголку из второй дырочки тетрадки, я ввожу иголку в промежуток между конвертом и обложкой, слева или справа, повожу иголочку под узелком и вытягиваю обратно справа или слева от самого же узелка.

А потом ввожу иголку обратно в дырочку, внутрь тетрадки. И снова выводим наружу через следующее отверстие. 

И так до последней дырочки. 

  1. Вводим иголку внутри тетрадки в отверстие,
  2. Вытаскиваем наружу,
  3. Вводим иголку в промежуток между двумя предыдущими тетрадками (это могут быть первая тетрадка и конверт или же конверт и обложка) слева или справа ,
  4. Оборачиваем узелок и вытаскиваем обратно.
  5. Вводим иголку в то же отверстие.
  6. Выводим иголку из следующей дырочки.

Когда дойдете до последней дырочки, вместо того, чтобы просто обернуть нитку вокруг узелка, делаем еще один узелочек. Вводим как обычно иголочку в промежуток между тетрадками слева или справа, выводим, обернув узелок, потом не сразу затягиваем, а вводим иголочку еще разок в эту новую петельку, и вот сейчас затягиваем.

Узелок делать не обязательно, просто так надежнее ))) Когда пришита наша первая тетрадка, прикладываем вторую. Опять проверим правильность расположения ))) Введем иголочку в первое отверстие, выведем из второго, повторим те же самые пункты ))) Вот еще фото процесса в середине плетения.

И еще фотка узелка в конце плетения тетрадки.

Разделители пришивать нужно точно так же, как и все тетрадки. Приложили, ввели иголку в первое отверстие, вывели из второго, обернули вокруг узелка, ввели во второе, вывели из третьего и т.д.

Знаете, когда я описываю одни и те же действия по плетению переплета, каждый раз у меня в голове звучит старинная юмористическая сценка, как то так “открыла кошелку, достала сумочку, закрыла кошелку, открыла сумку, достала кошелек, закрыла сумку, открыла кошелку, положила сумку, закрыла кошелку, открыла кошелек, достала деньги, закрыла кошелек, открыла кошелку, достала сумочку, закрыла кошелку, открыла сумку, положила кошелек, закрыла сумку, открыла кошелку, положила сумку, закрыла кошелку, передала за проезд…” ))))) Итак, мы закончили вплетать в переплет все тетрадки и заключительный разделитель (или конверт) тоже на своем месте, Дело осталось за малым – прошить вторую обложку. Прикладываем обложку к блоку. Вводим иголку сверху в первое отверстие, выводим со стороны форзаца. Это удобно делать не переворачивая обложку, просто немного приподнимая.
Выводим иглу слева или справа, а потом снова вводим ее в образовавшуюся петельку над обложкой.

Читайте также:  Топ для девочки крючком: вяжем обновку к лету для маленькой принцессы

И еще разок вводим в петельку. Каждый раз придерживайте нить и всю конструкцию, когда вытягиваете нить из узелка, чтобы он [узелок] не завязался там, где не надо.

Сделав узелок, вводим иголку снова в первое отверстие первой тетради, у меня эту роль играет разделитель, у кого-то это будет конверт. Вводим иголку во вторую дырочку, обвиваем предыдущий узелок,

 и завязываем новый. И опять-таки иголку вводим обратно.
Вот такая у нас получилась конструкция.

Так как верхний и нижний шов у нас не плетется красивой косичкой, я с недавних пор переплетаю их еще раз.
Ввожу иголку между тетрадок, сверху вниз, вытаскиваю иголку и делаю небольшую петельку, потом снова ввожу иголку в уже следующий промежуток.

Когда один шов провязан, ввожу иголку в первую дырочку, провожу через весь конверт (вспоминаем, у нас там в качестве первой тетрадки как раз конверт), вывожу иголку из крайнейго отверстия и провязываю так же красивенько нижний ряд.
Все, можно считать, что основная работа проделана. Осталось только ввести иголку в крайнее отверстие в разделители и завязать там обычный узелок.

Можно закрепить конец нити с помощью скотча.

Далее промазываем клеем одну сторону разделителя и приклеиваем обе стороны друг к другу.

То же самое проделываем с клапаном конверта.

Блокнот с открытым коптским переплетом готов )))

Вот так он выглядит внутри ( у меня это скетч-бук, поэтому странички пустые).

Спасибо, что дочитали ))) Надеюсь, этот МК окажется для Вас полезным.

Ваша Алия.

Источник: http://vinokurova-aliya.blogspot.com/2015/11/blog-post_15.html

Коптский переплет. Мой способ. Мастер-класс

Привет!

   Хочу показать как я делаю коптский переплет. Я далеко не изобретаю велосипед и ни в коем случае не претендую на авторский мастер-класс… скорее это микс из многих увиденных мной за всю мою скрапную жизнь с добавлением моих нюансиков, которые я считаю важными, которые, по моему мнению, оказывают большое влияние на конечный ровный, плотный и надежный результат. 

   Коптский переплет – это мой любимый переплет. По моему личному мнению, он самый надежный и при этом красивый и без лишних деталей, а я много перепробовала всяких разных. На всякий случай определение переплета:

   Коптский переплет — древнейший способ книжного переплета, при котором тетради пришиваются одна к другой вручную, нитками, и игла движется через дырочки в тетрадях «по цепочке».

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
   Итак начнем-с…

    Начинать следует с подготовки страниц для нашего блока. В данном случае я делала ежедневник и странички печатала. Можно взять просто белые листы, можно сразу цветную бумагу купить, можно взять белую и тонировать ее всячески. Это совершенно не принципиально. Тут только ваша идея и ваше желание. Еще следует обратить внимание на толщину бумаги: обычная офисная потоньше (80 гр/кв.м), а можно взять более толстую (100 или даже 120 гр/кв.м.). Я толстую использую, если планируется вклеивать фотографии или если делаю для человека, который пишет с сильным нажимом.

   Шитье переплета я разделяю на 2 этапа: подготовка страниц и собственно само шитье 🙂

    В общем Пункт 1.0. Все просто. Распечатываем/берем/тонируем (нужное подчеркнуть :))

 Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
   Пункт 1.1. Складываем пополам. Я делаю ежедневник формата А5 (21*15см), поэтому  печатаю на стандартной бумаге А4 (210*297мм). Чтобы получился ровный и тоненький сгиб, лучше прогладить его. Для этих целей хорошо подойдут как специальные палочки для биговки, так и у всех имеющиеся ножницы (проглаживаем колечком), пластиковые дисконтные карты или даже обычные ложки (а что! край ложки не острый, бумагу не порвет, но при этом жестко и плавно провести можно… в деревне я прекрасно с ней (ложкой) работала).    Пункт 1.2. Формируем тетрадочки. Когда тонкая бумага (80г/кв.м), я делаю тетрадочки по 5 листов А4, то есть это получается 10 листов нашего ежедневника. Если бумага толще, то я делаю тетрадочки по 3 листа А4.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
  Пункт 1.3. Проверяем порядок тетрадочек. Так как у меня не просто блокнот с пустыми страницами, а ежедневник (пусть и недатированный в данном случае, но не во всех тетрадочках у меня одинаковые листы), то проверка порядка идет отдельным пунктом. Если у вас одинаковые страницы, то можете пропустить этот пункт 🙂

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
   Пункт 1.4. Помещаем стопку тетрадей в пресс. Для меня муж сделал такой вот пресс. Но когда его не было, я клала стопку тоненьких тетрадочек под стопку толстеньких книжечек. А еще можно зажимать большими канцелярскими зажимами. Но в этом случае надо между бумагой и зажимом подкладывать толстый картон, иначе остаются следы от зажимов. Так наш будущий блок нужно оставить на несколько часов. Я, обычно, оставляю на ночь.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
   Пункт 1.5. Зажимаем блок в прессе, выдвинув на полсантиметра край со стороны будущего корешка.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
   Пункт 1.6. Делаем разметку каждые 3 сантиметра (для блокнота формата А5). Если блокнот будет формата А6, то надо разметку делать каждые 2,5см. Так как я в своем прессе постоянно делаю блокноты, разметка у меня там уже есть. Вы можете легко и просто воспользоваться обычными линейкой и карандашом.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
   Пукнт 1.7. Берем треугольный надфиль. Мне повезло, есть такой у мужа, поэтому отобрала и пользуюсь. Так, конечно, значительно удобнее, быстрее и аккуратнее получается. Но это далеко не единственный вариант. Можно канцелярским ножом сделать надрезы и даже обычным ножом (но у меня такие опыты заканчивались порезами меня, а не бумаги). Можно просто сделать разметку карандашом, а потом шилом или даже той же иглой, которой потом будете шить, сделать отверстия (их удобно делать либо на мягком коврике для мышки, либо на пробковой поверхности (подставка под горячее/подложка для ламината), либо даже детский пол или ковер). Но это однозначно гораздо более долгий вариант, после которого опять лучше положить тетрадочки в пресс хотя бы на полчасика.

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
    Пункт 1.8. Делаем пропилы (надрезы, отверстия).

Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство

 Мастер-класс по коптскому переплету: учимся творить волшебство
    Пункт 1.9. Теперь перекладываем тетрадочки, чтобы нижняя стала верхней. Отдельно на всякий случай укажу: даже если 18 из 22 тетрадочек в моем случае одинаковые, я все равно каждую по очереди перекладываю. Во-первых, так я еще раз проверяю их очередность. Во-вторых, на всякий случай проверяю положение верх-низ лицо-оборотная сторона. И настолько это стало привычкой, что даже в простых блокнотах с белой бумагой все равно перекладываю :))) Но, считаю, лучше так, чем сшить и потом переделывать все сначала.

    Этап 2. Переплет.    Нам понадобятся нитки и штопальная игла. Относительно ниток я уже писала, что любимые нитки у меня это “Роза”, хотя можно шить и “ирисом” и другими. Но поясню, что для меня главное, чтобы нить была плетеной (роза), а не скрученной (ирис), потому что в процессе шитья переплета и/или плетения каптала она раскручивается, мохрится и, как следствие, быстрее путается и легче рвется, а отсюда уже следуют дополнительные действия и потеря времени. Иглу же я предпочитаю обычную штопальную с ушком, которое той же ширины, что и игла (регулярно встречаются с бОльшим ушком). Однако есть так называемая радиальная игла (в форме полукруга), которую очень уважают другие любители переплетного дела, но у меня она не прижилась… наверное, дело вкуса и “набитости” руки.    Отмеряем нитку и вставляем в иголке НЕ завязывая узелок, так как будем шить в “одну нить”. Я отмеряю примерно метра два нитки. Но это на самом деле не принципиально: можно длиннее (если не лень распутывать), можно короче (в этом случае узелков на корешке будет больше. Но это далеко не проблема, так как корешок у нас будет спрятан под обложкой).
 
   Пункт 2.1. Итак. Перейдем непосредственно к переплету. Берем первую тетрадочку (которая в готовом блоке будет нижней, т.е. последней в ежедневнике (помните, перекладывали их туда-сюда? 🙂 Вставляем иглу в дырочку №1. На фото специально пронумеровала дырочки, чтобы было понятно где-что. И сразу скажу, что это нумерация всегда такая: справа — 1, слева — 6, вне зависимости от того с какого края тетрадочки мы начинаем шить.

   Пункт 2.2. Вытягиваем нить посередине тетрадочки (уж простите все эти “тетрадочки” и “дырочки”. Если начала так называть, буду до конца так называть. Воспринимайте как термин. Чтобы в процессе не запутаться кто как называется). Когда я вытягиваю нить, я всегда одной рукой тяну, а второй придерживаю ее у “входного” отверстия, чтобы предупредить запутывание или по крайней мере не дать затянуться узелку (а он обязательно затянется, если вы будете продолжать попытку “протащить” его через дырочку).

    Снаружи мы оставляем хвостик нитки примерно в сантиметров 7-10.

    Пункт 2.3. Вставляем иголку в дырочку №6 и вытягиваем нить.

   Пункт 2.4. Берем вторую тетрадочку, кладем поверх первой. Как видно на фото, удобнее всего класть стопку, которую надо сшить перед стопкой которую шьем. Психологически однозначно приятно будет, когда будете видеть, что дальняя стопочка тает и тает 🙂

   Пункт 2.5. Вводим иглу в дырочку №6 второй тетради и выводим ее в дырочку №5. (на фото стрелки и пунктир показывают ход иглы).

 
    Пункт 2.7. Вводим иглу в дырочку №5 первой (нижней) тетради.

 

 

    Пункт 2.8. И тут же выводим ее обратно через ту же дырочку №5, но “обхватив” нить от первоначального большого стежка из п. 2.3.

 
   Опять показываю, что после каждого шва/стежка/действия я вот так бросаю иголку, чтобы свободными были две руки, чтобы можно было не допустить запутывание нити и подтянуть ее при необходимости.

   Пункт 2.9. А эти самые подтягивания я делаю постоянно. Тогда переплет получается плотный и ровный, а соответственно и более надежный и долговечный, даже без проклеивания. Нить подтягиваю всегда по направлению движения иглы, то есть от дырочки № 6 по направлению к дырочке № 5 в данном случае.

   Сначала подтягиваю нить внутри тетрадочки, а потом снаружи.

   Пункт 2.10. Вводим иголку в дырочку № 5 второй тетрадочки.
 
    Пункт 2.11. Далее повторяем все то же самое (с п. 2.7 по п. 2.10), но для дырочек № 4,3 и 2. И выводим нить в дырочку № 1 второй тетради.

 

   Пункт 2.12. Завязываем несколько узелков с, оставленным изначально, хвостиком.

 
   Это фото не обязательно… далеко не обязательно, но я же рассказываю как делаю я, и как удобнее и быстрее всего по моему мнению, поэтому не могу не отметить этот момент, который нигде не встречала, но который довольно долго и сильно тратил мои время и нервы. Вот этот вот самый хвостик от узелка надо спрятать на время шитья переплета между двумя тетрадочками. Тогда он не будет мешаться во время работы и не будет путать рабочую нить.

    Пункт 2.13. Берем третью тетрадочку.

    Пункт 2.14. Вставляем иголку в дырочку № 1 третей тетрадочки (вспоминаем определение коптского переплета — “по цепочке”. Так и есть: сначала одну тетрадочку от № 1 к № 6, потом другую — от № 6 к № 1 и третью обратно от № 1 к № 6 и так далее.

    Пункт 2.15. Выводим иглу через дырочку № 2 третей тетрадочки.

    Пункт 2.16. Подтягиваем нить. Я делаю это все время, после каждого действия, но тут обязательно нужно, чтобы притянуть третью книжечку к предыдущей паре.

   Пункт 2.17. Далее вводим иглу между первой и второй тетрадями, но справа от столбика ниток дырочки № 2.    Пункт 2.18. Затем выводим иглу слева от столбика ниток. На фото по стрелочкам вроде все понятно. Но я поясню, почему так подробно запечатлела этот момент. Когда я смотрела и мне объясняли разные способы, ну никак не получалось у меня быстро и при этом не повредив бумагу “оплести” этот столбик ниток. А вот таким способом получается быстро и легко и при этом шанса запутать нитку практически нет.

    Пункт 2.19. Вытягиваю нить. На фото цифрой 1 отмечено, в каком направлении я вытягиваю нить. Цифра 2 — это я просто держу нить, а цифра 3, это я чуть придеживаю (как я называю у “входного отверстия”) нить, чтобы она не запуталась. И из такого “положения” правой руки очень удобно переходить к пункту 2.20

Читайте также:  Аквилегия из бисера: мастер-класс по плетению своими руками

    Пункт 2.20. Продеваем в образовавшуюся петельку иглу и затягиваем нить.

 
    Далее я опять бросаю иглу справа от работы, а чаще я просто втыкаю ее в тот же клубок ниток, чтобы она не упала со стола, например, или не перекрутилась.

    Пункт 2.21. Затягиваю полученную петельку сначала просто вверх.

    Пункт 2.22. Потом подтягиваю нить по направлению движения иглы внутри третей тетрадочки.

    …потом вытягиваю нить изнутри тетрадочки наружу…

    …и наконец подтягиваю нить вверх. Так получается ровная и красивая петелька. Всегда все подтягивания/вытягивания надо делать, придерживая нить у самого края, так она меньше рвется.

    Пункт 2.23. Вводим иглу в дырочку № 2 третей тетрадочки.

    Пункт 2.24. Выводим иглу в дырочку № 3.

    Пункт 2.25. И снова подтягиваем нить по направлению движения иглы.

    Повторяем пункты 2.17 – 2.25 для оставшихся столбиков третей тетрадочки. То есть мы должны оплести все столбики между первой и второй тетрадями.

    Опять далеко не обязательное, но важное замечание. Я очень часто “передвигаю” иголку по нитке, иначе в месте, где долго находится игла, нить истончается и потом рвется. Пока я не поняла в чем дело, было переделано немало переплетов, поэтому не хотела бы, чтобы ваш, например, первый ежедневник или просто блокнот дался вам нелегко. Я хочу, чтобы вы поняли, что это довольно легко и быстро и полюбили это дело, как я 🙂

   Сюда же относится хвостик нитки, который надо подрезать раз в пару стежков, иначе он мохрится очень сильно и запутывается так, что только резать…

    Когда мы закончили с тетрадочкой № 3, переходим к тетрадочке № 4.

    Для каждой новой тетрадочки, мы “оплетаем” столбики на “этаж” ниже и двигаемся по цепочке.

    Если в процессе работы наша рабочая нить подходит к концу, лучше не ждать, когда она совсем закончится, а завязать ее узлом с новенькой в конце пришивания очередной тетрадочки и точно также спрятать все концы в воду между тетрадочками…

   Пункт 2.26. Когда мы пришили последнюю тетрадочку, надо закрепить нитку, сделав последовательно несколько “оплетаний” столбиков.

    Можно полюбоваться полученным результатом и продолжить.

    Пункт 2.27. Выравниваем блок. Для этого, со стороны корешка давим по краям (в районе первых и последних тетрадочек), а с другой стороны давим навстречу (в районе средних тетрадочек). Таким образом у нас получится ровный и прямой корешок.

    Пункт 2.28. После этого помещаем наш блок в пресс и хорошенечко заливаем корешок клеем. Многие мастера заливают корешок клеем Момент-Кристал. Пользуются Титаном, ПВА и тому подобными. Но мне больше всего в последующем поведении корешка (крепко держится, но очень эластичный) нравится клей Контакт.

 
 

   Отдельно отмечу, что когда залили корешок клеем, блок желательно расположить клеем (корешком) вверх. Сохнет клей минимум 3 часа, но лучше подольше. Я опять же оставляю на ночь.

 
    Вот так я делаю все свои переплетики.
   После просушки я перехожу чаще всего к плетению каптала (исключения это открытый коптский переплет и некоторые софтбуки).
   Надеюсь, вам понравился и будет полезен мой мастер-класс. От всей души, Ваша ТерЕка.

Источник: http://heartilybytereka.blogspot.com/2016/10/blog-post_51.html

Мастер-класс по теме "Волшебство как средство развития творчества или как стать волшебником"

  • Мастер-класс по теме:
  • «Волшебство, как средство развития творчества или
  • как стать волшебником?»
  • БарсуковаАннаИвановна
  • учитель высшей категории МОУ СОШ №16
  • село Томузловское Буденновского района
  • Ставропольского края
  • «В человеке заложены безграничные источники творчества,

иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».А. Н.Толстой

Цель: познакомить коллег со способами развития творческих способностей у учащихся начальной школы.

Задачи:

  • Воспитательные: показать ценность умения работать в группе для развития личного творчества.
  • Развивающие: развивать творческие способности каждого участника.
  • Образовательные: заинтересовать коллег методами и приемами ТРИЗ.
  1. Ход мастер-класса
  2. 1.Индукция
  3. Уважаемые коллеги!
  4. (кадр-1)

Я рада приветствовать вас в этом уютном зале. Мы живем с вами в интересное время, когда «ветер перемен потребовал глубоких изменений в нашем образовании. Сегодня нашему обществу нужен новый человек. Человек, которому по плечу качественное развитие страны. Этот человек должен быть творческим.

Тема моего опыта «Индивидуальное развитие учащихся через творческую деятельность в свете требований ФГОС». Главной задачей является раскрытие творческих способностей каждого ученика. А метапредметный подход позволяет создать условия для эффективной работы.

  • «Тайна возбуждает творчество»,- сказал Энштейн.
  • (кадр-2)
  • – Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс с таинственным названием: «Волшебство, как средство развития творчества или как стать волшебником?»
  • – Что вы ожидаете от этого мастер-класса? (знакомство с чем-либо, что позволит действовать «волшебно»)

-Т.о. вы предполагаете, что научитесь действовать «волшебно».

2.Самоконструкция.

  1. -Действовать «волшебно» можно в сказке и в жизни.
  2. Ответьте, кто творит волшебство
  3. (кадр-3)
  4. – слова?
  5. (кадр-4)
  6. – звука?
  7. (кадр-5)
  8. – образа?
  9. (кадр-6)
  10. – грации?
  11. (кадр-7)
  12. – науки?
  13. (кадр-8)
  14. – техники?
  15. (кадр-9)
  16. – педагогики?
  17. (кадр-10)

-В отрывке из рассказа Татьяны Тэсс «Добрые зерна» рассказывается о том, как на уроке учительница предложила нарисовать детям простую круглую чашку. Один мальчик «он был маленького роста и поэтому казался младше других» не хотел рисовать обыкновенную чашку.

Он попросил разрешения нарисовать то, чего он никогда не видел: дерево эвкалипт», но не нарисовал. Затем он попросил разрешения нарисовать то, что видели некоторые: «синюю птицу», но не нарисовал. И, наконец, он попросил разрешения нарисовать то, что никто никогда не видел: мамонта, когда он просыпается». Урок закончился.

Весь класс отдал учительнице рисунки с чашкой. Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист. Он хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта – и не нарисовал ничего. НО весь урок он видел их.

Видел огромное красное дерево с голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший гигантскими травами… Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие пальцы его были слабей, чем его воображение, его мечта: Лист бумаги остался чистым.

Мальчик не выполнил задание. Учительница была вправе, очевидно, поставить двойку, но она не сделала этого. Она поставила ему отметку, не предусмотренную педагогикой. Она оценила силу и пылкость его воображения. Она угадала в мальчике (поэта).

– Как вы думаете, кем станет мальчик в будущем?

– Кем бы он ни стал, ясно одно: он вырастет творческим человеком, если …

– Если что??? (если его фантазии и воображение будут развиваться, иначе эта способность может с возрастом угаснуть )

Обсуждение

– Что вас обрадовало в этом отрывке? (Ученик, который фантазировал. Умный учитель, который угадал в мальчике будущего «творца»)

– Что вас огорчило? (Жаль, что остальные дети не испытали чувства радости и восторга от фантазирования, от своего «мыслетворчества»)

– Можно ли исправить эту ситуацию? (надо развивать у учащихся воображение)

– От чего зависит воображение? ( От получения многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем)

  • «Чем богаче чувства, тем лучше … воображение».
  • (кадр-11) Игра «Хорошо-плохо»
  • Хорошо, что воображение…( ломает стереотипы мышления, способствует развитию ассоциаций, развивает творчество!)
  • Плохо, что воображение… (Если воображаемое непозитивное, если ведет к необратимым последствиям, уводит от реальности)
  • У нас возникло противоречие: Воображение хорошо, но воображение плохо.

Как разрешить это противоречие? (Пользоваться разумно, руководить своим воображением. Правильно развивать, использовать специальные методы и приемы)

  1. 3. Социоконструкция
  2. Если подобрать соответствующие методы обучения, то дети, не теряя своеобразия творчества, создадут произведения гораздо более высокого уровня, чем необученные самовыражающиеся сверстники.
  3. Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества.
  4. (кадр-12)

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины никому еще неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского таланта.

4.Творческое конструирование

(кадр-13)

– Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существует технология, в которой развитие творческих способностей является приоритетной целью. Это технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С.Альтшуллера.

(кадр-14)

Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого. Обучение творчеству требует ознакомления с методами творческой деятельности.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Будем продуктивно действовать!

  • – Представьте себе, что мы проводим урок окружающего мира.
  • (кадр-15)
  • Тема урока «Человек – изобретатель»
  • Одной из проблем третьего тысячелетия является проблема безопасности жизнедеятельности людей.
  • Детский травматизм на дорогах заставляет содрогаться своей масштабностью.

На дорогах мира от автомобиля погибает более четверти миллиона человек в год. Это больше, чем всех погибших от стихийных бедствий планеты – землетрясений, ураганов, штормов и т. д.

  1. -Почему это происходит? (пешеходы и водители нарушают правила безопасности)
  2. – Как сделать, чтобы движение на дорогах было безопасным?(можно добиваться выполнения правил дорожного движения, но всегда найдется человек, который нарушит правило)
  3. – Я предлагаю идеальное разрешение данной проблемы.
  4. МАШИНА САМА НЕ СОЗДАЕТ АВАРИЙНУЮ СИТУАЦИЮ!
  5. (кадр-16)
  6. – Используя метод фокальных объектов, мы создадим с вами новый продукт.
  7. Будем изобретать новую, нетравмоопасную машину.
  8. Выберем три разнородных предмета.
  9. Установим ассоциативные связи между этими предметами и их признаками. Я предлагаю:
  10. (кадр-17)
  11. Кошка (картинка)
  12. Стрекоза (картинка)
  13. Мяч (картинка)

– Опишем каждый объект. При описании объектов можно опираться как на витагенный опыт учащихся, так и использование детьми различной литературы.

  • (кадр-18)
  • Кошка: мягкая, приземляется на лапы, мяукает, рычит, мурлычет, прыгучая, гибкая, глаза светятся в темноте, хвостатая, есть ушки.
  • Стрекоза: летающая, зависающая, маленькая, крылатая, выпуклые глаза обеспечивают круговой обзор, усики-антенны, может летать задом наперед, делает сальто в воздухе, развивают большую скорость, голова поворачивается в любом направлении.
  • Мяч: круглый, большой, полый внутри, резиновый, отскакивает от поверхности.
  • – Как данные характеристики могут нам понадобиться для создания безопасной машины? ( Коллективное обсуждение характеристик)
  • В качестве дополнительных возможностей будущей машины я предлагаю вам данные приемы преобразования.
  • (кадр-19)
  • Приемы фантастического преобразования объектов:
  • Увеличение-уменьшение
  • Дробление-объединение
  • Динамизация-статика
  • Ускорение-замедление
  • Специализация-универсализация
  • Оживление
  • Прием преобразования времени
  • Наоборот

Автомобиль, тесня природу, наносит ей несравненно больший ущерб, чем все остальные вредители и болезнетворные микробы.

Подумайте, на какой энергии будет работать ваш автомобиль. Нам нужен экологический автомобиль.

(кадр-20)

  • Энергия смеха
  • Энергия солнца
  • Энергия любви
  • Энергия жизни
  • Энергия веры
  • Энергия слез, и печали, которую
  • Или это будет супермаховик, раскрученный на полные обороты
  • Какая-то другая энергия…

– Сделайте выбор нужных, на ваш взгляд, характеристик и создайте фантастическую машину. Дайте ей название.

Работа в группах. Рисование объекта.

(кадр-21)

Учитель: Стремление сделать машину идеальнее – это не прихоть изобретателя и конструктора. Это закон развития. Он просматривается даже в некоторых названиях наших технических систем – самовар, самосвал, самолет и т. п.

Но достигнув идеала, техническая система исчезает. Машины нет, а функция выполняется. Выполняется по «совместительству» чем-то иным. Так работает закон увеличения идеальности.

Машина уже начинает понимать устные команды человека. Освоив это, будем учиться посылать ей свои биотоки, сопровождающие наши мысли, которые она расшифрует и поймет.

Наступит время, когда технические системы будут саморазвивающимися и самоорганизующимися. А человек будет вносить в их программу корректировку. Этот процесс нескончаем и диктуется самой диалектикой развития.

5.Афиширование изделия.

  1. -Представление группами готового объекта
  2. – Вам понравилось выступать в роли изобретателя?
  3. – Какую способность вам пришлось проявить, чтобы изобрести машину? (воображение)
  4. 6.Разрыв
  5. – Пришлось ли вам воспользоваться волшебными предметами?(нет)

– В чем заключается волшебство?( Мы прошли сквозь пространство, пронеслись во времени вперед. Нам удалось заглянуть в будущее. И если через десяток лет вы увидите на улице машину, очень похожую на ту, что мы с вами замысли, мы будем горды. Ведь, мы стояли у истоков ее создания!)

  • 7.Рефлексия
  • «Отрефлексируйте, что вы замыслили,
  • Что ощущали вы «от» и «до».
  • Не бойтесь, если
  • Вы скажете что-нибудь не то.
  • Любая мысль – к открытью дверца.
  • Любое чувство – к мысли путь.
  • Мы все способны – в это верьте –
  • За горизонты заглянуть!

– Что вы ожидали от мастер-класса? Оправдала ли я ваши ожидания?

(Кадр-22)

Хочется закончить словами древнего философа Сократа: «То, что я успел познать – превосходно. Думаю, таково и то, что мне еще предстоит познать».

Источник: https://infourok.ru/masterklass-po-teme-volshebstvo-kak-sredstvo-razvitiya-tvorchestva-ili-kak-stat-volshebnikom-580278.html

Ссылка на основную публикацию