Городецкая роспись – народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.
История промысла
Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко.
Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком.
Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров.
Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью.
Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.
Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.
Цвета городецкой росписи
Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.
Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.
- Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
- Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
- Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.
Основные цвета по номерам
Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:
- Охра (#CC7722);
- Розовый (#FFC0CB);
- Красный (#FF0000);
- Голубой(#00BFFF);
- Синий (#964B00);
- Белый (#FFFFFF);
- Зеленый (#00FF00);
- Черный (#000000);
- Желтый (#FFFF00).
Элементы и мотивы городецкой росписи
Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:
- «Букет» – симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
- «Гирлянда» – вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
- «Ромб» – вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
- «Цветочная полоса» – сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
- «Венок» – вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.
Мотивы «конь» и «птица»
Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.
Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.
Сюжетная роспись
Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.
Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.
На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.
В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.
Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.
Источник: https://schci.ru/gorodeckaya_rospis.html
Методическая разработка урока. Тема: "Городецкая роспись"
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения
- «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3»
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
- урока по предмету «Технология»
- Тема: Городецкая роспись
- 5 класс
- Учитель: Танунова Полина Александровна
- Городовиковск
- Тема урока: Городецкая роспись
- Цели урока:
- Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
- учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;познакомить с основными элементами городецкой росписи;
- развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
- развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
- формировать практические умения и навыки рисования с образца;воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
- воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
- модель для раскрашивания
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- простой карандаш
- ластик
- образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
- плакат «Городецкая роспись»
- презентация «Городецкая роспись»
План урока (45 мин):
-
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
-
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
-
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
-
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Запись на доске: Городецкая роспись.
Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву.
Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
- Городецкая роспись – как ее нам не знать.
- Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
- Здесь такие букеты, что нельзя описать.
- Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома – ставни, двери, ворота.
-
- Желтый вечер, черный конь,
- И купавки, как огонь,
- Птицы смотрят из ларца –
- Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью).
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
– Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Этот этап называют «подмалевка».
– Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
– Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики – подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка.
Ребята устанавливают свои рисунки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно.
Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.
- Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Ответ: С городецкой росписью.
- Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
- Ответ: Розан, купавка, ромашка.
- Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
- Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
- Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
5.Рефлексия.
- – Ребята вам понравился сегодня урок?
- – Что нового для себя вы открыли на уроке?
- – Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- – Кто считает, что работу не успел завершить?
- – Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
6. Заключительное слово учителя. Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания
Источник: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-tiema-gorodietsk.html
Городецкая роспись для начинающих
Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид росписи для начинающих является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец.
Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами.
Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.
Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров
Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание.
Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей.
Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.
Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.
Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.
В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.
Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон.
В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан.
Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.
Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.
Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.
Этапы выполнения цветов.
Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.
Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.
Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.
Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым.
Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку.
Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.
- Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.
- В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.
Источник: https://sdelala-sama.ru/rospis/1208-gorodeckaya-rospis-dlya-nachinayuschih.html
Городецкая роспись: как рисовать
Городецкая роспись – это традиционное русское искусство, которое имеет свои характеристики, и очень интересно для детей. Из истории этого вида живописи известно, что раньше им занимались обычные крестьяне, что и дало характерное смешение благородного и простодушного стиля.
Рисунки изображались в основном на деревянной основе и были украшением домов и предметов быта. Сегодня городецкая роспись адаптирована для детей и взрослых, может изображаться на простом листе бумаги.
Краски, которые используются для этого мастерства, очень яркие и жизнерадостные. Городецкая роспись и каждый ее элемент– это символ. Так, изображение коня с пышной гривой и длинной шеей означает богатство, жар-птицы – счастье, а ярких бутонов цветов – успех в любом начинании. Поэтому каждый рисунок несет свою символическую нагрузку.
Если говорить о сложности техники, то во многом она зависит от элементов, которые будут присутствовать в узоре. Если понять секрет техники, то рисунок получится легко и быстро.
Что нужно приобрести для уроков
Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.
Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.
- Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).
Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.
- Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
- Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
- Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.
Начало изображения
Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.
Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.
- Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.
Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.
- Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
- Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.
Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.
Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.
При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.
Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.
Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.
Особенности композиции
Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.
В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:
- растительный мотив (цветок);
- изображение животного (коня, птицы).
В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.
Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.
Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/gorodeckaja_rospis_kak_risovat.html
Методика обучения младших школьников городецкой росписи
Народное, так и декоративно-прикладное искусство составляют неотъемлемую часть художественного и культурного наследия страны.
Особая ценность народного творчества и декоративно-прикладного искусства заключается не только представлением природного мира, материальной культуры, но и тем, что произведения являются памятниками духовной культуры.
Именно духовная значимость народного искусства особенно актуально в наше время.
Одним из эффективных средств развития творческих способностей личности младшего школьника считается народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательное учреждение должно приобщить детей к традициям народного творчества.
Одним из ветвей народно-прикладного искусства является городецкая роспись, что является эффективным средством всестороннего развития, особенно творческих способностей личности младшего школьника.
Поэтому общеобразовательная школа должна помочь сохранить богатство и художественные традиции народного декоративно-прикладного искусства, также приобщить к ним детей.
Важное значение имеют уроки декоративного рисования, на которых младшие школьники обучаются определенными навыками работы, а также знакомятся с культурой и эстетическими ценностями народа.
Народное художественное творчество бережно хранит, при этом творчески развивая традиции глубокой древности. Красота художественных изделий, которые выполнены народными умельцами, прививает детям любовь к Родине, учит видеть и понимать природу, уважать труд.
Городецкая роспись считается одним из уникальных явлений русской культуры. Своеобразие народного искусства соединило в себе различные черты художественной народной живописи, уходящей корнями в века. Возникновение росписи связано с развитием производства деревянных прялочных донец в деревнях, которые располагались вблизи населенного пункта под названием Городец [1].
Классификация композиций городецкой росписи условно делится на три вида: цветочную роспись; цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица»; сюжетную роспись. Несмотря на то, что городецкая роспись состоит из ограниченного числа мотивов, она разнообразна благодаря схемам построения.
В изделиях, которые выполнены на основе одной композиции, используется разная цветовая гамма, сложно сразу уловить сходство. Такое художественно умение позволяет ярче выделять сюжет данной работы, придавая иное смысловое звучание, удовлетворяя различные вкусы ценителей этого искусства.
Цветочная роспись чаще всего использовалась на массовых изделиях, так как она более проста в исполнении. В данной росписи наиболее распространены следующие орнаментальные композиции:
1) «Букет» изображается симметрично, обычно на разделочной доске или блюде, небольшими букетиками расписывали мелкие изделия: коробочки, солонки, стаканчики.
2) «Гирлянда» состоит из одного-двух крупных цветков в центре и расходящихся в стороны более мелких цветов с листьями. Орнамент либо вписывается в круг или полосу, либо располагается серповидно. Данная композиция чаще всего используют при росписи хлебниц, разделочных досок, блюд, шкатулок, детской мебели.
3) «Ромб» является одним из вариантов «гирлянды», только в центре располагают один или несколько цветков, образующих ромб, а бутоны и листья, располагают на двух перпендикулярных осях, постепенно уменьшая к вершинам ромба. Такой орнамент также чаще всего используется при росписи изделий прямоугольной формы: сундучки, скамеечки, створки шкафов, детские столики и хлебницы.
4) «Цветочная полоса» использовалась в росписи прялок, с помощью нее разделяли верхний и нижний ярусы.
В зависимости от изделия орнамент состоит из повторяющейся ленточной композиции, составленной либо из одинаковых цветов разделенных листьев, либо из чередования: цветки одного размера чередуются по цвету, цветки одного цвета чередуются по размеру.
Такие цветочные полосы обычно используются при росписи объемных изделий, например, круглых шкатулок. Узкая орнаментальная полоса опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса используется средним ярусом в трехъярусной композиции.
5) «Венок» своего рода разновидность «цветочной полосы», замкнутой по краю блюда, крышки или шкатулки.
Так же как и в цветочном орнаменте, декоративные образы коня и птицы на предметах могут располагаться симметричны. Например, прорисовывают по двум сторонам от цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.
Но также встречаются варианты, когда цветочный орнамент написан симметрично, а восседающие две птицы асимметричны по рисунку, а иногда отличаются и по цвету.
В случае, когда мотивы «конь» или «птица» в композиции изображаются отдельно, симметрия цветочной композиции может быть и нарушена.
Цветочная композиция с включением мотивов «коня» и «птицы» также была очень распространена в творчестве. Подобный узор встречается и на блюдах и разделочных досках, на шкатулках и хлебницах, и даже ложках. Часто используется для росписи детской мебели. Включение новых мотивов позволяет расширить многообразие композиций.
Сюжетная роспись самая трудоемкая и удивительно красивая из всех композиционных видов городецкой росписи.
Порой сложно представить, неисчерпаемость источников сюжетов, которые зарождаются у городецкого мастера.
Встречаются свидания и гуляния, изображаются посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, используются сказочные иллюстрации и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое [3].
Сам вид данной композиции предполагает, что роспись выполняется на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, крупных шкатулках и сундучках, разделочных досках и блюдах. В сущности, происходит возвращение мастеров к технике уникальных росписей, которые выполнялись на подарочных прялках.
Процесс городецкой росписи состоит из нескольких этапов: выполнение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой, оживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами.
Завершают роспись графические элементы в виде рамочек, которые ограничивают композицию. Городецкая живопись может выполняться как на фоне чистого дерева, так и на цветном фоне, тогда роспись начинают с его окраски. В городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки [3].
В настоящее время большое внимание уделяется ознакомлению детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями на занятиях по декоративному рисованию. Такие занятия помогают научить их воспринимать прекрасное и доброе, знакомит с народными традициями, закладывает основы эстетического воспитания.
Учителю необходимо создать условий, направленных на развитие художественных способностей детей, помогать и закрепить технические навыки, полученные ранее, учит анализировать и сравнивать, оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей школьного возраста.
Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться Городецкой росписью, ее узорами и красотой. Успех школьников во многом зависит от организации учебного процесса, от выбора учителем форм взаимодействия, с учениками учитывая их потребностей сложившихся в дошкольном возрасте.
Почему из множества народных промыслов мы отдали предпочтение городецкой росписи по дереву? Городецкая роспись отличается своим неповторимым изобразительным языком, выражающимся в символах, особенностях трансформации природных мотивов и насыщенной цветовой гамме.
Любимые фоны — ярко-зелёный или напряжённый красный, глубокий синий, иногда чёрный, на котором особенно сочно расплёскивается многоцветие городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись сразу ведется кистью, не нанося предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна, поэтому она очень обобщена и проста по приёмам [2].
Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки городецкой росписи, при этом самым главным станет то, что дети прикоснутся к настоящему народному искусству. У них появится уважение к народному искусству, но это уважение надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна.
В системе учебно-воспитательного процесса, особенно на занятиях изобразительного искусства, воспитание младших школьников является важным, так как, кроме того, что у них развивается эстетические качества, ребенок развивается и как личность: духовные потребности, нравственные идеалы, личные и общественные представления, мировоззрение. Все перечисленные человеческие качества могут развиваться под влиянием различных факторов. Важными среди этих факторов являются и природа, и труд, и все что нас окружает в действительности: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным.
Младший школьный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру.
Самую главную роль в воспитании играет, конечно же, учитель.
Умелая методика воспитания педагога способна основать надежный фундамент эстетического развития личности, а тем самым заложить подлинное мировоззрение человека.
На сегодняшний день народное творчество является универсальным видом изобразительного искусства. Живопись городецких мастеров отличается наблюдательностью, легкостью, плавностью выведения орнамента.
Характерные особенности городецкой школы передавались мастерами из поколения в поколение.
Богатая палитра росписи не имела ограничений, хотя все изделия городецких мастеров отличала огромная культура цвета.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.
Литература:
1. Клиентов А. Е. Народные промыслы: / А. Е. Клиентов. — М.: Белый город, 2006. — 48 с.
2. Сапожникова Т. Практическая работа на уроках ИЗО / Т. Сапожникова // Искусство, 2008. — № 9. — С 18–19.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): городецкая роспись, народное искусство, ребенок, роспись, цветочная роспись, народное творчество, народное декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, декоративное рисование.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6249/
Городецкая роспись по дереву
- Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение - Высшего
профессионального образования - «Владимирский
государственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых » - Факультет:
- Институт
искусств и художественного образования - Реферат
на тему: - Работу
выполнила - Студентка
группы Хгг-112 - Илларионова
Наталья. - Научный
руководитель
Варцава
Р.М.
Г.
Владимир 2012г.
Оглавление
-
История городецкой росписи.
-
Техника городецких мастеров
- Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи
-
Композиция в городецкой росписи
-
Список литературы
-
Иллюстрации.
История городецкой росписи
Роспись,
которая ныне называется городецкой,
родилась в Поволжье, в деревнях,
расположен¬ных на берегах чистой и
светлой речки Узоры. В селениях Косково,
Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино,
Боярское и др. В XVIII в. возникает центр
производства прядильных донец и игрушек.
Свои изделия крестьяне отвозили продавать
на ярмарку в село Городец.
Поэтому
роспись, выполненная на этих изделиях,
получила название Городецая. Толковый
словарь русского языка В.И. Даля объясняет,
что слово “донце” означает “дощечку,
на которую садится у нас пряха, втыкая
в нее гребень”. Окончив работу, она
вынимала гребень, а донце вешала на
стену, и оно украшало избу.
Поэтому
народные умельцы уделяли особое внимание
украшению досок резьбой и росписью.
Прялка была верной спутницей на протяжении
всей жизни крестьянки. Часто служила
подарком: жених дарил ее невесте, отец
— дочери, муж — жене. Поэтому донце
выбиралось нарядное, красочное, всем
на радость и удивление. Прялка передавалась
по наследству, ее берегли и хранили.
Для украшения досок мастера
пользовались своеобразной техникой —
инкрустацией, очень редко встречающейся
в народном искусстве. Фигуры вырезали
из дерева другой породы и вставляли в
соответствующие по форме углубления.
Эти вставки, сделанные из темного
мореного дуба, рельефно выделялись на
светлой поверхности донца.
Располагая
древесиной двух оттенков и пользуясь
самым простым инструментом, народные
умельцы превращали донце в произведение
искусства. В дальнейшем мастера
стали применять еще и подкраску донец.
Яркое сочетание желтого фона с темным
дубом, добавление синего, зеленого,
красного цветов делало его нарядным и
красочным. Со второй половины XIX в.
сложная и трудоемкая техника инкрустации
заменилась скобчатой резьбой с подкраской,
а затем стала преобладать живописная
манера украшения. Сюжетами старинной
Городецкой росписи были изображения
птиц, цветов, всадников на конях, барышень
и кавалеров, сцен из народной жизни.
В
наши дни традиции старых мастеров
стремятся возродить и обогатить народные
умельцы, работающие на фабрике
художественных изделий “Городецкая
роспись” в г. Городце. Среди них есть
лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф.
Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов,
Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.
Техника городецких мастеров
Инструменты
и материалы. Для росписи желательно
иметь три кисти: беличью художественную
(№ 2 или № 3), колонковую художественную
(№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц —
это плоская кисточка из мягкого волоса,
которая используется для подмалевок и
наведения рамок. В наше время городецкие
художники расписывают изделия масляными
и темперными красками.
Требуется
восемь: черная, белая, алая, краплак
красный (вишневая), кобальт синий светлый
(ярко-голубая), желтая, окись хрома и
красная железоокисная. Необходима также
еще одна краска — киноварь (ярко-красная). Чтобы получить цветовую гамму
Городецкой росписи, необходимо смешать
краски.
Кроме тех, которые есть в наборе
гуаши, нужно получить четыре новых
краски: светло-голубую, светло-розовую,
охру светлую и городецкую зеленую (рис.
1). Чтобы получить светло-голубую,
в белую краску (белила цинковые) добавляют
немного кобаль¬та синего светлого
(ярко-голубая краска). Светло-розовую
получают, смешивая белую краску с
киноварью или белую — с алой.
Для светлой
охры берут желтую светлую и немного
красной железоокисной.
Элементы,
сюжеты и приемы городецкой росписи
От
того, как расположены скобки, зависит
форма бутона. У него может быть одна или
несколько скобок. Если скобок много,
начинать рисовать надо с самой маленькой,
постепенно увеличивая их в размерах и
приближая к краю подмалевки. Необходимо
помнить, что бутоны всегда по размеру
небольшие. В конце белилами наносят
оживки.
Купавка — самый распространенный
цветок в городецком орнаменте. Подмалевка
у нее по размеру больше, чем у бутона.
Расписывать начинают с маленького
кружочка по ее краю, затем делают скобку
внутри круга. По краю подмалевки рисуют
скобки, по форме такие же, как и скобка
внутри подмалевки, только меньшего
размера.
Скобки по ее краю рисуют, начиная
с центра, постепенно уменьшая их в
размерах до сердцевинки. Завершающий
этап росписи — оживка выполняется, как
правило, белилами. Нанесение оживки
требует очень аккуратного и точного
исполнения, поэтому ее надо делать
уверенным мазком тонкой кистью.
Розан
отражает главные признаки цветка, т.е.
имеет лепестки и ярко выраженный центр.
Силуэт в форме круга. По размеру может
быть больше купавки. Центр цветка рисуют
в середине. Розан в росписи Городца
окружен скобками — лепестками одного
размера, цвет которых совпадает с цветом
середины. Техника росписи скобок та же,
что и у купавки.
Варианты разработок
оживкой настолько многообразны, что
трудно назвать даже самые распространенные.
Городецкие художники применяют точки,
скобки, капли, спирали.
Ромашка цветок
не сложный по технике исполнения.
Кончиком кисти слегка прикоснуться к
поверхности бумаги, оставляя на ней
тонкий след.
Затем, не отрываясь от
поверхности, кисть быстро приложить и
поднять. В результате получится
мазок-капля — тонкий в начале и широкий
на конце. Как и у розана, у него есть
сердцевина, только вокруг нее рисуют
лепестки-капли.
Роза самый сложный
цветок.
Роспись начинают с подмалевки
— основного объема цветка-круга, к нему
пририсовывают внизу центральный округлый
лепесток, за ним по кругу располагают
лепестки помельче до самой сердцевины,
занимающей центр верхней части цветка.
Простой
городецкий лист изображают в виде
тыквенного семечка. Более сложный пишут
так: проводят кистью плавную дугу и
соединяют кривой линией, следя за тем,
чтобы лист с одного конца оставался
широким. Листья всегда широки, округлы
и растопырены.
Листья изображаются в
два приема: с подмалевкой и оживкой.
Если подмалевка выполнена городецкой
зеленой краской, то оживку выполняют
черной краской, если городецкой
темно-зеленой краской, то к оживкам
черного цвета добавляют белила.
Городецкая
птица является символом семейного
счастья.
Птиц изображают в различных
вариантах: это и гордый павлин, и
насупленный индюк, и задиристый петух,
и сказочная птица. Начинают писать их
с плавной линии, изображающей изгиб шеи
и груди, потом наносят линию, определяющую
форму головы и спины, затем определяют
линию крыла, нитевидные клюв и ноги.
Чаще всего туловище выполняют черным
цветом, крыло закрашивают городецкой
зеленой краской. Хвост пишут по-разному,
например, ограничивают с двух сторон
линиями, определяющими его силуэт и
закрашивают. Лучше всего это выполнить
алым цветом. В другом случае прорисовывают
каждое перышко хвоста в два цвета.
Разработку птиц начинают с головы и
заканчивают хвостом. Оживки делают
белилами, нанося тонкие мазки.
Городецкий
конь— символ богатства. В основном он
черного цвета, с маленькой головкой на
круто изогнутой шее и аккуратно
причесанной гривой. Мастера изображают
его несколькими способами. Одни свободными
маховыми мазками пишут контур всей
фигуры и только потом закрашивают его.
Другие строят фигуру коня цветовыми
пятнами, начиная с самого крупного
вертикального элемента — груди и шеи.
К ним пририсовывают очертания сбруи и
седла, задней и брюшной части туловища.
Плоскость, ограниченная линиями сбруи
и седла, в этом варианте остается светлой.
Чаще всего седло и сбрую делают алым
цветом, а детали головы, ног хвоста —
белилами.
Городецкая
птица
Источник: https://StudFiles.net/preview/2384667/