:
- Оформление
- Приглашение
- Костюмы
- Меню
- Развлечения
Стол ломится от вкуснейших угощений, заводная музыка и бесконечные славянские потехи кружат голову. Весело, шумно и так сердечно! Славны молодцы да красны девицы, вечеринка в русском народном стиле ничуть не уступает любой новомодной теме. А какие яркие и красочные фото останутся на память о дне рождения, девичнике или просто гулянки в дружной компании!
Сложностей особых нет, но деталей масса. Попросите друзей разобрать антресоли и дачные запасы – наверняка там хранится что-то подходящее для оформления в русском народном стиле.
Если нет – вооружитесь картоном и красками, распечатывайте и клейте изображения. Купите обои, бумагу, салфетки и ткани с национальными узорами. Для декораций подойдут:
- полевые цветы, подсолнухи, маки, солома, букеты колосьев;
- связки баранок, лука и чеснока, рябиновые бусы, ароматные травы в букетах или мешочках;
- плетеная, глиняная и деревянная посуда, бочонки и кадки, горшки и, конечно, расписной самовар;
- чтобы спрятать неподходящие обои, идеально подойдут Павлово-Посадские платки и Жостовские подносы;
- лапти можно развесить по стенам или вместе с валенками использовать как вазы для композиций;
- матрешки, резьба по дереву (игрушки, посуда, картины), настоящая хохлома и гжель не только добавят помещению русский народный колорит. Но и наверняка привлекут внимание гостей вечеринки, так что можно устроить мини-выставку;
- картонные «когти», глаза от старой мягкой игрушки, несколько дешевых ковриков с длинным ворсом. Раскроить, сшить с изнанки – медвежьи шкуры готовы;
- из веточек сплетите декоративную ограду. Миниатюрную, как часть композиций;
- поспрашивайте у знакомых «бабушкины» полосатые коврики. Впишутся идеально, да и от современного паркета внимание отвлекут;
- балалайки, гусли, ложки, бубенцы, баян и т.д. Конечно, найти настоящие инструменты сложно, а вот сделать из картона и раскрасить легко. Пригодятся для фото и артистичного сценария – добавят антуража.
Печка – шикарная фотозона для тематической вечеринки в русском народном стиле! Например, картонная, нарисованная или фотообои. Но мы рекомендуем частично функциональный вариант:
- Прямоугольный стол, самый обычный. По периметру до пола закройте плотным картоном или фанерой со всех сторон;
- Вырежьте с «фасада», у пола, полукруг-топку. Приладьте бумажный «огонь», положите несколько поленьев, поставьте чугунок;
- Сделайте из коробки трубу, приклейте скотчем к крышке стола;
- Оклейте все белыми обоями под камень, штукатурку;
- Украсьте «печь» растительным орнаментом, например, обойным кантом.
На такой печке можно будет позировать для фото (прямо лежа или сидя, как Емеля!) или поставить на нее угощения. Получится ну очень атмосферно!
- Конечно, в русском народном стиле – имитация древнеславянского шрифта и обращения князь-княжна или боярин-боярыня, синонимы вечеринка – гуляния, конкурсы – забавы, танцы – пляски под частушки.
- А можно и так:
- В гости к нам душевно просим,
Приходи, честной народ!
Петь-плясать до ночи будем
Аль до утрА, как пойдет! (время, место и дресс-код на обороте).
Вариантов оформления пригласительных масса. Например, можно распечатать основу для открытки под гжель, хохлому или другой вид русской народной росписи. Сделать картонную балалайку, печь, лапоть. Или баян: два прямоугольника с гармошкой бумаги внутри. Только сначала напишите текст приглашения, а потом складывайте листик.
Забавна открытка-матрешка, состоящая из нескольких страничек (открывается как книжка, обычно). Текст разбит на части: чтобы его прочесть, нужно пролистать «матрешку» до конца.
Пожалуй, это самая трудоемкая часть, если вы хотите не просто стилизации, а русского народного «историзма» в одежде. К вечеринке придется готовиться загодя, что-то шить, что-то выискивать по магазинам. Можно воспользоваться прокатом костюмов – обратиться в агентство или местный ДК.
Не забудьте подобрать обувь – закрытые туфельки, короткие сапожки. Парни пусть обувают простые туфли. Лапти и достать сложно, и ходить в них не всем удобно. Еще «кирзачи» подойдут, но в них ногам будет жарко, особенно если вечеринка пройдет в помещении (можно сделать несколько фото и переобуться).
Предлагаем наименее трудоемкие варианты:
- Современная одежда с узорами или орнаментом в русском народном стиле. Платья, туники, сарафаны и даже комбинезоны с узнаваемым рисунком;
- Длинные однотонные сарафаны свободного кроя. Цвет на выбор – синий, красный, зеленый, желтый;
- Тот же сарафан, но на широких лямках, этнический орнамент (можно пришить поверх купленной одежды кант). Под низ туника с собранными резинкой на запястьях широкими рукавами.
Подчеркнут русский народный стиль крупные серьги и бусы, длинная коса (своя или искусственная), лента-ободок. Из картона-основы и яркой ткани легко сделать кокошники (украсьте вышивкой, орнаментом, бисером).
Одежда для парней – светлые летние или обычные темные/полосатые брюки, рубашка на выпуск, пояс или кушак, картуз. Подойдут льняные или хлопковые мужские туники. В конце статьи мы расскажем, как без труда сшить настоящую косоворотку для русской народной вечеринки.
Шьем мужскую рубаху-косоворотку
- лен или хлопок, достаточно плотный;
- пуговицы или шнурок на воротник;
- тесьма с этническим узором. Если шьете несколько рубах, на всех мужчин, то купите разную тесьму, можно в цвет платьев их спутниц. Пояс – полоска ткани (той же, что идет на рубаху) или тесьма.
Рубаха свободная, но примерно размер представлять нужно. Главное – не прогадать с длиной рукавов. Шить можно и без машинки, обратным швом (если машинки нет).
Выкройка элементарная:
Деталь 1 – прямоугольник, «тело». Длина рубахи помноженная на два. Ширина по габаритам (талия в самом «пузатом» месте и припуск, чтобы рубаха сидела свободно). Сложите деталь пополам, отметьте горловину, вырежьте.
Детали 2 – рукава, прямоугольники. Желаемая ширина рукава, помноженная на два.
Линия 3 – разрез, чтобы можно было надеть рубаху через голову. Он должен быть обязательно сбоку (рубаха потому так и называется – косоворотка).
- Пришейте рукава к детали 1;
- Сложите рубаху по строчке, как на рисунке;
- Сшейте по бокам «тело», потом рукава;
- Украсьте все срезы (низ, манжеты, горловина) цветной тесьмой;
- По разрезу на горловине (линия 3) пустите шнуровку или пришейте пуговицы.Но сначала украсьте все срезы (горло, рукава и низ) цветной тесьмой. Все! Ваши мужчины наверняка будут рады, что вы избавили их от необходимости поисков костюма для русской народной вечеринки!
Угощения сытные, обильные и на любой вкус! Стол должен буквально ломиться от разнообразия в меню рыбных, мясных и овощных блюд – традиционное застолье.
Несколько вариантов для соблюдения стиля (исконные русские народные угощения):
- дичь, каши с грибами или мясом, запеченный поросенок, окрошка, запеканка, гусь в яблоках, жаркое;
- заливная или печеная рыба, икра;
- разнообразные соленья и маринады (капуста с клюквой, овощи и грибочки, яблоки моченые);
- ягоды, повидло и варенье, блины и бублики, ватрушки и пироги, калачи и кулебяки.
Если вы празднуете день рождения, закажите торт в русском народном стиле – шикарный сюрприз гостям вечеринки и имениннику!
Хватит и пары-тройки тематических «коронных» блюд. А можно вообще устроить фуршет, разложив каши, дичь и жаркое в миниатюрные корзиночки/тарталетки. Получится интересно и очень вкусно! И на «попеть-поплясать» силы останутся.
Не забудьте про оформление стола – самовар, расписная или простая деревенская посуда, национальные узоры на скатерти, салфетках. Но главным украшением должны быть сами блюда.
Подумайте и о напитках для соблюдения темы.
Конечно, медовуха (легко сделать самим, но дней 5 на брожение уйдет), водка (поменяйте этикетки или разлейте в графины) и квас (в пузатых глиняных кувшинах).
Если удастся найти дубовый бочонок и традиционный черпак, используйте для розлива пива хотя бы в начале, для атмосферы. Из безалкогольного – травяные чаи, компоты и соки.
Развлечения
Шумное гуляние до упаду – вот и весь сценарий вечеринки в русском народном стиле, и никаких сюжетов не надо выдумывать. Просто чередуйте активные конкурсы и викторины, чтобы гости могли перевести дух. Предлагаем несколько развлечений.
Репа (нужно только что-то, за что можно ухватиться).
Это испытание силы, традиционно для мужчин. Но, как говорится, есть женщины в русских селеньях. Так что по желанию.
«Репа» хватается за столб (или что-то еще, что точно никак не сдвинуть). Один человек обхватывает его за талию и тянет «репу с грядки». Все считают до пяти. Выстоял? Еще один цепляется, за талию первого. Побеждает тот, кто выдержит пять секунд самую большую очередь «тянульщиков».
Сковорода (на полу или земле нужно обозначить круг с полметра в диаметре).
Две команды (например, крестьян и бояр). Дайте гостям минуту запомнить, кто из какой команды или повяжите на рукава ленточки двух цветов. Все встают вокруг «сковороды» так, чтобы участники распределились через одного, свой-чужой-свой игрок.
Все танцуют по кругу. Музыка замолкает. Нужно быстро вытолкнуть игрока чужой команды на «сковороду». Кто первым заступил – выбывает. Побеждает команда, у которой численный перевес оставшихся в хороводе.
Включите в сценарий вечеринки русские народные пляски: камаринская, трепак, казачок, калинка и др., их более двух десятков только самых популярных! Не забудьте скачать подходящую музыку и подсмотреть основные движения, чтобы показать их гостям.
Свайка (гвоздь или дротик, кольцо из металла или стилизация)
Это конкурс на меткость, соревнование командами или по одному. Положите кольцо диаметром с большое яблоко на пенопласт (если вы в помещении) или на землю. Три попытки, цель – метнуть «копье» так, чтобы оно воткнулось в область, обозначенную кольцом. Сначала метают с двух шагов, потом с трех и т.д., до выявления победителя.
Лебедь, рак и щука (канаты или прочные веревки)
По сценарию гости вечеринки делятся на тройки, а дальше – как угодно. Можно выявить победителей в каждой тройке. Или продолжить игру до конца, пока не останется один победитель.
Сделайте из трех веревок «сворки». Свободные концы нужно обвязать вокруг талии каждого из трех участников. Теперь все трое «тянут воз» в свою сторону. Победит тот, кто «перетянул» двоих, т.е. хоть немного протащил их за собой.
Три викторины
- Угадать сказку, сказочного персонажа по описанию:
- престарелая каннибалка с протезом (баба Яга);
- особа голубых кровей вместе с подельником, говорящим предком лучшего друга человека, нарушают статью 158 УК РФ (сказка Иван-Царевич и серый волк);
- герой многих сказочных «квестов». Одерживает победу благодаря нестандартным решениям, хотя от природы слегка обделен умом (Иван-дурак).
- Угадать по фото русский народный инструмент (музыкальный, ремесленный) и кухонную, бытовую утварь. Распечатайте, название на обороте. Если гости вечеринки затрудняются ответить, пусть попробуют отгадать назначение инструмента/предмета быта;
- Угадать значение древнерусского слова. Для подборки воспользуйтесь онлайн-словарем. Примеры: брань – война, беседа – лавочка, восхищение – похищение или кража. Выбирайте со смыслом, неожиданные значения (в общем, не просто зубодробительное нечто).
Не забудьте о подарках/наградах всем гостям вечеринки. Это могут быть любые мелочи в русском народном стиле – обереги (кубышки-травницы, подковы, домовята), расписная посуда (кубки, ложки), шкатулки или бусы и т.п.
Источник: https://fiestino.ru/publ/prazdniki/tematicheskie_vecherinki/vecherinka_v_russkom_narodnom_stile_ehkh_razguljajsja_russkaja_dusha/4-1-0-390
Символизм традиционной русской рубахи
Русская народная рубаха — это не просто одежда, а часть богатого славянского наследия
Народные мотивы в одежде являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.
Немного истории
Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.
Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе
По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.
Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.
Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным
Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.
Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.
Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».
Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке
Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола.
В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно.
Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».
Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом
Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.
Орнаменты и символизм
У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой.
Славянская символика и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня.
Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.
На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п
Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души.
Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой.
Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.
Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег
Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:
- Берегиня. Образ Женщины-Берегини — заглавный на Руси и мощный славянский оберег. Изображение женской фигуры с птицами в руках, солнечными знаками или дарами природы — это символ счастья, духовного и материального богатства.
Образ Берегини в изобразительном искусстве Этот символ вышивался на предметах обихода и одежде Один из вариантов изображения Берегини
- Барвинок — олицетворение неувядающей жизни.
Символ барвинка вышитый на мужской рубашке - Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие.
Схема вышивки винограда Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках - Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
- Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха.
Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях - Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь.
Вышивка хмель - Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома.
Пример использования изображения петуха в вышитой композиции Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах - Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.
По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.
Правила декорирования
Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ.
Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения.
Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.
Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба
Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!
До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:
- Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
Также часто используется черный цвет, но основным остается красный - Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть счетными: для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь».
- Хлопковые нитки наделяют рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов.
- Шелковые нити помогают добиться успеха в карьере, сохранить ясность ума.
- Шерстяная вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных хворей. Вышитое на рубашке шерстью солнце поможет в холода согреть и тело, и душу.
- Вышивая рубаху, нужно выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, иначе можно внести некую энергетическую сумятицу.
Используемые цвета также играют свою роль - Вышивка на рубашке в этническом стиле выполняется только в хорошем настроении. Она не должна содержать узелков, чтобы не нарушить магическую связь.
- Выбирая ткань для пошива рубахи, важно отдавать предпочтение исключительно натуральным тканям. Так, лен и хлопок прекрасно подойдут для пошива повседневных рубашек, шерсть — для холодной поры, а шелк можно использовать в особо торжественных случаях, таких, как свадьба.
В такой рубахе было удобно работать
Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.
Источник: https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/tradicionnyj-slavyanskij-kolorit-voploshhennyj-v-russkoj-narodnoj-rubaxe.html
Мужская рубаха
Рубаха – Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.
Мужская рубаха и ее особенности
На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах: 1. Туникообразная. 2. С прямыми поликами. 3. С узкими нашивками на плечах. 4. На кокетке.Туникообразный покрой мужской рубахи – наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой.
Различают два типа туникообразной рубахи: “с бочками” и “без бочков”. Рубаха “с бочками” образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие “бочки” и рукав прямого покроя.
Туникообразная рубаха “с бочками” имеет несколько вариантов:
– С прямыми цельными бочками; – со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками); – с бочками, выкроенными “по-топорному” или “в замок” (в северных регионах); – с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае); – “колошкой”. Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника; – туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника “голошейка” или с воротником “стойка”. “Голошейку” я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник “стойка”, застежка на пуговицы.Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.
Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела – шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента.
Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача.
По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.
- Рисунок материала для мужской рубахи.
- Крой мужской рубахи
- Мужской костюм старообрядцев Алтайского края.
- Рубаха.
Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный; Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная; Клетка мелкая, цвет: сочетание белый – красный, темнобордовый – черный; Полоска мелкая, цвет: голубой – белый, красный – черный – желтый, бордовый – черный; Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя. Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее – покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую – как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.Мерки:Длина Изделия – от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки – от шеи до середины запястья, Объем Кисти – меряется с подогнутым большим пальцем.Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань – домотканый холст (ширина 40см).
Расход ткани 3.5м.
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.б. Ластовицу вшить “в надсечку”. На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см ) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.9. Обработать низ рубахи. Отделка “полянкой” рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.
Отделка “кержацкой” рубахи
Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань – сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см – отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).
Последовательность шитья:
2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.4. Ластовицу вшить “в надсечку”. На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.7.Обработать низ рубахи.
Отделка рубахи
Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.
На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5×15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.
Ворот рубахи
Ворот – рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» – затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников.
Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды – ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей – конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, – золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды – «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.
Схема кроя мужской рубахи
Здесь я буду отчитываться о проделанной мною работе. Заодно можно посчитать какое количество времени потребуется для того, чтобы сшить мужскую рубаху. (и, конечно, поучиться на ошибках) Начала шить рубаху по этой схеме. Для этого мне понадобились: – 2 метра белого льна – 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть – 16х32 – учитывая загибы по 1 см. Для вышивки: “мулине” красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь. Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.
Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать. А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита. (для того чтобы не нарушить рисунок). моя вышивка на рукаве:Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво. Узелков делать нельзя! Считается, что узлы делаю для порчи.(мне так сказали) А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее. Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, боятся нечего.
Мужская свадебная рубаха, выкройка
Источник: https://www.perunica.ru/rukodelie/561-muzhskaya-rubaxa.html
IVANKA.CLUB
Опубликовано: 25.07.2016
Как сшить русскую мужскую рубаху: обязательные элементы традиционного кроя косоворотки
Современной модой всё более востребован славянский стиль одежды. Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.
Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.
Крой древней рубашки
Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ.
Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от 40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.
Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.
Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.
Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату. Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.
Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.
Косоворотка мужская – исторический крой
Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С.
Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы.
Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.
Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.
Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.
Элементы рубашки, раскрой
Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.
- Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену) в 2 длины изделия.
- Бочки. Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 – 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
- Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 – 50 составляло 70 см.
- Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.
Народная рубашка: сборка
Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.
Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку — декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.
Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.
Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.
Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где косоворотки и рубахи в славянском стиле представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.
Источник: https://ivanka.club/blogs/ivanka-sarafan-kosovorotka/russkaya_rubaha_kosovorotka
Русские славянские рубахи, купить мужские и женские в интернет-магазине «Велес»
Славянские рубахи – русские, как и называют во всем мире – это один из символов нашей народности и единения братских стран для жителей всего мира.
Такая одежда наглядно демонстрирует неповторимый никем Дух и сплоченность, мужественность и искренность, самобытность и верность Традициям.
Вышитый на русских рубахах славянский орнамент показывает силу владельца и его Покровителя, защищает от бед, вражеских нападок и лютых болезней. В них есть Сила Русская!
Многие знают, что каждая вещь накапливает энергетику своего владельца и способна на многое. Пришлась к телу – это старорусское выражение именно о нательной славянской рубахе.
Наши предки очень бережно и мудро относились к одежде и аксессуарам: поясам, очельям, и делали их именно для конкретного члена семьи с целью защитить, придать сил и здоровья. «Родиться в рубахе» – это означало иметь родовую защиту.
С этой же целью младенца пеленали в рубаху отца, чтобы передать ему отчую энергетику и признать своего потомка в семье.
Вообще, все праздничные и ритуальные обряды проводились в русских, славянских рубахах с поясом или без него. В такие дни влияние Нави, Яви и Прави было очень ярко выраженным.
Именно поэтому на всех женских и мужских русских рубахах славянские орнаменты имели обережное значение. Часто вороги, прочитав как вышитый рисунок как страницу книги, предпочитали ретироваться и забыть мысль о нападении.
Они знали – насколько сильной может быть такая защита Рода.
Мы предлагаем вам вернуть добрые и мудрые традиции и купить женские и мужские русские рубахи со славянской символикой не только для создания исторического костюма в реконструкциях, но и для повседневного ношения.
Наши рукодельницы шьют представленную в каталоге одежду только изо льна и хлопка, а модный сегодня этно-стиль позволяет нанести вышивку на русские рубахи так, чтобы все окружающие восторгались вашим вкусом и, красотой и уникальностью дизайна.
На нашем сайте «Велес» – славянском интернет-магазине и информационном портале можно найти готовые русские рубахи со славянскими мотивами и символикой для мужчин и женщин, а также заказать их изготовление на заказ с соблюдением всех ваших пожеланий согласно фасону, узору, размеру и материалу основы.
Создавайте одежду с Русской душой и славянские льняныне рубахи, а также другая одежда помогут вам сохранить Родные Истоки для своих Потомков!
Чем отличается косоворотка от остальных русских рубах? Русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди, смещенной влёво, реже вправо. Изображения рубахи с такой застёжкой, относят к 12в. В 1880-х гг. именно косоворотка была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.
Косоворотка – исконно русская мужская рубаха с застёжкой, которая располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом), а не посередине переда. Воротник – крохотная стойка. Мотивы косоворотки можно найти не только в мужской, но и в женской моде.
Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Её готовили из домотканины.
Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.
Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т.д.) косоворотки носили с жилетом. Следует заметить, что именно косоворотка явилась основой для возникновения в 1880 году такого элемента форменной одежды русской армии как гимнастёрка.
Источник: https://veles.site/catalog/slavyanskaya-odezhda/russkie-slavyanskie-rubahi