Берестоплетение (плетение из бересты) — древний народный промысел, ремесло создания посуды, обуви и сувениров. Я уделю основное время уроков плетению из бересты, но позжевы сможете познакомиться и с другими видами работ с этим чудесным материалом.
Вы изучите азы, фундаментальные основы мастерства и от урока к уроку будете накапливать опыт создания высокохудожественных и утилитарных изделий из бересты. В этом вводном уроке мы рассмотрим основной принцип плетения, в основе которого всегда лежит «ячейка»,мы будем называть ее клеткой. Весь принцип плетения из бересты завязан на этом понятии.
Итак, я открываю цикл мастер-классов по плетению из бересты.
Если все приготовления выполнены (береста почищена и нарезана, подготовлено рабочее место и инструменты), начинаем первый урок плетения из бересты. В первую очередь нужно определиться с изделием. На этом мастер-классе я выполню плетение простой салфетки размером 8×8 ячеек, а вы постараетесь усвоить принцип плетения из бересты и основныеприемы переплетения лент.
Так как коврик восемь лент шириной и столько же длинной, то нужно приготовить 16 лент.На втором шаге необходимо согнуть все ленты пополам, чтобы определить центр.
Когда все полоски согнуты, необходимо взять четыре ленты и переплести их между собой.Вот оно плетение из бересты — поочередное переплетение лент, расположенных перпендикулярно друг к другу. Обратите внимание на рисунки — чистое и правильноберестоплетение подразумевает, что каждая ячейка квадратной формы. Не допускайтепропусков, иначе нарушите весь принцип.
С самого начала нужно ленты позиционировать таким образом, чтобы линия сгиба всегда совпадала с линией сгиба соседней параллельной ленты. Делается это, прежде всего, для симметрии, чтобы концы каждой ленты были равноудалены от центра. Тогда не возникнетситуации, когда вдруг кончится одна из лент, еще не выполнив свой маневр переплетения, ине придется ее наращивать.
Набирать коврик можно несколькими способами. Например, кто-то ведет прибавление лент по часовой стрелке, а кто-то попарно добавляя с каждой стороне коврика по ленте.
Тут вашеправо выбирать, но помните одну важную особенность — когда коврик симметрично набрани имеет форму квадрата, его ленты лучше закреплены, так как имеют больше точек соприкосновения друг с другом, и это их удерживает.
От центра коврика всегда должно отходить равное количество лент с каждой противоположной стороны. Для некоторыхизделий может быть сделан прямоугольный коврик, но это все решается на стадии задумки изделия. У нас выбрана форма квадрата.
Береста имеет неприятное свойство скручиваться. В случае, когда ленты сильно скручены, необходимо выпрямить их.
Это можно сделать, продернув ленту в руках через край ножниц или другого предмета таким образом, чтобы принудительно заставить бересту скрутитьсяв другую сторону, скомпенсировав естественный закрут.
Будьте осторожны и не испортитенежную поверхность бересты, так как продергивать каждую ленту придется, приставляя поверхность ножниц к лицевой стороне. Некоторые сорта бересты очень ранимы, и можнонаблюдать трещины на поверхности и рваный край по бокам лент и чечевичек.
Когда коврик набран, вы можете закрепить пересекающиеся ленты по углам скрепками, чтобызафиксировать форму.
Следующий этап в нашем первом уроке плетения из бересты – создание края. Сейчас мыне рассматриваем правильное образование кромки, так как это отдельное занятие, и мыне будем отвлекаться от цели первого урока. Напомню, что сейчас мы изучаем принцип переплетения лент, их взаимодействия друг с другом и поведение.
Теперь, чтобы определиться с некоторыми понятиями, разделим ленты на два класса: нижняяи верхняя. Ленты чередуют класс в каждой последующей ячейке. На данный момент определите любую нижнюю полоску с края салфетки.
Теперь ее загибаем в обратную сторону белым слоем вовнутрь и пропихиваем ее подближайшей поперечной ячейкой. Для удобства описания разделим все ячейки на продольныеи поперечные. Продольная – та, которая находится по пути проплетаемой ленты,а поперечная – под которой будем ленту пропихивать.
В данном уроке мы научимсязакреплять коврик, стараясь избегать использование скрепок. Для этого нужно с каждойстороны коврика загнуть описанным выше способом и проплести хотя бы по одной лентеи направить их в противоположную сторону.
Все «нижние» ленты можно сразу проплести подобным образом, кроме самых крайних.
В прямом плетении лента ложится по своему же курсу в обратную сторону, отсюда есть маленькое преимущество прямого плетения — если ширина лент отличается даже незначительно, мы не будем испытывать проблем с проплетанием полос, потому что каждая лента проплетается под ячейкой, полностью соответствующей ширине ленты. Исключениями будут, разумеется, ленты с непостоянной шириной.
Если лента не лезет под ячейку, необходимо увеличить щель с помощью конца ножниц или кочедыка. Говоря начистоту, тут может помочь любой предмет, имеющий подходящий размер.
Мне иногда попадались под руку скрепки, обеденные приборы и шило и т. д. Тут самоеглавное не порвать верхнюю поперечную ленту.
Если конец проплетаемой ленты «распушился» или погнулся, можно его снова обстричь в виде трапеции и вернуть упругость.
Теперь приблизимся к заплетанию угла и завершим одну из кромок салфетки. На стороне,у которой все нижние ленты уже загнуты, остались верхние ленты.
У них нет упора в видепоперечной ленты, и поэтому нужно дать этим лентам такой упор в виде загнутой крайней ленты, которая будет проходить по самому краю салфетки. Я выбрал левый конец крайней ленты, потому что слева она была нижней и имела упор.
Не упустите эту особенность, так каку вас может оказаться, что нижняя лента именно справа. Все зависит от того как мы начиналипереплетение первых четырех лент коврика.
Обратите внимание на фотоиллюстрацию — я начал загибать оставшиеся ленты, получившие упор, и сразу вплетать их под поперечные ленты второго ряда. Таким образом у меня остались только самые крайние ленты незагнутыми, так как они пойдут на образование других кромок.
Затем образуем угол салфетки. Идеально в этом случае подходит правый угол, потому что здесь есть возможность рассказать вам, как усекаются лишние ленты. Но для начала небольшое лирическое отступление, которое позволит разобраться с понятивной базойи внесет некоторую ясность в дальнейшем.
Поговорим о слоях. Плетение из бересты — это послойное переплетение лент, и каждый слой добавляет изделию прочности и упругости.
В самом начале набора коврика мы уже имеем два слоя (верхняя и нижняя лента), но когда мы загибаем ленту в обратном направлении, она образует уже тройной слой каждой ячейки на своем пути.
Так как концов лент у нас два, то ис другой стороны будет идти лента, и в итоге эти ленты (или концы одной ленты) столкнуться. Можно их взаимно сократить в середине изделия, а можно доплести одну ленту до самого краяи потом пропустить вторую ленту над ней четвертым слоем.
Но не стоит забыватьо поперечных лентах. Так или иначе, они тоже пройдут в той ячейке, сверху или снизу,и смогут образовать пятый и даже шестой слой! Важно следить, чтобы количество слоев каждой ячейки было приметно одинаковым на всем изделии. Но чаще всего мастера обходятся четырьмя слоями. Вы позже сами в этом убедитесь.
Заплетаем правый угол. Здесь у нас имеется третий слой от загнутой ленты по краю. Ее конецможно было усечь раньше края коврика, но мы пропустили до конца и обрежем теперь вровень с предполагаемым краем. Так уж получилось, что лента, параллельная правому краю, имеет упор, и перпендикулярная лента тоже упирается в обстриженный конец своего второго конца.
Но по принципу плетения нужно первой пустить именно параллельную правому краю ленту. Тогда ее накроет перпендикулярная лента, проплетется под ячейкой второго рядаи пойдет на пятый слой. Так мы образовали стратегически важный правый угол. Если плестиправую кромку, можно определить абсолютную идентичность действий по заплетанию как края, так и следующего угла.
Выполните эту часть самостоятельно.
Когда все углы готовы, следует приступить к образованию новых слоев на каждой ячейке.Я уже говорил, что тут можно выбрать количество слоев и от этого плясать. Небольшойнюанс — в какой-то момент вы встретите ячейку, имеющую уже два слоя поверх, но подкоторой нужно проплести ленту.
Вам представляется выбор, в какой слой загонять край ленты.Я рекомендую под самый нижний слой, так обеспечится наибольшая плотность плетения.
Однако стоит заострить внимание на таком моменте: старайтесь проплести максимальное количество лент под ячейками, которые имеют лишь один слой над собой, потому что каждый новый слой поверх ячейки создаст и дополнительные трудности с протаскиванием лент.
Маленькая хитрость — не спешите проплетать каждую ленту, пока она не кончится. Верным решением будет сужать область слоев по ячейке в сторону центра изделия. Правда, будьте готовы к сопротивлению бересты, плотность скручивающихся концов лент будет все больше по пути к центру, но оно того стоит.
Давайте для чистоты эксперимента рассмотрим завершение двух последних концов одной ленты, которые столкнулись друг с другом.
Я не случайно выбрал эти две ленты. Какую ленту обрезать? Есть несколько разумных факторов, которые повлияют на ваш выбор в итоге.
Следует учесть, которая лента наиболее удалена от своего края (под сколькими ячейками она пропущена).
Если лента была недавно наращена, то ее не следует усекать первой, а наоборот лучше проплести ее еще под несколькими следующими ячейками. Обе мои ленты оказались равноудалены от своего края,ни одна из них не была наращена.
Иногда верным будет решение об усечении ленты, которая больше износилась. Одна из моихлент значительно потрепалась с краю. Ее кромка просто уродлива, она распушилась, расслоилась. Я специально оставил ее, чтобы показать вам результат неверного решения.
Завершение делается путем усекания ненужной ленты таким образом, чтобы обрезок еще полностью покрыл пространство нижней ячейки, и только после этого вторая лента проплетается над обрезком, образуя новый слой. Вы сами решите как далеко вести данную ленту. Обрезание лент проводится ножницами или резаком, однако последний может повредить изделие, если зацепит больше слоев, чем положено. Будьте внимательней.
Качество изделия определяется не только внешним видом, однако первое впечатлениеот изделия складывается именно на основе зрительного восприятия. И каждый дефект может снизить стоимость изделия.
Мой выбор был неудачен, так как испортил напроч вид однойиз ячеек. Вы впредь будьте более осмотрительны и не торопитесь в принятии решений.
Можно все исправить, пропустив над всеми «плохими» ячейками чистые и ровные ленты.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что край салфетки как-то слоится, ощутимо заметно расхождение двух слоев с края. Устранение этой проблемы описано здесь.
http://spleteno.ru/publications/beresta/17-pletenie-iz-beresty.html
Источник: http://hand1craft.blogspot.com/2014/12/1_32.html
Поделки из бересты: пошаговая инструкция, секреты предков и практическое применение берестяных изделий
Россия – страна с огромной территорией и многовековой историей. Среди других государств бытует большое количество стереотипов, связанных с ней. Некоторые имеют негативную окраску, например, про водку, морозы и матерное общение, другие, наоборот, раскрывают глубокий русский менталитет с положительной стороны: готовность помочь, обилие икры и красота природы.
Действительно сложно представить русские пейзажи без берез – тонких черно-белых красавиц. Эти деревья не только радовали глаз наших предков, но и служили сырьем для берестяного промысла.
До сих пор большой популярностью пользуется березовый сок, который обладает приятным вкусом, а кроме этого содержит десяток органических кислот и витамины В6 и В12, что безусловно говорит о его пользе для здоровья. На этом полезные качества дерева не заканчиваются, его кору – бересту, или берёсту – применяли во многих сферах жизни.
- На бересте писали, делали из нее украшения для изб и посуду, использовали в рыболовном промысле для легких лодок, плели лапти и корзины, она также служила прекрасным природным антисептиком.
В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.
Плюсы таких изделий несомненны: во-первых, это натуральность. Во-вторых, красота одновременно с функциональностью. И, в-третьих, но далеко не последних преимуществах – эти вещи используют по назначению, например, в емкостях из бересты можно хранить продукты, в лукошки собирать грибы и ягоды, а лапти использовать, как домашнюю обувь.
Народное творчество приобретает все большую популярность и многие интересуются, как сделать поделку из бересты своими руками. Статья, представленная ниже, поможет вам начать творческий путь.
Заготовка бересты для поделок
Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.
Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.
Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.
Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.
Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.
Хранение и подготовки бересты
Сохранить бересту годной для изделия помогут простые советы.
- пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
- на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
- тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
- между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.
Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.
Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.
Берестяной кузовок своими руками
Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.
Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.
Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.
Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.
Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.
«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.
Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.
В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!
Фото поделок из бересты
Источник: http://rukodelieinfo.ru/podelki-iz-beresty/
Поделки из бересты своими руками для начинающих: мастер-класс
Береста – природный материал, который пользуется большим спросом в творчестве hand-made. Не нужно портить природное наследие и срезать кору с растущей березы. Лучше отыскать уже срубленные деревья или получить на это специальное разрешение. Сегодня мы будем мастерить поделки из бересты своими руками. Для начинающих предлагаем только лучшие мастер-классы.
Многие начинающие рукодельницы не знают, как подготовить бересту к работе. Без этих знаний просто никуда, иначе у вас получится не поделка, а какая-то пародия. Кора березы имеет свойство усыхать и деформироваться, что скажется на готовом изделии, поэтому предварительно бересту обрабатывают различными способами.
Итак, бересту можно заготовить следующим образом:
- лентой;
- цилиндром;
- пластами.
Большей популярностью пользуется именно лента, поскольку с ней проще работать в процессе создания рукотворного шедевра. Перед моделированием поделки бересту обязательно нужно обработать:
- Очистить поверхностный слой наждачной бумагой, удаляя мелкие частицы грязи и пыль, а внутренний протереть мягкой губкой или тканью.
- Размочить ее или распарить. Все зависит от возраста бересты. Для размачивания берут солевой раствор и выдерживают в нем березовую кору 48-72 часа.
- Расслоить материал для получения тоненьких лент.
- Утюжат бересту в случае, если она сыровата.
Береста отличается по своей форме, текстуре и цвету. Перед началом работы лучше заняться сортировкой, хотя бы по цветовой гамме. Вообще, березовая кора – настолько уникальный материал, что даже у людей, далеких от творчества, пробьется необузданный фонтан идей и вдохновения.
Букет из берестяных цветов – отличный подарок
Теперь вы знаете, как правильно заготовить сырье. Пришло время приступить к моделированию поделки из бересты своими руками. Мастер-класс поведает вам, как сделать красивый полевой цветок из бересты. По аналогии легко смастерить целый букет и поставить его в вазон. А можно прикрепить цветочки к рамке, и получится оригинальное панно, которое станет дизайнерским украшением вашего дома.
Необходимые материалы:
- берестяная лента;
- заготовка лепестка из картона;
- ножницы, канцелярский нож или скальпель;
- сверхпрочный клей;
- простой карандаш.
Пошаговое описание творческого процесса:
- Из картона вырежем шаблон одного лепестка.
- Прикладываем лепестки к берестяному полотну, обводим карандашом.
- Край лепестка нужно подцепить острым предметом и расслоить бересту.
- У нас получается разделение материала на две тонких части.
- Если материал плохо расслаивается, окунем его в крутой кипяток буквально на 30-60 секунд.
- Теперь из верхней части бересты, на которой расчерчены шаблоны, вырежем пять лепестков.
- Из берестяного полотна вырежем прямоугольник шириной в 30 мм и длиной в 70 мм.
- Примерно на 2/3 части прямоугольника нарежем поперечную бахрому. Делаем все аккуратно и не спеша.
- Теперь прибегнем к маленькой хитрости. Положим берестяной прямоугольник с бахромой на стол.
- Сверху на бахрому кладем простой карандаш или ручку.
- Намотаем бересту на карандаш. Так мы распушим серединку нашего цветка.
- Скручиваем серединку цветка, неразрезанную часть смазываем клеем и фиксируем.
- Аккуратно каждый лепесток согнем дугой. Делать это нужно с лицевой стороны.
- Узкую часть лепестка промазываем клеем и фиксируем к основанию.
- В центре основания нам нужно прикрепить стебель. Можно использовать ровный прутик или деревянную шпажку.
- Немного пофантазируем и вырежем из бересты резные листочки. Достаточно пары штук.
- Приклеиваем листики к стеблю, и все – наш цветок готов. По аналогии можно смастерить еще несколько цветов, чтобы получился букет.
Идем в лес по ягоды
Если вы увлеклись созданием поделок из бересты, то этот мастер-класс вам понравится. Уровень мастерства – начальный, но придется повозиться с кузовком для ягод и не один час.
Многие рукодельницы делают картины из бересты своими руками. Но это очень просто. Вам нужно только разрисовать эскиз и наклеить отдельные берестяные ленты и кусочки на поле, подбирая соответствующий цвет. Мы же остановимся на создании кузовка для ягод. Берестяная посуда славилась своей прочностью, износостойкостью и красотой еще с древних времен.
Необходимые материалы:
- берестяное полотно;
- отдельные берестяные ленты контрастного цвета;
- плоская отвертка;
- карандаш;
- линейка;
- ножницы или канцелярский нож;
- шило.
Пошаговое описание творческого процесса:
- Для изготовления оригинального кузовка нам понадобится вот такое берестяное полотно.
- Предварительно его зачищаем и протираем мягкой губкой от пыли и мелких частиц.
- Сворачиваем берестяное полотно в цилиндр и фиксируем края бельевыми прищепками.
- Откладываем пока основу кузовка в сторону, а из бересты нарезаем ленты, длины которых будет достаточно для скрепления основания кузовка.
- Лучше отрезать ленту с запасом. Лишнее всегда можно устранить, а вот недостающее нарастить невозможно.
- Берем заготовку кузовка. В месте стыкования бересты делаем отверстия шилом или отверткой.
- Лучше все измерить и сделать дырки на одинаковом расстоянии друг от друга.
- Вот таким образом мы протягиваем тоненькую берестяную ленту в сделанные отверстия.
- Основание кузовка мы уже зафиксировали. Прищепки можно снять.
- Там, где будет дно, отмеряем в высоту на бересте в несколько сантиметров.
- Предварительно замеряем диаметр нашего цилиндра.
- Делаем равноценные надрезы с четырех сторон и заворачиваем внутрь дно.
- Фиксируем днище берестяной лентой. Можно сделать это оригинально, как мы прошивали боковые срезы кузовка.
- Нам осталось только приделать ручки из бересты и декорировать кузовок на свое усмотрение.
Береста – очень красивый, гибкий и легкий материал. Из березовой коры можно смастерить кухонную утварь, корзины, лапти, лукошко, панно, цветы, украшения. Подключайте фантазию, задействуйте всю свою энергию и вдохновение. Только при таком подходе у вас все получится. Творческих вам успехов!
Источник: https://ladyspecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/podelki-i-igrushki/podelki-iz-beresty-svoimi-rukami-dlya-nachinayushchikh-master-klass
Основы плетения из бересты для начинающих
Для всех, кто хотел бы основать традиционную технику плетения из бересты и не только, мы предлагаем простые мастер классы, которые позволят освоить прямой и косой способы плетения. В качестве примеров мы выбрали закладку для книги и солонку, которые вы легко сможете сделать вместе с детьми. В качестве замены бересты для тренировки можно использовать бумажные заготовки.
Закладка для книги. Прямое плетение
Материалы и инструменты:
- 2 бумажные или берестяные лычки длиной 60 см и шириной 1,5 см
- ножницы
- клей
Изготовление плетеной закладки
Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.
Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.
Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.
Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.
Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.
Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.
Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.
Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.
- Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.
- Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.
- Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.
Солонка с квадратным дном. Косое плетение
Материалы и инструменты:
- 8 бумажных или берестяных лычек длиной 45 см и шириной 1,5 см
- ножницы
- канцелярские скрепки
- карандаш
Если работаете с бумагой, позаботьтесь, чтобы она была с ярко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Не берите белую бумагу, она не даст полной картины и дезориентирует вас.
Плетение солонки
Соберите полотно, как показано на рисунке. Правая, или лицевая сторона бумаги (бересты), должна быть сверху.
- Рисунок 1
- Закрепите полотно канцелярскими скрепками.
- Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).
Около цифр 6 и 9 внизу поставьте заметные точки, чтобы не путать их в процессе плетения. Полотно должно получиться плотным, без щелей и находиться в центре, т. е.
правый конец лычки должен быть примерно равен левому, а верхний — нижнему. При этом подравнивать ножницами ничего не нужно, требуется лишь подвинуть лычки. В полотне не должно быть никаких фигур, кроме квадратов.
Лицевая сторона материала должна быть сверху.
Рассчитайте местоположение углов солонки. У изделия с квадратным дном углы всегда будут находиться посередине края полотна.
Количество лычек на стороне квадрата разделите пополам и поставьте точки А, Б, В и Г (рис. 1).
Запомните, что для плетения изделия с квадратным дном в полотне всегда закладывается чётное количество вертикальных лычек на такое же количество горизонтальных лычек, например: 2×2; 4×4; 12×12 и т. д.
Рисунок 2
На рис. 2 видно, что угол А у солонки сформирован переплетением в шахматном порядке лычек 1 и 2 с лычками 3 и 4. При этом дно осталось нетронутым, а лычка 2 переплелась с лычками 3 и 4 поочерёдно, затем лычка 1 переплелась с лычками 3 и 4. Пересечение лычек 4 и 1 зафиксируйте дополнительной скрепкой.
Следующим по порядку заплетите угол, противоположный углу А — угол В (это поможет сохранить плотность дна во время работы над углами). В точке В солонки переплетите в шахматном порядке лычки 10 и 9 с лычками 11 и 12. На пересечении лычек 12 и 9 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).
Угол Б солонки заплетается лычками 6, 5, 7 и 8. На пересечении лычек 8 и 5 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).
Перед плетением угла Г уберите щели на дне солонки, подтянув лычки. Последний угол в любом изделии удобно заплетать снаружи, с изнаночной стороны. Переплетите лычки 16 и 15 с лычками 14 и 13 в шахматном порядке. Поставьте дополнительную скрепку на пересечении лычек 13 и 16 (рис. 2).
Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.
Рисунок 3
Поверните солонку дном вниз и лычками 8, 7, 2 и 1 к себе (рис. 3).
Снимите нижнюю скрепку между лычками 7 и 2, переплетите лычку 7 с лычками 2 и 1, поставьте дополнительную скрепку. Переплетите лычку 8 с лычкой 2 и поставьте дополнительную скрепку.
Поверните солонку лычками 4, 3, 14 и 13 к себе, дном вниз. Снимите нижнюю скрепку между лычками 3 и 14, переплетите лычку 3 с лычками 14 и 13, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 4 переплетите с лычкой 14 и поставьте дополнительную скрепку.
Поверните солонку дном вниз, а лычками 16, 15, 10 и 9 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 15 и 10. Лычку 15 переплетите с лычками 10 и 9, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 16 переплетите с лычкой 10 и поставьте дополнительную скрепку.
Поверните солонку дном вниз, лычками 12, 11, 6 и 5 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 11 и 6. Переплетите лычку 11 с лычками 6 и 5, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 12 переплетите с лычкой 6, поставьте дополнительную скрепку.
Проверьте плотность плетения, подтяните лычки. Покрутите солонку в руках, обратите внимание на соблюдение шахматного порядка в переплетениях. Если вместо квадратов получились прямоугольники, разберите этот сектор и заплетите правильно. Лицевая, более яркая сторона полотна должна остаться внутри.
Рисунок 4
Если вы делали всё точно по описанию, у вас получилась солонка с квадратным дном, правая сторона материала смотрит вовнутрь изделия (рис. 4).
Найдите пару лычек 6 и 12 (рис. 4). Снимите с неё скрепку.
Рисунок 5
Лычку 12 перегните через лычку 6 вниз (рис. 5).
Лычку 6 перегните через лычку 12 и «проутюжьте» пальцами линии сгиба.
Рисунок 6
Лычку 6 отправьте во второй карман (она временно нарушит шахматный порядок). Лычку 12 — в ближайший карман. Протащите лычки 6 и 12 по своим дорожкам в шахматном порядке, пока они не пройдут донышко солонки. Первый зубчик готов. Он получился такого же цвета, что и внутренняя поверхность солонки (рис. 6).
Лычку 15 перегните через лычку 9, лычку 9 — через лычку 15. «Проутюжьте» линии сгиба пальцами. Лычку 9 спрячьте под лычку 12, лычку 15 — в ближайший карман.
Проведите лычки по своим дорожкам в шахматном порядке (рис. 6).
Аналогично закройте все пары лычек, следите за линией зубцов, она должна быть ровной, ни один зубец не должен выделяться из этой линии, не должно быть высоких и больших зубцов.
Закрывая последнюю пару лычек 5 и 11, лычкой 11 перекройте нарушение шахматного порядка, допущенное лычкой 6. Лычку 11 уложите поверх лычки 6 и спрячьте под лычку 9.
Постепенно вся солонка стала лицевой снаружи, как и внутри. Идеальный случай, когда всё изделие обратным ходом лычек стало лицевым.
- Если какаято лычка порвалась или была короче других и некоторые квадраты остались изнаночной стороной наружу, возьмите дополнительную лычку, заведите её в том месте, где не доработала «родная» лычка, и пройдите ею изнаночные квадраты.
- Торчащие хвосты обрежьте «под корешок».
- Готовое изделие должно иметь вид колечка, у которого нет ни начала, ни конца.
- Другие мастер классы данного автора можно найти в книге «Плетение из бумаги и бересты» Издательского дома «Литера».
Источник: http://www.diy.ru/post/6965/
Плетение из бересты. Заготовка. Методика. Примеры
Березовый лес подарил народным умельцам чудесный материал — бересту, — легкий, прочный, доступный. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на ней нарастает новый слой и она становится толще.
Наружные слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.
Поэтому все изделия плетут с таким расчетом, чтобы видимой была лицевая сторона, а белый слой находился внутри плетева.
Плетение — один из самых древних способов обработки бересты. Из ее узких полосок, так же как из лыка, на русском Севере изготовляли обувь, пестери — заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, игрушки, посуду, утварь. Многие вещи, которые плели крестьяне в прошлом, не утратили своего практического значения и теперь. Снимают бересту с погибших берез: упавших или сухостойных.
Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит, и кора легко отделится от ствола. Сделайте на упавшем или сухостойном дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия.
Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства. Внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.
Небольшие сувенирные изделия изготовляют из более узкой ленты — шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние между витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку.
Она представляет собой согнутую пополам стальную проволоку, концы которой заточены на конус, закруглены и отшлифованы так, чтобы легко скользили по бересте, оставляя на ней неглубокие, но хорошо заметные вмятины. Прорежьте бересту вдоль проведенных линий резаком и смотайте готовую ленту в клубок. Еще удобней резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограни– чителем.
Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола. Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты, — плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. 1, поз. 2).
В различных областях России его называли по-разному: кото-чиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или же просто лапотным шилом. Но все же более известно плоское шило как кочедык.
Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы.
Кроме этих двух инструментов, нам потребуются также сапожное шило с квадратным сечением, прямое с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк или сапожный нож. Пригодятся в работе и ножницы.
Сапожным шилом мы будем прокалывать отверстия для сшивания бересты, прямое используем вместо карандаша. Скользя по бересте, полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след.
Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты.Для временного закрепления плетева в процессе плетения применяют простейшие самодельные зажимы.
Их изготавливают из березового прутка толщиной с карандаш и длиной 7—. 10 см каждый.
В середине заготовки сверлят отверстие, а затем с одного торца ее раскалывают вдоль сердцевины до этого отверстия. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами — канцелярские скрепки.
Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°.
В первом случае плетение называется прямым, а во вто ром — косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него.
Прежде чем приступать к работе, потренируйтесь на бумажных лентах.
Дорожная солонка
Любое изделие плетется с помощью шаблона (рис. 2, поз. 1). Чтобы сплести солонку, которую удобно брать в поход, нужно подобрать шаблон. Это может быть коробка, брусок с квадратным основанием.
Берестяные ленты берут равными по ширине одной трети стороны основания. Положите три ленты на стол лицевой стороной вверх и переплетите их с тремя другими. Подрежьте концы лент в форме клина, чтобы удобно было работать. Затем согните ленты вдоль ребер основания, прижмите к гранямшаблона и обвяжите тонкой -бечевкой.
Начиная от основания (донышка), последовательно оплетите вертикальные ленты плетева тремя рядами горизонтальных лент. Уберите шаблон. Он больше не понадобится. Переплетите вертикальные ленты между собой так, чтобы образовалась верхняя грань солонки. Все концы заделайте в плетево, оставив только две ленты у края квадратного отверстия. Ими вы будете крепить горлышко к корпусу.
Концы этих двух лент просуньте под ленты на верхней грани куба. Получатся две петли. Пропустите в них специально заготовленную ленту несколько раз, чтобы образовалось многослойное кольцо. Потяните за кончики лент, и петли зажмут кольцо, плотно прижав его к верхней грани солонки. Оставшиеся концы заделайте в плетево.
Для прочности наденьте на горлышко берестяное кольцо со специальным замком. Как вырезается замок, видно из рисунка (рис. 2, поз. 2). Кольцо, соединенное замком, опустите на несколько минут в горячую воду. Распаренное, оно легко наденется на горловину солонки, а высохнув, плотно обожмет ее.
Как бы вы ни старались плотно подогнать друг к другу ленты, между ними все равно останутся хотя бы небольшие просветы. А значит, и соль из такой солонки будет высыпаться. Чтобы этого не произошло, плетево обязательно уплотняют, вплетая в него второй слой лент. Их подсовывают под первые кочедыком. Помните, перед началом плетения вы расположили ленты лицевой стороной вверх.
Теперь же лицевая сторона оказалась внутри солонки, а изнаночная — снаружи. Это сделано было для того, чтобы внутренняя поверхность солонки была чистая. Такая же поверхность должна быть и на внешней стороне. Поэтому ленты уплотняющего слоя вплетают лицевой стороной наружу.
Завершают работу над солонкой изготовлением деревянной пробки. Пробку вырезают с таким расчетом, чтобы она плотно входила в горлышко, а ее выступающая часть имела красивую и удобную форму. Потом солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом, чтобы снять с бересты сизый налет, и растирают сухой тряпкой до появления едва заметного глянца.
Суперобложка для книги.
Прямое плетение можно использовать при изготовлении суперобложки для книги (рис. 3, поз. 2). Шаблон для плетения вырезают из толстого картона в виде прямоугольника по формату книги. Тонкие берестяные ленты укладывают лицевой стороной вверх, переплетают между собой, кладут на них шаблон и оплетают его с двух сторон.
Затем оплетают с помощью кочедыка вторым слоем так, чтобы ленты были вплетены лицевой стороной наружу. Отдельно из двух согнутых пополам узких лент плетут закладку и прикрепляют ее к верхнему краю суперобломки.
Берестяные ленты можно использовать для сплетения стеклянной и металлической посуды: бутылей, банок, фляг (рис. 3, поз. 1). Берестяное сплетение не только украшает невзрачную стеклянную посуду, но и надежно предохраняет ее при удара
х. Кроме того, во фляге, оплетенной берестой, вода в летнее время долго остается прохладной. В старину тонкими берестяными лентами обвивали треснувшую глиняную посуду. Береста надежно скрепляла отдельные черепки. Благодаря ей глиняные горшки служили многие годы.
Лукошко
Лукошко для хранения продуктов или сбора ягод может быть квадратным или прямоугольным. От его размера зависят количество и ширина применяемых лент. Если вы решили сделать дно квадратным, то берите четное число лент.
На рисунке показана последовательность плетения небольшого лукошка с квадратным дном из восьми лент. Чтобы плетево не распадалось, в местах переплетения крайних лент временно скрепите его четырьмя зажимами.
Посередине установите шаблон так, чтобы его грани находились под углом 45° к сплетенным лентам. Приподняв часть плетева, снимите зажим и прижмите плетево к одной из граней шаблона.
Другую часть плетева прижмите к соседней грани.
Переплетая в шахматном порядке прижатые к граням ленты, вы получите один из углов лукошка. Скрепите сплетенный угол зажимом и в той же последовательности сплетите остальные .суглы. Затем продолжайте выплетать борт лукошка.
Для жесткости вплетайте в него обруч из березового или ивового прута. Периметр обруча сделайте равным периметру донышка. Концы прута срежьте на ус и свяжите прочными нитками.
Готовый обруч наденьте на корпус, а концы лент перегните через обруч, последовательно подсовывая их под ленты первого слоя плетения с внешней стороны.
Как только ленты кончатся, подсуньте новые и продолжайте работу до тех пор, пока не оплетете все лукошко. Второй спой не только укрепляет и уплотняет плетево, но и украшает изделие. Народные мастера выработали даже специальные приемы декоративного плетения.
На рисунке 4 (поз. 7) показана последовательность выполнения декоративных элементов, так называемых «конвертиков». Известны и другие приемы узорчатого сплетения: «в шахматку», «ступеньками», «пояском».
К оплетенному лукошку остается подвязать ручку. На противоположных сторонах борта прорежьте два узких отверстия, разных по ширине ленте, приготовленной для ручки. Пропустите ленту через прорези несколько раз.
Сложенные вместе пять-шесть слоев ленты обмотайте оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы витки держались на ручке прочно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно подсовывать под верхнюю ленту ручки.
Футляр для бруска.
Способом косого плетения можно изготовить футляры для инструментов ' или для точильного бруска (рис. 5, поз. 1). Такой брусок обычно берут на покос. Выплетают футляр на шаблоне, вырезанном из доски. Для плетения заготавливают шесть берестяных лент.
Вначале переплетают две ленты, согнув их пополам, а затем последовательно вплетают остальные. Плетево надевают на шаблон и оплетают его, плотно подгоняя одну ленту к другой. Заделав борта, футляр оплетают вторым уплотняющим слоем.
На задней стенке прикрепляют лямку, за которую футляр подвешивают к ремню или на стену.
Подстаканники
Для плетения подстаканника нужно брать узкие ленты. Чем уже они будут, тем плотнее лягут на цилиндрической форме. Для шаблона берется деревянный цилиндр, вытесанный вручную или выточенный на токарном станке.
Перед началом работы ленты можно немного подержать в теплой воде. Распаренная береста становится более эластичной и легко огибает форму. Однако не следует сильно натягивать берестяные ленты, иначе подстаканник будет трудно снять с шаблона, когда ленты подсохнут.
Борт подстаканника можно сделать не прямым, а зубчиками (рис. 5, поз. 2).
Туески
Плетеными «рубашками» народные мастера часто украшают туески. На рисунке 6 (поз. 1) показано устройство туеска, предназначенного для хранения сухих продуктов.
Пестерь
Так называют заплечный кошель для сбора грибов наподобие ранца. Он хорошо прилегает к спине и не оттягивает руки, как корзина.
Плетется пестерь тоже по шаблону — подходящему по форме и размерам ящику, подобно тому, как и лукошко.
Борт передней стенки делается ниже задней, а боковые стенки имеют скос под углом 45° (рис. 6, поз. 2). Заделав переднюю и боковые стенки, продолжают плести заднюю. Ее выступающая часть служит крышкой пестеря.
Заделав края крышки, оплетите пестерь вторично и прикрепите лямки. Их изготавливают тем же способом, что и ручку лукошка.
Для прочности между лентами положите брезентовую полоску.
На низкой стенке пестеря прикрепите две застежки в виде плоских дощечек с вырезами, равными ширине берестяных лент.
Дощечки подсуньте на углах под ленты плетева. Петли сделайте из бечевки или сыромятной кожи и привяжите их на углах крышки.
Источник: https://www.mirpodelki.ru/index.php?id=37
Изделия из бересты своими руками
Плетение из бересты пришло к нам из глубокой древности и увлечение этим ремеслом популярно и поныне.За долгие годы очень много создано изделий из бересты. Самыми простыми по изготовлению и своей форме являются изделия из одного куска бересты. Отдельные из них можно смастерить прямо в лесу – это могут быть берестянки, ложки, ковшики. Но особое место среди изделий из бересты из-за своеобразного способа изготовления, занимают плетеные изделия. Они бывают очень разнообразны как по форме, так и по размерам. Это может быть маленькая дорожная солонка или огромная корзина, для переноски тяжестей, изящные шкатулки и вазочки, детские игрушки, лапти.
Плетеные изделия можно сделать из берестяной ленты, её можно вырезать из пласта берёзы или снять с берёзы используя оригинальный спиралеобразный способ.В старину очень широко использовались лоза и береста для изготовления различной бытовой посуды и утвари.
Плетение из бересты не только увлекательный вид рукоделия,но и возможность создать очень полезную утварь для дома. Гораздо полезнее сохранять овощи и фрукты в корзинах из бересты, в такой таре продукты «дышат», а про искусственные материалы такого сказать нельзя.
Для тех, кому работа с берестой станет интересной, рекомендуется завести ежедневник, чтобы записывать свои наблюдения, задумки, находки, а также информацию, взятую из встреч с умельцами, после посещения выставок, музеев.
В каждом отдельном случае необходимо обращать внимание на то где, когда и как была собрана береста, какими способами соединяются элементы, на всё то, что обычно входит в понятие «дизайн» и «самобытность».
Освоить плетение ихз бересты поможет мастер-класс. Каждый, у кого будет такое желание, своими руками может создать поразительные сувениры из бересты и получить навыки плетения корзинок для хранения и сбора семян, овощей, грибов, стульчики и столики для детских садов, и даже принадлежности для занятий спортом. из лент бересты можно научится делать
удобные и лёгкие корзинки для хранения и сбора ягод, их народное название – берестянки, коробочки для хранения разных семян, а ещё множество разных полезных вещей, которые можно придумать прямо в процессе их создания, а начинать лучше всего с занятных сувениров из бересты.
Материалы и инструменты: во время мастер-классов по плетению из бересты применяют различные инструменты. Для работы необходимо иметь несколько ножей, разных по формам и размерам, для выполнения различных операций.
Например, один нож для нарезания прутьев для заготовок, так называемый нож-резец нужен для того чтобы обрезать концы прутьев при плетении так называемый корзиночный ножик, применятся для подрезки и строгания очень длинных прутиков, шило с загнутым стержнем и шило с прямым стержнем, для протягивания прутьев плоскогубцы, круглогубцы нужны для выравнивания прутьев в местах их сгибов.
Плетение из бересты Методы плетения.Мастер классСледующая статья :Плетение изделий из проволоки
вернуться на Главную страницу Плетение своими руками. Фенечки,браслеты и цепочки. Фото галерея
Детский Портал: Главная Страница
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved.”
Источник: https://bebi.lv/pletenie-brasletovcepochek/pletenie-iz-beresty.html