Петельный шов один из самых красивых и простых в ручной обработке края ткани. Он очень эффектно смотрится в поделках из фетра, из войлока, в мягкой игрушке, в аппликации.Так как на нашем сайте приведено много поделок с использованием петельного шва, я не смогла пройти мимо и не написать про многообразие и красоту этого шва. Он может быть очень разным. В зависимости от толщины ниток и цвета его можно сделать незаметным или он может быть элементом декора. Ниже я приведу различные варианты петельного шва. Базовый шов можно делать как слева направо, так и наоборот. При выполнении петельного шва старайтесь оставлять одинаковое расстояние между стежками и одинаковые отступы от края. Для этого даже можно нарисовать линию водосмываемым маркером.
Базовый петельный шов.
Стежки имеют одну длину и располагаются перпендикулярно краю. Расстояние между стежками тоже одинаковое.
Закрепляем нитку в начале шитья. Вводим иглу на лицо, в том месте, где будет начинаться шов. Первый стежок делаем, вкалывая иглу в ту же точку и выводим сверху, продевая иголку в получившуюся петлю. Нитка закреплена, можно шить дальше.
Закрепляем нить в конце шитья, делая маленький стежок тем самым фиксируем последний столбик.
Обшивание угла петельным швом
Вкалываем 3 раза иглу в одно и тоже место, с краю в угол полотна. Нитка ложится с одного края, ровно на угол, и с другого края.
Петельный шов с разной длиной стежков
Можно варьировать по разному длину стежков:
- один длинный, один короткий
- два длинных, два коротких
- можно придумать другие комбинации
Удобно нарисовать две линии водосмываемым маркером, а затем шить. Следы от маркера можно убрать побрызгав на ткань из пульверизатора.
Петельный шов со сгруппированными стежками
Группировать стежки в петельном шве можно по разному:
- Соединив стежки по два – вкалываем иголку два раза в одно и тоже место, при этом с краю получаются петли разной длины, а сами стежки ложатся наискосок.
- Соединив стежки по три – вкалываем иголку три раза в одно и тоже место, первый и третий стежок ложатся наискосок, а центральный – перпендикулярно краю.
- Группируем по два, а между ними делаем перпендикулярный длинный одиночный стежок
Двойной разноцветный петельный шов
Делаем простой петельный шов ниткой одного цвета. А затем сверху проходим еще раз петельным швом, но уже ниткой другого цвета. Можно для разных ниток выбрать различную или одинаковую длину стежков. От этого получится разный узор.
Петельный шов с протяжкой
Очень красивый шов, даже не сразу и поймешь, что этот шов петельный. Делаем базовый петельный шов. Закрепляем нитку, но не обрываем. Вводим иглу посередине между двумя соседними столбиками стежков.
Далее подхватываем иголкой левый столбик, иголка проходит снизу столбика, не трогая основную ткань. Возвращаемся назад и хватаем иглой два столбика справа и затягиваем нитку.
Протягиваем иглу снизу через следующие два столбика, возвращаемся назад, опять протягиваем нитку через эти же два столбика и затягиваем. И так далее. Слушается несколько путанно, но на рисунке хорошо видно.
Посмотрите на изделие с применением петельного шва с протяжкой: обложка на записную книжку из фетра.
Петельный шов с косичкой по краю
Делаем базовый петельный шов. Нитку закрепляем. Той же нитью возвращаемся назад, обхватывая основные стежки швом назад иголкой, не трогая основную ткань. С краю получатся красивая косичка.
Петельный шов с витой косичкой по краю
Делаем базовый петельный шов. Закрепляем нитку. Протаскиваем иглу через верхний край петельного шва, второго столбика. Вводим иглу под петлю предыдущего столбика и выводим через петлю через один столбик. Как бы обвиваем верхние петли петельного шва.
Петельный шов с витым краем
Делаем базовый петельный шов, закрепляем нить. Подводим иголку под петлю шва. Не затрагивая основную ткань каждую петельку столбика обвиваем ниткой.
- Эффектно смотрится, если нить обвива будет другого цвета.
- Этим швом обработан край в обложке на блокнот.
Петельный шов с утолщенными столбиками
- Когда делаем петельный шов иглу по два раза вкалываем в одно отверстие.
- Петельный шов с узелками (3 варианта)
- При прохождении петельным швом нитку набрасываем на иглу петелькой. Получается красивый край с обвитыми столбиками.
- Похож на предыдущий, но петельку набрасываем по другому. Столбики при этом способе выделены больше.
- Делаем стежок обычный, нитку затягиваем. Вводим иголку под получившуюся петельку, затягиваем. Получился узелок.
Петельный шов часто используется и просто в вышивке, и для соединения деталей в тканевой аппликации.
Источник: http://www.karakyli.ru/2014/03/03/petelnyj-shov-varianty-i-ukrashatelstva/
Урок 3
Мастер-классыСвободно – Ходовая Машинная СтежкаУрок 3
Мастер – класс размещен с разрешения автора – Любовь Лежанина.
Сегодня в первой части нашего урока мы поговорим о классической покрывной стежке.Все узоры классической покрывной стежки можно разделить на три основные группы:
1.Сюжетная стежка – в такой рисунок включен какой-то повторяющийся «мотив», изображающий реальный предмет (листья, цветы, бабочки, ноты и т.д.) и соединены мотивы разнообразными линиями, для того, чтобы стежку можно было вести непрерывно. Линии, соединяющие мотивы я назвала «соединительные».
Соединительные линии могут существовать, естественно, и отдельно от мотива. Сюжетная стежка обычно должна быть привязана к основной идее вашего квилта. Например, аппликацию саксофона, вы окружаете сюжетной стежкой, изображающей ноты и скрипичный ключ.
А розовую детскую подушечку вы покрываете стежкой с мотивами бабочек, сердечек, ленточек и т.д. (фото 1, 2).
![]() |
![]() |
2.Универсальная стежка. Её узор может одинаково хорошо смотреться как в геометрии, так и в пейзаже. Чаще всего в нем как раз используются «соединительные линии», о которых мы подробно сегодня будем говорить (фото 3).
![]() |
3.Фигурная стежка. В этом узоре одна фигура (например, сердечко) плавно переходит в другую или даже является частью другой фигуры. Ярким примером такого узора является стежка «галечник» (фото 4).
![]() |
Сегодня мы с вами подробнее поговорим о второй разновидности узоров стежки – Универсальной стежке или Стежке соединительными линиями.Я бы выделила 8 основных видов соединительных линий:1. «Прямая линия» (её мы с вами рисуем уже с первого урока).
2. «Слегка волнистая линия» (о ней мы тоже уже не раз говорили, и вы прекрасно научились её строчить) (фото 5).
![]() |
3. «Стипплинг (мозги, ералаш)» (фото 6, 6а).
![]() |
![]() |
Об этом узоре стоит поговорить особо.Это один из самых популярных узор у лоскутниц. Но большинство «рисуют» этот узор не совсем правильно.
Назову некоторые особенности этого узора:
- Это « капельный» узор, т.е. в основании каждого вашего основного элемента должна быть капелька, или незавершенный круг.
- Направление узора должно меняться через каждые 1-3 капельки.
- Линии узора не должны перекрещиваться и прерываться!
Позволю себе небольшое отступление. Когда-то в детстве я занималась в театральной студии, и у меня была любимая скороговорка:Не то здорово, что было здорово,А то здорово, что не было здорово,Да стало здорово!
Вот здорово, так здорово!
А когда я стала писать о стежке «мозги», у меня тоже родилась скороговорка:Строча «мозги», включи мозги,Что б знать, КУДА строчить «мозги»!Заключенная в этой скороговорке мысль абсолютно верна.
Это упражнение учит вас не только стежке, а учит ДУМАТЬ, куда «повести» вашу строчку, чтобы она равномерно заполнила всё поле и не прервалась по дороге.Если вам пока сложно создать хаотичный путь стипплинга, вы можете нарисовать маркером на ткани извилистую линию с плотностью около 2 см, а потом уже по ней стегать стипплингом (фото 6б).
![]() |
4. «Вермишель» – вот это как раз та стежка, которую часто путают со стипплингом (фото 7).
![]() |
В основе её раппорта лежат две короткие прямые параллельные линии, соединенные закруглением. Строчить её нужно тоже с постоянной сменой направления рисунка.5. «Раскрученная пружинка» Это петельный шов, но петельки должны быть закручены в разные стороны. «Петельки» можно делать как крупными, так и мелкими и соединены они слегка волнистой линией (фото 8).
![]() |
6. «Простой завиток» (разновидность «спирали»). В этой стежке вы входите в спираль по одной линии, а возвращаетесь по другой (фото 9).
Рис.9 “Простой завиток”. |
7. «Вьюнок» (еще одна разновидность «спирали») В этой стежке вы входите и возвращаетесь из спирали по одной и той же линии (фото 10).
Рис.10 “Вьюнок”. |
8. «Ломаная линия» – короткие прямые линии, соединяющиеся под различным углом и пересекающиеся между собой (фото 11).
Рис.11 “Ломанная Линия”. |
Выполняя в универсальной стежке соединительные линии, вы можете воспользоваться двумя «МАРШРУТАМИ»:
- Хаотичный путь – беспорядочное заполнение узором поверхности сэндвича.
- Целенаправленный путь (по вертикали, горизонтали, диагонали квилта и т.д.) (фото 12).
Рис.12 |
Так как мы с вами начали изучать узоры стежки, настала очередь рассказа о картотеке для квилтера. Мастер, занимающийся свободной стежкой, может использовать в своих работах самые разные узоры. Иногда требуется напомнить себе те рисунки, с которыми ты давно не работал. Для этого очень удобно иметь под рукой так называемую «картотеку стёжки». Есть несколько вариантов создания такой коллекции:
- Альбом с нарисованными образцами стежки.
- Отдельные папочки и листы с нарисованными образцами стежки.
- Папку с образцами простеганных на ткани узоров.
- Большой квилт, где представлены любимые вами узоры стежки («квилт – картотека»).
Рис.14 Альбом с узорами для стежки. |
Рис.15 Альбом с узорами для стежки. |
Моему уже потрепанному альбомчику (фото 14, 15), куда я заносила все понравившиеся мне узоры стежки (из книг, интернета, из своей собственной головы), более двух лет и хранит он около 200 различных рисунков.
Странички уже выпадают, теряются, да и найти нужный мне узорчик в альбоме среди множества других становится всё сложней и сложнее. Когда я начинала этот альбом, у меня не было никакой системы, узоры располагались один за другим по мере их появления в моей коллекции. А сейчас я решила сделать всё по-другому.
Я расположила все узоры согласно моей классификации. Для этого взяла 10 папок с файлами размера А 5. Каждую папку подписала (фото 16, 16а):
Рис.16 Папки с рисунками для стежки. |
Рис.16а Папки с рисунками для стежки. |
1. Узоры с окружностями;
2. Узоры с прямыми линиями;3. Узоры с волнистыми линиями;4. Эхо-стежка;5. Стежка – лента;6. Сюжетная стежка;7. Фигурная предметная стежка;8. Любимые узоры;9. Комбинированные узоры;10. Универсальная стежка.
На одном листочке А5 у меня обычно расположены карандашные зарисовки двух узоров (фото 17, 18,19).
Рис.17 Зарисовки узоров для стежки. |
Рис.18 Зарисовки узоров для стежки. |
Рис.19 Зарисовки узоров для стежки. |
Состоит рисунок одного узора из трех частей:1. В левом верхнем углу я помещаю детальную прорисовку одного элемента узора (жирная точка – начало стежки, стрелочками указываю, как двигаться при работе) – раппорт узора2. В левом нижнем углу есть отметка о направлении узора (хаотично, справа налево, сверху вниз и т.д.)3.
А справа я прорисовываю сам узор (несколько его элементов), стараясь вести, карандаш так же, как если бы это была иголка моей швейной машины – непрерывно и постепенно заполняя всё свободное пространство.4. Обязательно подписываю узор, стараюсь придумать для каждого название.
Сейчас я как раз заношу в свою картотеку понравившиеся мне узоры из блога Лии Дэй (не все, а те, которые мне особенно приглянулись)Теперь, если я захочу выстрочить какой-то узор, я найду необходимую мне папку, положу рядом с машинкой на нужной страничке, чтобы вспомнить, как я его когда-то строчила (а я стараюсь все рисунки первоначально обязательно проработать и на машинке).
И в то же время, любой новый узор найдет себе место в моей картотеке согласно классификации – чрезвычайно удобно!!Папка с любимыми узорами – это особая «песня»! Она обычно стоит у меня впереди. В ней я собираю те рисунки, которые я чаще всего использую в своих работах, или те, которые мне особенно нравятся.
https://www.youtube.com/watch?v=hjeklRKaqTw
Весь свой старенький потрепанный альбомчик я постепенно собираюсь перерисовать в картотеку, но на это надо время…А хороших узоров, как и хороших людей, много не бывает. Идея о квилте в котором собраны любимые строченые узоры стежки, родилась у меня недавно и надеюсь, что смогу её осуществить за время нашего нового Базового Курса СХМС.
Для этого я рекомендую строчить на сэндвиче 30х30 см четыре узора, а таких сэндвичей заготовить 25. После окончания работы вы сможете с помощью соединительных полос собрать единое полотно 150 х150 см, которое будет содержать уникальную коллекцию из 100 ваших самых любимых узоров стежки!!!
БАЗОВЫЙ КУРС СХМС, УРОК ТРЕТИЙ, часть вторая.Во второй части урока мы с вами приступаем к изучению одной из разновидностей квилтинга – ТРАПУНТО.Мы уже говорили, что стежка является одной из основных операций лоскутного шитья.
Но она не всегда может быть главной его частью (во многих работах основополагающим моментом, определяющим внешний вид изделия, выступает лоскутная сборка).
Мы на своем курсе будем изучать те разновидности лоскутного шитья, где стежка является основным декоративным элементом (квилтинг). К ним и относится «трапунто».Техника «трапунто» – это очень старый вид стежки. Её происхождение связывают с Италией, а конкретно с Сицилией.
Первые образцы стежки в этой технике датируются четырнадцатым веком и изображают они сцены из легенды о Тристане (фото 20).
Рис.20 Техника “Трапунто”. |
Важные места квилта подбивали ватой, они становились рельефными и напоминали такой вид скульптуры, как барельеф. С Сицилии техника распространилась по всей Европе. А с конца 16 века Trapunto привезли в Америку иммигранты из европейских стран.
Английские и Американские квилтеры обычно называют эту технику фаршированная работа (stuffed work). В Америке техника «трапунто» стала очень популярной и выполнялась только в белом цвете.
Такие американские белые покрывала приобрели мировую славу (фото 21).
Рис.21 Американское “трапунто”. |
С помощью техники «трапунто» создаются узоры с выпуклыми участками, наполненными набивкой. Очень хорошо подходят для него ткани с лоском (шелк, атлас, креп-сатин).Традиционно технику «трапунто» используют в изделиях с цельным верхним слоем (whole cloth).
Но в последнее время все чаще для лица трапунто пользуются как набивными тканями с крупным выразительным рисунком, так и собранным «лоскутным» верхом или батиком.В качестве сюжета для «трапунто» чаще всего берут изображения растений,цветов, животных, букв и т.д.
Стежка внутри изображения обычно редкая, лишь подчеркиваются отдельные детали изображаемого предмета, а за объектом изображения – стежка частая, густая. В очень узких участках чаще всего используется микростипплинг.
Примеры моих работ с использованием техники трапунто – фото 22, 23.
Рис.22 “Трапунто”. |
Рис.23 “Трапунто”. |
Общеизвестные способы выполнения трапунто:1) «Старинный способ трапунто» (первоначально исполнялся ручной стежкой).Рисунок для трапунто переводим на ткань.
Сметываем (или временно соединяем любым известным вам способом)3 слоя: лицевая ткань, прокладка и подкладка (т.е. обычный сэндвич). Затем ниткой в цвет ткани простегиваем рисунок по контурам на машине.
После этого с изнанки делаем маленькие надрезы и набиваем синтепоном, ватой и т.д. полости рисунка, которые принимают объемную форму. На обратной стороне работы остаются разрезы, которые потом зашиваются.
Учитывая то, что изнанка получается не очень красивой, иногда её закрывают вторым слоем ткани. Затем плотно стегают ту часть квилта, которая не имеет дополнительную набивку (фото 24 – фото из интернета).
Рис.24 Изнанка трапунто. |
2) «Современный способ трапунто».Рисунок переводим на ткань, добавляем 1-2 слоя прокладки. Рисунок обшиваем по контуру, используя водорастворимую нить, мононить или обычные нитки. В подкладке вырезаем ненужные фрагменты (которые не должны быть выпуклыми в готовом изделии) (фото 25).
Рис.25 Подкладка в трапунто. |
Добавляем второй слой прокладки, нижнюю ткань, вновь по контуру все обстрачиваем и за пределами рисунка плотно простегиваем (фото 26).
Этим способом вы можете одни детали квилта сделать объемнее, чем другие, за счет добавления дополнительных слоев синтепона в отдельные участки (сначала все детали прострачиваете с одним слоем синтепона, ненужное обрезаете, затем в отдельные элементы добавляете ещё слой прокладки, снова прострачиваете и обрезаете лишнее). Таким образом, получаем изделия с эффектом трехмерного пространства.
Рис.26 Стежка. |
ЛЖЕ – трапунто.
Рис.27 Лже – трапунто. |
Берут все три слоя сэндвича, но прокладка сразу двойная (хорош пышный двойной синтепон).
Обстрачивается рисунок по контуру, поле вокруг тщательно простегивается (изделие получается более плотным, чем во втором случае и требует более густой стежки) (фото 27).
При утюжке изделия берегите область выпуклого рисунка, а вот плотную стежку можно отгладить.Узоры для центрального рисунка трапунто можно нарисовать самим или поискать в интернете (англ. Trapunto).
Рис.28 |
Рис.29 |
Рис.30 |
Рис.31 |
Рис.32 |
Вот несколько примеров: фото 28, 29, 30, 31- последние три фото из книги Мак Тэвиш, фото 32- пример соединения в одном узоре четырех элементов с фото 29.
Надо отметить, что плотность окружающей стёжки должна быть как минимум в два раза больше, чем плотность стежки центрального рисунка.
Если для примера взять центральный рисунок с фото 29, где среднее расстояние между двумя выстроченными линиями составляет 10 мм, то плотность окружающей стежки должна быть не больше 5 мм. Тогда центральный рисунок будет выглядеть наиболее выпукло.
Домашнее задание:
1. На листе бумаги в квадратах 15х15 см прорисовать 3ий-8ой виды универсальной стежки (хаотичный путь) с плотностью стежки 3-5 мм.2. На тренировочном сэндвиче отработать эти же виды стежки в квадратах 15х15 см (постепенно заполняем поверхность квилта, начиная из одного из углов). Если взять сэндвичи 30 х 30см, то это будут первые ваши блоки в квилт-картотеке.3. Выполнить центральный рисунок трапунто на сэндвиче 30 х 30 см по второму способу (перевод рисунка на ткань любым известным вам методом). Оставшееся свободное поле разделить волнистыми линиями на четыре части и заполнить разной универсальной стежкой (стипплинг, вермишель, вьюнок, завиток или пружинка).4. Создать вариант «крейзи-стежки», используя узоры, изученные сегодня (минимальный размер сэндвича 20х20 см).Новых успехов вам в освоении секретов нашего мастерства и до встречи на четвертом уроке!!!
И помните: НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ!!!
Источник: https://myquilt.ru/structure/?endsection=583
Часть 2. простые швы
milokumova_juli
Вы запаслись всем необходимым, а, главное, терпением? Тогда… Прежде чем переходить к вышиванию больших сложных работ, начинающим вышивальщицам нужно «поставить руку» – научиться быстро и правильно выполнять простые швы. Если вы хорошо освоите их, то в дальнейшем у вас не возникнет проблем с освоением какой-либо техники ручной вышивки. Возьмите кусок ткани (лучше всего однотонный ситец), прочертите на нем несколько параллельных линий длиной 30-40 см (расстояние между линиями 3-4 см), заправьте ткань в пяльцы. Раньше, когда моток мулине продавался перевязанный узлом, перед вышиванием его раскладывали и разрезали в том месте, где был узел – таким образом, моток разделялся на пасмы (каждая из которых насчитывала 6 нитей). В настоящее время мулине продается единым мотком или в упаковке. Оптимальная длина рабочей нити 40-50 см. Самое главное правило в ручной вышивке – НИКАКИХ УЗЛОВ НА ИЗНАНКЕ. Нитку в иглу вдевают так, чтобы при закреплении ее на ткани не делать узла. Для этого от пасмы отделяют одну нитку (при необходимости две или три), складывают ее концами вместе и продевают в иглу. Начиная работу, делают на ткани небольшой стежок и тянут нитку до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее (рис.1).
Заканчивая вышивку, нитку закрепляют на изнанке (в том месте, где расположена вышивка) несколькими стежками швом «за иголку» (см. ниже). Закрепить нить можно и швом «вперед иголку» (см. ниже), длина закрепительной прошивки в этом случае должна быть не менее 2 см и не выходила на лицевую сторону вышивки. А теперь потренируемся в выполнении простейших швов.
Шов «вперед иголку». Его выполняют движением иглы справа налево (рис.2а). Для стежка и пропуска отсчитывают одинаковое число нитей ткани. Стежки можно располагать по лицевой и изнаночной стороне ткани в два и более ряда (рис.
2б, в). Шов «вперед иголку» иногда выполняют и по кривой линии, например в узорах с произвольным рисунком. Потренируйтесь вышить на первой полоске шов «вперед иголку», следите, чтобы расстояние между стежками и длина самих стежков были одинаковыми.
Шов «за иглу». Он выполняется так: движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо.
Иглу вводят в ту точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стяжка. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в ту точку, где кончается предыдущий стежок (рис.3).
Стежки шва «за иглу» должны быть одинаковой длины.
Стебельчатый шов (рис.4). Его можно выполнять двумя руками или одной правой рукой. При этом левой рукой и придерживают рабочую нить во время выполнения шва. Сделав в ткани первый стежок, иглу выводят у середины стежка с левой стороны.
Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки, недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя.
Каждый новый стежок, при этом, выходит вперед наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва, рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны – справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя. Существует два способа исполнения этого шва. При первом способе (рис.
4а) шов получается узким слегка выпуклым, при втором (рис. 4б) — широким в виде шнурочка.
Шов «Шнурок». Выполняют в два приема. Сначала по контуру узора делают стежки шва «вперед иголку» (рис. 5а). При этом расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка.
Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится новый шов (рис. 5б).
Шов «Козлик» (рис. 6) Выполняют по следу двух выдернутых нитей ткани или в мотивах узоров с произвольным контуром. Ровные полоски шва можно использовать как дополнение к большим сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани.
В узорах с произвольным контуром швом «козлик» вышивают мелкие листочки, сердцевины цветков и т.п. Используют этот шов и для вышивки всего узора. Движением иглы с рабочей ниткой к себе делают стежки то с правой, то с левой стороны полоски поочередно.
При этом в местах пересечения стежков каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.
Петельный шов (рис. 7а). Стежки располагаются в направлении слева направо, обшивая край ткани. Для этого ткань подворачивают наизнанку на ширину 3—4 мм и приметывают ее катушечной ниткой в тон ткани. Шов выполняют толстыми цветными нитками. Стежки могут быть разной длины (рис. 7б), группироваться по три и более стежков (рис. 7в).
Иногда шов выполняют нитками двух цветов: сначала одним цветом, затем другим, располагая стежки между ранее сделанными (рис. 7г). Петельки и полупетельки с приклепками. Мелкие листочки и лепестки цветков часто вышивают петельками с одной (рис. 8а), двумя (рис. 8б) и тремя (рис. 8в) приклепками. При этом иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Если эти проколы иглой сделать на расстоянии (рис. 8г), получится полупетля. Полупетлей можно выполнять сердцевину цветка или контур листочка.
Тамбурный шов («цепочка»). Если вместо приклепки первой петельки выполнить вторую, затем третью и так далее, получится цепочка из петелек или тамбурный шов (рис. 9а). Таким швом можно окаймлять сердцевину цветков, а также вышивать различные узоры по свободному контуру. Если петельки тамбурного шва направлять в разные стороны, то получится зигзагообразная полоска из петелек (рис. 9б). Эту полоску можно использовать для оформления изделий.
Узелки (французские узелки) (рис. 10). Ими вышивают сердцевины цветков, а также на них основана техника «Узелковая гладь». Иглу с рабочей ниткой выводят на поверхность ткани, наматывают на иглу нитку 1—2 раза и прокалывают ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани.
Затем осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону, подтягивая получившийся узелок к ткани. Выводят иглу снова на лицевую сторону, отступая от узелка, далее вводят иглу рядом с узелком и т. д. по кругу, пока не будет заполнена вся сердцевина цветка.
При выполнении узелков следите, чтобы нить при наматывании на иглу не была перетянута (вам трудно будет протащить нить сквозь навивку) или не слишком ослаблена (узелок получится не аккуратным).
Источник: https://milokumova-juli.livejournal.com/1829.html
Техника выполнения ручных швов часть 3
Главная Учимся шить Техника выполнения ручных швов часть 3
потайной Потайной шов, как и подрубочный используют для ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Источник “Рукоделие в начальных классах”
Последняя редакция – 04.05.13
Вам понравилась статья? Поделись со своим лучшим другом:
Возможно эти статьи Вас заинтересуют…
У вас недостаточно прав для добавления комментариев.Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
Источник: http://domcvetyhobbi.ru/uchimsja-shit/1348-tehnika-vypolnenija-ruchnyh-shvov-chast-3.html
Открытый урок по теме "Вышивальные швы: вперед иголка, назад иголка, петельный". Всероссийский конкурс «Учитель года России 2017»
- Разработка открытого урока 5 класс.
- Конкурс «Учитель года 2017»
- Тема урока:
- Вышивальные швы: вперед иголка, назад иголка, петельный
- Цель урока: изучение технологии выполнения основных контурных стежков.
- Задачи:
- Образовательные – повторить виды декоративно-прикладного искусства; ознакомить обучающихся с основными видами вышивальных швов; технологией выполнения швов «Вперёд иголка», «Назад иголка», петельного шва
- Воспитательные – вызывать интерес к культуре и искусству вышивания
- Развивающие – развивать наблюдательность, внимание, развивать навыки выполнения и распознавания ручных швов, изученных при изучении темы
- Коррекционные – Развивать мелкую моторику рук, развивать
- навыки самостоятельной работы
- Тип урока: комбинированный
- Методы обучения:
- теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей учащимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, образцов), слайдов на интерактивной доске, с использованием вебкамеры
- практическое обучение происходит на небольшом изделии самостоятельно, при непосредственном участии учителя.
Материальное обеспечение:
- Компьютер
- Презентация «Вышивальные швы: вперед иголка, назад иголка, петельный»
- Веб-камера
- Карточки со схемами швов
- Образцы
- Материалы и инструменты.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале;
- проверка внешнего вида и подготовки детей к уроку;
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся. Устно, по образцам
А) На прошлом занятии вы побывали в удивительной стране Ремесел. Давайте немножечко поговорим о том, что вы там узнали.
- Кто такие ремесленники? Что такое ремесло?
Ремесло- это изготовление различных вещей ручным способом, т.е. всё делалось руками.
Ремесленники – это люди, которые занимаются ремеслом.
- Что такое ДПТ.Что означает термин «Декор»? Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Слово прикладной означает, что вещи имеют практическое использования.
- Какой используют материал для ДПТ?
Ответы: Дерево, глина, ткань, шерсть, железо.
Учитель комментирует и дополняет. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки.
Б) Таинственные сокровища. ( Все изделия ДПТ спрятаны под покрывалом. Обучающиеся снимают его и рассматривают, изучают что там есть.)
У каждого есть карточка с видами ДПТ, нужно определить к каким видам относится тот или иной вид ДПТ и найти свои изделия. Можно сделать около себя «склад».
Мы повторили тему прошлого урока, угадали много видов ДПТ, а теперь перейдём к теме нашего урока. Хотелось бы, чтобы вы угадали её сами. Посмотрите вокруг, посмотрите на наши «сокровища». Присмотритесь, работ, в какой технике встречается больше всего. Попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить. Правильно, говорить мы будем о вышивке, а точнее о некоторых швах. Итак, тема нашего урока «Вышивальные швы: вперед иголка, назад иголка, петельный». 3.Задание учащимся на урок. Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?
- Выполнять ираспознавать швы «вперед иголка», «назад иголка», «петельный».
4.Изучение нового материала.
Учитель:
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах плести кружева.
К 13 -15 годам она должна была своими руками приданное (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. У любой национальности есть свой национальный костюм, который украшен вышивкой.
На уроках в начальной школе и на уроках в 5 классе при изучении темы «Ручные стежки» вы уже изучали некоторые из видов стежков, о которых мы будем сегодня говорить. О каких стежках идёт речь? Давайте попробуем их угадать, заполнив небольшую карточку. В ней нужно поставить правильное сочетание букв или просто соединить стрелочками, кому как удобнее.
Приложение №1
Проверь себя. Виды ручных швов
Название | Изображение | |
1Вперёд иглу | А ![]() |
1В |
2Назад иглу | Б ![]() |
2А |
3.Петельный | В ![]() |
3Б |
Приложение №2
Проверь себя. Виды ручных швов
Название | Изображение | |
1.Вперёд иглу | А ![]() |
1А |
2.Назад иглу | Б ![]() |
2В |
3. Тамбурный (цепочка) | В ![]() |
3Б |
Взаимопроверка
Теперь, когда мы повторили то, что учили раньше, подумаем, какому швы мы должны уделить внимания больше.
- Работа с презентацией «Вышивальные швы: вперед иголка, назад иголка, петельный».
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/otkrytyi-urok-po-tiemie-vyshival-nyie-shvy-vpierie.html
Конспект урока на тему "Петельный шов"
Технологическая карта урока
Ознакомить учащихся с назначением и технологией выполнения петельных швов;
- Создать условия для развития навыков ручной работы, зрительного и сенсорного восприятия и самоконтроля;
- Планируемый результат (для выпускника)
- Планируемый результат урока
- Отличает петельный шов от других швов;
- Знает, для чего применяется петельный шов;
- Шьет петельным швом.
- Предметно-развивающая среда
- Проектор, доска, презентация, инструменты для шитья, ножницы
- Основные термины
- понятия
- «Петельный шов», швы, канва, вышивка
- Ход урока
Мотивационный этап
Приветствует учащихся¸ настраивает их на хорошее, позитивное отношение к уроку.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,Предостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лица,Или чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделиться,И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Приятного вам учебного дня! Начинаем урок технологии.
- Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
- Постановка учебной проблемы
- -Посмотрите на слайд, что на нем изображено?
- -А какие швы вы знаете?
- (на слайде петельные швы)
- -Сегодня, мы познакомимся с еще одним швом и научимся его вышивать.
- -Вы уже догадались какая тема тема нашего урока?
- -Какие цели мы для себя поставим?
-Русские народные костюмы, вышивка и т.д.
-«Вперед иголку», «назад иголку», «скрытый шов», «строчной» и т.д.
- -Тема нашего урока «петельный шов».
- -Узнать, для чего используется петельный шов и научиться им шить.
- Р. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения;
- Решение учебной проблемы
-Обычно петельный шов выполняется по срезу ткани, укрепляя его и предотвращая осыпание, а также в качестве декоративного шва при оформлении изделий и отдельных деталей. Иногда петельным швом скрепляют края двух деталей. Шов выполняется слева направо.
Изменяя длину, наклон и группировку стежков, получают разные варианты петельного шва, которые широко используют для отделки. Вместе с вышивальными швами петельный шов применяют для украшения аппликаций и в растительных орнаментах. В тех случаях, когда шов выполняется не по краю ткани, а на плоскости, расстояние между стежками и их длина могут быть любыми.
-Что нам понадобится для работы на уроке?
-Давайте составим план работы. Что нам нужно сделать?
– Ножницы, игла, нитки, игольница, ткань.
-
Отмерить нитку нужной длины.
-
Отрезать нить ножницами.
-
Вдеть нитку в игольное ушко.
-
Закрепить конец нити узелком.
-
Закрепить нить с изнаночной стороны ткани.
-
Сделать нужное количество стежков на ткани.
-
Закрепить конец нити на ткани.
- Пр. составляют план работы, совместно с учителем
- Техника безопасности
- -Давайте повторим технику безопасности при работе с иглой и ножницами.
- Иголки.
-
Хранить иглу в определенном месте -подушечке , лучше с ниткой.
-
Всегда надо знать, сколько у вас иголок.
-
Окончив работу ,надо проверять количество иголок.
-
Не допускать потерю иглы.
-
Запрещается брать иглу в рот и вкладывать в одежду.
-
Сломанную иглу надо сдать учителю.
-
Запрещается откусывать нитку зубами.
Ножницы
-
Хранить в определенном месте.
-
Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
-
Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперёд.
-
Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
Пр. повторяет технику безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Первичное закрепление полученных знаний
Посмотрите внимательно, как выполняется петельный шов.
1.Длина стежков примерно 0,5 см. И расстояние между стежками 0,5см.
2. Для образца проведите линию на ткани. Выведите иглу с ниткой на лицо в точке 1.3. Вколите иглу в точке 2 и проведите её по изнанке из точки 2 в точку 3. Выведите на лицо. Нитка под иглой. Вытяните нитку, затяните её, но не стягивайте ткань
4. Вколите иглу в точку 4, проведите по изнанке и выведите в точке 5. Отрезок 4-5 должен получиться параллельным отрезку 2-3.5. Продолжайте повторять операцию 4.
- -Всем понятно?
- -Приступайте к работе, если есть вопросы, поднимайте руку, я подойду.
- -Да!
- Пр.
Р. Выполняет задание по составленному под контролем учителя плану, сверяет свои действия с ним; Осуществляет текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых шаблонов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки.
- Рефлексивно-оценочный этап
- – Заканчиваем работу.
- – Итак, что мы сегодня делали на уроке?
- – Кто закончил, выйдите к доске и продемонстрируйте свои работы классу.
– Кто не закончил свою работу, закончите дома. На следующий урок принесете и мы оценим ваши работы.
– Приберите свое рабочее место. Положите аккуратно свои иголки и ножницы в коробочку, пересчитайте иголки.
- Спасибо за урок.
- Заканчивают работу.
- – Мы шили петельным швом.
- Выходят к доске, демонстрируют свои работы классу.
- Остальные оценивают работы.
- Р. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, умеет проверять модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-petelniy-shov-1664149.html