Лоскутная мозаика «мельница»: осваиваем волшебную технику

Как часто мы восхищаемся работами профессионалов в технике пэчворк, как боимся сделать самостоятельно первые вещи из лоскутков — а вдруг испортим и придется все распарывать. Для начинающих пэчворкистов мы подготовили пошаговые мастер-классы, в которых наглядно показано, как сшить несложные и интересные блоки.  

Выполняется из двух тканей контрастных цветов. Состоит из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шаг 1

Подбираем две ткани контрастных цветов, можно использовать с мелким рисунком. Вырезаем по два квадрата каждого цвета размером 10 х 10 см.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шаг 2

Складываем детали лицевой стороной друг к другу. На изнаночной стороне, с помощью линейки и карандаша, рисуем линию из верхнего правого в нижний левый угол. Эта линия является разделительной.

По ней выставляем край лапки швейной машинки и прострачиваем. Переворачиваем работу и еще раз прокладываем строчку, выставляя край лапки на размеченную линию.

В итоге у нас на одном квадрате есть две параллельные строчки разделенные разметкой.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику
Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику
Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шаг 3

С помощью линейки и ножа разрезаем наш квадрат по разметке, нарисованной карандашом, и получаем два треугольника. Развернув наш треугольник, получаем квадрат.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику
Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шаг 4

Проглаживаем квадрат, выкладываем его на мат, используем разметку под 45 градусов и подрезаем все стороны. 

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шаг 5

Подравняв все квадраты, выкладываем нашу «мельницу». 

Складываем детали попарно лицом к лицу и сшиваем по одной стороне. Во избежание смещения, детали можно сколоть иголками. Затем опять отглаживаем детали, заутюживаем швы на темную сторону.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шаг 6

Последний раз скалываем детали, совмещая швы и сшивая детали.

Шаг 7

Используя распарыватель или ножницы, подпарываем центр блока и раскладываем швы в противоположные стороны.

Шаг 8

Отглаживаем и выравниваем блок до нужного нам размера.

Для точной подрезки блока используем разметку мата, совмещаем углы блока с линиями 45 градусов.

Из четырех квадратов 10х10 см получается блок 15х15 см.

Для работы нам понадобятся контрастные ткани, инструменты для пэчворка.

Шаг 1

Выкраиваем полосы шириной 7 см, размер зависит только от вашего желания и задуманной идеи.

Шаг 2

Чтоб не запутаться, что актуально если вы используете большее число цветов, выкладываем правую и левую сторону будущего блока одновременно. Обратите внимание, полосы располагаются степенью.

Шаг 3

Сшиваем полосы, используя специальную лапку для пэчворка, сохраняя последовательность цветов. Затем гладим заготовки. Обратите внимание, что лучше заглаживать срез ткани на темную сторону, тогда исключается просвечивание на более светлой стороне.

Шаг 4

Используя разметку мата, с помощью линей и ножа нарезаем полосы под углом 45 градусов.

Важно! Левую заготовку кроим справа налево, правую заготовку — слева направо.

Шаг 5

Компонуем блок, совмещая отрезы с левой и правой заготовки. 

Если использовать по одной полоске от заготовок, формируется блок «шеврон».

Если используется несколько полос, формируется блок «зигзаг».

В нашем варианте сшито пять полос, что дает красивую геометрию цветов. 

Шаг 6

Для завершения работы обрезаем блок со всех сторон.

Творите свободно! Удачи!

Мастер-классы подготовила Оксана Бредихина 

Источник: https://blog.mirkrestikom.ru/pehchvork-instrukcii-po-shitju-blokov-melnica-i-shevron-zigzag/

Мастер-класс "Техника печворк. Салфетка Мельница". Автор Алена Муштенко

Главная ← Мастер-классы ←

08.02.2012

Алена Муштенко

  •      Работа под землей – в метрополитене, обострила тягу к прекрасному у Алены Муштенко (Киев, Украина).  Оказывается, рукодельница  в 1987 году закончила институт легкой промышленности, факультет  конструирования швейных изделий и даже не работая по основной специальности, продолжает реализовывать свои мечты при помощи разноцветных лоскутков. Специально для интернет журнала “Своими руками” рукодельница подготовила мастер-класс “Техника печворк. Салфетка Мельница”.
  • Для работы понадобятся:
  • – шесть полос тканей гармонирующих оттенков, длиной 90 см и шириной 4 см;
  • – ткань для подкладки 36х36 см;
  • – синтепон или любая другая прокладка 33х33 см;
  • – ножницы, линейка, мелок, шаблон – треугольник;
  • – швейная машинка, утюг;
  • – значительно облегчают работу роликовый нож и специальный коврик, но можно обойтись и без них.
  • Фото 1. Подбираем ткани. Как вам понравится, важно, чтобы ткани – «соседки» не сливались друг с другом. Не обязательно новые – наш проект хранит воспоминания о двух халатах и двух мужских рубашках, только две тканюшки новые.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 2. Сшиваем в панель, припуски (0,5 см) заутюживаем в одну сторону.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 3. Вырезаем шаблон – равнобедренный треугольник, угол у вершины 45 градусов. Можно из картона, у меня из пластиковой папки. Размечаем мелком детали лоскутного полотна.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 4. Раскраиваем треугольники.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 5. Складываем макет.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 6. Сшиваем детали попарно, швы заутюживаем.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 7. Сшиваем «четвертушки» в «половинки», швы заутюживаем.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 8. Сшиваем «половинки» в «круг», измеряем, какого размера нужны треугольнички по углам.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 9. Выкраиваем два квадрата со стороной 12,5 см, по диагонали делим на треугольники.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 10. Пришиваем треугольники по углам полотна.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Фото 11. Лоскутный верх готов
  • Фото 12. Подготавливаем лоскутный бутерброд. У меня «верх» получился 35х35 см, поэтому подкладку выкраиваем 36х36 см – пригодилась старая футболка, а прокладка для стежки 33х33 см выкроена из надоевшего шерстяного пуловера.
  • Фото 13. Скалываем «бутерброд» булавками.
  • Фото 14. Простегиваем на машинке. Сначала радиальные швы, потом концентрические. Я стегала фигурным швом, но и прямая строчка подойдет.
  • Фото 15. Выравниваем края салфетки, подрезаем лишнее.
  • Фото 16. Выкраиваем обтачку. Полосу шириной 5 см заутюживаем изнанкой внутрь.
  • Фото 17. Пришиваем обтачку к нижней стороне салфетки.
  • Фото 18. Отгибаем на лицевую сторону, настрачиваем.
  • Отглаживаем, любуемся. Если сделали две салфетки – ждем гостя к романтическому ужину.
  • Печворк своими руками может сделать каждый. Если технология понравилась – можно использовать ее для изготовления подушечек, скатертей, одеял.

Связаться с Аленой Муштенко: alenamushtenko@gmail.com

Поделитесь ссылкой на пост в соцсетях ↓

Источник: https://kollekcija.com/master-klass-tehnika-pechvork-prihvatka-melnitsa-avtor-alena-mushtenko/

Лоскутная мозаика: мельница на ткани и разные техники выполнения

В России лоскутное шитье всегда считалось деревенским занятием, отсюда даже пошло название – деревенские узоры.

Но в наше время техника лоскутной мозаики стала очень популярна среди рукодельниц и не только деревенских.

Узор «мельница» лоскутной мозаики – один из самых простых узоров, который выполняется из двух цветов ткани, желательно контрастных оттенков. Он состоит из восьми треугольников, по четыре фрагмента каждого цвета.

Лоскутная мозаика — это когда из отдельных разноцветных фрагментов ткани создается целое полотно.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Если вы решили освоить технику лоскутного шитья, в первую очередь необходимо терпение, усидчивость и старание. Но, следует отметить, что занятие это очень увлекательное.

Существует немало секретов и техники выполнения работы. Освоив простые способы, вы можете оформить одеяла, подушки, прихватки, аксессуары и предметы интерьера.

Более сложными способами создаются оригинальные панно, одежда и даже портреты.

Не зная технику выполнения работы, вы рискуете испортить изделие, так как при неправильном выполнении наружу могут вылезти такие неприятные дефекты – как неправильное соединение деталей или кривая строчка. Чтобы такого не случилось, прочитайте данную статью, из которой вы немало узнаете о лоскутном шитье.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Необходимый для работы инструмент

Готовый набор для лоскутного шитья вы можете приобрести в магазине. В его состав входит набор инструментов, схема узоров и лоскуты. Но если вы решили обойтись без набора, то вам понадобиться все перечисленное в списке.

  • Роликовый нож или ножницы.
  • Швейные булавки.
  • Иголки.
  • Картон или пластик.
  • Крючок для вязания.
  • Швейная машина.

Подборка материи и подготовка к работе

Соберите все лоскутки, которые остались у вас от шитья (вам могут понадобиться даже самые маленькие) и разложите их по фактуре и цвету. Если у вас нет лоскутов, но зародилась идея, вы можете вначале сделать эскиз, купить необходимые отрезы ткани и затем и них выкроить необходимые детали.

Материал или лоскуты следует хорошо смочить и отпарить, чтобы впоследствии изделия не дали усадку.

Эскиз будущего рисунка вы можете составить самостоятельно, но если у вас нет определённых навыков, можно взять готовый вариант схемы. На фото пример самого простого эскиза.

  1. Сложите треугольники лицевой стороной друг к другу и прострочите по длинной стороне, разверните изделие, должен получиться квадрат.
  2. Сшейте квадраты вместе, чередуя цвета согласно схеме, чтобы получилась полоска.
  3. Сшейте полосы между собой. Чтобы избежать несовпадения узора и перекосов, начинайте строчку с середины полоски.
  4. Переверните изделие изнаночной стороной вверх и отпарьте швы, отгибая припуски на две стороны.
Читайте также:  Оригинальные снежинки из цветной бумаги своими руками

Узоры можно комбинировать, создавая интересные орнаменты.

Лоскутное детское одеяло 140 х 110

Небольшое одеяло для ребенка выполнить не сложно.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло, выполненное старинным способом, который использовали ваши бабушки.

Для работы вам понадобиться большое рабочее пространство, это может быть большой стол или можно расположиться прямо на полу. Также необходима швейная машина и утюг.

Подберите материал одинаковой фактуры, лучше всего хлопчатобумажную ткань. Можно использовать лоскуты, а можно купить отрезы ткани. Материю смочите и отутюжьте.

Если у вас разные лоскутки, то постарайтесь сложить хорошую композицию с учетом цветов. На нижнюю часть одеяла понадобиться однотонный отрез, сочетающийся по цвету с лоскутным верхом.

Размер его должен быть больше верхней детали на 5 см со всех сторон. Для внутренней части утеплителя, используйте синтепон или ватин.

Нитки следует выбирать крепкие. Цвет – в тон или контрастный.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Изготовление шаблона

Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать шаблон из толстого картона или пластика. Формы шаблона могут быть разными — квадратные, треугольные, ромбы, полоски, шестиугольники и другие всевозможные фигуры.

Для изготовления детского одеяла, возьмите традиционный элемент – квадрат. Для этого начертите на картоне фигуру 8 х 8 см, добавьте со всех сторон по 1 см и начертите еще один квадрат. Затем, вырежьте шаблон по внешнему и внутреннему краю, у вас получиться лекало со сторонами — 10 см. и шириной — 1 см. Теперь можно приступить к вырезанию деталей из ткани.

Несколько вариантов шаблонов показаны на картинке.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Вам понадобятся инструменты

  • Булавки.
  • Иголки.
  • Мел.
  • Ножницы.
  • Сантиметр.

Изготовление лицевой части одеяла

Итак, вы шьете детское одеяло размером 140 х 110 см. Для изготовления лицевой стороны вам понадобиться 192 квадратика 8х8 см, в эти параметры входит и кайма.

Разложите кусочки ткани и пронумеруйте соответственно схеме узора. Края стачивания проутюжьте и сшейте квадраты между собой в полосы. Все новые швы и края стачивания надо постоянно утюжить, раскладывая припуски на швы в разные стороны. Сшейте полосы между собой, создавая полотно с узором.

Сборка одеяла

Необходимо соединить все три составные части одеяла вместе. Нижнюю часть хорошо проутюжьте и разложите на большую, твердую плоскость лицевой стороной вниз. Прихватите нижнее полотно скотчем в нескольких местах, чтобы оно не съезжало.

Сверху разложите синтепон и последний слой – лицевая часть. Все слои следует аккуратно разгладить руками, чтобы не было складок и перекосов.

Далее, начиная с центра, скрепите все слои булавками, после чего их следует простегать в таком же порядке.

Для выполнения стежков, поставьте на машинку лапку для вышивки. Ослабьте натяжение верхней нити и двигайте ткань аккуратно, избегая появления складок. Строчку можно делать как прямую, так и фигурную, это на ваше усмотрение.

Нитки в машинку ставите разного цвета – вниз в тон нижней части, а для верхней части в тон лоскутов или контрастного оттенка. Если у вас нет машинки, или что-то не получается, можно простегать одеяло вручную с помощью большой иглы.

Но учтите, что до стежков вручную, следует сделать обработку краев.

Теперь вам остается провести завершающий этап работы, это окантовка изделия. Обрежьте края нижней части и утеплителя, оставив их на 2,5 см больше лицевой стороны, 1 см из которых рассчитан на припуск. Оставшиеся полоски сложите пополам и отутюжьте. Застрочите края изделия — сначала длинные стороны, затем короткие. Обработайте углы, запрятав все огрехи.

Посмотрите пример на картинке.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

На видео вы увидите мастер классы лоскутного шитья

Источник: https://potta.ru/sami-s-usami/loskutnaya-mozaika-melnica-na-tkani-i-raznye-texniki-vypolneniya

Книга: Лоскутное шитье: Практическое руководство

Лоскутные изделия принято отделывать различными деталями, которые не только дополняют и разнообразят композиции, но и придают им декоративность. Сшитые из множества лоскутков, изделия имеют большое количество швов, которые закрывают подкладкой.

Для того чтобы лоскутное одеяло было практичным, а не только чисто декоративным и могло послужить и последующим поколениям, его необходимо простегать. Синонимом русского слова «стежка» является английское «килтинг».

Изначально слово «килт» обозначало одеяло, в первую очередь – американское, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Позднее килтом стали называть все изделия, выполненные в этой технике.

Стежка, или килтинг, – это неотъемлемая часть в технике лоскутной мозаики. Стежка может быть обычной или фигурной, но в ней должна быть четкая размеренность: на 1 см ткани приходятся пять частых стежков ручного шва «вперед иголка».

Задача стежки – прочно соединить три слоя одеяла – лоскутный верх, утепляющую прокладку и подкладку. Классически «стежку» выполняют хлопчатобумажными нитками в цвет ткани и на руках.

Для этого используют короткие, прочные и тонкие иголки и обязательно – наперсток.

Со стороны работа по стежке, например лоскутного одеяла, кажется очень сложной и кропотливой. Но по мере работы, когда под руками начинает «оживать» задуманная вами композиция, стежка из нудной работы превращается в удовольствие.

Прошивая каждый узор, можно получить различные по фактуре фигуры, а часто и сама лоскутная вещь преображается и приобретает как бы дополнительное измерение: одни детали выдвигаются на первый план, другие притеняются, становятся фоном.

Очень красиво смотрится и стежка на пустых местах в орнаменте или по кайме – здесь можно выполнить любой рисунок и даже сделать надпись с добрыми пожеланиями. Часто, если получилась выдающаяся вещь, автор подписывает ее, вышивая свое имя на кайме или на одном из орнаментов.

Существуют и национальные стежки, которые создают паутинный ажур: «Амишкилтинг», японская техника килтинга «Сашико» – на однотонную ткань (синюю, белую, красную) наносится геометрический орнамент, который выполняется контрастными нитками (белые нитки на синем фоне). Очень сложное и элегантно-изысканное шитье.

Безусловно, ручная стежка выглядит намного красивее и, как бы сказать, подлиннее, чем машинная. Но она требует покоя в душе, умиротворения, а главное – времени. Ау кого оно сейчас есть! Поэтому очень многие мастерицы предпочитают простегивать свои изделия на швейной машинке – это экономит время.

До начала работы нужно определиться с будущим рисунком на изделии. Имейте в виду, что чем больше заполнится лоскутное полотно стежкой, тем плотнее получится окончательное полотно (и прочнее и долговечнее оно будет!).

Многие вещи можно сразу стегать на машинке, например «стежкой в шов», и тогда предварительный рисунок не нужен. Но сложные геометрические узоры все-таки лучше сначала нарисовать, чтобы во время стежки они не исказились.

Рисунок делается по лицевой стороне лоскутной вещи обмылком, цветным мелком или карандашом по шаблону или от руки. Можно перевести рисунок на кальку и, приметав ее к полотну, вести строчку через нее. После работы слегка смочите кальку – тогда ее легче будет удалить из швов.

Рисунок по кальке будет более точным, да и выглядеть изделие будет аккуратней, так как не нужно будет удалять следы от маркера или карандаша с ткани.

Вот несколько общих правил стежки.

? При стежке на машинке цвет верхней нити подбирайте так, чтобы он либо выделялся на работе, либо, наоборот, совпадал с цветом изделия. Нижняя нить должна быть на номер толще верхней и совпадать по цвету с цветом подкладки.

? Для машинной стежки основу, прокладку и подкладку лучше скалывать булавками, чем прометывать нитками. А если вы используете нитки – то берите яркие и контрастные, чтобы потом легче было их удалить. Помните, что нитки сложнее выпарывать из плотной стежки, и вид у изделия в этом случае может получиться неаккуратным.

Читайте также:  Коврик-цветок крючком: вяжем красочное и стильное изделие

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Схема простегивания одеяла

? Любое изделие начинайте выстегивать от середины к краям. Сначала сделайте все самые общие и длинные линии и только потом выстегивайте детали.

? Обустройте рабочее место так, чтобы ваше одеяло не съезжало и не перекашивалось, иначе слои могут сдвинуться, и тогда исказится весь рисунок. Можно подставить стул, чтобы на него мягко, складками, спадало одеяло. Одеяло лучше скатать в рулон или сложить и закрепить специальными клипсами. Если вы стегаете вручную, то делать это нужно на полу или большом столе.

? Обязательно закрепляйте каждую линию стежки – и начало, и конец, делая несколько стежков назад. После того как простегаете всю линию, хвостик нитки проденьте в обыч ную иголку и протяните его в центр простеганного изделия, чтобы спрятать.

? Во время работы не тяните изделие, чтобы строчка не растягивалась. Придерживайте ткань с двух сторон руками, разглаживая материю около лапки.

? Как можно чаще проверяйте, нет ли складок на подкладке, и, если они появляются, тщательно их расправляйте, особенно перед проходом машинной иглы. Если вы все-таки простегали невзначай складку, то придется, как это ни грустно, шов распороть и прошить заново.

? Особый «шик» придает стежке непрерывность строчки на протяжении всего изделия, пусть даже двуспального одеяла.

Рассмотрим самые простые виды стежки.

Наиболее популярна стежка по контуру. Эта стежка делается на машинке на расстоянии 0,75 см от основного шва с двух сторон от него. Приблизительно это размер половины машинной лапки, и, приноровившись, можно дополнительно не размечать ткань под этот вид стежки. Она как бы с двух сторон очерчивает шов и делает фрагменты менее выпуклыми, чем при стежке «в шов».

Стежка «в шов» выполняется вдоль по линиям швов. Когда вы разглаживали швы, то припуски раскладывали в одну сторону от шва. Данная стежка делается по той стороне, где нет припусков, и вам не нужно прострачивать четыре слоя ткани. Ее делают как на машинке, так и на руках. После прошивки стежкой «в шов» мелкие фрагменты становятся более выпуклыми.

Большие куски ткани можно простегивать, применяя различные геометрические узоры, соединенные в решетки из ромбов или квадратов. Вместо прямых линий можно применять фигурные. Например, пунктирная стежка делается на машинке при помощи лапки для штопки. Эта техника подходит для обработки различных фигурных и абстрактных рисунков.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Фигурная стежка

Важно, чтобы рисунок, выполняемый стежкой, был красивым. Для этого швы не должны накладываться друг на друга, сливаться, а расстояния между ними по возможности должны быть равными. Ткань нужно подвигать очень плавно, чтобы стежка была равномерной.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

  • Правильная (слева) и неправилъная (справа) фигурная стежка по спирали
  • При ручной стежке применяют следующие швы: шов «ручная строчка», крестообразный шов «козлик», петельный шов, редко – тамбурный шов.
  • Шов «ручная строчка» – разновидность шва «назад иголка», он дает аккуратную и прочную строчку, аналогичную машинной.
  • «Козликом» обшивают толстые несыпучие ткани, а также его используют для обрисовки аппликаций.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Шов «козлик» 

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Петельный шов

Петельным швом обметывают петли для пуговиц, края одеял и аппликаций.

Лоскутная мозаика «Мельница»: осваиваем волшебную технику

Тамбурный шов

Красивый тамбурный шов применяют в качестве декоративного дополнения. Им также можно обшивать аппликации или делать самостоятельный рисунок.

Источник: https://www.e-reading.by/bookreader.php/144735/Zaiiceva_-_Loskutnoe_shit%27e__Prakticheskoe_rukovodstvo.html

Лоскутное шитьё из треугольников: Мельница и Звезда

  • Два треуголъника контрастных цветов сшивают в квадрат
  • Квадраты сшивают в две полосы.
  • Есть и такой вариант Мельницы (фото ниже):

Узор Звезда

Стороны квадрата расположены параллельно краям основы.

Чтобы не запутаться, что с чем сшить, лучше сначала сделать эскиз композиции. Сама композиция «Звезда» представляет из себя квадрат, состоящий из трех параллельных полос, разбитых на девять квадратов.

(Сначала всю композицию разбивают на квадраты, а их – на треугольники.) В первой и третьей полосах крайние квадраты будут состоять из двух треугольников, а средние – из четырех.

Центральная по лоса состоит из цельного центрального квадрата и двух примыка ющих к нему квадратов, состоящих из четырех треугольников

https://www.youtube.com/watch?v=IlbOLlOU3_I

Можно сшивать треугольники в квадраты, и их уже соединять друг с другом. Но в этом случае сложнее соблюсти строгие геометрические линии.

  1. Схема сборки «Звезды», первый вариант
  2. Стороны квадрата расположены параллельно углам основы.
  3. Схема сборки «Звезды», второй вариант

В этом варианте схема сборки другая. К центральному квадрату по длинной стороне пришивают четыре контрастных треугольника. Получается новый квадрат, расположенный параллельно краям основы.

К нему, к верхней и нижней его частям, пришивают полосы, составленные из четырех треугольников (двух квадратов).

Затем, точно следуя эскизу, делают две боковые (вертикальные) полосы из четырех квадратов, составленных из восьми треугольников.

Остается только сшить боковые полосы с центральной частью – и «Звезда» готова.

Очень красивый квилт из треугольников, с мельницами, полностью отстроченный.

Такое вот кукольное одеяло я сшила, декабрь 2010, из треугольников.

Источник: http://www.hnh.ru/handycraft/2010-12-27-1

Методическая разработка на тему: "Лоскутная мозаика"

  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
  • «Детская школа искусств №4»
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
  • «Лоскутная мозаика»
  • По предмету «Работа в материале»
  • Для учащихся ДХШ и художественных отделений ДШИ
  •                                        Автор-составитель: Мартус Татьяна Леонидовна,
  •                                                                                       преподаватель МБУДО
  •                                                                             «Детская школа искусств№4»
  • Ангарск 2016 г.

Введение. История развития лоскутного шитья.

  1.         Лоскутное шитье – искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.
  2.         Употребляют также термины:
  3. «пэчворк» – в переводе с английского – одеяло, покрывало, из разноцветных лоскутов  и
  4. «квилт» – с английского «стеганое одеяло».

        Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор. До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем «переселенцы» занесли этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие. Однако можно предположить, что лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью.

        В России лоскутное шитье стало активно развиваться в  XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта чаще всего были полезны и красивы. Лоскутные одеяла, коврики – кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани также как расписные прялки, резные туеса, вышивка наполняли быт и радовали глаз людей.

        Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

         Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется.

В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В тоже время в некоторых областях традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого.

Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие изделия  сочетали в себе практичность и декоративность.

        Иногда мастерицы специально подбирали лоскуты по цвету и форме, чтобы получить тот или иной орнамент. Орнаменты традиционных одеял, как правило, составлялись из простых геометрических элементов не совсем правильных форм. Излюбленные мотивы традиционных лоскутных одеял на Руси «мельница», «колодец», «изба», «звезда», «русский квадрат».

        Лоскутные одеяла для крепости простегивали на специальных деревянных рамах – пялах. Стежку вели вручную редкими стежками по линиям швов.

Читайте также:  Как сделать конус из картона для елки: пошаговые инструкции с фото

        Такие лоскутные одеяла согревали не только, тело, но и душу, вызывали приятные воспоминания (ведь каждый лоскуток с чем- то связан). Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков в наследство и на память.

В них они передавали тепло своих рук, красоту души, память поколений. С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. Создаются творческие объединения.

В городе Иваново каждые два года проводятся Всероссийская выставка-конкурс «Лоскутная мозаика России».

Пояснительная записка

Методическая разработка «Лоскутная мозаика» является частью программы «Декоративно-прикладная композиция», составленная мной в 2006 году и реализуемая в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного  образования «Детская школа искусств №4» г.Ангарска.

Этот вид декоративно-прикладной работы включён в программу потому, что он не предусмотрен в типовых учебных программах по композиции, но очень важен,  так как  приобщает детей к народному искусству, учит понимать связь художественной и утилитарной функций декоративно-прикладного произведения.

Итогом освоения  «лоскутной мозаики» является участие учащихся в выставках различного уровня:  в городском конкурсе «Байкал. Природа. Творчество», в городской выставке «Тихая жизнь вещей», в выставке работ учащихся художественного отделения в Выставочном зале    г.

Усолья-Сибирского, в муниципальной выставке «Творчество народных умельцев», в Международном конкурсе «Красота божьего мира».

А самое главное дети,  освоив эту технику, приобретают навык самостоятельной, творческой работы, приобщаются к народному декоративно-прикладному искусству, знакомятся с художественными промыслами России, тем самым, соединяя связь поколений, продолжая традиции русских мастеров лоскутного шитья.

Поскольку целью занятий не является освоение технологии «лоскутного шитья» как таковой, учащиеся выполняют задания в технике «лоскутной мозаики». Отличие состоит в том, что для сборки изделия применяется клеевая ткань, а не швейная машинка, что значительно сокращает время работы, даёт возможность уделить больше внимания «художественности» произведения.

Разработка предназначена для учащихся 3-4 классов ДХШ и художественных отделений школ искусств. Возраст 13-14 лет. Учащиеся осваивают технику «лоскутной мозаики» в течение нескольких занятий. Общее количество часов на освоение – 24ч.

Цели:

  1.  Обучающая – расширять познания учащихся в области народных промыслов России, учить понимать и любить красоту народного творчества, научить создавать своими руками оригинальные изделия декоративно-прикладного искусства.
  2. Развивающая – прививать интерес к истории России, приобщать к традициям своего народа. Усвоить образно-эмоциональную окраску народных промыслов, связь прикладного искусства с природой и бытом человека.
  3. Воспитательная – воспитывать  любовь к прошлому России, особому восприятию духовных ценностей, чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Задачи:

  1.  Передать красочность, жизнерадостность и самобытность декоративного произведения через создание  панно в технике лоскутной мозаики.
  2. Выполнить творческую работу – эскиз панно на основе стилизованных орнаментов.
  3. Выполнить панно в материале, гармонизированное по цвету, в определенном колорите.
  • Структура занятий: комбинированная.
  • Форма организации работы: ознакомление, определение, сравнительный анализ, самостоятельная работа.
  • Методические принципы: принцип последовательности,  наглядности и доступности, принцип приобщения детей к историческому прошлому своего народа через традиции быта, сохранившиеся по сей день, принцип изложения материала  « от простого к сложному».
  • Методы и приемы обучения.
  1. Беседа, рассказ преподавателя.
  2. Наглядные методы:
  1. а)  демонстрация готовых изделий в технике лоскутной мозаики
  2. б)  иллюстрации из альбомов и книг
  3. в)  показ работ учащихся из методического фонда
  1. Практические методы работы: зарисовки, работа с тканью.

Методическое  обеспечение.

  1. Показ готовых изделий в технике лоскутная мозаика. Демонстрация служит наглядным пособием к теме урока, развивает  интерес к народным промыслам, к своим родовым корням, к прошлому родины.
  2. Иллюстрации из альбомов, книг даёт более полное представление  о технике лоскутного шитья.
  • Музыкальный ряд: выступление учащихся фольклорного отдела школы с произведениями  народного пения, записи русской народной музыки .
  • Оформление: работы из методического фонда, творческие работы преподавателя.
  • Принадлежности и материалы:  картон, бумага А-3, чернографитный  карандаш, ластик, линейка, шариковая ручка, угольник, утюг, флизелин, марля, гладильная доска, хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь(с мелким узором).
  • План работы над темой «Лоскутное шитье»
  1.  Выполнение эскизов модулей (8 час.)

Зарисовать традиционные для лоскутного шитья  шаблоны-квадраты. Выполнить декоративную разбивку модуля-квадрата, его тоновое решение. Варианты композиции внутри квадрата-модуля: а) соединение геометрических фигур разной формы  и размера,  б)  одинаковой формы  и размера, в)  одинаковой формы, но разного размера.

  1. Выполнение эскизов орнаментальной  композиции (4 час.)

Составить орнаментальное панно на сетчатой основе. Для составления композиции  использовать распечатанные на ксероксе модули-шаблоны.

В лоскутном шитье орнамент геометрический играет ведущую роль. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

  1. Цветовое решение орнаментальной композиции (4 час.)

Провести поиск самостоятельного цветового решения,  применяя законы цветоведения. Использовать типы цветовых гармоний на основе цветового круга.

Необходимо добиваться, чтобы каждый цвет, в сочетании с другими цветами не выпадал, а создавал общее впечатление основной цветовой гаммы. Фон должен быть подчинён ведущему цвету композиции.

Обдумывая цветовое решение необходимо определить основной цвет, и искать многообразие его оттенков.

  1. Выполнение работы в материале (8 час.)

   В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань.Наиболее используемые  в лоскутном творчестве  ткани – с мелким растительным рисунком, заполняющим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута может нарушить композицию полотна. Ткани с ритмическим рисунком, такие, как

клетка и  полоска, могут дать необычный декоративный эффект, если их применять осмотрительно. Лучше всего использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, лен, сатин.

 Раскроить ткань (выкроить лоскутные детали мотива), составить общую композицию панно  (собрать лоскутные детали на основу), закрепить  модули на основе путём пропаривания ткани через марлю, окантовать панно декоративной лентой. Оформить готовую композицию в раму.

Ход работы практического задания

  1. Выполнить шаблон орнамента.
  2. Начертить на картоне все отличающиеся детали и вырезать их.
  3. Пронумеровать детали, написать на них количество деталей.
  4. Разложить ткань на ровной поверхности лицевой стороной вниз. Наложить на ткань шаблон, обвести ручкой.
  5. Выкроить все детали.

Наложить все детали на флизелин. Если готовый блок соответствует задуманному решению – приклеить детали, отпаривая их через марлю утюгом. Если нет, то заменять цвет, форму деталей, их расположение до тех пор, пока не реализуется замысел.

Подведение итогов

  1. Приколоть орнаментальные блоки на планшет.
  2. Дать высказаться учащимся, чтобы они сами отметили лучшую композицию, чтобы нашли свои ошибки в исполнении.
  3. В заключении преподаватель в целом оценивает работу учащихся, обращая внимание на лучшие работы, анализируя их достоинства и недостатки.
  1. Заключение:
  2. В результате работы над панно учащиеся:  
  3. – Закрепили  правила построения геометрических орнаментов.
  4. – Научились создавать единую орнаментальную композицию, используя отдельные блоки-шаблоны.
  5. – Продолжили  развитие  умений гармоничного  сочетания цветов.
  6. – Приобрели навык создания панно в технике «лоскутной мозаики».
  7. – Закрепили  навыки в работе над единым замыслом, начиная с деталей и вариантов композиций, заканчивая изготовлением панно в материале.
  8. Список используемой литературы:
  1. М.С. Игнаткина-Балыгина.«Русский лоскут» г. Москва, 2008г.
  2. Журнал «Чудесные мгновения», г. Москва, 2009, 2010 гг.
  3. И.Ю. Муханова.«Лоскутные узоры» г. Москва, 2002г.
  4. И. Иттен«Искусство цвета» г. Москва, 2001г.
  5. Н.Ю.Косьянковская.«Композиция и цветоведение в лоскутном шитье» г. Москва, 2010г.
  6. Л.В. Банакина.«Лоскутное шитье: Техника, Приемы, Изделия» г. Москва, 2010г.
  7. С. Эдди.«Цвет в квилтинге и пэчворке» г. Москва, 2007г.
  8. Костикова И. Ю.

«Школа лоскутной техники» г. Москва, 1997г.

  1. Максимова М. В., Кузьмина М. А.

«Лоскутики» г. Москва, 1998г.

«Лоскутное шитьё» г. Минск, 1998г.

  • Шаблоны блоков

Источник: https://stranatalantov.com/publications/691/

Ссылка на основную публикацию