- МАСТЕР-КЛАСС
- Традиционная роспись филимоновской игрушки-свистульки
- АКТУАЛЬНОСТЬ
- Люди с давних времён занимались росписью. В каменном веке были наскальные росписи, позднее украшали росписью гончарную посуду. И сейчас современные люди украшают и расписывают свою посуду, элементы декора своего жилища, расписывают интерьерные игрушки.
- Представленный мастер-класс знакомит с историей и традиционной росписью филимоновской игрушки-свистульки. Показывает как можно соединить традиции и современность.
- ЦЕЛЬ:
- Знакомство с традиционным филимоновским промыслом Россиии и изучение росписи филимоновской игрушки-свистульки.
- ЗАДАЧИ:
- познакомить с традиционной росписью филимоновской игрушки;
- научить правильному расположению рисунка;
- развить умение работать с акриловыми красками;
- расписать игрушку-свистульку в традиционной росписи.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ:
- глиняная заготовка игрушки-свистульки;
- акриловые краски);
- кисти колонок № 1-4;
- б
аночка с водой;
- палитра;
- тряпочка и салфетки бумажные;
- образцы изделий;
- наглядные пособия.
Знакомство с историей росписи филимоновских игрушек.
Сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия приобретают ровный белый цвет, который не “глушит” краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют “маленькой радугой” или “солнышком”.(Приложение№1)
Роспись филимоновской игрушки очень смелая. Для росписи раньше использовались куриные перышки. Пёрышки делали сами: складывали навстречу друг другу два куриных пера и связывали ниткой – получалась короткая и удобная в работе маленькая кисточка. Краска с перышек очень хорошо пристает к глине. Сейчас используют беличьи кисти небольших размеров (№№1-4).
Расписывают игрушки прямо по обожженной глинеэтим филимоновская игрушка отличается от дымковской, которую сначала грунтовали, а потом уже расписывали). При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый),жёлтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость.
Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали жёлтой краской, а сверху накладывали малиновый или синий. В сочетании с жёлтым эти цвета становились красным и зелёным и в итоге получалось пять цветов.
В отличие от филимоновской, роспись дымковской игрушки построена из геометрических элементов на контрасте цветов и также, как и у филимоновской, на белом фоне: синего и жёлтого, малинового и зелёного, чёрного и белого, используются также голубой, розовый, коричневый и др.цвета.
Роспись филимоновской игрушки проводится в определенном порядке:
- Игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет – жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой. Основные элементы – линии, кружки, полосы. расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
- Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью. Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.
- Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно – называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью. Роспись ведётся между красными линиями.(Приложение№2)
Животные и птицы всегда расписывались по строго определенной схеме. Голова окрашивалась всегда в один цвет (жёлтый, красный или зеленый), а тело и шея поперек раскрашивались разноцветными полосками.
В человеческой фигурке главное внимание уделялось раскраске наряда. В орнаменте нет строгой геометрии как в дымковской игрушке. Различные штрихи, звездочки, пятна, листики, розетки в веселом беспорядке разбросаны по фону. Юбка всегда пестрая, с небрежным рисунком, кофта ярко малиновая, длинная шляпка с цветными каемками.
Росписи лица придавалось очень мало значения. Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы. В росписи часто используются елочки, кружочки, солнышки, которые являются очень древними обрядовыми знаками. Символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.
Основные узоры, которые используются в филимоновской росписи
Мы видим, что символы солнца, земли, воды, плодородия широко используются в филимоновской игрушке(приложение№3)
Поначалу игрушки раскрашивали натуральными красителями, например, цветными камушками. Их растирали, разводили и наносили на игрушку.
В ХIХ веке появились анилиновые краски, которые разводили на курином яйце и наносили на игрушку гусиным или куриным пером. Роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла.
А в 60-е годы ХХ века мастера перешли на анилиновые красители на лаке – лак хорошо закрепляет цвет и дает блеск.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. ((приложение№4))
Необычные игрушки стали появляться на московских выставках и вызвали огромный интерес подлинно народным звучанием красок и выразительной лепкой. Более всего поражало, конечно, то, что делали их обычные деревенские женщины, но они обладали удивительным художественным чутьем, которое основывалось на каких-то очень древних корнях.
В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская попроизводству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината.
Современные мастера филимоновской игрушки— наследники древних традиций. Они продолжают традиции старых крестьянских мастеров. Прежде всего, потомственные мастера, выросшие и освоившие мастерство в семьях, являются главными хранителями и продолжателями дела своих предков.
Они сумели сохранить в своем творчестве идеалы добра, глубокой искренности и чистоты помыслов.
Мастера создают очень простые вещи — детские игрушки-свистульки, фигурки животных и людей, декоративные изделия, но они несут детям и взрослым радость, красоту, праздник, в них заключено тепло человеческих рук и сила родной земли.
- ЭТАПЫ РОСПИСИ ИГРУШКИ-СВИСТУЛЬКИ
- Начинаем роспись игрушки-свистульки по белой глиняной заготовки.
- Расписывать будем традиционными цветами: лимонка (жёлтый), малинка (красный), зеленка (зелёный) – так ласково называют мастерицы свои краски.
Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают жёлтые полосы и пятна. Закрашивается голова.
Для имитации ярких анилиновых красителей на лаке, мы берём флуоресцентные акриловые краски.
Затем наносятся красные полосы. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделённые полосами, иногда в весёлом беспорядке разбросаны по фону.
И заканчивает роспись отрисовка зелёной краской. Вместо зелёного цвета можно использовать синий или фиолетовый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мастер-классе мы познакомились с историей возникновения филимоновской игрушки и узнали о традициях росписи игрушки-свистульки. Расписали игрушку -свистульку в традиционной росписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Искусство. Л.1975
-
Блинов Г. «Сказки без слов. О народной игрушке». Приокское изд. ,Тула,1974
-
Дайн Г.Л. Русская игрушка. «Советская Россия», Москва, .1981
-
Маленькие чудеса. Н.В.Тарановская.Л.»Детская литература»,1981
-
Народные художественные промыслы.Под ред.О.С.Поповой. Легкая и пищевая промышленность.Москва,1984
-
Народные художественные промыслы РСФСР. «Высшая школа» Москва, 1982
-
Народные художественные промыслы.Уткин П.И.,Королева Н.С. «Высшая школа» Москва, 1992
-
Кузнецова О. Филимоновская игрушка. Народное творчество. №1,2006
-
Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. Мозаика-Синтез, 2013 г.
- Приложение №1
- Приложение №2
- Приложение №3
- Приложение №4
Источник: https://infourok.ru/masterklass-tradicionnaya-rospis-filimonovskoy-igrushkisvistulki-3152918.html
Филимоновская роспись: узоры и элементы :
В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар – Филимон.
Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником.
Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.
История промысла
Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века.
Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах.
К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски, которые использовались для росписи.
Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню.
Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки.
А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями – минеральными или органическими.
Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.
На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты – женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.
Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда – менялось лишь их количество.
Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи.
Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.
В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы.
В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже.
Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.
Старинные образы филимоновских игрушек
Уточка – главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.
Конь или Всадник на коне считался символом Велеса – бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.
Петух – главный хранитель семейного очага.
Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.
Корова – это обозначение достатка в доме.
Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.
Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества – богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.
Более поздние образы филимоновских фигурок
Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, – Солдатик с курицей, Солдат с конём – символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.
Особенности игрушек из Филимоново
Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек – отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги – тяжёлые и неуклюжие.
Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.
Значение узоров и орнаментов
Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии – символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы.
Треугольники – это земля, ёлочки – любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна – каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы.
Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.
Филимоновская роспись: цветовая палитра
Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета – красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:
- красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
- зелёный говорит о возрождении жизни;
- жёлтый цвет является цветом солнца и огня.
Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.
Филимоновские петушки
Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом – обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.
Роспись фигурок людей
Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров – пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру – узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми – краской намечают только глаза и рот.
Технология росписи
Первое, на что важно обратить внимание, – краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?
Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи – перо. Оно может быть утиным или гусиным.
Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью.
Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.
Выбор глины для игрушек
Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная – «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью.
Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками.
Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.
Мастер-класс по филимоновской росписи
Первое, что делают мастерицы, – желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела – человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.
Следующий этап – нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры – ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.
Заключительный шаг – зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.
Занятия росписью в детском саду
Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.
Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.
Для занятия понадобятся:
- плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
- настоящие свистульки;
- шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
- ватные палочки или тонкие кисточки;
- гуашь красного и зелёного цвета;
- палитра;
- баночка для воды;
- салфетки.
Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:
- Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
- Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
- Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
- После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
- Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.
Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.
Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!
Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.
Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.
Дымковская и филимоновская роспись: отличия
Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские – нет.
Ещё одно важное отличие – дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой.
Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская – из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий.
Для филимоновской же характерны всего три цвета.
Филимоновский промысел в наше время
Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства.
Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался.
Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.
Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.
Источник: https://www.syl.ru/article/311850/filimonovskaya-rospis-uzoryi-i-elementyi
Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки
Филимоновская игрушка – разновидность национальных художественных промыслов, которыми весьма богата наша страна. Ее родиной является Тульская область, Одоевский район.
Деревня Филимоново, где в середине прошлого столетия несколько мастериц возродили традиции едва не утраченного ремесла, дала ему свое имя. Есть также легенда о беглом преступнике Филимоне, который скрывался в этих местах.
Он-то якобы и научил односельчан лепить фигурки из глины.
Возникновение промысла
Глиняные игрушки в этих краях начали делать в середине XIX века. Но слава о мастерстве местных гончаров распространилась задолго до этого. Еще в XVI веке белую глину, добываемую здесь, стали использовать для изготовления посуды.
Промысел укоренился, появились целые династии, специализирующиеся на гончарном деле. Постепенно сложилось неписаное правило: посуду делали исключительно мужчины. А женщины взяли на себя лепку игрушек и положили начало филимоновской росписи.
Особая форма филимоновской игрушки
Изделия одоевских мастериц славятся на всю страну своими тонкими, изящными формами. Но мало кто знает, что их внешний вид не случаен. Дело в том, что местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру.
Во время сушки она начинает трескаться и деформироваться, поэтому мастеру приходится разглаживать и выравнивать фигурки мокрыми руками.
От этого игрушки приобретают непропорциональные, вытянутые формы, что и делает их необычными и легкоузнаваемыми.
Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и роспись
Условно филимоновские игрушки можно разбить на четыре тематические группы. Их особенности представлены в таблице ниже.
Вид | Состав группы | Описание |
Люди | Барыни и кавалеры. У первых в руках птицы или дети, вторые изображаются верхом или с музыкальными инструментами. | Фигуры монолитные, с малым количеством деталей, часто имеют конусообразную форму, снизу широкие (барыни – за счет пышной юбки, кавалеры – за счет грубых сапог), далее вытянутые и узкие. Голова составляет единое целое с шеей и украшена затейливым головным убором. |
Животные | Преимущественно домашний скот (лошади, коровы, бараны). | Все животные имеют вытянутые фигуры и тонкую шею, переходящую в непропорционально маленькую голову. Отличить одного зверя от другого можно только по форме рогов: у коровы они торчат полумесяцами, у оленя ветвятся, а у барана – закручены в спираль. |
Птицы | Павлин, курица, утка, петух и т. д. | Птицы, как и животные, отличаются удлиненной конусообразной шеей, заканчивающейся маленькой головой. |
Композиции | Свидание влюбленных, чаепитие, карусель и т. д. | Многофигурные композиции чаще всего изображают сценки из жизни обычных людей: свидание, семейное застолье, посиделки на лавочке, катание на лошадях. Но есть и символические композиции, например, Георгий со змеей, жизненное древо, карусель. |
Почти все филимоновские игрушки являются свистульками. Исключение составляют петухи и индюки.
Роспись игрушек и филимоновская палитра
При обжиге местная глина «синька» дает красивый и ровный белый цвет, поэтому грунтовать фигурки перед нанесение узора не требуется.
Для росписи используются анилиновые краски, которые имеют яркие насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный, зеленый. Тем не менее, изделия получаются очень пестрыми и веселыми.
Технология росписи филимоновской игрушки довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.
Традиционные узоры
Для разных видов игрушек используются разные элементы филимоновской росписи. У животных и птиц грудь обычно закрашивается одним цветом, чаще всего малиновым или зеленым.
Затем по контуру наносится несложный орнамент, состоящий из разноцветных полос, капель, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или остаться белыми.
Глаза намечаются схематично, могут и вовсе отсутствовать.
Фигуры людей одеты очень нарядно: дамы – в пышные яркие юбки, кавалеры – в пестрые штаны. Рубахи у тех и у других чаще всего однотонные, с орнаментом по периметру, изображающим украшенные вышивкой воротники и широкие пояса. Лица у них остаются белыми, глаза намечаются голубой краской, губы – красной или малиновой.
Символика филимоновских узоров
Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.
Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.
Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственность поколений, неустанный рост.
Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи – землепашца, птица – символ счастья, конь – богатства и т. д.
История развития промысла
XIX век – время большой популярности игрушек-свистулек и филимоновской росписи. Этот промысел был известен во всей России и за ее пределами. Но в начале XX века наступил период кризиса. Ремесло оказалось почти на грани исчезновения, осталось лишь несколько хранителей, которые не бросили свое дело.
В середине прошлого века интерес к искусству филимоновской росписи начал постепенно возвращаться, достигнув нового пика в 80-е годы. В это время усилиями нескольких энтузиастов была организована творческая группа, в состав которой вошли потомки хранителей ремесла и выпускники художественного училища из Абрамцево.
С начала 90-х годов в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». Техника лепки, тайны росписи, символика филимоновских узоров – эти и другие темы освещают на своих занятиях муж и жена Кехаиди. Обучение длится 4 года. Выпускники получают звания мастеров.
В 2009 году состоялось открытие Музея филимоновской игрушки, где хранятся материалы о мастерицах прошлого, некоторые примеры их работ, а также лучшие образцы филимоновского промысла.
Изучение промысла на уроках ИЗО
Следует отметить, что занятия по филимоновской росписи проводятся во многих школах России. Ведь промысел имеет не только местное, но и общероссийское значение, демонстрируя богатство и разнообразие русской культуры.
Элементы росписи дети осваивают легко и с большим интересом. В ней нет узоров, сложных по технике исполнения. Обладая минимальным набором навыков и творческим воображением, можно создать необыкновенно живые и яркие рисунки.
Главное, что должен объяснить педагог, – это то, что роспись делается в несколько этапов:
- Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить желтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.
- Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.
- Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.
- Стоит обратить внимание ребят на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.
Этот промысел составляет часть культурного наследия нашей страны. Наряду с дымковскими, каргопольскими, богородскими, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян. Не случайно иностранные туристы любят покупать их в качестве сувениров.
Источник: https://autogear.ru/article/169/156/elementyi-filimonovskoy-rospisi-tehnologiya-rospisi-filimonovskoy-igrushki/
Шаблоны для рисования филимоновской игрушки в детских садах
Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.
История появления игрушки
История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину.
Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита.
В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.
Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду.
Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках.
В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.
Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.
В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.
Мастер-класс по декупажу свадебных бутылок
Особенности изделий
Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:
Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
- Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
- Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
- Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
- Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
- Курочка — символ благополучия.
- Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.
Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:
- танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
- солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
- Иван, который поймал Жар-птицу;
- чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.
При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.
Мастер-класс по декупажу бутылки капроновыми колготками
У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты.
Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками.
Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.
Символика цветов и узоров
Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:
- окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
- треугольники — это символы земли;
- зигзаги олицетворяют воду;
- елочки — трава и деревья.
Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой.
Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл.
Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:
- жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
- красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
- зелёный обозначает природу и возрождение жизни.
Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.
Этапы росписи
Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:
- Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
- Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
- Аналогичным образом производится озеленение игрушки.
Подробный декупаж кухонного стола своими руками
Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы.
Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов.
Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.
Занятия в детском саду
Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.
Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию.
Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки.
Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.
Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.
Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).
Источник: https://natrukodel.ru/risovanie-i-rospis/shablonyi-filimonovskoy-igrushki
Филимоновская игрушка: картинки, история возникновения, традиции изготовления и символика
Здравствуйте, дорогие друзья.
Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.
В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом – Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала.
Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности.
Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.
Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).
Кстати, о названии — есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.
Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита.
Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам.
Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.
Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».
В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.
Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.
Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.
От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину – синику.
Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);
После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.
Технология заготовки синики
- Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
- После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
- Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
- Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин.
Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
- Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек.
Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.
Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.
Технология росписи
Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок.
Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон.
Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.
Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.
- Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
- На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
- Последний этап – «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.
Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.
Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.
Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя – уши, и тому подобное.
В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.
Символизм филимоновской игрушки
Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.
Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» – это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.
Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:
- Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.
- Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.
- Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.
- Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.
- Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.
- Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.
- Волк – как ни странно, любовь и добро.
- Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.
- Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.
- Собака – верный друг и помощник.
- Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.
Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:
- люди;
- животные;
- птицы;
- композиции из нескольких фигур;
Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.
Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.
Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.
Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.
Фото — картинки
Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто — это интересно.
Музей филимоновской игрушки
На сегодняшний день весь промысел переехал из деревни Филимоново в Одоев. Местные филимовчане даже удивляются, когда им сообщают, что их маленькая деревенька — родина уникального и древнего художественного ремесла. Возможно, это получилось отчасти и потому, что в 2009 году там открылся Музей филимоновской игрушки.
Я там не была, не сложилось как-то, однако, знакомые посещали и оставались довольными. Неудивительно, музей богатый, в его экспозиции около 2000 глиняных игрушек не только из разных уголков России, но и мира. Там можно увидеть работы ремесленников, как прошлого так и нынешнего века. Ну и, конечно же, узнать много интересного из истории промысла.
- Адрес музея: Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, д. 52 (старый адрес: ул. Сильверстова, д. 11)
- Телефон
Источник: https://pearative.ru/iskusstvo/promyisel-filimonovskaya-igrushka/
Филимоновская свистулька. Филимоновская роспись: советы по выполнению
Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.
Н.Денисов
Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках – птичка-свистулька.
Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.
Возраст филимоновского чуда достаточно условный.
Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века.
В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке – барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины – «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново.
При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко».
Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.
Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями – «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.
Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».
Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В.
, Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.
) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля.
Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.
- Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.
Источник: https://prontapizza.ru/biznes/filimonovskaya-svistulka-filimonovskaya-rospis-sovety-po-vypolneniyu.html