Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Мы с вами уже видели знаменитую богородскую игрушку на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Пора отправляться и в само подмосковное Богородское. Там находится фабрика, где делают эти игрушки, а при ней – музей. Опознать фабрику довольно легко: уже над воротами здесь стоят резные фигуры.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Деревянная скульптура встречает нас и во дворе фабрики – надо только присматриваться.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантовБогородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Музей расположен в самом комплексе фабрики. Так что смело внутрь,  где на двери написано «вход» – там уже вам объяснят, что и как.Объяснят в том числе, что традиция деревянной резьбы в Богородском очень давняя.  Ею издавна украшали и вещи совершенно бытовые: коромысла, прялки и все такое прочее.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Когда здесь появились игрушки?  Нередко называют XVII век. Однако точную дату, конечно, назвать затруднительно. Музей при фабрике – тогда еще артели «Богородский резчик» – возник больше ста лет назад.

Первоначально как ассортиментный кабинет – то есть собрание образцов для внутреннего пользования. Но впоследствии открылся и для публики.

Здесь собраны произведения борогодских мастеров с XIX века и по сей день – всего в коллекции свыше трех тысяч экспонатов.

Начиналась богородская игрушка с персонажей и сюжетов бытового характера.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Разумеется, здесь присутствуют и солдатики.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Фигурки раннего времени в основном небольшие – традиционная игрушка была прежде всего ориентирована на детей. И вот здесь выделяется то обстоятельство, что игрушка движется – хотя вряд ли ее первые авторы смогли бы научно рассуждать о пользе развития микромоторики.

Здесь есть несколько технологий. Вот игрушка кнопочная – в движение она приходит при нажатии кнопки или клавиши на пьедестале. Тогда лиса попытается схватить Колобка, а медведь примется рубить полено.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантовБогородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

Второй кинетический прием – баланс. Чтобы привести такую игрушку в действие, надо раскачать подвешенный снизу шарик. Так устроены классические богородские «курочки», клюющие зерно.

Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

  • Здесь также возможны самые  разнообразные персонажи и сюжеты.

Наконец, самое классическое – «планочки». Так устроены знаменитые «Мужик и медведь», которые – если планки подвигать относительно друг друга –  по очереди бьют по наковальне.

Неслучайно именно эта игрушка стала эмблемой Богородской фабрики и красуется на ее фасаде. А в музее она представлена даже во вполне человеческий рост – маленькие посетители могут ощутить себя в роли одного из героев.

  1. Вот еще вариант «планочной» игрушки.
  2. И разновидность того же приема – здесь планки движутся по принципу гармошки.

Есть и более редкие способы приведения игрушек в движение. В основном это уже более крупные и детализированные композиции.

Тут мы уже переходим к своеобразному жанру «кабинетной скульптуры». Изначально тут были сельские сценки, экипажи, «чаепития». Но иногда и исторические персонажи.

Но все-таки главным героем богородской резьбы издавна был медведь. Иногда сам по себе, иногда вместе с человеком.

  1. Но вот мы добираемся до витрин советского периода и видим сюжеты совсем иные.

Мужик и медведь представляют нам советский герб. А следующая сцена – «Декрет о земле».

Вообще Ленина довольно много и в разных вариациях и видах. Хотя в большом количестве экземпляров такие вещи все-таки не делались – в основном производились на заказ в качестве официальных подарков.

А вот эти «три богатыря» – на самом деле Фрунзе, Буденный и Котовский. И прочие Чапаевы и тачанки тоже присутствуют.

  • Но та же эпоха дает нам сказочные и литературные сюжеты.
  • А вот и юный Пушкин с Ариной Родионовной.

Что забавно – скульптуры, изображающие политиков, иной раз  заказывают богородским мастерам и сегодня. Мне называли, в частности, имена Путина и Лужкова. Жаль, но в музейной экспозиции их изображения не представлены.

Зато, разумеется, представлены не только по-прежнему во множестве производящиеся детские игрушки (где теперь заяц может появиться не только с барабаном, но и с ноутбуком), но и скульптура кабинетная. В основном сейчас это анималистика.

  1. Тут есть и любопытные варианты горельефов.
  2. Причем такая кабинетная скульптура вполне может доходить до размеров вполне парковых  – в полный медвежий рост.
  3. Еще новшество последнего времени – появление религиозных сюжетов (все-таки Сергиев Посад  недалеко).

И конечно, показана сама технология ручной резьбы – разумеется, на примере мишек. Материалом служат мягкие породы дерева – в основном липа.

  • А вот и хозяйка музея Наталья Александровна, которая расскажет и все эти, и еще многие другие подробности.

Выходим на улицу – и еще раз рассматриваем установленные там парковые скульптуры. Сюжеты в основном сказочные. Ну, или «медвежьи».

    А вот такими заиндевевшими стояли деревья по дороге в Богородское. Ну, подобного же зрелища в любое время не обещаю – зависит от погоды.

    В принципе регулярно музей при богородской фабрике открыт по будням, до 17 часов. Однако, во-первых, можно заказать экскурсию и даже мастер-класс и по субботам – только делать это нужно заранее.

    Во-вторых, в мае здесь, на территории фабрики, пройдет традиционный фестиваль – это 16-17-18 мая, то есть пятница, суббота и воскресенье. Фестиваль, разумеется, открыт для публики.

    Ну, и в третьих, в музее всерьез подумывают о том, чтобы сделать субботу в принципе открытым экскурсионным днем. Будем ждать на сей счет информации.

    Теперь как доехать.

    Во-первых, попасть тем или иным способом в Сергиев Посад. Можно на автомобиле (что удобно, хотя чревато пробками на выезде из Москвы). Можно на электричке (которые, как выяснилось, ходят в направлении Сергиева Посада достаточно часто – ждать больше получаса в любое время дня, скорее всего, не придется).

    Далее для автомобилистов: въехав в Сергиев Посад и двигаясь по главной дороге, не пропустите вскоре после оставшейся слева Лавры поворот налево же на Углич-Калязин.  Далее по схеме, представленной на сайте музея (а проще говоря, все время прямо, вплоть до поворота направо по огромному указателю «Загорская ГАЭС»).

    Для тех же, кто едет общественным транспортом: прямо напротив железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде расположен автовокзал. Откуда можно доехать до Богородского автобусом либо маршруткой с одним и тем же номером 49.

    Маршрутка ходит чаще и едет быстрее. Автобус – реже и по расписанию (примерно раз в час).

    Вообще преимущество он имеет, пожалуй, только для регулярно ездящих местных жителей, у которых для него заведены проездные, а для однократной поездки маршрутка все-таки удобнее.

    В любом случае ехать надо до конечной остановки. От которой немного пройти вперед по ходу движения (ориентир – здоровая красно-белая труба).  Официальный адрес фабрики – Богородское, д.79 Б (именно так, без улицы).

    Источник: https://alexey-master.livejournal.com/287495.html

    Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

    Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства.

    К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень.

    В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно.

    Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти.

    Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

    Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

    Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

    Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

    Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

    Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности.

    Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

    • Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).
    • Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

    Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

    Читайте также:  Обложка для книг своими руками: занимательное времяпровождение для семьи

    Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

    Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

    Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

    Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

    Источник: https://woodschool.ru/obemnaya-rezba.html

    Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужичка
    и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой
    наковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали
    основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

    Происхождение промысла

    На живописном холме на берегу реки
    Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское – родина замечательного
    народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское – село
    старинное.
    В середине XV века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал
    его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал
    своему сыну Федору.

    Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице
    – Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
    Уже в XV – XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные,
    заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки
    дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского
    прикладного искусства.

     Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

              История
    богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ
    современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и
    многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из
    ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку.

    Сплела из соломы, да уже
    к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева,
    а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила.
    И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась
    занятной. Тот поставил ее как
    украшение в лавке.

    Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца.
    После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера,
    работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые,
    реалистические образы окружающей действительности.

    Они резали из липы фигурки
    животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

     
               Особенно интересны игрушки с
    движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда
    остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и
    особо привлекательной.
    Игрушке “Кузнецы” более 300 лет. “Кузнецы” стала символом
    Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая
    работа.

    В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.
    И игрушка “Курочки” – тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена
    Пушкина и Лермонтова. В затейливой “потехе” с балансом заложена идея
    ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в
    строгом порядке куры клюют нарисованные зерна.

    Сами механизмы их просты, но
    действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит
    долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого,
    податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки.

    С первой
    все проще – детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют,
    а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

                        Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые
    “чураки” самостоятельно. Заготовку изделия сначала вырубают топором или
    выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами –
    стамесками и богородскими ножами. Одни из них неподвижны, у других с помощью
    вставленной внутрь пружинки “оживает” только определенная деталь.

    Качает
    головой “русская красавица”, дрожат листья на березке и зонтики в руках
    “дам”… Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж. На
    “Крестьянском дворе” все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет
    дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на
    качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм.

    Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка – и
    фигурки “оживают”. Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда
    фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены “Кузнецы” и “Солдаты
    на разводе” . Так же распространен механизм “баланс”.

    На планкке крепится фигурка, ее подвижные части прикреплены шипиками так, что ничего не сковывает движения. От подвижных элементов идут вниз через планку-основание нити, к которым прикреплен баланс. При круговом вращении баланса элементы фигурки начинают поочередно двигаться.

    Так, например, незадачливый мишка отгоняет пчел, мама-утка купает в ушате своего утенка, заяц – программист работает за компьютером… И таких вариантов великое множество.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Помимо игрушки широкое распространение получила станковая композиция. Сюжеты так же разнообразны: бытовые, жанровые, исторические сцены.

    Символ богородской скульптуры, конечно же, мишка. Он не просто персонаж всевозможных композиций, но и олицетворение крестьянской души, смекалки, доброты и ловкости.

    Ведь он не просто лесной медведь, он наделен человеческими качествами. Умеет мишка и на различных музыкальных инструментах играть, и запросто вприсядку спляшет, и тройкой коней ловко правит.

    А в современном мире медведь получил еще ряд профессий: дворника, фотографа, художника, и многое другое.

                 Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Пластика Богородской резьбы удивительна и пленительна. Еще одно чудо, которое, собственно, и положило начало этой удивительной резьбе, – это щепная резьба. Она поражает воображение.

    Безусловно, скульптура интересна и сложна, хорошо передает задумку автора, настроение, частичку души.

    Но еще больше удивляет то, как все это может поместиться в маховой щепе с минимальным количеством резков! Вот здесь и сокрыто великое мастерство.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Источник: http://faska.ucoz.ru/publ/stati_o_rezbe/professionalnaja/skulpturnaja_rezba/2-1-0-2

    Богородская резьба

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    В селе Богородском, недалеко от Сергиева-Посада, живут и трудятся мастера резьбы по дереву, продолжатели славных традиций русских ремесленников. Богородская резьба появилась как ремесло еще в 16 веке. Крестьянин делал игрушки для своих детей, для чужих детей, а там, глядишь, и продавать потихоньку начал. Соседи по селу, видя такое дело, и сами стали заниматься доходным промыслом, и пошло-поехало. 

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Со временем в селе не осталось ни одной семьи, где не вырезали бы из дерева. Персонажи, которых мастера брали за прототипы для своих игрушек, окружали их с детства. Пастух, дровосек, крестьянин с коровой, косарь. Позже появились в творчестве богородцев и мастеровые, и барыни да гусары, помещики и чиновники.

    Если простой люд в работах богородских умельцев изображался, как правило, с любовью и теплотой, то в фигурках барынь и гусаров почти всегда можно заметить тонкий юмор и иронию. Характерная особенность богородской игрушки – то, что все персонажи изображены в движении, в действии, присущем данному персонажу.

    Если это дровосек – то он машет топором, если гусар – то гарцует на коне.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Широко известны такие игрушки, как «Кузнецы» и «Курочки», с подвижными фигурками на деревянных планках. Животные – не редкость в работах богородских резчиков, самый популярный персонаж животного мира в богородской игрушке, конечно же, медведь.

    В 19 веке в творчестве богородских мастеров резьбы по дереву появляются многофигурные композиции, жанровые сценки из жизни. Тройка с санями и лихим кучером, крестьянское гулянье, чаепитие – вот распространенные сюжеты таких композиций.

    Богородская игрушка 19 века – настоящий альманах деревенской жизни того времени.

    Большое место в работах мастеров занимают сцены из крестьянского быта, из жизни деревенских мастеровых – кузнецы, бондари, плотники – все они запечатлены богородскими мастерами в своем творчестве и по отдельности, и в многофигурных композициях.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Материалом для богородских игрушек служит мягкая, податливая древесина ольхи, липы, осины. По традиции, богородские резчики всегда работали без эскизов и набросков, «с маху» — отсюда второе название богородской резьбы – маховая.

    Один из композиционных приемов богородской резьбы – резьба из трехгранного чурбака, получаемого при раскалывании полена. При резьбе основным инструментом мастера-резчика является острый нож своеобразной формы, получивший название богородского ножа.

    В советское время промысел не исчез, в 1923 году организовалась артель «Богородский резчик», преобразованная в 1960-м в фабрику художественной резьбы.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    В наше время фабрика продолжает существовать, хотя переживает не лучший свой период. Многочисленные дешевые подделки и поделки доморощенных «мастеров» заполонили столичные рынки, сбивая цену и переполняя рынок некачественным товаром. Ведь тот, кто не видел настоящей богородской игрушки, не может отличить подлинного мастерства от халтуры.

    Сейчас при фабрике существует музей богородской игрушки, можно попасть и на экскурсию по цехам, попробовать самим собрать игрушку из готовых частей. Богородская игрушка жива, и это подлинно русская народная традиция в богатой и многообразной культуре России. 

    Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/bogorodskaja-rezba.html

    Богородская игрушка. Напоминание о детстве

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.  Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. 

    Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку — жители села Богородское уже не помнят

    Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

     Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.  Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова.

    В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

         Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки.

    Читайте также:  Шторы для кухни своими руками с выкройками и описанием

    Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантовНазвания богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры.

    Виды Богородских игрушек по принципу действия

        Игрушки на планках.    Одна из самых известных игрушек – Кузнецы. Эта игрушка, ставшая знаком богородского промысла, имеет простейший, но эффектный принцип действия. Фигурки, сидящие верхом на двух параллельных планках, поочередно ударяют молоточками по наковальне.

    Свою дружную работу они начинают от передвижения планок в разные стороны. Фигурки крепятся на четырех осях, роль которых выполняют деревянные шипы или гвоздики. На планки сажали не только мужичков с медведями. Богородские мастера делали клюющих птичек, укрепив их на скрученных проволочках, продетых в сквозные отверстия на планках.

    Получалась веселая забавная игрушка. Тот же принцип действия игрушки на двух планках мастера используют и по-другому. На две одинаковые Горизонтальные планки укрепляют на шипах выносные круглые площадки с фигурками.

    При движении планок в разные стороны фигурки вместе с подставками проворачиваются, имитируя работу косарей, игру хоккеистов с клюшками, дуэт танцоров и пр.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантовРазводы – игрушки на параллельных горизонтальных планках, соединенные между собой шипами, играющими роль осей. Обычно на планки установлены фигурки солдатиков, всадников, красноармейцев, а также животных с пастушком, гусей с погонялкой. От того, с какой последовательностью соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и построения фигурок. Разведешь планки – и фигурки неожиданно встанут полукругом или раздвинутся стройными рядами, сведешь – и плотно сомкнутся в боевой отряд, соберутся под пастушью дудку в кучное стадо.

        Игрушки с балансом. Самая известная игрушка с балансом «Куры на кругу» (или «Клюющие курочки»). На круглой площадке с ручкой установлены токарные фигурки птиц с подвижными резными головками, укрепленными на проволочках в тушках. В птичьи шейки вклеены прочные нитки.

    При сборке игрушки нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии 2-2,5 см от узла.

    Все пять соединительных нитей должны иметь равную длину – это необходимое условие для правильной сборки игрушки.
    С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки. Дернешь шарик, — и все куры во главе с петухом поднимут головки, опустишь – и все клювы враз стукнут оземь.

    Раскачивая баланс в разных направлениях, и раскручивая его по кругу, интересно наблюдать как куры «клюют носом». Веселый перестук птичьих клювов складывается в ритмичный звуковой ряд, которым тоже можно управлять: быстрее и громче, медленнее и тише.

    Такая игрушка гораздо полезнее для ребенка, чем любая забава с механизмом, скрытым внутри. Наглядность действия игрушек с балансом – ценнейшее их качество.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантовБогородские мастера придумали десятки вариантов игрушек с балансом. Под действием баланса мишка отмахивается от пчелы, вибрирующей под его носом на пружинке, поднимает и опускает гантели. Птички машут и машут крыльями, будто говорят на своем птичьем языке, а лыжник машет палкой, ёжик-чистильщик обуви начищает зайцу лапти. Под действием грузика медленно качаются качели.     Дергуны. Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками. Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
    Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны. Самые популярные богородские дергуны: медведь-плясун и сова. Подвижные части игрушек мастера режут отдельно, соединяя их нитками. Дернешь за веревочку, и медведь раскидывает лапы в стороны, будто пляшет или силу свою показывает.

    Сова-дергун раньше была игрушкой, потом превратилась в вешалку. Музейная сова-дергун – поучительный образец художественной росписи богородской игрушки. В ней есть утраченная теперь цветовая и орнаментальная культура. Декор приведен в полное соответствие с образом, адресованным ребенку: перед нами – таинственный лесной обитатель, а не птичка, расписанная невпопад пестро и ярко.

    Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Игрушки на тумбочке с кнопкой. Герои этих игрушек совершают простое движение: вперед-назад. Это происходит под действием кнопки, сжимающей пружинку, и движущей шип с фигуркой: туда-обратно.

     В просверленное в тумбочке отверстие (10 мм, не до конца) опущена стальная пружинка семь — восемь витков, а затем вставлена круглая палочка чуть меньшего диаметра (9 мм). По месту расположения фигурки в тумбочке сделано отверстие, через него к палочке приклеена фигурка с шипом. При нажатии кнопки фигура движется вместе с ней только по прямой.

     Фигурки на тумбочке совершают и колебательные движения: наклоняются вперед и откидываются назад.  Так заяц тянет морковку, белка колет молотком орех, качаются на доске медведи.

          Карусель.  Устройства игрушечных каруселей разнообразны. Большинство из них скрыты в ящичках, но есть и простые устройства, принцип действия которых очевиден. Карусель стоит из неподвижной стойки и надетой на нее жесткой пирамидальной конструкции с фигурками и шариком на вершине. При вращении шарика карусель приходит в движение.

    •  Будете в этих краях, не забудьте зайти в сувенирную лавку, полюбоваться и увезти с собой  эти замечательные игрушки, хранящие тепло дерева и рук, сделавших это чудо.
    • С другими народными промыслами России можно ознакомиться в следующих статьях:

    Источник: https://myrussianland.ru/nacionalnye-osodennosti/kuhn/bogorodskaya-igrushka-napominanie-o-detstve.html

    Кудринская и богородская резьба по дереву . Орнамент

    Сегодня мы продолжим эту тему, а также поговорим о кудринской резьбе и начнем беседу об орнаменте. Итак, по порядку…

    Настоящей визитной карточкой богородской резьбы является известная всем с детства поделка, изображающая русского мужика и медведя, которые держат в руках (медведь, естественно, в лапах) молотки и стучат ими по наковальне в тот момент, когда начинаешь двигать планку.

    Изображение этой поделки присутствует на флаге поселенья Богородское. Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов Но не одним этим изделием славится богородская резьба. Если начать перечислять все, что изображают богородские резчики, то наш разговор затянется слишком надолго.

    Богородские мастера для своих работ используют липу, причем, поделки могут быть и окрашенными, и неокрашенными. Производство изделий осуществляется как машинным, так и ручным способом.

    Для того, чтобы вручную изготовить поделку, используются специальные стамески, получившие название “богородские”. Это еще раз говорит о том, насколько индивидуален каждый вид резьбы.

    Мы с вами помним о том, что для техники “Татьянка”, которой была посвящена одна из наших бесед, также используется специальный инструмент.

    Любопытны и истоки возникновения богородской резьбы. В селе Богородское, где с давних времен изготавливаются деревянные поделки, говорят о том, что первая деревянная игрушка была создана в крестьянской семье не забаву детям. Наигравшись, дети потеряли интерес к этой игрушке, и глава семьи повез продавать поделку.

    Игрушка так понравилась одному купцу, что тот, выражаясь современным языком, сделал заказ на производство целой партии подобных изделий. Так, по рассказам местных жителей, появилась богородская резьба. Возможно, что такое происхождение промысла – добрая сказка. Но сказка красивая и вполне заслуживает того, чтобы претендовать на быль.

    Как бы то ни было, но богородская резьба покорила не только Россию, но и весь мир.

    Если богородская резьба относится к объемной (скульптурной) резьбе, то кудринская, о которой пойдет речь дальше, представляет собой плоскорельефный вид отделки древесины. Об этом виде мы уже говорили, но кудринская плоскорельефная резьба не похожа ни на какую другую. Итак…

    Кудринскую резьбу еще называют абрамцево-кудринской. Упоминание Абрамцева не случайно, так как именно в прилегающих к Абрамцеву селах (в том числе и селе Кудрино) были созданы первые мастерские, где резчики по дереву осваивали новый для того времени вид резьбы. Было это в конце XIX века.

    Спустя два десятка лет в Кудрино появилась артель, число рабочих которой увеличивалось с каждым годом. Промысел набирал обороты, одна из работ кудринских мастеров украсила вход в Третьяковскую галерею.

    Сегодня изделия кудринских (абрамцевских, хотьковских) мастеров, так же, как и изделия резчиков Богородского, известны во всем мире.

    Характерной особенностью кудринской резьбы является самое незначительное присутствие фона. Все остальное пространство занимает резьба, изображающая “бесконечные” побеги с листьями и цветами, которые являются неким обрамлением изображений людей, животных, птиц, а также фруктов, ягод и других даров природы.

    Помимо липы, которую используют в своей работе резчики Богородского, кудринские мастера делают свои поделки и из древесины березы. В своей работе мастера используют стандартный набор инструментов резчика, включающий в себя различные стамески, ножи, напильники и надфили.

    По завершении основной работы, связанной непосредственно с резьбой, поверхность изделия тонируют и покрывают бесцветным лаком, позволяющим видеть текстуру древесины. Последним этапом является полирование изделия. Но некоторые образцы подвергаются иной художественной обработке.

    Изделия могут быть обработаны с помощью вощения, а также на немногочисленные участки фона может быть нанесена серебряная (а в некоторых случаях и золотая) краска.

    Для того, чтобы овладеть богородской и кудринской резьбой, необходимо ознакомиться с рядом периодических изданий, в которых подробно рассказывается о технологии этих видов работ. Но этого будет недостаточно. Необходимо, чтобы домашнему мастеру на первых порах помог резчик, владеющий этом видом деятельности.

    Конечно, существуют училища, в которых обучают мастерству резчика, но давайте будем откровенными: далеко не каждый домовладелец решиться пожертвовать своим временем и “сесть за парту”.

    Поэтому тем, кто желает постичь богородскую, кудринскую и другие виды резьбы, отличающиеся своей неповторимостью, было бы нелишним завести дружбу с мастером, готовым передать свой опыт. А это выглядит уже более реально, чем посещение учебного заведения.

    Подобная дружба или, если хотите, знакомство во многом облегчит решение задачи по освоению этой техники. Помимо чисто технической стороны, столяр может показать множество видов орнамента. Кстати, об орнаменте…

    Читайте также:  Закладка «обезьянка» крючком для любимых книг

    Орнаменту мы намерены посвятить достаточно времени, и то, что не успеем рассказать в этой части статьи, скажем в нашей следующей беседе.

    Прежде всего, обратимся к БСЭ, в которой говорится, что орнамент – это “узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

    Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён.

    Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Богородская резьба по дереву: фото интересных вариантов

    Относительно происхождения орнамента нет полной ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу.

    Несомненно, что одним из источников орнаментирования предметов были технологические процессы: многие геометрические мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также могли дать начало определённым орнаментальным формам.

    Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности”.

    В следующей части статьи мы еще раз обратимся к Энциклопедии, после чего расскажем об орнаменте то, что не было сказано в уважаемой нами БСЭ.

    Алексей Каверау

    В статье использованы фотографии сайтов: heraldik, megansk, pycb.orthodoxy, photohost, snip8.narod

    Источник: http://www.dkd.ru/design/book/243/

    Богородская резьба. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

    Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

    Предание

    Аука

    По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку “ауку”. Дети порадовались, поиграли и забросили “ауку” на печь.

    Раз муж стал собираться на базар и говорит: “Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам”. “Ауку” купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться “богородской”.

    Татыга

    Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

    Это было еще в четырнадцатом веке… Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

    Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

    И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

    Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

    Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь “потешный” промысел.

    Дата возникновения

    Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

    Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны. 

    Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

    Шедевры

    Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: “Пастушок”, ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

    Кустарный музей

    В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

    В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

    «План» и «вал»

    Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

    С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия “художественная промышленность”, “план”, “вал” и другие абсолютно чуждые понятия.

    Особенности промысла

    Богородская резьба выполняется при помощи специального “богородского” ножа (“щучка”). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

    Наиболее известна игрушка “Кузнецы”, обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

    Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/612-bogorodskaya-rezba/

    Богородская резьба

    Недалеко от подмосковного города
    Сергиева Посада раскинулось ста­ринное
    русское село Богородское.3десь
    сосредоточено производство знаменитой
    богородской врезной деревянной скульптуры
    и игрушки. Их традиции восходят к XVII
    веку, когда у стен Троице-Сергиева
    монастыря продавались резные деревянные
    игрушки.

    Богородские изделия изготовляются из
    дерева мягких пород — липы, ольхи, осины.
    Основными инструментами , народных
    мастеров были топор, специальный
    богородский нож и набор круглых стамесок
    различного размера. Лезвие богородского
    ножа оканчивается треугольным скосом
    и отто­чено до остроты бритвы.

    В течение веков сложились так называемые
    маховые приемы резьбы. Любое изделие
    режется ножом «с маху», сра­зу начисто,
    быстро, точно, без каких-либо предварительных
    эскизов, подготовленных в рисунке или
    глине.

    Богородские игрушки интересны не только
    резьбой, но и своей оригинальной
    конструкцией. Чаще всего это игрушки с
    движением. Их традиционный герой —
    богородский мишка — смышленый и
    деятельный медвежонок, выступающий в
    компании с человеком.

    Очень красивы, пластичны, выразительны
    богородские кони, вполне реалистичные
    и одновременно сказочные. Чело­веческие
    фигуры в богородских композициях также
    очень выразительны. Наиболее традиционна
    среди них фигурка русского крестьянина,
    представляющего классический образ
    доброго, хитрого, мастсровитого русского
    мужичка.

    Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба

    Недалеко от Сергиева Посада в г.
    Хотьково находится центр абрамцево-кудринской
    плоско­рельефной резьбы. Плоскорельефная
    резьба зародилась в России еще в 1Х-Х
    веках.

    Она отличается от других видов
    рельефной резьбы незначительной глубиной
    порезки и тем, что рельефный орнамент
    и его фон остаются на одном и том же
    уровне. Свое название абрамцево-кудринская
    резьба по­лучила от села усадьбы
    Абрамцево и деревни Кудрино, где она
    возникла в конце XIX века.

    Резьба выполняется
    при по­мощи резака и набора стамесок,
    в одних случаях – с предва­рительным
    нанесением контура рисунка на поверхность
    из­делия, в других – без разметки

    Орнамент абрамцево-кудринских изделий
    большей ча­стью растительный и состоит
    из вьющихся побегов или веток с листьями
    и цветами.

    Для отделки абрамцево-кудринских
    изделий применяются морение (покрытие
    поверхности изде­лия особым красящим
    составом – морилкой), вощение (для
    получения ровной матовой поверхности)
    и полировка.

    Море­ние придает изделиям
    красивый шоколадно-коричневый тон
    Изделия выполняются из липы, березы,
    ольхи – это декора­тивные настенные
    блюда, шкафчики, шкатулки, поставцы,
    ковши.

    Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой

    В прошлом при оформлении деревянных
    бытовых предметов широкое распространение
    имела геометрическая трехгранновыемчатая
    резьба, выполняемая с помощью стамесок
    различного разме­ра.

    Простые и предельно
    четкие геометрические орнаменты с
    богатой игрой светотени хорошо украшают
    изделия, разные по своему назначению.

    В настоящее время трехгранновыемчатой
    резьбой оформляются шкатулки, коробочки,
    настоль­ные лоточки, изготовляемые
    в ряде областей: Кировской, Ар­хангельской,
    Вологодской, Томской, Иркутской и других
    Орнамент изделий, оформленных
    трехгранновыемчатой резь­бой, состоит
    из кругов – розеток с радиально
    расходящимися лучами-лепестками, в
    сочетании с прямоугольниками, ром­бами,
    квадратами, прямыми и ломаными линиями.
    Само на­звание трехгранновыемчатой
    резьбы указывает на то, что этот орнамент
    составляется из трехгранных выемок на
    поверхности изделия, причем в готовых
    вещах вся поверхность, благодаря
    обработке морилкой и полировке,
    приобретает глубокий темно-коричневый
    или золотисто-коричневый тон, а орнамент
    остается светлым, не закрашенным и ярко
    выде­ляется своей узорностью на крышке
    и боковых гранях вещи. Интересной
    природной текстурой обладает довольно
    распро­страненная в России древесина
    сосны, бука, ясеня, ореха.

    Источник: https://StudFiles.net/preview/6272328/page:34/

    История Богородской игрушки, или древние секреты резьбы по дереву

    20.02.2012 | 19:40

    Сто лет назад богородские резчики выступили с ходатайством об устройстве артели и учебных мастерских в подмосковном селе Богородское. Через какое-то время артель заработала в полную силу. Впрочем, сам промысел намного старше. Его корни уходят на несколько веков назад. Вся история Богородской игрушки представлена на юбилейной выставке в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

    Ловкими и умелыми движениями Маснави Ахматзиаев вырезает очередную игрушку. В руках мастера обычный кусок липы превращается в произведение искусства. Техника резьбы Богородской игрушки не меняется уже несколько столетий.

    «Я беру заготовку под размер, из бревна отпиливаю. Вот она отпилена, раскалывается, и фигурка топором сперва вырубается. Вот здесь еще следы топора есть. Потом  стамесками лишнее убираем, потом уже ножом, и в конце-концов уже должен появиться мальчик», – поясняет резчик по дереву.

    По легенде, история Богородской игрушки началась с деревянной куклы, похожей на младенца. Крепостная крестьянка вырезала ее для своих детей, а отец семейства показал барину. С тех пор, по преданию, делать игрушки на продажу начали всем селом. Тогда же появился и уникальный богородский стиль.

    «Традиционно Богородская игрушка считается белой, нераскрашенной. Фигурка человека выписывается обязательно в треугольную щепку. Если сверху посмотреть на эту фигурку, это обязательно будет треугольник», – рассказывает главный художник «Богородской фабрики художественной резьбы по дереву» Анна Муравьева.

    Вырезали, в основном, из липы сценки крестьянского быта. Позже, уже в XVIII веке, игрушки стали цветными.

    «Раскрашивают ее уже в Сергиевом посаде. Богородские мастера XVII века начинают плотно сотрудничать с Сергиевом посадом – центром ремесленничества Московской Руси. Туда игрушку ввозят, наглухо шкурят и раскрашивают. Раскрашивают травяными красками, добавляя яичный желток», – продолжает Анна Муравьева.

    В начале двадцатого века, в 1913 году, богородские мастера объединяются в артель. В годы революции и Гражданской войны промысел удалось сохранить, но появились новые персонажи, новые сюжеты. Устояла Богородская игрушка и в годы Великой Отечественной войны.

    «Богородская игрушка была настолько востребована и настолько любима, что наиболее именитых мастеров просто-напросто отозвали с фронта для того, чтобы они вернулись на предприятие, вернулись на промысел и продолжали резать», – говорит заместитель генерального директора фонда народных промыслов РФ, куратор выставки Ирина Соловьева.

    Современные мастера к 200-летию со дня рождения Пушкина вырезали сценки из «Евгения Онегина». В этом году в память о сражениях 1812 года они мастерят фигурки французских и русских солдат. Но самыми популярными героями по-прежнему остаются мужик и медведь. 

    Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/5750/

    Ссылка на основную публикацию