Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Работу по созданию скульптуры из дерева можно разделить на несколько этапов, во время которых вам будет нужен различный инструмент и материал.

Секретами мастерства делится Анна ДАРБИНЬЯН

Подготовительный этап

Первый этап — подготовительный. Вы должны решить, что именно вы хотите сделать. Идеи создания скульптуры могут возникать самым разным образом — иногда это результат продолжительных поисков, а иногда, идея буквально падает, как снег на голову.

Порой, образы возникают после просмотра фильмов, чтения книг, бесед с друзьями, иногда просто приходят во сне. Большую помощь может оказать посещение художественных выставок и литература по искусству.

Я не говорю о копировании уже созданных работ, просто накопленный объём информации часто приводит к рождению собственной оригинальной идеи. Блажен тот, кому не знакомы муки творчества.

Итак, идея у вас есть. Теперь необходимо создать эскизы. Здесь могут быть различные пути. Это зависит от вашего пространственного воображения. Если вы хорошо представляете себе создаваемую фигуру, вы можете ограничиться схематичным наброском в двух проекциях.

Если фигура сложная и вам необходимо разобраться в её пространстве, можно сделать модель, где сохранены основные пропорции, но без тщательной деталировки. Если же вы плохо представляете в пространстве создаваемый вами образ, следует сделать подробный эскиз с деталировкой и проработанной светотенью.

Потом на основании этого эскиза лепится модель, по которой уточняется эскиз и строятся схемы в двух или трёх проекциях. Если у вас достаточный опыт, будущая работа имеет простую форму, и вы хорошо представляете её, можно обойтись вообще без эскиза, сразу начав с разметки дерева.

По своему опыту могу сказать, что некоторые вещи мне проще вырезать, нежели нарисовать.

На этом этапе вам понадобятся карандаш, ластик, бумага (для рисования), проволока для каркаса, пластилин или глина и стеки (для создания объемной модели).

Дерево подбирают в соответствии с замыслом.

Следует помнить, что для работ с обилием мелких деталей не стоит брать дерево с выраженной фактурой, и напротив, древесина с выраженным рисунком красиво подчеркнёт простые, лаконичные формы.

И ещё, если вы планируете миниатюру с тонкой резьбой и обилием мелких деталей, не стоит брать мягкие породы дерева, так как они плохо держат тонкую грань и скалываются, если не в процессе резьбы, то позже.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Слепленная приблизительная модель и размеченная заготовка.

Грубая обработка и выборка основных форм

Второй этап — грубая обрубка и выборка основных форм. Первым делом необходимо определить основание — «ноги» фигуры. Заготовку опиливают пилой со средним зубом по возможности перпендикулярно центральной оси. Потом, если спил получился неровный, его подравнивают. Необходимо ответственно отнестись к выполнению этой работы, так как от неё зависит весь последующий результат.

Затем, находят центр симметрии заготовки и размечают его. Через центр следует провести две перпендикулярных линии. От этих перпендикуляров проводят линии по вертикальной части заготовки. Это — линии симметрии заготовки во фронтальной и боковых плоскостях.

Их следует проводить, пользуясь угольником — они должны быть строго перпендикулярны основанию. Линии симметрии заготовки не обязательно должны совпадать с осью симметрии фигуры. Эти линии являются вспомогательными, с их помощью на заготовку переносятся приготовленные вами схемы.

В процессе резьбы эти линии срезаются, но желательно их возобновлять.

Эту работу лучше выполнять при помощи угольника, рулетки, штангенциркуля и линейки. Если вы работаете с достаточно крупной формой, линии лучше наносить маркером или фломастером, так как они ярче и меньше стираются, чем карандаш.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Опиленные и размеченные брёвна для скульптуры.

Грубая обрубка прямых плоскостей проводится пилой или топором, фигурные плоскости вырубаются теслом. При работе тяжёлым инструментом следует оставлять значительный запас древесины.

Исходный эскиз обобщается до геометрической фигуры, состоящей из прямых линий. Контрольные точки — вершины углов наносятся на заготовку и соединяются прямыми. Разметку следует проводить пользуясь измерительным инструментом. При работе с круглым бревном надо помнить о перспективном сокращении и строить перпендикуляры от плоскостей, а не по поверхности бревна.

Обычно первой вырубается проекция, требующая максимального удаления материала. После этого, на полученной поверхности восстанавливают линии симметрии заготовки, и, отталкиваясь от них, тем же способом строят абрис второй проекции. При обрубке надо следить, чтобы грани не перекручивались и были параллельными (фронтальная и тыльная, правая и левая).

Несмотря на кажущуюся громоздкость этого метода он достаточно прост. Это одна из тех вещей, которые проще показать, чем объяснить.

Для этой работы вам понадобится пила с мелким или средним зубом, плотницкий полутопорик, тесло прямое и полукруглое.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Обрубленные по четырем плоскостям заготовки с эскизами и основным инструментом.

Вырубка фигуры на четыре грани

Третий этап — вырубка фигуры на четыре грани. На основе созданных эскизов, на заготовку наносится уточнённый абрис фигуры, и вырубается по фронтальной, тыльной и боковым граням.

Углы между гранями должны быть прямыми. На этом же этапе разделяются основные массивы — например — разведённые руки, правая и левая нога. Абрис фигуры продолжает оставаться обобщённым.

Попытка округлить фигуру на этом этапе приводит к неизбежным ошибкам.

Для этой работы используются крупные стамески.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Фигуры, обрубленные на четыре грани.

Гранение на восемь граней

Четвёртый этап — гранение на восемь граней. У получившихся квадратных заготовок срезают углы, образуя ещё четыре дополнительных грани. Обрезку следует проводить с учётом будущего рельефа фигуры (в отлогих, вогнутых местах грань снимают шире, на выпуклостях — уже).

Оси симметрии заготовки теряют своё значение их можно больше не возобновлять, зато большое значение приобретают сои симметрии самой фигуры и её частей. При изображении фигуры человека эти оси проходят вдоль позвоночника и крупных костей конечностей.

Наносить эти линии лучше простым карандашом, так как он меньше пачкается и не проникает глубоко в древесину.

На этом этапе окончательно уточняется положение фигуры, её динамика и пластика. Мелкие детали пока отсутствуют, но художественный замысел виден уже вполне отчётливо. Именно сейчас у вас есть возможность окончательно отредактировать позу и силуэт фигуры, уточнить до сих пор не ясные моменты.

Округление и деталировка на этом этапе также преждевременна.

На этом этапе используются более мелкие стамески и ножи (косяки и богородские).

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Фигуры, гранёные на восемь граней.

Округление и деталировка фигуры

Пятый этап — округление и деталировка фигуры. Вы наконец можете избавиться от граней, начать проработку мелких деталей, черт лица,
драпировок и т.д.. Скульптуры, выбранные мной для примера весьма обобщённые по замыслу.

На этом этапе следует как можно меньше рисовать на заготовке, так как грязь от карандаша неизбежно останется на фигуре и позже придётся её удалять наждачной бумагой или режущим инструментом.

Для этой работы используются мелкие стамески разной кривизны, ножи — косяки, скальпелеобразные и богородские, церазики.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Детализированные фигуры.

Вышкуривание

Шестой этап — вышкуривание. В некоторых случаях шлифование пропускается. Это зависит от художественного замысла, материала, степени детализации фигуры. Иногда окончательную деталировку проводят после предварительного вышкуривания. В некоторых случаях это оправдано, хотя приводит к тому, что режущий инструмент быстро тупится.

Для работы с деревом, особенно мягким или светлым лучше брать стеклянную или корундовую (красную, коричневую, жёлтую или белую) наждачную бумагу на тканевой основе, средней и мелкой зернистости.

Большую помощь в шлифовании окажет бормашина с насадками из наждачной бумаги (цилиндрическими и дисковыми) и наждачными камешками разной формы.

Иногда имеет смысл использовать надфили, в том числе с «алмазным» напылением.

Шлифование всегда проводят переходя от абразива с крупной зернистостью, к более мелкому.

Для этой работы вам потребуются наждачная бумага, бормашина с насадками из наждачной бумаги, абразивного камня, с «алмазным» напылением; надфили.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Детализированные и отшлифованные работы, подготовленные к отделке.

Отделка

Заключительный этап — отделка. Отделка деревянной скульптуры — тема для отдельной статьи или даже монографии.

Здесь следует упомянуть два важных момента : первое — некачественной отделкой можно испортить любую, самую замечательную работу (следовательно — на отделочных материалах не стоит экономить); второе — отделка всё-таки необходима так как она защищает дерево от внешних воздействий ( колебаний влажности и т. д.) придаёт ему дополнительную механическую прочность и подчёркивает художественный замысел автора.

Изложенная мной техника, конечно, не является единственной, но мне она кажется наиболее практичной, позволяя делать и простенькие фигурки, и достаточно сложные скульптуры, а, при необходимости, и многофигурные композиции.

Указанный мной инструмент используется для выполнение мелкой и средней пластики. При работе с твёрдыми породами и крупными формами могут быть использованы цепная пила, болгарка, дрель и другой электроинструмент.

Последний совет — если вы раньше не работали со скульптурой, или хотите попробовать новую технику стоит начать с простой формы.

Успехов вам.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Работы Анна ДАРБИНЬЯН

Член Московского союза дизайнеров, преподаватель резьбы учебного Центра художественных ремёсел. Начала заниматься резьбой по дереву благодаря счастливой случайности. Обучалась резьбе в центре «Ремесла России» и авторской школе Михаила Ильяева.
Анна с лёгкостью работает в разнообразных стилях, сохраняя при этом собственный творческий почерк.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Светильник настольный «Рождение света»

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Мечтатель.

Фурия

Эмманюэль

Дива

«Человек Слова»

«Стремление к свободе»

Тайна

Кошки-мышки

часы с ангелом

Гейша

браслет Славянский

Источник: http://worldcabinetry.ru/kak-sdelat-skulpturu-iz-dereva-sovety-professionala.html

Скульптурная резьба. Скульптурная резьба по дереву. Особенности скульптурной резьбы

Фигуры из дерева, резная мебель, на которой изображены какие-то сцены человеческой жизни, всегда привлекают внимание. Многие думают, что для занятий резьбой необходим талант и природные навыки.

Но мало кто знает, что за безупречной работой резьбаря стоит упорство и постепенное обучение.

Если вы решили заняться этим искусством, можете посмотреть видеоуроки резьбы по дереву для начинающих, которые представлены в этой статье.

Они включают в себя множество флеш-решений. Желтая дверь отличается белой атмосферой. Искусство дизайна интерьера приобретает все большее значение в течение нескольких лет. Он особенно популярен в дизайне стены. Но что это значит, что вы также приправляете свои комнаты дверью живописью или плакатами?

Кованое железо или резьба по дереву очень популярны в дизайне дверей. Такие варианты выглядят очень приподнятыми и надежными. Есть много шедевров, которые впечатляют своим прекрасным дизайном и необычным дизайном. Кованое железо и дерево также прекрасно сочетаются друг с другом. Стекло отлично подходит для третьего элемента.

Разновидности стилей работы по дереву

Резьба – это вид искусства по декоративной обработке дерева. Есть множество методов, используя которые, резьбари творят различные деревянные экспонаты. Для неискушённых этим искусством существует разнообразная резьба по дереву для начинающих: татьянка, сквозная, плосковыемчатая, рельефная и скульптурная.

Входная дверь из кованого железа производит хорошее первое впечатление. Тенденция многофункциональности не проходит через двери комнаты. Если у вас более глубокие дверные рамы, вы можете интегрировать полки или шкафы. Вы можете выбрать открытую конструкцию. Затем книги или другие выставленные объекты служат украшением в комнате.

Функциональной и интересной является дверь в номер. Позвольте себе вдохновляться фильмами Хоббит. Почему Хоббит и Властелин Колец так популярны? Эта тема может обсуждаться в течение длительного времени.

Среди прочего, жизнь в их идиллических домах символизирует идеальный комфорт и удобный дизайн интерьера для многих людей.

Почему бы не позволить себе вдохновляться элементами из этих фильмов в некоторых частях вашего дома? Это имеет принципиальное значение в дизайне комнаты.

Стиль Татьянка

Этот стиль появился в конце ХХ – в начале ХХI века благодаря Ш.Сасыкову. Метод «татьянки» заключается в том, что при работе используются специальные инструменты, которыми можно обрабатывать изделие единожды. При использовании этого способа уходит меньше времени и сил, чем при других.

«Татьянкой» можно обрабатывать любые породы дерева, используя специально заточенные инструменты. Эта техника многослойная, поэтому при выполнении важно сначала тщательно проработать нижние слои, затем верхние.

Пусть внешний вид сказочно. В конце концов, мы оставили очень необычную и, вероятно, не очень практичную идею. Мы не хотим комментировать, что с ним делают люди. Некоторым людям нравится эта идея. Причудливая внутренняя дверь может быть просто элементом, который преобразует ваш дизайн интерьера! Мы советуем вам не отказаться от возможности с легкой рукой.

На протяжении всей истории человечества скульптуры создавались разными методами. Резьба по дереву является самой старой среди них, вероятно, самой популярной. На протяжении веков резьба по дереву значительно изменилась, но традиция сохранилась.

Это мастерство имеет долгую историю, и это, безусловно, связано с различными инструментами для резьбы, которые доступны сегодня. Наиболее популярными инструментами для резьбы по дереву являются: резьбовые ножи, древесные долота и пильные ножи.

Никто не думает о цепных пилах.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

На сегодняшний день появилось много поклонников изделий, выполненных этим новым способом резьбы. Картины и скульптуры быстро разбираются ценителями.

Сквозная резьба

Эта техника может выполняться как стамеской, так и пилой или лобзиком. Изделия, выполненные этим способом, выглядят объемно благодаря использованию рельефной и геометрической резьбы. Фон изделия убирается, остается только выпуклый рисунок, как вы можете увидеть на фото:

Однако цепные пилы, несомненно, являются одним из самых острых инструментов в мире, что делает их эффективным инструментом для резьбы по дереву. Бензопила – одна из самых невероятных форм искусства современности. Сегодня многочисленные производители бензопилы со всего мира создали одни из самых красивых деревянных скульптур, мебели и украшений.

Читайте также:  Прорезной карман с листочкой: пошаговая инструкция по пошиву

Бензопила – резьба по дереву с бензопилой

Ниже мы даем вам основную информацию и несколько советов для начинающих, которые также хотели бы попытаться вырезать креативную деревянную скульптуру с бензопилой. Подобно типичной резьбе по дереву, но в большем масштабе, с бензопилой, создаются филигранные скульптуры.

От простых фигур животных до разработки абстрактных произведений искусства – возможностей много. Хотя искусство цепных пил может показаться сложным и почти невозможным, это не так.

С терпением и небольшой практикой вы можете создать замечательные деревянные скульптуры с бензопилой, чтобы украсить ваш дом и сад или в качестве подарка для ваших близких.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Эта резьба менее трудоемка, чем другие. В основном, ее применяют при украшении интерьера дома, используя многочисленные трафареты. Другое название – «ажурная резьба».

Рельефная резьба

Этот метод резьбы выполняется так, чтобы рисунки были на уровне с фоном либо выше него. Рисунок имеет заоваленные края. Различают плоскорельефную резьбу с подушечным и выбранным фоном. В первом случае рисунок и фон находятся на одном уровне, во втором – рисунок выше фона.

Прежде чем начать, займите короткий курс, чтобы узнать больше об обработке бензопилы. Важно привыкнуть к тяжелому, громкому инструменту. Бензопила режет каждый материал очень быстро.

Перед тем, как вырезать скульптуру с бензопилой, практикуйте на меньших кусках дерева. Формы не должны быть идеальными. Важно узнать, как сделать мягкие края, прямые или зубчатые разрезы с помощью бензопилы.

Также практикуйте различные методы резьбы по дереву.

Какая бензопила лучше всего подходит? Резку по дереву можно изготавливать практически со всеми традиционными моделями. Вам нужна большая пила, чтобы вырезать большие куски дерева и меньшую пилу и дробилку для мелких деталей.

Вы можете использовать аккумуляторные и электрические цепные пилы, но большинство производителей бензопилы предпочитают бензиновые цепные пилы. Лучшая бензопила – это то, что прекрасно вписывается в руку художника.

Если инструмент слишком большой или слишком тяжелый для вас, вы должны выбрать другую модель.

Резьба скульптур

Стало очень популярно вырезать скульптуры из дерева бензопилой. Наблюдать за мастером, который работает этим инструментом, довольно интересно. Можно увидеть, как необработанное дерево становится фигурой животного или человека.

Скульптурная резьба – самая сложная из всех методов. Резьбарь должен хорошо знать, как воплотить правильные пропорции предмета в его изделии. Ему необходимо перенести настроение изображаемого предмета при помощи объемных деталей.

Только тогда можно сосредоточиться на резьбе, а не на пиле. Здесь важно, чтобы цепная пила была легкой в ​​весе, удобной, малошумной и низкой вибрации. Для особо тонких работ, таких как лицо и мех, используются особенно особенно острые цепные пилы, все еще резьбовые мечи.

Как только вы почувствуете уверенность в бензопиле, вы можете выбрать тип дерева, с которым хотите работать.

Очень важно понимать характеристики каждого типа древесины, поскольку они определяют, как древесина будет реагировать на вашу бензопилу и методы резьбы. Почти каждый тип древесины можно использовать для резьбы.

Купите древесину из магазина искусств и ремесел или поставщика древесины. Конструкция вашей резьбы определяет тип древесины, которую следует использовать.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Чтобы научиться одному из сложнейших видов резьбы, нужно сначала потренироваться на более простых. Используя книги по резьбе, где указаны зарисовки, схемы и детальное их описание, вы сможете вырезать сначала незначительные фигурки с небольшой детализацией, тренируясь и постепенно совершенствуя свои навыки.

Вот краткий обзор подходящих древесных пород для резьбы. Хотя он классифицируется как лиственная древесина, он относительно мягкий и может быть легко вырезан с помощью бензопилы. Он имеет красивый цвет и зерно. Лиственных пород, но легко работать. Дуб также является одним из самых популярных видов дерева для резьбы.

Имеет множество функций, которые делают его идеальным. Дуб – легкая лиственная древесина с красивым зерном. Древесина тополя является одинаково популярной резьбой по дереву. Он хорошо подходит для вырезания скульптур для интерьера. Другими подходящими типами древесины являются клен, сосна, лиственница, вяз и каштан.

  • Липовый лес, вероятно, является первым выбором большинства резчиков по дереву.
  • Линден-дерево идеально подходит для новичков.
  • Орех является популярным выбором для мебели и резьбы по дереву.
  • Однако, дороже, чем извести.

Пока вы работаете с бензопилой, древесина должна располагаться на удобной высоте и плотно.

Плосковыемчатая резьба

Это способ вырезания из дерева, при котором изображения глубже, чем фон. Выделяют несколько видов этой резьбы:

1) Контурная. Выполняется ножом или стамеской. Представляет собой желобки, которые создают рисунок на плоскости. Желобки могут быть как округлой, так и треугольной формы.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Начинающие могут использовать шаблоны, чтобы начать с правильных пропорций. Работайте медленно и терпеливо, потому что каждая ошибка является постоянной и больше не может быть исправлена.

В худшем случае вы должны выбросить лес и начать с самого начала. Чтобы этого избежать, нарисуйте свои разрезы на деревянной коре мелом. Это поможет вам быть более точным и избежать постоянных ошибок.

Альтернативой было бы сделать грубый дизайн на поверхности дерева с вершиной бензопилы.

Следуйте шаблону, чтобы вырезать свою деревянную скульптуру с помощью бензопилы. Избегайте изначально делать большие сокращения. Вместо этого делайте небольшие сокращения, пока не получите нужный вам внешний вид. Для тонкой работы вы можете изменить бензопилу или определить фигуру с помощью резьбового ножа.

2) Ногтевидная. Выполняется углубление стамески в дерево под прямым углом, затем рядом – под острым. Так множеством таких скобок выполняется рисунок на деревянной заготовке.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

3) Геометрическая. Рисунок создаётся при помощи вырезания ромбов, квадратов, шестиугольников под различными углами. Специальным ножом намечаются границы геометрической фигуры, затем вырезают их.

Готовая деревянная скульптура может быть отшлифована с наждачной бумагой, чтобы показать детали. Чтобы придавать древесине темный цвет, некоторые места можно обрабатывать пропановыми горелками. Например, мех вашей скульптуры медведя может стать темнее.

В конце концов, древесина должна быть запечатана льняным маслом или другим маслом. Это зависит от того, отображается ли скульптура внутри или снаружи. Если скульптура предназначена для использования в саду, вы должны быть защищены специальным лаком от погодных воздействий.

Декоративные работы с бензопилой также могут быть практичными: скамья – настоящий зрелище в каждом саду и удобное сиденье одновременно. Таким образом, длина также может быть адаптирована к вашим потребностям. Идеальное обогащение для вашей террасы! Ниже мы дадим вам некоторые идеи, которые идеально подходят для новичков в области пиления. Узнайте, как вырезать тыкву и гриб с бензопилой.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

4) Чернолаковая. Поверхность покрывается лаком или чёрной краской. Затем выполняется работа по вырезанию рисунка. Светлое изображение на тёмном фоне смотрится достаточно эффектно.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Выбрав, какой метод работы с деревом вам более близок, можете приобретать инструменты и начать пробовать. Делайте с душой свою работу, и тогда художественная резьба может стать не только вашим хобби, но и основным занятием.

Сделайте горизонтальные разрезы шириной 10 сантиметров по всей окружности ствола дерева. На расстоянии 5 см от края вырезайте по диагонали со всех четырех сторон. Теперь создайте стебель, создав нежную округлость. Сделайте борозды в верхней части стебля, которые заканчиваются под крышкой.

Теперь колпачок следует формовать. Поверните дерево и крепко закрепите его. Вырезать под углом 45 градусов, сверху вниз. Это создает круглую кепку гриба.

Тыква имеет десять сегментов, которые могут различаться по размеру и форме. Они не всегда должны быть одного размера. Чтобы он выглядел как настоящая резьба по дереву, тыква стоит на стволе дерева.

Кора образована вертикальными разрезами в случайно выбранных местах по всей окружности.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Понятные видео-уроки для начинающих

В следующем видео вы можете увидеть больше о том, как вырезать тыкву с помощью бензопилы. Резюме советов и трюков для навыков новичков в цепях. Ознакомьтесь с основными принципами цепной пилы.

Диапазоны производительности, длины мечей, ручки и функции отличаются от модели к модели. – Цепные пилы могут быть опасными, и соответствующая защитная одежда является обязательной при резьбе с бензопилой.

– Всегда следите за тем, чтобы ваша бензопила была резкой, а не скучной, чтобы облегчить резьбу. Помните, что тупая бензопила более опасна, чем резкая.

Этот вид работ представляет для резчика особый вызов, поскольку наряду с отточенной техникой резьбы требует эстетического восприятия предмета.

Объект резьбы может быть природным или абстрактным – концепцию определяет мастер и иногда естественные свойства дерева. Изделия с глубоким или сквозным прорезанием могут быть трудны для начинающего.

Простые цельные формы проще изготовлять в период становления техники исполнителя.

Вы можете затачивать пильную цепь или затачивать ее. – Работайте с разными пилами. Вероятно, вам понадобится большая пила, чтобы срезать большие кусочки. Затем переключитесь на меньшую пилу, чтобы сделать детали. Привыкайте к весу бензопилы и шуму. – Держите бензопилу обеими руками.

Существует мягкая древесина, что означает, что ее очень легко срезать. В общем, резьба по дереву является одним из старейших мастеров в мире и функциональна и художественно прекрасна.

С другой стороны, бензопила может быть невероятно полезным и красивым хобби, которое также может стать вашей профессией.

Разметка заготовки

Для некоторых процесс скульптурной резьбы заключается в выборе материала, его установке в рабочем положении и срезании древесины, в то время как формы постепенно проявляются по мере продвижения работы, направляемой воображением резчика. Однако это может свестись к действиям наугад.

Пока вы еще не стали опытным мастером резьбы по дереву, лучше все же сделать аккуратный чертеж и сделать разметку на болванке до того, как начать работу.Вырезание сжатой кисти руки приводится здесь в качестве типичного примера. Рука представляет собой интересный объект для скульптурной резьбы.

Можно в ходе работы исследовать свою руку и по мере приобретения опыта приниматься за все более сложные положения руки. Подготовьте вид спереди и вид сбоку предмета работы в натуральную величину. План – вид сверху и вид сзади тоже будут полезны. За основу можно взять фотографии, в идеальном случае сделанные с четырех сторон.

Фото передает эффект перспективы, поэтому детали на заднем плане будут иметь меньшие по сравнению с реальностью размеры, и это необходимо учитывать при выполнении чертежей. Для увеличения изображения используйте метод масштабной сетки.

С помощью копировальной бумаги перенесите вид сбоку и вид спереди на прилегающие стороны заготовки, обрезанной по размеру так, чтобы готовое изделие занимало почти весь объем с небольшим припуском (1). Желательно иметь излишек материала по высоте, который дал бы возможность установить заготовку в тиски.

Источник: https://klump.ru/sculptural-carving-sculptural-woodcarving/

Резьба по дереву своими руками

Резьба по дереву – один из наиболее древних видов декоративно-прикладного искусства, который пользуется большой популярностью у современников. Для освоения подобного ремесла необходимо овладеть многими навыками и знаниями.

В частности, изучить свойства материала и техники обработки древесины, опробовать стамески, лобзики, ножи, чеканы и другие инструменты. Постоянная практика и творческий подход к работе отточат стиль и навыки мастера.

Если вас интересуют резьба по дереву своими руками, основные правила обработки материала и популярные техники создания узоров, то данная статья раскроет секреты. Она предложена специально для тех, кто задаётся вопросом: с чего начать?

Общая информация

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Как называется резьба по дереву? Ещё на Руси до XV века подобный вид ремесла именовали просто – резное дело. Уже тогда зародились популярные техники обработки материала, применяемые современниками. Какие бывают виды резьбы по дереву, которые не потеряли актуальности в наше время? К ним относят:

  • сквозную резьбу (пропильную и прорезную);
  • глухую, включая все виды плосковыемчатой и рельефной;
  • скульптурную;
  • домовую, которая используется в архитектурном деле. 

Как делается резьба по дереву? Всё зависит от выбранной техники исполнения. Она определяет инструменты, используемые мастером, а также виды древесины, которые желательно применять.

Плосковыемчатая резьба – оптимальный стиль для новичков

Подобная техника считается самой популярной у людей, которые только знакомятся с прикладным искусством. Выбирая плосковыемчатый стиль, мастер создаёт заглубления в виде узоров по всей поверхности доски. В результате этого образуется фон с декоративными элементами (витейками, цепочками, ромбами, звёздочками и т. д.).

Какая бывает резьба по дереву, если новичок решает работать в плосковыемчатом стиле? Существует несколько техник, к которым относят:

  1. Контурную резьбу. Один из самых простых вариантов обработки дерева. Единственным элементом в такой технике считается канавка. Это желобок полукруглой или треугольной формы (исходя из типа стамески), который вырезают на доске ниже основного фона.
  2. Скобчатую технику. Ключевым элементом в таком стиле является скоба – полукруглый желобок на деревянном фоне. Его исполняют стамеской: изначально инструмент углубляют в доску, а затем под углом вырезают материал на минимальном расстоянии от первой канавки.
  3. Геометрическую технику. Что можно сделать по резьбе по дереву, выбирая этот стиль? Множество узоров, например, цепочки, ромбы, розетки, звёздочки, соты. Геометрическая техника отличается богатством орнаментов, которые просты в исполнении. Для их создания используют стамески, ножи-косяки и другие инструменты, которыми надкалывают материал, добиваясь нужного узора.
Читайте также:  Воздушные шары своими руками: веселый лунтик и смешарики

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Как научиться резьбе по дереву, если работать в плосковыемчатом стиле? Главное – нанести чёткий контур орнамента на материал с помощью карандаша. Только после этого можно приступать к работе с древесиной, используя инструкцию для начинающих.

Рельефная резьба – новый уровень мастерства

Это более сложная в исполнении техника, которую часто используют в прикладном искусстве из-за разнообразия узоров. Основным элементом в такой технике является желобок. Однако его бороздки заоваливают с разной степенью крутизны (в одних случаях более резко, в других – отлого). За счёт этого элементы проступают над фоном на высоте 5–7 см.

Рельефный стиль применяют для украшения мебели, стен, а также при оформлении панно. Что нужно для работы в такой технике, какие инструменты? В основном мастера используют прямые и полукруглые стамески, клюкарзы, церазики и т. д.

Для освоения других стилей, например, скульптурного или сквозного, требуется больше навыков. Поэтому новички изучают эти техники после овладения более простыми видами обработки древесины.

Основные этапы работы

Начинающим резьбу по дереву необходимо приобрести:

  • учебное пособие, описывающее способы обработки материалов;
  • древесину;
  • перочинный нож (при отсутствии стандартной стамески);
  • линейку с карандашом;
  • нож-косяк.

Как сделать резьбу на дереве при наличии подобного инвентаря? К работе следует приступать после тщательной подготовки. Она включает:

  1. Изучение литературы. Из пособия новички узнают о популярных в ремесле инструментах, о древесине и методах её обработки.
  2. Выбор ножей. Изначально новичкам, которые выбрали резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Достаточно приобрести острый перочинный ножик и нож-косяк. Далее для работы необходимо использовать стамески и резцы.
  3. Выбор места. Резьба по дереву своими руками на первых этапах может проводиться дома. При освоении сложных стилей, например, скульптурного или сквозного, работу лучше перенести в отдельное помещение.
  4. Выбор материала. Новичкам рекомендуется подбирать мягкую древесину, например, ольху, липу, берёзу, осину. Такие материалы легко поддаются резке, на них можно создавать узоры любой сложности.
  5. Выбор техники. Наиболее простой в освоении считается трёхгранно-выемчатая резьба (геометрическая). Её проводят в два этапа: накалывая древесину, а затем подрезая.

С чего начать работу? Можно вырезать элементарный треугольник. Для этого следует нанести контур фигуры на древесину, затем поставить точку в её серединке.

Далее в это место вставляют нож, размещая рукоятку перпендикулярно рабочей поверхности. Пятку инструмента направляют к любой вершине фигуры, усиленно прижимая её к доске.

Желательно, чтобы лезвие врезалось в рабочую поверхность на глубину 2–3 мм.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

После этого от средней точки рисунка необходимо наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. В процессе важно прокручивать не доску, а лезвие.

Далее наступает этап подрезки, при котором инструмент удерживают под углом в 30 градусов. Им проводят по стороне треугольника, углубляясь в поверхность древесины.

При правильно проведённой подрезке материал отслаивается от доски, образуя пирамидку с тремя гранями.

Профессиональная работа

Такое прикладное искусство завораживает красотой и многообразием форм. Однако оно сложно в освоении.

Наши мастера оказывают профессиональные услуги резьбы по дереву, создавая оригинальные изделия любой сложности.

Выбирая «Русский Бондарь», каждый клиент сможет стать обладателем эксклюзивных сувениров и уникальной мебели, оформленных в лучших традициях резного искусства.

Источник: http://rus-bondar.ru/news/rezba-po-derevu-svoimi-rukami.html

Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы / Резьба по дереву. Техники, приемы, изделия / Библиотека (книги, учебники, руководства, справочники и журналы) / Строим Домик

Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой стороны.

Объемная резьба покрывает изделие со всех сторон, так как не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве. Выполнение круглой скульптуры требует от резчика не только технических навыков и большого опыта, но и глубоких знаний композиции.

Приступать к созданию объемных скульптур целесообразно только тогда, когда резчик отлично овладеет инструментами, всесторонне изучит особенности материала.

В народном искусстве и художественном ремесле в технике объемной резьбы выполняются архитектурные детали дома, всевозможная резная утварь и, конечно, вытесанная топором и вырезанная ножом игрушка.

Скульптуры используются для украшения дачного участка и интерьера дома, в качестве сувениров. Скульптурная резьба задействуется при изготовлении масок, фигур животных, человека и мифических существ.

Мастера обычно работают на скамеечках высотой до 35 см за верстаками, высота которых не превышает 60 см, причем колени их, естественно, находятся выше сиденья скамеечки. При такой посадке мастер может прижимать чурку к колену или краю верстака, держать ее между колен, оставляя гораздо больше свободы и маневренности рукам.

Для объемной резьбы потребуются топор, тесло, набор полукруглых стамесок (7–8 видов) шириной 8–40 мм и специальный нож для отделки – так называемый богородский нож (рис. 35, а). Вкратце остановимся на основных приемах резьбы ножом.

Особой популярностью в XIX в. пользовалась богородская деревянная скульптура и игрушка, главным производящим центром которой являлось село Богородское Владимирской губернии, принадлежащее Троице-Сергиевской лавре.

Начало богородской деревянной мелкой пластике положил игрушечный промысел, существовавший в Сергиевом Посаде, по предположению исследователей, уже в XVII в. Правда, материальных памятников того времени не сохранилось, но есть упоминание о них в литературе. Да и произведения XVIII в.

говорят о том, что мастерство местных резчиков в это время было на достаточно высоком художественном уровне.

Лезвие ножа хорошо строгает в том случае, если нож выполняет поступательное движение по древесине и скользящее движение вдоль лезвия. Для этого лезвие ножа должно быть очень острым. Если движения ножом будут осуществляться перпендикулярно лезвию, то для этого потребуются большие усилия, древесина частично или полностью будет сминаться, а резной след не будет чистым.

На рис. 35, б, показан обычный, или классический, прием работы ножом по дереву. Ручку ножа захватывают ладонью и строгание ведут полным лезвием от себя. При этом нож слегка поворачивают ручкой вперед. Снятие стружки начинают пяткой лезвия, а заканчивают – кончиком, то есть нож двигают вдоль волокон древесины и одновременно продвигают вдоль лезвия.

Резчику следует использовать различные приемы строгания и обработки дерева. Вот несколько основных приемов работы ножом, которые используют при различных видах и вариантах резьбы.

Прием «от себя» (рис. 35, в) используется для снятия кромок и фасок, особенно в направлении, перпендикулярном волокнам древесины. Работать можно одной рукой, но при резьбе поперек волокон удобно придерживать и направлять лезвие пальцами другой руки, как и показано на рисунке.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Рис. 35. Приемы резьбы ножом: а – богородский нож; б – классический способ резки; в – резка от себя; г – срезание толстого слоя древесины; д – резка навстречу левой руке; е – резка лезвием, обращенным в сторону левой руки; ж – резка навстречу большому пальцу.

Прием, показанный на рис. 35, г, используется для снятия большой массы дерева вдоль его волокон. В этом случае нож можно захватывать одной или двумя руками с направлением кончика ножа почти к локтю правой руки.

На руки при этом приеме следует надавливать грудью. В тех случаях, где маневренность в движении ножом ограничена (обработка внутренней поверхности изделий), рукоятку ножа захватывают обеими руками – свободной поверх рабочей.

Здесь нажим на руки осуществляется корпусом.

На рис. 35, д – ж, показаны приемы резки навстречу левой руке, навстречу большому пальцу и резка, когда лезвие обращено в сторону левой руки.

Для скульптурной резьбы следует использовать древесину мягких пород: липу, осину, ольху, клен. Особенно хороша для этой цели липа, так как она очень пластична, однородна и податлива при резьбе. Реже применяют осину и ольху.

Чтобы древесина осины стала мягче, ее запаривают на 2–3 часа, а затем выдерживают в течение суток в тени. После просушки торцы бруса, на которых появились трещины, опиливают.

Древесина должна быть без изъянов (трещин, гнилых сучков и т. п.).

Для начала лучше выполнить несколько статичных фигурок, постепенно усложняя и увеличивая их размер. Прежде чем приступить к резьбе задуманной композиции, необходимо, как и при рельефной резьбе, вылепить ее модель из пластилина или глины соответствующего размера.

Затем выбирают подходящий по размерам брусок, по возможности без дефектов – трещин, сучков, гнили, и закрепляют в горизонтальном или вертикальном положении так, чтобы к заготовке можно было подойти с любой стороны. Карандашом наносят основные контуры будущей скульптуры и грубо вырубают основные формы фигуры – делают так называемую «зарубку» (рис. 36, а, б).

Обрубку грубых форм у заготовок небольших размеров осуществляют стамесками (прямыми, полукруглыми, отлогими, иногда уголками).

Далее крупной стамеской с шириной лезвия 30–40 мм (в зависимости от объема скульптуры) прорабатывают основные скульптурные формы (рис. 36, в).

Более мелкие детали прорабатывают стамесками меньшего размера, после чего работают уже богородским ножом, большими и малыми рашпилями и рифлевками – отделывают поверхность скульптуры, как бы оглаживая ее, мягкими округлыми движениями состругивают тончайшую стружку (рис. 36, г).

Скульптуру как бы «расписывают» мелким инструментом, покрывают ее поверхность неглубокими бороздами, передающими фактуру костюма человека, птичьих перьев, шкуры животного, конской гривы, разметавшихся трав под копытами, прожилок листьев.

Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку постепенно со всех сторон. Если в скульптуре должны быть сквозные отверстия, их прорезают в последнюю очередь, так как иначе легко ошибиться в распределении объемов. Очень твердую и сухую древесину во время работы периодически смачивают водой.

Отделка скульптуры заключается в шлифовании поверхности мелкой шкуркой. В некоторых скульптурах шлифовка не обязательна, резчик оставляет поверхности такими, какими они получаются в результате работы стамесками и ножом.

Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина до этого была влажной, то после высыхания на ней образуются трещины. Эти трещины заклеивают клиньями из той же породы древесины с учетом направления волокон.

Для первых упражнений не следует брать сложные в исполнении фигуры. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления форм, объема, движения, всегда стремиться передать характер образа.

Скульптурная резьба по дереву: основные советы и рекомендации

Рис. 36. Этапы изготовления резной скульптуры: а – закрепление и разметка заготовки; б – обрубка грубых форм; в – проработка деталей скульптуры; г – готовое изделие.

Освоив резьбу фигурок человека, можно приступить к резьбе изображений животных. Особое внимание нужно уделить выявлению силуэта, передаче форм и объемов, обработке поверхности. Необходимо, чтобы скульптура была пластичной во всех поворотах. При выполнении многофигурной композиции нужно сначала решить композицию в целом и только потом приступить к проработке отдельных фигур и предметов.

Очень интересно выглядят скульптурные изделия, выполненные из древесины с ярко выраженной текстурой (сосны, дуба, клена, ясеня). В данном случае материал будет «подсказывать», как лучше использовать природный рисунок дерева при выполнении объема и форм скульптуры.

При создании скульптур из текстурной древесины надо стремиться подчеркнуть форму рисунком текстуры. Природный рисунок и цвет древесины обогащают образ и придают изделию особую выразительность.

Композиция должна быть проста и лаконична, нет необходимости дополнять такое изделие орнаментом.

Источник: https://stroim-domik.ru/lib/b/book/914657488/60

Скульптурная резьба по дереву: особенности и описание

Резьба по дереву — это очень древнее искусство. Даже неизвестна приблизительная дата его возникновения. Наши предки вырезали узоры, фигурки животных и людей, скульптуры. Часто это было для религиозных целей, например, маски языческих богов и духов, тотемы.

Сегодня резьба по дереву тоже имеет своих поклонников. Кто-то этим занимается просто для удовольствия, а кто-то для заработка денег.

Существует несколько основных типов резьбы:

  • пропильная и прорезная;
  • домовая;
  • рельефная резьба;
  • углубленная;
  • геометрическая резьба;
  • скульптурная резьба.

Самая сложная и интересная это скульптурная резьба по дереву. О ней дальше и пойдет речь.

Особенности скульптурной резьбы

Сюда относят как маленькие детские игрушки, так и огромные статуи. Главное, чтобы скульптура была обработана со всех сторон и ее можно было рассмотреть с разных ракурсов. Допускается любой рельеф — низкий или высокий.

Скульптурная резьба по дереву для начинающих очень сложна. Она значительно отличается от других видов искусства. Чтобы сделать хорошую работу, резчик должен хорошо владеть всеми инструментами и другими видами резьбы. Также необходимо видеть фигуру в объеме.

Что нужно для скульптурной резьбы по дереву

Для того чтобы приступить к работе, недостаточно обладать только знаниями и умениями. Нужно обзавестись специальными инструментами и, желательно, верстаком. Конечно, существуют специальные станки для скульптурной резьбы, но это уже совсем другая тема.

Основные инструменты для скульптурной резьбы по дереву:

  1. Нож-косяк. Его применяют для создания небольших углублений. Получил такое название из-за скошенного на 35 – 60° лезвия.
  2. Нож-резак. Им удобно обрабатывать закругленные элементы.
  3. Стамески различных форм. Полукруглые используют как основной инструмент для всех видов резьбы, прямые — как вспомогательный. Другие формы используются реже.
  4. Богородский нож. Используется именно для скульптурной резьбы по дереву.
  5. Топор. Его используют для снятия коры и создания грубой формы скульптуры.
Читайте также:  Бант из фатина своими руками для декора вечернего наряда и свадьбы

  Как сделать флорариум своими руками

В магазинах продают специальные наборы, где есть все эти инструменты. Они должны быть качественными, иначе будут ломаться и крошить древесину.

Выбор и обработка древесины

Прежде чем приступать к обработке древесины, ее необходимо достать. Используют разные породы: липу, клен, ольху, березу и т. д. Если мало опыта, то лучше использовать липу. У нее однородный цвет, и она легко поддается обработке.

Материал должен быть хорошего качества. Не должно быть трещин, отверстий, сучков. Если вы не знаете, как выглядит и подходит ли дерево для скульптурной резьбы, фото и характеристики можете посмотреть в Интернете.

Когда материал выбран, приступают к его обработке. Сначала снимается кора. Снимать нужно аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю часть. Для этого обычно используют топор, скобель или тесло.

Потом необходимо просушить древесину. Для этого ее полностью покрывают олифой или краской и оборачивают бумагой. А потом идет долгий процесс сушки, который может занять до 2 лет. Заготовку сначала хранят на открытом воздухе, а потом в хорошо проветриваемом и светлом помещении.

Сушка считается завершенной, когда влажность древесины достигает 8 – 10 %.

Создание скульптуры

Когда готовы все инструменты и кусок древесины, можно приступать к работе.

Перед началом можно сделать модель скульптуры. Это необязательно, но с ней будет легче. Ее делают из гипса или глины.

Теперь сам процесс резьбы:

  1. Сначала заготовку закрепляют так, чтобы к ней удобно было подойти с любой стороны. Хорошо, если для этого есть специальный верстак.
  2. Следующий шаг — нанесение основных контуров будущей скульптуры. После чего идет грубая обработка топором.
  3. Потом грубые формы убирают большими стамесками, а маленькими выявляют детали.
  4. В конце с помощью мелких срезов создают детали и рельеф скульптуры. Все нужно делать аккуратно, чтобы не создать трещин.

  Деревянные поделки своими руками: идеи, мастер-классы

После того как скульптура была создана, ее поверхность шлифуют. Однако некоторые части могут не обрабатывать, если это не нужно.

Скульптуру отправляют на сушку. В это время могут появиться трещины, которые нужно убрать. Для этого используют ту же породу древесины, из которой сделана скульптура: сначала делают слепок, по нему вырезают затычку и вставляют по контуру. Если это не вариант, то трещину просто заполняют бесцветным лаком.

Владимир Витковский

Источник: https://labuda.blog/181273

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Советы

Человек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовлении любой вещи мастер думал не только об ее утилитарном назначении, но и о красоте.

Дерево, как простой, и доступный материал, всегда находило применение у народных мастеров и благодаря фантазии художников превращалось в произведения декоративно – прикладного искусства. И в наше время не исчез интерес к народному искусству, в том числе к резьбе по дереву.

Декоративные изделия старых и современных резчиков по дереву неизменно вызывают восхищение у зрителей, поэтому всегда есть желающие взять в руки стамеску или нож – косяк и поковырять деревяшку.

В нашей детской художественной школе уже много лет существует спецкурс «Резьба по дереву» и всегда есть учащиеся, которые хотят приобщиться к этому трудному ремеслу. Не всем дано стать мастерами, но элементарным приемам резьбы может научиться каждый

При приеме на курсы хочется отдать предпочтение выпускникам нашей школы, но принимаем всех желающих. Наши ребятишки уже готовы к дальнейшему обучению, у них хорошая теоретическая и практическая база.

Нет необходимости учить основам композиции и тем более заставлять долго и упорно добиваться желаемого результата.

Необходимо заметить, что и среди ребят, не получивших начального художественного образования, встречаются очень способные, и поэтому, если есть желание – дерзайте.

Иванова Юля. 17 лет. Декоративная ваза. Резьба по дереву.

Данные советы не совсем соответствует общепринятому значению этого выражения, скорее это синтез методики, многолетней практики и желания коротко и доступно рассказать как из простой деревяшки сделать вещицу, радующую глаз.

Говорить много не будем…

Я обычно начинаю с очень коротенькой лекции о видах резьбы, о выборе пород древесины, о том, какие бывают инструменты и оборудование. Делаю небольшой экскурс в историю народной резьбы по дереву и художественных промыслов.

В процессе практических занятий регулярно по необходимости возвращаюсь к вышеперечисленным вопросам, и это равноценно полному курсу лекций. Теоретические знания можно почерпнуть из следующих литературных источников:

  1. Пронин АЛ. Резьба и мозаика по дереву. Екатеринбург, 2001.,
  2. Калимуллин. Р. Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии. Уфа, 1984
  3. Соколов Л.В. Рожденное в народе, Уфа, 1983.
  4. Степанов Н Е. Резьбы очарование. Ленинград, 1991.
  5. Янбухтина А. Башкирские сувениры, Уфа, 1982.
  6. Федотов Г. Дарите ЛЮДЯМ красоту. М., 1985.
  7. Иляев П. Прикоснись к дереву резцом – 2000.

Читайте любую литературу о резьбе по дереву, но по возможности постарайтесь поработать рядом с настоящим мастером, и вы сэкономите много времени в обучении.

Лаптев Алексей. 14 лет. Резьба по дереву. Декоративный поднос “Подсолнухи”.

Мастер, как правило, работает очень рационально. Нет неоправданных движений, ненужных операций. Все продумано. Каждый инструмент, приспособление, механизм имеет свое назначение и возможности, используется в полную силу.

Казалось бы, очень сложная работа делается достаточно просто, если к ней подойти грамотно.

В резьбе по дереву существует много «секретов» и рациональных приемов работы, начиная с выбора и склейки древесины, и заканчивая отделкой изделия.

В данном случае очень подходит русская народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вспомним геометрию и черчение…

Прежде чем приступить к геометрической резьбе, необходимо грамотно научиться работать с чертежными инструментами. Хотя геометрия и черчение изучаются в общеобразовательной школе, к сожалению, к этим вопросам приходится часто возвращаться:

  1. Деление отрезка пополам с помощью циркуля
  2. Деление угла пополам.
  3. Деление окружности на 4, 5, 6, 8, 12, 16 и т.д частей.
  4. Построение равностороннего треугольника, квадрата, шестиугольника и так далее.

Геометрическая резьба присутствует в прикладном искусстве многих народов и отличается самобытностью и разнообразием, хотя в ней используется ограниченный набор простейших элементов.

Хорошее владение чертежными инструментами плюс фантазия позволяют бесконечно работать в этом направлении.

Коллективная работа. Резьба по дереву. Декоративное панно “Сова”. 2005 год.

В основе геометрической резьбы лежит треугольник. Так вот этот простенький элемент позволяет создать бесконечное множество интересных композиций, то есть научившись аккуратно и четко вырезать этот элемент, вы уже способны создавать произведения декоративно – прикладного искусства.

Техника вырезания очень проста Ставим кончик ножа в центр треугольника, располагая рукоятку строго вертикально Пятку ножа направляем в сторону одной из вершин треугольника. С усилием нажимаем на рукоятку так, чтобы носик вошел в древесину, и пятка коснулась вершины треугольника.

Ту же операцию нужно провести по отношению к двум другим вершинам. Приступаем к подрезке, Держим косяк под углом 45 – 30° градусов к поверхности доски, ставим острие в вершину треугольника и медленно ведем вдоль стороны этого треугольника, постепенно углубляя кончик ножа к середине.

От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводим кончик ножа на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется трехгранная пирамидка. Точно также делаются две другие подрезки Получилось? Нет.

Мы не учли основное правило резьбы по дереву: резать можно только по направлению волокон,только в этом случае резьба будет чистой, без сколов.

Сами делаем нож – косяк для резьбы по дереву

Так как купить нож-косяк нужного качества невозможно, то мы его делаем сами.

Не будем вдаваться в подробности, какие марки стали больше подходят для этой цели, проще взять механические пилы по металлу и полотна для ножовки по металлу.

Из механических пил получатся прекрасные большие ножи-косяки, а из ножовочных полотен маленькие ножи, которые просто незаменимы при тонкой геометрической резьбе.

Ножи-косяки применяются не только в геометрической, но и в плоско­рельефной и даже в объемной резьбе, поэтому желательно иметь несколько разновидностей ножей.

У каждого резчика свой набор разнообразных ножей, но обязательно есть любимый, универсальный, наиболее удобный в работе. Нож является как бы естественным продолжением руки и послушно выполняет замыслы художника.

Фрагмент декоративного панно в кабинете истории искусства, составленный из отдельных работ учащихся.

Резьба по дереву.

Нужную конфигурацию ножу можно придать на электрическом точиле, при этом надо предпринять меры предосторожности, чтобы не «отпустить» металл. Для того чтобы заготовка не посинела, ее надо часто макать в воду. Затачивать нож лучше на реОре наждачного круга, при этом площадь соприкосновения заготовки и наждачного круга минимальна, и металл меньше нагревается.

Ручки для ножа проще всего сделать из полистирола (клеить полистирол можно дихлорэтаном при помощи медицинского шприца). Хорошо бы ручку ножа обклеить кожей, чтобы при длительной работе рука меньше уставала. После обработки на электроточиле нож точится на мелкозернистом бруске, смоченном водой.

Нож фаской прижимаем к бруску и начинаем плавно двигать круговыми движениями по поверхности бруска, попеременно перекладывая с одной фаски на другую. Так точим до появления заусеница.

Дальше точим таким же образом на оселке до тех пор, пока заусениц не отпадет. После этого приступаем К правке на коже, натянутой на деревянный брусок и натертой пастой ГОИ.

Хорошо заправленный нож должен оставлять чистый, блестящий срез.

При резьбе по дереву техника безопасности не повредит

Как правило, травмы носят случайный характер: уронил нож, задел за лежащую на столе стамеску и так далее. Поэтому необходима правильная организация рабочего места. Инструменты должны быть аккуратно разложены и обязательно иметь защитные чехлы, которые можно склеить из полистирола или плотного картона.

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Декоративные блюда.

Нельзя забывать и о правильном освещении рабочего места. Лучшим освещением считается естественное, и свет должен падать спереди и слева. Во время резьбы редко случаются травмы. Но все же необходимо следовать следующему правилу: «Нельзя резать в сторону руки, держащей заготовки, понадеявшись, что инструмент не сорвется». На всякий случай под рукой должна быть аптечка.

Когда резчик «обрастает» инструментом, появляется необходимость в специальных подставках и приспособлениях. Они очень удобны в работе и позволяют быстро найти нужный инструмент.

Каждое лыко в строчку

Поняв основное правило резьбы по дереву, нам осталось оттачивать свое мастерство. Да вот беда, пока мы добиваемся идеальной резьбы, много хороших досок переводим на «дрова».

У нас появилась оригинальная идея – использовать эти доски для декоративных панно. При этом убиваем сразу двух зайцев – вся наша работа не пропадает даром, и мы включаем свою фантазию, придумывая геометрический орнамент на досках различной конфигурации, выпиленных заранее

Резьба с небольшим изъяном пока еще не годится для сложных изделий, таких как шкатулки, блюда, подсвечники и так далее. На большом же панно небольшие огрехи практически не видны.

Не у всех одинаково быстро получается хорошая резьба по дереву, но качество работы всегда на первом месте. Поэтому дальше каждый ученик получает индивидуальное задание, которое зависит от полученных навыков и мастерства.

К плоско – рельефной резьбе переходит только тот, кто основательно освоил геометрическую резьбу.

Петр Шустриков. 17 лет. Резьба по дереву. Дракон.

На каждом этапе обучения полученные навыки должны закрепляться и совершенствоваться.  Соблюдается принцип «от простого к сложному».

Учись у природы

При поездках на дачу, в деревню, при походах в лес всегда можно найти интересные сучки, ветки, удивительно сплетенные корешки. Легче всего встретить занятный корешок при корчевании ненужных или засохших кустов и деревьев в собственном саду.

Сучки и корни – прекрасный материал для всевозможных поделок.

Ценней та скульптура из дерева, которая совсем не тронута ножом автора или доправлена, но очень незначительно.

Отделка резных изделий

Если резьбу оставить без окончательной обработки, то через весьма непродолжительное время изделие потеряет свой нарядный вид и привлекательность. Чтобы подчеркнуть естественную структуру древесины и защитить от воздействия света, воздуха и влаги, поверхность изделия покрывают лаком или воском. Причем воску отдаем предпочтение. Резьба смотрится более благородно.

Перед покрытием воском или лаком резьба прошкуривается и при необходимости покрывается морилкой для придания нужного цвета

Наносить морилку желательно краскопультом или аэрографом. При этом краситель ложится более равномерно.

Вощение придает изделию ровный тон и мягкий шелковистый блеск. Для приготовления восковой мастики используется пчелиный воск и скипидар, они смешиваются в пропорции 1:2. Чтобы ускорить процесс, можно использовать «водяную баню».

Мастику наносят на изделие с помощью кисти тонким слоем. После полного высыхания резьба натирается щеткой, а затем бархоткой

При достаточном мастерстве можно перейти к сквозной рельефной и объемной резьбе. На первых порах можно просто копировать предметы декоративно – прикладного искусства, но изучая древние памятники резного творчества башкир, образцы русской народной деревянной резьбы и резьбы других народностей, пробуйте создать что – то свое.

Учиться и совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.

Источник: http://hallart.ru/master-class/wood-carving-advice

Ссылка на основную публикацию