Резьба по кости: разбираем основы искусства

О бивне мамонта мы уже писали статью, здесь же рассмотрим другие виды кости, пригодные для резьбы. Одни из них более доступные, чем бивень мамонта, другие виды кости, некогда пользовавшиеся большой популярностью, сейчас находятся под запретом.

Цевка (простая кость)

Наиболее доступная кость, подходящая для резьбы — цевка (кость крупных рогатых животных). Эта кость широко использовалась в декоративно-прикладном искусстве. Из неё возможно изготовить шкатулки, кубки, украшения и многое другое. Кость довольно пластична, хорошо обрабатывается бормашиной и ручным инструментом, поддаётся полировке.

Перед резьбой эту кость нужно предварительно подготовить. Для этого её сначала варят несколько часов, чтобы отделить от остатков мяса и обезжирить, затем отбеливают и только после этого кость можно обрабатывать. Плотность кости зависит от возраста и питания животного.

Животную кость широко использовали в резьбе разные народы, на русском Севере использовали коровью кость, в Средней Азии использовали челюсти лошади, верблюда и другие части скелета животных.

Эта кость не обладает красивыми оттенками, как бивень мамонта, её не редко окрашивают в зелёный или коричневый тона для придания более благородного оттенка. На этой кости, как и на клыках моржа широко применяется цветная гравировка.

Трубчатая форма кости диктует её применение, иногда сама форма подсказывает художнику будущее изделие, не редко кость распиливают на пластины, обклеивают ими шкатулки и ларцы. Из неё также возможно изготовление монтированной скульптуры, т.е. состоящей из нескольких отдельных, заранее подготовленных деталей.

Резьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусства

Рога крупного рогатого скота

В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.

Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.

Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.

Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера.

Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах.
Рога оленя широко используется в северных районах России.

Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.

Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный.

Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог.

Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.

Резьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости: разбираем основы искусства

Зуб кашалота

Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина.

Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала.

Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок.

Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.

Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью.

Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы.

Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.

Клык моржа

Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.

Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.

Позвонок кита

Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат.

Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита.

Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.

Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!

Зубы мамонта

Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.

Стабилизированное дерево и кость

В последнее время для изготовления рукоятей для ножей устойчиво пользуется большим спросом стабилизированная древесина. Стабилизация — это процесс полимеризации материала под вакуумом с использованием жирорастворимых красителей или без них, при этом древесина пропитывается полимерными веществами насквозь.

В качестве стабилизатора можно использовать мономерамы и акриловые смоламы. Древесина, подвергшаяся стабилизации, обладает уникальными качествами, она не подвержена климатическим изменениям, не трескается и не деформируется, выдерживает достаточно высокие температуры. Наряду с древесиной можно стабилизировать рога копытных животных, бивни и зубы мамонта, а так же любую другую кость.

При этом кость приобретает те же качества, что и дерево при стабилизации.

Кость коровы Стеллера

Эта кость встречается довольно редко, изделия из неё также не часто можно встретить. Однако, это вполне приемлемый материал для не больших скульптур.

Стоит отметить, что структура этой кости пористая, поэтому на готовом изделии поры будут заметны.

Вместе с этим кость отлично поддаётся обработке, хорошо полируется, она гораздо мягче чем бивень мамонта, но при этом не так «держит» мелкие детали в отличии от более благородной кости. По цвету кость бежево-серая, не имеет ярко выраженной текстуры.

Источник: http://Koptelovy.ru/bone-carving/raznovidnosti-kosti-ispolzuemye-v-rezbe/

Колючка: Резьба по кости как искусство

Судя по археологическим находкам, даже люди палеолита, около 40 тысяч лет назад, проявляли тягу к искусству, изготавливая художественные изделия и украшения из различных материалов для украшения себя и использования в быту.

При помощи украшений наши предки выражали себя и показывали свой социальный статус. Были среди украшений и обереги, и талисманы, по украшениям можно было определить вождя.

По ожерелью из клыков хищника можно было узнать самого удачливого и смелого охотника.

В древнейших захоронениях находят ожерелья из ракушек и косточек, изображения человеческих фигурок и фигурок зверей из кости, керамики, дерева. В это время получили развитие наскальная живопись, музыка (дудочки, флейты).

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*Флейты, изготовленные из птичьих костей и бивней мамонта.*

Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии.

В Древней Греции из слоновой кости делали великолепные статуи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

С X века стали популярны поделки с геометрическими узорами, изображениями растений и животных.

Бивень мамонта — это благородный дорогой материал, обладающий неповторимой цветовой гаммой. Она возникает от воздействия минералов в местах залегания, повторить ее искусственным способом невозможно. Происходит так называемое природное морение, так, торф придает кости мамонта коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву.

Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

Форму будущего сувенира всегда диктует материал. Мастер вписывает позу фигурки в изгибы кусочка, в его сколы и трещины. При этом нужно минимизировать расход материала, но, например, при ажурной резьбе в пыль может уйти до 50 процентов бивня.

Эскизов на бумаге не делают, а на самом куске помечают части будущей фигурки. Интересно, что ни одна ручная работа не повторяет другую в точности, даже если мастер этого захочет.

Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, двух идентичных кусков не бывает.

Знаменитые теперь холмогорский, тобольский и чукотский художественные промыслы бережно сохраняют и развивают традиции старинного искусства резной кости.

Резьба по кости: разбираем основы искусства

  • *Резьба по мамонтовой кости.*
Читайте также:  Берет спицами: схема вязания и описание работы над кокетливым аксессуаром

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*Кривошеин. Композиция “Соловей-разбойник”.*

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*Резьба по кости по мотивам сказок.*

Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости

У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». Центром искусства резьбы по кости было село Холмогоры Архангельской области, родина Ломоносова.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими ее косторезами.

Резьба по кости: разбираем основы искусства

  1. *Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости.*

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*Холмогорская прорезная ажурная резьба по кости. Бивень мамонта.*

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*А. Байкова, С. Катарина. Лоток «Ветер», 1982 г., колье-бусы «Каприз»,

1996г., украшение для волос «Розы», 2002г., броши «Цветы», туалетная коробочка

«Тюльпаны», 1996г. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*В.Т. Ватлин. Гребни «В райском саду» (1986), «Радость» (1995),

«Ажурный» (1996). Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба.*

Резьба по кости: разбираем основы искусства

*Ажурная, рельефная резьба по бивню мамонта. Холмогоры.*

В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта.

Резьба по кости: разбираем основы искусства

  • *Художественные изделия из бивня мамонта.*
  • Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.

Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960—1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.

  1. *Композиция “Первобытный человек”.*

*Композиция выполнена на натуральном бивне мамонта, найденного в Якутии.

Жизнь охотников на мамонтов. Рельефная резьба.*

Тобольская резная кость

С появлением в Сибири русских поселенцев и пленённых шведов, сосланных в Сибирь после Полтавской битвы, зародилась резьба по кости в районе города Тобольска в XVII в. В 1874 г.

появилась косторезная мастерская Овешковой, которая способствовала оформлению художественного стиля тобольского искусства – выделению детально проработанной круглой скульптуры, отличающей тобольскую резьбу по кости от холмогорской. Круглая скульптура стала характерной особенностью тобольского косторезного искусства.

В Тобольске распространён традиционный вид обработки кости – инкрустация – украшение изделий из белой кости костью различных естественных оттенков. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий.

На фабрике хранится единственная по уникальности коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа: ажурные шкатулки, шахматы, письменные принадлежности. Творчество косторезов отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе.

* Скульптура “А как у вас?”.Бивень мамонта*

*Скульптурная композиция “Северный олень с оленёнком”. Г. Тобольск. Конец XIX – начало XX века. Бивень мамонта*

Школа магаданских резчиков еще молода, она уже достаточно известна, предприятие было организовано на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу, основанной в 1965 году. В творчестве художников промысла прослеживаются два основных направления.

Одно из них — объемная резьба из моржовой, мамонтовой, поделочной кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций, шахмат, брелоков, национальной скульптуры (пеликенов), женских украшений из кости в сочетании с замшей, мехом.

Второе — плоскостная цветная гравировка на моржовых клыках на темы жизни народов Севера. Сюжетная гравировка — традиционное художественное направление в искусстве северных народов — похожа на рассказ в цветных рисунках.

Объемная резьба и сюжетная гравировка применяются как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.

  • *Из жизни народов севера.*
  1. *Фигурка моржа и моржовый клык с гравированным изображением.*

*Миниатюрная резьба по кости. Бивень мамонта. Размер 110-157 мм. 2006 г.*

Источник: http://zorca.ru/%D1%81%D0%BE%D…

P.S. Еще я люблю китайское искусство резьбы по кости. И по нему планируется вторая статья.

Источник: https://cont.ws/post/800858

Виды и особенности резьбы по кости

Резьба по кости: разбираем основы искусстваМинуло то время, когда мы украшали свой интерьер штампованными безликими изделиями. Сегодня всем хочется иметь хоть одну, но уникальную вещь, придающую неповторимость и изысканность. Резьба по кости – это тот вид художественного искусства, который создаёт поистине удивительные вещи, буквально завораживающих своим внешним обликом. Они будто притягивают к себе ваше внимание, заставляя снова и снова вглядываться в изящество линий, рассматривать орнамент, находя всё более интересные штрихи.

Резьбой по кости занимаются очень талантливые, высоко духовные люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость.

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Видов резьбы по кости несколько:

  • гладкая
  • рельефная
  • сквозная

Гладкая резьба более проста в исполнении, применяется для изготовления различных амулетов, небольших фигурок животных, людей. Мастером по заранее нанесённому рисунку формируются углубления, которые потом подсвечиваются краской для большей выразительности.

Объёмная резьба предполагает создание изделий более сложных, трёхмерных, составляющих целые скульптурные группы.

И наконец, для изготовления самых неповторимых по красоте и сложных в работе ажурных шкатулок, ларцов применяется техника сквозной или, так называемой, резьбы по кости в проём.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Холмогорская резьба по кости

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Хотьковская резьба

Лучшие традиции русских мастеров продолжает и хотьковская резьба по кости. Город Хотьков, расположенный в Московской области, дал название целому направлению искусства резьбы.

В отличие от холмогорского, стиль хотьковских резчиков более лаконичен, основан на конкретных формах живой природы. Основные изделия – шкатулки и женские украшения.

Характерно сочетание в изделиях различных материалов – кость, перламутр, рог, твёрдые породы дерева.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по кости: разбираем основы искусстваРезьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью.

Источник: http://reznoe7.ru/rez-ba-po-kosti.html

Художественная обработка кости. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Google+

Стоит подворотенка — дорог рыбий зубМудрёны вырезы вырезано.А и только в вырезу — мурашу пройти.

— Народная загадка

Археологические находки дают возможность утверждать, что человек начал обрабатывать и использовать кости животных в хозяйственно-бытовых, а затем и в декоративных целях, ещё в глубокой древности.

Резьба по кости: разбираем основы искусства Веер, авт. Д.В. Шарыпин, 1895 г. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Некоторые находки на территории современной России, датируются VI веком до н.э. Конечно, технологии тогда ещё были не развиты и изделия далеки от той тончайшей кружевной резьбы, которая так восхищает нас сейчас.

В те древние времена кость во многом заменяла людям нехватку железа, из неё изготавливались многие орудия труда, например иглы и шила.

Резьба по кости: разбираем основы искусства Гребень. Резная кость. XIXв Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Постепенно, железо прочно вошло в обиход, но это не заменило, а скорее даже укрепило и разнообразило косторезное ремесло. С появлением металлических орудий труда появилось больше возможностей обрабатывать кость, изделия стали более разнообразны.

Изделия

Художественно обработанная кость применяется как декоративная отделка,  также из неё изготавливают предметы целиком. Искусство резьбы по кости приравнивается к ювелирному.

  • шкатулки
  • чаши
  • вазы
  • ювелирные украшения
  • декоративные украшения
  • составляющие элементы предметов бытового назначения

и многое другое.

Резная кость обладает большим количеством достоинств. Она прочна, долговечна, устойчива к воздействию окружающей среды. Одно из самых главных достоинств, это то, что обработанная кость очень красива.

Резьба по кости: разбираем основы искусства Настольное бюро-ларец. Дерево, кость, фольга. Русский музей. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Приятный бежеватый оттенок смотрится всегда нарядно и светло. Изделия светятся изнутри, особенно это проявляется в ажурных резных изделиях.

Настольные приборы, шкатулки, рукояти ножей, декор на оружии — кость излюбленный материал, когда речь идёт о дорогих высокохудожественных изделиях.

О материале

«Резная кость» — понятие общее. На самом деле, мастера используют в работе разные виды кости, включая рога, а так же  бивни слона, мамонта, клыки моржа. Используют и кости крупного рогатого скота — цевки.

Кости различаются цветовыми оттенками, блеском, текстурой. Мамонтовая кость имеет теплый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Моржовая кость светлее и холоднее по цвету, в отличие от бивня мамонта, имеет ячеистую внутреннюю часть, что несколько сужает возможность создания художественных изделий.

Резьба по кости: разбираем основы искусства М.И. Перепёлкин, Д.В.Шарыпин, игрушки, 1985 г. Резная кость. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Перед началом резьбы, кость подвергают обезжириванию, а затем, применяя резцы, вырезают различные изделия. Рога обезжиривать не нужно.

Читайте также:  Выкройка юбки в клетку: подбираем удачный фасон на каждый день и на выход

Резьба по кости в наше время

Косторезный промысел продолжает развиваться. Это связано с неугасающим спросом на такие изделия. Резная кость очень красива и декоративна, но достаточно дорога. 

Резьба по кости: разбираем основы искусства Корабль. Современная резьба по кости. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Продолжают работать предприятия на Русском Севере и в Нижегородской области. Не так давно восстановили промысел в Хотьково.

Изделия мастеров-косторезов прошлого и современных, хранятся в крупных музеях нашей страны, известны за границей.

Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/92608-xudozhestvennaya-obrabotka-kosti/

Резьба по кости: инструменты и материалы

Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби.

Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные.

Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Материалы

В качестве материалов для своих поделок косторезы используют кости и рога животных. Особенно ценятся изделия из редких материалов – бивня мамонта или слона, клыка моржа, рога носорога и т.п.

Соответственно, найти их непросто, да и цена кусается. Для начинающих подойдет цевка, то есть кости таких животных, как быки, лошади, лоси, олени и другой крупны рогатый скот, либо их костяные рога.

Кость разных животных отличается как по своему виду, так и по свойствам.

Останки мамонта, конечно, очень прочные и красивые, но не стоит отворачиваться от простых костей коровы или свиньи, так как они обладают достаточной плотностью и их легко обрабатывать.

Главное запомнить, что лучше всего вбирать кости нижних конечностей, так как они толстые и очень плотные, что делает их менее подверженными переломам или растрескиванию.

Материалы можно купить в специализированных онлайн-магазинах или на тематических форумах, либо самый простой вариант – купить цевку на мясном рынке.

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Однако, перед тем, как делать изделие из цевки, нужно ее подготовить. Подготовка включает несколько этапов:

  • Очистка. Для начала нужно удалить ее внутренности, то есть костный мозг, предварительно распилив кость при помощи болгарки. Остатки мяса можно сразу счистить.
  • Первая варка. Очищенный материал варят в воде на протяжение часа, после чего воду сливают, кость еще раз подчищают.
  • Вторая варка. Кость повторно варится в воде с добавлением около 200 г кальцинированной соды в течение 2-3 часов. Должен вывариться весь жир, кость побелеет, а губчатое вещество размякнет.
  • Третья варка. Еще раз меняется вода, засыпается сода. Кость нужно варить до тех пор, пока весь мозг внутри нее не побелеет. Теперь его можно будет полностью счистить ножом.
  • Отбеливание. После всех предыдущих манипуляций кость приобретает бежевый цвет. В принципе, можно работать и с таким материалом, но большинство предпочитают отбеливать его. Для этого кости заливают водой и добавляют таблетки гидроперита. Через 3 дня они должны побелеть.

Напоследок заготовки промывают и высушивают естественным способом. Теперь из них можно создавать шедевры!

Резьба по кости: разбираем основы искусства

Средства индивидуальной защиты

Во время обработки кости обязательно потребуется такое защитное снаряжение:

  1. Наушники или беруши, чтобы защитить свои уши от шума работающих станков.
  2. Респиратор. Пыль вредна для легких, а резьба по кости и рогу может привести к образованию большого количества пыли. Чтобы не вдыхать ее – одевайте респиратор. Желательно выбрать модель с фильтром, так как при обработке заготовок обычно возникает не очень приятный запах. Для постоянной работы рекомендуют дополнительно приобретать портативную вытяжку;
  3. Очки для защиты глаз (можно использовать маску, которая закрывает глаза и нос).

Не стоит пренебрегать этими средствами, иначе можно «заработать» всевозможные заболевания.

Инструменты

Для изготовления простых фигур может быть достаточно нескольких инструментов, но чтобы сделать поделку сложной конфигурации, потребуется полный набор.

Что должно быть в арсенале костореза:

  • Пила/лобзик. Необходимы для разрезания заготовки до нужного размера. Также могут использоваться для резки больших деталей или создания гребешков.Лобзик для ювелирных работ применяют непосредственно для выпиливания деталей. У мастеров, которые занимаются резьбой на профессиональном уровне, в мастерской обычно присутствуют станки, позволяющие быстро и легко распилить любую кость.

Важно: обычно для того, чтобы распилить заготовку, резчики зажимают ее в тисках с деревянными подкладками. Для дальнейшей работы тиски не подходят, так как они могут привести к расколу изделия.

  • Бормашина. Это основной инструмент, помогающий создавать всевозможные поделки. С помощью разных насадок бормашина поможет выполнить различные действия: от черновой обработки кости и сверления любых отверстий, до вырезания глубоких линий, создания гравировки и шлифовки. Эти манипуляции можно выполнять вручную, но бормашина заменяет целый ряд инструментов и значительно упрощает задачу, поэтому ее желательно приобрести в первую очередь. Некоторые поделки можно сделать, имея под рукой только этот электроинструмент.
  • Резьба по кости: разбираем основы искусстваНапильник. В первую очередь заготовка нуждается в черновой обработке и сглаживании. Напильники или рашпили используются, чтобы снять стружку, сгладить неровные края и придать заготовке желаемую форму в том случае, если это невозможно сделать при помощи бормашины. Тут важно, чтобы инструмент был хорошо заточен, иначе придется долго морочиться.
  • Резцы и ножи из высококачественной стали. С их помощью изделию придается окончательный вид. Они используются для вырезания/выскабливания тонких фрагментов, требующих высокой точности (например, ажурной резьбы, гравировки, либо мелких элементов фигурки). Для вырезания орнамента требуется набор резцов разной формы и размера.Также для каждого вида материала необходим резец определенной твердости. В мастерской у косторезов можно заметить огромные наборы всевозможных режущих ручных инструментов. Их запас будет пополняться по мере усовершенствования навыков резки.

Интересно знать: некоторые мастера предпочитают использовать самодельные инструменты – клепики, втиральники, коготки и пр.

  • Наждачная бумага. Нужна для дальнейшей шлифовки и сглаживания неровных краев. Нею также можно стереть любые углубления или маркировки, оставленные от инструмента. Резчики начинают с самой грубой наждачной бумаги и заканчивают тонкозернистой, чтобы получить гладкую поверхность.

С набором этих основных инструментов можно изготовить самые разнообразные поделки, на что хватит фантазии! Эскизы, мастер-классы, а также полезную информацию о резьбе по кости можно найти на просторах интернета или в специализированной литературе.

Источник: https://xn--e1aahgrctjf9g.com/rezba-po-kosti-instrumenty-i-materialy/

Резьба по кости / Кустарь – сайт для тех, кто всё делает сам

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и широкодоступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды.

Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода (гидроперита), который есть в любой аптеке; На двести граммов горячей воды вполне достаточно двух-трех таблеток гидроперита.

Обычно, полежав около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем – большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для целого ряда изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачиваются на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты. Для грубой обработки – косарь, наборы стамесок и рашпилей. Для выполнения ажура – лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы.

Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже изготовьте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски. Резьбу выполняют с помощью резцов – штихелей.

Металлографические штихели, или штихели для ксилографии (гравюры на дереве), можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Для начала следует изготовить резцы хотя бы трех основных видов. Грабштихель – резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий.

Болтштихель – резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов применяют углеродистую сталь У-6, У-7 или У-10.

Обточенную заготовку накалите докрасна (800°C), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости.

Для гравировки по кости служит коготок. Форма его показана на рисунке.

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (“на проем”), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из этих приемов, так и в сочетании, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природных форм цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными. Поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненным на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности.

Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются кропотливым трудом.

Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель – крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коричневой – в отваре листьев щавеля.

Читайте также:  Бант из органзы своими руками: мастер-класс для изготовления изысканного украшения

Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины – оливково-зеленый, цветы зверобоя – красный, листья крапивы – зеленый, кора крушины – желто-зеленый, дубовая кора – коричневый, луковая шелуха – золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком. Гравировать можно также грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветными карандашами.

Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок.

Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравирования, должна быть идеально отполированной. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте пемзой или зубным порошком.

Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Г. Федотов

Источник: http://www.sdelaysam.info/bone/carving.shtml

Резьба по кости – фото, материал, технология

Среди различных видов декоративно-прикладного искусства есть один, являющийся, пожалуй, самым древним на Земле; история его составляет много тысячелетий, и никто не скажет, когда и где он зародился, – это резьба по кости животных.

Резьба по кости

Ею занимаются практически все народы, населяющие нашу планету, но для некоторых (например, для малочисленных северных народов России) – это основной промысел, приносящий неплохой доход. Но в последние годы резьба по кости стала для многих людей увлечением всей жизни, удивительным и необычным хобби.

Кто-то занимается ею на досуге, в свое удовольствие, а для кого-то – это бизнес, позволяющий зарабатывать подчас большие деньги. Хотя их нельзя назвать легкими, поскольку процесс создания шедевров из кости очень трудоемкий, требующий огромного таланта резчика, усидчивости, умения с ювелирной точностью вырезать мельчайшие детали.

Зато в итоге мастера создают настоящие произведения искусства, поражающие своей красотой, сложностью композиции и витиеватостью узоров.

Немаловажно найти хороший материал для создания подобных изделий – кости животных, структура которых позволяет создавать наиболее красивые и изящные вещи.

Самым востребованным материалом являются “благородные кости”: бивни мамонта, слона, моржа, зубы кашалота, рога нарвала и носорога, хотя их “достать” очень сложно, поэтому многие вырезают из цевки – кости крупных рогатых животных и рога оленя.

Резьба по кости

Технология резьбы по кости за прошедшие тысячелетия не изменилась. Сначала кость очищается, отбеливается, удаляется костный мозг, кость пилится на заготовки нужного размера.

Из орудий труда нужен резец – а дальше все зависит от фантазии и мастерства резчика. Резец сейчас используют стальной (так называемый “штихель”) – стержень, один конец которого заточен, а на другом надета рукоятка.

Осторожными движениями нужно снимать стружку с кости, постепенно приближаясь к желаемому результату.

Для получения кружевных, ажурных композиций, помимо штихеля, применяют лобзики, некоторые используют бормашину.

Резьба по кости

Самым востребованным материалом для резьбы по кости (и самым дорогим, и редким) являются бивни мамонта, они самые прочные, имеют красивые оттенки от светло-розового до густо-фиолетового цвета.

Кость мамонта добывали в северных районах России, но количество было мало, а потребность велика, поэтому параллельно велся отлов моржей и кашалотов, а также из-за рубежа ввозили слоновьи кости.

Все эти представители “благородной кости” имеют слоистую структуру, легко поддающуюся резке, в итоге получается красивый волнообразный рисунок нежного цвета.

Резьба по кости

Но, как известно, голь на выдумку хитра. Не хватает “благородной кости”, зато всегда в достатке костей крупного рогатого скота. Пусть не благородная кость, зато доступная.

Самыми древними предметами, выполненными из кости, являются гребешки для волос. Позже стали делать другие товары для дома: табакерки, шкатулки, фужеры, портреты, скульптуры, подсвечники, фигурки животных, людей; также из кости делали украшения для мебели и женские украшения.

Резьба по кости

В наши дни даже детей обучают навыкам художественной резьбы по кости, некоторые из них, скорее всего, пронесут любовь к этому виду искусства через всю свою жизнь, и из них вырастут потрясающие талантливые мастера, которые будут создавать настоящие шедевры. Очень хорошо, что есть люди, которые владеют в совершенстве искусством резьбы по кости и способны научить ему молодежь.

Резьба по кости

Для многих резьба по кости – увлечение, хобби, позволяющее расслабиться после тяжелого рабочего дня и отдохнуть от суеты современного мира. А для некоторых она стала и основным источником заработка.

Спрос определяет предложение, а сегодня многие богатые люди хотят иметь в своих домах изящные вещицы, выполненные из кости, и готовы выложить за них огромные деньги.

Цена за ажурную скульптуру с множеством мелких деталей может достигать 1 миллиона рублей.

Читайте также “Квиллинг – необычные хобби”

Источник: https://morefactov.ru/fact/rezba-po-kosti-interesnoe-xobbi

Резьба по кости

Кость – материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности. Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Наиболее древний центр обработки кос­ти сформировался на Чукотском побережье. Старейший про­мысел, получивший развитие в XVII в.

, находился близи г.Холмогоры Архангельской области. Расположенные в устье Северной Двины, у Белого моря, Холмогоры были крупным торговым центром. Другой традиционный промысел резьбы по кости возник в середине XIX в.

в Тобольске – крупном го­роде Западной Сибири, богатом ископаемой мамонтовой ко­стью.

Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа. Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа – красивый материал бело-желтого цвета. Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки.

Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость – цевку, а также рог крупного скота Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости.Своего наибольшего расцвета холмогорское искусство достигло в XVIII в. Для на­чала этого века типично изготовление ларцов, имеющих тра­диционную форму сундучков. Деревянная основа ларцов оклеивалась костяными пластинками (моржовой костью), часть из которых окрашивалась в интенсивно зеленый цвет.

Ритмичное чередование белого и зеленого создавало декоративное звучание вещи. Ко второй половине XVIII в, ассортимент и декор костяных изделий становятся особенно многообразными и богатыми.

В праздничном и пышном оформлении изделий гармонично сочетались ажурная и рель­ефная резьба, отличающаяся своеобразием сюжетов и пла­стическим богатством, гравировка, окраска кости, подкладка цветных фонов под ажурный узор.

В первой половине XIX в. характер изделий меняется. Оформление изделий становится более строгим, лаконичным, а его формы — строго геометрическими. Ажурный орнамент теряет свою сочность, превращается в тончайшую ромбовид­ную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды из мелких цветов и листьев. В изделиях остаются не укра­шенными большие плоскости гладкой кости.

К концу XIX века холмогорский промысел, не способ­ный конкурировать с промышленными изделиями, почти умирает. Возрождение промысла начинается в 1930 г. Моло­дые мастера начинают осваивать традиционные художест­венно-технические приемы: тонкую ажурную резьбу, изящно моделируемые рельефные изображения.

В последние два де­сятилетия в искусстве холмогорских мастеров преодолевает­ся тенденция к созданию сложных, чрезмерно украшенных изделий. Постепенно создается новый тип орнамента, в осно­ве которого декоративно переработанные мотивы северной природы: ветви деревьев, северное сияние, цветы и травы.

Тобольская резьба по кости.Возникновение косторезного промысла в Тобольске относится к 60-м годам XIX века. В 1872 г. была открыта первая косторезная мастерская.

В тобольской резьбе основное место занимала скульптура. В начале XX века косторезный промысел приходит в упадок. В конце 1920-1930 гг.

вновь возрождается тобольский промысел и организуется артель, объединившая мастеров резьбы по кости.

Излюбленным сюжетом косторезных изделий стали так называемые «поездки», изображающие охотника, сидящего в санях и погоняющего оленей или собак. Мастера умело пере­давали стремительность бега животного, динамичную позу ездока.

Мастера Тобольска создали множество скульптурных изображений жителей Севера – рыбаков, охотников. С любо­вью изображали они играющих детей, мать с ребенком. Эти маленькие скульптуры обобщенны по форме, выразительны, просты по композиции.

До настоящего времени мастера умело используют зуб кашалота, строя композицию скульптуры в соответствии с его формой, выявляя оригинальную красоту материала.

Хотьковский косторезный промысел.Это один из от­носительно молодых промыслов. Возникновение его в Под­московье, очевидно, связано со старинными традициями обычной резьбы по дереву, бытовавшей в с. Богородское еще в XVI в.

, а также плоскорельефной резьбы в селах Абрамцево и Кудрино. Широко употребляя простую животную кость (цевку), мастера сумели всесторонне использовать свойства этого материала. Необходимо отметить, что объемная резьба по цевке имеет свои трудности.

У нее тонкие стенки, ограни­чивающие возможности объемного изображения. Кроме того, не обладая такой красивой фактурой, как мамонтовая или моржовая кость, цевка требует сложной предварительной об­работки.

Тем не менее в последнее время создаются интерес­ные работы, в которых срезы простой кости соединяются ме­жду собой, образуя площадь для резьбы.

Излюбленна хотьковскими мастерами и миниатюрная скульптура, которую они выполняют из цевки и, частично, из зуба кашалота. Это персонажи русских народных сказок, а также изображения животных (играющие медвежата, лось, косуля).

Значительное место в искусстве промысла занимает создание украшений из кости. Они представлены браслетами, подвесками, серьгами, отличающимися тонкой, искусной, рельефной резьбой, в которой изображаются цветы, ягоды, листья.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6272328/page:39/

Ссылка на основную публикацию