Хобби Изготовление ножей и клинков, Клуб «ХОББИ» →
Издавна люди плели, вязали, наматывали темляки на свои ножи и клинковое оружие. Иногда это имело практический смысл, иногда чисто декоративный, иногда просто дань моде.
Назначение зависит от самого темляка. Иногда темляк образует петлю, которую можно накинуть на руку, чтобы уменьшить риск потерять нож в экстренной ситуации.
На маленьких ножах, или на ножах с короткой рукоятью, толстый плетеный темляк может заполнить пустоту в ладони, увеличивая собой длину рукояти.
Также его можно использовать для более удобного и быстрого извлечения складного ножа из кармана или чехла.
Удерживая нож за темляк и конец рукояти, можно увеличить инерцию ножа за счет кистевого хлеста, для более эффективных рубящих ударов.
Плести темляк лучше из синтетического шнура. Синтетические материалы более прочны на износ и трение, и не гниют от сырости.
К тому же концы синтетического шнура можно заплавить во избежание самораспускания. Шнур лучше брать не плоский, а круглый, лучше, если не полый внутри. Очень хорошо подходят обувные шнурки.
Если предполагается плести короткий и толстый темляк, который должен удобно лежать в руке, то и шнур нужно подобрать соответствующий. Чем толще, грубей и рельефней будет шнур, тем ухватистей будет темляк.
Если предполагается темляк в виде петли, которую нужно будет набрасывать на руку, то шнур должен быть толстый, чтобы не резать руку и не впиваться в кожу, так же шнур должен быть гладкий и круглый в сечении, чтобы не наминал и не натирал.
Темляки несущие сугубо декоративные функции можно плести из чего угодно и как угодно. Цвет шнура — дело чисто индивидуальное. Но, выезжая на природу, лучше снабдить свои ножи темляками контрастных цветов, т. е ярко-красным, ядовито зеленым или фиолетовым, и т.д. Чем более неестественным и вызывающим будет цвет темляка, тем меньше шансов потерять нож в траве или опавшей листве.
Темляки плетутся не только на ножи. Часто можно встретить темляк на ножнах и чехлах.
Назначение таких темляков то же самое. Бывает нужно плотно закрепить нож, в таком случае можно расплести темляк и привязать шнуром нож к снаряжению, ноге или руке. Так же полученным шнуром можно что-то связать(или кого-то), наложить жгут, и т.д.
Приведем несколько примеров темляков, их изготовления и применения.
I. Плетение «Клетка»
Два шнура длиной примерно по 25см связываются узлом посередине.
Сплетаются между собой в клетку. Все концы накладываются друг на друга под прямым углом так, чтобы каждый предыдущий проходил под впередистоящим.
Закончив первый ярус, хорошенько затягиваем концы, и повторяем тоже самое, добавляя к первому ярусу второй, ко второму третий и т.д.
Получаем квадратный в сечении темляк. Важно плести строго в одном направлении, и не нарушать порядок чередования, иначе темляк получится кривой и бесформенный.
Чем туже затягивать концы, тем ровнее и жестче будет темляк, если необходимо придать ему гибкость и мягкость нужно затягивать соответственно послабее.
Как только вы решили, что ваш темляк достиг нужной длины, завершаем плетение и выполняем навершие. Можно просто обрезать шнуры и заплавить концы.
Можно собрать все четыре конца шнура вместе и завязать узлом после чего обрезать концы и заплавить. Получим нечто вроде «обезьяньей лапы».
Очень важно в самом начале оставить немного люфта, чтобы темляк был не туго привязан к ножу, а мог легко передвигаться и перебрасываться с одной стороны на другую.
Этот способ имеет пару недостатков.
Во-первых, темляк, сплетенный таким способом , невозможно распустить и сплести заново (только если меньших размеров). Второй недостаток в том, что шнур разрезается на две части. Может случиться так, что понадобится прочный шнур или веревка, тогда расплетенный темляк может прийтись весьма кстати.
А связывать две половинки шнура все же не так удобно и надежно, как использовать цельный шнур. Третий недостаток заключается в статичности темляка. Если снабдить таким темляком разборный нож, то для разборки темляк придется расплетать.
Конечно можно попробовать и не расплетать, но тогда разборка и сборка ножа превратится в настоящую пытку.
Такой темляк, особенно в сочетании с «обезьяньей лапой», рекомендуется плести на ножах с маленькой рукоятью.
- За него удобно вытаскивать нож из кармана, или удерживая за него наносить ножом рубящие удары.
- II. Плетение «Плетка» или «Узел висельника»
Нам понадобится шнур длиной 25-30 см. Продеваем шнур в отверстие на рукояти ножа.
- Примерно четверть длины оставляем неподвижной, а остальной отрезок складываем петлей, так, чтобы длинный и подвижный конец оказался у самой рукояти.
- Сложив три слоя неподвижного шнура, начинаем витками наматывать на них длинный конец.
Начиная обмотку у самой рукояти, накладываем ровные и плотные витки. Как только посчитали длину достаточной, продеваем в образовавшуюся петлю подвижный конец шнура и затягиваем с противоположного конца.
- Далее делаем на концах шнура узелки, обрезаем и плавим.
Преимущества этого способа прямо противоположны недостаткам предыдущего. Этот темляк можно распустить и сплести заново. Распустив его мы получаем довольно длинный шнурок, который может оказаться весьма полезным. Например привязать нож к палке и сделать копье. Расслабив узел и получив довольно широкую петлю, можно беспрепятственно разобрать и собрать нож для ремонта или чистки.
III. Плетение «Петля затяжная»
Выполняется так же как и «Плетка» с тем только отличием, что витков наматывается намного меньше. Концы шнура нужно оставить немного длиннее и связать на конце узелком, после чего также обрезать и заплавить.
Витков должно быть немного, и наматывать их надо не слишком туго, узел должен свободно ходить в обоих направлениях. Такой темляк можно накинуть на запястье а «узел висельника» дает возможность затянуть петлю потуже, чтобы плотно подогнать по размеру запястья, и исключить тем самым соскальзывание с руки.
VI. Плетение «Лента»
На такой темляк требуется намного больше шнура. Один шнур нужен значительно короче другого. Два шнура связываются таким образом, чтобы получилось три коротких, равных по длине конца, и один намного длиннее остальных.
Три коротких конца оставляем неподвижными, а длинный конец будет у нас бегунком. Длинный конец вплетается между тремя короткими в шахматном порядке, например слева направо.
Дойдя до крайнего правого конца шнура, так же в шахматном порядке вплетаем справа налево. Так у нас получается широкая лента. Можно сделать ленту шире, взяв не два шнура а три, и т.д.
Как только достигаем нужной длины, опять же выполняем навершие. Здесь оно выполняется так же, как и в предыдущих способах.
Можно обрезать все концы и заплавить, можно завязать два узелка, можно собрать все шнуры вместе и связать в узел.
Есть еще великое множество других видов, более красивых и более сложных, но так далеко вдаваться мы не будем. Однако ничто не мешает вам экспериментировать и придумывать что-то новое. Удачи!
Материал с сайта:http://knifelife.ru
Источник: http://hobbywork.ru/pletenie-temlyaka/
История плетения Макраме
Макраме (фр. Macramé, от арабск. – тесьма, бахрома, кружево или от турецк. – шарф или салфетка с бахромой) – техника узелкового плетения.
С ее помощью люди издавна обогащали свой интерьер и создавали прекрасные украшения и предметы гардероба.
Салфетки, панно, абажуры, кашпо, сделанные своими руками, придадут Вашему дому неповторимый уют, а плетеные украшения, сумочки, пояса подчеркнут Вашу индивидуальность.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов. В древние времена узелки также применялись для узелкового письма, а также проведения сложных математических расчетов. Древние китайцы использовали узелки в качестве напоминалок, своего рода, органайзер.
Также им был изобретен прообраз калькулятора – “суаньпан” – бусинки, нанизанные на прутки. Еще одно название имеет похожая на эту конструкция – “абак” (древние счеты). Узелковое письмо использовалось многими народами не ьолько для передачи символов, но и для счета.
Жители Перу использовали узелковое письмо кипу на протяжении многих лет, а индейцы Северной Америки применяли письмо из узлов – вампум, что означало “нити с нанизанными на них раковинами”.
Из раковин разных цветов с помощью узлов создавался узор, имевший определенный символ, например, красный топор на черном фоне символизиоровал начало войны, белый цвет – счастье, благополучие, мир.
У японцев тоже есть свое плетение – кумихимо, что «плетение веревок» (kumi – плетение, складывание вместе, himo – веревка, шнурок). До сих пор существуют символичные японские узлы, завязывание которых остается искусством, передающимсчя из поколения в поколение.
Во времена Киевской Руси узелки применялись во многих ремеслах, таких как канатник, ременник, мошенник, броздочник и т.д. Декоративное плетение на Руси называлось узорочьем, с его помощью изготавливались всевозможные украшения, предметы декора, обереги, легкая обувь, головные уборы, упряжь лошадей и многое другое.
Когда плетение узлов приравняли к языческим обрядам, его стали запрещать и объявили преступным, колдовским. Узлы-амулеты находились под запретом, а люди, в основном, знахари, изготавливающие этим способом обереги подвергались гонениям.
В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний.
Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий».
Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный Гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.
В Древней Скандинавии кожаными шнурами оплетали оружие, шлемы, плели ремни и обувь. Вот так современные немецкие мастера воссоздают скандинавские клинки с плетеной рукояткой:
Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки в своем деле использовали веревку и узел для изготовления сетей, соединения двух веревок в одну, оплетения различных конструкций для прочности, украшения рулевых колёс. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Сейчас морские узлы используются альпинистами для навязывания страховки и т.д.
Известно, что первый альпинист покорил горную вершину, имея лишь веревку и знание узловой техники. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью.
Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.
Морские узлы, Морской музей в Хайфе
Особую известность узелковое плетение приобрело в Италии в средние века. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.
Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.
Техника «Кавандоли» более известна как «гобеленовое плетение». В 15 веке в одной из итальянских школ, в городе Турине, открылась школа по макраме. Она называлась «Дом солнца». В ней преподавала Валентина Кавандоли, обучая детей 5-6 лет плести кошельки и сумочки.
Именно она придумала плотное плетение в два и более цветов, которое теперь так и называется – Кавандоли. Гобеленовым это плетение называют за сходство фактуры получаемого полотна с настоящим тканым гобеленом.
Полотно Кавандоли выглядит тем красивее и эффективнее, чем меньшей толщины нити используются в плетении.
Гобелен XV века, Дама с единорогом
Привычное нам название «макраме», узелковое плетение получило только в XIX веке, получило множество различных течений, оставив в своей основе узлы, известные нашим предкам еще сотни лет назад.
Сегодня эта техника набирает популярность, ведь с появлением новых материалов узоры макраме выглядят очнеь красиво, симметрично, а изделия радуют своей неповторимостью и самобытнгостью.
Предлагаем и Вам окунуться в мир узелкового плетения и овладеть его навыками в совершенстве, чтобы в дальнейшей создавать эксклюзивные декоративные изделия для Вас и Ваших близких своими руками!
Источник: https://umkas.ru/articles/istoriya-pleteniya-makrame/
Лозоплетение. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.
Корзинки, центр народных ремёсел «Вятка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
С помощью плетения строились стены домов. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. Люди начали плести из доступных природных материалов ещё когда у них не было оборудования и инструментов для создания более сложных предметов для жизни и хозяйства.
Русский «плетюшечный» промысел
В России лозоплетение как промысел развилось позднее, чем в других странах. Поначалу появилась мода на плетёную мебель в Европе. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.
Плетёная мебель Edal, GNU 1.2
В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Завезенные из Европейских стран изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий. Возникновение такого спроса и стимулировало российских крестьян на пробу нового ремесла плетения из лозы.
К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и прочих изделий.
Кофетница Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в Московской, Вятской губернии и Звенигородском уезде.
Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. В 1840 г. в Нижегородской губернии, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин.
Развитие промысла
Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос.
Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны.
Плетёные изделия в интерьере Путеводитель по русским ремёслам, CC BY 3.0
Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости.
Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель — кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и другое. Дорожные принадлежности — сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки и так далее.
Подробнее об ивовой лозе
Плетением можно заниматься используя различные материалы, в том числе и не обязательно природные. Всё же, самый популярный материал для плетения — ивовый прут.
Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые подходящие — белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник.
Ивовые прутья Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Для плетения подходят однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить не трудно: она растет по берегам озер и рек. Однако, найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели не простая задача.
В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время научились, выращивая лозу, получать определенную гибкость, толщину и окраску прута. И кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. Поэтому культурные сорта во всех отношениях лучше.
Промысел в наше время
Промысел лозоплетения актуален и сейчас. Плетёные изделия модны и практичны. Они экологически чисты. Как и прежде, есть спрос на плетёную мебель. Люди охотно пользуются корзинами, плетёными хлебницами, вазами и другими бытовыми вещами.
Плетёное бра, авт. Олег Михайлов Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В Одинцовском районе работает Кобяковская фабрика по лозоплетению. Много умельцев на Кубани, в Московской и Кировской областях. Плетением изделий из лозы занимается «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров). Сохранением и развитием старинных традиций лозоплетения занимаются и на мебельной фабрике «Корунд» (Нагорск).
Популярны школы, курсы лозоплетения, есть информация по самообучению в интернете.
Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/75835-lozopletenie/
История возникновения и развития соломоплетения
Плетение — одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара.
Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира. Сформировались два основных направления в изготовлении человеком плетеных из соломки изделий.
Одно имело ритуальное значение, и происхождение свое вело из сферы верований и поклонений человека верховным божествам природы, второе относится к сфере материальной жизни человека. Сельские жители, занимающиеся земледелием в разных уголках земного шара, использовали солому в быту.
Ею укрывали крыши домов, ее подстилали домашним животным; из соломки делали циновки и утепляющие маты, разнообразную утварь для хранения, переноски продуктов и одежды; из нее изготавливали головные уборы и обувь, а в некоторых странах — элементы верхней одежды. Самым первым злаком, который начал культивировать человек, является пшеница.
Она распространилась из степных районов Среднего и Ближнего Востока (Месопотамии, Палестины, Сирии) около 8 тыс. лет до н. э. Самыми древними изобразительными доказательствами культового отношения к пшенице являются рисунки египтян, на которых изображены возделанные пшеничные поля (фото 1).Эти рисунки датируются 5—3-м тысячелетиями до н. э.
Существует множество подтверждений этому и в более ранней мифологии египтян. Осирис и Исида воплотили в себе мужское и женское начала как символы духовного и земного (неба и земли). Земной родительский культ, который развился вокруг божества Исиды, стал одним из самых ранних культов, в котором семенам отводилась символическая роль божества.
На черепках египетской глиняной посуды из захоронений исследователи находят отпечатки изделий и плетений из соломки. Причину создания этих изделий историки относят к тому же верованию в божественную силу зерна, стеблей и некоторых плетеных изделий из соломки. Эти взгляды были глубоко укоренены в верованиях людей прошлого.
Они были в большей степени основаны на страхе потери урожая и угрозе для жизни. В большинстве мировых культур вера в Духа или Бога урожая, который обитает в зерне и чей дом человек разрушает после того, как собирает урожай, была очень сильна.
Известные во многих странах мира плетения в виде клеток, венков были призваны служить временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля. Такое же символическое значение имел и последний сноп, который хранили до следующего земледельческого года, в начале которого, во время вспашки полей (фото 2) Дух опять возвращался в свою стихию и должен был возродиться в новом урожае.
В Северной Африке, Египте и в настоящее время еще можно встретить так называемые клетки, сплетенные из соломки с колосками, они известны и другим народам мира. Эти изделия являются одними из древнейших и берут свое начало от плетений первых земледельцев.
Согласно языческим верованиям, в клетке после сбора урожая поселялся Дух зерна, он обитал там всю зиму, охраняя дом и его жильцов от зла и несчастий. Клетки вывешивали с наружной стороны дверей дома и хлева. С приходом христианства этот символ в странах Центральной Европы стал называться «благословением дома».
Первые греческие летописцы, посещая Египет, подробно описали ритуалы, связанные с посевом и сбором урожая. Однако в этих записях отсутствуют упоминания о связанных с этими ритуалами плетениях. Есть несколько предположений по этому поводу: либо плетения были настолько малопримечательными, что ускользнули от взгляда греческих летописцев, либо, что более вероятно, это народное искусство уже распространилось далеко за пределы Египта и страны Средиземноморья и было знакомо грекам.В ранней греческой мифологии пшеница была связана с богиней сельского хозяйства Деметрой, чье имя в одних вариантах переводится как «мать-земля», в других — как «дарящая пшеницу». В честь нее и ее дочери Персефоны (являющейся божественным символом зерна) из пшеницы плели фигурки, по форме напоминающие женские. Эти изображения должны были передать людям древнейшие тайны, хранимые зерном и связанные с циклами рождения и смерти.В римской мифологии богиней плодородия и материнства стала Церера, чье имя обозначает «злак, хлеб, крупа». Многие произведения искусства (рисунки, скульптура) подтверждают, что в честь нее из соломы изготавливали ритуальные изделия, которые выставляли во время осенних праздников плодородия. Любимыми цветами богини Цереры были красные маки, которые на полях росли вместе с пшеницей; считалось, что эти цветы приносят счастье. Поэтому соломку перевязывали красными лентами или вплетали их в соломенные плетения, отдавая дань богине. В настоящее время в Европе сохраняются традиции изготовления соломенных жатвенных украшений, перевязанных красной лентой, которые вобрали в себя традиции многих культур, и, возможно, красная лента относится к культу богини Цереры. Традиции римской культуры переносились на новые земли, смешивались с верованиями и ритуалами племен, населявших Центральную и Северную Европу. В результате складывались свои ритуалы и обычаи, связанные с посевом и уборкой зерна, имеющие иногда очень локальные проявления, ограниченные одной или несколькими деревнями. Однако все действия были направлены на получение хорошего урожая, сохранение Духа зерна в течение зимы и передачу его полю в новом сельскохозяйственном году.
В современном мире, когда успехи агротехники обеспечивают хорошие урожаи, их сохранность и существование человека в меньшей степени стало зависеть от воздействия природных стихий и их влияния на урожаи, значение ритуалов и обрядов исчерпало себя.
Однако их забвение показало, что они давали людям намного больше, чем просто веру в хороший урожай: в обрядах сохранялось то, что сейчас называют духом народа, то, что проявлялось как его индивидуальность, обеспечивало и сохраняло его общность и духовное взаимодействие между всеми его членами.
Начало 1980-х годов отмечено в Европе как момент возрождения и переосмысления современным человеком значения обрядов и ритуалов, связанных с земледелием и возделыванием хлеба. Именно в эти годы в мире стали складываться любительские объединения соломоплетельщиков.
Члены этих организаций собирали коллекции из уцелевших изделий, занимались изучением и исследованием традиций, возрождали старинные технологии плетения и аппликации соломкой. Например, в Англии в городе Витлси возродили традицию проведения фестиваля «Соломенный медведь» с шествием ряженых и музыкантов. Последнее упоминание о проведении такого шествия относится к 1909 году.
Фестиваль проводится через 12 дней после празднования Рождества, в это время в Англии начинается вспашка полей. Аналогичный праздник существует и в Германии, во Франкфурте, перед масленицей. Оба фестиваля связаны с началом сева. Медведь, выполненный из соломы, воплощает в себе древнейшие верования, связанные с культом предков, урожаем и защитой.
В конце праздника соломенный медведь сжигается, открывая путь для возрождения медведя следующего года, который будет создан из соломы нового урожая. Ход проведения праздника с шествием и соломенным чучелом напоминает празднование славянскими народами Масленицы.Возрождаются обычаи, связанные и с уборкой зерна.
Например, в окрестностях Девона в Англии уже в наши дни можно познакомиться с возрожденным обычаем уборки последнего хлеба. После того как поле полностью убирается и остается последний неубранный участок пшеницы, жнецы бросают на него свои серпы, чтобы Дух поля, которого загнали на этот последний островок, не знал, на кого из жнецов-обидчиков напасть.
Затем из стеблей последней пшеницы вместе с колосками сплетают витую плетенку в виде шеи (которая и имеет название «шея»), очевидно, по давней традиции, когда полю приносили в дар за выращенный урожай жертвенное животное. Считается, что Дух зерна заселяется в «шею» и там сохраняется до нового урожая.
Вместилищем и домом Духа зерна служили самые разные изделия, но очевидно, наиболее распространенным у всех народов является последний сноп, традиция украшения которого была у разных народов очень разнообразна, иногда сноп выполнялся в виде некого мифологического образа, соответственно меняя свое название, называясь уже «дед», «баба» или как-то иначе.
Повсеместно сноп делался из самого лучшего урожая и был гордостью земледельца.
Особыми изделиями были жатвенные украшения, в Англии они носят название «corn dollies» — зерновые куклы (это название распространилось во многих странах). Долл (кукла) — изменение слова «идол» — в понимании сельских жителей было олицетворением идола зерна.
Форма этих украшений может быть отлична от формы, ассоциирующейся с названием «кукла». О первоначальной форме и символике «зерновых кукол» существует несколько мнений.(рис3). Исследователи не пришли к конечному мнению, символом чего они являются.
Одни придерживаются мысли, что эти изделия напоминали сноп и символизировали фигуру женщины, олицетворяющую одновременно Мать-прародительницу и хлебный Дух. Другие считают, что самые ранние жатвенные украшения были выполнены спиральным плетением. Спиральные плетения встречаются во многих культурах мира. Они являются самыми древними плетениями и могут символизировать движение и развитие Духа поля. Несмотря на разные мнения, формы выполняемых ритуальных изделий были очень устойчивыми и мало менялись на протяжении тысячелетий. В нашем быстро меняющемся мире трудно поверить в то, что художественная форма может быть такой статичной.
Постепенно плетеные ритуальные изделия утрачивали свою символическую роль, и она становилась все менее и менее очевидной. Эти изделия стали рассматриваться как неотъемлемая часть культурного наследия, связанного со сбором урожая и верованиями земледельческих народов.
В Европе плетение жатвенных украшений приобрело оттенок соревнования, в котором каждый хозяин стремился выполнить свое украшение как можно лучше для того, чтобы оно было выбрано символом урожая деревни. Подобные соревнования способствовали развитию новых художественных форм и разнообразных видов плетений.
Большинство форм жатвенных украшений, известных в настоящее время и относящихся к традиционным, появилось в 16—18 веках. Более развитый декор этих изделии сохраняет в себе истоки простых архаичных форм, близких к вере и символу дома Духа зерна (рис 4).Украшения из соломки делались не только к праздникам урожая, они также использовались как знак внимания и симпатии.
Символы в виде выплетенных из разнообразных плетенок узелков и сердец широко распространены в странах Европы. Например, на востоке Англии парень, приходя на свидание к девушке, должен был иметь при себе стебли пшеницы. Он мог оставаться наедине с девушкой при условии, что его руки будут постоянно заняты плетением.
На свадьбу жених дарил своей невесте сплетенный из соломки «узел любви», который символизировал крепкие супружеские узы. Конструкции «узлов» были иногда очень сложными, их выполняли такими, чтобы показать умение жениха, его способность к работе (рис . 5).
С распространением христианства к традиционным языческим украшениям добавились новые формы, одной из которых стали христианские кресты. Есть и менее распространенные формы, известные только в одном регионе. Например, соломенные пауки в виде звезд, встречающиеся только в Литве и Беларуси.В странах Восточной Азии, где жители также занимались культивированием разнообразных злаковых культур, отношение к рисовому зерну и соломе было аналогично отношению европейцев к пшенице. В наши дни обычаи, связанные с верой в божественную силу зерен и соломы, поддерживаются в Китае, Корее, Японии. Они символизируют чистоту, славу, солнечную энергию, знание, изобилие, счастье и плодородие. В мифах рис был даром богов-героев или зарождался одновременно с человеческой жизнью в первичной тыкве. В Китае рисовые зерна были символом защиты от злых духов. Культ Матери Риса на острове Бали, фигуру которой составляли длинные (мужское начало) и короткие (женское начало) снопы рисовой соломы, — выражение веры народов Юго-Восточной Азии в то, что стебли риса, подобно людям, содержат в себе жизненную энергию.В странах Восточной Азии, где жители также занимались культивированием разнообразных злаковых культур, отношение к рисовому зерну и соломе было аналогично отношению европейцев к пшенице. В наши дни обычаи, связанные с верой в божественную силу зерен и соломы, поддерживаются в Китае, Корее, Японии. Они символизируют чистоту, славу, солнечную энергию, знание, изобилие, счастье и плодородие. В мифах рис был даром богов-героев или зарождался одновременно с человеческой жизнью в первичной тыкве. В Китае рисовые зерна были символом защиты от злых духов. Культ Матери Риса на острове Бали, фигуру которой составляли длинные (мужское начало) и короткие (женское начало) снопы рисовой соломы, — выражение веры народов Юго-Восточной Азии в то, что стебли риса, подобно людям, содержат в себе жизненную энергию.В Японии одной из современных форм почитания и уважения к культуре древних верований и обрядов является создание после сбора урожая на праздник Синтоистских богов риса гигантской композиции из рисовой соломы. Основой композиции является человек, поддерживающий на своих руках серп луны с пляшущими священными животными, каждое из которых символично и связано с богом риса Инари.Во многих странах развитие и совершенствование техник плетения, расширение видов изделий, выполняемых из соломки, создали условия, когда этот вид народного искусства интенсивно развился в одно из направлений декоративно-прикладного искусства, центрами которого были уже не деревни, а города с образовавшимися там мастерскими. Примером тому могут служить шляпные мастерские, организованные во многих странах Европы. Изделия этих мастерских — мужские и женские шляпы, кружева, тесьма — были очень популярны в 18 — начале 20 века. Шляпное производство стало прекрасным стимулом для разработки новых плетений, техник и фасонов. Существовало патентование изобретений.
Источник: https://rukodelkino.com/solomka/599-istorija-vozniknovenija-i-razvitija.html
Плетение: история, виды плетения
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Наиболее популярными сегодня является плетение из лозы, бисероплетение и макраме.
Плетение из лозы берет свое начало из глубины веков. Оно появилось гораздо раньше гончарного дела и заняло значительное место в жизни человека.
Достаточно вспомнить хотя бы о том, что из веток деревьев возводились жилища, изгороди, изготавливались всевозможные предметы обихода, от мебели до детских игрушек.
На Руси фактически каждый крестьянин мог сплести корзину, если в том возникала необходимость.
Также на MEGAPOISK.com :
Без корзин обходиться было невозможно: в них носили на речку стирать белье, брали с собой в лес либо в дорогу, отправляясь в далекий путь. Кроме того, плетение является предшественником ткачества. Самые первые коврики, циновки и одежда, сплетенная из трав, являются прообразом современных тканей.
Лозоплетение дошло до нашего времени практически без изменений, и научиться плести из лозы может каждый желающий.
К тому же доступность используемого материала очень подкупает, так как для плетения может использоваться не только лоза, но и, фактически, любое растение, имеющее длинные, гибкие, тонкие стебли.
Это может быть тростник, ситник, виноградная лоза, листья кукурузы и многое другое, очень популярно плетение из ротанга.
Также большим плюсом является то, что плетение из лозы можно сочетать с другими техниками, в основе которых лежит использование природных материалов: роспись, резьба, икебана, флористика и многое другое, что подскажет творческая фантазия.
Для начала можно создавать поделки попроще, а потом можно изготовить практически любую вещь.
Светильники, вазы , табуреты, кресла, плетеная садовая мебель пользуются большим спросом, поскольку они красивы, практичны и подчеркивают индивидуальность обладателя.
И если плетение из лозы может украсить интерьер, то плетение из бисера может украсить одежду и стать ярким и модным аксессуаром. Родиной бисероплетения считается Египет, где задолго до нашей эры плелись украшения из стекла: в маленьких непрозрачных кристаллах проделывались дырочки, сквозь которые продевался волос или пропитанная воском нить.
Также украшения из бисера носили в Древней Руси. Даже зажиточные крестьянки могли позволить себе кокошники, расшитые бисером и речным жемчугом. Вышивка из бисера украшала также сумочки, кошельки, подушки, скатерти, пояса, подтяжки и т. д.
Но настоящими «центрами рукоделия» являлись женские монастыри.
Здесь готовили церковные убранства, расшивали одежду священнослужителей золотом, серебром, шелком, каменьями, а иконы, вышитые лицевой гладью и украшенные бисером и жемчугами, могли соперничать с писаными иконами.
Но монашкам-рукодельницам доверяли не только церкви, также их услугами пользовались богатые модные барышни и даже государственные мужи, желающие украсить шитьем свои мундиры.
Именно благодаря монахиням и монастырям, собирающим и хранящим разные техники рукоделия, мы можем сегодня любоваться иконами, царскими одеяниями, патриаршими облачениями, которые поистине можно назвать произведениями искусства.
Сегодняшние мастерицы ничуть не уступают монахиням в искусстве бисероплетения, создавая из этих крохотных бусинок красивейшие украшения, мозаики, картины, которые смело можно назвать шедеврами.
Ручное плетение бисером смотрится ярко и эффектно, облагораживает и придает оттенок роскоши.
Многочисленные схемы бисероплетения цветов, деревьев, камей, брошей, колье и других украшений можно найти на специализированных сайтах.
Еще одним из видов плетения является макраме. История макраме начинается в Древнем Китае и Японии, откуда распространяется по всему миру. Некоторые народы использовали это узелковое плетение, чтобы сохранять и передавать информацию. «Узелковые письма» расшифровывались по цвету, размеру, форме и сочетанию узелков.
Во времена язычества из узелков плелись амулеты и талисманы, которые носили на руке или на шее. Церковники тех времен рассматривали плетение как преступление, а тех, кто занимался этим видом рукоделия, причисляли к еретикам и колдунам и подвергали жестокому наказанию или казни.
Бытует мнение, что посредником макраме стал парусный флот VIII – IX веков, так как многочисленные комбинации морских узлов крайне сложные и оригинальные по своей красоте.
Моряки применяли хитроумные узлы для своих нужд, а в свободное время украшали свои ножи и безделушки узелковыми узорами.
В разные времена узелковое плетение то возрождалось, то забывалось, но в каждый период своего расцвета техника плетения и вязания узелков усложнялась и задействовала все новые виды творчества.
Плетеные изделия можно было увидеть всюду: в интерьере, в одежде и даже в полотнах великих живописцев. Одним из первых художников, запечатливших плетеные изделия, стал Сандро Боттичелли.
В настоящее время эта техника узелкового плетения также доступна всем, кто хочет самостоятельно украсить свой интерьер красивыми панно или сплести кашпо для цветов.
Также в этой технике получаются оригинальные ремни и пояса, игрушки, кулоны, вазы, корзины и множество других полезных и красивых вещей, которые могут послужить прекрасным подарком к любому празднику.
Источник: http://megapoisk.com/pletenie-istoriya-vidyi-pleteniya
История лозоплетения
Из глубин истории и сознания
Плетение — искусство древнее, как человеческий род. Наверное, человек не может не плести: с древнейших времён плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.
- Плели из камыша и верёвок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника, а теперь, к списку возможных материалов добавились синтетические ленты.
- Наблюдая за тем, как дети опустошают одуванчиковые поляны и возятся с венками, терпеливо делают бумажные коврики и верёвочных кукол, начинаешь подозревать, что интерес к плетению у человека глубоко архетипичен.
- Самыми старыми из найденных плетёных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетёных стула.
- Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме — и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта!
Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали лёгкие и прочные боевые щиты. Но это — лишь два-три примера из истории.
На самом деле, список применений лозы очень велик, а для начала, стоит рассказать о том, что такое ивовая лоза и где её берут
Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста её видов, но, для плетения, подходят далеко не все.
Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник (да, тот самый «куст ракиты за рекой!»).
Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги.
В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растёт по берегам озёр и рек. Однако, найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели — задача не из лёгких.
Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд.
В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же, её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта.
В наше время, требования к лозе ужесточились: необходимо получить определённую гибкость, толщину и окраску прута.
И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта — вне конкуренции. К тому же, они гораздо урожайнее диких.
Постройте себе глинобитную хижину
Наверное, наряду с корзинами, рыболовецкие снасти и ловушки для зверья и птиц были первыми и самыми важными для человека «плетёными поделками».
Снасти из тонкого ивового прута были прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Поэтому, позднее, лозу заменили различные нити и обрезки кожи.
Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для стен и крыш.
Важно и то, что, на постройку сарая из глиноплетневых стен, тратится не больше недели.
А вторым преимуществом, кроме малых временных затрат, является дешевизна.
Впрочем, есть и минус — недолговечность постройки. Рассчитан такой плетёный домик, в среднем, на 10-15 лет использования, хотя, в принципе, может простоять десятки лет (это зависит от умения и старания строителей).
- Глинобитные подсобные помещения и сейчас популярны на юге России и Украине.
- Корзинки, корзины, корзинищи
- Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой.
- Плетёная корзина и сейчас осталась «тарой номер один» для садовников и грибников.
- Настоящий грибник никогда не отправится на «охоту» с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху.
- Картофельные корзины, прочные, вместительные, лёгкие, порадуют дачника при уборке картофеля.
- А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.
- Но дело — не только в лёгкости и прочности плетёного «оборудования», но и в его эстетичности.
- Ведь, за город, на дачу, мы едем, ради общения с природой, а «натуральность» корзин из ивовой лозы (вместо вездесущих пластмассовых вёдер) легко настраивает утомлённых горожан на нужный лад, принося спокойствие и умиротворение.
- Корзина в городе
- Собравшись на пикник, уложите провиант в плетёную корзину с двумя крышками, надёжно защищающими снедь от дождя и пыльных бурь.
- До революции и в годы НЭПа похожие корзины были особенно ценимы торговцами-разносчиками: они вместительны и удобны в работе.
- А чтобы, без особых усилий, заработать себе репутацию оригинала, ходите в гипермаркет с небольшой нарядной корзинкой.
Докажите окружающим, на своём примере, что более удобной тары для ношения яиц и фруктов люди ещё не придумали. И это — действительно так!
- Наряду с плетёной мебелью, корзины из ивового прута — обязательный элемент стиля «кантри».
- Короба для белья, корзины для бумаг, «ящики» для хранения вещей, забавные корзинки для мяукающих любимцев — это те мелочи, которые делают дом уютным, и наполняют его особым теплом, присущим природным материалам.
- Но, почему же так много красивых и практичных вещей полностью ушло из нашего интерьера?
- Увы, в какой-то момент люди посчитали лозу «неактуальной», и на смену ей пришла «суперсовременная» синтетика.
- Русское лозоплетение
- В России первый бум моды на плетёную мебель начался в конце 18-го века.
- Князь Голицын, воодушевлённый впечатлениями от поездки по Европе, создал в своём поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута.
- Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетёные вещи становятся сложнее, изящнее.
- В конце 19-го века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами.
Вслед за французами, русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками.
- В начале 20-го века в России из лозы плели всевозможную мебель (стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки), газетницы, коляски, дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), сани, корзинки, детские качели и игрушки.
- Широта ассортимента плетёных вещей поражала воображение!
- До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков.
- В послевоенные 40-50-е плетение не развивалось: все силы и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы, и вера в могущество техники стала тотальной.
- Поэтому, переселяясь в город, бывшие крестьяне старались позабыть «отсталое прошлое»: оно стало немодным.
- И всё же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы.
- В 60-80-х их продукция превратилась в престижный дефицит, популярный в среде политиков, богемы и подпольных бизнесменов.
- Король жив!
Вслед за Европой, а впрочем, и всем цивилизованным миром, Россия «возвращается к корням». Рождается новое поколение «экологических» людей, мыслящих стратегически.
Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном.
Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или ещё какого-нибудь продукта нефтепереработки.
- Ведь, у нас — достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохранённая русской традицией.
- Сейчас плетёная мебель, лёгкая, экологичная, изысканная, вновь покоряет Россию.
- Её можно увидеть на картинках каталогов и в витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах.
Плетёные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, становясь домашними любимцами. А их собратья охотно заселяют балконы, веранды, чайные домики и прочие «уголки для размышлений».
Отдыхая на наших любимых плетёных диванах, мы, наверняка, получаем немало целительных токов. Ведь, ещё древние лозоходцы доказали, что лоза — прекрасный проводник земной энергии.
Так, в Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, обследовался с помощью лозы, и дом ставился на месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца.
Когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.
Источник: http://www.kefa.ru/article/oloze/loza/hi.htm
История плетеных корзин — с древних времен до наших дней
В последнее время в моду входят самобытные, изготовленные вручную вещи, наделенные душой творца и авторским стилем. Плетеные корзины, являющиеся изделиями с богатой историей, наглядно демонстрируют путь развития из древности в современность.
В разные века этот предмет обихода нес в себе различны функционал, однако, его основная символика оставалась неизменной.
В изящном переплетении прутьев всегда виделась благосклонность природы к хорошему урожаю и ее готовность поделиться своими дарами с людьми.
Глядя на совершенные по форме и изумительные по красоте плетеные корзины, мы восхищаемся ловкостью и мастерством их создателей. В этом ремесле человечество достигло немалых высот, на что потребовалось несколько тысячелетий.
Изготовление подобных изделий имеет более давнюю историю, чем производство тканей и керамической посуды.
В те времена контейнеры и короба, предназначенные для транспортировки и хранения различных хозяйственных мелочей, изготавливались из ивовых прутьев, корней, камыша и травы.
История возникновения
Впервые плетеные корзины появились 8,5 тысяч лет назад в Африке и на Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют проведенные археологами раскопки в местах нахождения старых цивилизаций. Интересным фактом является то, что за столько времени способ плетения не претерпел коренных изменений. На европейской территории подобные изделия появились значительно позднее.
В древности человеческая жизнь была практически немыслима без плетеных вещей. Колыбели для младенцев свивались из травы, а постель представляла собой циновку из ивовых прутьев. Крыша и стены жилища сооружались из камыша, а для повышения их прочности и устойчивости использовалась глина, затвердевающая на солнце. В корзинах из лозы люди хранили самые разные вещи:
- Собранный урожай и семена.
- Пойманную рыбу и дичь.
- Одежду и провизию.
Сферы применения
Плетеные корзины устанавливались в усыпальницах для хранения вещей, принадлежавших умершему и способных «пригодиться» ему в загробной жизни. Каждое племя по-своему украшало изготавливаемые им изделия. По способу плетения и отдельным характерным элементам дизайна можно было установить принадлежность того или иного предмета определенному семейному клану.
Первопроходцы воздухоплавания прикрепляли плетеные корзины к воздушным шарам. Эта традиция жива и сегодня: нынешние аргонавты также используют подобные конструкции для подъема в небо.
В настоящее время такие изделия также получили широкое распространение.
Подарочные плетеные корзины являются одним из самых популярных вариантов упаковки, способным в выгодном свете представить практически любой товар, в том числе цветочные композиции и парфюмерные наборы.
Они также станут отличным самостоятельным подарком или использоваться для украшения интерьера загородного дома, придавая ему изысканный и изящный вид.
Рекомендации по уходу
Как и у всех продуктов натурального природного происхождения у плетеных корзинок тоже есть враги. Это излишняя сухость, насекомые-вредители и обычная бытовая грязь. Чтобы поддержать внешний вид изделия, достаточно придерживаться несколько несложных рекомендаций.
Например, корзины из ивняка можно мыть только с помощью воды, а сушить их лучше всего на открытом воздухе без прямого доступа солнечных лучей. Предметы, изготовленные из мягких волокон, следует протирать влажной салфеткой или губкой. Следование этим правилам позволит продлить срок службы изделий, благодаря чему они будут долгое время радовать глаз техникой своего исполнения.
Источник: http://www.pk-kolesnik.ru/stati/state-istoriya_pletenih_korzin.html