Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Подарок, созданный ручным трудом, уникален и неповторим. Однако, не все люди могут похвастаться умением творить.

Идеальным сувениром на память станет жостовский поднос, который можно использовать, как украшение для дома, так и в бытовых целях.

Несмотря на кажущуюся простоту, техника изготовления подобных изделий уникальна и ей не просто овладеть. По причине популярности этой утвари, многие производители выпускают подделки, пытаясь выдать их за оригинал.

История жостовской росписи

Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше.

После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи.

Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.

Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.

На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.

Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла.

Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе.

Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется.

Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.

Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.

  • Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
  • Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
  • Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Разнообразие форм

В современное время на фабрике подносы штампуют на специальных прессах, благодаря им легко можно получить любую форму. Если заготовка штампуется, то эскиз сначала прорисовывается при помощи трафарета, затем он вырубается и вытягивается на электрическом прессе.

Однако, если заказ уникальный и покупатель хочет получить именно ручную работу, живописец попросит кузнеца выковать утварь вручную.

Тогда коваль создаст ее из листа железа, сначала вырезая форму ножницами по металлу, а после выбивая ее и вытягивая.

Край подноса закатывается, к нему приклепывается проволока, этот «гуртик» создает рельефность форм и одновременно придает прочность. Работа, выкованная вручную, стоит в разы дороже.

Для жостовских подносов существует несколько особенно популярных форм. Многие из них пришли из нижнетагильской росписи:

  • круглая;
  • овальная;
  • гитарная;
  • прямоугольная, она также называется сибирская.
  • восьмиугольная;
  • крылатая с фестончатыми краями;
  • комбинированная.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Популярные узоры и цветовая гамма

На классическом жостовском подносе черный фон, но в XXI веке уже не так строго соблюдается канонизация, поэтому все чаще можно встретить изображение на красном, зеленом, синем или серебристом фоне.

 Главной темой росписи являются цветы, причем обычно полевые или садовые. Этому мастера Жостово также обязаны уральским ремесленникам, которые часто использовали на своих изображениях соцветия и плоды.

В центре композиции располагаются крупные растения, причем рисовка такая, что цветок будто вырастает из середины подноса. Далее по краям изображены более мелкие соцветия.

Чаще всего художники изображают цветы в букетах, но иногда они помещают их в венки, а также рисуют цветочные орнаменты различной сложности.

Каждый живописец для изображения выбирал те растения, которые являлись его любимыми, по этой причине у первых именитых мастеров легко отследить авторство.

В современное время на росписи часто можно встретить натюрморты, птиц, животных, а также пейзажи и тематические изображения.

Создание рисунка происходит в строгой последовательности. Нельзя нарушать эту технологию:

  1. Слабым оттенком будущего цвета прорисовываются эскизы цветов и других элементов.
  2. Живописец накладывает полупрозрачные тени. На этой стадии создаются изображения листьев и соцветий.
  3. Придание цветам формы при помощи окончательного оттенка
  4. После высыхания мастер наносит небольшие блики на изображение, именно они создадут объемность будущего шедевра.
  5. Тонкой кисточкой художник прорисовывает самые мелкие детали композиции, но они образуют законченный вид.
  6. Создание фона для основной композиции.
  7. Нанесение орнамента на края подноса. Обычно он представляет собой геометрические фигуры или цветы. Эта процедура скорее отделочная, но без нее утварь никогда не будет иметь законченный вид.
  1. Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь
  2. Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Где зачастую используются

Настоящий жостовский поднос обладает высокой прочностью, его можно использовать под хозяйственные нужды, как подставку под самовар или другую посуду, а также для подачи блюд.

 Но в большинстве случаев, образцы этого народного промысла приобретаются в качестве подарка. Это связано с тем, что утварь ручной работы имеет высокую стоимость.

 Такой сувенир получит одобрение как у коллекционера, так и любого человека, ищущего для своего интерьера что-то оригинальное. Особо эффектно смотрятся жостовские подносы на стене.

Как и другие образцы народных промыслов, утварь с жостовской росписью часто преподносят в качестве подарка иностранным гостям.

Как отличить подделку

Как и любой вид искусства, жостовская роспись страдает от мошенников, которые стремятся выдать подделку за оригинал. Нужно помнить, что подлинный поднос ручного изготовления из Жостова не может стоить дешево, но и высокая цена не гарантия качества. Есть несколько параметров, по которым можно различить подделку от ручной работы мастера:

  1. Штамп с обратной стороны утвари — на настоящем жостовском подносе стоит логотип мастерской, выпустившей его.
  2. Мастера своего дела никогда не оставят острыми края жестяной посуды, они в обязательном порядке завальцованные. Обработанный край нужен не только для аккуратного завершенного вида, но и для упрочнения подноса, закатанная каемка играет роль ребра жесткости. Если края обработаны, но с погрешностями, это тоже указывает на подделку.
  3. Подлинный образец жостовского искусства увесист и имеет достаточную толщину, чтобы удержать на себе полный самовар или несколько яств за раз. Отличить подделку можно так: поставить что-то тяжелое на поднос, если он прогнется, можно отказываться от покупки. Вес подлинника состоит из металла точно подобранной толщины, нескольких слоев краски, грунтовки, эмали и лака. Невыдержанная технология станет причиной того, что изделие прогнется, сломается, а нанесенное изображение сотрется.
  4. Зеркальность поверхности — перед нанесением росписи, поднос несколько раз подвергается грунтовке, каждый из слоев которой шлифуется. Лак на поверхность также накладывается не меньше чем в два слоя, оба тщательно полируются. В жостовском подносе все отражается, как в зеркале. Если этого не происходит, была не соблюдена технология лакирования. Это чревато тем, что через небольшое время краски потускнеют или даже сотрутся. Также использование некачественных красок опасно для здоровья, если поднос планируется использовать в бытовых целях. Все лаки мастеров Жостово безопасны для соседства с пищей.
  5. Техника исполнения — жостовские умельцы расписывают подносы не одно поколение, так же, как и куют их. Поэтому на изображении подлинника нет кривых линий и нечеткой прорисовки, неидеальной формы посуды или грубых краев.
  6. Наличие подписи автора.
Читайте также:  Витражная роспись по стеклу своими руками: необычно украшаем интерьер

Жостовский поднос в качестве сувенира — недешевое удовольствие, но это гарантия качества и уникальной вещи в единственном экземпляре. Тот, кто получит его в подарок, сможет хранить его в семье не одно поколение, ведь он долговечен и никогда не выйдет из моды.

Видео

Фото

Источник: https://posuda-gid.ru/vidy/379-jostovskiy-podnos

Жостовская роспись подносов

Среди российских брендов с мировым именем особняком стоят различные народные промыслы.

Оренбургские пуховые платки, деревянная посуда с хохломой, вологодские кружева и множество других, уникальных художественных промыслов широко известны как в России, так и за пределами нашей Родины. Одним из таких является жостовская роспись.

История появления ее начинается в 19 веке и продолжается по сей день. Основами техники этой росписи можно овладеть, изучив различные методические материалы. А стать настоящим мастером поможет вдохновение и практика.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Жостовская роспись берет свое начало от традиционной тагильской художественной росписи. Попав в центральную Россию, промысел был подхвачен мастерами в селах нынешней московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком.

Изначально цветочными мотивами расписывались лакированные предметы из папье-маше. Чуть позже, с развитием металлургии, мастера перешли на более прочные и практичные металлические подносы. В начале XX века разрозненные мастерские объединились в артель «Металлоподнос».

Преодолев множество противоречий предвоенного и кризис военного времени, в 1960 году сформировалась жостовская фабрика декоративной живописи. В настоящее время жостовские подносы можно встретить по всему миру, традиционные цветочные букеты узнаваемы и любимы.

Они участвуют в различных выставках и конкурсах, представлены в музеях. Жостовскую роспись копируют, имитируют, создают изделия «по мотивам».

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Чтобы создать вещь в стиле Жостово, необходимо придерживаться определённых правил:

• Основой для росписи является металлический (кованый или штампованный) поднос.

• Мастера на фабрике Жостово расписывают подносы масляными красками с помощью беличьих кистей. Однако, для имитации жостовской росписи можно использовать и акриловые краски с синтетическими кистями. Для того, чтобы акрил не высыхал слишком быстро и давал большую свободу действий, можно добавить в него замедлитель высыхания.

• Поднос грунтуется и окрашивается в основной цвет. Чаще всего встречаются жостовские подносы чёрного цвета, однако фон может быть и другим — красным, синим, зелёным или даже белым. Поскольку изделие предполагает глянцевое покрытие, поверхность должна быть идеально ровной.

• На изделие набрасывается общая композиция рисунка – так называемая замалевка. Поскольку нашей целью является лишь имитация жостовской росписи, для облегчения работы можно заранее нанести контур карандашом.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

• Замалевка — рисунок слегка забелёнными красками, передающий основной сюжет будущей росписи. Как правило, это декоративные натюрморты из фантазийных цветов и фруктов, реже — узнаваемые виды цветов.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

• Рисунок наносится от центра по кругу.

• После нанесения замалевки работу необходимо просушить. На фабрике подносы сохнут 12 часов в специальных сушильных камерах. Акриловые краски сохнут значительно быстрее масляных, поэтому одного-двух часов будет достаточно, чтобы рисунок полностью высох.

• Так называемая выправка состоит из нескольких операций — тенежка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Из названия можно понять суть процесса.

Тенежка – прорисовка теней на элементах; бликовка – создание светлых бликов, придание объема; чертежка — детализация рисунка, добавление мелких элементов; привязка – объединение разделенных элементов в один цельный рисунок.

Задача всех этих процессов — выделить детали, придать росписи максимальную детализацию и декоративность, «оживить» рисунок. Именно в этот момент проявляется индивидуальность мастера, его виденье изделия в целом.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

После того, как роспись центрального элемента закончена, бортики подноса необходимо украсить легким растительным орнаментом контрастного цвета. Удобнее всего сделать это тонкой кистью-лайнером.

Изделие покрывается тремя-четырьмя слоями лака (в нашем случае акрилового) с промежуточной просушкой. Лак лучше использовать глянцевый или полуглянцевый — он придаст изделию необходимую яркость и декоративность.

Если предполагается использование подноса по назначению, можно завершить обработку термостойким лаком – например, нитролаком «Цапон», в 2-3 слоя.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Конечно, созданную таким образом вещь нельзя назвать настоящей жостовской. Это всего лишь имитация или стилизация.

Однако, практикуясь, можно значительно приблизиться к идеалу, научившись создавать оригинальные композиции и перейдя на технологии, используемые непосредственно на фабрике декоративной росписи в Подмосковье.

А возможно, со временем стать родоначальником нового направления в декоративной росписи – ведь когда-то даже жостовская роспись была лишь “вариацией на тему”.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Автор статьи — Ольга Васильевская, «Декупаж. Материалы, обучение. Ярославль».

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Новогодняя бутылка шампанского с фантастическим оленем

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Краткая обзорная статья о видах кистей. Рассматриваются области их применения в зависимости от формы волосяного пучка.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Серия «Простые мастер-классы». Создаем симпатичную вазу-подсвечник имитируя эффект вмороженных в лед листьев. Используются скелетированные листья и прозрачный моделирующий гель.

В этой статье мы решили сделать подборку товаров нашего интернет-магазина, из которых можно собрать подарок творческому человеку на любой праздник.

Источник: http://www.tairtd.ru/information/blog/ZHostovskaya-rospis-podnosov.html

Жостовские подносы: история и особенности

Небольшой поселок Жостово, что недалеко от Мытищ, стал известен и за пределами Московской области (и даже России) благодаря уникальной, колоритной, узнаваемой среди десятков смежных направлений росписи.

Жостовские подносы – один из символов русского народного искусства. Он возник в XIX веке, его могла постигнуть печальная участь многих преждевременно исчезнувших ремесел, но жостовская роспись живет и сегодня.

В 1825 году деревенские умельцы Вишняковы, крепостные графа Шереметьева, узнали на мануфактуре, где трудились, технологию лакирования металлических изделий и конструкций из папье-маше.

Так в селах и деревнях некогда Троицкой волости появились мастерские, которые производили расписную продукцию из папье-маше, покрытую лаком.

Есть и другая версия: сын хозяина столичной фабрики миниатюрист Вишняков зародил именитый промысел.

Путаница, возникшая из-за фамилий, не позволяет точно сказать, кто стал прародителем знаменитых жостовских подносов. Но в искусстве есть понятие, которое можно назвать «назреванием творчества».

Так вот, в той самой Троицкой волости, в нескольких ее поселениях создавалась обстановка, которая породила уникальное творческое направление.

И уже не так важно, кто был первым: откупившиеся на волю братья Вишняковы или миниатюрист с той же фамилией.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Жостовский промысел интересен тем, что у мастеров не было образцов, они писали по воображению, импровизационно. Но за этой импровизацией стояли четкое понимание правил и отточенная техника.

Справедливости ради нужно сказать, что мотивы росписи подносов жостовские мастера заимствовали у тагильских художников.

Тагильский промысел на столетие старше жостовского и ему свойственна та же отделка металлических подносов.

В XX столетии в Новосельцево, одном из сел Мытищинского района, сформировалась Новосельцевская трудовая артель. Предприятие производило металлические подносы с лаковым покрытием. Через два года в Жостово образовались еще две ветки – «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь», а вслед за ними и «Лакировщик», «Свой труд» (только в Троицке). В 1928 г. все они объединились в единую систему.

Географическое расположение села было на руку художникам: они могли, не пользуясь услугами посредников, продавать товар в Москве. Там же удобно было закупать сырье для работы.

В то же время первые советские годы не были легкими для жостовских мастеров: пришла пора соцреализма и натурализма в искусстве, традиционный промысел становился неуместным. Но художникам удалось сохранить направление, интерес к которому вновь появился во времена хрущевской «оттепели».

Российские творения попали на международные выставки, и заграничный спрос породил массовое производство недорогих сувениров.

Сегодня можно посетить интереснейший музей в Жостово, экскурсии познакомят и маленьких, и больших посетителей не только со знаменитыми подносами, но и с другой расписной посудой, уникальной техникой, сюжетами и особенностями старинного промысла.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Ключевым мотивом жостовской росписи стал цветочный букет.

В творческом направлении четко отмечается сочетание реалистичности живой формы цветка и декоративной общности, которая схожа с традиционной кистевой росписью, украшающей прялки, сундуки и туесочки.

Закладывают такое решение цветочного букета давние разработки декоративных схем, в них просматривается набор садово-полевых цветов – это собранный букет, букет враскидку, гирлянда и венок.

Жостовским работам присущи две основные особенности.

  • Яркие краски. Традиционен черный фон, но вместе с ним появляются синий, зеленый и красный варианты. По краям подноса – легкий витой флористический орнамент.
  • Техничность, традиционность нанесения рисунка. Художник работает широкой кистью – умело набрасывает на самом подносе композицию. Во время работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был довольно выразительным, а также за ритмичной локацией красочных пятен.
Читайте также:  Шибори своими руками: занимательное времяпровождение для всех

Работают мастера беличьими кисточками и масляной краской. Краску по традиции разбавляют льняным маслом, кисточки промывают в скипидарном растворе. У каждого художника богатая коллекция кистей: от тоненьких, с иголочку толщиной, до самых крупных. И каждая кисть отрабатывает собственный мазок.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Сегодня фабричные изделия штампуют на профессиональных прессах, которые позволяют задать изделию любую форму. Если заготовку штампуют, то изначально эскиз прорисовывают с помощью трафарета, а потом уже он вырубается и вытягивается на электропрессе.

Но эксклюзивные заказы тоже бывают, и тогда мастер вручную кует утварь. Коваль берет железный лист, вырезает форму специальными ножницами, потом выбивает форму и вытягивает. Краешек изделия закатывают, приклеивают к нему проволоку, которая придает рельефную форму изделию и в то же время упрочняет его. Конечно, выкованное вручную изделие будет стоить очень дорого.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Жостовские подносы могут быть:

  • круглыми;
  • овальными;
  • гитарными;
  • восьмиугольными;
  • прямоугольными (частый вариант);
  • крылатыми (с фестончатыми краями);
  • комбинированными.

Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но и гитарные пользуются спросом, и комбинированные изделия находят своего покупателя (и, к слову, становятся интерьерной изюминкой).

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают.

Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла.

Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
  • Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
  • Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
  • Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.

Крупные растения Цветочный венок Авторский С птицами

Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.

Надо сказать, что и это художественное направление немало терпит от мошенников, которые производят подделки и выдают их за настоящие жостовские подносы.

Но подделку от подлинника отличить можно.

  1. На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
  2. Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
  4. Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
  5. Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.

По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.

Это замечательный подарок, если вы хотите передать какой-то презент с родины либо просто порадовать близких вещью долговечной, красивой, классической.

Роспись подносов из Жостово отличает и многослойность. Первый слой – это замалевка. Разбеленной краской мастер делает раскидку цветовых пятен, бутонов и листьев в различные композиционные схемы.Всякое пятно должно найти свое место и не отходить от авторского замысла.

После этого начинается сушка, а уже после сушки мастер переходит ко второму этапу – тенежке. Прозрачной краской для лессировки художник наносит темные, более мелкие детали флористических элементов.

Следующий этап именуется прокладкой, во время которой автор плотной и непрозрачной краской выписывает светлые зоны. Потом идет бликовка, причем у каждого мастера она авторская: у кого мелкая, а у кого и широкая. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом.

Следующий этап – чертежка. Мастер прочерчивает светлые лепестковые края, края листочков, цветов, бутонов. Например, «сделать семенца» означает прописать мельчайшие детали в бутонах/цветах. Далее начинается привязка: нежная травка, заполняющая пустующие места между элементами, делает композицию единой, гармоничной.

Один мастер большое внимание уделяет привязке, кропотливо прописывает мельчайшие детали, другой работает по минималистичным принципам. У одного автора привязка будет яркой, у другого она динамично впишется в фон подноса.

Прокладка Чертежка

На этом этапе роспись подноса фактически оканчивается: поднос высушивают и передают орнаменталисту.

Если схематически изобразить процесс работы над подносом, он будет включать ряд шагов.

  1. Слабым оттенком основного цвета мастер прорисовывает эскизы цветов и прочих компонентов композиции.
  2. Далее художник работает над полупрозрачными тенями. На этом этапе рисуются соцветия и листочки.
  3. Цветам придается форма с помощью финишного оттенка.
  4. После высыхания автор наносит на рисунок блики, которые придадут ему объемность.
  5. Тонкой кистью автор прорисовывает мельчайшие детали работы, которые завершают ее.
  6. Идет работа над фоном рисунка.
  7. На края подноса наносится орнамент – обычно это цветы либо геометрическая фигура. Данную процедуру считают отделочной, но все же представить без нее жостовский поднос невозможно.

Сегодня необязательно дистанционно постигать секреты совершенства жостовского ремесла. В Москве открыта единственная студия Жостово, где лучшие мастера обучают всех желающих.

На специальных курсах можно пройти более глубокую подготовку.

Посмотреть поближе на процесс производства подносов вы можете далее.

Источник: https://vplate.ru/posuda/zhostovskie-podnosy/

Жостовская роспись на подносах

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера с 1825 года декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции.

История промысла

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В  XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг.  художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Цвета жостовской росписи

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции. 

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков  – «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата. Для фона предпочтительные следующие цветовые решения:

  1. Черный (#000000);
  2. Слоновая кость или пшеничный (#F5DEB3);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Лазурный (#007FFF);
  6. Желтый (#FFBA00);
  7. Бургундский (#900020);
  8. Золотой (#FFD700);
  9. Янтарный (#FFBF00);
  10. Коричневый (#964B00).

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Элементы и узоры жостовской росписи

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями, бессмертниками, чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

Читайте также:  Оригами из денег своими руками: елочка и сердечко

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)

Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

Замаленок

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. Задача художника заключается в «уточнении» деталей, высветлении отдельных участков. Мастер задает тон контраста или же «выравнивает» композиции за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

И затем…

Привязка

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы изделие выглядело законченным,  а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой,  не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Источник: https://schci.ru/jostovskaya_rospis.html

Подносы в Симферополе

Сортировать по: популярностивозрастанию ценыубыванию цены

  • 22721 Поднос 48 см круглый нерж Mayer&Boch (х50)Круглое блюдо-поднос MAYER&BOCH выполнено из высококачественной нержавеющей стали с зеркальной полировкой. Центр блюда оформлен изображением букета цветов, края украшены рисунком в виде резной каймы. Такое блюдо отлично подойдет для красивой сервировки фруктов и десертов на праздничном столе. Изящный дизайн придется по вкусу и ценителям классики, и тем, кто предпочитает утонченность и изысканность.345 руб.В МАГАЗИН
  • 24780 Набор подносов 3пр LONDON 39-33-29см Mayer&Boch (х12)Легкие и прочные подносы MAYER&BOCH идеально подходят для сервировки праздничного или ежедневного обеденного стола, для красивой подачи фруктов, конфет или десертов. В набор входит 3 прямоугольных подноса разных размеров (39 – 33 – 29 см), выполненных из меламина – материала, отличающегося простотой в уходе и великолепной износоустойчивостью. Дно подносов украшено оригинальным изображением, которое надолго сохранит свои яркие и красочные цвета.354 руб.В МАГАЗИН
  • Столик-поднос 'Tray' / ВенгеЭффектный и очень простой способ порадовать любимого человека – приготовить ему завтрак в постель! И преподнести его, конечно же, на подносе с живыми цветами и стаканчиком апельсинового сока 🙂 В чём плюсы: Вместительный поднос для завтраков. Можно раскрыть ножки и поднос превратится в столик. Специальные вырезы по бокам для удобства переноски. Бортики по краям подноса предохраняют все, что на нем стоит или лежит, от соскальзывания. Выполнен из натурального дерева.1670 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос для подачи шашлыка с держателями шампуров дубовая 550х300 ммПрочный поднос для подачи шашлыка оборудован деревянными держателями, предназначенными для размещения на них шампуров. Удобные силиконовые ножки обеспечивают устойчивое размещение подноса. Доска пропитана натуральным льняным маслом и воском, благодаря чему ее внешний вид не теряет своей привлекательности после многократного мытья. Верхняя сторона оснащена углублением, предназначенным для сбора жира.2850 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос круглый “Золото”Поднос круглый “Золото”Поднос выполнен в форме круга с утонченной внутренней гравировкой.Подойдет ко всем латунным и расписным самоварам. Также на этом подносе хорошо смотрятся латунные подстаканники.1700 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос , бамбукВеликолепное дополнение к вашей кухонной утвари! Оно станет настоящим украшением праздничного и обеденного стола, ведь поданные на нем фрукты, закуски и блюда будут смотреться не просто красиво, но и очень аппетитно.999 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос бамбук, 39х28х6 см, №1 КТ-ПД-01Поднос – это функциональный и стильный аксессуар для сервировки стола и стилизации домашнего пространства. Бамбук это природный экологичный материал. Подносы можно использовать в качестве подставки под горячее, – они не боятся высоких температур.449 руб.В МАГАЗИН
  • Малая чабань (чайный столик), африканский палисандр, 28х19смКомпактная чабань из ценной породы дерева, африканского палисандра. Дерево тонировано в красный цвет. Естественный рыжий цвет древесины становится более насыщенным и ярким. Чабань имеет съемный пластиковый поддон. Поскольку это натуральное дерево, цветовой оттенок может незначительно отличаться от предмета на фото в зависимости от партии.2840 руб.В МАГАЗИН
  • Набор подносов для заморозки пельменейУглубленные прямоугольные подносы очень удобны для заморозки пельменей, мантов, котлет, так как решают вопрос рационального размещения большого количества заготовок. Высокие бортики защищают продукты от случайного падения при выемке из морозильной камеры. На дне изделия имеются рельефные полосы, предотвращающие прилипание продуктов к подносу, после заморозки их легко снять с поверхности.289 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос сервировочный GUSTITO, 38 x 16 см,Серия “GUSTITO” по праву считается одной из самых элегантных и традиционных линий профессионального фарфора. Совершенная функциональность позволяет “штабелировать” большое количество посуды, за счет чего достигается значительная экономия места, отведенного для ее хранения. Дизайн предусматривает возможность легкой очистки даже труднодоступных уголков и изгибов, что обеспечивает отличную гигиену.1509 руб.В МАГАЗИН
  • 24779 Набор подносов 3пр LOVE 39-33-29см Mayer&Boch (х12)Легкие и прочные подносы MAYER&BOCH идеально подходят для сервировки праздничного или ежедневного обеденного стола, для красивой подачи фруктов, конфет или десертов. В набор входит 3 прямоугольных подноса разных размеров (39 – 33 – 29 см), выполненных из меламина – материала, отличающегося простотой в уходе и великолепной износоустойчивостью. Дно подносов украшено оригинальным изображением, которое надолго сохранит свои яркие и красочные цвета.354 руб.В МАГАЗИН
  • Подставка-поднос 'Flexiable' / ВенгеУстраиваешься поудобнее на диване, включаешь любимый сериал и завариваешь чашечку кофе. Этот вечер будет идеальным, если кофе не прольется на диван 🙂 В чём плюсы: С легкостью принимает форму любого подлокотника и делает поверхность ровной. Защищает подлокотник от затирания и быстрого изнашивания. Можно использовать и как обычный поднос, чтобы перенести с места на место посуду или столовые приборы. Для этого просто сложи его пополам! Это отличная подставка под ноутбук.1740 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос Fresh MenuСтильный поднос с минималистическим дизайном. Черно-белые тона придают солидности данному изделию. Поднос можно использовать как дома, так и в ресторане или кафе. Он будет отлично смотреться на тематической вечеринке. Креативные решения ближе, чем мы можем себе представить, пора забыть о скучных и блеклых повседневных изделиях, ведь даже такая простая вещь как поднос сможет удивить вас и ваших близких.850 руб.В МАГАЗИН
  • Поднос Oriental Way 9/722Удобные и практичные подносы уже давно «поселились» на каждой кухне. Они используются для самых различных целей — для красивой сервировки праздничного стола, подачи фруктовых или овощных нарезок, в качестве простого блюда для хранения сдобной выпечки. Поднос поможет перенести за праздничный стол сразу весь столовый набор, кружки или столовые приборы. Простое решение для элегантной подачи блюд!1944 руб.В МАГАЗИН

Источник: http://simferopol.areviews.ru/podnosy

Ссылка на основную публикацию