Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай.

А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска.

Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью.

Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника.

Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

  • бязь;
  • ситец;
  • сатин;
  • тонкое простынное полотно.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски.

Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет.

Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике.

Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно.

Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры.

Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны.

Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя.

Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать.

Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне.

Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов.

Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем.

Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика.

В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным.

А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).

Источник: https://vplate.ru/hobbi/uzelkovyj-batik/

Мастер-класс «Узелковый батик». Методическая разработка открытого мероприятия для учителей города

Тема мастер-класса

«Узелковый батик». Изготовление салфетки.

Цели мастер-класса:

  1. Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;

  2. Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;

  3. Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.

Практическая работа: Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.

  • Материалы и инструменты: белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.
  • Форма работы: индивидуальная.
  • Ход мастер-класса
  • 1. Организационный момент:

– Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.

2. Введение в тему занятия:

(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)

  • 1.Знакомство с узелковым батиком.

Узелковый батик – это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика.

Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Читайте также:  Мастер-класс по кинусайге: домик, пирожное и коробочка
  1. Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
  2. Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
  3. Существует несколько видов батика:
  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость.

По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители.

Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т.е. получается не четкий, размытый рисунок.

  • 3. Знакомство с красителями.

Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.

  • 4. Тонкий шнур или крепкая нить– для подготовки ткани к покраске.
  • 5. Вспомогательные предметы:мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.

 Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание и подгибание, зашивание.

Этот способ основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

В зависимости от вида сборки и способа завязывания нити определяется конечный узор ткани. При окрашивании ткани, краситель не попадает на участок, который обвязан нитями. Окрашивание ткани может выполняться несколькими красителями поочередно. Чтобы получился многоцветный узор необходимо после каждого окрашивания дополнительно завязывать нити на уже окрашенные участки ткани.

 Ткань туго скручивается, а затем завязывается ниткой.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

  1.   Способ складывания и подгибания.

Ткань складывается в определенном порядке. Можно сложить ткань в виде гармошки, квадратов или треугольников.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

 Ткань можно полностью окунать в раствор красителя или провести частичную окраску.

Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.

4. Сообщение вида деятельности

– Сегодня мы с вами будем осваивать некоторые приемы в технике узелкового батика. Несколько из них я покажу вам сама, а некоторые вы сможете, выполнить сами по своему желанию используя схемы и подручный материал.

Который будет лежать в моей коробочке.

На нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – ткань, краски.

5. Подготовка к практической работе

– Для того чтобы приступить к выполнению одного из приемов узелкового батика «спираль», вам необходимо смочить ткань (Демонстрация образца работы). Возьмите в руки кисть, поставьте ее на середину салфетки и начните скручивать ткань вокруг кисти.( Демонстрация приемов работы.)

После того как вся ткань скрутилась, уберите кисть и зафиксируйте получившейся комочек при помощи ниток.

6. Практическая деятельность. Роспись ткани.

Выберете цвета краски, которые вам больше всего сегодня нравиться.

– Хочу вам напомнить, есть краски холодные – это синяя, фиолетовая, голубая. Если в палитре цветов не присутствует фиолетовая краска, то ее можно получить, смешивая красную и синею краски.

В зависимости от того какой насыщенности вам нужен фиолетовый цвет, такое количество краски вы добавляете в красную краску. И краски теплые – это красная, оранжевая и желтая.

Так как в вашей палитре цветов отсутствует оранжевая краска, то ее можно составить, смешав красную и желтую краски. Перед каждой сменой краски необходимо промыть кисть.

Участники мастер-класса приступают к работе и выполняют узор «спираль» и закрепляя ткань при помощи ниток.

После того, как все расписано, ткань рекомендуют высушить, а только потом развязать узелки. По желанию это можно сделать и сейчас. При помощи маникюрных ножниц разрезать узелки, затем высушить ткань феном.

  1. Самостоятельное выполнение работы.

– Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия.

На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств.

Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения.

Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей.

При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

  • Предлагаю участникам выполнить самостоятельно любой узор из предложенных в технологической карте мастер-класса.
  • Во время практической работы веду индивидуальную работу с участниками мастер-класса.
  • 6. Итог занятия
  • – Понравилось вам этот вид деятельности? (Ответы)
  • – Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)

7. Применение для учащихся.

Узелковая техника доступна и легка в исполнении, ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться как для кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков технологии.

Источник: https://infourok.ru/masterklass-uzelkoviy-batik-metodicheskaya-razrabotka-otkritogo-meropriyatiya-dlya-uchiteley-goroda-1561213.html

Украшение светильника при помощи техники батик – Отделка

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Окрашивание тканей в домашних условиях просто в исполнении, с учетом того, что краски по ткани достаточно доступны в продаже. Знакомство с окраской вещей предлагаем начать с простого узелкового батика, мастер-класс по созданию индивидуального дизайна рассмотрим на примере нескольких работ.

Техника выполнения такого вида окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань в нужные узлы, в которые не будет проходить краска. Для окрашивания узелковым батиком используют преимущественно анилиновые красители, которые могут выпускаться в виде порошки или разбавленного концентрированного раствора. Разбавляться самостоятельно нужно в соответствии с инструкцией.

Анилиновые краски окрашивают только натуральные ткани, следовательно, нам понадобится для окрашивания одежда из натурального волокна, желательно хлопка, то есть вы можете взять однотонную бязь, сатин, ситец.

То есть спектр применение окраски ткани включается себя элементы одежды из натурального хлопка, юбок, футболок, платьев, аксессуаров в виде шарфов, платков, бандан, сумок из ткани, джинсы, котоновые брюки.

Актуально применять на детских, безнадежно испачканных вещах, красители безопасны для кожи.

Чтобы окрасить ткань узелковой технологией, можно не прибегать к применению кистей или других вспомогательных средств, но всегда допускает сочетание стилей и холодным батиком с использованием резервирующих веществ, которые не смываются водой.

Для получения разнообразия узоров достаточно применить особые способы складывания ткани. В качестве расходного материала также присутствует толстые веревки и прочные швейные нитки, которыми нужно связать заветные узлы, возможно применение дощечек, камушек, пробковых штампов, ракушек и других формочек.

Чтобы развести красители, понадобится стеклянная или керамическая емкость, можете использовать стеклянные прозрачные бутылки, так вам удобно будет различить необходимые цвета. Посуду для непосредственного окрашивания тканей лучше взять эмалированную, стеклянную или пластиковую. Также нужна будет деревянная лопатка или щипцы для помешивания и доставания ткани.

После всех приготовлений средств окрашивания начинается следующий этап. Теперь мы берем само изделие и нити, принцип окрашивания состоит в том, чтобы связать те места, к которым не поступит краска. Способов скручивания достаточно много, на примере одного из них вы можете создать свою схему связывания.

Для того чтобы окрасить вещь, теперь мы погружаем ее в разведенный краситель, либо наносим краску сверху сложенных деталей по краям.

Обычно окрашенные вещи закрепляют  паром. Причем процесс кажется муторным, но на самом деле ничего сложного нет. Ткань сворачивают в кальку и подвешивают в большой емкости с небольшим количеством воды.

Накрывают плотным полотенцем во избежание попадания капель конденсата с крышки и ставят на огонь. До полутора часа изделие обрабатывается паром, затем просушивается.

Некоторые краски все же можно  просто пропарить утюгом, производители обычно указывают на этот способ, но домашние рукодельницы утверждают, что старые традиции сохраняют насыщенность цветов.

Хитрость века передовых технологий — запаривать вещь в пароварке.

Одежда своими руками

Рассмотрим небольшие примеры для начинающих, как сделать узелковый батик на дому. Для этого нам понадобится небольшой список материалов и подробная инструкция с фото.

Возьмите вещь или ткань и постирайте ее в чистой воде, расправьте на поверхности и начните связывать узлы нитками, как показано на рисунке.

Читайте также:  Кукольный домик для барби: создаем мечту любой девочки

Разведите краску в соответствии с инструкцией на упаковке. Раскрашивать можно несколькими способами, опуская изделие в раствор краски, промачивая кистями или шприцами, а также эффектами брызг кистями.

Рассмотрим окраску узлами с применением штампов и сшивания на футболке. Приготовьте прочные швейные нитки, игла. Футболка из натурального хлопка, красители в порошке.

Рисуем эскиз на футболке при помощи карандаша, сшиваем по линиям изделие.

Окрашиваем ткань по узлам в кипящем красителе, затем высушиваем футболку, берем деревянные или пробковые штампы, наносим акриловые краски на них. Теперь изделие можно запарить и высушить.

Видео по теме статьи

Источник:

Батик: виды, краска, ткани, картины, панно, трафареты, эскизы, рамки, идеи, фото. Холодный, горячий, узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Батик — трудоемкая роспись ткани, в результате которой появляются уникальные изделия необычайной красоты. В статье описаны самые популярные виды и технологии батика.

Содержание

  • Что такое батик – определение, виды
  • Что нужно для батика: ткани, рамки, краски
  • Холодный батик: техника выполнения для начинающих
  • Видео: Технология холодного батика для начинающих
  • Видео: Мастер — класс «Маки». Панно в технике холодного батика на хлопке
  • Горячий батик: техника выполнения для начинающих
  • Видео: Мастер — класс. Горячий батик
  • Узелковый батик: техника выполнения для начинающих
  • Видео: Мастер — класс по узелковому батику, узор «Спираль»
  • Батик роспись, живопись по ткани, шелку – картины, панно
  • Идеи батика — натюрморт, маки, абстракция, цветы, розы, лошади, сакура, рыбы, сова, морская тема, подсолнухи, ирис: фото
  • Батик в интерьере: идеи, фото
  • Батик на футболке: идеи, фото
  • Видео: Футболка в технике шибори, узелковый батик

Увидев однажды дивную роспись на ткани, забыть ее уже не удастся. Оригинальность мотивов в сочетании со сложностью исполнения выражают внутренние взгляды и настроение мастера. В то же время ценители и обладатели эксклюзивных вещей, расписанных в технике батик, подчеркивают свою индивидуальность и хороший вкус.

Батик

Что такое батик – определение, виды

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.

  • В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.
  • Батик — ручная роспись ткани
  • Виды батика:
  • Холодный батик – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
  • Горячий батик – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
  • Узелковый батик – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
  • Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.

Что нужно для батика?

Холодный батик: техника выполнения для начинающих

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет

Холодный батик: техника выполнения

После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.

Холодный батик для начинающих

Видео: Технология холодного батика для начинающих

Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).

Мастерица батика за работой

Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • воду
  • утюг
  • старые газеты

Горячий батик

Ход работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.

Удаление воска с готового батика

Видео: Мастер — класс. Горячий батик

Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.

Материалы и принадлежности:

  • ткань хлопчатобумажная светлая
  • анилиновые красители для тканей х/б
  • плотная нить, веревка, жгут или шнур
  • палитра
  • емкость для окрашивания
  • лопаточка для помешивания
  1. Узелковый батик
  2. Вся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:
  3. Этап 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:
  • зашейте
  • завяжите
  • скрутите
  • сложите
  • подогните

Этап 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.

Этап 3. После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.

Узелковый батик: техника выполнения

Видео: Мастер — класс по узелковому батику, узор «Спираль»

Техника батик позволяет создавать настоящие шедевры, служащие впоследствии украшением квартир и домов. Картины и панно батик, выполненные различными способами, могут стать изюминкой любого интерьера, а яркие цвета и диковинные узоры – оживить даже самую строгую обстановку.

Роспись по шелку, батикБатик, панно

Идеи батика — натюрморт, маки, абстракция, цветы, розы, лошади, сакура, рыбы, сова, морская тема, подсолнухи, ирис: фото

Батик, натюрмортБатик. Панно. НатюрмортБатик, макиБатик, платок «Маки»Батик, абстракцияШарф «Абстракция». БатикБатик, цветыБатик, полевые цветыПлаток «Розы». БатикРоза, батикЛошадь, батикБатик.

Картина «Лошадь»Шелковый шарф «Сакура». БатикБатик, сакураПлаток «Рыба». БатикРоспись на шелке «Рыбы»Шейный платок «Сова». БатикСовы, батикБатик, морская темаБатик, мореПлаток «Подсолнухи».

БатикПодсолнухи, батикПлаток шелковый «Ирисы». Батик«Синие ирисы». Батик

Батик в интерьере: идеи, фото

Батик в интерьере, картинаБатик в интерьере, идеиШторы батик в интерьереОбои батикБатик в интерьере. Подушки

Батик на футболке: идеи, фото

Батик на футболкеБатик на футболке, узелковая техникаБатик на футболке своими руками

Видео: Футболка в технике шибори, узелковый батик

Источник:

Мастер-класс по батику: Тонкости работы

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Если кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, — это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс — это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

Источник: http://ko-2.ru/materialy/ukrashenie-svetilnika-pri-pomoshhi-tehniki-batik.html

Техника узелкового батика

Узелковый батик встречается в культуре многих народов.

Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы.

Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Читайте также:  Новогоднее оформление шампанского методом современного декора

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом.

    Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.

  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз.

Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками – с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

Узелковый батик: мастер-класс для ценителей прекрасного

Источник: https://FashionElement.ru/baza_znaniy/rukodelie/tekhnika-uzelkovogo-batika

Мастер-классы | Школа Современного Батика

Попробуй творчество на вкус

  • Что такое проект?Это творческая деятельность, которая
  • подчинена одной цели, посвящена одной теме
  • и ограничена по времени
  • Живые встречи на прямых эфирах.
  • Разбор работ, ответы на вопросы
  • Каждый проект уникален. Повторить невозможно
  • Коллективная обратная связь 
  • Мотивационная среда

Разберем гладь воды, когда она немного маслянистая и кажется твердой, но это обманчивое чувство))) У нас будут – круги на воде в горячем батике, разводы с загусткой, капли или роса по грунту, декоративный, но не менее прекрасный скрытый резерв и простой, но очень эффективный прием работы сухой кистью. Можно приобрести здесь.  Продолжительность 90 минут. Приобрести мастер-класс

 В этот раз мы расскажем и покажем, как изобразить срез малахита на ткани 5 различными способами/Малахит – один из красивейших минералов, с необыкновенным сочетанием красоты и цвета узоров, которые представляют широкую палитру зеленых оттенков.  Можно приоьрести здесь. Продолжительность 120 минут. Приобрести мастер-класс

Я покажу особенности написания шерсти в горячем батике и по грунту. Напишу отдельный фрагмент, например глаз. Расскажу, как нам может пригодится текстильная укрывистая краска. 120 минут

Можно приобрести здесь

Ссылка на это место страницы: #specmk

Жаккард, ткань по имени изобретателя ткацкого станка Joseph Marie Jaqcuard. Превосходная ткань, отличается сложным плетением, подходит для росписи. Обязательно оставляйте любые лишние куски ткани для того, чтобы попробовать те или иные краски или красители, так как эффект порой трудно предугадать

  1. «ГАЛСТУК — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ КАРТИНКА, ВПИСАННАЯ В ГАРДЕРОБ ЧАЩЕ МУЖЧИНЫ, НО ИНОГДА И ЖЕНЩИНЫ»
  2. Ксения Ефимова
  3. Подробности МК

Распишем платок с нежным котом. Нежный кот – волшебный, добрый, пушистый, несет с собой ощущение праздника. Вы можете подарить его близким или оставить себе. Роспись будем выполнять в технике горячий батик. Ксения Ефимова

Подробнее по ссылке

Совет. В батике любой дефект можно превратить в эффект. Главное не бояться и слушать то, что происходит на ткани. Это не графичная техника, и если краска потекла, то значит там нужно что-то нарисовать.

В этой технике легко делать живописные работы, а потом по-сухому дорабатывать графикой. Ирисы — это любимые цветы батикистов- нежные и живописные.

This Workshop is available in English.

Мастер-класс доступен с сопровождением для участников курса Свободная роспись

Вы прикоснетесь к таинству Батика. У вас получится картина на ткани в нежных сиреневых цветах. Мастер-класс доступен с сопровождением для участников курса Свободная роспись

Продолжительность 48 минут

Картина на шелке. Как простыми приемами создать милую, летнюю картину.  Мастер-класс доступен для всех, кто обучается у нас. Активировать доступ

Будем рисовать любимые маки — цветы гармонии и хороших отношений. Мастер-класс доступен с сопровождением для участников курса Свободная роспись. Получить бесплатно можно здесь.

Мы с вами будем рисовать картину на ткани в свободной технике по солевому грунту и будем использовать художественный прием – набрызг. Этот прием позволяет придать живость и красочное разнообразие листве, фруктам добавить мякоти, цветам – аромат, облакам – прозрачности.

Мастер-класс доступен для участников курса “Свободная роспись”

Продолжительность 108 минут

Зима! И краски? Они вокруг, приглядитесь. Общая гамма служит хорошим фоном для цветных историй, они на сером фоне прекрасно выделяются.

 Вот охристо-коричневый замерший листочек, согревается под подушкой снега, а вот рябиновые бусы повисли и на них слетелись красавцы- снегири и заигрывают своими красными грудками, а ты вспомнила, что в кармане у тебя лежит вкусная шоколадная конфетка и яркий новогодний мандарин. И вот все вокруг- окрасилось. Мастер-класс доступен для участников курса “Холодный батик”

Мы порисуем в самой серьезной технике – ГОРЯЧИЙ БАТИК. И, хотя эта техника, считается вершиной в изучении Батика, в ней есть приемы, с которыми справляется и начинающий. А, насколько это увеличит ваши возможности в росписи ткани!  На этом мастер-классе вы подружитесь с горячим воском, узнаете его возможности. 

Мастер-класс доступен для участников курса “Горячий батик”

Для самых прекрасных и теплых дней очень подходят розы, выполненные в самой горячей технике в Батике. Как простыми приемами, с помощью кисти, отрезков бумаги, горячего воска нарисовать розу. Можно приобрести по ссылке в описании курса по горячему батику

Ссылка на это место страницы: #specmk

Совет. Если вы работаете с солевым грунтом, то после того, как вы нанесли этот грунт на ткань, солевую воду не выливайте, а оставьте для работы с красками. Такая вода не размывает грунт.

Расписание в Москве по ссылке https://batikschool.com/live

Источник: https://batikschool.com/master

Ссылка на основную публикацию