Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

Мне нравится пополнять коллекцию рукоделий на сайте « », во-первых, потому что я сама люблю handmade, во-вторых, потому что, благодаря интернету женщина, умеющая хоть что-то делать своими руками, всегда будет при деньгах. Сегодня разговор пойдет о точечной росписи – технике, благодаря которой, даже те кто совершенно не умеет рисовать, может создавать картины, орнаменты и рисунки любой сложности.

Причем диапазон применения точечной росписи очень велик – подобным образом можно раскрашивать, украшать, отделывать и реставрировать практически любые вещи, от бытовой техники до обуви и посуды.

К сожалению, мне так и не удалось найти историю ее создания, разве что все упоминают австралийских аборигенов. Но мне не раз приходилось видеть что-то подобное и в наших краеведческих музеях, так что можно считать, что для украшения своей утвари ее использовали многие народы, и похоже, что еще со времен каменного века.

Что собой представляет техника точечной росписи

Попросту говоря, техника точечной росписи, это узоры из точек, которые можно наносить любыми красками или цветным лаком. Оптимальный вариант – акриловые краски.

Наносить точки можно палочкой, карандашом, обратной стороной кисточки, в общем, любым предметом позволяющим набрать на его кончик немного краски и сделать относительно ровную точку.

Когда узор нанесен, поверхность рисунка можно покрыть лаком.

Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

Предметы украшенные точечной росписью

Шаблоны для точечных рисунков найти несложно, это схемы для кружева, бисероплетения, или бисером. Не менее интересно создавать их самостоятельно, особенно если вы намерены использовать технику точечной росписи для отделки изделия сложной формы.

Нанесение рисунка начинаем с середины, где ставим первую точку, а затем продолжаем вправо и влево от нее первый ряд. Следим за тем, чтобы он был строго вертикальным. Затем под первым рядом тоже точно в центре ставим первую точку второго ряда и снова повторяем процесс. В этом случае рисунок точно будет соответствовать шаблону.

Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

Процесс создания орнамента на бутылке

Начинать учиться технике нанесения точечной росписи лучше с чего-то простого – например, украшения бутылок, декоративных тарелок, браслетов или сувениров.

Освоив основы можно создавать что-то более сложное, а мастера с помощью этой нехитрой техники превращают в произведения искусства практически любые вещи и красиво их комбинируют с другой отделкой.

К примеру, отлично сочетаются точечная роспись и декупаж.

Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

Телефоны украшенные точечной росписью

Особое направление в данном искусстве, это картины – те самые, для которых используют схемы вышивки крестом или бисером. Они могут быть довольно большими и сложными – пейзажи, иконы и пр. Здесь, как и при вышивании – главное аккуратность и четкое следование схеме.

Декоративные тарелки

Собирая материал для этой статьи, я думала, что много на данном рукоделии не заработаешь. Так, дополнительный доход, для пенсионерок и женщин, сидящих дома с маленькими детьми.

Но, посмотрев какой неописуемой красоты вещи можно создавать с помощью данной техники, сейчас я думаю, что это, с виду простое дело может приносить стабильный доход, то есть превратиться в прекрасный бизнес без вложений для женщин.

  • схемы для вышивки крестиком или мозаичного плетения бисером;
  • красивые узоры на тканях (шейные платки в восточном, марокканском или африканском стиле, имитация окраски различных животных, цветочные мотивы и т.д.);
  • ажурные салфетки, вязанные крючком, или схемы для их вязания;
  • этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
  • бумажные салфетки или декупажные карты.

Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стиляхТочечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

Вдохновение в поиске схем и орнаментов можно поискать культурах разных народов: восточные мечети славятся своими растительными орнаментами, в кафедральных соборах можно можно позаимствовать узоры из витражных роз. Много полезной информации и схем можно найти в разных книгах по истории и построению орнамента у разных народов.

    Работа со схемами

    Если выбранная схема является счетной (для вышивки крестиком или бисером), то необходимо специальным карандашом для стекла на поверхности изделия отметить основные оси (горизонталь, вертикаль, центр рисунка).

    И начинать работать, отталкиваясь от этих ориентиров. Вертикальные и горизонтальные орнаменты лучше начинать рисовать с верхней строки, от центральной точки в стороны – так удастся сохранять симметричность и следить за узором.

    Круглые или фигурные мотивы лучше выводить от центра рисунка в стороны, заполняя секторами.

    Если в виде схемы используется любой не счётный рисунок (ткань, бумага, пластик), то очень удобно закрепить его под обрабатываемой поверхностью. Для этого подойдет малярный скотч.

    Далее, пользуясь прозрачностью стекла, достаточно обвести основные контуры тонкой линией краски (можно использовать и специальный карандаш).

    Выбирая краску для обводки, подумайте, не окажется ли она слишком контрастной и броской, смогут ли точки заполнения перекрыть ее. После того как набросок высохнет, можно приступать к заполнению элементов точками.

    Важно обязательно давать высыхать каждому цвету и ряду точек, иначе рисунок может смазаться или слиться в неопрятные кляксы. Таким способом можно переносить рисунок и на плоские тарелки или рамки для фото, и на более сложные предметы (вазы, бокалы и т.д.). Во втором случае выбранная схема размещается и закрепляется внутри сосуда.

    Добрый день дорогие читатели блога сайт. Сегодня расскажу и покажу ход выполнения своей работы в технике точечная роспись контурами схемы трафареты, которые я использовала, помогут нарисовать кружева с симметричной точностью и облегчат выполнение самой росписи. Название я ей дала такое же, как и название самой декупажной карты, Мечты о Париже.

    Такая техника имитации кружева поможет применить полученные навыки при декоре любого предмета.

    Ну, что друзья, приступим?

    Материалы и инструменты

    Для данной работы нам понадобятся:

    • Круглая основа из фанеры диаметром 30 см
    • Морилка водная
    • Декупажная карта формата А3 Dreams of paris
    • Акриловые краски
    • Клей для декупажа
    • Акриловый лак.
    • Контурные акриловые краски

    Подготовка основы часов

    Берем нашу заготовку, ошкуриваем поверхность и покрываем морилкой в несколько слоев до получения желаемого оттенка и равномерного цвета, в данной работе я использовала морилку цвета «каштан».

    Вы также можете поэкспериментировать и получить тот цвет, который вам понравится. Только учитывайте, что разводить нужно столько краски, сколько необходимо для покрытия всей заготовки, т.к повторно получить желаемый оттенок при смешивании разных красок очень сложно.

      Декупаж

      Для данной работы мы использовали декупажную карту.

      Вырезаем тот фрагмент, который нам понравился в форме круга, предварительно отметив центр нашей картинки. Замачиваем нашу картинку в воде комнатной температуры на пару минут. Далее наклеиваем нашу картинку с помощью клея методом файла, строго по центру нашей заготовки. При центровке ориентируемся на наши метки, где мы отмечали центр.

      Обратите внимание, что в данной работе мы не истончаем нашу декупажную карту, а клеем ее на темный фон. Когда картинка высохнет, она будет такой же яркой, как и была изначально.

      Покрываем акриловым лаком в 3 слоя нашу работу и проходимся наждачной бумагой №800

      Картинку дорисовываем акриловыми красками. Белила, сиена жженная, синий, зеленый, немного желтого — смешав эти цвета и добившись необходимого цвета прорисовываем рисунок. Чтобы подрисовка не вышла за края картинки, можно применить самодельный бумажный «трафарет» или использовать для этих целей молярный скотч. После завершения подрисовки закрепляем нашу картинку 2 слоями лака.

        Роспись

        Начинаем нашу точечную роспись. Тюбик держим как удобно нашей руке, поэкспериментируйте и найдите свое удобное положение. Мне удобно держать тюбик, немного наклонив как ручку.

        Также рука должна лежать полностью на столе (опоре) включая локоть, так она не будет трястись. Используя белый контур, точка за точкой проходимся по края картинки. Стараемся, чтобы наши точки были одинаковой величины.

        Перед нанесением, поэкспериментируйте на черновике. Стараемся ставить их как можно ближе друг другу.

        Переходим к нашим кружевам. Используя линейку и акварельный карандаш, можно подрисовать для себя еле заметные точки на равных расстояниях. На них мы и будем ориентироваться. Такая схема поможет нарисовать рисунок более симметричным.

        • Используя линейку и контур, на равном расстоянии друг относительно друга, отмечаем более крупные точки и соединяем их как на фото ниже.
        • Идентично прорисовываем второй ряд.

        И пусть часы, которые вы сотворили, будут приносить вам еще больше минуты счастья и радости. Спасибо что заглянули, до новых встреч! Пока, пока.

        • схемы для вышивки крестиком или мозаичного плетения бисером;
        • красивые узоры на тканях (шейные платки в восточном, марокканском или африканском стиле, имитация окраски различных животных, цветочные мотивы и т.д.);
        • ажурные салфетки, вязанные крючком, или схемы для их вязания;
        • этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
        • бумажные салфетки или декупажные карты.

          Вдохновение в поиске схем и орнаментов можно поискать культурах разных народов: восточные мечети славятся своими растительными орнаментами, в кафедральных соборах можно можно позаимствовать узоры из витражных роз. Много полезной информации и схем можно найти в разных книгах по истории и построению орнамента у разных народов.

          Работа со схемами

          Если выбранная схема является счетной (для вышивки крестиком или бисером), то необходимо специальным карандашом для стекла на поверхности изделия отметить основные оси (горизонталь, вертикаль, центр рисунка).

          И начинать работать, отталкиваясь от этих ориентиров. Вертикальные и горизонтальные орнаменты лучше начинать рисовать с верхней строки, от центральной точки в стороны – так удастся сохранять симметричность и следить за узором.

          Круглые или фигурные мотивы лучше выводить от центра рисунка в стороны, заполняя секторами.

            Если в виде схемы используется любой не счётный рисунок (ткань, бумага, пластик), то очень удобно закрепить его под обрабатываемой поверхностью. Для этого подойдет малярный скотч.

            Далее, пользуясь прозрачностью стекла, достаточно обвести основные контуры тонкой линией краски (можно использовать и специальный карандаш).

            Выбирая краску для обводки, подумайте, не окажется ли она слишком контрастной и броской, смогут ли точки заполнения перекрыть ее. После того как набросок высохнет, можно приступать к заполнению элементов точками.

            Важно обязательно давать высыхать каждому цвету и ряду точек, иначе рисунок может смазаться или слиться в неопрятные кляксы. Таким способом можно переносить рисунок и на плоские тарелки или рамки для фото, и на более сложные предметы (вазы, бокалы и т.д.). Во втором случае выбранная схема размещается и закрепляется внутри сосуда.

            Доброго времени суток всем,всем, всем!
            По просьбе трудящихся нашей Страны, сделала МК для тех, кто хочет научиться точечной росписи, но не знает с чего начать.Росписывать я сегодня ничего не буду, просто покажу Вам основные принципы точечной росписи.

            Итак,начнем с контуров.Контуры бывают разных фирм и с разными насадками на носиках.Фирма “Гамма” самые жидкие контуры(но я училась именно на них! Все мои первые работы выполнены контурами именно этой фирмы). НО именно у “Гаммы” самый большой спектр цветов.

            Читайте также:  Войлочные игрушки своими руками в мокрой и сухой технике

            Фирма “Декола” неплохие контуры, с тонкими носикамиФирма “Таир” очень хорошие контуры, не текут,точки ровные и аккуратныеКонтуры фирмы ИДЕЯ с хорошими носиками,не текут,точки тоненькие,фирма PEBEO хорошие цвета,но я их не очень люблю,очень тонкие носики и прочищать их сложно.Для начинающих достаточно одной фирмы,потом разберетесь,что вам больше нужно.

            Все носики имеют очень незначительный скос, тем самым можно регулировать величину точек.При работе я всегда держу рядом маленький кусочек х/б тряпочки(но не ворсистой) или мягкой салфетки,когда работаешь,край носика как бы “замыливается”,затекает и точки получаются ненровными и расплывчатыми.Вот и нужно носик вытирать.

            Обязательно вытирайте носик перед тем,как закрутить его крышечкой, тогда крышечка будет чистой и носик тоже,что опять таки предохранит краску от высыхания.Еще у меня в коробочке всегда лежит канцелярская скрепка(для толстых носиков) и тонкая булавка(для тонких).

            Носики НУЖНО периодически прочищать,что бы не образовался комочек,правда если вы будете регулярно их закрывать, даже если отвлеклись всего на минутку, то такого не случиться,но мы лучше по принципу “пусть будет!”

            • Посмотрите внимательно на рисунки,вся точечная роспись состоит из очень простых мотивов,я показываю самые распространенные, а при желании, Вы можете составить и сами любые узоры.
            • Если в Вашем доме остались ковры, посмотрев на них, Вы увидите огромное поле для деятельности, если попробуете перенести даже самый простой узор,на расписываемую поверхность.

            Если я расписываю какой-то предмет геометрическим узором, то всегда начинаю от края, будь то низ или верх(коробочки, бутылки, банки и т.д.)Поставив ряд точек,вы уже задали первую линию Ваших узоров.

            Итак, я Вам покажу как я делаю роспись от руки, не нанося рисунка.Т.к. я сегодня ничего не расписываю, то и предварительной подготовки не делаю, а подготовить изделие нужно таким образом:
            1.

            Смыть все этикетки и обезжирить поверхность любым спиртосодержащим раствором,или жидкостью для снятия лака(нужно иметь ввиду, что не все поверхности можно обезжиривать ею или ацетоном, т.к.

            на пластике от применения этих средств может появится эффект сошкуривания, а нам нужна гладкая поверхность!)Можно обезжирить и хорошим моющим средством для посуды.
            2.Загрунтовать поверхность фоновой краской.Это может быть краска из баллончика, автомобильная или акриловая.

            Грунты на основе акриловых смол (очень подходят для пластика) и не требуют покрытия краской.
            Многие мастера покрывают фон лаком сразу, я(т.к.

            не умею рисовать) покрываю потом, объясню: рисовать не умею, но срисовать основные контуры какого-либо узора могу, на стекле и гладкой поверхности рисовать очень сложно(я рисую маркером), а вот на акриловой краске хорошо рисует карандаш, белый(для французского маникюра).

            У меня всегда под рукой ватные палочки, если меня не устраивает, то что я нарисовала, влажной палочкой карандаш стирается, а краска остается.Нанеся рисунок покрываю лаком в один слой,что бы рисунок не стирался и краска не обдиралась.Если вы фон делаете витражной краской,то следите за тем что бы линии были хорошо видны,потому что после покрытия лаком они могут пропасть.Деревянную поверхность тоже нужно покрыть лаком перед росписью, т.к. дерево впитывает контур и точки получаются размазанные.Но на деревянной поверхности лучше рисовать по лаку,а не по дереву,что бы не было грязи.

            Ну начнем рисовать, каждый конечно приноровиться, как ему держать тюбик, мне удобно под наклоном, примерно как ручку.Отрабатываем нажим, что бы точки получались одинаковой величины, стараемся ставить их как можно ближе друг к другу,создавая единую,а не пунктирную линию.

            Отрабатывая нажим вы выдавливаете чуть,чуть краски и, не давя на тюбик ставите точки, из одного надавливания получается 5-8 точек, в зависимости от нажима.Потом приноровитесь.Все приноравливаются держать руку так,как им удобно,но одно могу сказать,что удобнее расписывать,когда у руки есть опора.

            На весу расписывать очень неудобно, да и имея опору,рука трястись не будет.Я например,расписывая бутылку,всегда начинаю сверху,и тыльной стороной кисти опираюсь на бутылку, тем самым я “убиваю” двух зайцев, и рука имеет опору, и исключаю возможность вляпаться в невысохшую краску.

            При росписи тарелки удобнее начинать от центра,продвигаясь к краям.

            Источник: https://fabuilding.ru/spot-painting-technique-of-application-spot-painting-for-beginners-understand-the-techniques-and-styles.html

            Точечная роспись мастер класс для начинающих – узоры кружева контурами

            Автор: Эля Бакиева

            Добрый день дорогие друзья!

            Предлагаю Вашему вниманию в декор часов в технике точечная роспись мастер класс для начинающих и опытных рукодельниц. Часы мы будем декорировать  в стиле кантри, мы научимся делать кружевные узоры. Овладев описанными приемами, вы сможете создавать имитацию кружева на своих декорируемых изделиях, которые никого не оставят равнодушными.

            Точечная роспись за последнее время становится очень популярной, второе название данной техники point-to-point (от англ. «точка к точке»). Родоначальником данной техники принято считать древневосточную роспись и ее разновидности, например «капельная» роспись или «точечная» чеканка.

            В былые времена сушеный стебелек окунали в краску и наносили небольшую капельку на изделие, и капелька за капелькой получался узор из точечной росписи. Сегодня широкий выбор различных красок и материалов, дает возможность творить, в технике точечной росписи, создавая удивительные узоры и рисунки, декорируя любые изделия.

            Простота исполнения позволяет освоить данную технику любому неподготовленному человеку, и позволит уже с первых шагов создавать узоры на любом предмете.

            При точечной росписи возможно пользоваться масляными, акриловыми, грушевыми красками или же специализированными контурными исходя из поверхностей на которые наносится узор – например для керамики или стекла, все зависит от того декор какого предмета Вы будете делать. А проще всего расписывать готовыми контурами для росписи, например такими:

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            — это тюбики с насадкой  наполненные краской, позволяющие наносить ровный контур, либо аккуратную ровную точку.

            Вся техника основана на нанесении рисунка с помощью точек. Точки можно наносить непосредственно из тюбика с насадкой с носиком, тоненькой кисточкой, ушными палочками.      На представленном мастер-классе мы будем рисовать кружева.

            Материалы и инструменты

            Для данной работы нам понадобятся следующие материалы:

            •   Декупажная картинка
            •   Заготовка из дерева или фанеры для часов
            •   Морилка, либо краска разведенная водой
            •   Лак акриловый
            •   Контур по стеклу, в нашем случае мы использовали контуры фирмы Таир, я пользовалась контурами разных фирм и остановилась на данной фирме и Вам рекомендую.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Подготовка фона основы

            Приступаем! Вначале готовим фон для нашего рисунка.  Покрываем морилкой нашу основу в несколько слоев (можно и в один), добиваемся необходимого для нас оттенка изделия.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Важно! После нанесения морилки и ее высыхания на поверхности поднимется древесный ворс, его мы убираем с помощью шкурки, шкурим  по направлению ворса.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Второй слой морилки позволяет получить более насыщенный цвет.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Покрываем нашу основу акриловым лаком, сушим, шкурим и можно приступать к росписи.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Роспись

            Ну что же, вот и добрались мы до росписи контуром, поехали.

            В росписи часов главное соблюсти симметричность. Для того чтобы этого добиться воспользуемся линейкой, отмечаем на одинаковом расстоянии от центра точки и линии, как показано на рисунке.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Карандашом наносим линию. Аккуратно выдавливая краску из тюбика, наносим точками наш рисунок. Вы держите впервые в руках контур? Тогда  потренируйтесь немного на листе бумаги.

            Прочувствуйте, как выходит краска, в каком количестве и при каких усилиях надавливания на тюбик. Интересно смотрится, когда точки ложатся разной величины, плавно переходящие от большего к меньшему размеру и наоборот.

            Этого можно добиться усилием нажатия на тюбик.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Важно! Носик тюбика регулярно очищаем салфеткой от лишней краски. Если же узор получился неровным, не переживайте, можно все исправить. Для этого необходимо дать узору высохнуть, затем используя канцелярский нож счистить неровные точки и нанести аккуратно заново.

            • Закончив с одной линией переходим к другой, так точка за точкой наносим весь рисунок

            Лессировка

            На данном этапе мы готовим фон для декупажа, данный метод называется лессировка. Чем белее будет фон, тем наша картинка будет ярче. Для этого нам понадобится белая акриловая краска. Разбавляем ее с водой в соотношении ориентировочно 2:1, где 2 части краски и 1 часть воды.

            Либо можете использовать готовую морилку белого цвета. Покрываем места, которые хотим выделить, с помощью кисти, как показано на фото. Для того чтобы получить равномерный слой проводим кисточкой в одном направлении. Лишнюю краску с кисточки удаляем с помощью бумажной салфетки.

            1. После высыхания продолжаем расписывать наши кружева.
            2. Прорисовываем узоры в пустотах – цветочки, листочки, по краям петельки соблюдая при этом симметричность

            Нанесение картинки

            Ну вот мы и дошли до нанесения картинки на наши будущие часы. О том как это сделать описано в фото мастер классе здесь

            Завершающий этап

            • Последним штрихом устанавливаем стрелочки с часовым механизмом.
            • Часы с кружевами готовы

            Раньше часовые механизмы я приобретала в магазинах творчества, однако освоив заказ товаров в интернет магазине AliExpress, начала заказывать там. Кому интересно вот ссылка на заказ — часовых механизмов и стрелочек.

            , если остались вопросы буду рада ответить в комментариях. Желаю Вам нарисовать свои замечательные кружева.

            Источник: http://blog-handmade.ru/chasy-v-tekhnike-tochechnoj-rospisi/

            Материалы используемые при точечной росписи. Фото и описание / Мастерклассы Блоги

            Грунт

            Как театр начинается с вешалки, так и любая декоративно-отделочная работа начинается с подготовки поверхности основы. Правильно и качественно выполненные подготовительные работы – залог долговечности и хорошего качества изделия. При подготовке поверхности очень важно верно выбрать грунтовочный состав (грунт) и грамотно его нанести.

            Грунтование – это процесс нанесения на поверхность изделия предварительного покрытия – грунта. Это делается для выравнивания поверхности и улучшения адгезии (прилипания) основного декоративного покрытия к основе.

            Грунты производятся на минеральной, акриловой, алкидной и других основах. В зависимости от назначения, грунты выпускаются в виде жидкостей, пастообразных масс и спреев.

            Наносить грунт на поверхность можно кистью, спонжем или разбрызгивая из баллончика.

            • Практически любая поверхность перед окрашиванием нуждается в грунтовании. И здесь можно выделить две большие категории:
            • • пористые, впитывающие краску поверхности: дерево, папье-маше, изделия из МДФ, ДВП, картона, неглазурованной керамики;
            • • гладкие поверхности: стекло, металл, глазурованная керамика, кафель.
            • Грунт для пористых поверхностей
            • Грунтование изделий из пористых материалов необходимо для выравнивания поверхности.
            • Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Грунты для металла и заполнения пор, что значительно уменьшает расход краски при дальнейшей подготовке к работе. Для этой цели прекрасно подходят грунты на основе акриловой дисперсии, которые можно приобрести в художественных магазинах.

            За неимением таких грунтов можно применять и обычную акриловую краску, клей ПВА, а также смесь акриловой краски с клеем ПВА.

            Помните, что при использовании клея ПВА в качестве грунта, окрашивать изделие можно только после полного его высыхания, иначе краска растрескается.

            Грунт для гладких поверхностей

            Стекло, глазурованная керамика, кафель. Акриловые краски на таких поверхностях держатся плохо – при малейшем повреждении красочного покрытия оно может полностью отслоиться. Поэтому для подготовки к окрашиванию поверхность необходимо обезжирить спиртом «до скрипа» и покрыть праймером – специальным адгезионным грунтом для стекла.

            Читайте также:  Валяние одежды из шерсти: добавляем изюминку в скучный гардероб

            Металл. Для грунтования металлической поверхности лучше всего использовать аэрозольные цветные грунты, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах. Новые изделия достаточно просто обезжирить и покрыть 1-2 слоями такого грунта.

            Для подготовки к работе старых и бывших в употреблении предметов, которые часто имеют следы коррозии, необходимо применять антикоррозионный грунт – он наносится непосредственно на ржавчину.

            Грунты по металлу бывают различных цветов и могут использоваться как в качестве подготовительного слоя перед окрашиванием, так и в качестве самостоятельного покрытия.

            Краски

            Для окрашивания загрунтованной поверхности лучше всего применять акриловые художественные краски. Они наиболее экономичны и удобны в нанесении, экологически безопасны, не содержат органических растворителей, поэтому практически не имеют запаха, не токсичны.

            Также акриловые краски имеют хорошую укрывистость, быстро высыхают на воздухе (в течение 30-40 минут), образуя на поверхности эластичное долговечное водонепроницаемое покрытие, которое сохраняет цвет и выдерживает интенсивное ультрафиолетовое облучение. Цветовой диапазон этих красок невероятно велик.

            Краски разных цветов великолепно смешиваются между собой, что дает возможность получить любой необходимый оттенок. Также существуют акриловые краски-«металлики» – имитирующие золото, серебро и другие металлы. Перед применением акриловые краски следует перемешать и при необходимости разбавить водой. Все работы производятся при температуре не ниже +10 °С.

            Наносятся кроющие художественные акриловые краски плоской кистью, губкой, спонжем. Все инструменты, тара, пятна отмываются водой до высыхания краски.

            1. Лаки
            2. Перед росписью, окрашенную поверхность предмета необходимо покрыть лаком. Это делается для того, чтобы:
            3. • во-первых, сделать фон под роспись красивым, ярким и блестящим;
            4. • во-вторых, улучшить «прилипание» росписи к поверхности.

            Так как рисовать мы будем контурами, предназначенными для стекла и керамики, а объектами украшения могут стать и предметы из других материалов, наша задача «обмануть» контуры, заставив их хорошо держаться на любой поверхности. Лаковое покрытие хорошо подходит для этой цели.

            • Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            • Акриловые краски
            • Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            • Лаки

            Однако не всякий лак по тем или иным причинам годится для нашей работы. Не всегда есть возможность лакировать изделие на открытом воздухе.

            Чаще всего подготовка поверхности к росписи производится в домашних условиях, поэтому лучше выбрать лаки не сильно пахучие и безопасные для людей, животных и растений.

            При этом они должны быстро сохнуть, образуя на поверхности долговечное покрытие, устойчивое к истиранию, воздействию воды и моющих средств, эластичное, не меняющее цвет основы и с высокой износоустойчивостью.

            Из всего многообразия существующих на рынке лаков, пожалуй, самыми подходящими являются два: паркетный однокомпонентный акрилово-уретановый водоразбавляемый быстросохнущий бесцветный лак для внутренних работ («Поли-Р», Германия) и водоразбавляемый нежелтеющий акрилатный лак для внутренних работ («Тиккурила Кива», Финляндия).

            Лаки используйте матовые или глянцевые, в зависимости от эффекта, который хотите получить. Для хорошего лакового покрытия требуется 2-3 слоя. Каждый слой нужно тщательно просушивать, перед тем как нанести следующий.

            Контуры

            «Контур» (другие названия – «рельеф», «контурная краска») – это акриловая краска, которая применяется при живописи на стекле, имитирующей настоящий витраж. Сделанные контуром линии создают барьер, не дающий краскам растекаться по поверхности и смешиваться между собой.

            Выпускаются контуры в небольших тубах с носиком-дозатором. От диаметра выходного отверстия дозатора зависит толщина наносимой линии и величина получаемых точек. В художественных магазинах представлен большой ассортимент контуров разных фирм-производителей, отличающиеся друг от друга по цветам, консистенции, скорости высыхания и т. д.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Цвета контурной краски

            Но не все контурные краски, прекрасно подходящие для витражной росписи, годятся для рисования точками. Особое значение здесь имеют такие свойства, как консистенция и способность тянуться при нанесении. И если для витражной росписи тянущиеся контуры – большой плюс, то для точечной – наоборот, минус. Попробуем разобраться в обилии контурных красок имеющихся в продаже.

            «Maimeri», Италия

            «ЮЕА Vetro» – так называется серия витражных красок от итальянской фирмой «Maimeri». Контуры этой серии выпускаются в тубах объемом 20 мл. Несмотря на то что внешне носики-дозаторы кажутся толстоватыми, эти контуры имеют самое узкое выходное отверстие, благодаря которому можно получить точки минимального диаметра.

            Кончик носика-дозатора чуть скошен, буквально на доли миллиметра. Это дает возможность, переворачивая тубу одной стороной, ставить точки плоские и широкие, а другой – маленькие и заостренные.

            Если попадаются хорошие наконечники, их можно сохранить и переставить на новые тубы взамен плохих (иногда выходное отверстие имеет овальную форму, что не дает возможность ставить ровные точки).

            1. Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            2. Контуры серии «IDEA Vetro»
            3. Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            4. Кончик носика-дозатора контура серии «ЮЕА Vetro»
            5. Порой на самом кончике носика-дозатора присутствует пластиковый «волосок» – маленькая техническая недоработка, который приходится удалять самостоятельно.

            Достаточно густая консистенция этих контуров прекрасно подходит для росписи «Point-to-point», – точки не растекаются, хорошо держат форму, не сливаются при соприкосновении. Высыхает краска достаточно быстро.

            В зависимости от величины точек, время до безопасного соприкосновения с расписанной поверхностью колеблется от 10 минут до часа. Полное высыхание наступает через сутки. Контуры не требуют запекания (обжига).

            Цветовая палитра достаточно широкая, но все контуры хроматических цветов – «металлики»: серебро 003, белая платина 017, золото светлое 137, золото 138, золото темное 151, медь 200, ржавчина 265, бронза 475, сталь 515. Ахроматические цвета: серый 518, черный 530 и бесцветный 001. Для росписи подходят все контуры, кроме бесцветного.

            «Реbео», Франция

            Контуры фирмы «Реbео» также выпускаются в тубах объемом 20 мл. Бывают цветные прозрачные и непрозрачные.

            Для наших целей больше всего подходят непрозрачные контуры, потому что точечная роспись выполняется на окрашенных цветных или черных фонах, прозрачные же контуры при высыхании становятся просто невидимыми.

            Так как все контуры изначально предназначены для росписи в витражной технике и должны сочетаться по своим свойствам с витражными красками (которые, в свою очередь, делятся на запекаемые и не запекаемые), фирмой «Реbео» выпускаются несколько разных серий непрозрачных контуров. Одна из них – для использования вместе с витражными красками на основе растворителя и не требующих запекания; две другие – «Vitrea 160» и «Porcelaine 150» для работы с красками на водной основе, которые нужно запекать.

            • Не запекаемые контуры серии «Сегпе relief». Цвета – золото, королевское золото, позолота, медь и свинец. Все эти контуры – «металлики», цвета хорошие, насыщенные, при высыхании обладают ярким блеском. Несмотря на то что контуры этой серии не предназначены для запекания, они вполне выдерживают нагревание в духовке до 120-130 °С в течение 30 минут.

            • Запекаемые контуры серии «Vitrеа 160». Цвета – сталь, белый перламутр. Эти контуры выдерживают обжиг при температуре до 160 °С, но прекрасно могут быть использованы в точечной росписи и без запекания.

            • Запекаемые контуры серии. Цвета этой серии полностью совпадают с линейкой цветов серии, но требуют запекания. После температурной обработки предметы, расписанные этими контурами, могут использоваться не только в декоративных, но и в утилитарных целях.

            • Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            • Контуры серии «Сеrnе relief»
            • Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            • Контуры серии «Vitrea 160»
            • Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            • Кончик носика-дозатора контуров фирмы «Реbео»

            Независимо от серии, все контуры этого производителя имеют тонкие длинные носики-дозаторы, удобные для росписи. Выходное отверстие округлое и достаточно узкое, что дает возможность ставить ровные точки любого размера.

            Консистенция краски сравнительно густая, однородная. Точки хорошо держат форму, не сливаются и не растекаются. Высыхают контуры быстро: 10-20 минут достаточно для того, чтобы можно было прикасаться к расписанному ими предмету.

            Полное высыхание наступает через сутки.

            «Ferrario», Италия

            Этой фирмой выпускаются две серии разных по цвету контуров. В серию «Piombo lmitazione» входят контуры цвета «металлик» и ахроматических цветов (кроме белого). Серия «Craft rilievo» – это контуры белого и ахроматических цветов. Все они выпускаются в тубах объемом 20 мл.

            Носики-дозаторы идентичны контурам серии «ЮЕА Vetro» («Maimeri») и обладают теми же плюсами и минусами. Консистенция контурной краски густая, однородная. Точки не сливаются, хорошо держат форму. Время подсыхания несколько больше, чем у других контуров: от 30 минут до часа – в зависимости от размера точек.

            Время полного высыхания – сутки. Контуры не нуждаются в обжиге.

            Контуры серии «Piombo lmitazione».

            Цвета – серый № 1, черный № 2, железно-серый № 3, стальной серый № 4, серебро № 5, золото № 6, медь № 7, бронза № 8, дукатное золото № 9, платина № 10. Все эти контуры – «металлики», при высыхании приобретают красивый блеск и насыщенный цвет.

            Контуры серии «Craft rilievo». Пожалуй, эта серия – единственная среди всего многообразия контурных красок, в которой есть большое количество цветных непрозрачных контуров.

            1. Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях 
            2. Контуры серии «Plombo lmitazione»
            3. Контуры серии «Craft rilievo»

            Цвета – белый № 01, желтый № 02, ярко-красный № 03, синий № 04, зеленый № 05, золотисто-желтый № 06, восточный красный № 07, пурпурный № 08, темно-синий № 09, морской волны № 10.

            Кроме выше перечисленных, существует еще несколько серий контуров разных фирм-производителей, которые тоже пригодны для использования в точечной росписи.

            Но они или реже встречаются в продаже, или имеют свойства, не вполне подходящие для этой росписи.

            «Невская Палитра», Россия

            Серия витражных красок «Декола». Контуры этой серии имеют хорошую консистенцию, не текут, но сильно тянутся. Точки получаются ровные, но могут немного расплываться, и при достаточно высокой скорости росписи кончик предыдущей точки «ложится» на следующую. Не очень богатая цветовая гамма.

            «Таир», Россия

            Консистенция этих контуров несколько жидковата, они текут, часто пузырятся, поэтому использовать их для росписи достаточно трудно. Отдельные точки можно получить любого размера, они гладкие, ровные, но если точки поставлены близко и соприкасаются, то непременно сольются в одну «лужицу».

            Среди контуров этой фирмы встречаются очень удачные цвета, которых нет у других производителей, поэтому я использую контуры «Таир» как яркие цветные акценты-дополнения в сочетании с контурами других производителей. Хорошие цвета – синий, фиолетовый, фиолетовый перламутровый, желтый, белый.

            «Гамма», Россия

            Эти контуры продаются как поштучно, так и в наборах. Консистенция жидкая. Носик-дозатор достаточно короткий, толстый, диаметр выходного отверстия большой. Точки получаются крупные, неровные. Но это одни из самых распространенных в продаже и доступных по цене контуров.

            Краска для создания «жемчужин»

            Это декоративное средство представляет собой акриловую краску в пластиковой тубе с носиком-дозатором. Консистенция чуть менее густая, чем у контуров по стеклу. Носики-дозаторы короткие с широким выходным отверстием. Цветовая гамма очень разнообразная.

            Нанесенная на поверхность в виде крупных капель, краска имитирует «жемчужины» – капли не «оседают» при высыхании, сохраняют объем и форму полусферы. Но если точки нанести близко друг к другу, капли стремятся слиться.

            Читайте также:  Рецепт холодного фарфора своими руками на классической основе

            Поэтому ставить отдельные капли-«жемчужины» лучше на некотором расстоянии.

            • Краска для создания «жемчужин»
            • Пример элементов, нарисованных краской для создания «жемчужин»
            • Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

            Если Вам понравился наш сайт, выразите свое “спасибо” нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо 🙂

            Источник: http://blogs.masterclassy.ru/materialyi-ispolzuemyie-pri-tochechnoy-rospisi-foto-i-opisanie.html

            Точечная роспись для начинающих

            Техника поинт-ту-поинт очень красива, похожа на чеканку по металлу или вышивку. Она достаточна проста в исполнении и даже если вы не владеете художественными способностями, техника будет вам доступна.

            В нашем уроке вы узнаете основы этой техники, то, с какими материалами вам придется работать, и в какой последовательности, а также научитесь принципам работы с акриловыми контурами, которые считаются самыми приемлемыми в мире хендмейдеров для проработки многих орнаментов и узоров.

            Основы техники

            Для работы в этом творчестве вам потребуются следующие материалы и инструменты:

            • Для постоянного использования: акриловые контуры, как обычные, так и с разными эффектами, к примеру, под металл, серебро, с блестками и так далее. Для проработки орнамента иногда будет вполне достаточно и двух оттенков, но, все же, если вы увлечетесь этим хобби всерьез, лучше иметь под рукой укомплектованный набор контуров из основных и дополнительных оттенков.
            • Также всегда под рукой должен быть медицинский спирт или ацетон для обработки декорируемой поверхности перед нанесением краски.
            • В необязательном порядке, но желательно присутствие в перечне материалов специальной грунтовки под акрил, чтобы можно было выровнять поверхность предмета перед началом работы.
            • Также могут пригодиться простые акриловые краски и кисти с синтетическими волокнами.
            • Помимо этого, в зависимости от идеи, могут пригодиться глиттеры, аэрозоли-краски, полимерная глина, лаки для покрытия готовых поделок и так далее.
            • В качестве декорируемых предметов могут подойти практически все бытовые и сувенирные изделия из стекла, дерева, металла, камня.

            Оригинально точечная техника смотрится в качестве украшения для посуды, оформления бутылок, росписи зеркал, шкатулок, рам для картин и тому подобное.

            Только на первый взгляд может показаться, что в технике поинт-ту-поинт нет ничего сложного. Самая распространенная ошибка среди многих начинающих – это работа без предварительных набросков и неправильное использование контуров, в результате чего точечки размазываются, а узор искажается.

            Набросок рисунка или узора росписи можно сделать с помощью обычного карандаша. Также подойдут специальные трафареты и шаблоны. Ими тоже стоит запастись на будущее, если будете серьезно увлекаться данным творчеством.

            Чтобы каждая точечка получалась четкой, при разрыве краски надо делать порывистое движение не в сторону, а вверх, перпендикулярно поверхности изделия.

            Также следует следить и за равномерным выдавливанием краски, чтобы точечки получались еще и одного размера. Если делаете это впервые – потренируйтесь вначале на бумаге, не беритесь сразу за что-то сложное.

            Как правило, рисунок прорабатывается постепенно, за счет формирования линий-цепочек из точечек. Работа идет либо от контуров, либо от центра рисунка. Если работаете с несколькими оттенками контуров, то лучше всего закончить сначала с одним, проработав все участки его цвета, а потом переходить к другим контурам. Так вы наглядно будете видеть, где его место, и не запутаетесь.

            к оглавлению ^

            Делаем снежинку в технике point-to-point

            Если у вас есть желание сделать оригинальную поделку для новогоднего оформления квартиры, предлагаем попробовать свои силы в декорировании подвески-снежинки в технике point-to-point.

            Для работы нам понадобятся:

            1. Заготовка – основа нашей снежинки. В принципе, она может быть из любого материала стекла, гипса, кожи, пластика. В данном уроке мы будем использовать заготовку из дерева, по форме напоминающую звездообразную снежинку.
            2. Краска акриловая для тонирования заготовки. Цвет подойдет любой, мы остановили свой выбор на серебряном.
            3. Губка или кусочек поролона для нанесения основного тона на заготовку.
            4. Акриловые контуры желаемых цветов. В этом уроке мы будем применять контуры фирмы “DECOLA” синего, белого, зеленого и бронзового цветов. Их можно приобрести в любом магазине творчества, у них хорошее соотношение цены и качества. Такие контуры очень удобны в использовании, особенное для начинающих. Туба легко сдавливается, краска идеальная по густоте и однородная по консистенции. Кроме этого, туба имеет съемный длинный, острый носик, что способствует удобной расстановке точек.
            5. Спирт, ватные палочки, влажные салфетки. Они пригодятся для удаления возможных первоначальных огрехов.
            6. Ленточка, шнурок или цепочка для крепления готового изделия.

            Итак, приступаем к работе.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Берем деревянную основу нашей подвески и наносим на нее акриловую краску при помощи губки или поролона. Делать это нужно легкими похлопывающими движениями, тем самым как бы вбивая краску в дерево. Тонируем заготовку с двух сторон.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Оставляем ее на некоторое время для высыхания. Чтобы краска не липла к рукам в среднем достаточно от 30 минут до часа, но лучше проверить это опытным путем.

            Когда краска полностью впиталась, приступаем к непосредственному созданию рисунков.

            С одной стороны, сделаем оформление самостоятельно без использования трафарета.

            Нанесение орнамента лучше начать из центра заготовки, чтобы случайно не смазать рисунок рукой. Для начала лучше потренируйтесь на листе бумаги.

            Возьмите синий акриловый контур, откройте тубу и переверните ее носиком вниз, чтобы краска стекла к выходу. Слегка сожмите тубу и поставьте первую точку.

            Чтобы не получилась клякса, тубу необходимо держать перпендикулярно поверхности, а движения руки должны быть отрывистыми и четкими. Поставил точку — отдернул руку.

            Теперь нужно добиться равномерности в нанесении контура. Попробуйте поставить несколько точек подряд, они должны быть на равном расстоянии. Задайте руке ритм: опустить руку – поставить точку – оторвать – перенести руку – снова опустить и поставить точку.

            Равномерно надавливайте на тюбик, тогда все точки будут одинакового размера. Чем сильнее надавливать, тем крупнее будут получаться точки.

            Попробуйте сделать точечную цепочку, волнистую линию или круг, если движения уверенные, а результат вам нравится, то можете переходить к оформлению нашей деревянной заготовки.

            С помощью синего контура поставьте в центре снежинки крупную точку. Вокруг нее нанесите пять более мелких точек.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Теперь наносите узор подобно лучам, следуя от центра к краям подвески. Если вдруг сделаете ошибку, то с помощью ватной палочки и спирта, можно ее осторожно исправить. Только не затягивайте с исправлением, акрил быстро сохнет.

            Далее, оформите каждый край снежинки, проставляя точки на равном расстоянии друг от друга по всему периметру заготовки.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            При правильном выполнении в центре должен появится узор в форме цветка.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Продолжаем заполнять лепестки цветка синим контуром. Получается очень изящно.

            Теперь возьмем тюбик с белым контуром. Белый и синий — идеальные цвета для оформления снежинки. Продолжаем заполнять оставшееся пространство белым цветом.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях
            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Можно поиграть с размерами точек, сделать больше или меньше, главное, расставлять их так, чтобы они не портили общую картину и все части орнамента выглядели равномерно. Работайте аккуратно, дабы рукой не размазать уже созданный узор.

            Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

            Когда одна сторона снежинки готова, ее следует оставить для высыхания на 24 часа.

            По истечении этого времени акрил станет твердым, и мы сможем работать с обратной стороной заготовки.

            Здесь будем применять трафарет в форме елочки. Обводим трафарет простым карандашом, размещая его на лучах заготовки.

            • Берем контур зеленого цвета и прорисовываем елочки.
            • Бронзовым цветом проставляем меньший ряд точек в середине каждой елочки.
            • Снова берем зеленый контур и повторяем ряд зеленых точек.

            Теперь украшаем наши елочки большими белыми шарами, с помощью сильного надавливания на тубу с белым акрилом. А в центре заготовки рисуем снежинку, проставляя точки из центра к краям.

              Подвеска готова. Осталось только просушить нарисованный узор и добавить ленточку, чтобы повесить снежинку на елку.

              Источник: http://woman-l.ru/tochechnaya-rospis-dlya-nachinayushhix/

              Красота точечной росписи: советы, идеи, мастер-классы

              Точечная роспись (point-to-point) – очень красивая и одновременно достаточно простая техника, которая по силам даже начинающей рукодельнице.

              Универсальность этого вида росписи позволяет декорировать практически любые поверхности и предметы. Не смущайтесь тем, что не умеете красиво рисовать.

              Для точечной росписи существует огромное количество шаблонов и приемов, которые вам помогут сделать маленький шедевр и не требуют проработанных навыков рисования.

              Сейчас техника точечной росписи популярна как никогда.

              Даже если вы не планируете что-либо делать своими руками, загляните в любой поисковик, например, Яндекс, и зарядитесь красотой работ умелых мастериц, вам достаточно просто запустить поиск по картинкам по сочетанию “точечная роспись”. Вот небольшой коллаж из некоторых понравившихся нам работ в технике “точечная роспись”:

              Точечная роспись для начинающих: разбираемся в техниках и стилях

              Как научиться точечной росписи? С чего начать?

              Точечная роспись – несложная в освоении техника и вам не потребуется минимум материалов и приспособлений. Для работы вам потребуется в первую очередь заготовка, то есть предмет, который мы будем расписывать. Это может быть все, что угодно, например, деревянная основа для браслета, тарелка, коробочка, кружка, обложка на паспорт, красивый камушек с теплого моря или любой другой предмет.

              Затем готовим предмет к росписи. В зависимости от материала, из которого выполнен наш предмет для декорирования, нам потребуется при необходимости очистить и выровнять поверхность, обезжирить или загрунтовать, нанести фоновое покрытие и пр.

              Для самой росписи нам потребуются акриловые контуры или тонкая кисточка и акриловые краски. Приготовьте также карандаш для разметки узора на поверхности предмета. Саму разметку вы можете нарисовать сами экспромтом или воспользоваться шаблоном.

              Полезную подборку практической информации о том, какие материалы выбрать, с чего начать работу, а также как сделать первые шаги в технике точечной росписи, вы сможете воспользовавшись материалами совместника на нашем форуме “Расписываем вместе кружку”. Вам также поможет наша статья “Точечная роспись для начинающих. Декорируем футболку, органайзер и стеклянные кружки”, в которой вы также найдете подборку мастер-классов и уроков по технике точечной росписи.

              Предлагаем вам также воспользоваться видео мастер-классом для начинающих от “Леонардо”, благодаря которому вы сможете сделать оригинальный браслет своими руками в технике точечной росписи.

              Красота точечной росписи

              Если вы уже попробовали сделать небольшую работу в технике точечной росписи, возможно вам захочется отточить свое мастерство и повысить квалификацию, взявшись за предмет посложнее.

              Например, расписать заварочный чайник.

              В наших заметках “Точечная роспись: вдохновение и мастер-класс от Маргариты Гойко” и “Точечная роспись: как расписать чайник?” мы как раз об этом не так давно рассказывали.

              Ну а всем остальным мы предлагаем насладиться удовольствием от процесса работы настоящего мастера. Давайте смотреть видеоролик Натальи Григорьевой, где со всеми тонкостями показан процесс точечной росписи очень красивого подноса:

              Желаем вам творческого вдохновения и новых красивых работ!

              ? Кликните на иконку любимого сервиса:

              Вы можете оценить статью, поделиться своим мнением, а также подписаться на комментарии к статье.

              Источник: http://www.darievna.ru/page/krasota-tochechnoj-rospisi-sovety-idei-master-klassy

              Ссылка на основную публикацию