Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

  • накладная. Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

    Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

    Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

    • контурная;
    • трехгранно-выемчатая;
    • ногтевая или скобчатая.

    Для исполнения потребуется:

    • доска из липы;
    • нож-косяк;
    • линейка и карандаш.

    На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров Несколько орнаментов для резьбы по дереву Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

    Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

    Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеровСделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

    Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

    • безопасности работы;
    • организации рабочего пространства;
    • подготовки инструмента.

    Рабочее место резчика

    Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

    Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака.

    Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами.

    Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров Пример обустроенного рабочего места резчика Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

    Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

    Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

    Требования к инструменту

    Современные открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров Подборка стамесок для резьбы по дереву Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

    В арсенале мастера всегда находится:

    • пила;
    • ручная дрель или коловорот;
    • рубанок;
    • стамески полукруглые и плоские;
    • ножи разных размеров;
    • небольшой топор.

    Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

    Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров Различные типы пил для резьбы по дереву Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

    Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

    То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеровВажнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

    Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

  • Источник: https://projbuild.ru/sketches-for-contour-carving-on-wood-wood-carving-for-beginners-the-secrets-of-craftsmanship-from-experienced-craftsmen.html

    Точение дерева

    Точение дерева является одним из древнейших ремесел. С развитием механизации в деревообработке ручное точение, которое требует многолетнего навыка, становится менее востребованным.

    Формы токарных изделий, приемы точения, манера исполнения, национальные особенности точения дерева, секреты мастеров забываются. В угоду параметрам механической обработки и производительности производства теряется полнота форм изделий.

    Оптимизм вызывает то, что “механическое точение” (в нынешнем развитии) не дает той чистоты обработки и четкости, и живости, как “ручное” точение дерева.

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

    Некоторые мастера сравнивают работу на токарном станке по дереву с игрой на музыкальном инструменте – это сравнение и мне представляется верным. Возможно мои рассуждения , (основанные на многолетнем личном опыте) о том, что мешает «играть на инструменте» помогут начинающим токарям по дереву.

    1. Страхи

    • страх получить травму;
    • страх испортить заготовку;
    • страх невыполнения работы в срок;
    • страх что работа будет не принята;
    • страх электричества;
    • страх пожара;
    • страх крика в правое ухо «Обедать идешь?».

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

    Виды работы на токарном станке

    При токарной обработке дерева применяются методы:

    • точение. Инструементы – нож, косяк, в разных странах свои названия,
    • обдирка или скабление – полукруглый нож, овал, т.п.
    • выборка или выскабливание – разного рода овалы, крючки – в основном для точения для посуды,
    • подрезка (в основном используется нож),
    • отрезание детали (отрезной нож) 
    • изготовление шканта (тупой нож, шканторез и т.д.).

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

    О технике безопастности 

    При точении дерева травму получить не возможно , если только откровенно не ткнуть ножом в заготовку.

    Я не являюсь любителем скабления и выскабливания, хотя без них обойтись нельзя, и утверждение мое касается только точения. Безопасность точения, по моему опыту, в том , что нож при точении располагается на заготовке (сверху) и все что он может – это «пропахать», «нарезать резьбу» на заготовке.

    Нож может, теоретически, выбросить и за заготовку (направо или налево).

    Направо – не опасно , а налево – всегда вращается «железо» и все чаще это патроны от станков по металлу, безопасным считаю цельно точеный гладкий патрон, в который (в деревянную вставку) молотком забивается заготовка, такой патрон не захватит нож.

    1. никогда не точите из квадрата, если заготовка диаметром больше 30 мм.
    2. зарубайте топором все углы, плоскости заруба в 10 мм достаточно (от сколов);
    3. не передавливайте конусом (центром) задней бабки заготовку,
    4. температура конуса не более 60-70º С – в противном случае заготовка треснет от нагрева

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

    О настройке станка

    Для фиксации заготовки на «передней бабке» использую болт с 6 колючками (по кругу) и съемным центром (никаких вставок в вал более диаметра вала, никаких конусов и патронов по металлу), колючки и центр подобраны так, что позволяют сверление на 22 мм, а при увеличении нагрузки и захвате инструмента – рвут волокна (заготовка не вращается); на твердых породах при увеличении нагрузки или захвате – заготовка, вал, ремень перестают вращаться, так как площадь прикосновения ремня на двигателе меньше чем на валу и силы сорвать колючки не хватает. К тому же при торможении двигатель (у меня) накатывается на ремень и продолжает вращение в неподвижном ремне, так как находится в подвешенном состоянии и скорость двигателя на 100 об. выше скорости вала.

    Для указанной нагрузки применяю электродвигатель 520 вт. 900 об. вес 10кг., при максимальном диаметре точения 360 мм. На 2 скорости в 800 об. вал можно остановить ладонью руки.

    Теперь, когда станок настроен, и ты уверен, что ты сильней станка – продолжим успокаиваться.

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров

    О заготовках

    1. Заготовок должно быть достаточное количество, по началу в два раза больше. Брак новичков – 4 из 10 . После двух подряд испорченных заготовок необходим перерыв на несколько минут. Заготовки с сучками лучше сразу исключать из обработки.

    2. Перед важной, срочной работой (при изготовлении самой простой детали) настоятельно рекомендую не перетачивать инструмент, т.к. шанс испортить заготовку значительно возрастает и может достигать 80%.

    3. По возможности не пользоваться чужими заготовками и склейками, инструментами.
    4. Торцевать заготовку при наличии торцевых трещин размером 5-15 см.
    5. Контролировать сушку отмечать продольные трещины.

      У некоторых пород (дуб, груша) трещины при сушки сходятся.

    6. Для первых опытов точения используйте липу, для скабления бук.

    О работе

    При обучении не устанавливайте для себя никаких сроков на освоение операций. Начинать с 1-1,5 часа, с перерывами. Из моего опыта – после 6 часов работы продуктивность падает, из-за большой концентрации внимания при точении, а скабление менее затратно по силам.

    Любой токарь, как и пекарь, сщитает сколько он изготовит деталей (за час, за смену). С ростом мастерства и увеличения числа повторов изготовления одной и той же детали производительность при точении может возрасти в 10 раз, а при применении спец.

    инструмента (при скаблении) и выше.

    Хронометраж можно снимать начиная с 5 детали. При хорошем точении шлифовка применяется лишь в отдельных местах изделия или исключается, заменяется полировкой стружкой от этой же детали.

    Сокращение времени на шлифовку сильно увеличивает производительность, но начинающим токарям на шлифовку придется тратить до 50% времени изготовления детали.

    Душевное спокойствие существенно снижает количество брака, а 2-3 испорченные заготовки могут испортить весь день (при больших и сложных размерах детали).

    Успех и одобрение важно для начинающего токаря. Трезво оценивайте свои возможности. Не используйте, по началу, заготовку длиннее 5 диаметров. Я начинал с ручек для напильников, простых шахматных фигур, подсвечников диаметром до 30 мм., комбинируя токарку со столярными работами. Для детской игрушки диаметр изделий не менее 25 мм – чтобы не проглотили (грибочки, матрешки, пирамидки).

    Изготавливая полезные в быту предметы вы всегда найдете поддержку близких и приобретете начальные навыки точения. Пробуйте точение разных пород деревьев на малых диаметрах заготовок до 30 мм. Не беритесь с уверенностью за работу по просьбе (или за деньги), которую ни когда не выполняли. Сначала учеба, потом работа (по конкретной породе дерева) и уверенности добавится.

    Важно! Электричество и огонь – опасны всегда. Никаких посторонних людей или животных у станка быть не должно.Станок расположить так, чтобы внезапное появление постороннего за спиной было невозможно.

    Источник: https://www.reznoe.ru/articles40_218.php

    Полет фантазии мастера резьбы по дереву А.Н. Дайона

    Резьба по дереву для начинающих: секреты мастерства от опытных мастеров
    Сколько бываю в станице Калниболотской, столько не перестаю восторгаться самобытным творчеством живущих в ней людей. Что ни дом, то  мастеровая. Здешние народные умельцы и вышивают, и плетут бисером, и рисуют, и в каждой работе – свой неповторимый колорит, отпечаток  культурных традиций казачьего уголка.

    Есть в этой богатой палитре талантов и особо выразительные «оттенки» – такие, как Александр Николаевич Дайон. В своей станице он человек небезызвестный, да и в районе тоже. Свою «минуту славы» калниболотчанин заработал благодаря участию в вокально-инструментальном ансамбле «Романтики», а также увлечению художественно-декоративной резьбой по дереву.

    Со временем на смену популярному ВИА пришли новые творческие коллективы, а любимое ремесло так и живет по нынешний день в руках художника.

    {mospagebreak title=Радует глаз}

    Радует глаз

    Переступив порог дома Александра Николаевича, мы с фотокорреспондентом попали на настоящую выставку деревянных резных изделий. Работы мастера украшают каждую комнату и придают их интерьеру выразительность, нарядность и  индивидуальность.

    Вся эта экспозиция – кухонная утварь, фигурки животных, предметы быта, настенные орнаменты, часы, цветочные подставки – радует глаз разнообразием форм и узоров, дарит тепло природного материала и, конечно, позиционирует хозяев как людей, обладающих хорошим вкусом и безграничной фантазией.

    Отмечу, что не меньшее впечатление на нас произвела и внешняя отделка дома художника. Фронтоны крыши, наличники на окнах и дверях также декорированы с помощью деревянных резных элементов.

    Присутствуют они и в оформлении остальных построек на территории двора.

    Любого человека, далекого от искусства обработки дерева и вообще каких-либо народных художественных промыслов, такие вещи просто не могут оставить равнодушным.

    {mospagebreak title=Самородок}

    Самородок

    По словам Александра Николаевича, специально резьбе по дереву он нигде не учился. 

    – Увидел однажды в одном из магазинов Краснодара такие  изделия и загорелся желанием взять в руки инструменты и сделать нечто подобное, – вспоминает мас­тер. – Тем более что занятие творчеством для меня на тот момент было не чуждо: с юных лет умел рисовать, немного увлекался чеканкой и владел навыками художественного оформления.

    Возможно, добавляет Дайон, тонкое художественное чутье  унаследовано мною от  родного дедушки – иконописца, жившего в Рос­товской области.

    {mospagebreak title=Передает эстафету}

    Передает эстафету

    Семь лет назад Александр Николаевич «переквалифицировался» в преподаватели: стал вести кружок резьбы по дереву на базе калниболотского дома культуры.

    Наставник щедро делится с подрастающим поколением станичников секретами своего мастерства, учит юных резчиков находить прекрасное в окружающем мире и добиваться хороших результатов на муниципальных и краевых выс­тавках декоративно-прикладного творчества.

    – Жаль, собственные сын и дочь не переняли от отца этой творческой жилки, – сетует Александр Николаевич. – Хотя детям очень нравятся мои работы, и я с удовольствием дарю им лучшие изделия из домашней коллекции.

    {mospagebreak title=Художник и его Муза}

    Художник и его Муза

    Творческая натура всегда ищет источник вдохновения для выполнения своих работ. Для Александра Николаевича таковым является окружающая природа. Даже причудливые коряги и наросты на деревьях, если к ним внимательно присмотреться, могут подсказать резчику неожиданную идею для будущего произведения.

    Но самое главное, что есть родственная душа, которая разделяет его увлечение и всегда поддерживает на пути к новым проектам. Это супруга Светлана Борисовна. Как удается ей сов­мещать роль жены, матери, хозяйки и Музы одновременно? «Очень просто, – отвечает она.

    – Мы с Александром – творческие люди и понимаем друг друга с полуслова. Только я нашла выражение в другом направлении: люблю шить и разводить комнатные цветы. Особенно отдаю предпочтение большим растениям — таким, как монстера, пальма, фикус, шефлера, аспарагус».

    Осмысливая нашу встречу с Александром Николаевичем, я пришла к выводу, что не все в наше время подчинено материальному мерилу. Есть люди, пусть их и немного, которые заботятся не только о еде, жилье, одежде или новой машине.

    Им ведомы более высокие категории. Например, как сохранить  нажитые веками традиции, как передать новым поколениям  секреты народных художественных промыслов.

    И пока в наших станицах живут такие мастера, будет жива и самобытная культура.

    Источник: https://selgazeta.ru/uvlecheniya/polet-fantazii-mastera-rezbyi-po-derevu-a.n.-dayona.html

    Читать

    Михаил Ильяев

    Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки

    Книга – пособие Михаила Ильяева – незаменимый помощник для тех, кто задумал освоить резьбу по дереву. В ней подробно изложены азы уникального, интереснейшего вида искусства. Автор – прекрасный, самобытный резчик, скульптор – извлекает из копилки собственного опыта рекомендации не только для начинающих, но и для тех, кто много уже знает и умеет.

    Как подобрать инструменты, в чем заключается трудность обработки редких пород дерева, какие приемы резьбы помогут полнее раскрыть тот или иной задуманный образ, как создать студию учеников, организовать выставку – обо всем этом вы узнаете, внимательно прочитав предлагаемую книгу основателя Московской школы резьбы, заслуженного работника культуры Российской Федерации Михаила Ильяева.

    Подробный текст сопровожден иллюстрациями декоративных изделий и произведений автора.

    Книга предназначена для широкого круга читателей, как начинающих любителей, так и мастеров удивительного творчества в разных породах дерева, организаторов студий, учителей колледжей и школ.

    Творческая биография автора книги не совсем обычна. В юности он увлекался спортом, был чемпионом Москвы по акробатике. Затем, окончив цирковое училище, работал в цирке, на эстраде, в театре. Принимал участие в опереттах

    «Принцесса цирка», «Сильва», «Марица». Его индийские танцы, шуточную «нанайскую борьбу» тепло принимали зрители России, Болгарии, Финляндии, Германии, Португалии, США, Франции. Неожиданная травма спины прервала концертную деятельность, пришлось менять профессию. В 1968 г. М.

    Ильяев увлекся резьбой по дереву. Вскоре скульптура стала главным занятием и потребностью души. На дальнейшую судьбу и творческое развитие мастера заметное влияние оказало знакомство с творчеством выдающегося скульптора Степана Эрьзи.

    Посетив места его жизни – Италию, Францию и Аргентину, издал книгу «Эрьзя в моей жизни».

    Произведения Михаила Ильяева, выполненные из разных пород дерева, отличаются самобытностью, мастерством, чувством пластики и материала. Художником, кроме декоративных работ, были созданы портреты Толстого, Пикассо, Вернадского, Эрьзи, Ломоносова, Петра I, Гоголя, которые находятся в музеях Москвы, Саранска, Геленджика, Буэнос-Айреса.

    Творческие удачи, участие в многочисленных выставках привели к желанию поделиться своим опытом с другими. В 1978 г. М. Ильяев организовал коллектив резчиков по дереву, которому за успехи в художественном творчестве впоследствии было присвоено звание народного.

    В работе студии мастер проявил способности хорошего руководителя, умелого организатора и талантливого учителя. Итогом многолетней работы художника стала разработка собственных методов резьбы и преподавания, которые легли в основу его четвертой книги.

    Хотелось бы верить, что опыт резчика, скульптора и педагога, убедительно изложенный Михаилом Ильяевым в предлагаемой читателю книге, будет вам интересен и полезен.

    Заслуженный деятель искусств РФ

    художник В.Г. Сутеев

    Посвящаю внуку Арсению и новому поколению!

    Вместо предисловия

    Посещая музеи, порой встречаем прекрасно сохранившиеся произведения искусства, выполненные из дерева во II–I веках до н. э. Как давно, оказывается, человек начал использовать древесину в качестве художественного материала. Мастерство древних художников удивляет и восхищает – ведь они чаще всего тайны изобразительного искусства постигали самостоятельно.

    И в современном мире люди находят занятия по душе, увлекаясь самыми разнообразными видами художественного творчества.

    Казалось бы, зачем рукодельничать – уровень развития современной техники таков, что позволяет скопировать любое понравившееся произведение искусства, можно также купить изделие, растиражированное машинным способом.

    Но всем известно, что авторская работа ценится выше самой искусной копии. Мы уважительно относимся к человеку, который умеет что-либо делать своими руками.

    Как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои способности к творчеству. Что касается резьбы по дереву, то иногда человек открывает в себе желание и умение работать с ним в 30–50 лет и старше и достигает высокого художественного уровня.

    Я, по специальности артист цирка и эстрады, начал вырезать по дереву в 34 года – во время гастрольных поездок по стране. Серьезное отношение к делу позволило углубить знания в особенностях обработки дерева, разработать свою технологию резьбы. Позже появилось желание научить других тому, что умею делать сам.

    Окончив заочный народный университет искусств, я в 1978 году организовал самодеятельный творческий коллектив.

    Студия наша открылась в небольшом помещении у Яузских ворот в Москве, где еще в прошлом веке располагались мастерские народных умельцев.

    В 1997 году, основываясь на многолетнем опыте работы со студийцами, я организовал в Московском доме творчества свою школу художественной резьбы по дереву, куда приглашаю всех желающих.

    Многие мои ученики с приобретением опыта сменили основную специальность и стали резчиками по дереву, реставраторами старинной мебели. Это свидетельствует о том, что и в стенах самодеятельной студии неопытные любители могут вырасти в профессионалов высокого класса. Некоторые студийцы уже и сами передают свой опыт начинающим резчикам.

    На выставках посетители задают всевозможные вопросы. Глядя на причудливые орнаменты, рельефы, объемную скульптуру из разных пород дерева, спрашивают, как заготавливать и сушить древесину, как обрабатывать ее, каким инструментом, с чего начинать, как создавать образ, раскрывать тему, какую литературу читать.

    Словом, людей интересует весь процесс создания произведения от начала до конца. Но, согласитесь, трудно удовлетворить любопытство непосвященного зрителя или начинающего любителя краткой консультацией.

    Поэтому я и решил изложить свой опыт резьбы по дереву в книге, которая, надеюсь, станет незаменимым помощником для начинающего и мастера, работающего в домашних условиях.

    Человека, который впервые берет в руки режущий инструмент, хочу предупредить, что в резьбе по дереву, как и в любом творчестве, моментального успеха не бывает. Раньше, чем вы достигнете желаемого результата, придется много поработать, набраться знаний, опыта. Вам потребуется усидчивость и трудолюбие.

    Не стоит переоценивать свои силы или преждевременно огорчаться из-за неудач. Первые успехи пусть не вскружат вам голову. Не сравнивайте свои, поначалу скромные работы с произведениями опытных мастеров, но тянитесь к их уровню, достижениям. Не соревнуйтесь с другими, но с каждым разом старайтесь превзойти самого себя.

    Пусть авторитетный для вас мастер подсказывает направление в творческом поиске. Когда к вам придет заслуженный успех, не останавливайтесь на достигнутом – у вершин мастерства нет предела. Если временно постигла неудача и вас критикуют, не опускайте рук, старайтесь без лишней гордости понять ошибки и не повторять их в следующий раз.

    Чувствуйте собственный рост! Имейте в виду, что оценка посторонних не всегда бывает объективна и точна – у каждого свое мнение и свой уровень знаний, свой вкус.

    Прислушивайтесь к любому доброму замечанию, но не игнорируйте и собственную точку зрения. Если чувствуете, что вы правы, умейте отстоять, аргументировать свою позицию. Таким образом сложится ваш собственный взгляд и ваша неповторимая творческая индивидуальность.

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=212124&p=1

    Как стать мастером резьбы по дереву

    Резьба по дереву – это возрождающийся вид декоративно-прикладного искусства. Ранее резьбой по дереву украшали ставни окон, ворота, карнизы фронтонов. Сейчас с ее помощью оформляют предметы интерьера – столы, стулья, рамки для картин, а также изготавливают целостные фигуры и поделки. С помощью разных техник и видов резьбы каждая деталь получается уникальной и неповторимой. Мастер резьбы по дереву весьма востребованная профессия на данный момент, так как настоящих опытных мастеров осталось мало, а выполненная ими работа дорого цениться.

    Так как данный вид искусства только возрождается, то найти профессионального учителя с большим опытом сложно. Найти подходящего человека предлагающего частные уроки можно через сеть интернет.

    Кроме того, в сети выложено множество различных мастер-классов и видеоуроков. В них содержаться примеры как мастер делает ту или иную вещь или рассказывает о том, как выполнить тот или иной прием.

    Хоть это и сложно, но если захотеть, можно горы свернуть в поисках нужной информации и людей.

    Но, прежде чем приступать непосредственно к резьбе, нужно подготовиться. А именно, выбрать и оборудовать место для работы в квартире или частном доме. Желательно, чтобы выбранное место было хорошо освещено и проветрить его было очень просто.

    Так как в процессе работы часто возникает древесная пыль, которая в большом количестве может быть опасна для здоровья человека. Отдельно стоит уделить внимание необходимому оборудованию.

    Не обязательно сразу покупать всевозможные инструменты для резьбы, ведь есть некоторые весьма специфичные, которые подходят только для одного вида резьбы, а в другом не используется и вовсе.

    Вводный курс в данную сферу деятельности позволит выбрать наиболее интересующий вид резьбы и подскажет, какие именно инструменты для работы понадобятся. Так, для сквозной резьбы используются различные виды стамески, резец-уголок. В рельефной резьбе используются косяки и клепики.

    Независимо от того, что многие знания в данной области были утеряны, массовый интерес к возрождению этого направления искусства помогает не только возродить утраченное, но и привнести новое. Соединить прошлое и настоящее. Новые мастера стараются не только повторить то, что было до них, но и сделать что-то новое, того, что раньше никто не делал.

    Источник: https://RezbaPro.ru/publ/osnovy_rezby_po_derevu/kak_stat_masterom_rezby_po_derevu/4-1-0-98

    Секреты резьбы по дереву

    Издревле люди занимались резьбой по дереву, изготавливая домашнюю утварь, ритуальные предметы, строили без единого гвоздя дома и храмы, которые украшали затейливыми узорами. Причем делали это самыми обычными, если не сказать примитивными инструментами. Известно, например, что в Древнем Египте резная мебель украшала усыпальницы фараонов.

    В Древней Руси применение древесины так же естественно, как в наше время использование кирпича или камня. В письменных источниках того времени мы не находим прямых указаний на резьбу по дереву, но, читая строки «дивно украшенные, всякой лепоты исполненные церкви и хоромы», нетрудно представить, из чего создавалась эта красота.

    Совершенно достоверно известно, что в XI–XII вв. были широко распространены ремесла, связанные с обработкой древесины. Например, в летописях можно найти сведения об артелях древоделей, теслей, городников (так тогда называли плотников, столяров, строителей). Резчики по дереву были включены в списки профессий, бытовавших в городах XI–XIII вв.

    Подтверждением того, что рельефная резьба применялась при декорировании архитектурных объектов (в зодчестве, как сказали бы тогда), являются найденные в Новгороде при археологических раскопках архитектурные детали, в частности колонна, датированная XI в. Она украшена резьбой в виде ремневидных полос, середина которых представляет собой желобок.

    Ппри этом полосы прихотливо переплетаются и, нигде не повторяясь, складываются в узор. Узор на колонне относится к «звериному» стилю, о чем свидетельствуют расположенные между полосками многочисленные фигурки кентавров, грифонов с проработанными деталями.

    Декор колонн – явление не единичное, он характерен для русского декоративно-прикладного искусства той эпохи, когда «звериный» стиль сочетался с плетенкой. Достаточно вспомнить рукописные книги, заставки которых декорировались подобными изображениями, ювелирные изделия, а также знаменитую белокаменную резьбу на стенах русских соборов XI–XIII вв.

    Мастерство, с которым все это выполнено, свидетельствует о многовековых художественных традициях монументально- декоративного искусства у славян.

    Секреты между строк

    Каковы критерии оценки декоративных изделий из древесины?

    Основным назначением изделий из дерева всегда было стремление украсить быт. Поэтому из него изготавливали практически все: кухонную утварь, игрушки, орудия труда, мебель и т. д. И каждый такой предмет оценивали в первую очередь с точки зрения красоты и пользы.

    С XI–XVI вв. был известен такой прием, как профильное наложение тел зверей, что в совокупности превращалось в узор – сложный, своеобразный, затейливый. Сюжеты брали в основном из канонических текстов.

    Для этого периода характерны особенно тщательная проработка орнаментов, в которых появляются объемные цветы, включение в композицию деревянной скульптуры, реалистические черты в сочетании с обобщенностью, присущей барельефам.

    Востребованной становится ажурная прорезная резьба, которая покрывалась позолотой.

    Секреты между строк

    Что можно сделать из дерева?

    Древесина – материал настолько универсальный, что резчику по дереву доступно практически все, включая скульптуру (монументальную, станковую и мелкую пластику), произведения декоративно- прикладного искусства (предметы интерьера, архитектурные детали, украшения и пр.). Мастеру резьбы по дереву подвластны резьба объемная и рельефная, глухая и сквозная, мозаика и инкрустация и т. д.

    В XVI в. традиции резьбы по дереву сохраняются, развитие идет в сторону усложнения и обогащения мотивов, уже известных в орнаментальном искусстве. Обычная плетенка как прием остается, но при этом она испещряется ответвлениями, трансформируя несложный узор в фантастический растительный орнамент, который при ближайшем рассмотрении оказывается изгибающимся стеблем.

    Но и это еще не все: изгибы стебля никак нельзя назвать случайными или хаотичными. В них ясно прослеживается соблюдение законов зеркальной симметрии с ритмично повторяющимися элементами. Этот орнамент с симметричными завитками назывался «травы разметные».

    Его выполняли на отдельных дощечках толщиной не более 2 см, которые плотно подгонялись друг к другу, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

    Объединение русских земель вокруг Москвы привело к тому, что типичные местные особенности резьбы по дереву начинают постепенно нивелироваться под влиянием художественных традиций, сложившихся в других княжествах.

    Образцы, изготовленные в Москве, распространялись далеко за ее пределами (их отправляли в качестве даров в храмы и монастыри), влияя тем самым на развитие и совершенствование местных особенностей деревянной резьбы.

    В русском зодчестве конца XV – начала XVI в. наблюдается влияние итальянских архитектурных традиций.

    В резьбе по дереву появляются мотив виноградной лозы, изображения мифических существ (например, сиринов) и экзотических птиц и зверей.

    Естественно, что речь в этом случае идет о светской архитектуре, поскольку в церковной резьбе XVII в. присутствие подобного рода мотивов и изображений по понятным причинам было абсолютно исключено.

    Секреты между строк

    В чем разница между художественной обработкой древесины и деревообработкой вообще?

    Первоначально художественная обработка древесины была неразрывно связана с работой плотника и столяра. Первые строили дома, вторые изготавливали мебель. И то и другое нуждалось в украшении, чем и занимались резчики по дереву и мастера-краснодеревщики.

    В своей работе они пользовались как обычными столярными и плотницкими инструментами (рубанком, топором и пр.), так и специфическими (клюкарзами, ножами-косяками и др.).

    Помимо этого резчик должен уметь разработать композицию, выбрать материал и способы отделки предмет, что само по себе носит творческий характер.

    Кроме того, во второй половине XVII в. в русском искусстве вообще и в резьбе по дереву в частности сильнее начинают проявляться реалистические тенденции и мотивы, стремление к объемности изображения, композиционной многоплановости.

    Если раньше преобладала плоская резьба, основными чертами которой были ритмически повторяющиеся линии, ковровый узор с заоваленной поверхностью, то с этого времени получила распространение резьба высокого рельефа, которая называлась флемской.

    Для нее характерны сложные соотношения разнообразных объемных форм, выразительность которых строилась на игре светотени. Эта техника появилась в России благодаря иноземным мастерам, работавшим здесь, а

    Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=163513

    Ссылка на основную публикацию