Палехскую технику невозможно спутать ни с одной другой, только ей присуще узоречье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на дедовские приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещицы, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.
1
Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях.
Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев.
Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).
Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами.
Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов.
Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.
После революции 1917 года у художников Палеха наступил этап, когда необходимо было начинать поиск новых форм реализации творческого потенциала. В 1918 году образуется Палехская художественная декоративная артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву.
История палехской миниатюры утверждает, что родоначальниками палехского стиля принято считать Ивана Ивановича Голикова и Александра Александровича Глазунова, первые работы которых были написаны в так называемом палехском стиле.
Аллегорическое представление III Интернационала. Палехская миниатюра, Иван Голиков, 1927
Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Битва,1927
Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей – соединить миниатюрную живопись с объемной формой шкатулок, очешни-ков, сигаретниц, бисерниц, пудрениц, письменных приборов. Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением твореного золота. В образном решении новых произведений палешане также сохранили средневековые приемы стилизации, условность форм.
Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера (изготавливается из муки). Количество слоев определяется толщиной изделия.
Затем заготовка спрессовывается под прессом и высушивается в течение нескольких дней.
Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться.
Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.
Удачным экспериментом явилось применение черного фона, который усиливал звучность цветового пятна, придавал изображению глубину и пространственность.
Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы).
Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам.
Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самоприготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов.
Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.
Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки».
В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало.
Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.
Классикой палехской миниатюры являются многие произведения А.И. Ватагина. Лучшим среди них считается шкатулка «Есть на Волге утес». Центральную часть изображения занимает стилизованная «горка», символизирующая утес. На вершине утеса в глубоком раздумье сидит Стенька Разин:
Из людей лишь один на утесе том был, Лишь один до вершины добрался…
Над его головой по черному фону плывут облака, парит золотой орел. В нижней части композиции, под утесом, изображена шумная толпа людей. На втором плане справа, позади утеса, плещутся синие волны Волги, на которых качаются три корабля с расшитыми золотом парусами. Художник демонстрирует совершенное мастерство в оформлении предмета.
Его манера не столь эмоциональна, как у Голикова. Стиль А.И. Ватагина декоративно-плоскостный, художник мастерски владеет линией, создавая ритмический рисунок миниатюры.
Одна из центральных улиц в Палехе, где находится музей лаковой миниатюры, носит имя И.М. Баканова.
Иван Михайлович Баканов – заслуженный деятель искусств РСФСР, был иконописцем до 1918 года. В течение 34 лет он работал в Палехе в иконописной мастерской Н.М.
Сафонова, сначала шесть лет в качестве ученика, затем мастером. И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций и техники фресковой живописи.
Он занимался главным образом стенной росписью, что впоследствии повлияло на характер создаваемых им миниатюр.
Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Но лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений – «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан».
Фарфоровая тарелка «И за борт ее бросает…» создана И.М. Бакановым в 1927 году на очень популярный у палехских мастеров сюжет. Композиция росписи тарелки гармонична и уравновешена. В центре корабль причудливых очертаний, формы которого соответствуют иконописной традиции.
В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
- Более подробно о художниках Палеха вы можете прочесть в Источнике
- Народные промыслы России. Дымковская игрушка
- P.S
- Холуйская лаковая миниатюра
Современный художественный промысел возник в 1932 г. в посёлке Холуй Ивановской области. В 1937 г. творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им присуждены бронзовые медали. В 1939 г.
работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1961 г. изделия с холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.
Федоскино лаковые миниатюры
Подмосковное село Федоскино – один из центров лаковой живописи в России, и как здесь считают, центр самый главный. Истории лаковой живописи в этих местах больше двухсот лет.
И не удивляйтесь – весь федоскинский промысел вырос изначально не на живописи, а на военных заказах. Лаковые козырьки военных головных уборов – производство, организованное местным купцом Петром Коробовым.
И война 1812 года сделала ему целое состояние.
Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pirouette/854626.html
Палехская роспись на шкатулках
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России.
Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде.
Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
История промысла
Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.
- (г. Палех)
- Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х – начала 1980-х годов:
- выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
- выпускались марки с палехской росписью;
- сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
- большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.
Элементы палехской росписи
(рисунок)
Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций – изображений, которые рассказывают определенный сюжет.
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений.
Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
- Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
- (раскрашенная работа)
- Другими важными отличиями считаются:
- многотональная прокраска теней;
- несколько вытянутое изображение персонажей;
- точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
- большое количество прорисованных нюансов и деталей.
Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например – шкатулки.
(Палехская миниатюра)
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия.
Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания.
На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса.
После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе – это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.
- (Палехские шкатулки)
- Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
- Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
- В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
Источник: https://schci.ru/palehskaya_rospis.html
Палехская роспись
Подробности Категория: Палехская роспись 21.03.2019 18:35 116
- Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.
- Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.
Из истории палехской росписи
Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон.
Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов.
Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.
Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. ЖегаловКроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы).
На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу.
И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.
Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов
Техника палехской росписи
Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками.
Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат.
Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.
Изготовление изделий под роспись
Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней.
Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С).
Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.
Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы).
Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам.
Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов.
Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.
«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. БаженовРаскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.
«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkie-narodnye-promysly/palekhskaya-rospis/997-palekhskaya-rospis
Палехская лаковая миниатюра. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.
Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.
«Лель и Снегурочка» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.
Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.
«Снегурочка» авт. Полунина
5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev, Public Domain
Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
«У колодца»
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.
Как отличить от подделок
Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.
Флаг Палеха vector-images.com, Public Domain
Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.
С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.
В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.
Сертификат подлинности
Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ООО «Художники Палеха».
Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.
Фирменный знак Художники Палеха Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Кратко о технологии
Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.
Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом. Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).
Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).
Марка «Снегурочка» Mariluna, CC BY-SA 3.0
Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.
После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.
Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.
Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura/
Народные промыслы | Палехская миниатюра
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Палехские лаковые миниатюры пишутся на шкатулках, пластинах, брошах. Само папье-маше, на котором и пишут миниатюры, изготавливается из картона. Из него мастер нарезает полосы, которые намазывает мучным клейстером и наклеивает одна поверх другой на деревянную болванку. После этого полуфабрикат зажимают специальным прессом. Спустя некоторое время получаются трубки, форма которых зависит от формы болванки. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и снова сушат, но уже в печи, температура в которой около 120 градусов. После этого их грунтуют и шлифуют. Далее на поверхность заготовки наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Палехские художники сначала пишут белилами, выполняя ими всю композицию. Изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Такие кисти бывают разной толщины (для росписи миниатюры их требуется не меньше шести). Чтобы остриё кисточки не ломалось, на них надевают «cаночки» – трубочки из утиных перьев.
Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску). По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.
Уже на этой стадии закладывают основу цветочного решения. На те места, где будут светлые тона, кладут белила гуще, в несколько слоёв.
Затем приступают к раскрытию цвета – эта стадия называется роскрашью. Следующий этап – роспись (прорисовывают по роскраши тёмным фоном все контуры и детали), а затем выявляют теневые и световые части композиции – этот процесс у палешан называется приплавкой. Последний этап – окончательная отделка красками объёмов изображаемых предметов.
Делается это линиями, называемыми пробелами, накладываемыми в определённой системе, в 3-х тонах, созвучных роскраши, росписи и теневому приплавку. Главное в технике палехской живописи – приёмы плавей, умение обобщать знание и владение техникой письма пробелами.
Именно по этим признакам можно отличить подделку от настоящей вещи, если миниатюра написана одним слоем и, если линии нанесены криво – значит, перед вами подделка.
Художники пишут палехские миниатюры яичной темперой, как иконы. Для этого берут желток сырого яйца, проколов иголкой оболочку, осторожно выливают содержимое в скорлупу и разбавляют уксусом с водой. Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем.
Пишут только свежей темперой.
Завершают живопись прописью сусальным золотом и «серебром» (вместо серебра используют растёртый алюминий, который лучше полируется). Золото мастера творят тоже сами. Листовое сусальное золото (одна порция – 10 листов 12х7 см.) тщательно дробится и растирается пальцами.
Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. Для письма золотом берут самую тонкую кисть. Её сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка – он имеет особенно гладкую поверхность.
Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:Технология темперной миниатюрной живописи полностью перенята у бывших иконописцев и не изменялась в течение всего существования промысла. Используются те же материалы: яичная темпера и творёное сусальное золото. Художник самостоятельно выбирает тему будущего произведения и подходящий полуфабрикат.
А технология изготовления шкатулок из папье-маше пришла в Палех из Федоскино, где с XVIII в. существовал промысел миниатюрной росписи масляными красками на основе реалистической живописи. С тех пор эта технология принципиально не изменилась. Самым главным отличием Палехской техники от Федоскинской – использование желтковой темперы.
Ещё в древнем Египте, Греции и Риме яичная эмульсия применялась в качестве связующего вещества. Основная техника письмом темперой сходна с акварельной – жидкие слои (плави) наносятся так же, как при работе с акварелью. При этом темпера допускает использование штрихов, как в пастели, и мазков, как при масляной живописи.
В отличие от родственных промыслов (Холуй, Мстёра) в Палехе не пишут копий. Широко используется метод творческого варьирования в рамках традиций палехского искусства, художник в рамках одной и той же темы в сочетании с разнообразием полуфабриката создаёт неповторимые уникальные произведения.
Предлагаем посмотреть слайд-шоу «Изготовление палехской миниатюры».
ХУДОЖНИКИ ПАЛЕХА ОБЪЕДИНИЛИСЬ
В Палехе художники творят в частных мастерских и в малых предприятиях, как было исстари. Среди них: ПК «Объединение художников Палеха»; мастерская «Палехский иконостас»; Палехское отделение ВТОО «Союз художников России»; «Товарищество Палех» и др. частные мастерские.В 1989 г. после ликвидации Палехских художественно-производственных мастерских по решению совета трудового коллектива, возглавляемого Н.И. Голиковым, был организован кооператив «Объединение художников Палеха», в который вошло большинство художников, подсобных рабочих и инженерного персонала. Начав свою деятельность практически с нуля, кооператив стал ведущим предприятием промысла.Сегодня в объединении работают 10 мастеров по изготовлению традиционного полуфабриката из папье-маше и более 140 художников лаковой миниатюры, среди которых 30 членов Союза художников России. В коллективе сложилось много семейных династий потомственных художников, таких как Кукулиевы, Кочупаловы, Лопатины, Жиряковы, Сивяковы, Кривцовы, Куркины, Лебедевы, Бокаревы, Парамоновы, Петровы и другие. Ведущие мастера – постоянные участники российских и зарубежных выставок. Ежегодный выпуск готовой продукции – более 3-х тысяч произведений лаковой миниатюры.Это широкий ассортимент изделий из папье-маше с большим разнообразием форм: шкатулки, очешники, портсигары, пудреницы, бисерницы, ларцы, солонки, письменные приборы, пластины, тарелки, подносы и многое другое. Их отличает большая законченность, строгая красота пропорций, соответствие формы материалу. Объединение на сегодня является единственным предприятием в Палехе, где полностью сохранена уникальная традиционная технология производства папье-маше. Адрес: 155620 Ивановская обл., п. Палех, ул. Ленина д. 23Телефон:
Источник: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=10
Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.
Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра.
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.
Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце.
Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.
Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.
Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно.
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.
Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.
- Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
- История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: “Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.”.
В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие “бумажные” поделки из мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла “Новосельцевская трудовая артель” по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались “Жостовская трудовая артель” и “Спецкустарь”; в 1925 г. – “Лакировщик” и одновременно в селе Троицкое – артель “Свой труд” по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель “Металлоподнос” в деревне.
1920 – 1930 – е годы были нелегкими в истории Жостово.
Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками – профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 – е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративнаяросписьнаходится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
- Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок.
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.
Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
- На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.
- По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
- Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей.
Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти».
И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО “Промысел”).
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).
Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи.
В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.
) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контурорнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым).
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
- «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
- «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
- «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43599745125/prev