Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

В старшей группе детского сада детишки обладают всеми необходимыми навыками для создания аппликаций в различной технике. Они хорошо владеют навыками работы с ножницами.

Аппликация в старшей группе отличается композициями с интересными сюжетными линиями.

Такие занятия помогут не только закрепить полученные навыки, но и развить зрительный контакт, научить красиво располагать детали на листе бумаги.

Для работы с детьми для всех аппликаций понадобятся:

  • Ножницы;
  • Подставка для ножниц;
  • Кисточка для клея;
  • Салфетки;
  • Цветная бумага;
  • Пластилин;
  • Крупы;
  • Пуговицы;
  • Природный материал;
  • Простой карандаш;
  • Фломастеры.

Осенние грибочки

Осень – пора прекрасных пейзажей. Если занятия выпали на это время года, можно выполнить с ребятами композицию грибы. В такой технике можно делать и фрукты.

Это будет аппликация из крупы, потому для нее понадобятся:

  • Манная и гречневая крупа;
  • Листы цветной бумаги зеленого цвета;
  • Картон;
  • Ножницы;
  • Клей ПВА;
  • Шаблоны травы и грибов.

Для выполнения аппликации детишкам будет необходимо:

  1. На фоне обвести шаблоны грибов;
  2. Вырезать траву;
  3. Нанести клей на шляпку;
  4. Заполнить ее гречневой крупой;
  5. Отряхнуть неприклеившиеся остатки;
  6. Ножку также намазать клеем;
  7. Покрыть манной крупой;
  8. Приклеить траву.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии
Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

Аппликация готова!

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии
Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

Золотистый колосок

На тему хлеба можно предложить ребятам выполнить модульную аппликацию в технике оригами. Конспекты занятий по этой теме очень помогут воспитателю в процессе обучения. Таким образом можно сделать осенний ковер. Для аппликации ребятам понадобятся:

  • Листы бумаги;
  • Ножницы;
  • Клейкая бумага.

Ход работы:

  1. Возьмите лист желтой бумаги, который в последующем будет колосков, разрежьте его на 20 квадратов со сторонами 5. Оставшийся кусочек разрежьте на длинные части. Это будущий стебель.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

  1. Один из квадратов положите в форме ромба и согните так, чтобы получился треугольник. После этого согните его еще раз, раскройте и верните прошлую форму. Таким образом, мы лишь обозначили линии сгиба.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

  1. Загните угла треугольника как показано на фотографии.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

  1. Нижние концы фигуры подогните. Должна получиться форма, похожая на сердечко.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

Каждый колосок состоит из трех таких модулей. Верхний модуль получается путем сложения исходного напополам. Нижний – простым подгибанием кончика. Прикрепите стебель в основание колоска.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

Соберите оставшиеся колоски. Они могут быть как частью композиции, так и самостоятельной подделкой.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

Выдумщик мишка

С помощью пряжи в старшей группе детского садика можно сделать аппликацию замечательного мишки.

Для этого понадобятся:

  • Трафарет мишки;
  • Картон;
  • Карандаш;
  • Ножницы;
  • Бумага коричневого и серого цветов;
  • Клей;
  • Кисти;
  • Гуашь.

Ребята должны самостоятельно выбрать подходящий фон, нарисовать на нем или обвести трафарет медведя, заполнить участки деталями из цветной бумаги, нарисовать недостающие элементы.

Домашние животные

На тематику домашние животные можно сделать аппликацию овечек, пасущихся на пастбище.

Для этого понадобятся:

  • Заготовки баранов и овец;
  • Вата;
  • Салфетки;
  • Природный материал;
  • Ножницы;
  • Клей ПВА;
  • Кисточка для клея.

На листе белой бумаги детишки должны обвести шаблоны животных. Раскрасить их. Вырезать.

  • Из ваты скатываются маленькие плотные шарики.
  • Далее такими шариками заполняется вырезанная овечка.

Далее готовые животные приклеиваются на фон пастбища. Можно изобразить на нем любое время года (зима, весна, осень, лето).

  1. Засушенные листья измельчаются.
  2. Из коричневых салфеток делаются стволы для осенних деревьев.
  3. Затем они приклеиваются на основу.
  4. Из измельченных листьев делается крона для деревьев — одежда для растений.
  5. Из иголок ели или сосны можно сделать траву.
  6. Из ваты – облака.
  7. Вот такая поделка получается в итоге:

Видео по теме статьи

Источник: http://DekorMyHome.ru/rukodelie/applikaciia-v-starshei-gryppe-konspekty-zaniatii-na-temy-hleba-i-fryktov.html

Занятие по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

Автор занятия: Алексеева Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г. Тамбов.

Цель:

Освоение техники вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон для получения объемной аппликации;

Задачи:

Развивать зрительный контроль действия рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы, развивать творческие способности; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим; учить детей создавать объёмную аппликацию игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги.

Оборудование:

Ножницы, подставка для ножниц, кисточка, розетка с клейстером, салфетка, подставка для кисти, коробка для обрезков, поднос деталями для игрушки, клеенка, жёлтый картон размером альбомный лист, образец, природный материал (семечки арбуза, дыни), пуговицы.

Связь с другими областями:

Лепка мишутки, игры с куклами в игровом уголке.

Ход занятия:

Ребята, к нам в группу пришло письмо, а от кого оно вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про Винни-Пуха

Он весел и незлобен
Этот милый чудачок,
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок …

  • (Винни–Пух)
  • Давайте, почитаем, что он пишет:

«Дорогие ребята, сделайте, пожалуйста, много моих фотографий, я их хочу подарить своим друзьям, нужно успеть до зимы. Заранее вам благодарен Винни-Пух».

Ребята, а почему он просит сделать до зимы? (зимой медведи спят) А где они спят? (в берлоге) Молодцы, догадались.
Для того, чтобы фотографии получились хорошие, давайте внимательно её рассмотрим.

Как расположен лист бумаги вертикально или горизонтально? (вертикально)
В какой части листа находится изображение Винни-Пуха? (в середине листа)
Из каких частей тела состоит изображение Винни- Пуха? (голова, туловище, лапы верхние и нижние)
Какие детали есть на голове? (уши, нос, рот, глаза)
Какую форму имеет голова? (круглую)
Есть ли части тела такой же формы? (туловище)
На какую геометрическую форму похожи лапы? (овал), есть ли на фотографии предметы такой же формы (воздушный шарик).
На какую форму похожи уши? (полукруг)
Из какого квадрата будем вырезать туловище? почему вы так думаете? (оно большого размера) Покажите на мольберте.
Какого размера квадрат нам потребуется для головы? (поменьше)
С какой детали начнём делать фото? (с туловища)
В какой части листа будет располагаться туловище? (чуть пониже середины листа)
Где будет располагаться голова? (в верхней части туловища, на голове – уши)
Где будут расположены верхние лапы? (справа и слева туловища, а нижние лапы в нижней части туловища)
Обратите внимание, лапы у медвежонка двигаются, как нужно приклеивать детали? (приклеить кончик детали)

  1. Теперь, когда мы рассмотрели изображение медвежонка, давайте вспомним способы вырезания деталей. (садятся за столы)
  2. Показываю и объясняю способ вырезания круга из квадрата.

Кто подскажет, как нужно сложить прямоугольник, чтобы получилось два квадрата? (пополам), что мы можем вырезать из квадрата? (уши), как? (закруглить верхние углы)
А чтобы лапы были одного размера нужно прямоугольный лист бумаги сложить пополам и ещё раз пополам и вырезать одну деталь, получатся 4 лапы овальной формы.
Как из прямоугольника вырезать овал? (закруглить все четыре уголка).
С чего начнём работу? (вырезаем все детали, выкладываем изображение на листе и после наклеиваем)
Ребята, детали лица (нос, рот, глаза) вы найдёте на подносе.
Если останется время можно сделать травку и воздушный шар.

Теперь, когда мы всё рассмотрели, я уверена что вы сделаете замечательные фотографии. Приступайте к работе.

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

После вырезывания всех деталей проводится физкульминутка «Мишка».

Физкульминутка «Мишка»

  • Топай, мишка,
    Хлопай, мишка,
    Приседай со мной братишка.
    Руки вверх, вперёд и вниз –
  • Улыбайся и садись.
  • Вывешиваем фотографии на доске.

Итог занятия:

Аппликация в старшей группе: создаем интересные сюжетные линии

Вот сколько много получилось портретов и все они замечательные, все старались, я думаю что медвежонок будет рад. Что было делать трудно? Что легко? Какая фотография понравилась вам?

Скачать конспект занятия по аппликации в старшей группе «Винни-Пух»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/applikaciya-vinnie-pooh.html

Методика проведения аппликации в разных возрастных группах

  • Методика проведения аппликация в разных возрастных группах
  •      Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация.
  •      Своеобразие аппликации заключается как в характере ее изображения, так и в технике ее исполнения.

     Изображение в аппликации обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью.  Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей.

Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

     Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.

     Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезанием (отдельных предметов, сюжетное вырезание, декоративное) и наклеиванием форм (декоративное – из геометрических и растительных форм и предметное – из отдельных частей или силуэтов). Подготовительными  упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при  помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

     Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных сортов. Для фона берут более плотную бумагу – белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры. Если нужных оттенков бумаги нет, ее можно окрасить.

      Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).

     Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер (сваренный из крахмала или муки), так и клей ПВА (для  аппликации из природного материала, ткани, семян растений). Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.

  1. 1 младшая группа
  2. Программные задачи:
  3. Формировать у воспитанников представления о (об):
  4. – изобразительном характере аппликации;
  5. – свойствах материалов и элементарных приёмах их использования.
  6. Формировать умения:
  7. – аппликационной деятельности (без наклеивания; с наклеиванием; с использованием дополнительного материала);
  8. – составлять образ из отдельных частей;
  9. – создавать цветовое и композиционное решение предметной аппликации в сотворчестве со взрослым.
  10. Методика работы:
  11.      Основной методический прием – показ способа действия на фоне игры.

Используется фланелеграф и готовые формы или фигурки. По образцу воспитателя малыши выкладывают подготовленные формы на поверхности фланелеграфа. Показ сопровождается рассказом.

Читайте также:  Кокон для новорожденного своими руками: гнездышко и пеленка

В работе с детьми 2-3 летнего возраста педагог подводит их к пониманию того, что вещи, существующие в окружающем мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (силуэтами) можно интересно играть, передвигая по поверхности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы (платочек, салфетку, сапожки и т.д.).

     Прикрепляя силуэт женской фигуры к фланелеграфу, воспитатель говорит: «Это я. Я иду в детский сад. А вот выбежал котенок, а за ним собачка. Нужно помочь котенку. Я возьму его на руки. Спрячу под зонтик. Собачка бегает. Ищет котенка (фигурка перемещается по фланелеграфу). Не нашла, побежала дальше».

     Можно предложить детям сходить друг к другу в гости; навестить бабушку; поиграть с шариками и т.д.(всё при помощи отдельных форм на фланелеграфе).

  • 2 младшая группа
  • Программные задачи (аппликация):
  • Формировать у воспитанников представления о (об):
  • – аппликационной деятельности (предметная, сюжетная, декоративная);
  • – цветовых сочетаниях элементов и фона;
  • – материалах аппликации.
  • Формировать умения:
  • – наклеивать простые формы, использовать способ обрывания;
  • – составлять узоры на различных геометрических формах, используемых в качестве фона, создавать из готовых форм простые предметы и элементарные сюжеты, украшать изделие (машина, солнышко, я еду на поезде, плывут кораблики, жар-птица, шапочка для куклы);
  • – создавать аппликации из разных материалов (бумаги, ткани);
  • – видеть и использовать в аппликации сочетание цвета деталей фона.
  •      Помимо этих задач, решаются задачи познавательного развития: ориентация дошкольников в пространстве (правая-левая сторона, определение объектов на листе бумаги – в середине листа, сверху, снизу); закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвета, величины предметов.
  • Методика работы:

     Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.

      Овладение навыками   выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.

     На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.

     Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

     Затем вводится новая форма – квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций – расположение форм по углам квадрата и по краю круга.

     Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

     Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано тс конкретным образом.

     Задача воспитателя – ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат), «Распишем тарелку» (круг) и др.

     Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета.

После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей.

В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм,  можно подготовить заранее.

  1. Средняя группа
  2. Программные задачи:
  3. Формировать у воспитанников представления о (об):
  4. – различных приёмах и формах вырезания;
  5. – материалах для аппликационной деятельности.
  6. Формировать умения:
  7. – создавать предметную, сюжетную, декоративную аппликацию из различных материалов: бумаги, ткани, природного материала (предметная: самолет, автобус, одуванчик, букет цветов, натюрморт (овощи, фрукты); сюжетная: полёт ракеты, весёлый хоровод, листопад, заюшкин огород; декоративная: платочек, варежки, флажки);
  8. – подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, создавать коллажи;
  9. – вырезать формы, наклеивать, использовать способ обрывания, элементы флористики;
  10. – создавать работы с использованием техники прямолинейного и криволинейного вырезания.
  11.      (из раздела «Детский дизайн»: экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, использовать доступные виды изобразительной деятельности – аппликация).
  12. Методика работы:

     В средней группе педагоги должны развивать у воспитанников умение составлять предмет из нескольких частей, распознавать в узоре несколько форм, развивать чувство цвета, учить различать цвета по контрасту.

В процессе аппликации у дошкольников формируется умение видеть формы по величине, ребята знакомятся с формой овала, треугольника, трапеции.

Педагоги продолжают формировать у воспитанников представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина – центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).

     Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоение навыка пользования ножницами.

     Расположение элементов зависит от содержания задания.    Так, бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части Снеговика (пирамидки) постепенно уменьшаются в размерах.

     Композиция узора остается элементарной: заполнение углов, краев. Появляется и новая, более сложная задача – украшение центра формы.

     Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например, окна, дверь.

     Освоение навыка вырезания ножницами – новая задача. Дети учатся разрезать бумагу по прямой полосе шириной 3-4 см (чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвий ножниц). Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх, затем при наклеивании.

     После овладения резания по прямой линии дети учатся вырезать округлые формы.

     Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ,  проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

Воспитатель берет в руки бумажный квадрат, ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку.

Видите – уголок упал, а  ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова  все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз».

Повторный показ проходит молча и быстро.

     Проблемные задачи по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построения композиций с подготовленных форм, способами вырезания, обрывания и др. Примерные задания: «У каждого из вас есть цветной лист бумаги. Представим, что это частичка земли, а над ней светит солнышко.

Что солнышко видит с высоты? Из вещей, лежащих на подносе (на подносе – силуэты различных вещей), нужно выбрать те, которые может увидеть солнышко, и украсить ими «землю». Подумайте, как лучше разместить вещи, солнышко же смотрит сверху». Или: «Ночью была метель. Всё замело снегом. Нам нужно подготовить «снег» и показать, как он укутал землю, деревья, крыши домов.

Каким способом лучше сделать «снег» – вырезать ножницами либо оборвать пальцами и почему?»

  •      В средней группе в конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похода она на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (остался ли чистым фон, не видно и следов клея).
  • Старшая группа (5-6 лет)
  • Программные задачи:
  • Формировать у воспитанников представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности, свойствах материалов.
  • Формировать умения:
  • – создавать предметную (веселые портреты, цветные зонтики, машины, листочки, весенний букет), сюжетную (наш город (коллективная), стайка дельфинов, аквариум, цветущий луг), декоративную (альбом, галстук для папы, узор для рушника, поздравительная открытка) аппликации из разных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
  • – использовать техники изображения (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное; способ обрывания; полуобъемная аппликация, элементы флористики).
  • (из раздела «Детский дизайн»: свободно экспериментировать с различными художественными материалами и техниками).
  •      У воспитанников старшей группы формируются дальнейшие представления о геометрических фигурах и формах, а также умения их видоизменять.
  • Методика работы:

     В старшей группе педагоги формируют у детей умение вырезать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в  разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое и в несколько раз.

Вначале вырезание прямоугольных  и округлых форм продолжается в тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой). Затем водятся предметы с более мелкими частями.

Использование приёма вырезания предметов из бумаги, сложенной вдвое (а в конце учебного года – в  несколько раз), позволяет создать интересные и выразительные композиции, облегчает получение симметричной формы и экономии время.

  Освоение данного приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности умения расчленять предмет на половины. Поэтому рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге.

     В старшей группе у детей развивается умение компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических форм. В декоративные композиции также включаются разнообразные растительные формы – листья, цветы.

     На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. В композициях используются новые цвета (оранжевый, фиолетовый), дети учатся различать светлые и темные оттенки, развивается умение красиво сочетать эти оттенки в узоре.

     Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая их соотношения друг с другом.

     Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в выборе цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

     У воспитанников  старшей группы формируется умение выполнять аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Распределение обязанностей  между детьми воспитатель проводит в соответствии с их желаниями.

  1. Старшая группа (6-7 лет)
  2. Программные задачи:
  3. Формировать у воспитанников представления о (об) использовании средств  выразительности аппликации (предметной, сюжетной, декоративной).
  4. Формировать умения:
  5. – в технике вырезания: владение приемами (прямолинейное и криволинейное) и способами (симметричное и парносимметричное) вырезывания, обрывания;
  6. – создавать аппликации новыми материалами: соломка, ткань, семена растений;
  7. – вырезать новым способом – силуэтным;
  8. – создавать полуобъемную аппликацию; владеть техникой коллажа.
  9. (из раздела «Детский дизайн»: свободно экспериментировать с различными художественными материалами и техниками).
  10. Методика работы:
  11.      С воспитанниками 6-7 лет продолжается работа по уточнению их представлений об окружающем мире, закрепляются различные способы и приемы вырезания.
  12. Оборудование и материал для проведения аппликации
Читайте также:  Альтернативная елка своими руками: необычные варианты из разных материалов

< >Формы для наклеивания (должны быть правильными, яркими по цвету и достаточно твёрдыми)Размер и количество форм зависит от возраста детей, содержания работы.Бумага для фона (плотная, белая или цветная, пастельных светлых тонов).Клеёнчатые подкладки 10/12 для смазывания форм клеем (для каждого ребёнка).Небольшие мягкие тряпочки для прижимания форм бумаги (для каждого ребёнка).Клей (клейстер) (заваривают перед занятием, крахмальный или мучной).Кисточки для клея (для каждого ребёнка).Баночки для клея.Ножницы (размер 10 см, с тупыми концами и хорошо раздвигающимися лезвиями,  в средней группе впервые вводится вырезание). 

Порядок расположения материала и оборудования на столе должен быть постоянным во всех возрастных группах:

< >фон располагается непосредственно перед ребёнком;клёёнчатая подкладка находится в левом нижнем уголке стола;тряпочки для прижимания форм бумаги находятся в правом нижнем уголке стола;кисточки в верхнем правом уголке стола на подставке;поднос и клей посередине.

Источник: https://sad30molod.schools.by/pages/metodika-provedenija-applikatsii-v-raznyh-vozrastnyh-gruppah

Виды аппликации из бумаги

Аппликация
может быть предметной,
состоящей из отдельных изображений
(лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица,
животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной,
отображающей совокупность действий;
декоративной,
включающей
орнаменты, узоры, которыми можно украсить
различные предметы.

Предметная аппликация

К
предметной

аппликации относится вырезание
изображений симметричного строения из
одноцветной бумаги (листья сложной и
простой формы, прямые и изогнутые ветки,
вазы разных форм, вырезание деревьев,
вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз; вырезание многоцветной аппликации)
(рис. 1-2)

Рис.
1

Рис.
2

Декоративная аппликация

Декоративность
(от латинского слова decorare
— украшать) — способ создания изображений,
отличающихся орнаментальностью,
обобщенностью форм, цветовой насыщенностью.
Цвет может быть реальным и условным.
Декоративность особенно выразительна
в аппликациях.

Красивы декоративные
аппликации на сувенирах из бумаги:
коробках, познавательных открытках,
закладках, адресах. Декоративными
аппликациями оформляют альбомы, папки,
стенды, стенные газеты.

Праздничный вид
имеют помещения, оформленные декоративными
аппликациями по мотивам национальных
орнаментов или дымковской, городецкой,
жостовской, хохломской росписей.

Большое
значение для декоративной аппликации
имеет подбор образцов. Наглядный материал
надо постоянно накапливать:

делать
вырезки, зарисовки из журналов, книг,
где печатаются рисунки, фотографии
экспонатов выставок декоративно-прикладного
искусства. В аппликациях декоративными
могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис.
3

Сюжетная аппликация

Сюжет
— это определенное событие, ситуация,
явление, изображенное в произведении.

Как
отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое
прошлое страны, города, памятники
старины, архитектуры могут служить
темами сюжетной аппликации. Много
интересных тем для композиции подскажут
современная жизнь.

Обширный
материал для сюжетной аппликации
представляет художественная литература.
Требования к подбору художественных
произведений определяются возможностью
передачи их содержания в аппликации.
Отражая в работе главные события,
описанные в произведении, надо стремиться
к точной передаче сюжета художественного
текста, взятого в основу аппликации.

Темами
для сюжетной аппликации могут служить
изображения на
открытках, в журналах, книгах. В таких
работах в основном совершенствуется
технология выполнения аппликации, но
ограничены возможности развития
творчества, фантазии.

Так
же как и в других видах аппликации, в
сюжетной самый разнообразный материал
дают зарисовки с натуры. Накапливать
их надо постоянно, чтобы в дальнейшем
использовать при составлении композиций.

Сюжетные
аппликации могут быть несложными по
содержанию, композиции и сложными,
динамичными по действию, с большим
количеством персонажей, предметов,
деталей.

Если
сюжет несложный, изображение вырезают
без предварительной разметки. Так
выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

Рис.4

Источник: https://StudFiles.net/preview/2299580/page:2/

Конспект НОД по сюжетной аппликации на тему "Подводная лодка в море" в старшей дошкольной группе. план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

  • Конспект НОД по сюжетной аппликации
  • Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
  • Тема: «Подводная лодка в море»
  • Возрастная группа: старшая
  •                                                               Казунина Юлия Павловна,
  •                                                                   воспитатель: ГБДОУ д/с № 46
  •                                                              Пушкинского района СПб
  •                                              2015 г.
  • Цель: способствовать развитию художественных навыков у детей.
  • Задачи:
  • ·         Формировать умение у детей передавать сходство с реальным изображением подводной лодки, умения составлять самостоятельно композицию.
  • ·         Обогащать знания детей о видах военной техники.
  • ·         Закрепить навыки вырезывания круга из квадрата, обрывания краев бумаги, силуэтного вырезывания по шаблонам.
  • ·         Развивать активный словарь детей, способствовать развитию памяти, внимания, восприятия.
  • ·         Воспитывать эстетический вкус, дружеские взаимоотношения при выполнении работы.
  • ·         Развивать мелкую моторику рук.
  • ·         Способствовать развитию творческих способностей.
  •                                                      Технологии, используемые в ходе НОД
  • 1.      Личностно-ориентированная
  • 2.      Коммуникативная
  • 3.      Художественно-эстетическая
  • 4.      Интегративная
  • 5.      Здоровьесберегающая
  • 6.      ИКТ
  • Методические приемы:
  • 1.      Словесный
  • 2.      Наглядный
  • 3.      Практический
  • Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, вырезывание по шаблонам лодок, вырезывание чаек из бумаги, сложенной гармошкой.
  • Материал и оборудование: цветная бумага, альбомный лист, клей, кисть, ножницы, салфетки, восковые мелки, интерактивная доска.
  • Ход занятия:
  • Вводная часть.
  • Воспитатель: Ребята, помогите мне отгадать загадку:
  •                          Без плавников среди глубин
  •                          Железный плавает дельфин (Подводная лодка)

– Правильно (показ картинки-ответа). Что вам помогло при отгадывании загадки?

Как вы думаете, для чего нужны подводные лодки?

-Давайте посмотрим, какие бывают подводные лодки. (Просмотр презентации)

– Ребята, почему все лодки, которые  мы видели, темного цвета? А какой они формы? На что похожи?

-Сегодня мы с вами попробуем сделать великолепную картину. Я уже вчера изготовила вот такую аппликацию (демонстрирую образец). Что изображено на моей аппликации?

-Сейчас я вам расскажу, как можно выполнить эту работу. Сначала я затонировала альбомный лист восковыми мелками. Нарисовала небо и море. Каким цветом я изобразила небо? Разве бывает небо зеленого, желтого, красного цвета? Бывает, когда заходит солнце за линию горизонта.

Вы можете свои работы дополнить чем-то особенным, чтобы она отличалась от других. Потом я приклеила лодку в центре листа, так как она является основным предметом в нашей работе (лодка вырезана детьми до занятия). Потом я вырезала из квадрата желтого цвета круг.

Что у меня получилось? (солнце). Затем я оборвала края у белого прямоугольника и у меня получились белые, пушистые ……(облака). Вчера мы вырезали очаровательных чаек из белой бумаги, сложенной гармошкой. Они у нас будут порхать в небе.

Затем я расположила все детали на красивом фоне и только потом их приклеила.

-А теперь нам надо потренироваться для предстоящей работы. Предлагаю вам музыкальную игру.

  1. Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
  2. К речке быстро мы спустились,
  3. Наклонились и умылись,
  4. 1.2,3,4-
  5. Вот так славно освежились!
  6. А теперь поплыли дружно
  7.  делать так руками нужно,
  8. вместе – раз – это брасс.
  9. Одной, другой – это кроль.
  10. Все как один, плывем как дельфин
  11. Вышли на берег пустой и отправились домой.

-Кто напомнит всем, с чего начнем выполнять нашу работу? В этом поможет модель последовательности работы, изображенная на экране (показ презентации).

Основная часть. (Под музыкальное сопровождение песен о подводных лодках)

Во время самостоятельной деятельности, обращаю внимание детей на модель последовательности выполнения аппликации. Напоминаю о правилах пользования ножницами. За пять минут до конца занятия сообщаю ребятам об окончании работы.

Заключительная часть  (дети подходят к доске, где размещены готовые работы)

-Сколько лодок отправилось в открытое море! Мне кажется, что все подводные лодки отправились в плавание вечером. Вы со мной согласны? Потому что небо разноцветное, как при заходе солнца.

  Посмотрите, все ли работы одинаковы? Какая отличается от остальных? Чем она особенна? Покажите, на какой картине получились самые пушистые облака? На какой картине есть дополнительные детали? Какое настроение вызывает у вас эта картина, а вот эта?

– Молодцы, ребята! Ваши работы выполнены очень аккуратно. Вы все достигли результата.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/11/30/konspekt-nod-po-syuzhetnoy-applikatsii-na-temu-podvodnaya

Задачи и программный материал по аппликации

  • Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.
  • Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
  • Основные задачи обучения аппликации следующие:
  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  • развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей;
  • располагать предметы в сюжетной аппликации.
  • Усвоение основных приемов вырезывания:
  • а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
  • б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
  • в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;
  • д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
  • Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
  • Рассмотрим содержание программного материала для разных возрастных групп.
  • Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и др.
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя.
  • Так, во второй младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей.
  • В средней группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом).
  • В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.
  • Рассмотрим более подробно.
  • 2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Читайте также:  Выкройка алфавита из фетра: обучаем малыша весело

На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация — более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат.

  1. Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:
  2. – знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;
  3. – знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
  4. – знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
  5. – развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
  6. – освоение навыка наклеивания форм.

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.

Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги.

Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте.

Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения; для размещения элементов предлагают узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имеют один цвет. Таким образом, выполнение задания облегчается: дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.

На первых занятиях иногда основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.

Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма — квадрат.

Постепенно усложняется и композиция аппликаций — дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга. Эти элементы формы наглядно выделены самой формой и легко осознаются ребенком. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.

Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов программой предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2—3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

Трудность этих заданий в том, что предмет и его части должны быть расположены в зависимости от его конструкции: ножка гриба от середины шляпки идет вниз, над стенами дома располагается крыша и т. п.

Для изображения подбирают предметы с симметричным расположением частей, с формами, близкими к геометрическим, с которыми дети познакомились на первых занятиях.

Таким образом, для детей данного возраста каждое задание по аппликации, так же как и по рисованию, лепке, должно быть связано с конкретным образом. Задача воспитателя — ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия — «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.

  • СРЕДНЯЯ ГРУППА.
  • В этой группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:
  • – развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
  • – научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);
  • – развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
  • – развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
  • – познакомить с формой овала и треугольника;
  • – освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.
  • Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.

Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа.

Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задачаукрашение центра формы.

Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома — окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.

Новая задача, стоящая в средней группе, — освоение навыка резания ножницами. По программе этим навыком дети средней группы овладевают в первом квартале. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см, чтобы результат достигался после 1 — 2 движений лезвий.

Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.

  1. Из полученных округлых форм составляют предметы — гриб, самолет, башенку, снеговика.
  2. СТАРШАЯ ГРУППА
  3. Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.
  4. Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:
  5. – развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
  6. – развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
  7. – использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
  8. Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.

Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца.

Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы.

Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы — вазы, листья, овощи и фрукты.

В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха.

Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.

  • В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы — листья, цветы.
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  • В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:
  • – осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;
  • – развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
  • – использовать все цвета спектра и их оттенков.

Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта.

При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур).

Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).

В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации.

В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания.

Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др.

Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.

Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).

Источник: https://students-library.com/library/read/53953-zadaci-i-programmnyj-material-po-applikacii

Ссылка на основную публикацию