Среди российских брендов с мировым именем особняком стоят различные народные промыслы.
Оренбургские пуховые платки, деревянная посуда с хохломой, вологодские кружева и множество других, уникальных художественных промыслов широко известны как в России, так и за пределами нашей Родины. Одним из таких является жостовская роспись.
История появления ее начинается в 19 веке и продолжается по сей день. Основами техники этой росписи можно овладеть, изучив различные методические материалы. А стать настоящим мастером поможет вдохновение и практика.
Жостовская роспись берет свое начало от традиционной тагильской художественной росписи. Попав в центральную Россию, промысел был подхвачен мастерами в селах нынешней московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком.
Изначально цветочными мотивами расписывались лакированные предметы из папье-маше. Чуть позже, с развитием металлургии, мастера перешли на более прочные и практичные металлические подносы. В начале XX века разрозненные мастерские объединились в артель «Металлоподнос».
Преодолев множество противоречий предвоенного и кризис военного времени, в 1960 году сформировалась жостовская фабрика декоративной живописи. В настоящее время жостовские подносы можно встретить по всему миру, традиционные цветочные букеты узнаваемы и любимы.
Они участвуют в различных выставках и конкурсах, представлены в музеях. Жостовскую роспись копируют, имитируют, создают изделия «по мотивам».
Чтобы создать вещь в стиле Жостово, необходимо придерживаться определённых правил:
• Основой для росписи является металлический (кованый или штампованный) поднос.
• Мастера на фабрике Жостово расписывают подносы масляными красками с помощью беличьих кистей. Однако, для имитации жостовской росписи можно использовать и акриловые краски с синтетическими кистями. Для того, чтобы акрил не высыхал слишком быстро и давал большую свободу действий, можно добавить в него замедлитель высыхания.
• Поднос грунтуется и окрашивается в основной цвет. Чаще всего встречаются жостовские подносы чёрного цвета, однако фон может быть и другим — красным, синим, зелёным или даже белым. Поскольку изделие предполагает глянцевое покрытие, поверхность должна быть идеально ровной.
• На изделие набрасывается общая композиция рисунка – так называемая замалевка. Поскольку нашей целью является лишь имитация жостовской росписи, для облегчения работы можно заранее нанести контур карандашом.
• Замалевка — рисунок слегка забелёнными красками, передающий основной сюжет будущей росписи. Как правило, это декоративные натюрморты из фантазийных цветов и фруктов, реже — узнаваемые виды цветов.
• Рисунок наносится от центра по кругу.
• После нанесения замалевки работу необходимо просушить. На фабрике подносы сохнут 12 часов в специальных сушильных камерах. Акриловые краски сохнут значительно быстрее масляных, поэтому одного-двух часов будет достаточно, чтобы рисунок полностью высох.
• Так называемая выправка состоит из нескольких операций — тенежка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Из названия можно понять суть процесса.
Тенежка – прорисовка теней на элементах; бликовка – создание светлых бликов, придание объема; чертежка — детализация рисунка, добавление мелких элементов; привязка – объединение разделенных элементов в один цельный рисунок.
Задача всех этих процессов — выделить детали, придать росписи максимальную детализацию и декоративность, «оживить» рисунок. Именно в этот момент проявляется индивидуальность мастера, его виденье изделия в целом.
После того, как роспись центрального элемента закончена, бортики подноса необходимо украсить легким растительным орнаментом контрастного цвета. Удобнее всего сделать это тонкой кистью-лайнером.
Изделие покрывается тремя-четырьмя слоями лака (в нашем случае акрилового) с промежуточной просушкой. Лак лучше использовать глянцевый или полуглянцевый — он придаст изделию необходимую яркость и декоративность.
Если предполагается использование подноса по назначению, можно завершить обработку термостойким лаком – например, нитролаком «Цапон», в 2-3 слоя.
Конечно, созданную таким образом вещь нельзя назвать настоящей жостовской. Это всего лишь имитация или стилизация.
Однако, практикуясь, можно значительно приблизиться к идеалу, научившись создавать оригинальные композиции и перейдя на технологии, используемые непосредственно на фабрике декоративной росписи в Подмосковье.
А возможно, со временем стать родоначальником нового направления в декоративной росписи – ведь когда-то даже жостовская роспись была лишь “вариацией на тему”.
Автор статьи — Ольга Васильевская, «Декупаж. Материалы, обучение. Ярославль».
Новогодняя бутылка шампанского с фантастическим оленем
Краткая обзорная статья о видах кистей. Рассматриваются области их применения в зависимости от формы волосяного пучка.
Серия «Простые мастер-классы». Создаем симпатичную вазу-подсвечник имитируя эффект вмороженных в лед листьев. Используются скелетированные листья и прозрачный моделирующий гель.
В этой статье мы решили сделать подборку товаров нашего интернет-магазина, из которых можно собрать подарок творческому человеку на любой праздник.
Источник: http://www.tairtd.ru/information/blog/ZHostovskaya-rospis-podnosov.html
Роспись тарелок своими руками для начинающих – 5 мастер-классов
Роспись тарелок своими руками – это творчество, которое доступно как для опытных, так и для начинающих декораторов.
Ведь техника очень легко осваивается, не требует покупки дорогостоящих материалов, траты времени и сил, поэтому вы можете не бояться потерять интерес к процессу.
А еще ручная роспись по стеклу и керамике может стать вашим постоянным хобби, методом релаксации или даже хэнд-мэйд бизнесом на Интернет-площадках вроде Ярмарки мастеров или Etsy.
В этом материале мы рассмотрим следующие способы и техники росписи тарелок своими руками, которые подойдут для начинающих:
- Точечная роспись тарелок;
- Роспись по трафаретам и шаблонам;
- Художественная ручная роспись тарелки;
- Витражная роспись по стеклу.
Мастер-класс №1: точеная роспись тарелок
Точечная роспись тарелок (пике или point to point)– это техника рисования и создания контуров точками, благодаря которым можно добиться эффекта чеканки, инкрустации камнями, цветными стразами или вышивки бисером. На фото ниже вы можете взять на заметку удачные сочетания цветов и узоров (листайте фото вправо).
А вот идеи декора пиал в технике пике.
Для работы вам понадобится:
- Ватные диски для обезжиривания и ватные палочки для коррекции неудачного рисунка;
- Спирт этиловый, жидкость для снятия лака или специальный обезжириватель;
- Контурные акриловые краски нужных цветов;
- Аэрозольный лак для закрепления и защиты рисунка;
- Иголка и бумага для очистки тюбиков.
Советы:
- Если вы хотите использовать тарелки по их прямому назначению, то выбирайте запекаемые акриловые краски с подписью dishwasher ability или dishwasher resistant. Прочные контурные краски можно найти в марках Hobby Line Kreul, Decola, Marabu и Pebeo Vitrail.
- Краски не должны быть слишком густыми или слишком жидкими. Проверить это можно следующим способом: нажмите на тюбик – если краска выходит легко, но лужицей, то консистенция слишком жидкая, если выдавливается трудно – то слишком густая. Перед началом работ нужно протестировать каждый тюбик, так как разные цвета краски одного и того же вида могут быть разной консистенции.
- Вы можете рисовать точки маленькой тонкой кисточкой, иглой или зубочисткой, используя акриловые краски для керамики в обычных баночках, если рисование из тюбиков кажется вам сложным.
Техника рисования
Первым делом нужно хорошо обезжирить поверхность спиртом или обезжиривателем с помощью ватного диска и только потом приступать к творчеству.
Опытные мастера могут рисовать сразу на тарелке, не используя никаких эскизов и разметок, придумывая узоры прямо в процессе работы. Вы тоже можете довериться свободному полету мыслей и импровизировать.
Но если вы хотите реализовать определённый художественный замысел, то лучше сначала нарисовать эскиз, шаблон, трафарет или разметку, продумав цветовую гамму и орнаменты.
Для росписи по стеклу удобно применить шаблоны, которые можно приклеить с обратной стороны тарелки.
Совет для начинающих: перед тем как расписать тарелку, потренируйтесь на бумаге ставить точки маленького, среднего и большого размера на одинаковом друг от друга расстоянии с одинаковым нажимом и давлением на тюбик.
- Главные правила: в одной линии должны быть точки одинакового размера, а между точками должно быть выдержано одинаковое расстояние, и, очень важно, чтобы оно (расстояние) было минимальным, то есть таким, чтобы точки «читались», но не сливались в сплошной контур;
- Помните, что чем больше точки, тем больше может быть расстояние между ними. И наоборот, чем меньше точки, тем меньше должен быть отступ друг от друга;
- Рисовать нужно по принципу от общего к частному, то есть, начиная с крупных контуров и заканчивая прорисовкой мелких деталей.
После работы краска должна застыть. Высушить их можно тремя способами:
- Естественным путем на 1 сутки – если вы хотите пользоваться тарелкой редко или вовсе использовать ее только как предмет декора.
- Просушить феном, а затем на 10-12 ч. оставить застывать краски естественным путем.
- Запечь при температуре 150-170 градусов полчаса, а затем, не вынимая из духовки дать посуде остыть – в случае, если вы хотите есть с расписанных тарелок. Желательно после обжига не мыть расписанную посуду 20 дней — так краска продержится дольше.
После того, как краска на декоративной тарелке высохнет, вы можете закрепить ее лаком.
Мастер-класс № 2: роспись тарелок по трафаретам и шаблонам
Другой способ, который может освоить любой желающий – это роспись посуды с помощью трафаретов и шаблонов.
Для работы вам понадобится:
- Акриловые краски по стеклу и керамике или фломастеры для росписи посуды, которые бывают разных цветов и толщины стержня. В России чаще всего можно встретить маркеры от Marabu;
- Художественные синтетические кисти подходящих размеров (при необходимости) или губка для тампования;
- Жидкость для снятия лака, спирт или обезжириватель и ватные диски для обезжиривания;
- Все, что нужно для рисования и вырезания трафарета или шаблона: бумага, резак, карандаш.
Техника рисования
Сначала вам нужно нарисовать самим или распечатать готовый трафарет/шаблон, а затем канцелярским ножом вырезать нужные отверстия. Пожалуй, в этой технике только этот этап можно назвать трудоемким. Дальше все гораздо проще: обезжириваем поверхность и приклеиваем шаблон на дно скотчем.
Затем закрашиваем/тампуем рисунок по трафарету. После чего на вашей картинке можно расставить акценты, прорисовать детали или контуры.
Если вы рисовали акриловыми красками, то вы можете просушить их естественным путем, феном или в духовке согласно рекомендациям первого мастер-класса по точечной росписи тарелок.
Мастер-класс № 3: Художественная роспись вручную кистями
Роспись тарелок традиционным способом, то есть кистями и красками – это лучший способ написать настоящий шедевр.
Для работы вам понадобится:
- Художественные синтетические кисти разных форм и размеров;
- Акриловые краски для стекла и керамики или запекаемые витражные краски на водной основе;
- Совет: витражные краски более прозрачные и, в то же время, яркие, но с ними чуть сложнее работать из-за жидкой консистенции и свойства растекаться по поверхности, поэтому их часто используют в сочетании со сдерживающими их контурными красками. Кроме того, имейте в виду, что витражные краски на основе растворителя не подходят для росписи тарелок, которые будут использоваться по прямому назначению.
Техника рисования
Сначала нужно написать подмалевок, то есть нарисовать крупные части композиции, которые и будут ее основой. Далее добавьте объем и глубину рисунку, используя темные и светлые тона. А затем займитесь прорисовкой деталей. В конце работы воспользуйтесь рекомендациями по фиксации краски из первого мастер-класса.
Советы:
- Смешивайте краски и играйте с полутонами, чтобы получить необычные цвета и эффекты.
- Роспись керамической тарелки с матовой глазурью будет легче, чем роспись по глянцевой керамике или стеклу, так как краска будет ложиться плотнее и ровнее.
- Вот простые, но интересные идеи для росписи тарелок кистями и акриловыми красками своими руками для начинающих художников (листайте фото вправо).
- Тем, кто имеет навык и опыт рисования предлагаем вдохновиться следующей подборкой фото расписных тарелок.
- А вот прекрасная идея для росписи блюдец и тарелок из старых чайных сервизов.
Мастер-класс № 4: роспись маркерами по керамике и стеклу
Рисование маркерами и фломастерами знакомо всем нам из детства. С помощью специальных фломастеров для росписи посуды своими руками вы сможете быстро и просто декорировать керамическую тарелку надписями, а также изобразить графичную и очень детализированную картинку. Примеры такого декора смотрим в следующей подборке фото.
Для работы вам понадобится:
- Любой обезжириватель и ватные диски;
- Фломастеры разных цветов и толщины стрежня.
Техника росписи
- Перед тем как начать рисовать на посуде, не забудьте обезжирить поверхность.
- Главное правило – старайтесь рисовать линии и контуры рисунка мелкими, частыми штрихами — так вы с меньшей вероятностью допустите ошибку.
- Также старайтесь вести рисунок от общего к частному.
- Предварительно наметьте контуры рисунка, при необходимости воспользуйтесь шаблоном или трафаретом.
- Большинство маркеров высыхают за 24 часа, не требуют обжига и не стираются от мытья в посудомоечной машине.
Видео-урок: витражная роспись по стеклу
И наконец, настала очередь витражной росписи тарелок. Это чуть более сложная техника рисования на посуде из-за самой краски – как уже было отмечено, витражные краски жидкие, а потому ими часто заполняют контуры. А еще они более прозрачные, глянцевые и менее стойкие, чем акриловые.
Если вы хотите пользоваться «витражными» тарелками, то выбирайте исключительно краски на водной основе, а по окончанию работ запеките посуду в духовке при температуре 170 градусов.
Если же вы хотите повесить расписное блюдо на стену, то краски можно выбрать не запекаемые на основе растворителя и, в этом случае, не забудьте приобрести лак для закрепления рисунка.
Источник: https://kitchendecorium.ru/accessories-decor/dekorirovanie/rospis-tarelok-svoimi-rukami.html
Жостовская роспись: элементы и техника рисования
Декоративно-прикладное искусство народов России – визитная карточка нашей страны. Среди народных промыслов занимает особое место жостовская роспись, поражающая свежестью цветочных композиций, а также чистотой и нежностью цветовой гаммы.
Территория развития
Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.
Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых.
Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово.
А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.
Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы.
Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре.
Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.
В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов – “Металлоподнос”. А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.
Этапы создания изделий
От начала и до конца изготовления изделия процесс создания жостовской росписи проходит ряд этапов:
- Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
- Грунтовка поверхности заготовки.
- Шпаклевка неровностей.
- Выравнивание поверхности основы до гладкого состояния.
- Покрытие лаком.
- Роспись масляными красками.
- Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.
Особенности изготовления основы
Обычно основа-поднос куется вручную из листового железа, для чего используется хорошего качества кровельная сталь. Листы сначала штампуют, а затем вальцуют, чтобы борта были твердыми.
При изготовлении подносов стандартной формы большие железные листы раскраиваются на заготовки необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе происходит “вырубка” и “вытягивание” подноса.
При помощи прессформ и комбинированного штампа у будущего подноса формируются борта. Этот процесс называется “бортовкой” или “закаткой”.
Поэтапная роспись жостовского подноса
Вот как все происходит:
- На этапе грунтовки выбирается и наносится фон – цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа – пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
- На втором этапе жостовской росписи создается замалевок – общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
- Тенежка – это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
- Этап прокладки – самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
- На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
- На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
- Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
- Последний этап – уборка – предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется “твореным” золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком – гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком – орнаментом с включением цветов.
Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы.
Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.
Мотивы Жостова
Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.
Основными мотивами жостовской росписи являются:
- Букеты из садовых и луговых цветов.
- Растительные мотивы.
- Цветочные орнаменты.
- Вазоны.
- Гирлянды.
- Сценки народных гуляний.
- Пейзажи.
- Натюрморты.
- Сценки народного быта.
- Сценки народных свадеб.
- Сценки с чаепитием.
Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.
Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.
Букетные композиции. Принципы составления
Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета “вкалываются” мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др.
Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками – так называемая “травка”. В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков.
По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.
Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.
Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев – так называемая “травка”.
По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например “травку”.
Визитные карточки Жостова
Жостовские подносы – одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.
Вторая визитная карточка – это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.
Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые “копченые” подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют “под черепаху”.
А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.
Жостовские подносы в современной жизни
В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос – яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.
По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения.
В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов.
Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.
Проблемы современного жостовского промысла
При всем интересе жителей и гостей России к народному жостовскому искусству необходимо заметить, что проблем у художников достаточно. Наиболее актуальной является проблема фальсификации изделий, подчас с нарушением традиционных технологий.
Подделываясь под авторский стиль, плагиаторы стараются нажиться на покупателях, продавая некачественный и не авторский, а значит, не уникальный товар.
Качество таких изделий крайне низкое, а изображения – примитивны и не входят в “золотой фонд” композиций жостовской росписи.
Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием.
Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи.
А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.
Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом.
Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется “двойной мазок”. Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная – на кончик кисти.
Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда.
Затем аналогично заполняется серединка соцветия.
Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием “двойного мазка”. При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.
Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.
После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки.
Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка.
К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.
Далее наступает этап рисования “травки”. Листики у стебельков также изображаются двойным мазком.
А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки.
При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился “зигзаг”. При изображении более круглых листочков используют прием “запятой”.
В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!
Источник: https://www.nastroy.net/post/jostovskaya-rospis-elementyi-i-tehnika-risovaniya
Как расписать поднос
Вам понадобится
- – газетные трубочки;
- – проволока;
- – клей ПВА;
- – прищепки;
- – зеленая краска;
- – лак.
Инструкция
Возьмите 3 длинные газетные трубочки и армируйте их проволокой, продев её внутрь трубочек.
Закрепите с одного конца трубочки между собой, а с другого добавьте еще 4 трубки неармированные и обмотайте их трубочкой, предварительно смазанной ПВА, тем самым формируя ножку листка. Зафиксируйте конструкцию прищепками, чтобы засохла.
Разведите 2 армированные трубки по разным сторонам, а нижняя будет служить дном. Старайтесь соблюдать одинаковое расстояние между трубочками.
Взяв рабочую трубочку, плетите “веревочкой”, оплетая стояки листка с обратной выпуклой стороны. Далее, завернув плетение, продолжайте оплетать, сохраняя форму продолговатого листа.
Покрасьте сплетенную заготовку, прогрунтуйте её и покройте лаком. Протонируйте изделие под оттенки зеленого, придавая листу более естественный цвет.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-92667-kak-raspisat-podnos
Роспись подносов – советы от WESTWING
Поднос-раскраска впервые появился в первой половине XVIII столетия.
На то время активно работали металлургические заводы Демидовых на Урале, которые считаются основателями тагильской науки росписи по металлу.
Позднее к первой половине XIX века красочные подносы своими руками стали делать и в деревне Жостово Московской области. Они выполняли декоративную и практическую функцию.
Интересно, что именно любовь к «чаёвничанию» в России стало поводом для кустарей-железоделов изготавливать стальные подносы с бортиками. А чтобы товар имел красивый вид, его стали разрисовывать назидательными церковными картинами и цветочными узорами. В те времена считалось хорошим тоном прийти в гости с таким оригинальным подарком.
Подносы для Вашего дома
Безусловно, поднос идеален для подачи еды на стол, но на этом его сфера использования не ограничивается. Такой аксессуар будет весьма полезен в домашнем обиходе.
Ввиду разнообразия форм и материалов, из которого сегодня выпускают подносы: гладкие полированные из дерева, многослойные из пластика, железные, стальные изделия с зеркальной поверхностью, треугольные, квадратные, круглые, восьми- и шестиугольные – они отлично помогут организовать пространство.
Например, стильный поднос будет отлично смотреться на кухне, выполняя свою практическую функцию, но в тоже время он поможет разнообразить интерьер:
Поднос можно использовать как приспособление для ребенка во время приема пищи. Вы можете наклеить на дно подноса наклейки с его любимым героем, разрисовать поднос буквами, чтобы малыш знакомился с азбукой – и ребенку будет веселее, и вам будет проще убрать со стола.
Какая вечеринка с друзьями пройдет мимо красивого и функционального подноса, куда можно поставить напитки и стаканы? Многие используют это изделие в качестве подставки под вазы с цветами, иные же находят ему применение в спальне, положив на него шкатулку с украшениями, свежие цветы или просто лампу.
Деревянные подносы чаще всего стали ассоциировать с ванными комнатами. Туда можно положить зубные щетки, свечи, книгу, полотенце, свернутое в рулон, и мыло. А что может быть лучше горячего чая или кофе со сливками и розой на подносе рано утром, когда вы ещё спите?
Где бы вы ни использовали этот предмет интерьера – в кухне, детской, кладовой, ванной или коридоре, – помните, что это прекрасная возможность навести порядок в нужном для вас месте и сделать это красиво!
Как правильно расписать поднос в домашних условиях
Сегодня в сети можно найти массу мастер-классов по росписи подносов своими руками, в том числе даже и те, где может принимать участие целая семья.
Для такого увлекательного занятия стоит запастись яркой палитрой масляных красок, мелком, кисточками из натурального ворса и прозрачным лаком. Самостоятельно выберите узор жостовских или тагильских мастеров.
Это может быть веночек, яркий цветок или иной узор, который придется вам по сердцу.
Так как вы только начинаете, то лучше перенести рисунок на поднос при помощи мелка. А после приступайте к нанесению мазков.
Делаете это уверенно, старайтесь выполнять работу на едином дыхании, ведь исправить итоговый результат будет трудно, но возможно.
Лучшим вариантом станет использование затемнения фона в тех местах, где нужно изменить цвет или подкорректировать картинку.
Завершающий этап – нанесение последних штрихов. Прорисуйте мелкие веточки и стебельки, укрупните кончики листьев, расставьте мелкие детали в виде утренней росы, чтобы освежить рисунок.
После всего покройте вашу красоту несколькими слоями лака. И даже если ваше произведение будет далеко от оригинала, все равно вы найдете ему место среди ваших аксессуаров для кухни.
Тагильская роспись подносов
Искусство тагильских ремесленников всего за несколько десятков лет получило известность за пределами России. Это уникальный народный промысел, где используется маховый кистевой стиль росписи: подмалевок на лепесток выполняется пальцем, а уже первые мазки на цветок наносятся при помощи кисти с единовременным применением двух красок.
Живописный цветок, простая компоновка всего букета, использование двухцветной манеры мазков, изысканность зеленых лепестков и сказочные венки – это лишь первые мысли, которые приходят на ум созерцателю этой красоты. Тагильская роспись подносов также выполняется с применением техники цыровки, используемой для изготовления икон.
Изюминка в том, что сверху золота наливали красочный фон, дожидались, когда он затвердеет, а после острой иглой соскребали будущий рисунок вплоть до золота.
К кропотливой работе росписи подносов изначально допускалась лишь сильная половина человечества.
Самые популярные работы уральских мастеров Дубасниковых и Худояровых Вы можете встретить в частных коллекциях и российских музеях.
Красота и изящество жостовских мастеров
Тематика росписи подносов в Жостово крутится вокруг гирлянд, букетов ярких цветов и классических натюрмортов. При этом черновик рисунка предварительно не наносят, так что у мастера нет права на ошибку.
Обычно используется темный фон, и простому наблюдателю может показаться, что листья, стебли и сами цветы выполнены как будто в 3D-формате.
Такую объемность дает плавный переход от темных оттенков к более светлым тонам.
Роспись жостовских подносов позволяет сказочным растениям оживать и сверкать яркими красками. Самое интересное, что, придя на экскурсию в эту славную деревню, Вы не заметите большой уж разницы между современной и древней технологией изготовления декоративных рисунков на подносах.
Визитная карточка жостовских мастеров – розовый блеск на самом огромном цветке, который Вы только сможете найти на картине. Примечательно, что на Брюссельской международной выставке такие оригинальные подносы так быстро разошлись, что пришлось несколько раз заказывать дополнительные партии товара.
Если вы творческий человек, который пытается всё под рукой превратить в маленькие шедевры, то шоппинг-клуб WESTWING с удовольствием расскажет, как превратить свою квартиру в любимое место. Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем ежедневно вдохновлять вас новыми и свежими идеями, и Вы сможете участвовать в уникальных распродажах от лучших брендов!
Источник: https://www.westwing.ru/rospis-podnosov/
Жостово. Мастер-класс по росписи подносов
Во время экскурсии на фабрику в Жостово мы узнали не только об истории жостовских подносов, но и посмотрели работу мастера по росписи подносов.
Также можно принять участие в мастер-классе.
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Жостовская роспись выполняется в два этапа.
Первый этап письма называется замалевкой.
В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. .
Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности.
При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса.
Посмотрите, как его выполняет мастер:
Вот и подошёл к концу первый этап. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Затем приступаем ко второму этапу. Он называется выправкой.
Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.
Линейка используется для того, чтобы не испортить и не смазать рисунок.
Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.
Вот такая красота получается!!!
http://www.zhostovo.ru/
Обязательно примите участие в мастер-классе!!!
В специально оборудованном помещении Вас ждут палитры, кисточки, краски, одноразовые фартуки и заготовки подносов, специально подготовленные для нанесения живописи.
В мастер-классе могут принимать участие и дети, и взрослые. Дети обычно смелее, но и взрослые, поначалу опасающиеся, что у них не получится, втягиваются в творческий процесс с первых минут и радуются как дети соприкосновению с прекрасным и воспоминанию о детстве – ведь каждый держал в руках кисточку, когда был маленьким.
Источник: https://stranamasterov.ru/node/84685
Техника
Замалевок
Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса.
Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день.
Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности.
При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.
Тенежка
На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. Сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.
Прокладка
Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.
Бликовка
Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
Чертежка
Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.
Привязка
Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Орнамент
Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи – цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. В этом построении можно видеть определённое отражение композиции станкового натюрморта XIX века, заключённого в золочёную рамку.
Но сам мотив получил более декоративное и условное истолкование, чем в станковых картинах. Он становится частью декоративной вещи, специальные приёмы позволяли мастерам органично вписать, как бы «вплавить» его в лакированную поверхность подноса.
Букет превратился в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.
) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождалось из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы казались лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета.
Жостовская роспись и её техника письма как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками.
И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается жостовская роспись с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки».
Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений.
Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Иногда живопись, она же жостовская роспись светится особым мерцающим светом. Это мастер использовал в картине перламутровые фрагменты, накладывая их прямо на поднос. Ярко выразительны средства искусства Жостово. Ему присущи своя художественная система, живописные приёмы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта.
Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.
Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки.
Садовые и полевые цветы – как реальные, так и рождённые фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами – эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.
Источник: http://Zhostovo.com/tekhnika-zhostovskoj-rospisi/