Несмотря на визуальную презентабельность немецкой униформы и, казалось бы, мультизадачность, советская военная одежда все же оставалась более практичной и удобной в носке во время боевых действий.
Военная форма красноармейцев отличалась высокой износоустойчивостью и неприхотливостью в использовании.
При этом офицерам и солдатам Красной Армии обязательно выдавали повседневную, боевую и парадную форму, которая была в летнем и зимнем варианте.
С 1935 по 1941 год в одежду вносились многочисленные изменения.
Использовалось несколько типов головных уборов. Большинство частей носили буденовки, которые имели зимний и летний варианты. Однако в конце 30 годов летнюю буденовку сменила пилотка. Офицеры летом носили фуражки.
- Противогаз, коим снаряжали войска: дико неудобный и громоздкий.
Танкисты носили специальный шлем из кожи или брезента. Летом использовали более легкий вариант, зимой – с меховой подкладкой.
В начале войны использовались полевые ранцы, однако очень быстро их вытеснил брезентовый вещмешок образца 1938 года.
Полевой ранец, который очень быстро вышел из обихода
- Вещмешок и нагрудные часы
Настоящие вещмешки были не у всех, поэтому после начала войны многие солдаты выбрасывали противогазы и использовали вместо них противогазные сумки. - Один из вариантов экипировки советского бойца
Общевойсковый бинокль и планшет
По уставу каждый солдат, вооруженный винтовкой, должен был иметь две кожаные патронные сумки. В сумке можно было хранить четыре обоймы для винтовки системы Мосина — 20 патронов.
Патронные сумки носили на поясном ремне, по одной на боку. Офицеры использовали небольшую сумку, которую изготавливали или из кожи или из брезента. Имелось несколько типов таких сумок, некоторые из них носили через плечо, некоторые подвешивали к поясному ремню.
Сверху у сумки располагался небольшой планшет.
- Военный бинокль с чехлом и офицерский планшет
- Гимнастерка с пилоткой
В 1943 году кардинально изменила армейскую униформу и систему знаковых различий. - Новая гимнастерка была похожа на рубаху, имела воротник-стойку, застегивающийся на две пуговицы.
- Гимнастерка рядового солдата
Гимнастерка советского подполковника
Появились погоны: полевые и повседневные. Полевые погоны изготавливали из ткани хаки. На погонах возле пуговицы носили маленький золотой или серебряный значок, обозначающийся род войск.
Офицеры носили фуражку с черным кожаным подбородочным ремнем. Цвет околыша у фуражки зависел от рода войск. Зимой генералы и полковники обязаны были носить папахи, а остальные офицеры получили обычные ушанки.
Звание сержантов и старшин определялось по числу и ширине лычек на погонах. Окантовка погон имела цвета рода войск.
- Гимнастерка подполковника
- Шинель с буденовкой
- Зимняя форма одежды: утепленная шинель и ушанка
- Униформа старшего лейтенанта советского образца
- Шинель летчиков
- Форма военного почтальона
- Самая влиятельная газета Советов – Комсомольская правда
- Агитационная листовка 1918 года
- Стальной нагрудник инжеров
- Котелок
- Полевой котелок
- Пояс с кобурой
- ППС и кобура к ТТ
- Обычные солдаты “сбивали” ноги “кирзой”
- Сапоги для высоких чинов из мягкой кожи.
- Обычное снаряжение советского солдата
подсумок с гранатами, фляга, саперная лопатка,каска и котелок. - Кавалеристская шашка и винтовка
- Выставка военных автомобилей
- Opel Super 6
- Восстановленные авто периода Второй мировой
- ЗиС-5
- ЗиС-6 “Катюша”
- Отреставрированные советские автомобили
- АGMC-CCKW-353
- Кроме того, удалось раздобыть уникальные водительские права 1916 года.
Источник: https://ribalych.ru/2014/05/12/sovetskaya-ekipirovka-vremen-velikoj-otechestvennoj/
Кочевые истории – как появилась пилотка
Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.
А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?
В Русской императорской армии пилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.
Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсон изобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.
Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.
Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.
Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат.
В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались).
Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.
В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.
Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца.
Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит.
Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.
Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.
Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке.
В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий.
Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.
30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.
Интересно, что до конца 50-х годов было проведено ещё три реформы военной формы советской армии, однако они касались исключительно старшего офицерского состава. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков почти полностью соответствовало образцам 1943 года – гимнастёрка, шаровары, пилотка с кокардой в виде красной звезды.
Военная пилотка и её аналоги используются во многих армиях мира – будь это шотландская гленгарри, американская garrison cap (кепка Гаррисона), итальянская бустина или польская фуражирка. Однако большинству из нас наиболее близки именно советские пилотки
Источник: http://ethno-park.ru/blog/istoriya_pilotki/
Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками
Многие из нас помнят советских солдатиков в пилотках с красной звездочкой. Так браво и так залихватски смотрелся на них этот головной убор. Ведь, пилотку требовалось носить по строго установленным правилам: с небольшим наклоном вперед и вправо.
Мальчишки за обладание этим армейским атрибутом готовы были отдать самое ценное из своего арсенала: обменивали на пилотки значки и перочинные ножики, машинки и другие предметы. Если на твоей голове пилотка, то ты самый что ни на есть командир.
И тогда под твое звонкое «Ура!» гурьба мальчишек несется в бой.
Итак, советская пилотка, что же это такое и откуда она появилась? Ну, во-первых это головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой летней шапочки.
До недавнего времени пилотка была элементом военной форменной одежды в Вооруженных Силах СССР, а советские пионеры использовали пилотку, как головной убор к пионерской униформе, состоящей: из синих шорт (для мальчиков) и юбочек (для девочек), красного галстука и белой рубашки с золотыми пуговицами.
Если углубиться в историю, то скорей всего прототипом пилотки послужил кельтский головной убор, который назывался гленгарри, который появился в конце XVII века, его носили шотландские военные, а позднее он стал частью шотландского национального костюма. В Сербии подобная шапочка называется шайкача. В 30-е годы прошлого столетия пилотки были введены в Германии, как головной убор армии вермахта. В русской имперской армии пилотки, появились в 1913 году с возникновением авиационных и воздухоплавательных частей, и называлась «полёткой». Это компактный головной убор был удобен для пилота, тем, что он легко складывался и помещался в карман, а взамен пилотки во время полета, летчик надевал кожаный шлем.
В годы Второй мировой войны пилотки носили военнослужащие многих стран мира. Назывались они бустинами и имели специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами. Сбоку находились знаки различия по воинским званиям, а впереди крепилась кокарда. Бустины шились из хлопчатобумажного или полушерстяного полотна .
В Красной Армии пилотка была введена как головной убор курсантов военных курсов с 1919 года. Пилотка зеленого цвета с красноармейской звездочкой, красными кантами и красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок.
Позднее с середины 30-х годов в Красной Армии были введены два типа пилоток для командиров и рядовых. Пилотки цвета хаки с кантами, цвета, которых соответствовали роду войск, и суконной звездой спереди, к которой крепилась красноармейская звездочка, так выглядели пилотки командиров.
Пилотка рядовых была проще – также цвета хаки, но без кантов и суконной звезды.
В Вооруженных Силах СССР пилотки входили в летнюю повседневную форму одежды солдат, сержантов и старшин. Хлопчатобумажные пилотки с красной звездочкой спереди, возможно не всегда были удобны в носке, но весьма симпатично сидели на голове солдата.
У офицеров и прапорщиков пилотки были сшиты из полушерстяной ткани цвета хаки с кантами цвета, соответствующего роду войск и кокардой спереди. Во флоте офицеры носили черные полушерстяные пилотки с белыми кантами и кокардой.
Матросы – суконные черные пилотки.
В общем, солдатская пилотка не просто головной убор, а символ доблести, мужества и славы советских солдат. В годы войны на могильный холмик погибшего солдата по традиции клали солдатскую пилотку с красной звездочкой.
Организаторы праздника в честь 65-ой годовщины Великой Победы в городе-герое Волгограде, символом праздника выбрали именно солдатскую пилотку. Волонтеры раздавали жителям города и приезжим гостям, пришедшим на праздник солдатские пилотки.
Эта инициатива стала актом памяти и своеобразным проявлением благодарности солдатам, стоявшим до последнего при обороне Сталинграда.
Для нас с вами пилотка – символ прошлого, и связь с нашими предками, которые в этих самых пилотках боролись за наше будущее.
В вооруженных силах современной России пилотка просуществовала до 2011 года. Это были уже модернизированные пилотки, так называемые пилотки-двууголки, их носили военнослужащие РФ, но с единой кокардой для всех родов войск. Спереди слева крепился геральдический знак.
Юные продолжатели дела отцов, дедов и прадедов – советские пионеры, носили красные пионерские пилотки. В них пионеры давали клятвы на верность Родине и Партии, и на призыв: «Будь готов!», дружно отвечали: «Всегда готов!».
Вроде бы пилотки ушли в прошлое, но кто знает, все когда-то возвращается, ведь все новое – это хорошо забытое старое…
07.11.2014
К другим записям
Источник: https://atributia.ru/news/Sovetskaya-pilotka-kak-simvol-proshlogo-i-svyaz-s-nashimi-predkami
Зачем военные носят пилотку
В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.
Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.
В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.
В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты.
А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила.
В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни.
В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров.
Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.
Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих.
Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы.
Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.
После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это – кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.
В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки».
Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков».
Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.
Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск.
Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года.
Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.
16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.
Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.
После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало.
Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи.
Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.
Источник: https://russian7.ru/post/zachem-voennye-nosyat-pilotku/
Военная форма российских военнослужащих ВКПО и ВКБО 2019, новые образцы парадного и полевого обмундирования ВС, правила ношения в армии
30.04.2019
Качественная военная одежда — залог высокой боеспособности армии. Современная российская военная форма отвечает всем требованиям: она удобна, надёжна и функциональна. Новая военная форма была выпущена в нашей стране в 2019 году, и сейчас ею экипирован каждый боец вооруженных сил.
Военная форма одежды делится на три основных вида:
- Парадная — используется во время торжественных мероприятий (на парадах, в дни военных праздников, на церемониях получения боевых наград и т.д.);
- Полевая — используется во время боевых действий, несения службы, оказания помощи мирному населению во время стихийных бедствий и т.д.;
- Офисная — используется в случаях, не относящихся к первым двум категориям.
Глобальная реформа формы российской армии
Современная история России насчитывает несколько неудачных попыток сменить обмундирование военнослужащих. Пока в нашей стране тратились огромные деньги на неудачные эксперименты, в армии США одежда военных становилась удобнее, возрастали ее эксплуатационные характеристики, в производстве одежды применялись инновационные материалы.
Современная военная форма начала свой путь в 2007 году, когда пост Министра Обороны занимал Анатолий Сердюков. Именно тогда был организован масштабный конкурс эскизов, в котором приняли участие тысячи дизайнеров со всей страны. Минобороны присудило победу известному дизайнеру Валентину Юдашкину.
Следующие два года специалисты занимались разработкой конечных вариантов новой армейской формы, предназначенной для дальнейшей экипировки армии РФ. В результате получился комплект одежды, во многом похожий на американское обмундирование. Разработчики с таким мнением были не согласны, хотя многие факторы говорили именно в пользу этого сравнения.
Особое недовольство вызывала зимняя военная форма. Она не защищала солдат от холода. По этой причине в Министерство Обороны каждый день поступало множество жалоб о ненадлежащем качестве зимнего комплекта.
Это привело к вспышке простудных заболеваний среди военных. Претензии были и к внешнему виду униформы: некоторые стилистические решения были скопированы с комплектов других стран.
Камнем преткновения стало качество ткани и ниток: новая военная одежда быстро приходила в негодность.
Негативные отзывы, недовольство солдат и армейских специалистов заставило Министерство Обороны задуматься об изменении экипировки. Решение взять за основу американскую одежду было ошибочным, такие костюмы не подходили к условиям нашей страны.
Новый комплект военной формы, разработанный впоследствии, состоял из 19 частей. Приблизительная стоимость одного комплекта составляет 35 тысяч рублей. Парадный вариант особых изменений не потерпел, так как особую важность имеет именно полевая форма.
Новая полевая военная форма ВС РФ
Первое изменение, которое бросалось в глаза, — изменение месторасположения погон на униформе. В 2010 году был предложен «натовский» вариант, погоны в нем располагались на «пузе».
Многим военнослужащим это не понравилось, так как они «привыкли видеть погоны на своих плечах». Шевроны на форме расположены на обоих рукавах. Дополнением стало появление приталенных шинелей, быстро закрепляемых элементов одежды на липучке.
Русские офицеры впервые в истории получили тёплые свитера. Полностью заменить портянки и сапоги не получилось.
В провальном проекте нового военного костюма стали обвинять Валентина Юдашкина. В 2012 году он выступил перед журналистами с заявил, что принятая в использования одежда сильно отличается от его варианта. В частности, для уменьшения себестоимости материалы были заменены на менее качественные. Журналисты пришли к выводу, что от варианта модельера остался лишь внешний вид.
Военная форма одежды нового поколения разрабатывалась на основе отзывов тысяч солдат со всей страны. Форма ВС стала многослойной. Это позволяет каждому солдату самостоятельно выбирать нужные элементы одежды, руководствуясь поставленными перед ним целями и задачами, а также погодными условиями.
Изменённый комплект ВКПО включает в себя основной костюм, несколько разновидностей курток, ботинки для разных сезонов и многое другое, включая балаклаву, синтетический ремень и качественные носки. Пошив военной формы осуществляет из смесовой ткани, которая включает в себя 65% хлопка, и 35% полимерных материалов.
Русская военная одежда нового образца была у каждого солдата уже в конце 2019 года, как ранее и планировало Министерство Обороны. Смена экипировки проходила в три этапа. В 2013 году было выдано 100 тысяч новых комплектов, в 2014 — 400 тысяч и в 2019 — 500 тысяч. За 3 года были обеспечены миллион военнослужащих.
Особого внимания заслуживает полный отказ от портянок. Современные образы военной формы включают в себя 12 пар носков для одного солдата, которые он использует в течение года. В скором времени планируется увеличить количество пар на одного военного до 24 штук.
Комплекты ВКПО для ношения при разных температурах атмосферы
Военная форма нового образца представлена в двух комплектах:
- Базовое обмундирование для ношения при температуре выше +15 градусов по Цельсию;
- Многослойная система для ношения при температуре от +15 до -40 градусов по Цельсию.
В зимний период солдаты надевают облегчённый или флисовый комплекты нижнего белья. Они выбираются в зависимости от температуры воздуха. В особо холодных районах оба комплекта нижнего белья могут надеваться один поверх другого.
Для экипировки в летний период года используются брюки, куртка, берет и сапоги. Поверхность одежды тщательно обрабатывается инновационным раствором, который отталкивает влагу. Он позволяет одежде оставаться в дождь сухой до двух часов. Для защиты от механических воздействий военная одежда оснащается укрепляющими элементами. Такие комплекты используются в частях с высокой степенью нагрузки.
Правила ношения военной формы одежды позволяют в осеннее время года использовать флисовую куртку: отличная теплоизоляция обеспечивается за счёт ворса, которым она покрыта с обеих сторон. От сильных ветров защищает куртка-ветровка, которая носится с брюками пятого слоя.
Для осеннего периода предназначен демисезонный военный костюм. Материал, из которого он производится, обеспечивает надёжную защиту от ветра, хорошую степень паропроницаемости и быстро высыхает после намокания. Во время сильных ливней допустимо использование ветроводозащитного комплекта. Мембрана и надёжная проклейка слоёв обеспечивают надёжную защиту от влаги.
В зимний период носятся утеплённые куртка и жилет, которые защищают от влаги и ветра. Несмотря на высокую степень защиты от мороза, они лёгкие и практичные. Для очень низких температур предусмотрены утеплённая шапка и балаклава.
Основа дизайна парадной формы не менялась уже многие годы, так как она по-прежнему отвечает современным требованиям и при этом отдаёт дань истории. Лишь некоторые элементы были заменены в последние годы по причине их морального устаревания. Парадную форму носят на парадах, праздниках, при получении боевых наград и т.д.
В российской армии есть три подхода к формированию такого комплекта обмундирования:
- Традиционный. Комплекты одежды включают в себя элементы, созданные еще в 19 веке. Хорошим примером служит парадный комплект Президентского полка РФ — их костюмы идентичны форме Императорской гвардии, принятой в 1907 году;
- Современный. Покрой парадной формы соответствует ежедневному комплекту, могут использоваться одинаковые цвета. Например, в Вооружённых сил РФ цвет парадного кителя совпадает с повседневным. Повседневные элементы дополняются парадными элементами;
- Универсальный. Цвет парадного костюма может совпадать с повседневным, но цвета парадных элементов должны отличаться в обязательном порядке.
Парадная форма в строгом порядке должна отвечать следующим нормам:
- Должна соблюдаться стилистка военной формы одежды военнослужащих Русской Армии;
- Военный костюм парадного назначения должны быть строгим и элегантным;
- В производстве должны использовать только качественные материалы.
Изменения в дизайн парадной формы вносятся редко, основная ее стилистка определена историей. Каждый год могут меняться различные дополнительные элементы. Смена материалов, используемых в производстве, допустима лишь в случае, если она повысит качество и эксплуатационные характеристики костюма.
Заслуживает внимания генеральский парадный наряд . Он также схож с повседневным костюмом, но имеет отличие в цветовом оформлении. Цвет парадного мундира — серый, надевается вместе с синеватыми брюками и чёрными ботинками. Нашивки есть на воротнике и обшлагах.
Повседневная форма военнослужащих
Цвет повседневной формы зависит от звания и принадлежности. Военная одежда армии России повседневного типа у генералов и офицеров оливкового цвета, в Военно-воздушных силах — синего.
Фуражки соответствуют цвету экипировки. За основу расцветки была взята форма образца 1988 года. Декоративные элементы на фуражках окрашены в золотой цвет.
Зимние уборы у мужчин не изменились после последней реформы.
Девушки в военной форме теперь могут чувствовать себя комфортно. Платья и юбки удобно облегают тело, подчёркивая женскую красоту. Женская военная одежда — оливкового или синего цветов.
В зимнее время года применяется укороченное, приталенное пальто. Женщины-сержанты и рядовые носят оливковую повседневную форму.
В тёплое время года на голове должна быть пилотка, в зимнее — каракулевый берет, введённый последней реформой.
Сержанты, солдаты и курсанты повседневной формы лишены ввиду ненадобности. В качестве альтернативы им предлагается носить зимнюю или летнюю полевую экипировку.
Военная форма одежды этого вида в зимний период года предусматривает для военнослужащих серое пальто (для ВВС и ВДВ синее). Для осеннего периода предусмотрена демисезонная куртка синего цвета, для дождей в летнее время года — удлинённый плащ, не пропускающий влагу. Чёрная окраска у дополнительных элементов одежды (ремень, ботинки и носки).
Современная офисная форма одежды армии России
Такой комплект одежды является разновидностью повседневной, используется генералами, офицерами и сотрудниками Министерства Обороны определённых чинов. Военный костюм такого вида напоминает повседневную одежду МЧС. В комплекте есть:
- Мягкая фуражка. У всех военных подразделений — зелёного цвета, подразделениям ВДВ был оставлен синей берет;
- Рубашка цвета фуражки с длинным или коротким рукавом (выбор зависит от погоды). На плечи могут крепится погоны на липучках, галстук не применим;
- Белая футболка (надевается под рубашку);
- Брюки цвета фуражки и рубашки прямого покроя.
В холоднее время года с офисной формой допустимо использование тёплой куртки. Есть возможность дополнительно прикрепить капюшон. Фуражку можно заменить на тёплую шапку-ушанку. На плечи костюма крепятся погоны на липучках.
Каждый год офисная форма подвергается незначительным изменениям. К ним относятся введение и упразднение различного шитья костюмов, изменение формы знаков отличия и т.д. Запрещено использовать офисный костюм в качестве полевого. Уход и правила ношения военной формы
Правила ношения военной формы одежды регламентированы приказом 1500 — костюм всегда должен быть чистым. Чтобы он оставался таковым , требуется знать о некоторых тонкостях ухода за ним. Неправильная стирка или сушка могут испортить внешний вид, что повлечёт служебные неприятности. Перед чисткой одежды нужно ознакомиться с информацией на ее ярлыке.
Шерстяную одежду рекомендуется стирать вручную в тёплой воде. Если такой возможности нет, то можно воспользоваться стиральной машиной, но режим стирки должен быть самым щадящим. Размеры военной одежды могут стать меньше, если стирку проводить при помощи горячей воды. Отжимать изделия из шерсти запрещено.
Повседневная воинская экипировка менее прихотлива в уходе. Её можно стирать в стиральной машине при любом режиме с любым стиральным порошком. Кроме того, повседневный костюм способен выдержать воду любой температуры.
Красивую парадную форму чистить в домашних условиях не рекомендуется. Данный процесс лучше доверить профессионалам в службе химчистки.
Новая русская военная одежда, введенная в эксплуатацию в 2019 году, превосходит предыдущее поколение по всем показателям. Это стало возможным после отказа от копирования американского дизайна, непригодного для климатических условий нашей страны. Военная форма РФ считается одной из лучших в мире.
Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник: https://MilitaryArms.ru/obmundirovanie/voennaya-forma/forma-voennyx-rossii/
Для чего военные носят пилотку
В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.
В начале был берет
Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.
В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.
Гленгэрри или шайкачи?
В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты.
А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила.
В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.
Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни.
В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров.
Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.
Лень матушка
Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих.
Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы.
Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.
После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии — бустина, в Польше — фуражирка.
Полётка
В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки».
Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков».
Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С. А. Ульянина.
Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск.
Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года.
Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.
Фашистская пилотка тоже проиграла войну
16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой — имперский орел.
Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел — розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.
После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало.
Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи.
Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.
Источник: https://news.rambler.ru/other/37810770-dlya-chego-voennye-nosyat-pilotku/
Классный час на тему военных головных уборов "Пилотка"
Открытый классный час в 6 классе .кл .рук. Леонова Н.В.
Дата 16.02.2014г
Военный головной убор «Пилотка»
Цели :Познакомить детей с историей военных головных уборов. Развитие патриотизма и бережного отношения к своему прошлому. Поддержка инициативы и самостоятельности детей; развитие творческих способностей учащихся;
- Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.
- Ход классного часа
- Аида читает стихотворение о Солдате.
Сегодня, в придверии «Дня защитника Отечества»,В 70-ую годовщину ВОВ, мне бы хотелось поговорить с вами о военных головных уборах. Сегодня речь пойдет об одном из самых популярных головных уборах – пилотке.
Рассказ об этом головном уборе подготовила Чахаева Камилла.(слушаем доклад,смотрим презентацию)
Слайд1
Пило́тка (от слова пилот) — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды (в частности, ВС ССР), различной униформы (к примеру, головной убор пионеров) или изыском женской моды. Изготовляется разнообразными способами.
Слайд2
Пилотка сержантского и солдатского состава Вооруженных сил СССР
Слайд3 Русской императорской армии появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях.
Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для летчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила).Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.
- Слайд4
- Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри (англ. glengarry)— кельтский головной убор, употребляемый шотландскими военными
- Слайд5
- Шайкача (серб. шаjкача от шајак — валяная шерсть) — сербский национальный головной убор, созданный в XVIII веке
- Слайд6
- В 1930-х в Германии пилотка была введена как основной головной убор вермахта. В годы гражданской войны в Испании 1936—1939 годов фасон пилоток различал враждующие стороны
- Слайд 7
- В ВС СССР пилотки носили и мужчины и женщины. Причём офицеры и прапорщики (мичманы) носили, как правило, пилотки с кантами соответствующих роду войск цветов
- Слайд 8
- На флоте носились черные полушерстяные офицерские пилотки с белыми кантами, а также матросские суконные черные пилотки,
- Слайд 9
- В жарком климате вместо пилотки использовали хлопчатобумажную панаму с прошитыми полями и вентиляционными отверстиями
- Слайд 12-24
А сейчас попробуем сделать пилотку и мы с вами.а поможет мне в этом Ибрагим .
Слайд 25.
Как же правильно носить пилотку? Пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо (как на фото). Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову. При ношении пилотки неправильно подобранного размера при наклоне головы вперёд спадают с головы, поэтому их часто надевают неправильно — с сильным наклоном назад.
Можно сказать что пилотка универсальный головной убор для многих родов войск – пехота, летчики, морская форма .Рядовые и генералы носили пилотку.
Вот такие головные уборы сделали ребята дома.
А закончить мне бы хотелось песней ,о героях Великой отечественной Войны.»От героев былых времен»
Источник: https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-voennih-golovnih-uborov-pilotka-2321518.html