Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества

Лучше всего начать изучение мезенской росписи с освоения простейших приёмов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, звёздочки, крестики и так далее.

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества Мезенская роспись на туесах из бересты Магазин «Русские ремёсла», CC BY-SA 3.0

Выполнять их можно с помощью кисти или металлического пера, рисуя тушью.

Итак, для работы вам потребуется:

  • Чёрная тушь. 
  • Красно-коричневая краска.
  • Кисти (лучше брать колонковые, они более прочные и прослужат вам значительно дольше чем кисть из беличьего волоса).  
  • Ручка с металлическим пером.
  • Лист бумаги.

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества Пример составления орнамента из простых элементов Ирина Антрушина, CC BY-SA 3.0

Рисование

Для начала, нужно освоить работу с кистью. Важно отработать нажим, поскольку от него зависит толщина и ровность линий. При слабом нажиме на кисть линия получается тонкая. При более сильном нажатии линия становится более толстая. 

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества Простые элементы мезени Ирина Антрушина, CC BY-SA 3.0

Рисовать пером тоже нужно поучиться. Необходимо понять, сколько нужно набрать туши на его кончик, чтобы не получилось кляксы. Водить пером надо плавно, не допускать, чтобы оно спружинило, упираясь в лист. Рисуя пером так же важно отработать нажим.

Рисуйте различные элементы по принципу школьных прописей — построчно. Когда этот этап будет отработан, можно переходить к сочетанию элементов и соединению двух цветов.

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества Спирали и волны в узоре мезенской росписи Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Рассмотрите внимательно образцы элементов орнамента, попробуйте рисовать их. Важно помнить, что в палащельских росписях всегда соблюдалась семантика, поэтому лучше повторять сочетание как на старинном образце. Каждый элемент несёт в себе смысловую нагрузку, поэтому важно, обучаясь росписи, изучить её историю, разобраться в символике.

Источник: https://ru.russianarts.online/126932-master-klass-po-mezenskoj-rospisi-i-etap/

Разработка мастер-класса по мезенской росписи на тему "Рождественские узоры"

Мастер-класс росписи по дереву.

Автор: Мальцева Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства, первая квалификационная категория, МБОУ «Лицей № 121», Индустриальный район, г. Барнаул.

  • Вид творчества/ техника/ стиль: художественная роспись по дереву.
  • Материалы и инструменты: деревянная линейка, кисть (колонок № 1, 2), клей ПВА, гуашь, баночка для воды.
  • Время работы: 40 мнут.
  • Цель: создать условия для освоения элементов Мезенской росписи; формирование интереса к народным художественным промыслам России.
  • Задачи:
  • Обучающие: познакомить обучающихся с Мезенской росписью; научить некоторым приемам росписи по дереву.
  • Развивающие: развивать познавательный, эмоциональный опыт обучающихся.
  • Воспитательные: воспитание общей культуры.
  • Наглядные пособия: презентация Power Point по теме мастер-класса, изделия, расписанные в технике мезенской росписи, педагогический рисунок.
  • План:
  1. Организационная часть.

  2. Подготовительный момент.

  3. Основной момент.

  4. Итог мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Приветствие. Знакомство.

– Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным. И в то же время такие предметы долго сохранялись.

  1. – Хотелось начать наш мастер-класс стихотворением Ольги Гузовой «Рождественская ночь»
  2. Снег ложится белый-белый
  3. На пригорки и дома;
  4. Искрой-инеем оделась
  5. Старорусская зима,
  6. Неподвижность синей речки…
  7. И не надо ничего –
  8. На расписанном крылечке
  9. Притаилось Рождество.
  10. Колыбельку покачает
  11. И отгонит тучи прочь…
  12. Все сомненья развенчает
  13. Та Рождественская ночь.
  14. Тема нашего мастер-класса посвящена Рождественскому празднику и называется «Рождественские узоры по мотивам мезенской росписи».

Мне хотелось познакомить вас с замечательной северной русской Мезенской росписью и научить выполнять элементы росписи. Мы выполним с вами роспись линейки-сувенира на рождественскую тему по мотивам мезенской росписи.

«Мезенская роспись»

Роспись волшебную эту, Будем, как книгу читать,В стройных ее силуэтахМатушку-Русь познавать.Мезенской роспись зовется,В каждом рисунке добро.В сердце твоем отзовется,Нежною сказкой оно.В строчках её можно встретитьПтиц и Коней мчащих вдаль.Лебедя если приметить,Будет большой урожай.Росписью той украшают,Из бересты туеса.Даром своим, совершая

  • Счастья, любви чудеса.
  • (Автор Светлана Ледкова)

По легенде мезенской росписи, название свое роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень протекает между двумя самыми крупными реками Северной Европы.

История мезенской росписи зародилась еще во времена формирования славянских племен. Своего расцвета промысел достиг в 19 веке. Удачное расположение промысла близ таких крупных рек, как Печора и Двина способствовало быстрому ее распространению и росту ее популярности среди населения.

Мезенская роспись архаична, узоры ее скупы и напоминают древние наскальные рисунки Севера. Этому настроению способствуют и сдержанно-коричневая гамма, и четкие контуры рисунков.

Яркой особенностью Мезени является отсутствие яркого русского многоцветья, примитивная графическая форма.

Сегодня легенду мезенской росписи, а также ее традиции хранят жители сурового северного края, расположившегося близ Онеги. Однако активным ее восстановлением никто не занимается. Образцы росписи хранятся в Загорском музее.

Символика мезенской росписи – одна из самых таинственных и загадочных. Над расшифровкой орнаментов мезенской росписи ученые бьются до сих пор. Узоры Мезени содержат огромное количество символов, которые означает главные жизненные понятия и ценности.

  1. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся символы мезенской росписи.
  2. Волнообразные линии, зигзаг – в условной форме изображают воду.
  3. Движущийся крест, свастика – древнейший знак коловорота, движения солнца.

Мезень изобилует изображением птиц. Водоплавающие – символы мезенской росписи, означающие души наших предков, которые всегда рядом и готовы помочь нам в трудную минуту.

Часто встречается изображение красного коня. Это символ Солнца и его беспрестанного движения по небосводу. Другое часто используемое животное – оленихи. Это символическое изображение небесных рожениц, которые дарят жизнь всему живому на Земле. Лось – знак дождя, который он вызывает, цепляя тучи рогами.

Характерно для Мезени и использование растительного орнамента. Елочки олицетворяют мужскую силу. Ствол, заполненный ромбиками, – мифологическое древо жизни.

Мезенская роспись уникальна по своей символике и цветовой гамме. Она разительно отличается от всех других видов росписи, зародившихся в недрах русских народных промыслов.

С течением времени многое поменялось. Сегодня в мастерских работают замечательные художницы, избравшие продолжение традиций мезенской росписи делом своей жизни.

Раньше мастера в основном расписывали домашнюю утварь – тарелки, ложки, короба, лукошки, туески, прялки.

Сегодня мастера способны выполнить мезенскую роспись по дереву на любом виде изделия – зеркальце, гребешке, подносе, самоваре, столике, шкатулке.

Знакомые со значением главных узоров Мезени, художники создают прекрасные вещи, заряженные на вечные ценности – жизнь, здоровье и благополучие.

Так как мастер-класс имеет рождественскую тематику, то, есть необходимость вспомнить символы Рождества.

Свеча– свет и огонь – это главный символ всех языческих праздников, в особенности зимних. Тепло костра прогоняло холод и злых зимних духов.

Ель – первые ёлки, упомянутые в Германии в связи с празднованием Рождества, относятся к VIII веку. Существует притча о монахе святом Бонифации, который пришел со словом Божьим к друидам.

Убеждая их в том, что дуб вовсе не священное дерево, он срубил великана. Падающий дуб подмял под себя все деревья, кроме тоненькой молодой ели. Находчивый Бонифаций провозгласил это чудом Божьим и нарек ель деревом Христа.

В 17 веке ёлка уже была непременным символом Рождества в Скандинавии и Германии.

Снеговик – Деду Морозу, «главному персонажу Рождества» всегда нужны помощники. Сказки гласят, что он живет на северном полюсе, со своей женой и целый год трудиться над созданием подарков для детей. На его специальной фабрике трудятся доброжелательные эльфы и гномики, создающие игрушки в конвейерном производстве.

Однако этих помощников Морозу не достаточно, ему всегда нужно найти дорогу к дому, где ждут подарки, а также ему необходима помощь в расчистке снега и поднятии мешка. Так очередным главным символом Рождества стал снеговик.

Его «обязательно» надо слепить из натурального снега, одеть, и оставить перед домом, чтобы он ждал Деда Мороза, а также радовал и оповещал всех своим видом в преддверии и наступлении Рождества.

Трилистник (остролист) – это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась зеленого наряда.

Из таких символических предметов можно составить узор.

Узор – рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней.

Рассмотрим деревянный предмет. Какую форму он имеет? Значит, узор мы должны составить в полосе по вертикали или по горизонтали.

У каждого есть конверт со стилизованными символами Рождества под мезенскую роспись, можно с их помощью составлять различные узоры. Поиграем? Передвигая и чередуя, один за другим выкладываем новый узор.

  • Самый удачный, на ваш взгляд, вы можете использовать для росписи линейки-сувенира.
  • Перед началом работы необходимо сделать разминку для рук, чтобы пальчики «слушались» и аккуратно велась работа.
  • Зимняя прогулка
  • (Загибаем пальчики по одному)
  • Раз, два, три, четыре, пять
  • (“Идём” по столу указательным и средним пальчиками)
  • Мы во двор пришли гулять.
  • (“Лепим” комочек двумя ладонями)
  • Бабу снежную лепили,
  • (Крошащие движения всеми пальцами)
  • Птичек крошками кормили,
  • (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
  • С горки мы потом катались,
  • (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
  • А ещё в снегу валялись.
  • (Отряхиваем ладошки)
  • Все в снегу домой пришли.
  • (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
  • Съели суп, и спать легли.    
  • Прежде чем украсить, расписать наш предмет, научимся росписи «оленихи», «коня», «лося».

У вас на столе лежат листы бумаги с разлинованными строчками. Приготовьте кисть № 2 для работы.

Повторяем за мной:

– посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;- от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);- пририсовываем наклонную линию для шеи (рис.1);- рисуем головку;- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;- для изображения ног, находящихся в середине, проводим изогнутые линии от середины четырехугольника (рис.2);

– пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко

находящихся друг к другу линий;- расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост – черным;

– заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы и ног, штрихи напоминают “реснички”) и уздечки из двух линий (рис.3).

  1. Аналогично рисуются и другие животные, но отличаются рогами.
  2. Стихийки:

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи, во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – воздух, ветер – один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.

Ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии.

Читайте также:  Квиллинг бабочка: мастер-класс по нежным кружевным украшениям для декора

Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, – говорят дети). Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества  Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества

Далее можно приступить к росписи линейки-сувенира.

(Презентация).

Сегодня вы подготовили для праздника свои работы-сувениры, написанные на деревянных линейках, глядя на них, невольно вспоминаются строки русского поэта А.А. Фета:

  • Чудная картина,
  • Как ты мне родна:
  • Белая равнина,
  • Полная луна,
  • Свет небес высоких,
  • И блестящий снег,
  • И саней далёких
  • Одинокий бег.

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-masterklassa-po-mezenskoy-rospisi-na-temu-rozhdestvenskie-uzori-658887.html

Урок на тему: " Декор предметов народного быта. Мезенская роспись"

  • Тема урока:
  • «Декор предметов народного быта. Мезенская роспись»
  • (5 класс)

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества

Учитель ИЗО

Бекурова М.А.

«Декор предметов народного быта»

Тема урока: « Мезенская роспись»

Программа по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского 5 класс,

Цель четверти: Формирование субъективной картины окружающего мира родной природы как источника художественных форм в народном искусстве

Задачи урока:

  • воспитание культуры восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства Мезени как формы отражения окружающего мира
  • развитие способности эмоционально-эстетического восприятия предметов Мезенского народного промысла

– формирование образного отражения природного мира в Мезенской росписи

  1. Задачи по содержанию
  2. Познакомить с историей народного творчества мастеров мезенской росписи;
  3. Продемонстрировать традиционные элементы росписи по дереву в стиле мезенской росписи
  4. Раскрыть специфику исполнения мезенской росписи
Результаты по содержанию Знать:

  • историю народного творчества мастеров мезенской росписи;
  • традиционные элементы в стиле мезенской росписи
  • особенности исполнения мезенской росписи

( алгоритм работы)

Задачи по способу деятельности Овладение умениями и навыками работы в стиле мезенской росписи Результаты по способу деятельности

  • распознавать особенности мезенской росписи;
  • следовать алгоритму работы при составлении мезенской росписи

– выполнять эскизы предметов быта в стиле мезенской росписи

Структурные компоненты урока:

Завязка (12 мин.):

  • Выход на проблему: Значение народного декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека

Тема урока: Мезенская роспись. История возникновения и современное развитие промысла.

Кульминация (5 мин.) :

  • Осмысление темы урока и выход на самостоятельную работу учащихся
  • Выполнение упражнения по карточкам

Развязка (15 мин.):

  • Самостоятельная работа учащихся по созданию эскиза предмета с элементами мезенской росписи;
  • Выход на итог урока

Эпилог (8 мин) :

  • Выставка работ учащихся;
  • Подведение итогов урока с анализом усвоения темы (особенности мезенской росписи)
  • Послесловие (5 мин.):
  • Домашнее задание: Найти предметы. иллюстрации с использованием элементов мезенской и иной росписи,
  • проанализировать в чем их различие.
  • Оценка уроку (смайлики)
  • Уборка рабочего места
  • Драматургия урока:
  • Завязка
  • Организационный момент
  • Демонстрация деревянных предметов быта с росписью различных промыслов

Зрительный ряд:

  • Предметы (посуда, разделочные доски, сувениры, игрушки) с росписью в Городецком, Хохломском, Мезенском стиле )
  • Иллюстрации с предметами народных промыслов
  • Презентация «Декор предметов народного быта » Презентация (Слайд 1)
  • Актуализация темы урока и проблемы её решения с помощью зрительного и литературного рядов, наводящих (заводящих) вопросов:

-Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение)

  1. -Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, Жостове)
  2. -Какие из них относятся к росписи по дереву? (Хохлома, Городец) (Слайд 2)
  3. -Какими инструментами и материалами работают мастера (Слайд 3)
  4. «Искусство народной росписи – одно из самых ярких направлений области декоративного народного творчества.»

-Какие виды росписи вам знакомы? (Хохлома, Городец), с каким предстоит познакомиться? (Мезенская роспись)

(Слайд 4)

-Определите тему нашего урока: «Мезенская роспись» (Слайд 5)

  • Что вы чувствуете, глядя на эти предметы?
  • В чем красота предметов быта может проявляться?
  • Какие особенности росписи связаны с миром природы?
  • Давайте сравним предметы и элементы росписи разных промыслов (Слайды 6-7)(Хохломская роспись)
  • Литературный ряд:
  • Стихи:
  • Хохломская роспись
  • Алых ягод россыпь,
  • Отголоски лета в зелени травы.
  • Рощи-перелески, шелковые всплески
  • Солнечно-медовой золотой листвы.
  • У красы точеной -сарафан парчовый,
  • По волнам узоров яхонты горят.
  • Что за чародеи Хохлому одели
  • В этот несказанный праздничный наряд?
  • Роспись хохломская, словно колдовская,
  • В сказочную песню просится сама.
  • И нигде на свете нет таких соцветий-
  • Всех чудес чудесней наша Хохлома!

-Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

  1. Главный мотив этой росписи? (Растительный орнамент)
  2. (Слайды 8-9) (Городецкая роспись)
  3. Литературный ряд:
  4. Стихи:
  5. Есть на Волге город древний,
  6. По прозванью- Городец.
  7. Славится по всей России
  8. Своей росписью творец.
  9. Распускаются букеты,
  10. Краской яркого огня,
  11. Чудо- птицы там порхают,
  12. Будто в сказку нас маня.
  13. Если взглянешь на дощечки,
  14. Что пришли через века,
  15. Городецкие узоры
  16. Тонко вывела рука!
  17. Городецкий конь бежит,
  18. Вся земля под ним дрожит!
  19. Птицы райские летают,
  20. И розаны расцветают!
  21. -Что это за диковинная роспись такая? (Городецкая)
  22. -Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купавка)
  23. (Слайд 10)
  24. Литературный ряд :
  25. Стихи:
  26. Красные птицы под знаком звезды
  27. На сундуке нарисованы.
  28. Символы солнца, земли и воды
  29. Древние в них зашифрованы.
  30. Красных оленей стремительный бег
  31. Остановил на мгновение
  32. Мудрый художник — простой человек
  33. В миг своего вдохновения.
  34. Красные кони мезенских кровей,
  35. Всадники в шляпах зеркальные,
  36. Танец лебяжий, полет глухарей –
  37. Славно рисунки наскальные

-А что вы можете сказать о Мезенской росписи? Какой она вам видится?

-Откуда она берет свое начало? (ответы детей)

  • Беседа с учащимися о возникновении и развитии Мезенского народного промысла:

Историческая справка. Рассказ ученика: 

«Город Мезен расположен на правом берегу реки Мезень в 45 км от Белого моря, и 215 км от Архангельска. Известен он как центр народного промысла – мезенской росписи по дереву. В некоторых местах ее называют палащельской потому, что ее родиной считается село Палащелье. (Слайд 11)

С тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в.»

«Мезенскаяроспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках . Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке.» (Слайд 12)

  •   Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках – петроглифах (Слайд 13)
  • В основном в прежние времена расписывали прялки. (Слайд 14)
  • «Прялка была своеобразным атрибутом девушек. (Слайд 15)

Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.

В каждом доме прялка являлась очень ценным предметом, его бережно хранили и относились к ней с уважением.»

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году (Слайд16)

«Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство.

На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.

В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.»

Благодаря подписям на прялках, что уникально для крестьянского искусства, можно выделить семьи палащельских мастеров,: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых – тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла. (Слайд 16).

В древние времена росписью занимались только мужчины, передавая это искусство в наследство из поколения в поколение. Нужно особо отметить, что каждая вещь с мезенской росписью – это пожелание добра, успеха, счастья.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище.

В наше время технология производства практически не отличается от той, что была много лет назад. Сначала из бересты или дерева изготовлялось само изделие, обычно это бытовые предметы: туески, лукошки, сувениры, короба и, конечно, прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой или красной глиной замешанной на смоле лиственницы с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета — черный и красный. (Слайд 18)

Несмотря на простоту элементов, роспись очень интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание этих знаков является древним способом письма. (Слайд 19)

  1. Основными элементами являются изображения деревьев и цветов, птиц, оленей и коней дополненные спиралями и зигзагами, солярными знаками, узорами в косой клетке, ленточным орнаментом и сочетания прямых и волнистых линий. (Слайды 20-24)
  2. Работа по карточкам:
  3. -Я предлагаю вам использовать для работы деревянную палочку которая станет вашим инструментом для выполнения упражнения по карточкам.
  4. Задание : Повторить рисунок в свободной клетке (Приложение 1.)
  5. Самостоятельная работа
  6. Физкультминутка:
  7. Упражнение «Ванька-встанька»;
  8. Руки кверху все подняли.
  9. Сели-встали, сели-встали,
  10. Ванькой – встанькой словно стали.
  11. Руки к телу все прижали
  12. И подскоки делать стали,
  13. А потом пустились вскачь,
  14. Будто мой упругий мяч.
  15. Снова выстроились в ряд,
  16. Словно вышли на парад.
  17. Раз-два, раз-два,
  18. Заниматься нам пора.
  19. Персонажи мезенской росписи
  20. -Красные кони
  21. условный знак Солнца, его движения по небосводу .( Слайды 25-27)
  22. Оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле.(Слайд 28)
  23. Уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту. (Слайд 29)

Мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком – знаком небесного мира. (Слайд 30)

«Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы.» (Слайд 31)

Предметы мезенских мастеров и сейчас густо украшены узором — звездами, крестиками, черточками. (Слайд 32).

Среди орнаментов схематичное изображение коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. (Слайд 33)

Все изображения как будто замерли на месте, но. Благодаря тому, что они много раз повторяются, кажется, что все находится в движении. (Слайд 34)

Музыкальный ряд:

  • Русские народные наигрыши (балалайка, гармонь) (Слайд 35)
  • Кульминация
  • Кристаллизация воображаемого образа росписи в мезенском стиле
  • Обобщение рассмотренного материала и выход на вариативное решение образа росписи в стиле Мезенского народного промысла
  • Критерии оценки выполняемой работы
  • – объём выполненного домашнего задания (рисунок (задание было дано на прошлом уроке), сообщения по теме, поисковая работа к теме урока);
  • – эмоционально-ценностное отношение к народному декоративно-прикладному творчеству;
  • ‑ передача чувства формы и фактуры (особенности цветового решения и элементов мезенской росписи);
  • – следование алгоритму работы при составлении эскиза мезенской росписи;
  • – оригинальность выполнения работы
  • (Слайд 36)
  • Развязка
  • Материализация замысла воображённого образа росписи эскиза в стиле мезенской росписи- создание эскиза предмета с элементами мезенской росписи (графическое и живописное решение работы)
  • Эпилог
  • Выставка работ учащихся;
  • Подведение итогов урока с анализом усвоения темы (особенности мезенской росписи)
  1. (Слайд 37)
  2. Какие определения, относящиеся к народному искусству, Вы узнали?
  3. -С какими особенностями мезенской росписи Вы познакомились?
  4. -Какие элементы росписи считаются основными, что они обозначают?
  5. Литературный ряд
  6. Стихотворение:
  7.  Как будто замерли на месте
  8. Олени, кони и кусты.
  9. И каждый штрих, и каждый крестик
  10. Исполнен странной красоты.
  11. Земли мезенской косогоры.
  12. Река Мезень вдали видна.
  13. Но не простые там узоры,
  14. А потайные письмена
  15. В них тайны многих поколений
  16. До наших сохранились дней-
  17. В круженье пламенных оленей
  18. И танцах огненных коней.
  19. Оценки на уроке:
  20. – Самооценивание и взаимная оценка работ учащимися
  21. Критерии
  • оригинальность выполнения работы;
  • законченность оформления эскиза предмета с элементами мезенской росписи;
  • Послесловие
  • «Найти предметы, иллюстрации с использованием элементов мезенской и иного вида росписи, проанализировать в чем их различие.»
  • -Улыбающийся- если все понятно, понравилось и получилось;
  • -Серьезный- если все понятно, но возникли затруднения;
  • -Грустный- если ничего не понятно и не получилось. (Ребята у которых возникли трудности могут прийти после уроков на индивидуальные или групповые занятия)
  • Формы, методы и средства
  • Формы работы
  • Беседа: Знакомство с истоками развития народного промысла, с творчеством мастеров и особенностями Мезенской росписи;
  • Демонстрация предметов декоративно-прикладного искусства с элементами мезенской росписи;
  • Методы работы
  • – Метод наблюдения и сравнения
  • -Метод единства восприятия и созидания
  • -Метод свободы в системе ограничений
  • Средства работы
  • – Демонстрационный материал (предметы, иллюстрации с элементами мезенской росписи;
  • – Презентация
  • – Музыкальное сопровождение (русская народная музыка)
  • Приложение 1-карточки с заданием

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества

Анализ урока

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-na-tiemu-diekor-priedmietov-narodnogho-byta-miezienskaia-rospis.html

Журнал о народном творчестве "Росписи мира: Мезенская роспись"

Истоки великой росписи.

Как возникла роспись, никто не знает. Существует множество теорий её происхождения.  Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет.

Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Журналист: Калинин Максим

Секреты мезенских мастеров.

Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы.Для росписи Мезенские мастера применяли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, черный – сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции.

Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символовВнутреннее содержание символов,.

точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены. В современности была принята попытка применения росписи на золотом фоне.

В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.

Журналист: Сергей Поляков.

Тайны мировоззрения.

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции.

Три яруса – три мира(подземный, наземный и небесный).Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы.

Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.

Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

  Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни.

Журналист: Сергей Уткин

Мезенская роспись: мастер-класс народного творчества

Цвета и тайный смысл.

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Журналист: Владимир Харионовский

Предметы росписи.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Изготовлением прялок занималось все мужское население. Каждый мастер сам вырубал их и расписывал.

Одним из самых самобытных был мастер Новиков. Его почерк узнают по лошадкам “на дыбках” внизу прялки. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем – птицы.

Помимо прялок, в Палащелье изготовляли чашки, ложки, солонки, решета, коробья, расписывая их обычно весной.

  • Журналист: Влад Прохоров
  • Здесь начинается Россия!
  • Два года назад мы были на Камчатке, но впечатления от поездки по-прежнему настолько яркие,  порой не вериться, что все увиденное было на самом деле.

В один из дней нашего пребывания на Камчатке мы побывали в этнографическом музее. Небольшой музей вместил столько интересного, что мы пробыли там не один час.

Под звучание загадочной песни каюра (звуковое сопровождение экспозиции) разглядывали макеты корякских поселений.

Надо сказать, что коряки – местная народность – весьма искусные мастера, это мирные люди, которые со времен прародителя Кукха до наших дней занимаются охотой и рыболовством, оленеводством. 

Все предметы быта, все инструменты, жилища – яранги – все украшено затейливой резьбой по дереву и кости, вышивкой по меху и коже. Мама, когда примерила женскую кухлянку, была в полном восторге от нее: легкая, как платье (особая выделка кожи),  яркая замысловатая отделка.

Побывали мы и в яранге. Жилье совершенно для нас непривычное и необычное. Находясь внутри у очага ощущается связь с древними поколениями, что бывали у этого очага задолго до нас. Тайна и таинственность в незнакомых запахах яранги, в мелодии песен – это слышим и чувствуем мы – европейцы.

Как здорово, что наша Родина такая большая и в ней есть такая страна Камчатка – яркая, необычная!

Весь материал – в документе.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/zhurnal-o-narodnom-tvorchestve-rospisi-mira-mezenskaya-rospis.html

Мастер-класс "Мезенская роспись"

Слайд 1

МАОУ ДО «Детская школа искусств» Верхнекетского района Томской области Мастер-класс по теме: Мезенская роспись

Слайд 2

Мезенская роспись Возникла в начале 19 века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца 19 века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье , поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись» .

Слайд 3

Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

  • Слайд 4
  • Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета: Красный цвет Черный цвет
  • Слайд 5

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека.

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание.

Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

  1. Слайд 6
  2. В мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент.
  3. Слайд 7
  4. Знаки неба Небо с облаками Дождь Дождь с ветром Ветер
  5. Слайд 8
  6. Знаки земли Земная твердь Речка, бегущая по поверхности земли В прогретую распаханную землю брошены семена Лес на горках над озером
  7. Слайд 9
  8. В тёплой парующей пашне видны корни Поле покрылось ростками и цветками Подземные водяные жилы. Далеко вглубь земли проникают извилистые корни
  9. Слайд 10
  10. Знаки стихий и добра Огонь, тепло Вода Гроза Пожелание добра
  11. Слайд 11

Мезенские прялки были поистине уникальны.

Во-первых , если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых , уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство.

  • Слайд 12
  • Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году .
  • Слайд 13
  • Утушки и лебеди На небе изображались птицы
  • Слайд 14
  • В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
  • Слайд 15

В росписи преобладают зооморфные изображения – знаменитые бегущие кони, олени, птицы. Характерной чертой росписи является многоярусность. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.

  1. Слайд 16
  2. Мезенская роспись Изображение оленя
  3. Слайд 17

Выполнение мезенской росписи. Олень.

Слайд 18

Ребята молодцы!!! Спасибо за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2018/06/06/master-klass-mezenskaya-rospis

Мезенская роспись. Мастер-класс

Оригинал взят уlicovnaв Мезенская роспись 3

Занятие 1. Мезенские прописиЦель. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий.Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображения.

Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести представленные образцы. Для облегчения задачи задание дается в квадратных формах.

Занятие 2. Узоры в прямой клеткеЦель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве.

Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения.

Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.

Занятие 3. Простые элементыЦель. Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и зигзагов.Организация занятия.

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни».

Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.

Занятие 4. Узоры в косой клеткеЦель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.

Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.

Занятие 5. Ленточный орнаментЦель. Знакомство с ленточным орнаментом.Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.

Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.

Занятие 6. Роспись поставкаЦель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает.

Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы геометрического орнамента, из которого построен декор.

А начать занятие можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.

Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

Занятие 7. Уточки и лебедиЦель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве.

Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы.

Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

;Занятие 8. Роспись коробухи (крышка)Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге.

Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.

Занятие 9. Цветы и деревьяЦель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели.

Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером.

О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения цветов и деревьев.

Занятие 10. Роспись утицыЦель. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев.

Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.

Занятие 11. Олени и кониЦель. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа.

Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение.

Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Выполнение задания. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня.

Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Занятие 12. Роспись доскиЦель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением животных.

Выполнение задания. Дети самостоятельно расписывают доску. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Однако было бы очень хорошо завершить данный цикл обучения росписи декорированием реальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.

СЕВЕРНАЯ ГРАФИКА МЕЗЕНИ

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь.

Вот эта прялка расписана на берегах Северной Двины, а эта мастерами с Пинеги, а эту красавицу, самую маленькую по размеру и необычную по росписи, сделали в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название — мезенская роспись.

Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой.

Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках.

Сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России, один известный ученый назвал мезенскую роспись «таинственной и крайне любопытной», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Наиболее интересным объектом исследования и, пожалуй, самым емким является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает такие глубины русской и мировой культуры, что буквально захватывает дух.

Основными образами мезенских прялок являются птицы, кони и олени, которые входят в крут древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам.

Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы.

Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов мира.

Как известно, герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам, Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.

Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.

Изображения, помещаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего являются вариантами широко распространенных мировых сюжетов. В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях.

Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры.

Интересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив мезенских прялок — «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Таким образом, мезенская прялка и традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием.

Источник: https://kivaanna.livejournal.com/54484.html

Ссылка на основную публикацию