Икебана «зима»: принципы сбора и варианты композиций

Осенняя пора – это не только дожди, слякоть, похолодание, но и буйство красок, которые дарит нам природа в виде разноцветных листьев. Проявив фантазию, используя эти дары природы, можно сотворить потрясающие творческие работы. Идей экибаны из листьев своими руками осенью возникает очень много, ведь природа сама этому содействует.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композицийОсень – это время года, когда природа дарит рукодельницам оригинальный материал для декора и творения своими руками экибаны из листьев. Осенью такие листья восхитительно смотрятся в вазе, разложенные на подоконнике или прикрепленные к гардине. Из них можно скрутить также оригинальный венок. Или просто аккуратно срезать ветки с яркими осенними листьями и соорудить из них экибану. Их не нужно ставить в воду, а, напротив, следует еще больше подсушить их между бумажными листами, чтобы затем листья не скручивались и сохранились их красивые, яркие оттенки. Затем, при сооружении экибаны, можно добавлять любые приглянувшиеся ветки, используя немного клея, которым аккуратно приклеить листики. Чтобы сделать экибану по-настоящему праздничной, можно применить золотистый блеск, распылив его на листья для создания эффекта блеска.

Соорудить экибану из листьев своими руками осенью можно не только из живых цветов, но также из листьев, сухоцветов, фруктов, шишек, бумаги, конфет т. д. Получаются очень красивые и яркие поделки, радующие глаз.

История появления экибаны

Искусство икебаны появилось в Японии в VI веке, с приходом буддизма. Монахи составляли величественные, пышные композиции из цветов как подношения Будде.

В 10-12 веках, когда религиозный пыл несколько остыл, а радоваться красоте бытия стало основным занятием утонченной знати, экибана оказалась уделом философов и поэтов, придворных дам и куртизанок.

При императорском дворе пользовались успехом галантные состязания по составлению цветочных композиций. В 16 веке с распространением чайных церемоний сформировался особый вид экибаны для украшения чайного домика.

Что же такое экибана?

Экибана – это японское искусство соединения и компоновки цветов и побегов. Суть этого искусства – подчеркнуть красоту живых растений, их сиюминутную свежесть, дыхание их короткой жизни. В японском языке иероглиф «цветок» означает «то, что растет на земле, живет и умирает». Прелесть и капризной красавицы розы, и скромного полевого вьюнка – в скоротечности и мимолетности их красоты.

Задание мастера экибаны заключается не только в том, чтобы соорудить оригинальную композицию, но и в том, чтобы наиболее красочно передать в ней собственные мысли о человеческой жизни и сущности бытия. Поэтому экибаны не имеют названий: каждый может увидеть в них то, что созвучно его настроению.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композиций

Цвет композиции

В настоящей японской экибане цвет обозначает глубокий философский смысл. Зеленый воплощает весну и силы земли. Красный огонь олицетворяет цвет лета. Белый у японцев воплощает осень – время вызревания риса.

А глухое время года – зима – обозначается черным цветом. Для европейцев наиболее яркие оранжевые и красные оттенки природы связаны именно с осенью.

Экибана из листьев на фото (своими руками сделать ее совсем не сложно) передает буйство красок этой поры года.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композиций

Древний язык цветов практически забыт европейцами. А в Японии и по сей день растения и цветы прочно связаны с повседневной жизнью.

Сосна – вечная молодость, пион – процветание, бамбук – стойкость и душевная чистота, хризантема – радость, ирис – мужество, слива – символ жизни, преодолевающий трудности. А цветы померанца – это воспоминания.

Ветка абрикосового дерева ассоциируется с женской красотой: глаза японок часто уподобляют продолговатым косточкам абрикоса. Цветущая ветка яблони олицетворяет пожелания мира в семье. Жасмин обозначает наслаждение жизнью.

Законы экибаны

Дух экибаны разнообразен, но каждый составитель творит букет по-своему. Даже в одном цветке и одной веточке должна быть отображена великая природа. Создавая букет, надо в душе пообщаться с цветком.

Приниматься составлять композицию следует с надлежащим настроем, спокойно и внимательно. Экибана – это не только картина, но и музыка, и скульптура. Глаза, руки и сердце создающего букет не должны находиться в плену у каких-либо правил.

В экибане должны присутствовать три неизменных элемента, означающих три начала. Их могут олицетворять цветок, ветка и трава. По традиции в композициях непременно отражается сезон.

Немаловажную роль играет сосуд – он должен не подавлять композицию, а составлять с ней единое целое. Есть простые вазы из керамики и причудливые по форме либо оттенкам сосуды из металла или пластика.

Технические секреты

К числу технических секретов относятся самые различные способы сохранения свежести растений. Концы веток и стеблей обрезают под водой, расщепляют, окунают в кипяток и даже обжигают. Следующий шаг – закрепление элементов композиции в сосуде.

Основным крепежным инструментом считается кэндзан – металлическая подставка с выступающими иглами, между которыми фиксируют ветви и крупные листья. Для того чтобы листья не скручивались в трубочку, когда высохнут, их необходимо перед этим положить между бумажными листами и просушить утюгом.

После такой процедуры листья делаются более хрупкими, но форму свою не теряют.

Мастерицы, многократно составлявшие оригинальные экибаны из листьев своими руками осенью, советуют готовые цветочки обрабатывать растительным маслом, которым пропитывает их в течение двух дней, что позволяет бутонам не терять цвет и форму.

Еще рекомендуют покрывать букеты лаком для волос, чтобы предохранить их от раннего высыхания. Для того чтобы листья не опали, в воду добавляют глицерин: 1 часть на 2 части воды.

При этом ветки будут радовать значительно дольше или сберегут яркость красок и фактуру листьев до самой весны.

Материалы для композиции из роз

Благодатная пора – осень. Экибану из листьев своими руками в виде одной розы или целого букета можно изготовить достаточно просто, собрав нужные материалы и следуя определенной инструкции.

Для сооружения розы потребуются:

  • листья определенного цвета;
  • прутики для стебельков;
  • скотч зеленого цвета;
  • ножницы;
  • нитки.

Листья лучше отобрать большие, довольно плотные и податливые. Отлично подойдут для этого кленовые листья, но можно соорудить розу также из липовых или калиновых листочков. Отобранные листья необходимо помыть и высушить между листами книги или проутюжив.

Изготовление розы

Интересным занятием станет сооружение осенью экибаны из листьев своими руками для школьников. Вначале формируется бутон из сердцевины. Для этого берут первый листок и сгибают его наполовину лицевой стороной наружу. Сворачивают из согнутого листочка рулончик средней плотности – сердцевину будущей розы.

Затем берут еще один листик и загибают верхушку, которая выступает за пределы бутона. Заворачивают этим листом сердцевину будущей розы, закручивая и зажимая снизу вначале одну, а следом и вторую половину листка. Таким же способом накладывают на бутон оставшиеся лепестки один за другим.

Листья лучше подобрать одинакового оттенка, но красиво будет смотреться и оригинальный контрастный цветок. Формировать лепестки розы до тех пор, пока она не станет довольно пышной. Для выполненного цветка понадобится 5-6 листьев. Осторожно пронизать прутиком основание бутона и обкрутить нитками для закрепления цветка. Затем зеленым скотчем обмотать прутик.

Таким образом получают красивую розу на стебле. Точно по такой схеме делают остальные розы. Букет можно украсить красочными яркими листьями различных форм и оттенков.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композиций

Ягоды для экибаны

Как сделать экибану из листьев своими руками осенью? В качестве украшения выбирают красочные осенние ягоды: рябину, дикий виноград, калину, боярышник и шиповник. Они отлично выглядят в венке или подсвечнике.

Любую композицию из осенних листьев можно пополнить гроздьями рябины или других ягод, а вокруг вазы разложить осенние фрукты или орехи.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композицийА можно украсить композицию веточкой мелкоцветковой хризантемы, которая каждую осень радует яркой расцветкой. Грозди калины или рябины красиво будут смотреться на столе или возле камина. Оранжевые и красные ягоды отлично соседствуют с осенними листьями, напоминая о золотой поре.

Мастерим с детьми

Самым благодатным сезоном для создания экибаны является осень. Красивую экибану из листьев своими руками в эту пору изготовить легче всего. Природа, как бы прощаясь, щедро делится с нами красочными листьями и цветами, сочными плодами, шишками и каштанами, разными орешками и остальными дарами.

Детям же интересно будет выбрать из этого материала самые красивые и оригинальные дары, остается лишь подключить свою и родителей фантазию и сделать осенние поделки своими руками в детский сад. Такой очень красочной поделкой будет экибана из листьев своими руками «Осень» для детского сада.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композиций

Подобные творческие занятия настолько увлекают ребенка, что он становится усидчивым, собранным и более целеустремленным. А изготовив экибану «Осень» из листьев своими руками в детский сад, дети испытывают гордость за свою работу и большое желание показать ее своим друзьям.

Экибана из листьев на осеннюю тему для детского сада – лучший вариант для родителей интересно, с пользой провести время со своим чадом, открыть его творческие возможности. Плюсы такого мастерства заключаются еще в том, что все сырье для поделок достается бесплатно, а результат творческого созидания ограничивается только фантазией ребенка и его помощников.

Сырье для экибаны своими руками

Из природного материала часто делают новогодние икебаны. Но осенняя поделка отличается особым шармом. Итак, сделать такую поделку можно из разных материалов:

  1. Бумаги.
  2. Сухих листьев.
  3. Свежих и засушенных цветов.
  4. Фруктов и овощей.
  5. Шишек и еловых веток.
  6. Листьев деревьев.
  7. Круп и бобовых.

В зависимости от желания творца, сделать можно абсолютно любую поделку. Например, из фасоли можно выложить красивую цаплю или сороку. Из шишек получится замечательный олень или мишка. А из таких овощей, как цветная капуста и морковка, можно сделать мороженое. Композиция из осенних листиков получается замечательная. Такие поделки часто делают в школах, ведь это достаточно легко и быстро.

Идеи для экибаны

Идей их создания очень много. Например, экибана из листьев своими руками «Осень», фото которой изображено ниже.

Для этого потребуются следующие материалы:

  • тыква;
  • оригинальная по форме разветвленная ветка;
  • гроздья рябины;
  • осенние цветы;
  • подготовленные листья;
  • шишки;
  • термопистолет;
  • лак для волос.

Экибана из листьев своими руками «Осень» (мастер-класс – перед вами) делается так. В тыкве аккуратно срезать донышко, а вверху проделать небольшое отверстие, через которое освободить тыкву от семечек. Шишки вместе с цветами термопистолетом приклеить к основанию. В тыкву вставить и закрепить основную ветку, а верх тыквы украсить веточками рябины.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композиций

  • Еще один вариант представлен на рисунке ниже.

Икебана «Зима»: принципы сбора и варианты композицийКогда вам надоест городская суета, работа, телефонные разговоры, достаточно взять в руки цветок – неприметную полевую гвоздику, простой садовый пион или гордую красавицу розу, и вы ощутите, как покой и сосредоточенность наполняют ваше сердце. Исчезнут раздражение и заботы, и вы почувствуете нежную и хрупкую магию цветка, который приоткроет вам свою душу.

Источник: https://www.syl.ru/article/356176/krasivaya-ekibana-iz-listev-svoimi-rukami-osen

Методическая разработка Открытого занятия «ТРАДИЦИОННОЕ ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ИКЕБАНА» – PDF

1 Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр г. Черемхово» «Утверждаю» «Согласованно» «Рекомендовано» И.о. директора МУДО ДЭБЦ Зам. по УМР МС протокол Матвеева В.В. Толстикова С.Н. 20 г.

Методическая разработка Открытого занятия «ТРАДИЦИОННОЕ ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ИКЕБАНА» Печенева Ольга Сергеевна, педагог доп. образования, МУДО ДЭБЦ г.черемхово Консультант: Царегородцева С.В., методист, МУДО ДЭБЦ г.

Черемхово Черемхово,

2 Введение..3 Методическое обеспечение Основная часть 6 Заключение 11 Список используемых источников..12 Приложение 1 «Символика цвета в икебане» 13 Приложение 2 «Значение созданной композиции».

14 Приложение 3 «Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и природным материалом»…15 Приложение 4 «Алгоритм составления икебаны».16 Приложение 5 «Последовательность защиты созданной икебаны» 17 Приложение 6«Словарь специальных терминов» *.

18 Приложение 7 «Презентация (ключевые слайды)..19 2

3 Введение Педагоги достаточно часто сталкиваются с проблемой незаинтересованности детей к какому-либо учебному материалу. Наиболее эффективный способ решения такой проблемы проведение нетрадиционных занятий.

Методическая разработка открытого занятия «Традиционное японское искусство Икебана» призвана помочь педагогу замотивировать обучающихся на приобретение навыков составления икебаны в японском стиле через различные педагогические приёмы.

Важно оказать эмоциональное воздействие на детей, создав особую атмосферу японской культуры: оформление кабинета, музыкальное сопровождение, педагог в кимоно, приветствующий обучающихся на японском языке. Такая организация занятия располагает к более продуктивному усвоению обучающимися знаний о модном течении, принципах составления икебаны и японских традициях этого вида искусства.

В результате, после проведения обязательного инструктажа по технике безопасности, дети создают икебану в японском стиле Сёка. В наше время стало актуальным оформлять различные помещения эксклюзивными флористическими элементами, популярность икебаны не исключение.

Навыки составления букетов школьниками явление нераспространённое, но оно ценно как для общего развития, так и для развития творческих способностей, навыков работы с ножницами и природными материалами. Дети учатся создавать шедевры икебаны самостоятельно и могут использовать их для оформления своей квартиры, школьного кабинета, в качестве подарка.

Данная методическая разработка открытого занятия «Традиционное японское искусство Икебана» может использоваться во внеурочной деятельности с детьми основного звена, а также для проведения мастеркласса педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Цель занятия: Сформировать представление у обучающихся о традиционной японской икебане и принципах её составления. Задачи: – дать знания о традиционном японском искусстве составления икебаны; – развивать творческие способности ребенка и навыки составления икебаны; 3

4 – воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение работать в группе, соблюдая основные правила составления икебаны. 4

5 Методическое обеспечение Оформление учебного кабинета: японские веера, фонарики, картины с изображением сакуры, иероглифами, готовые крупные букеты икебаны. Столы сдвинуты по два, на каждом столе разложены методические материалы. Костюм: японское кимоно, сабо (можно арендовать в театре).

Музыкальное оформление: современная аранжировка традиционной японской музыки. Оборудование: кинзан, ножницы, клеенка; ветки деревьев, живые цветы (хризантемы и другие цветы), материал для декора (лимонеум и различные листья комнатных растений).

Методические материалы: дидактические карточки-памятки: «Символика цвета в икебане» (приложение 1), «Значение созданной композиции» (приложение 2), «Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и природным материалом» (приложение 3), «Алгоритм составления икебаны» (приложение 4), «Последовательность защиты созданной икебаны» (приложение 5), Словарь специальных терминов (приложение 6), Презентация «Традиционное японское искусство икебана»(ключевые слайды) (приложение 7). ТСО: мультимедийное оборудование, музыкальный центр. 5

Читайте также:  Брошь «букет» своими руками: готовим маленький подарок к свадьбе

6 Организационный момент: Основная часть -Конничива! Ребята, как вы думаете, что и на каком языке, я вам сказала? Дети отвечают. Я поздоровалась с вами на японском языке. Представьте, что мы в японской школе. Я ваш учитель, Ольга Сергеевна, а вы мои ученики. Мне будет очень приятно, если и вы меня также поприветствуете.

Для этого вам нужно встать, сложить руки вот-так и сказать «Конничива» *. Готовы? Поздоровайтесь и с нашими гостями. Конничива! Спасибо, садитесь. Ребята, обратите внимание на лежащие на ваших столах предметы. Как вы думаете, что из всего этого можно сделать? Дети отвечают. Правильно, мы с вами будем составлять традиционный Японский букет икебану.

И тема нашего занятия звучит так: Традиционное японское искусство Икебана. Для начала давайте разберемся в терминах. Икебана * традиционное японское искусство создания композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. Интерьер * архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, дома, квартиры.

Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего занятия: чем мы сегодня будем заниматься? Ваши версии. Дети отвечают Итак, подытожим, Цель нашего занятия знакомство с традиционным японским искусством составления букетов икебана и изготовление икебаны, с соблюдением основных правил этого вида искусства.

Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность приобщиться к тайне японской культуры, получившей популярность во всём мире. Действительно, даже самые выдающиеся мировые дизайнеры широко 6

7 используют икебану в оформлении убранства комнат, офисов, величественных залов. Но большей популярностью искусство икебаны пользуется, конечно, на своей Родине в стране восходящего солнца – Японии. Японцы не зря считают икебану своей красивейшей традицией и национальной гордостью своего народа.

Сегодня в Японии работает около двухсот различных школ икебаны. А как вы думаете, что в переводе с японского означает слово икебана? Слово икебана означает «живые цветы», где «ике» – жизнь, а «бана» – цветы». Первоначально такие композиции использовались для украшения храмов, а затем вошли в быт.

Первыми создавать изысканные японские композиции стали буддийские монахи и связано это с легендой. Однажды, после особенно жестокой грозы, которая уничтожила много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.

И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана». В искусстве икебаны нет случайных элементов, все имеет свое значение и смысл.

Существует даже поверие, что с помощью икебаны можно повлиять на благополучие своей жизни. Главное, правильно подобрать нужные для икебаны элементы. Например, цветы декоративной капусты, хризантемы и орхидеи символизируют, а значит, и приносят радость жизни. Сосна и роза символизирует вечную молодость и долголетие.

Сосна и родея – это сочетание олицетворяет молодость и вечность. Сосна и пион молодость и процветание. Пион и бамбук процветание и мир. Во всех композициях сосна и бамбук, как вечнозеленые растения, символизируют долголетие и молодость. Цветущая ветка яблони приносит в дом мир и покой. Символичны в икебане и цвета.

Например, зеленый цвет является олицетворением весны. Красный цвет лета, белый цвет символизирует осень время вызревания белоснежного риса. Зима ассоциируется с черным цветом и с темными глубокими водами. Символика желтого цвета в Японии связана с концом лета (приложение 1) 7

8 В икебане обязательна треугольная форма. Треугольник символ единства всего земного и всего небесного. Композиция соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Прошлое олицетворяют уже распустившиеся цветы, различные засохшие листья и стручки.

Даже обычная сухая ветка в икебане словно оживает и становится частью произведения искусства. Настоящее это цветы, которые только начинают распускаться, свежие зеленые побеги. Будущее это набухшие почки, появившиеся ростки и бутоны (приложение 2) В Японии существует очень, много стилей составления икебан.

Например, стиль Рикка означает цветы, которые стоят. Воплощает дух природы, незыблемый и величественный. Это крупные композиции в массивных вазах. Другой стиль называется Нагэирэ икебана в высоких вазах с узкой горловиной. Вазы должны быть простыми, неброскими, однотонными, например бамбуковые сосуды.

Цветок в такой икебане не украшение, а живая самостоятельная часть природы. Стиль Дзиюка это стиль свободного выражения чувств и эмоций человека. Один из вариантов икебаны дзиюка плавающий букет. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черенок. Стиль Сёка олицетворяет естественную красоту природы.

Сёка состоит из трех основных элементов «Син» – небо, «Соэ» – человек, «Хикаэ» – земля. Я предлагаю, создать нашу икебану в этом стиле. Ребята, сейчас я хочу предложить вам попробовать самим составить икебану! Как вы думаете, у вас получится? Дети отвечают.

Молодцы, конечно, у нас все получится! Для составления икебаны нам понадобится: сухие ветки деревьев, хвойные ветки, живые цветы (хризантемы и другие цветы), материал для декора (лимонеум и различные листья комнатных растений). Кинзан * специальный сосуд для икебаны, ножницы, клеенка.

Но, перед тем как приступим к работе нам нужно познакомиться с правилами техники безопасности работы с ножницами и природным материалом. Инструктаж (приложение 3) Перед тем как вы самостоятельно начнете составлять икебану, я хочу наглядно продемонстрировать, как это нужно делать, а затем вашей задачей 8

9 будет в группах по три человека, как вы сидите за столами составить свою икебану. Итак, для начала я закрепляю ветки в специальном сосуде кинзан, располагая их в определённом направлении ассиметричной треугольной формой.

Мы же с вами помним, из каких трех главных элементов состоит икебана? Первый, «син», самая высокая и красивая сторона является воплощением небесного начала. Следующий компонент «хикаэ», самая короткая сторона означает землю, место обитания рода человеческого.

И, наконец, последняя составляющая это «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом. Совокупность перечисленных элементов не что иное, как основа икебаны. Закрепили ветки так, чтобы у вас получился разносторонний треугольник. Для усиления основных элементов добавляю ветки хвойных растений и живые цветы.

Их можно использовать в любом количестве, но лучше немного, и по длине они должны быть короче основных веток. Наша икебана Готова! Ребята, вам понятны основные принципы составления икебаны? Тогда приступайте к её составлению.

У вас на столах лежит алгоритм составления икебаны, где расписана последовательность и правила составления икебаны, ваша задача сделать все правильно и последовательно, а остальное украшение икебаны это ваше творчество, ваши чувства, настроение (приложение 4) (Если у детей в ходе работы возникают затруднения, даются индивидуальные пояснения).

Ребята, время составления икебан истекло, я прошу вас заканчивать. Я смотрю, у вас получились замечательные икебаны. Прошу немного рассказать, что вы использовали и что вы хотели выразить вашей икебаной? Для вашего представления готовой работы, есть небольшие подсказки, которые лежат на ваших столах.

Это последовательность презентации икебаны, которая поможет вам представить вашу работу (приложение 5) Рефлексия Молодцы, ребята, сегодня вы прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание, отличную работу и творческое вдохновение. В завершении нашего занятия я каждому предлагаю выразить свои впечатления о занятии, выбрав ленточку любого цвета и украсить ею вашу икебану. Ленточка жёлтого цвета занятие мне понравилось; синего на занятии испытывал 9

10 затруднения; красного у меня появилось желание сделать икебану дома самостоятельно. Дети высказывают свое мнение о занятии. Спасибо, ребята мне было приятно с вами пообщаться.

Я приглашаю вас в гости в Детский эколого-биологический центр г. Черемхово, где я работаю. Наш Центр всегда рад любознательным и творческим ребятам.

А теперь, я хочу попрощаться с вами и говорю вам «САЕ НАРА!», что в переводе с японского? Дети отвечают (До свидания). 10

11 Заключение На занятии «Традиционное японское искусство Икебана» обучающиеся получают представление об этом виде искусства, узнают правила и алгоритм составления икебаны, её основные стили, учатся сами составлять икебану в японском стиле «сёка» по заданному алгоритму.

Именно нетрадиционные занятия по новым актуальным темам способны пробудить и удержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, вдохновить их на освоение чего-то нового.

Данная методическая разработка признана дать педагогу возможность привлечь интерес детей не только к японской культуре, искусству составления икебаны, но и к флористике в целом, что в дальнейшем может повлиять на их творческое становление и выбор профессии.

В современном мире востребованы такие профессии, как флорист, дизайнер, декоратор, ландшафтный дизайнер и другие. 11

12 Список используемых источников 1. Икебана // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. М:.Directmedia Publishing, «Япония сегодня», с. 2. Икебана: [Электронный ресурс].

(дата обращения: :20) 3. Коевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка. М: Агропромиздат, с. 4. Пронников В.А. Икебана, или вселенная в цветке. М: Наука, с. 5. Флористика: [Электронный ресурс].

(дата обращения: :05) 12

13 Приложение 1 Символика цвета в икебане Зеленый цвет весны. Красный цвет лета. Белый – цвет осени, вызревания белоснежного риса. Черный цвет зимы. Желтый цвет в Японии связан с концом лета. Зеленый цвет весны. 13

14 Приложение 2 Значение созданной композиции Прошлое олицетворяют уже распустившиеся цветы, различные засохшие листья и стручки Настоящее это цветы, которые только начинают распускаться, свежие зеленые побеги Будущее это набухшие почки, появившиеся ростки и бутоны 14

15 Приложение 3 Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами и природным материалом При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, как детям, так и руководителям: Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет объяснить и в ходе занятия помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка. Педагог постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, острыми ветками, и другими опасными инструментами нельзя. Для обрезания нижней части веток используются ножницы. После окончания работ обязательно убрать рабочее место. Нельзя делать резких движений рукой с режущими и колющимися предметами, в нашем случае это ветки деревьев и ножницы. 1. Не держи ножницы остриём вверх; 2. Не оставляй ножницы в открытом виде; 3. При работе следи за пальцами левой руки; 4. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола; 5. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища; 6. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время резания. 15

16 Приложение 4 Алгоритм составления икебаны 1 Ставим перед собой кинзан. 2 Устанавливаем самую высокую ветку «Син», она является воплощением небесного начала. 3 Следующий компонент «хикаэ», самая короткая сторона означает землю, место обитания рода человеческого. 4 И, наконец, последняя составляющая – это «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом.

Совокупность перечисленных элементов не что иное, как основа икебаны. 5 Закрепили ветки так, чтобы у вас получился разносторонний треугольник. 6 Для усиления основных элементов добавляем ветки хвойных растений и живые цветы. Их можно использовать в любом количестве, но лучше немного, и по длине они должны быть короче основных веток. 7 Декорируем. Традиционная японская икебана готова.

16

17 Последовательность защиты созданной икебаны (продолжить предложения) Приложение 5 1. Для составления икебаны мы использовали сосуд, который называется кинзан. 2. Небо или «Син» в нашей икебане является самой высокой веткой и мы использовали (название растения). 3.

Земля или «Хикаэ» в нашей икебане самая короткая сторона и представлена (назвать растение).. 4. Человек или «Соэ» в нашей икебане это средняя часть икебаны, она представлена (назвать растение) 5. Совокупность перечисленных элементов не что иное, как основа икебаны. 6.

Наша икебана символизирует. 17

18 Приложение 6 Словарь специальных терминов Икеба на традиционное японское искусство создания композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.

Интерьер архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, дома, квартиры и других помещений. Кинзан это специальный сосуд или ваза для икебаны. Конничива, что в переводе с японского означает слово, здравствуйте.

Саё нара, что в переводе с японского, означает слово, до свидания. 18

19 Приложение 7 Презентация (ключевые слайды) Традиционное японское искусство икебана. 19

Источник: https://docplayer.ru/59898982-Metodicheskaya-razrabotka-otkrytogo-zanyatiya-tradicionnoe-yaponskoe-iskusstvo-ikebana.html

Икебана по-русски

Ромашка – цветок, не обладающий экзотической красотой бегонии, эффектностью розы, однако выделяющийся, бросающийся в глаза какой-то милой и родной простотой. Такая естественность делает ромашку воплощением природы, гармонии. Именно поэтому, наверное, цветок ассоциируется с солнцем – вечным двигателем жизни.

Цветок весь как на ладони, смотрит на мир открыто, безбоязненно, с какой-то детской непосредственностью, что делает его символом русского – душевного.

Ромашка выбирает родственную себе душу из не очень ярких, на первый взгляд, но бесконечно привлекательных какой-то внутренней красотой цветов, не говоря уже о том, что букет из одних ромашек выглядит не менее мило, чем сборный букет.

Ромашка – настолько естественный цветок, что порой не требует дополнительного оформления: букет можно подарить как в «голом виде», так и в «обложке».

Белый цвет, непритязательность, беззащитность и бесхитростность этих цветов способны покорить сердце каждого человека.

Читайте также:  Выкройка детского комбинезона: зимний вариант с мехом и на лямках

Белый с желтым – это сочетание подойдет практически к любому другому цвету. Особенно хорошо ромашка гармонирует с различными оттенками синего.

Во-первых, она выделяет, усугубляет этот цвет, во-вторых, на фоне синего становится скорее не дополнением композиции, а ее равноправной, можно сказать, отдельно существующей частью.

Оттенки синего позволяют ромашке создать свой рисунок, который так или иначе будет символизировать солнце. Букет можно составить из анютиных глазок и ромашек. Возможны несколько композиций.

Композиция «Солнышко»

Для нее нужно взять относительно большое количество анютиных глазок, желательно ярко-синего или фиолетового цвета, ромашек – немного меньше. Композиция выглядит следующим образом: в центре анютиных глазок находятся три относительно крупные ромашки, являющиеся как бы сердцевиной букета.

От этой сердцевины в разные стороны отходят линии, состоящие из ромашек, только уже меньших размеров. Таким образом, получается изображение солнца: в центре букета на фоне яркого, темного цвета помещается как бы само солнце, от которого в разные стороны отходят лучи.

Лучей не должно быть слишком много, иначе четкость, яркость картины потеряется.

Стебли цветов можно связать той же самой ромашкой, например, в виде спирали: стебель ромашки огибает букет по всей длине. Другой вариант – свяжите двумя ромашками, которые встретятся наверху, под букетом, то есть будут располагаться близко к чашечкам цветов либо напротив друг друга, а могут и соединиться.

Можно сделать венок из ромашек, который кольцом удержит весь букет. Веночков можно сделать несколько, все зависит от размеров цветов и от длины ножки самого букета. Для таких колец желательно брать цветы меньшего размера, чтобы они не отвлекали внимание от основного рисунка.

Если сплели несколько колец, их можно сдвинуть к середине или верхней части ножки букета либо распределить по всей ее длине.

Веночки можно сделать редкими, если работаете с крупными цветами, или густыми, вплести какую-нибудь зеленую веточку, цвет которой смягчит яркость белого.

Символ солнца в этой композиции обыгрывается дважды: во-первых, сама ромашка, во-вторых, рисунок. Сочетание желтых сердцевинок ромашки и анютиных глазок дополнит и закрепит символ солнца.

Композиция «Луна»

Она по рисунку близка к первой композиции. Все то же самое, только букет анютиных глазок окаймляют ромашки. Ромашки подбирайте примерно одинакового размера с чашечками анютиных глазок, иначе контур не будет выражен.

Композиция «Русская зима»

Следующая композиция – тоже вариант первой. Здесь пересекающиеся линии (буквой Х) и проходящая через их середину горизонтальная линия изображают снежинку – символ русской зимы.

Такой рисунок требует тонкости, поэтому чашечки ромашек должны быть маленькими. Возможны и другие композиции, все зависит от вашей фантазии, положитесь на свою интуицию.

Используя те же самые цветы, можно составить аналогичные композиции, поменяв местами.

Ромашки можно сочетать с гортензиями. Гортензия – цветок экзотический, яркий, тем более по сравнению с ромашкой. Кроме того, гортензия, в отличие от ромашки, представляет собой сложную структуру – гроздь цветов.

Благодаря такому строению она в букете является как бы отдельным островком, поэтому другие цветы тоже должны подстраиваться под нее, создавать своеобразные участки, сочетающиеся друг с другом и образовывающие архипелаг.

Композиция «Россия»

Для нее подойдут гортензия, ромашки, незабудки или колокольчики. Таким образом, букет получит три составные части, три островка: колокольчиков или незабудок, гортензий и ромашек. Можно перемешать колокольчики с ромашками, и гортензии на фоне этой пестрой картины будут выделяться еще сильнее, особенно если их поместить в центр букета.

Поле ромашек и колокольчиков можно украсить веточками аспарагуса. Стрелки аспарагуса прекрасно гармонируют с длинными стеблями колокольчиков. Получится два яруса: горизонтальный и вертикальный.

Композиция «Ностальгия»

С помощью желтых маргариток, ноготков с различными оттенками, начиная с желтого и заканчивая коричневым, хризантем и ромашек можно обыграть желтый цвет, опять-таки цвет солнца. Хризантемы поместите в центр, а вокруг них создайте смешанное поле из маргариток, ноготков и ромашек. Белый цвет здесь должен принадлежать только ромашкам, все остальные цветы – различные оттенки желтого.

Хризантемы, как самые крупные цветы, должны возвышаться над остальными. Белый цвет ромашек создает удачный фон для этого. Их не должно быть слишком много, иначе даже хризантемы, являющиеся как бы фокусом желтого цвета и его оттенков, перестанут быть таковым, а большое количество ромашек уменьшит эффект вкрапления белого цвета.

Хризантемы, несколько штук, расставьте по всему букету с одинаковым интервалом друг от друга и каждую окружите ромашками. Чашечки ромашек должны быть мелкими, иначе композиции не получится.

Словом, букет будет трехъярустным: верхний – хризантемы, ниже идут окаймляющие их ромашки, а затем фон желто-коричневых оттенков, создаваемый маргаритками и ноготками.

Ножку букета можно обвить папоротником или веточкой аспарагуса, но так, чтобы не получился еще один ярус, иначе это разобьет композицию букета.

Композиция «Девичник»

Она совсем простая – из одинакового количества белых маргариток и ромашек. На первый взгляд, цветы одинаковые: у ромашек и у маргариток желтая сердцевина и белые лепестки – никакого поля, никакого фона, но именно эта одинаковость и оттеняет и отделяет ромашку от маргаритки.

Ромашку можно скомбинировать с тюльпаном Неустроевой. Это маленький цветок, сердцевина и лепестки которого желтые. Ромашку, по сравнению с ним, можно назвать роскошной, поэтому на фоне тюльпанов она будет выглядеть просто красавицей.

Ромашка может служить хорошим дополнением к туберозе. Ее лепестки имеют плотную текстуру и внешне напоминают восковые или фарфоровые. Тубероза – экстравагантный цветок, и ромашка – лишь маленькое дополнение к ее красоте.

Можно обвить длинный стебель туберозы ромашкой так, чтобы ее чашечки и чашечки ромашки были на одинаковом уровне.

Скромница-ромашка, конечно, не составляет никакой конкуренции туберозе, но станет той необходимой изюминкой, без которой последняя не была бы полноправной красавицей.

То же самое можно проделать и с ирисом. Красота ириса – это прежде всего элегантность или строгость, удачно сочетающиеся с простотой ромашки. Можно обвить ромашки стебель ириса, только уже не одним цветком, а несколькими, образующими как бы воротник-тарелку.

Экспериментируйте, ромашка – абсолютно не капризный цветок, который может адаптироваться практически в любой среде.

Источник: https://litra.info/book/ikebana-po-russki/page-14.html

Основные растения и термины паркового дизайна

  1. Значение терминов садово-паркового искусства

1.1 Икебана

1.2 Имплювий

1.3 Инь (тьма кит.), ян (свет кит.)

  • 1.4 Ипподром
  • 1.5 Итальянский сад
  • 1.6 Кабинет
  1. История развития культуры заданного растения
  2. Барвинок
  3. Бархатное дерево
  4. Бульденеж
  5. Габитус
  6. Братство розариев

Список использованной литературы

  1. Значение терминов садово-паркового искусства

ИКЕБАНА традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана это цветы, которые живут.

Растительный материал (собственно аранжировка ветвей, цветов и трав) конструируется в икебане по строгим нормам, её стилистическое своеобразие выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов ветвей.

Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Подобно средневековому тексту, икебана может быть прочитана и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать, как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.

В икебане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей сил инь (тьмы) и янь (света).

В искусстве икебаны области инь и янь имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.

Многообразию форм, которые составляют композицию икебаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.

Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день, и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет.

  1. Огонь воплощает красный цвет цвет лета, юга и планеты Марс.
  2. Белый цвет символизирует осень время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металлу (раскаленному добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера.
  3. Самое темное, глухое время года зима ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.

Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.

Отдельный семантический ряд в искусстве икебаны образуют геометрические символы. Линейно графическая и объемно-пространственная структуры икебаны едва ли не самая главная ее часть.

Важнейшей геометрической формой в ней является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах.

Треугольник символизирует в икебане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумеру; триаду Небо, Земля, Человек, рождение жизнь смерть, тело ум душу.

Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее бутоны и набухшие почки.

Времена года основная временная парадигма: весна энергичные изгибы ветвей; лето пышное цветение, буйная зелень; осень редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима спящая природа.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икебане образует сложный язык. Так, сосна и роза это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) молодость и вечность, сосна и пион молодость и процветание, пион и бамбук процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея радость.

Семантика икебаны, аллегорическое и символическое значение ее элементов, как мы видим, неразрывно связаны с эстетическими качествами.

Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.

Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы частый мотив икебаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью.

Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга.

Такие растения уникальны они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.

Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икебане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса.

Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икебана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии.

Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие.

Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).

Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

Икебана классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах.

К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.

Первые учителя и ученики были священниками и аристократией, но с течением времени появилось множество школ, новых стилей и икебана таким образом стала достоянием всего японского народа.

Проникновение буддизма в Японию и появление искусства икебаны

В VI веке в Японию проникло буддийское учение, принесшее с собой ритуал возложения цветов на алтарь в честь Будды. В Индии ритуал сводился к рассыпанию лепестков, но в Японии к X веку цветы стали подносить в вазах или на подставках, а исполнителем ритуала стало духовенство.

Появление первой школы

Старейшая школа икебаны берёт своё начало от священника храма Роккакудо в Киото, который был настолько искусен в составлении композиций, что его совета и наставлений искали другие священники. Поскольку он жил возле озера (по-японски звучит как ikenobo), то это название (Ikenobo) и закрепилось за мастерами икебаны, учившимся у этого священника или жившими в этой местности.

Развитие новых стилей

К XV веку цветочные композиции распространились и развились настолько, что стали уделом не только императорского двора и знати, но и популярны в народе. Это положило начало закреплению требований к композиции и форме, которые были записаны старейшим Sendensho (1443-1536).

С течением времени икебана стала завсегдатаем фестивалей и выставок. Правила составления композиции были закреплены, а материалы должны были быть объединены совершенно определёнными способами.

В этих ранних формах икебаны высокий центральный стебель должен был сопровождаться двумя более короткими, что представляло собой небо, человека и землю.

В каждой школе икебаны для них были свои специфические названия, но в 1545 году школа Ikenobo создала стиль rikka, сформулировав семь основных способов расположения стеблей, применяющихся в том или ином виде аранжировки.

Читайте также:  Цветочная композиция своими руками из бумаги и фома

В течение периода Момояма (1560-1600) было построено множество замков, которые были украшены композициями в стиле rikka он считался наиболее подходящим.

Вообще период Момояма славился своей вычурной обстановкой, которой противопоставлялась скромность и непритязательность обстановки чайных домиков и проводимых в них церемониях, завоёвывающих всё большую популярность. Этот стиль назывался chabana.

К 1600 году религиозное значение икебаны уменьшилось и цветочные композиции стали выполнять исключительно декоративную функцию. В период Эдо (начало XVII середина XIX вв.) простота стиля chabana помогла создать стиль nageire. Композиции в этом стиле казались небрежно поставленными или даже вброшенными в корзинку.

Создание таких небрежных композиций привело к появлению стиля seika или, как его называли в школе Ikenobo, shoka. Этот стиль характеризуется плотным узлом из трёх стеблей, образующих ассиметричный треугольник. Такая форма сейчас считается классикой жанра, поэтому школы, в которых её преподают, также называют классическими.

Начиная с XIX века, мастера икебаны обладали всё увеличивающимся влиянием в обществе, а до этого времени стать мастером и вообще заниматься аранжировкой могли только мужчины (как это обычно водится в Японии), но в настоящее время женщины так

Источник: https://www.studsell.com/view/103155

Икебана

Постепенно букеты рикки стали делать более низкими, хотя они оставались господствующей формой аранжировки в храмах вплоть до конца XII в. Составители рикки стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн.

В связи с этим в качестве основы букета они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою 1,5 м. Кроме сосны, брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам.

Однако с течением времени интерес к композиции рикки стал постепенно падать. В настоящее время она считается устаревшей.

В XV в. во время сегуната Асикага (1338 – 1573) появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках стали создавать токонама – специальное углубление в стене. Сюда стали ставить более простые композиции из цветов и веток. В XVI в.

, когда в обиход японцев начали входить чайные церемонии, сложилась новая форма аранжировки букетов – нагэиртэ. Этот метод создания букетов называют натуралистическим, поскольку согласно правилам цветы расставляются в вазе в «естественном виде».

Считается, что стебельки каждого вида должны стоять самостоятельно, ничто не должно их заслонять. Не допускается также подрезание листьев, стеблей и даже цветов.

В XX в. в Японии получило новое направление аранжировки – морибана, которое отражает влияние и западной цивилизации. В отличие от официально-торжественной рикки и натуралистической нагэирэ, морибана подходит к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах.

Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, образует и третий – она как бы моделирует определённый пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикки или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов.

Хотя в её аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, всё же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны.

Для составления букетов морибана используется кэндзан. Он представляет собой тяжёлую металлическую подставку с игольчатыми стержнями. Между ними вставляются стебли цветов и ветки. Составленные букеты обычно украшают гостиную, кабинет, спальню. Букет при этом должен гармонировать с обстановкой.

В основе японской аранжировки цветов икэбана лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия -это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным или «син». Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель -символ Человека, называемый «соэ».

Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син и направлен в ту же сторону. Третий стебель – «тай», символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда на¬клоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ.

Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. К букету можно добавить различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трёх стеблей неизменно сохраняется. Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от её диаметра и глубины.

Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина + полтора диаметра вазы.

Цель икэбаны – выражать красоту природы, создавая композиции из цветов. Но икэбана – это и средство самовыражения. Даже используя одни и те же материалы, разные люди могут вложить в них разные настроения. Подлинного мастера икэбаны не может удовлетворить лишь внешняя красота цветов. Он стремится заставить их заговорить на понятном людям языке.

В Японии имеются различные школы составления букетов, и правила, установленные каждой школой, не всегда признаются мастерами другой. Тем не менее главные правила искусства, выросшего на основе дзэн-буддизма, являются общими для всех школ.

Поскольку доктрина дзэн сосредотачивает внимание на единичном, то в икэбане подчеркивается уникальность каждого цветка. «Один цветок лучше, чем сто, передаёт великолепие цветка», – говорил Ясунари Кавабата. Ещё мастер икэбаны и чайной церемонии Рикю (1522- 1591) учил японцев этому искусству.

«В Японии и теперь, – говорил Кавабата – во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок».

В японской системе аранжировки цветов, построенной на основе дзэн, особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определённым временем года.

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья выражают прошлое; наполовину распустившиеся цветы или зелёные листья – настоящее; бутоны, набухшие почки – будущее.

Время года тоже имеет свою символику: весна – энергичные изгибы веток; лето – распус¬тившиеся лепестки, листья, стебли; осень – редко поставленные ветки; зима – оголённые ветки.

Для японского понятия «икэбана» в зарубежных языках до сих пор не найдено точного выражения. Иногда иероглифы «икэбана» дословно переводятся как «живые цветы» или как «цветы, которые живут».

Но это определение нельзя считать исчерпывающим. Ибо первый слог «икэ» означает не только «жить», но и является формой глагола «оживлять», «выявлять».

Поэтому выражение «икэбана» можно перевести как «помочь цветам проявить себя».

Есть притча о мастере чайной церемонии Рикю, сад которого славился на всю Японию цветами повилики. Взглянуть на них решил сам сегун Хидэеси. При¬дя, однако, в назначенное утро в сад, он с удивлением обнаружил, что все цветы срезаны.

Уже начавший гневаться, повелитель вошёл в комнату для чайной церемонии и тут увидел икэбану из одного-единственного стебля повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем.

Букеты цветов и растений для японцев – это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое.

Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и омото (родеея) – молодость и вечность, сосна и пион – молодость и процветание, пион и бамбук – процветание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантема, орхидея – радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы.

Если слива ещё не цветёт, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букеты составляют из цветов персика, репы и хризантемы. На празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис.

Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клёна, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пион, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) – разновидность вечнозелёного растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названиях которых звучит элемент сэру, означающий расставание (например, цветок сару-субэри – индийская сирень или сару-ториибара – повой).

Икэбана – это вид искусства, созданный нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к сокровищнице прекрасного. Искусство икэбаны любимо народом именно за его общедоступность, за то, что оно помогает человеку даже в бедности чувствовать себя духовно богатым.

Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой -форми¬руют этот характер. Включённые в процесс общения, букеты воздействуют на человека.

Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка поклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным.

Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю.

Последний всегда высказывает восхищение, хозяева с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку»

Источник: http://jorigami.narod.ru/Contents/n_23/23_10_Ikebana.htm

Флористы и флористика

«Красота одного цветка», «асимметричная гармония», «единство и борьба противоположностей»… Об икебане сегодня можно прочесть на любом тематическом сайте.

И хотя правила японской аранжировки кажутся не такими уж сложными — при желании можно разобраться и самому, главное в этом искусстве — научиться работать не только с цветами, но и с собственными эмоциями.

И тут без советов мастера не обойтись!

Галина Давиденко, профессор школы Икэнобо (Москва): «В Японии существует около 3000 школ икебаны, но у истоков стояло лишь одно направление — Икенобо (с VII века), и его правила считаются основными.

В принципе, это все, что необходимо знать перед первым занятием, поскольку наиболее правильным, по мнению японцев, является обучение «с чистого листа».

Не случайно людям, имеющим опыт работы с цветами в стиле европейской флористики, бывает так трудно создавать «чисто японские» работы!»

Икебана в России — занятие для души: денег оно не принесет. Другое дело, если вы мечтаете проникнуться восточным мировоззрением и культурой! Все японские искусства, так называемые «фурю» — изящные досуги: икебана, чайная церемония, каллиграфия, создание японских садов и др.

дают понимание важнейших буддийских истин (икебана возникла как один из способов служения Будде) и погружают человека в состояние медитации. Какие бы бури ни бушевали в вашем сознании, в процессе создания икебаны вы насладитесь возможностью «просто быть».

Не получается одна композиция, вторая — приступив к третьей, вы непременно расслабитесь и полностью уйдете в работу, а после занятия почувствуете себя отдохнувшей.

Другое название икебаны — kado: «путь цветка». При желании каждый может пройти этот путь, а сколько времени он займет, зависит исключительно от вашего характера и способностей.

Как и другие японские искусства, икебана представляет собой систему ступеней (их около двадцати): можно остановиться на любой — или, продолжая восхождение, получать от сенсея все новые знания по мере того, как ученик становится к ним готов. В Нижнем Новгороде своему кадо следуют 4 человека: они занимаются икебаной более 10-ти лет и уже завершили 8-ю ступень.

Для икебаны подходят любые растения: показать их естественную красоту — основная задача мастера. При этом в кадо крайне важна сезонность: зимой, весной, летом и осенью в композициях применяется разный материал.

Он должен быть доступен в природе и отражать ее состояние именно в то время года, в которое создается работа, — поэтому в японской аранжировке почти не используют искусственно выращенные цветы.

Не подходят и «покупные» декоративные ветки: слишком ровные, тогда как в икебане важен изгиб, дающий ощущение ветра! Найти такие необычные ветки можно и самому: прогуляйтесь по окрестностям, загляните в ближайший парк… Чем наблюдательнее человек, чем лучше он понимает природу — тем интереснее созданные им икебаны.

Главный эксперт по икебане в России — госпожа Мидори Ямада — профессор Икэнобо высшей ступени (со-катоку), президент филиала Икэбана Икэнобо.

А началось все с того, что на одной из «русско-японских» выставок Мидори Ямада увидела композиции, отдаленно напоминающие икебаны, и предложила их авторам: «Я могу научить, если хотите».

С тех пор на протяжении уже более двадцати лет сенсей и ее ученики (в их числе и столичный мастер Галина Давиденко) преподают искусство икебаны в городах России и СНГ.

Кстати

В переводе с японского «икебана» означает «жизнь в цветах» или «живые цветы» («ике» — жизнь, «бана» — цветы).

В России икебана стала синонимом всего необычного, по сути — любых композиций «с подтекстом». В Японии, на родине икебаны, ее смысл всегда неизменен: каждое произведение создает образ идеального мира посредством цвета и формы.

Занятия по икебане проводят инструкторы Нижегородского центра флористики
Запись по тел. 8 905 011 52 21

еще статьи >>Людмила Бурмагина: “Флорист рисует цветами”  ·  Букет в тыкве …  ·  В авангарде  ·  И зимою, и весной  ·  На стол!  ·  Мастерство и магия  ·  Кофейные фантазии  ·  Флористика: хорошее начало  ·  «Зеленая Фея» и обыкновенные чудеса  ·  Композиция в яйце  ·  Цветочный кутюр  ·  Бабочка из «Ильдорфа»  ·  Ботанический сад Treez Collection  ·  Галина Лебедева: «Мы работаем для людей!»  ·  Йохан Мартенс — исполнитель цветочных вальсов  ·  Букет победителю!  ·  Вдохновение Рождеством Романа Штенгауэра  ·  Все тайны воска  ·  Марсала: новый хит  ·  Настольные композиции: 10 советов флористу  ·  Вадим Казанский: «Вдохновить флориста может что угодно!»  ·  Мила Корешкова: «Флористика — профессия бесконечных возможностей»  ·  Свадебная флористика: идеи и воплощение  ·  Как создать круглый каркасный букет  ·  Как создать ниспадающий букет на своих стеблях  ·  Город Сад`2015: нежный Нижний  ·  Как создать разноуровневый букет  ·  Экспериментируя с травами  ·  Как создать букет на сложном каркасе  ·  Андрей Калашников: «Флорист — человек зрелый»  ·  Букеты с листьями  ·  Как оформить осеннюю свадьбу  ·  Цветы на Заречной: букет на любой бюджет  ·  Найди свой новый статус!  ·  Чемпионат России по флористике`2015: что такое осень  ·  «Цветы Дуэт»: подарки к любому торжеству  ·  Анжела Маресева: «Флористика — это работа с энергией»  ·  Улетная свадьба от «Мастерской воркшопов» и «Цветочного мастера»  ·  Цветочная мастерская «Катрин»: креатив & обучение  ·  Фитодекор «осень-зима»  ·  Букетная лавка Frou-Frou: аксессуары на заказ  ·  Профессия: флорист  ·  Наталья Медведева: «Paper Art — тренировка для рук и воображения»  ·  Цветы Real Touch: живое прикосновение  ·  Три оригинальных новогодних аксессуара  ·  Вестники весны  ·  «ФанФан»: тюльпаны и не только  ·  «Городские цветы»: для тех, кто любит  ·  Топ-6 весенних букетов от флористов Нижнего Новгорода  ·  Флористика: советы начинающим  ·  Прорыв V цвете  ·  Цветочный «инь-янь»  ·  Цветочная сказочница Наталья Жижко  ·  Человек-сюрприз Андрей Филоненко  ·  Голубая мечта  ·  Пятьдесят оттенков сирени  ·  Сиреневая свадьба  ·  Букет по-русски  ·  Все для праздника — в «ПолиСаде»  ·  В стиле «фолк»  ·  Слава Роска: «Иду за мечтой!»  ·  Лесная королева  ·  Молодые флористы Нижнего. Александр Поляшов  ·  Голливуд на Волге  ·  Модный Новый год: традиции и тенденции  ·  Елка на шампанское  ·  Цветуанетта  ·  Принцесса Гортензия  ·  Зеленый, золотой, багряный  ·  Тайны ветвей  ·  На «Гранях»  ·  Елена Чалиева: «Наш девиз  — стильно, дорого и со вкусом»  ·  Цветочные дивы  ·  Крафтовые букеты: мастер-класс от Натальи Мелеховой  ·  Арман Восканян: «Мое оружие — цвет и тенденции!»  ·  Красная горка  ·  Верба, надежда, любовь  ·  Эффект бабочек  ·  Virginia: цветы & подарки  ·  Настроение: лето  ·  Английский стиль или французский каприз?  ·  Снежная нежность  ·  Магия падуба  ·  Северная сторона  ·  Живые цветы — яркие эмоции  ·  Вечная весна  ·  Курсы и школы флористики в Нижнем Новгороде  ·  Осенний шик  ·  Весеннее чаепитие  ·  Мастер своего стиля Дмитрий Туркан  ·  Тысяча и одна синяя роза  ·  Цветочное конфетти  ·  Больше кислорода!  ·  Добро пожаловать на Гаваи!  ·  Тысяча и одна синяя роза  ·  От сезона к сезону  ·  Цвет настроения: зимний  ·  Цветочная палитра  ·  Розы в колбе и стабилизированные цветы  ·  Весна в подарок  ·  Цветочные коктейли Сергея Юнусова  ·  Навстречу солнцу

Источник: https://redlily.ru/articles/245/?full

Ссылка на основную публикацию