Икебана «лето»: основы составления в легком уроке

Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза – это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: “Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза”. По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Икебана переводится как “вторая жизнь цветов”, или “воскрешение растений”, и учит “искусству умирания”. Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

Икебана «Лето»: основы составления в легком урокеВ идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.Главная линия – это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.Рядом с ним помещается второй стебель – символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.

Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола.

Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал.

Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина – полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья – настоящее, бутоны, набухшие почки – будущее. Время года также имеет свою символику: весна – энергичные изгибы , лето – распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень – редко поставленные тонкие ветки, зима – оголенные ветки.

Икебана «Лето»: основы составления в легком урокеЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:ТАТЕБАНА(что означает «прямостоящие цветы»).

Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды.

Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды.

Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.

Икебана «Лето»: основы составления в легком урокеСо временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,РИККА

Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно

Икебана «Лето»: основы составления в легком урокеТЯБАНАСтиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.РАННЕЕ НАГЭИРЭДословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаныСЕКА СЕФУТАЙКомпозиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.СЕКА СИМПУТАЙСимпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.НАГЭИРЭНагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.МОРИБАНАв переводе означает «нагроможденные цветы».-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала.

Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп.

草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.

Икебана «Лето»: основы составления в легком урокеСОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :- Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.- Символической, когда растения, несут разнообразную символику.- Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.- Абстрактной – как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.

– Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром

Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине.

Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю.

Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: “Нам стыдно за нашу скромную поделку”.

Ну и напоследок исторический анекдот: Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода.

В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икэбаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: “И моя жизнь тоже дала трещину”.

Ну никак не могу допереть, почему ЭТА ВАЗА впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии.

Источник: https://yael-shoshany.livejournal.com/278966.html

Искусство икебаны

  • Искусство икебаны
  • Выполнила: Сафронова Любовь Фёдоровна
  • Учитель географии
  • МОУ Агаповская СОШ №2
  • с. Агаповка
  • Челябинская область
  • 2013 год

Искусство составления композиций из цветов зародилось не в Японии, а в Индии, и проникло на острова Тихого океана через Корею и Китай.

Но лишь в Японии искусство икебаны стало частью культуры, вышло за рамки ритуала. 

Икеба́на- традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.

  • Икебана в Японии в XV веке первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах. Это вторая жизнь цветов.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Простота – знак оригинальности

  • Слово «икебана» состоит из двух частей: «ике» -» жизнь» и «бана» – «цветок». Буквально «живые цветы».
  • Японцы подарили миру культ оживления цветов.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Жизнь продолжается в срезанных цветах, только в другой форме”, – учит древнее японское искусство икебана. 

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Икебана как художественное произведение подчиняется законам гармонии.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

  • Существует семь правил оценки композиции: соотношение растений и сосуда, сосуда и подставки; цветовые соотношения в композиции; расположение растений друг к другу.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

  • Японцы, следуя традициям, тяготеют к предельной строгости и лаконизму в формах, отдавая предпочтение самым простым растениям.

Западный букет – это большое количество цветов, собранных вместе, в котором большее внимание уделяется самим соцветиям и их цветовым комбинациям. Европейцы предпочитают в букетах пышность и колорит . Японский букет – это, прежде всего, линейные аспекты оформления, с помощью которых подчеркивается естественная простота природных элементов.

  • Икебана – искусство давать цветам новую жизнь.
  • Японцы в составлении икебаны отдают предпочтение четырем благородным растениям: хризантеме, орхидеи, побегам молодого бамбука и дикой сливе.
  • Слива и орхидея олицетворяют радость, бамбук – мужскую волю и несгибаемость. Хризантема – символ Японии.
  • Сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.
  • Комбинация видов растений также символична. Ветви сосны, стоящие в вазе с розой, обозначают вечную молодость и долголетие, сосна и пион — молодость и процветание. Ветка абрикоса — символ красоты и изящества женщины, и глаза японок сравнивают с косточками абрикоса.
  • Икебана — удивительный способ выражения мыслей и всевозможных символов; на языке икебана можно выразить настроение, чувства и образы.

Материалы композиций могут подсказать время года

  • Весна —с энергичными изгибами веток кустарников с полураспустившимися бутонами, а также — цветы, характерные для этого периода (мимоза и нарцисс — март, тюльпан и сакура — апрель, пионы — май).
  • Лето — царство распустившихся лепестков роз, букетов из ирисов и подсолнухов. Осень — тонкие, редко расположенные ветки кустарников с плодами.
  • Японцы каждый сезон используют разные цвета: для весны – нежно зелёный цвет; для лета – красный, для осени и зимы – белый.
Читайте также:  Выкройка платья с запахом: учимся конструировать быстро и легко

  3 марта на Праздник девочек букет составляют из цветов персика, репы и хризантемы.

На Празднике мальчиков 5 мая в букете особое место занимает ирис. 

  • 500лет назад икебаной занимались воины-самураи, настраивая себя перед боем на победу.

Сегодня в Японии икебаной занимаются женщины после сорока лет.

  • При составлении икебаны существуют три золотых правила: треугольник (самые высокие ветви – символ неба; более короткие – символ человека, и, наконец самые короткие – земля); пропорции букета определяются размерами сосуда; сосуд должен быть однотонным.

Различные стили японской икебаны

Стиль Рика

  • «Рика» – дословно «поставленные цветы».

Стиль Рика

  • «Рика» – самый древний стиль (середине XV века ). Стоящие цветы. Цветочная композиция могла быть более полутора метров высотой и около метра в ширину. Самое высокое растение здесь олицетворяло гору, остальные холмы, водопады и даже город.

Стиль Сёка (Сейка)

  • Сёка – это стиль, который отражает красоту растения в природных условиях. Первый по-настоящему национальный японский стиль. Сёка — также ассиметричный трёх цветочный стиль. В вазе устанавливаются три ветки таким образом, чтобы соединяющие вершины линии образовали треугольник со сторонами разной длины.

Стиль Сёка (Сейка)

При стиле сёка растения не должны ни на что опираться — ни на края горловины вазы, ни на её стенки.

Стиль Хэйка (Нагэирэ)

  • Хейка – оформление икебаны в высокой вазе с узким горлышком.

Стиль Хэйка (Нагэирэ)

  • Нагэирэ (Nageire) – аранжировка икебаны в высокой вазе, при этом цветы могут касаться её краёв.

Стиль Хэйка (Нагэирэ )

  • Стиль “Нагэирэ” базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте и заключена особая сложность создания художественного образа в икебана стиля “Нагэирэ”.

Стиль Хэйка (Нагэирэ)

  • Икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.

Стиль Морибана

  • Морибана ( дословно « награмождённые цветы») – аранжировка икебаны в низком неглубоком сосуде.
  • Этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре.

Стиль Морибана

Стиль Морибана

  • Икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнёздами (сиппо).

Стиль Морибана

  • Для стиля “Морибана” характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой.

Стиль Дзиюка 

Дзиюка 

  • Дзиюка –  свободный стиль аранжировки.

Стиль Хана

Хана (Hana) – цветок.

  • «Один цветок лучше, чем сотня, передаёт великолепие цветка», — писал японский писатель Ясунари Кавабата.

Стиль Хана

  • Хана-Май («танец цветов») – здесь верхние части растений, находящихся в одной или двух вазах, склоняясь друг к другу, образуют выразительную композицию с переплетающимися или пересекающимися стеблями.

Стиль Хана

Простота в букете – знак оригинальности.

  • Следует учиться у японцев чуткому и бережному отношению к природе, наблюдательности, умению видеть красоту и наслаждаться ею.

Спасибо за внимание!

Источники

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%E5%E1%E0%ED%E0
  • http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ikebana_Rinpa.JPG?uselang=ru
  • http://zerkalo-anime.org/culture/ikebana.html
  • http://balansir.forumssity.ru/viewtopic.php?id=435
  • http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post264395008/
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=2&uinfo=ww-1349-wh-676-fw-1124-fh-470-pd-1&p=2&text=%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=77&rpt=simage&lr=235&img_url=http%3A%2F%2Fwww.neizvestniy-geniy.ru%2Fimages%2Fworks%2Fico%2F2011%2F05%2F350245.jpg
  • http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2012/05/01_ikebana.jpg
  • http://animeshare.su/publ/13-1-0-6616
  • http://www.24open.ru/blogs/user/annichka/1012636/
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%8F%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=15&lr=235&rpt=simage&uinfo=ww-899-wh-429-fw-765-fh-448-pd-1.5&img_url=http%3A%2F%2Fua.convdocs.org%2Fpars_docs%2Frefs%2F17%2F16238%2F16238_html_m552576a1.jpg

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/iskusstvo-ikebany.html

Икебана лето

Искусство составления композиций из растений пришло к нам из Японии, где издавна принято украшать свои жилища подобными букетами. Японцы считали, что искусством составления икебаны должна была овладеть каждая девочка, помимо ведения домашнего хозяйства.

Это не случайно: по мнению тех же японцев, впуская в своё жилище кусочек природы, они защищали его от вторжения негатива, болезней и злых духов. Икебана составлялась из различных сезонных растений, природных материалов, сухоцветов и прочего.

Каждый сезон диктует свои правила составления композиции. Так, зимние композиции включают в себя больше сухоцветов, новогодние мотивы, а также символизируя холод и замирание природы, содержит больше неживых природных материалов. Это такие материалы, как камень или древесная кора.

А летняя икебана создается с использованием полевых или садовых растений и цветов.

Техника создания икебаны “Лето”

Настроение каждого сезона можно выразить, создав композицию из растений и цветов. Лето – это период расцвета природы, когда всё цветет и начинает плодоносить. Именно такую концепцию должна нести в себе летняя композиция. В неё должны входить цветы и их бутоны, а также молодые листья и ветки.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

На сегодняшний день мало кто задумывается о том, что выражает та или иная композиция. В основном, люди просто хотят таким образом украсить и разнообразить свой дом. Как сделать икебану, можно узнать, прочитав несколько общих советов. А также можно посмотреть фото. 

  • важно подобрать ёмкость, чтобы она подчёркивала ту идею, которая заложена в композицию,
  • ёмкость для композиции должна быть заполнена флористической губкой, чтобы растения питались влагой,
  • выбрать в качестве основного акцента композиции одно растение или цветок,
  • икебана не терпит прямых линий, только ломаные линии, по мнению японцев, могут олицетворять связь с природой.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Это только самые основные правила, которые необходимо соблюдать в процессе творчества. Придерживаясь их, можно создавать различные композиции из полевых и садовых цветов и растений, а также из природного материала.

Выбор сосуда для композиции не ограничивается вазой или специальной ёмкостью. Это может быть всё, что угодно.

Икебана «Лето»: основы составления в легком уроке

Существуют даже мини композиции, растения в которых устанавливаются в скорлупках от орехов, маленьких шкатулках, чашечках. Главное, чтобы сосуд создавал ощущение единого целого со всеми растениями в композиции. Часто в качестве сосуда для растений в композиции используются плетёные корзины, фрукты с вынутой мякотью. Примером может служить летняя икебана, где цветы помещаются в ананасе.

Такая композиция, если не использовать в процессе изготовления специальные губки, проживёт недолго. Лучше всего, при составлении цветочной и растительной икебаны, использовать ёмкости, наполненные водой. Это продлит её жизнь. Хотя, некоторые композиции, которые выполняют мастера, могут сохранять свежесть всего несколько часов.

Изготовление икебаны “Лето” с ананасом

Что может понадобиться для выполнения композиции? Самое основное – это составить представление, что в конечном итоге должно получиться. После этого можно начинать подбирать растения и цветы, которые хочется увидеть в данной композиции. После того, как подобран материал, можно приступать к её созданию. Для этого нам понадобятся:

  • секатор,
  • большой ананас,
  • острый нож,
  • ложка для извлечения мякоти из ананаса,
  • флористическая губка,
  • пластиковая бутылка,
  • цветы и растения, которые будут составлять композицию.

Для изготовления ёмкости для икебаны, из ананаса надо извлечь всю сочную мякоть. Для этого срезается верхушка с листьями, ножом вырезается серединка, а затем вынимается остальная мякоть. Это удобно сделать при помощи ложки. Конечно же, всю извлечённую мякоть можно съесть.

В подготовленный ананас ставится пластиковая бутылка, которая предварительно обрезается по высоте ананаса. Она наполняется водой или флористической губкой, в которую планомерно без спешки помещаются стебли цветов и растений. В процессе составления лишние стебли или листья удаляются секатором.

Композиция сможет иметь законченный вид только тогда, когда последняя веточка и цветок займут своё место. Все растения лучше подбирать по цветовой гамме, придерживаясь при этом не только сочетания цветов, но и их контрастности. Выбор цветовой композиции зависит от вкусовых предпочтений и фантазии.

Так можно украсить любой интерьер. Свежесть и необычность композиции можно подчеркнуть, украсив её бусинами или другим способом.

Видео по теме статьи

Источник: https://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/9936-ikebana-leto.html

План-конспект занятия (4 класс) на тему

Тема занятия : «Традиции японского декоративно-прикладного искусства. Изготовление икебаны на свободную тему.

Цель занятия: приобщение учащихся к традициям японского декоративно-прикладного искусства.

Задачи занятия:

  • ознакомить учащихся с традициями японской культуры и основными видами декоративно-прикладного искусства (нецке, оригами, бонсай, икебана);
  • научить выполнять икебану, используя опорные схемы построения;
  • развивать творческое восприятие мира, воображение, мелкую моторику рук;
  • формировать эстетического восприятия мира.

Оборудование и оснащение:

  • магнитная доска с наглядным материалом;
  • оформление кабинета в японском стиле бумажными журавликами, японскими фонариками, колокольчиками;
  • ковровая дорожка для проведения чайной церемонии;
  • магнитофон с подбором кассет или дисков японской музыки;
  • флористический материал и инструмент.

Подготовка учащихся к занятию:

  • подготовленные детьми заранее на листах ватмана постеры об искусстве оригами, бонсай, нецке (один постер выполняет 2-3 учащихся);
  • разученная ранее песня “Миллион алых роз” на японском языке.
  • 1. Организационный момент
  • Педагог:

Согбенный до травы,Не разбирая, где земля, где небо,Снегом завален бамбук.За облакомНе видно уж друзей,Навсегда распрощались птицы.Подкравшись к изголовью,Шепнул на ухо ветер:

“Осень уже здесь!”. (Басё)

2. Подготовка к учебно-практической деятельности

Педагог: Ребята, я предлагаю сегодня наше занятие посвятить уходу осени, такой быстрой и одновременно бесконечной, грустной и дерзко-веселой, красочной и игривой. А провожать осень и встречать зиму мы будем в стране восходящего солнца – Японии.

Наше занятие будет проходить в форме путешествия: за исторической справкой мы обратимся к японскому информационному агентству, далее посетим музей декоративно-прикладного искусства, затем побываем в студии звукозаписи, где сами поучимся петь на японском языке, затем посетим мастерскую икэбаны, там вы узнаете подробнее об этом виде искусства и выполните сами свою первую икэбану. Закончит наше путешествие чайная церемония, выполненная по правилам японского чаепития.

Кроме этого ребята, внимательно слушайте и запоминайте то, о чем будет рассказываться на занятии, так как во второй его половине вам в игровой форме будут предложены различные вопросы, за ответы на которые вы будете получать жетоны, и лишь победивший получит главный приз занятия!

3. Объяснение нового материала

Педагог: Япония – потрясающая страна. Здесь уникально все – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

Почему для нас в Стране восходящего солнца столько необъяснимого очарования? Главная причина, наверное, в том, что японцы всегда и во всем умели найти гармонию, будь то наука, искусство или любовь к своим детям и стране.

  1. А теперь, ребята, кратко поговорим об основных составляющих японской культуры, для этого у нас работает японское информационное агентство “Голос Японии” и я предоставляю слово его дикторам.
  2. Педагог: Расскажите, пожалуйста, о значении японского языка и письменности.
  3. Ответ обучащихся:

1 обучающийся.: Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский язык имеет сложную систему написания, состоящую из трёх различных типов знаков – китайские символы кандзи – слоговые азбуки хирагана и катакана Японский язык считается одним из самых сложных для изучения.

Педагог: Что вы можете рассказать о литературе?

2 обучающийся: Литература Японии долгое время испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке. Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм трехстишие хокку – “японская песня” и пятистишие танка – “короткая песня”.

В постели из ветраЗакутался в инейСирота.Сияет в небе,Словно дерево свежим срезом,

Читайте также:  Соленое тесто для лепки оригинальных фигурок по мастер-классу

Одинокая луна.

Педагог: Расскажите нам о живописи и каллиграфии.

3 обучающийся: Японская живопись – один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, в котором много разных жанров и стилей. Ведущую роль в живописи играет природа. В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название  “путь письма”.

Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов.

Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.

Педагог: В изобразительном искусстве японцы достигли большого мастерства в гравюре, а, что вы можете рассказать о японской скульптуре?

4 обучающийся: Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма.

Традиционная японская скульптура – это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий. В качестве основного материала для скульптур использовалось дерево.

Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза.

Педагог: Расскажите об истории японского театра?

5 обучающийся:: Одним из ранних видов театра стал театр но, что обозначает “талант, мастерство”, сложившийся в 14-15 веках. Актёры играли в масках и роскошных костюмах.

В 17 веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра – кабуки, что переводится как “песня, танец, мастерство”, актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы.

Педагог:

Нет такого вида деятельности, в котором бы не прославились японцы. Говоря о театре, мы вспоминаем кабуки, читая японскую литературу, мы восхищаемся японскими трехстишиями хокку, а кому не известен знаменитый на весь мир кинорежиссер Акира Куросава и его творчество.

Юных зрителей всего мира притягивает к киноэкранам японские мультфильмы анимэ. Часто аниме – это экранизации японских комиксов манга, также пользующихся большой популярностью. Японская архитектура имеет столь же длинную историю, как любая другая составляющая часть японской культуры.

Япония также славится своими остроконечными святилищами и замками.

Спасибо нашим журналистам из Японии за интересные новости, а мы продолжаем свое путешествие. На следующем этапе путешествия поговорим подробнее о творчестве Японии, о декоративно-прикладном творчестве и о ремеслах.

К декоративно-прикладному искусству Японии относятся изготовление резных брелков нецке, составление икэбаны- искусства японской аранжировки цветов, выращивание бонсай и конечно с детства всеми любимая бумагопластика оригами.

Итак: представим, что мы попали в музей декоративно-прикладного искусства Японии. Внимание, сотрудников зала бонсай (затем оригами и нецке) просим рассказать о своем направлении. Сотрудники специально для ознакомления гостей приготовили небольшие рекламные постеры о своем виде искусства.

4. Рассказы и представление рекламных постеров учащимися

Педагог: (дополнение к детским выступлениям)

Для уменьшения размера дерева бонсай существуют различные методы. Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её неумело, можно погубить дерево.

Большинство применимых в бонсай видов деревьев могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки.

Некоторые деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с помощью подрезок.(Бонсай)

На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо.

Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение.

Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.(Оригами)

5. Рассказ педагога о бумажных журавликах счастья

Японской девочке Садако было 13 лет, когда на ее город – Хиросиму – была сброшена атомная бомба. Тысячи людей тогда попали в больницы. Среди них была и Садако… Облучённые взрывом люди умирали сотнями. Шансов выжить у Садако почти не было. Но однажды врач рассказал ей древнюю японскую легенду про бумажных журавликов, которые приносят счастье и исполнение желаний.

“Если я сложу тысячу журавликов, то выживу”, – загадала желание Садако и принялась за работу… Садако делала бумажных журавликов до самой своей смерти… За все время она успела сделать только 644 птицы…” В память о смелой девочке японские дети каждый год приносят к ее памятнику своих бумажных птичек. В 2003 году около ее памятника было уже 60 000 японских журавликов.

Миниатюрные фигурки богов и фей, мудрецов и певцов, животных и птиц создавали из дерева, слоновой кости или металла. И делали их не для игры.

У фигурок было самое прозаическое назначение: с их помощью к поясу кимоно, национальной одежды японцев, прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет, трубку, ключи и т.д. То есть эти безделушки служили брелоками.

Назывались они нэцке, точнее – нецуке, что и означает противовес, брелок. (Нецке)

Педагог: Спасибо сотрудникам музея за интересный и познавательный рассказ, а мы продолжаем путешествовать дальше. И следующее место остановки – звукозаписывающая студия Японии.

Я предлагаю вам сейчас послушать небольшой отрывок классической японской музыки (прослушивание музыки).

Педагог:  В конце первого тысячелетия в Японии сформировался классический музыкальный жанр гагаку- “изысканная музыка”, представляющий собой музыку в исполнении оркестра (колокола, ударные и духовые инструменты).

Японская музыка, называемая кокуфу-кабу, или японский песенный танец, является вокальной музыкой, исполняемой под аккомпанемент инструментов. Она основана на весьма древней музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний.

  • Ну а теперь я приглашаю к микрофону наших маленьких японок, они сегодня споют для гостей песню “Миллион алых роз” на японском языке(прослушивание песни).
  • Перемена (10 минут)
  • Дети отдыхают и в переменку как разминку получают задание найти спрятанные в кабинете 5 записок с вопросами, тот, кто угадывает, получает дополнительный жетон.
  • Вопросы для записок
  1. Национальная одежда Японии (кимоно).
  2. Жанр японской лирической поэзии (хокку).
  3. Национальный цветок Японии (хризантема).
  4. Назовите любой вид боевых искусств Японии (дзюдо, айкидо, каратэ, сумо).
  5. Японское искусство аранжировки цветов (икэбана).

Также учащиеся получают загадки и думают над разгадками, записывают все возможные варианты, в конце занятия получают жетоны за загадки, вопросы, кроссворд, выбирается победитель. (Если на занятии присутствуют взрослые, то они оказывают помощь в разгадывании загадок).

Японские загадки:

  1. Выходит в поле в меховых одеждах, что это? (Кукуруза)
  2. Гнутый мост и полная луна над прудом. (Глиняный чайник)
  3. Идет по снежной дороге, рассыпая за собой золотые монеты. (Следы от башмаков)
  4. Пока не ударишь по голове, не слушается. (Гвоздь)
  5. Ходят вокруг дома, звеня колокольчиками. (Дождевые капли)
  6. Повязав голову белым полотенцем, ползет по крыше. (Дым)
  7. На горной дороге рассыпаны перчатки. (Листья клена)
  8. Танцует в поле в красном платочке, что это? (Земляника)

Педагог: Продолжается занятие и следующий наш маршрут лежит в мастерскую икэбаны, а познакомит нас с историей икебаны помощник мастера Аня.

Аня: Икебана – искусство составления букета (аранжировка цветов).   В переводе на русский язык дословно означает живые цветы (ике – жизнь, бана – цветы). Икебана – это не только составление букетов, но и философия развития близости человека и природы.

Композиция икебаны отражает внутренний мир составившего ее человека, его настроение, мировоззрение. Человек, составивший букет, как бы отдает частичку себя вместе с ним.

Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Педагог: Постепенно икебана развилась в отдельную школу, обучение в которой сродни священнодействию. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией.

Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение.

Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

Аня: В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны.

В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства.

С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Педагог: Сейчас в Японии существует около сотни различных школ и направлений, главными из которых являются три: Икенобо, Охара и Согецу.

Согэцу – более демократичное и свободное от канонов искусство, чем традиционная икебана. В отличие от традиционной икебаны, признающей только натуральные материалы: ветки, коряги, листья, цветы, Согэцу использует и неживой материал: металл, стекло, пластик, ткань, любые предметы.

Существует два основных типа композиций: нагэирэ (композиция в высокой вазе) и морибана (композиция в низкой вазе). Обратите внимание на доску, как должны располагаться в икэбане цветы. (объяснение педагогом правила построения икэбаны)

Икебана отражает развитие во времени. В зависимости от времени года подбирается материал для композиций.   

Весна – ветки кустарников с полураспустившимися бутонами, цветы, характерные для этого периода (мимоза, нарцисс – ранняя весна, тюльпан, сакура – апрель, пионы – май).

Лето – распустившиеся лепестки цветов.   Характерно составление букетов из лилий, распустившихся ирисов, подсолнухов.

Осень – тонкие ветки кустарников с плодами, георгины. И,конечно, какая же осень без хризантем? Их особенно почитают в Японии, где название этого цветка “кику” означает “солнце”. Самых красивых девушек там называют “окику-сан”, приравнивая их одновременно к нежности хризантемы и сиянию солнца. В осенней икэбане часто ставятся хризантемы. Круглая хризантема – национальный цветок Японии.

Зима – используются ветви деревьев, розы, фрезия.

6. Закрепление нового материала. (Выполнение практической работы)

Педагог: А сейчас, ребята, вы приступаете к работе, начинаете делать каждый свою икэбану. Каждый получает схему построения икебаны, выбирает себе цветы, веточки и в тишине начинает делать композицию. Постарайтесь показать всю красоту цветов, поговорите с ними, представьте, что они живые. (Составление учащимися икэбаны из искусственных цветов и природного материала)

  1. 7. Проверка усвоенных знаний
  2. Выставка детских икебан, оценивание, похвала.
  3. Педагог: А мы ребята немного отдохнем и отгадаем кроссворд о Японии, в котором все слова начинаются на букву “С” (чертится на доске).
  4. Педагог: За каждый правильный ответ вы получаете жетон, эти жетоны в конце занятия суммируются, и выбирается главный знаток Японии.
  1. Как называется японское кушанье, состоящее из морепродуктов, риса и морских водорослей? (Суши)
  2. Японская декоративная вишня. (Сакура)
  3. Японский воин, рыцарь. (Самурай)
  4. Учитель, наставник. (Сенсей)
  5. Одна из школа икэбаны. (Согэцу)
  6. Национальный вид спорта Японии. (Сумо)

Происходит подсчет всех жетонов, выбирается один победитель – знаток Японии. Все остальные ребята получают небольшой утешительный приз (сувенир).

8. Подведение итогов.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/09/26/tema-zanyatiya-traditsii-yaponskogo-dekorativno-prikladnogo

Конспект урока в 7 классе "Икебана"

Цели: познакомить учащихся с икебаной как видом искусства аранжировки.

Задачи:

  • дать знания об истории возникновения и стилях искусства икебаны; познакомить учащихся со способами выражения икебаны;
  • обогащать и закреплять умения детей воспринимать, различать и анализировать характерные особенности природной формы; развивать навыки передачи своего настроения и впечатлений с помощью природных объектов, развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного, эстетического восприятие окружающего мира; понимание и бережное отношение к природе; интерес и уважительное отношение к культурным традициям других народов.
  • Оборудование: презентация «Икебана», японские мелодии.
  • Материалы и инструменты: нитки швейные (белые), клей, искусственные цветы, ветки ивы и акации, проволока, крупа, спрей-краска, ваза, пластилин.
  • Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ.
  • “Радость творчества
  • есть высшее проявление
  • человеческой сущности” 
  • Софу Тэсигахара
  • Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
Читайте также:  Ажурные тапочки спицами: оригинальное выполнение

Сколько существует род людской на Земле, столько и завораживает нас удивительное очарование растительного мира. Например, древние греки и римляне связывали многие растения с богами, а древние друиды наделяли их магическими способностями, в 19 веке был очень распространен «язык цветов», с помощью которого общались и флиртовали, а в наше время мы вновь возвращаемся к целебной силе трав.

1. Упрощение природной формы, часто используется в декоративно-прикладном искусстве. (Стилизация)

2. К какому виду искусства можно отнести работу Данилы-мастера «Каменный цветок» из одноименного произведение Павел Бажова. (Скульптура)

3. Жанр искусства, в котором передается вся красота природы. (Пейзаж)

4. (Барельеф)

5. Жанр искусства, в котором вместе с бытовыми предметами изображаются цветы и плоды. (Натюрморт)

6. Он бывает геометрический, растительный, зооморфный, используется в декоративно-прикладном искусстве. (Орнамент)

  1. Вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу.  (Аппликация)
  1. – Используя кроссворд определите тему урока.Сообщение темы и целей урока.
  1. Мотивация учебной деятельности.

Япония – страна восходящего солнца, самобытная и уникальная, край особой философии и трудолюбивых людей. Столетиями она развивалась закрыто от западной культуры. Японцы не только бережно хранят свои традиции и культуру, передавая их из поколения в поколение, но и оказывают благотворное влияние на мировую культуру, обогащая и дополняя ее.

Первые ассоциации, которые возникают у нас при слове Япония – это утонченное чувство красоты и стиля, чайная церемония, пагоды древних храмов и, конечно же, икебана… Что же такое японская икебана…

  1. Изучение нового материала.

(2 слайд) Икебана в переводе с японского языка буквально означает «живые цветы». (3 слайд) Искусство “оживлять” цветы очень популярно в Японии, но его родиной является  Индия.

Именно оттуда икебана вместе с буддизмом проникла в Китай, а затем и в Японию, где вышла за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.

Японцы славятся тем, что любое дело доводят до профессионального совершенства, предпочитают следовать традициям.

Удивительно, но икебана – это своеобразный способ для японца завести беседу, завязать какие-то отношения. Дело в том, что японский этикет не позволяет собеседникам смотреть друг другу в глаза. Японцы очень тактичны и подобное поведение расценивается ими как желание проникнуть в приватную жизнь другого человека.

Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Назойливое любопытство недопустимо. Именно поэтому икебана может выступать посредником между людьми.

Ведь каждый цветок, каждая веточка, их форма и наклон говорят с японцем на доступном ему языке.

Так, например, зеленый цвет является олицетворением весны и, вместе с тем, символизирует восток, ибо там рождается день и весна. Красный цвет – это лето и юг; белый – отображает осень, так как именно в это время вызревает белоснежный рис.

Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и пион – молодость и процветание, пион и бамбук – процветание и мир.

Ветка абрикосового дерева для японцев – это символ красоты и изящества женщины, а глаза японок часто сравнивают по форме с зернышками абрикоса.

Немалое значение имеет и количество цветов. В магии чисел широко используется философия инь – янь. Если говорить об этом учении кратко и простыми словами, то все явления в нашей жизни имеют не только лицо, но и изнанку.

Например: жизнь-смерть, солнце-тень, добро-зло и т.д.

Чётные числа можно поделить на 2, что ведет к сокращению числа, поэтому их называют числами смерти, нельзя было использовать в букетах четыре цветка, так как по-японски четыре звучит так же, как смерть, нечетные же числа наоборот, являются числами жизни.

Обучение очень древнему самобытному японскому умению составления букетов занимает особое место среди тщательно сберегаемых и культивируемых традиций Японии. Творческий подход к составлению букетов обусловил появление и развитие нескольких различных школ и направлений в этом японском виде искусства…

(4 слайд) На сегодняшний день существует более 300 различных школ и направлений икебаны. Так, наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу. Каждая из школ икебаны имеет свои особенности.

Икэнобо считается первой школой развития икебаны. Она была основана в XV веке, в Киото. В этой школе изучаются традиционные стили икебаны, такие как рикка и ссека.

Школа Охара была основана в 1897 году и основной ее отличительной особенностью является изобретение стиля морибана. Стиль морибана характеризуется использованием низких плоских сосудов для цветов, а также использованием кэндзванов – металлических наколок-держателей для цветов.

Согэцу – самая современная из названных школ икебаны. Основана была в 1927 году и считается авангардной школой. Здесь, в отличие от других школ, для икебаны практикуют применение не только живых цветов, но и других материалов: камень, ткань, металл, сухие растения и т.д.

(5 слайд) “Согецу” в переводе с японского (“со” – трава, “гецу” – Луна) “Согецу” – всемирно известная японская школа аранжировки растений.

Её направленность отражает последние тенденции пространственного решения среды обитания человека с включением природного и растительно-декоративного материалов в ансамбле с другими видами искусств.

Школа учит прислушиваться к своему внутреннему состоянию и передавать его с помощью композиций, открывает новый взгляд на окружающие нас вещи.

(6 слайд) Основателем школы Согецу является Софу Тэсигахара. Он был художником-живописцем и живо интересовался новыми авангардными течениями во французской живописи, дружил с Сальвадором Дали, помог знаменитому сюрреалисту оформить его сад. Софу Тэсигахара привнес в икебану новые нетрадиционные материалы: металл, стекло, камни, проволоку.

Авангардные устремления художника далеко не сразу приняли на Родине – сначала школа “Согецу” прославилась в Европе и, лишь спустя десятилетия, – в Японии. Сегодня “Согецу” – это самая передовая и крупнейшая школа икебаны в Японии, имеет 120 филиалов и более миллиона последователей в 35 странах.

“Согецу” – это всегда яркая концепция, неожиданное использование привычных материалов, масштабность и динамизм, легкость и поэтичность.

(7 слайд) Основу букета-икебаны составляют три линии, с помощью которого создается неправильный треугольник, он имеет символическое значение.

Самая длинная часть носит название «син» – олицетворяет небесный свод и имеет руководящее начало, за тем идет – «соэ» человек под небом и «хикае» – земля. Высота этих элементов зависит от размера вазы.

(8 слайд) Икебана строится по правилам:

1. Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и образуют как бы треугольник. Элементы не должны находиться в одной плоскости.
2.

Пропорции трех основных элементов предопределяются размером сосуда – его диаметром и высотой.
3. При составлении икебаны сосуд должен соответствовать используемому растительному материалу, желательно, чтобы он был однотонным.

(9 – 42 слайд) Видеоряд «Икебана школы Согецу»

(43 слайд) Икебана – это очень сложно, но так интересно! Эстетическая миссия икебаны – это изысканное и творческое занятие профессиональным искусством, приносящее душевное спокойствие и доступное любому, кто в состоянии оторваться от повседневности и окунуться в мир прекрасного.

  1. – Приступаем к созданию икебаны из нетрадиционных материалов.
  2. (Работа в группах)
  3. Окунуться в мир икебаны, передать свое настроение и ощущения вам поможет музыкальное сопровождение.
  4. (Музыкальная заставка)

Демонстрация завершенных работ. Взаимооценка работы учащихся в группах.

Источник: http://oshstarchenkovo.ucoz.ua/load/izobrazitelnoe_iskusstvo/konspekt_uroka_v_7_klasse_ikebana/7-1-0-5

Конспект урока и презентация для урока по теме Обобщающий урок по теме "Лето"

  • Чтение и развитие речи 5 класс
  • Тема: Обобщающий урок по теме «Лето».
  • Цель: обобщить полученные знания по теме «Лето».
  • Задачи: прививать интерес к чтению художественной литературы, отрабатывать навыки выразительного, осознанного чтения и рассказывания;
  • корригировать и развивать речь, память обучающихся, творческое воображение на основе развивающих заданий;
  • воспитывать положительные мотивации к предмету.
  • Оборудование: учебник, слайдовая презентация, карточки с пословицами, таблицы со скороговоркой и чистоговоркой, портреты писателей.
  • Ход урока.
  • Организационный момент.

Подготовка обучающихся к уроку. Психологический настрой.

Сообщение темы урока. /Слайд/.

  1. Выберите буквы, которые не повторяются, и вы узнаете тему урока.
  2. БббАаааЛнннНЕппппррРрртВвввШшшшЫЫЫОуууу
  3. Постановка учебной цели и задач.
  4. – Поднимите руку те, кто любит лето?

– Лето – самое красивое, яркое время года. Она дарит нам любимые праздники, весёлые игры, купание в реке, ягоды, грибы и многое другое. Сегодня на уроке мы повторим произведения, изученные нами по теме «Лето».

Речевая разминка.

Чистоговорка

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?

  • Скороговорка: носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
  • Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

Физминутка.

Упражнения на закрепление изученного материала.

Учитель читает стихотворение.Если дует ветерТеплый, хоть и с севера,Если луг — в ромашкахИ комочках клевера,Бабочки и пчелыНад цветами кружатся,И осколком небаГолубеет лужица,И ребячья кожицаСловно шоколадка…Если от клубникиЗаалела грядка —Верная примета:

  1. Наступило лето. /Лидия Корчагина/
  2. Вспомните, какие произведения прочитали на уроке о лете?
  3. – Какие стихотворения и рассказы вам больше понравились и почему?
  4. Работа со слайдами. /4-й слайд/
  5. Рассмотрите иллюстрацию на экране и скажите, к какому произведению она соответствует.

– В каком рассказе мы прочитали о первой летней ягоде и о первых грибах? /Г. Скребицкий «Июнь»/.

– Найдите отрывок в рассказе и выразительно прочитайте вслух.

– А какое произведение вы вспомните, если внимательно рассмотрите эту иллюстрацию? /5-й слайд/ /И. Суриков «Ярко светит солнце»/.

– Найдите и прочитайте строчки из стихотворения, которые помогают вам представить эту картину.

– Рассмотрим следующие иллюстрации. /6,7 –й слайд/

– как называется рассказ А. Платонова? /«Июльская гроза»/

– используя иллюстрацию, перескажите содержание отрывков рассказа.

– В каком стихотворении описывается русская красавица-берёзка? /8-й слайд/ /А. Прокофьев «Берёзка»/

  • -чтение стихотворения наизусть.
  • Отгадайте загадки. /9,10,11 –й слайд/
  • В шубе летом, а зимой раздетый.
  • Красное коромысло через реку повисло.
  • На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
  • Посадили зёрнышко – вырастили солнышко.
  • Работа по учебнику.
  1. Работа с пословицами. /работа в парах/

– собрать пословицы о лете;

– объяснить их смыл.

  1. Работа с иллюстрацией. /задание 9/

  2. Расскажите, как вы провели летние каникулы.

Итог урока /12-й слайд/

Домашнее задание: рисунки о лете.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt_uroka_i_priezientatsiia_dlia_uroka_po_tiemie_obobshchaiushchii_urok_po

Ссылка на основную публикацию