- общие сведения о древесине
- общие сведения о резчицком инструменте
- техника безопасности
- заточка инструмента
- теория и практика резчицких работ, чему уделяется основное время курса
Паланов Борис Анатольевич
Преподаватель курса «Резьба по дереву» — Борис Паланов. За плечами талантливого мастера 19 лет богатого опыта художественной резьбы по дереву любой сложности. Обладая аналитическим и творческим складом мышления, Борис разработал свою технику и стиль резьбы, позволяющий выгодно подчеркнуть красоту дерева.
Разметка рисунка резьбы (шаблоны)
Курс «резьба по дереву»
Готовая резьба (Борис Паланов)
Резьба по дереву — Шкатулка
Резьба по дереву — деревянная скульптура птицы
Главная цель обучения резьбе на наших курсах:
- Содействие раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, в области художественной резьбы по дереву.
- Формирование представлениями об искусстве резьбы по дереву,
- Сохранение и развитие древнего вида искусства — резьба по дереву;
В рамках курса резьбы по дереву ученики знакомятся с различными техниками резьбы по дереву. План работы и виды выполняемых проектов обсуждаются с преподавателем на первом занятии.
Задачи обучения на курсе резьбы:
- Развитие системы знаний, умений и навыков, необходимых будущему резчику по дереву
- Обучение приемам и техникам резьбы по дереву;
- Выполнение выпускной работы панно «Рыба-пиранья», как полноценное изделие декоративно-прикладного искусства
Материалы для работ предоставляются школой. Во время занятий ученики могут выполнять собственные проекты, пользуясь помощью преподавателя.
Резьба по дереву — ножки кабриоли
Класс резьбы по дереву
Резьба по дереву — Шкатулка
Для работы школа предоставляет оборудованные столярные верстаки. Ученики пользуются своими инструментами. Минимальный список необходимых инструментов определяется на первом занятии в зависимости от того, какие резчицкие работы предпочитают выполнить учащиеся. Резчицкий инструмент всегда можно прикупить в магазине Rubankov, что по соседству.
Курс Резьбы — резная рамка Резьба по дереву — картина Резьба по дереву — вывеска Резная рыбка Деревянное блюдо с резьбой Деревянное блюдо с резьбой Декоративное деревянное блюдо Декоративное деревянное блюдоДлительность курса «Резьба по дереву» – 10 недель (1 раз в неделю по 3 часа).
Стоимость обучения – 13200 рублей (11 занятий, 44 академ.часа).
Занятия проводятся по субботам с 17 до 20 часов.
Расписание работы курсов
Расписание работы курсов
Расписание курсов в Санкт-Петербурге
Онлайн запись на курсы
Запись на обучение или участие в мастер-классе / семинаре
Контакты мастерской
Режим работы, адрес мастерской [СПБ]
План обучения художественной резьбе по дереву в Санкт-Петербурге:
Введение
- Знакомство с материалом: структура и свойства древесины, основные породы дерева, понятие направления резьбы по волокну.
- Инструменты. Виды и их практическое назначение.
- Техника безопасности. Организация рабочего места резчика и его оборудование
- Знакомство с художественными и техническими приёмами резьбы по дереву. Виды резьбы.
Практические занятия
- Выполнения заданий геометрической резьбы на тренировочных дощечках : технология нанесение рисунка на заготовку; способы резания; постановка моторики рук и отработка движений.
- Перед изготовлением основного изделия, учащиеся выполнят небольшое изделия «Сердце», чтобы понять всю технологическую последовательность изготовления изделий от начала до финишной отделки.
- Обучения техническим приемам и навыкам выполняемых работ в процессе курса.
- Выпиливание по контуру на станочном или ручном лобзике
- Выравнивание и шлифовка контуров на бормашине
- Придание рельефа и пластики заготовке, богородским ножом и стамесками
- Контурная резьба, работа стамеской-уголком
- Вырезание геометрических орнаментов и розеток разной сложности
- Работа полукруглыми стамесками. Вырезание рыбьей чешуи
- Инкрустация дерева металлом (глаз и зубы)
- Финишная обработка, виды ( морение, шлифовка, покрытие маслом, вощение, полировка)
- В заключении, подведение итогов, разбор основных ошибок. Поздравления и выдача сертификатов об окончании курса художественной резьбы по дереву.
Источник: https://rubankov.ru/workshop/wood_classes/kurs-rezba-po-derevu/
Резьба по дереву как образ жизни: мастер из глубинки раскрыл секрет успеха
- 14 июля 2017
- 3883 просмотров
- 0 комментариев
В его руках вторую жизнь обретает любое дерево. Старое и сухое, или влажное, свежеспиленное. Сучковатое, изъеденное насекомыми или нетронутое годами.
Любой плотности и консистенции… Анатолий объездил полмира, оставил свои скульптуры во многих странах, но вернулся в Беларусь и продолжает творить в своей родной деревне. Заказы продолжают поступать к нему отовсюду, в мастерской каждый день горит свет, а звук работающей бензопилы стал для соседей уже привычным звуковым фоном.
Мы встретились с мастером и расспросили его о тонкостях профессии и отношениях с заказчиками.
Анатолий Трус родился в 1980 г. в деревне Присынок Узденского района. Он — четвертый в поколении мастеров-резчиков. Может и пятый, сказать сложно — дальше прадеда история теряется.
Но в том, что его отец, дед и прадед зарабатывали руками и многое умели, Анатолий не сомневается: в старом отцовском доме достаточно тому подтверждений. «Прадед и дед были стельмахами.
Считается, что это мастера по колесам, но у нас это был профессионал более широкого профиля, который может изготовить всё: от бочки до сруба дома или искусного церковного купола», — не без гордости рассказывает собеседник.
Отец Анатолия долгое время работал шахтером в Ростове, а когда вернулся с семьей в Беларусь — стал водителем сельхозтехники в Узденском районе. Резьба по дереву была для него хобби, которое он практиковал в свободное время.
Всерьез занялся деревом только когда вышел на пенсию и смог посвятить этому ремеслу все свое время. Предпочтение отдавал плоской рельефной резьбе, церковным окладам. В доме до сих пор хранится чемоданчик отца с оставшимися рабочими деталями.
Даже удивительно, что по-настоящему Анатолия резьбе отец не учил.
«Когда я был совсем маленьким, дед садил меня рядом с собой, я стругал зубчики для граблей, в этом вся была моя работа и обучение, — с улыбкой вспоминает Анатолий. — А когда стал постарше, отец меня не допускал ни к каким инструментам, в целях безопасности. Мне хотелось, а не давали. Но я очень много наблюдал, как работает отец, видел его отношение к резцу и дереву.
А потом я уже стал сам потихоньку «тягать» инструмент, делать что-то за сараями, постепенно набивал руку. Так и выучился. А как выполнить какую-то конкретную работу — такому никто никогда не научит. Это должно быть огромное желание, тяга к этому ремеслу, а дальше — практика, опыт. Все, чему тут можно научить — это технике безопасности, как не пораниться.
Резцы по дереву очень острые…».
Анатолий показывает деревянную коробку с инструментом. Даже на непрофессиональный взгляд заметно, что инструмент — старый. Мастер тут же подтверждает наблюдения: «В этой коробочке — дедовские инструменты, им около 90 лет. Меняются только ручки, они разбиваются при работе, это расходный материал.
А сталь — выкована вручную, по неизвестным ныне технологиям, с добавлением редкоземельных элементов: вольфрама, углерода, и бог знает чего еще. Эта сталь — вечная, а ее характеристики таковы, что плотность древесины не имеет значения: резец входит в любое дерево, как в масло.
Наточить этот инструмент невозможно: можно только подводить его, подтачивать. Для этого нужен брусок с мельчайшим зерном — раньше такие выпускали для заточки опасных бритв, шли с ними в комплекте. Вот этот брусок я смачиваю водой и на нем медленно подвожу инструмент.
Действительно медленно: на подводку одного резца уходит 5-6 часов времени. А выполнять эту процедуру нужно раз в 2-3 месяца».
Нам было очень интересно взглянуть на первые шаги автора в художественной резке, но ни самих работ, ни их изображений не сохранилось.
— Вещи у меня не задерживаются — даже те, что я делаю для себя, просто так — впоследствии дарю. Поэтому из первых работ ничего не осталось.
Помню, что первой моей статуэткой стала маленькая бабулька (сантиметров 10 высотой), я ее сделал еще в 8 классе школы. Что-то делал «втихаря», сидел, строгал в школе под партой.
Много ложек делал, гномы были по 23 см высотой… Все раздарил. То были самые первые шаги в резке по дереву, конечно, я их помню.
Анатолий закончил узденский лицей, с переводом в ВУЗ на третий курс. Но не пошел — понимал, что смысла в этом никакого, что у него свой путь — работа с деревом.
Со временем стал заниматься более сложными работами: объемной резьбой, от малых размеров перешел к большим, стал делать более сложные скульптуры, стараясь приблизить их к «живому», естественному виду.
Когда не стало отца, Анатолий стал заниматься резьбой постоянно, и зарабатывать этим себе на хлеб.
— Смысла в заработке резьбой я долгое время не видел. Хотя первые деньги стал получать еще в 9-м классе — когда вырезал розы, гномов… Ценника не ставил: сколько дадите, столько и хватит. Дело было не в деньгах, а чтобы сделать человеку приятно, удивить его. Меня к этому делу просто тянуло.
Когда появилась первая бензопила Husqvarna — я практически сразу пошел в лес и начал там работать: пилить, резать, оттачивать навыки. А уже после училища стал вырезать в больших формах: скульптуры, лестницы, купола в храмах… Мои способности заметили и начали приглашать на работу, оплачивать ее.
В какой-то момент Анатолия стали приглашать на работу в другие страны. О конкретных заказчиках мастер предпочитает не говорить — среди них много известных и влиятельных людей.
— Я много мест объездил, довелось пожить/поработать и в экзотических странах, например — Африки (на этом материке оставил более 30 скульптур). Мне даже предлагали остаться там в Ливии, работать постоянно. Но я не захотел. Меня тянет сюда в лес, наш, белорусский.
Я не гонюсь за большими деньгами, работаю в пределах разумного, чтобы семью можно было обеспечить. Сегодня определенная часть клиентов — состоятельные люди из правительства России и Беларуси.
Но и от более мелких заказов я обычно не отказываюсь, если работа по душе приходится.
— С заказчиками я работаю по-разному, — продолжает Анатолий. — В первую очередь — выслушиваю, смотрю, что он за человек, пытаюсь понять, чего хочет. Учитываю, с каким выражением лица должна быть скульптура, какой характер передавать и т.д.
Если поступает конкретный заказ на изображение кого-то или чего-то — изучаю предмет досконально: смотрю в интернете, изучаю материалы на бумаге, рисунках. Затем — приступаю к работе, отчитываюсь перед клиентом поэтапно (если ему это нужно). Вот закончил голову — отчитался, закончил туловище — отчитался, и т.д.
Но в любом случае, я делаю так, как вижу, в моей работе очень много творчески-интуитивного.
Изучив законченные работы Анатолия в мастерской, обращаем внимание на то, что все они сделаны из разной древесины. Задаем вопрос о том, как происходит подбор материалов, и есть ли у мастера фавориты среди сортов древесины.
— Тип древесины я не всегда выбираю сам. Иногда клиент говорит: хочу из дуба, и все тут. Тут не спорю. Но если предпочтений к древесине нет — исхожу из поставленной задачи.
В случае с дубом — совершенно другая финишная обработка, чем в случае с осиной. Когда шлифуешь дерево, покрываешь его чем-то — тоже всё разное.
Скажем, покрытия или пропитки на дубе будут выглядеть светлее, чем на другом дереве. И так далее, нюансов тут много.
Поэтому и любимой породы у меня нет. Самое мягкое и податливое дерево — липа. Оно всю жизнь живет с человеком, из нее делали и делают посуду. Самое твердое дерево, которое массово встречается в Беларуси — это дуб, оно еще и благородное. С лиственницы раньше выполняли рамы для окон, террасы, и т.д. Словом, для любой древесины есть свое предназначение и предпочтения.
Дерево ищу то, которое никому уже не пригодится: их пилят на щепу обычно, или пускают на дрова. Это пеньки, кривые деревья, стволы, поваленные ветром. Что-то нахожу сам, что-то — выписываю с лесопилки. Если крупногабаритную скульптуру заказывают внутрь здания, то дерево распиливаю на бруски, заношу внутрь, там собираю, и только потом из него вырезаю скульптуру, уже в помещении.
Иногда приходится мастерить прямо у заказчика на участке — когда дерево «на корню». В парках или еще где-то — иногда встречаются аварийные деревья, или пораженные короедом. Такие мне тоже нередко отдают в работу, я там прямо по месту и вырезаю.
При этом, как действительно увлеченный своим делом профессионал, Анатолий не испытывает пиетета к каким-то определенным изделиям, получает удовольствие от работы с любыми заказами.
— Мне нравится все — от мебели до скульптур. А вот с камнем работать не люблю и не хочу, не мое это. Хотя предложения поступали, и не одно. Но камень — он холодный, а дерево — теплое. Есть такое поверье: если начнешь работать с тем, что тебе не нравится, оно заберет у тебя то, что по-настоящему твое. Поэтому я и не берусь.
А вот за что мастер берется с удовольствием — так это за реновацию/восстановление старых деревянных вещей. Таких у него целая коллекция: на территории Беларуси до сих пор немало старых, заброшенных «панских маёнтков» и просто — древних изб.
Люди покупают участки земли с такими строениями, и порой желают восстановить или освежить какие-то вещи, чтобы они продолжали жить в интерьере нового дома. Наше внимание привлекли две двери, который сейчас обрабатывает мастер. Обе — 16-го века.
— Эти двери привезли с какого-то заброшенного панского маёнтка. Там клеймо мастера стояло с годом выгравированным. Двери из лиственницы, ей за 400 лет — и хоть бы что, верхний слой снял — внутри древесина цельная, никем не поеденная, благородная. Чем-то эти двери однозначно покрывали, поры забиты у дерева. Но чем — непонятно, запаха никакого не осталось.
Об этом не все задумываются, но наши предки тоже умели обрабатывать дерево. Было много технологий, которые передавались из поколения в поколения и были утеряны. А некоторые — сохранились, и работают до сих пор, я регулярно их использую. Скажем, можно покрыть дерево так, что оно никогда не лопнет, не рассохнется.
Но для этого нужны и материалы соответствующие. Раньше использовали смолу-живицу, льняное, конопляное, касторовое масло и еще много разных компонентов, иногда в смесях. А современные пропитки — рассчитаны на 3-5 лет, потом их нужно обновлять, чтобы производитель снова мог продать вам свою продукцию.
Это совсем не то…
Анатолий — интересный собеседник, многое повидал в жизни, и общаться с ним можно долго: перечислять тонкости технологий и типов древесины, обсуждать те или иные заказы, сравнивать предпочтения заказчиков в разных странах… Но сегодня Анатолий работает в Беларуси, и мы задаем последние, и самые актуальные вопросы: как можно стать его клиентом, и дорого ли стоят его услуги?
— По заказам у меня предпочтений нет, берусь почти за все. Единственное — если вижу, что человек скользкий, начинает юлить, или открыто говорит, что заказывает для перепродажи — вот с такими я работать не стану. Не переношу, когда зарабатывают чужими руками, особенно — когда выдают результаты труда за свои… А в остальном — всем рад, звоните, приезжайте, обсудим.
Резьба по дереву — кропотливая работа, отнимающая много времени. И, как и любая кропотливая работа, она должна оплачиваться.
Но о конкретных ценах мастер предпочитает не говорить: все зависит от объема и сложности заказа, конструктивных нюансов, способов финишной обработки древесины.
Утверждает лишь, что цены вполне разумные и по карману не только состоятельным клиентам. К тому же, в его работе, деньги — не главное.
— У каждого дерева есть душа, — с улыбкой поясняет Анатолий. — И, хотите верьте, хотите нет — я ее вижу. Как рентгеном: стоит взглянуть на дерево — и понимаю, что из него получится, а что нет. Очень надеюсь, что при обработке мне удается часть этой души сохранить…
Беседовал: Дмитрий Малахов
Обращение к читателям: Если вас заинтересовали изделия героя статьи, связаться с ним можно по телефонам: +375295582682, +375296197612
Задать вопрос эксперту
Источник: http://dom-expert.by/master-iz-glubinki-stal-skulptorom-po-derevu/
Объемная резьба по дереву. Художник Виктор Каут
Мастер резьбы по дереву Виктор Каут родился в 1971 году в городе Луганске, в Украине.. Закончил художественное училище по классу живописи. Рисовал. Имел опыт работы с художественным литьем.
Немного поработал гравером. Последние одиннадцать лет профессионально занимается объемной резьбой по дереву.
Специализируясь на производстве деревянной сувенирной продукции, элитных vip подарков и бизнес сувениров в традициях украинских народных промыслов.
На ярмарку. Материал груша.
Виктор Каут широко использует для своих работ древесину груши. Она позволяет вырезать высококачественные рельефные изображения. Древесина груши при соответствующей обработке имеет поразительное сходство с черным деревом.
На ярмарку. Материал – груша.
Семья. Материал – груша.
- Мужик и поросёнок. (груша)
- Поймали.
- Удача.
- Пиво.
- Пиво.
- Казак с кружкой.
Статуэтка. Копилка.
- Кухонный набор. (груша, вишня)
- Статуэтка “Гусь”.
Шкатулка. Казак на бочке. (груша, лиственница)
- Скульптура “Гном”.
- Три обезьянки.
- Такса.
- Гетьман.
- Композиция “Горцы”. (груша)
- сайт
↑Как установить такие кнопки?↑
Friend me:
Источник: https://vdohnovenie2.ru/obemnaya-rezba-po-derevu-xudozhnik-viktor-kaut/
Художественная резьба по дереву
Художественная резьба по дереву
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.
Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства.
Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти природные материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами.
И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие.
Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство – в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т. ч.
из драгоценных и полудрагоценных) – одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа или Алтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т. к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей.
Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Так следствием развития овцеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения, перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью.
Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана).
Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие сответствующей местности.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными “действующими лицами” в торжественных случаях.
Костюмы в народных традициях – обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива.
А небольшие художественные вещи – сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны
Россия самая лесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным (тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии.
Географические центры резьбы по дереву. Россия:
Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район).
Скульптурная резьба.
Специализация: деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.
- Используется древесина липы, ольхи и осины.
- Тематика: сельские жители и разные животные, особенно медведь.
- Самая популярная игрушка – “Кузнецы”, изображающая мужика и медведя,
поочередно бьющих по наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.
Кадры мастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.
Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).
Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.
Город Киров – основной центр. Промысел возник в начале 19 века.Также в городе Уфн (Башкирия)
Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах икорнях березы, ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов.
Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты.Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.
Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары.
Самые распространенные образы на изделиях – вода и солнце.Село Хохлома(Нижегородская обл.). Роспись “Золотом” на цветном фоне деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века.
Материал: древесина липы или березы
Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.
Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.Часто применяется мореный дуб.Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:штриховка белой краской. Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.
Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.
Сергиев Посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов “Золотого кольца” России.
Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.
Украина.
Художественная обработка дерева развита в западной части Украины, особенно в Закарпатье, есть в Полтавской области. Основное изделие: посуда, например солонки. Изделия в Закарпатской области инкрустируют перламутром, бусинами и металлическими пластинами. Рисунок в основном представляет симметричную геометрическую композицию. Материал: древесина ореха, бука, явора, граба и груши.
Белоруссия.
В Белоруссии развиты многообразные виды обработки дерева, но изделия слабо декорированы. Основные центры: Брест, Пинск, и Жлобин. Основные изделия: сундуки, столы, фигуры птиц и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный. Многие изделия декорированы соломкой.
Литва.
Развита геометрическая резьба по дереву. Основные изделия: лопасти прялок
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское – родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское – село старинное.
В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице – Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
Уже в XV – XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке.
Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.
Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке “Кузнецы” более 300 лет. “Кузнецы” стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка “Курочки” – тоже долгожитель.
Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой “потехе” с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны.
Звук обостряет динамику игрушки.
В 1923 году мастера объединились в артель “Богородский резчик” и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Заслуженный художник РСФСР Н.Максимов создал замечательную игрушку – летит по дороге удалая тройка, а в резных санках медведь. Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов,но и за рубежом.
Далеко за пределами Московской области известны православные мастера – чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.
Богородские мастера-художники – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.
Игрушка “Крестьянин и курочка” находится в Историческом музее Москвы, композиция “Как мыши кота хоронили” – в музее народного искусства, игрушка “Кавалер и дама”, “Царь Додон и звездочка” – в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Современная Богородская резьба – многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.
Богородская резьба – народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева, существующий в деревне Богородское Московской области.
Село Богородское находится неподалеку от Сергиева Посада. Известно, что богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке.
В основном игрушки изображали представителей разных слоев населения: мастеровых, дам и гусаров, помещиков и чиновников. Причем фигурки изображались в действии. Позднее в XIX веке кроме фигурок появились целые композиции: “Тройка”, “Крестьянское хозяйство”, “Чаепитие” и др.
Материалом для резьбы служила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью. Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возникло название “маховая резьба”.
Другая особенность богородской резьбы: резьба из трехгранника — брусков древесины треугольного сечения, которые получали при раскалывании полена радиально. Работа мастера начиналась с заготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Ствол распиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения.
Мастер делал зарубку топориком, намечая самые общие контуры фигурки. После зарубки и грубой обработки объема приступали к работе специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием. На этом процесс не заканчивался.
Богородские игрушки почти никогда не окрашивались, для отделки использовался различный инструмент (мелкие стамески), чтобы нанести на игрушку последние штрихи из бороздок для передачи мягкой шкуры, птичьего оперения и т.д. Гладкие части скульптуры обрабатывали наждачной шкуркой до бархатистости. Кроме резьбы игрушки интересны своей движущейся конструкцией.
Некоторые из них укрепляли на движущихся плашках, например “Кузнецы” (кстати, Огюст Роден, увидевший “Кузнецов” на выставке в Париже, назвал их гениальным произведением народного искусства), другие стояли на тумбочке с пружиной внутри — “Пряха”, “Пляшущий мужичок” и др.
В 1923 году в селе Богородском Загорского района Московской области была организована артель “Богородский резчик”, которая впоследствии (в 1960 году) превратилась в Богородскую фабрику художественной резьбы. Навыками резьбы овладевают в местной профтехшколе, хотя в Богородском есть семьи, которые занимаются поделкой игрушки из поколения в поколение.
Продукция промысла — декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением — всегда была популярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а также красотой белого неокрашенного дерева.
Скульптуры мастеров создаются по мотивам русских сказок: “Сказка о Золотом петушке”, “Вершки и корешки”, “Три богатыря” и др.
Кроме того мастера вырезают фигурки зверей, особенно они любят изображать медведя: медведь-фотограф, медведь-электросварщик, медведь-трубочист, медведь-плясун, медведь с балалайкой.
Используются и современные темы, кроме того мастера выполняют разные композиции на темы крестьянского труда и жанровые сцены: “Кузнецы”, “Пильщики”, “Крестьянин на охоте” и др. Мастера богородской резьбы: Ф.С. Балаев, А.Г. Чушкин, В.С. Зинин, И.К. Стулов, М.А. Пронин, М.Ф. Баринов и др.
Работы мастеров богородского промысла хранятся в музеях Москвы, Подмосковья, Петербурга и других городов. На Всемирной выставке в Брюсселе изделиям богородских резчиков были присуждены две медали — за скульптуру и за игрушку.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/uroki/khudozhiestviennaia_riez_ba_po_dierievu
Статья на тему: Экскурсия на Мастер-класс резьбы по дереву А.В.Рябова | Социальная сеть работников образования
Экскурсия на Мастер-класс резьбы по дереву А.В.Рябова
Данная выставка создана руками учащихся ДХШ №4 под руководством члена Союза художников России, преподавателя Детской художественной школы №4, Народного мастера резьбы по дереву Рябова Александра Владимировича.
Александр Рябов для всех гостей, пришедших на выставку, провёл мастер-класс по изготовлению народной Тавлинской игрушки – «коняшки», на котором подробно рассказал о технике изготовления игрушки.
На мастер-классе в роли резчика себя попробовали многие ребята. Те, кто взял инструменты в руки впервые, признались, что работа требует большой силы.
Но юные резчики ловко справились с деревом.
Более сложные работы можно было увидеть на выставке, подготовленной к этому дню. Все они в какой-либо степени национальные: одни – воплощение образов мордовской мифологии, другие – украшены мордовскими узорами. Многие из них принесли победы в конкурсах своим авторам.
Всем ребятам нашей художественной школы очень понравился мастер-класс Александра Рябова. Дети открыли для себя этот удивительный мир этого промысла.
Ведь резьба по дереву развивает те навыки, которые в дальнейшем помогают человеку добиться высокого профессионализма во многих других областях деятельности, является подготовкой для профессий, требующих присутствия таких качеств, как наблюдательность, точность движений, сосредоточенность, настойчивость, усидчивость, интуиция. А этими качествами должны обладать летчики и врачи, юристы и художники, водители и архитекторы, — диапазон профессий огромен!
Гуськова Элла Николаевна
Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/09/20/ekskursiya-na-master-klass-rezby-po-derevu-a-v
Художественная резьба по дереву – народный промысел и современные технологии
В Древней Руси, как и во многих других странах мира, дерево было очень доступным и широко используемым материалом. Художественная резьба по дереву — один из видов народного промысла и декоративно-прикладного творчества, уходящего корнями далеко в Средние века.
История художественной резьбы по дереву
В России в далекие времена художественную резьбу по дереву именовали резным делом. Тогда оно заключалось в основном в резьбе по плоской поверхности (зубчики, косицы, киотцы, желобки, звёздочки и т. д.).
Издавна травяные узоры изображались в византийском стиле. А с 16 века уже появились травяные украшения, навеянные работами итальянских мастеров.
Начиная со второй половины 17 столетия в России появилась уже фигурная резьба, позаимствованная у немецких умельцев.
В это время мастера резного дела начали пользоваться в своей работе новыми инструментами и немецкими терминами. В резьбе появились карнизы, кронштейны, фрамуги и т. п.
Умельцы начали выполнять резьбы по германским эскизам и образцам. Готовые изделия часто расписывались в яркие цвета, а иногда покрывались даже сусальным золотом.
Развитие резного дела
Испокон веков при постройках жилище украшали различными оберегами — символами покровительства всех святых, которые способны защитить от стихийных бедствий и злых духов, принести хороший урожай, здоровье и достаток в семью.
Несколько позже резьбу стали применять для украшения мебели, домашней утвари и самого жилища. А с появлением современных инструментов усовершенствовались техника и качество резьбы. Появились мастера, выполняющие различные картины из дерева: от изображения ликов святых (иконы) до бытовых сцен и пейзажей, а также деревянные статуэтки и скульптуры.
- Современная резьба по дереву
- Сейчас художественная резьба по дереву не имеет четкого разделения на виды, так как в одном изделии возможно сочетание различных типов.
- Резьбу можно классифицировать на подвиды:
- сквозная (она делится в свою очередь на прорезную и пропильную);
- глухая (все виды плоскорельефной, а также рельефной и плосковыемчатой);
- скульптурная (другое название — объемная);
- домовая (в ней могут сочетаться все три вышеуказанных вида).
Особенности резьбы по дереву
Успешный и красивый результат в этом виде работ во многом зависит от выбора изготовителя резных изделий.
Ведь художественная резьба по дереву — это очень трудоемкий и ответственный процесс, требующий от резчика соблюдения технологий деревообработки, подбора высококачественных материалов для заготовок и покрытий, определенного уровня мастерства и множества других факторов. Именно поэтому к вопросу выбора опытного и надежного изготовителя резной продукции следует подойти очень ответственно.
От мастера требуется объёмное видение фигуры, чувство перспективы, сохранение пропорций, он должен быть художником и скульптором в одном лице.
Такие высококлассные мастера трудятся в художественной мастерской «Ярославский иконостас», уже много лет занимающейся изготовлением художественных резных изделий.
Здесь также используются высокоточные программируемые станки, которые позволяют вырезать объемные изделия любой сложности и воплощать в дереве самые изысканные пожелания заказчика.
Обращайтесь к надежному и зарекомендовавшему себя производителю, и высококвалифицированные мастера изготовят для вас резные изделия неповторимой красоты, настоящие произведения искусства, воплощенные в дереве!
В закладки: постоянная ссылка.
Источник: http://worldcabinetry.ru/xudozhestvennaya-rezba-po-derevu-narodnyj-promysel-i-sovremennye-texnologii.html