Все фото из статьи
Самым простым видом резьбы по древесине является геометрическая, с которой и начинается обучение данной технике ремесла.
Орнамент формируется из различных фигур – квадратов, прямоугольников, многоугольников, овалов, полос, кругов, сегментов – частей круга, треугольников.
Сегодня наша задача сводится к тому, чтобы вы узнали как можно больше о том, что такое геометрическая резьба по дереву, где она применяется, как выбирать и заготавливать материал для нее, об инструментах и технике исполнения.
На фото – деревянная шкатулка, украшенная геометрической резьбой
Особенности и сфера применения
Оригинальный и необычный орнаментальный узор геометрической выемки получается путем создания двухгранных, трехгранных и четырехгранных выемок в древесине, которые и складываются в геометрические элементы.
Несмотря на то, что данный вид резьбы считается самым простым, на протяжении многих лет цена изделий, оформленных с его помощью, довольно высокая, а сам он получил особое место среди остальных видов ремесел.
Совет: резные детали при изготовлении мебели изготавливайте из той же породы древесины, что и основной предмет.
Ограничением в сферах применения геометрической резьбы может послужить разве что только фантазия автора, его чувство меры и вкус.
Сегодня существует большое количество мебели, украшенной таким способом, вот только некоторые:
- буфеты;
- шкафы;
- колыбели;
- полки;
- журнальные столики;
- бюро;
- комоды.
Узоры геометрической резьбы по дереву, созданные профессионалами своего дела, можно встретить не только в частных домах коллекционеров и ценителей ремесел, но и в различных музеях – к примеру, в Екатерининском дворце в Пушкине или в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Эскизы геометрической резьбы по дереву необходимо перенести на поверхность заготовки
Как выбрать древесину
Тренировать навык и учиться работать по дереву стоит начинать с небольших деталей и элементов, это даст возможность получить основу ремесла. Чтобы лучше прочувствовать дерево, самый первый рисунок лучше выполнять на древесине мягкой породы:
Липа | Идеальный вариант — обладает гладкой структурой, податлива, при работе с ней не возникает зазубрин. |
Береза | Предпочтительный вид древесины для первых опытов, хотя работа с ней более сложна, чем с липой, так как ее структура обладает повышенной твердостью. Дощечки лучше выбирайте гладкие, с однородной поверхностью и без наличия сучков. |
Хвойные | Ель и сосна. Готовые изделия из последней будут выглядеть лучше, поскольку материал отличается большей однородностью и гладкостью. Рекомендуем при выборе породы древесины опираться именно на эти два критерия. |
Чертежи геометрической резьбы по дереву представляют собой готовый орнамент на бумаге
После наработки опыта можно приступать к выполнению узоров на более дорогих материалах, не боясь их испортить. Наиболее ценными считаются твердые породы древесины. К примеру, для производства дорогой и уникальной мебели нередко используют такие породы деревьев, произрастающих в России, как бук, дуб и груша.
У первого достаточно мягкая структура, зато древесина обладает привлекательными эстетическими характеристиками, два последних представителя отличаются большей твердостью. Кстати, со многих точек зрения характеристики орешника самые востребованные, поэтому в салонах мебели, торгующих антиквариатом можно встретить изделия именно из него.
Перед работой необходимо правильно выбрать древесину
Как производится заготовка материала
Для правильного выполнения работы материал предварительно нужно подготовить. Выбранные доски перемежаются проложками и складываются в штабеля на протяжении следующих 2-3 лет.
Совет: сушку материала необходимо постоянно контролировать.
Главное условие – правильный выбор места для просушки, к примеру, оптимальным считается чердачное помещение. Учтите, что резкий перепад температур, холод и влажность могут сильно влиять на последующее качество материала, поэтому его следует беречь от их воздействия. Периодически перекладывайте доски разными сторонами, кроме того, нужно перекладывать заготовки от стены к стене.
Правильная заготовка древесины – залог удачной работы
Совет: доски для работы не шлифуются, а циклюются, чтобы не испортить рабочий инструмент.
Иногда на материал наносят синтетические или природные красители. Лучше всего пользоваться последними, тогда внешний вид готовой работы смотрится естественно и привлекательно.
Самый простой способ — тонирование раствором марганцовки. Приготовленный краситель нанесите на материал в несколько слоев, каждый из которых должен просохнуть перед нанесением следующего. При правильном использовании можно придать древесине сходство с красным деревом.
Необходимые инструменты
Большинство работ по геометрической резьбе выполняется при помощи косячка. Максимальная глубина при правильном использовании данного инструмента должна получиться у его вершины, минимальная – у основания.
Помимо косячка, для работы по древесине понадобятся:
- различные виды стамесок;
- киянка.
При декорировании геометрической резьбой мебели или изготовления большого панно удобнее использовать верстак с крышкой. По высоте он не должен быть ниже 1200 мм, по ширине – в пределах 70-80 мм.
Инструмент резчика по дереву
Техника резьбы
Чтобы получить красивые комбинации на деревянном изделии, отдельные элементы рисунка, к примеру, треугольники или квадраты, должны быть полностью схожими по точности, размерам и глубине плоскостей.
Только в таком случае может получиться орнамент – равномерно расположенный на поверхности рисунок. Увидеть его геометрической вязью с перемежающимися квадратами, поделенными на треугольники, можно на старых прялках.
Чтобы выполнить геометрическую резьбу на поверхности однородной древесины, можно взять несколько мелких стамесок и один резак с рабочей частью шириной 2 мм.
Резьба по древесине своими руками
Проходим вдоль волокон
Инструкция следующая:
- Прежде чем приступать к работе, на заготовку нанесите линии разметки, отметив циркулем-разметчиком поля с каждой стороны. Полученную прямоугольную плоскость разделите на несколько отрезков и при помощи линейки проведите линии.
- Размеченную заготовку закрепите торцом к опоре, придержите ее для устойчивости левой рукой.
- Установите вертикально к заготовке резак.
- Начните прорезать линию глубиной 1,5-2 мм, двигая резак от противоположного края к себе.
Совет: всю работу выполняйте в положении сидя, при этом поза должна быть свободной и расслабленной, можно немного касаться стола грудью, но при этом не наклонять голову или туловище.
- Резак ведите на себя под углом 30-40˚ с небольшим наклоном вправо. Чтобы во время работы не было сколов, и инструмент не вилял, пятку резака слегка приближайте к заготовке. Однако внимательно следите, чтобы она не «зарывалась» в доску.
- Надрезка – первый проход резака по отмеченной карандашом линии. Движение резака под конец линии слегка задержите, приподняв пятку, чтобы закончить линию точно у отметки поля.
- Разверните заготовку влево и по той же лини проведите резаком, но уже с другой стороны. Такой прием получил название подрезки. Результатом надрезки и подрезки будет ровная канавка треугольного сечения.
Работа вдоль волокон
Узор поперек волокон
- Разметьте заготовку таким же способом, как и предыдущий, только поперек волокон.
- Старайтесь линии располагать параллельно торцу заготовки.
- Доску разворачивайте длинной стороной к себе, фиксируйте и придерживайте для устойчивости левой рукой.
- Надрезку делайте резаком под углом в 45˚, после чего заготовку разверните и сделайте подрезку.
Совет: поскольку резак поперек волокон вести тяжелее, его пятку следует немного приподнять.
Шашечек
- Совместите между собой параллельные и поперечные линии, чтобы создать простой рисунок – шашечки. При этом соблюдайте точное расстояние.
- Сделайте надрезку сначала по линии волокон, при этом инструмент проводите немного правее разметки.
- Разверните заготовку и произведите подрезку.
- В аналогичном порядке проведите подрезку и надрезку поперек волокон резаком.
Схема составления рисунка шашечки
Такая техника позволяет украсить деревянную поверхность орнаментом из правильных квадратов-шашечек. Узор нередко используют для украшения крышек различных сундуков или ларей.
Рисунок сетки
Следующий способ — нарезание прямых параллельных линий под углом и диагонально к краям заготовки. Можно делать разные углы, чтобы получались пологие или остроугольные узоры.
Схемы геометрической резьбы по дереву в виде сетки
Перпендикулярные линии такого типа при пересечении формируют узор из повторяющихся ромбов или квадратов, который носит название сетки. Начальные линии надрезаются на деревянной поверхности справа налево, затем заготовка переворачивается и проводится вторая надрезка, но в обратном направлении – слева направо.
Подрезка осуществляется в аналогичном порядке. Корректное расположение резака влияет на правильность проведенных линий резьбы, аккуратность и эстетичность готового узора. (См. также статью Лобзик по дереву: особенности.)
Вывод
Как видно из статьи, техника создания резьбы по дереву не отличается чем-то экстраординарным, как это может показаться вначале. Сделать для себя красивую деревянную поверхность сможет практически каждый, для этого нужно только старание и терпение.
Сегодня вы узнали о том, как производить подготовку материала к работе, а также несколько видов техники резьбы по дереву. Видео в этой статье даст возможность найти дополнительную информацию по вышеуказанной теме.
Источник: https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба по дереву появилась еще в древности, когда люди, создавая предметы быта, стали всерьез задумываться о возможностях декорации последних. Во многом не уступая по своим эстетическим свойствам контурной и плоскорельефной резьбе, этот вид может по праву считаться относительно простым способом украшения различных деревянных изделий.
По этой причине мастера часто советуют новичкам начинать свою работу с древесиной именно с геометрической резьбы.
Научиться данному виду ремесла гораздо проще, чем освоить хитрости плоскорельефной или рельефной резьбы, результаты же при этом могут получаться весьма достойные.
Наглядным подтверждением данному факту являются уникальные примеры вятской резьбы иконостасов, которые до сих пор сохранились в храмах на кировской земле.
Выбор древесины
Чтобы научиться работать с деревом и разобраться, что же из себя представляет геометрическая резьба по дереву, необходимо приобрести начальные навыки на небольших образцах.
Для того, чтобы почувствовать дерево, нужно попробовать создать свой первый рисунок на образце, выполненном из мягкой породы древесины.
В этом отношении липу можно считать практически идеальным вариантом: она достаточно податлива, имеет гладкую структуру, одновременно при работе с этим деревом, как правило, не бывает зазубрин.
На втором месте после липы из предпочтительных для работы материалов стоит береза. С ней работать уже будет посложнее, так как эта порода обладает значительно большей твердостью. Для выбора дощечек лучше ограничиться вариантами без сучков, с однородной поверхностью.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Из хвойных пород для тренировки в резьбе подойдут ель и сосна. Последняя, однако, будет выглядеть на порядок лучше, благодаря гладкости и однородности структуры. Это следует учитывать при выборе материала.
Когда у мастера уже появляется определенный опыт, и он не боится испортить материал для заготовок, можно начинать практиковаться на более дорогих породах. Традиционно больше ценятся твердые породы древесины.
Из тех видов, которые произрастают на территории России, часто используются для производства эксклюзивной и дорогой мебели дуб, груша и бук.
Дуб и груша в этом случае будут более твердыми, бук же, несмотря на свою относительную мягкость, сможет порадовать не менее значительными эстетическими свойствами.
Замечательными свойствами и с практической, и с эстетической точек зрения, обладает орех. Неслучайно часто можно встретить в антикварных салонах предметы резной мебели именно из этой породы дерева.
Заготовка материала
Для того чтобы геометрическая резьба по дереву была выполнена грамотно, нужно сначала подготовить материал. Итак, древесина выбрана. Готовые доски складываются в штабеля с проложками и сушатся в течение 2-3 лет. Процесс сушки при этом не происходит сам по себе, его необходимо контролировать.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Одно из главных условий – эио правильно подобранное место для сушки. Так, предпочтительнее хранить доски в этот период в чердачных помещениях.
Следует беречь материал от излишних холодов и влажности, также губительным для заготовок будут резкие перепады температуры.
Доски время от времени подлежат перекладыванию таким образом, чтобы будущие образцы менялись сторонами по отношению друг к другу, также приветствуется перекладывание от одной стены к другой.
Шлифование досок, на которых впоследствии должна будет производиться резьба, не производится по той причине, что последствием от данной операции будет испорченный инструмент. Поэтому материалы подвергаются циклеванию.
При необходимости доски тонируются с помощью красителей растительного или синтетического происхождения. При этом лучше использовать первые, так как выглядеть работа будет более благородно и вместе с тем естественно.
Одним из простейших способов считается тонирование древесины с помощью обыкновенной марганцовки. Краситель, который можно найти практически в каждом доме, наносится последовательно в несколько слоев, каждому из которых необходимо дать высохнуть.
В результате при правильном использовании можно добиться визуального сходства исходного материала с красным деревом.
Необходимый инвентарь
Основные работы в геометрической резьбе выполняются при помощи косячка. При этом в месте нахождения вершинки при правильном процессе в итоге должна получаться максимальная глубина, а у основания, соответственно, минимальная.
- Однако для освоения работы с древесиной могут также пригодиться и такие предметы, как киянка и стамески различных форм и размеров.
В случае если вы хотите попробовать создать большое панно или декорировать при помощи геометрической резьбы какой-либо предмет мебели, удобнее всего это будет делать на верстаке с крышкой. Высота вашего рабочего места должна быть не меньше 1200 мм, рекомендуемая ширина – порядка 70-80 мм.
Отличительные особенности геометрической резьбы и область применения
Геометрическая резьба по дереву выполняется с помощью выемки двух-, трех- или четырехгранных выемок таким образом, что в результате получается удивительный орнаментальный узор, состоящий из множества геометрических фигур в качестве элементов. Несмотря на относительную простоту в исполнении, такой вид резьбы давно занял особое место среди различных видов ремесел, а изделия, декорированные с ее помощью, высоко ценятся на протяжении многих лет.
При создании резной мебели с помощью геометрического узора рекомендуется резные детали изготавливать из той же породы дерева, из которой выполняется основное изделие.
Что касается того, где именно допустимо применять резьбу, то решение этого вопроса каждый резчик находит для себя самостоятельно. Ограничением могут служить лишь фантазия автора, а также его вкус и чувство меры.
Сегодня известны замечательные примеры, когда геометрическая резьба удачно использовалась при создании книжных шкафов, буфетов, журнальных столиков, бюро, стульев, кресел и даже колыбелей.
Рисунки, выложенные опытными мастерами, зачастую поражают своим многообразием и затейливостью, и встречают нас не только в домах ценителей ремесла и любителей дорогой мебели, но и в таких музейных комплексах, как Эрмитаж в Петербурге или Екатерининский дворец в Пушкине.
Источник: http://xn—-btblbprdo.xn--p1ai/ukrashenie-mebeli/143-geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
Мастер-класс "Геометрическая резьба по дереву"
Геометрическая резьба по дереву. Мастер-класс
Мастер-класс «Изучение приемов выполнения геометрической резьбы»
Свое название геометрическая резьба получила от того, что главными ее элементами являются геометрические фигуры: четырехугольники, треугольники, окружности и т.д. Геометрическая резьба служит в основном для украшения домашней утвари, мебели.
Самым древним и распространенным видом геометрической резьбы считается трехгранно-выемчатая резьба, она проще остальных, так как для ее исполнения требуется всего один инструмент – нож-косяк. Сегодня мы познакомимся с основными элементами трехгранно-выемчатой геометрической резьбы.
Почему трехгранно- выемчатая? Это мы узнаем в ходе работы.
Цель : Приобретение и практическое освоение навыков работы по дереву в технике геометрической резьбы.
Задачи: Научить приемам выполнения геометрической резьбы по дереву, развивать творческие способности, воспитывать интерес декоративно прикладному творчеству. Назначение мастер-класса: Мастер –класс рассчитан для всех желающих научиться искусству резьбы по дереву. Материал и инструменты для работы:-отрезок доски (желательно мягкой породы);-нож-косяк;-карандаш;
-линейка
Для начала выполним несложный орнамент. Для этого начертим две параллельные линии, высота строчки 1 см. и сделаем отметки через 1 см. в шахматном порядке.
Нарисуем «зубья пилы» в виде треугольников и отметим их по центру.
Соединим центр треугольника с его углами
При работе с ножом (резцом) необходимо помнить о правилах безопасности:– левая рука не должна находиться перед резцом;- при работе нужно быть внимательным;- не отвлекаться самому и не мешать другим.Начинаем работу резцом.
«Носок» резца углубляем по центру на глубину 4-5 мм. , а «пятку» резца наклоняем до угла треугольника (все три угла).
С наклоном резца вправо вырезаем сторону треугольника.
Повернув заготовку на 90 градусов, вырезаем вторую сторону и т.д. Мы получаем сколы (выемки) в виде треугольников, поэтому данный вид резьбы называется трехгранно- выемчатой.
Вот такой «вырезанный» треугольник у нас получился.
Вырезаем остальные треугольники. Получаем узор, который называется «Одиночные треугольники»
Отмечаем центры верхних треугольников и соединяем их с углами.
- Вырезаем тем же способом и получаем узор, который в кругу резчиков называют «Змейкой».
- Начертим еще одну строчку и нанесем тот же рисунок
- Вырезаем верхние треугольники.
- Отметим нижние треугольники
- Вырезаем, получаем узор, который называется «Розетка»
Попробуем вырезать еще один элемент. Для этого начертим окружность любого диаметра и разделим ее на N-е количество частей.
- Соединим центр окружности с точками
- Внутри окружности начертим еще одну окружность меньшего диаметра и нарисуем лучи.
- Углубляем «носок резца», наклоняем резец до основания треугольника (обе стороны ).
- «Вынимаем» треугольный скол.
- Вырезаем все треугольники
- Сделаем надрез по внутренней линии луча
- По внешней линии луча с наклоном резца вправо вырезаем сторону луча.
- Вырезаем вторую сторону: получаем «вырезанный» луч.
- Вырезаем остальные лучи, получаем узор, который называется «Сияние».
- Можно нарисовать и вырезать вот такое «Сияние»
- «Небрежные» места обрабатываются наждачной бумагой.
- Работы юных резчиков 6 класса
- Все началось с кусочка доски!
Источник: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyam/uroki/mastier-klass-gieomietrichieskaia-riez-ba-po-dierievu
Урок технологии "Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Особенности выполнения геометрической трёхгранно-выемчатой резьбы"
Урок технологии в 5 классе.
Учитель Скукин В.В.
Тема урока:
Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Особенности выполнения геометрической трёхгранно-выемчатой резьбы.
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с различными видами резьбы по дереву.
- Отработать технику владения резцом, при выполнении геометрической резьбы.
- Воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.
- Оборудование: образцы резьбы, циркуль, линейка, карандаш, заготовка (липовая дощечка), резцы.
- Технические средства: компьютер
- Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.
- Ход урока
- Показ презентации «Виды резьбы по дереву».
- Особенности выполнения геометрической резьбы «Азбука резьбы»
- Для выполнения практической работы необходима осиновая или липовая дощечка размером 170 х 110 мм, толщиной 15 мм.
Поверхность для резьбы должна быть гладко отстрогана рубанком или отшлифована наждачной бумагой («шкуркой»). Правда, второй способ подготовки поверхности менее предпочтительный, так как при шлифовании мелкие наждачные зерна, отсоединяясь, втираются вдревесину и при резании тупят нож.
Заготовка имеет много сторон каждая, из которых издавна получила свое название (рис. 1);
а — пласть. Их две. Это самые широкие поверхности с обеих сторон заготовки.
б — кромка. Кромок тоже две, но они всегда уже пластей.
в — торец. Их два. Располагаются они с обоих концов заготовки и всегда короче кромок.
г — 12 граней. Это линии-пограничники. Они находятся на стыке перечисленных сторон.
Рис.1
Внимательно рассмотрите рисунокизапомните названия всех сторон и частей заготовок.
Теперь с помощью линейки и карандаша расчертите всю поверхность одной пластина клеточки,каждая размером 5×5 мм. После этого по образцу вычертите все фигурыазбуки так, как это показано на рис. 2. При этом учтите, что они должны располагаться вдоль направления слоевдревесины. Слои показаны на рис. 1 волнистыми линиями. На заготовке вы их увидите.
Рис. 2
Рис. 3 а – сколышки; б– ромбики; в – витейка; г-пирамида; д – звездочка; е -квадраты; ж — розетка
После того как рисунок нанесли на заготовку, пора взять в руки нож. Но нож тоже имеет отдельные элементы, имеющие спои названия. Посмотрите на рис. 4 и запомните их. Только хорошо изучив названия всех частей главного орудия резчика — ножа-косяка, можно приступать к выполнению простейших работ по дереву.
Рис. 4
И особенно будьте внимательны к правилам техники безопасности. Если вы постоянно будете следить за тем, чтобы предплечье вашей руки, держащей нож, имело опору, а не висело в воздухе, и чтобы при резании работала кисть, то возможность порезов будет полностью исключена.
Фигура первая — сколышки
Процесс получения любой фигуры в треугольно-выемчатой резьбе состоит из двух операций – наколки и подрезки. Это несложные движения, которые вы быстро освоите на практике.
Возьмите нож в правую руку (левша будет делать все наоборот). Большой палец должен лечь на скошенную часть ручки. Это делается для того, чтобы предотвратить соскальзывание руки при нажиме.
Совместите носок ножа с вершиной сколышка, а режущую кромку направьте точно по линии правой стороны фигуры. Держа нож вертикально, сильно надавите на него, чтобы носок углубился на 2-3 мм (рис. 5, а), потом опустите пятку ножа до пересечения боковой
Рис. 5
линии сколышка с горизонтальной линией разметки (рис. 5, б). После этого верните нож в вертикальное положение и аккуратно выньте его. Затем сделайте наколку правой стороны следующего сколышка — и так до конца строчки. Таким же образом сделайте наколку левой стороны каждого сколышка.
Вторая операция — подрезка. Для ее выполнения необходимо:
-
приложить режущую кромку ножа к правой стороне сколышка так, чтобы носок ножа совместился с его вершиной (рис. 6 а); будем считать, что вы «прицелились»;
-
отвести руку с ножом назад, следя за тем, чтобы сохранилась параллельность между режущей кромкой и правой стороной сколышка (рис.6 б); обратите внимание на то, чтобы это движение было сделано кистью руки; предплечье при этом должно быть неподвижно,
-
надавить на нож, возвращая кисть в первоначальное положение; носок ножа окажется в вершине треугольника, а режущая кромка — на правой стороне треугольника.
Рис. 6
В результате этого подрезанный треугольник отколется. Поэтому эта фигура и называется «сколышск» (рис. 6 в).
Держите нож так, чтобы между ним и плоскостью резания был угол 450 (рис. 7).
Чтобы процесс резания был безопасным, необходимо соблюдать определенные правила:
-
при резании рабочая рука (та, в которой зажат нож) должна быть плотно прижата к поверхности стола, давая возможность свободному движению кисти (см. рис. 5 а);
-
все движения резчика совершаются только кистью руки (см. рис. 5 б);
-
при удерживании заготовки второй рукой надо следить за тем, чтобы ее пальцы не находились на пути резания.
Фигура вторая — ромбик
Эта фигура состоит из двух сколышков, соединенных основаниями (рис. 8 а),
Для выполнения ромбиков сначала наколите и вырежьте верхнюю «строчку» ромбика, а затем, перевернув дощечку, — нижнюю. Точками на рисунке здесь и далее показаны места втыкания носка ножа при наколке.
Рис. 8
Фигура третья – витейка
Она не представляет большой сложности. В ее основе лежат те же сколышки, только смещенные относительно друг друга в сторону. Вырезав их, вы получите извилистую, витиеватую дорожку. Дли этого необходимо сначала наколоть и вырезать треугольники (заштрихованные на рис. 8 б) нижней строчки, а затем, перевернув дощечку, – верхней.
Фигура четвертая – «пирамида»
Первые три фигуры являются простейшими в треугольно-выемчатой резьбе, и вы, вероятно, с ними справились без особого труда. Следующие будут сложнее, так как они состоят уже из нескольких треугольников, расположенных относительно друг друга в определенном порядке.
«Пирамида» состоит из трех треугольников, имеющих в центре общую точку втыкания. Следовательно, при выполнении каждого из них нож при наколке втыкается, вдавливается носком в одну точку три раза. С наколкой здесь все просто. А вот подрезка фигур должна выполняться но направлению слоев древесины.
Если подрезать поперек слоя, то возможны сколы, которые испортят резьбу. Когда вы резали первые фигуры, то этот вопрос не возникал, так как резьба осуществлялась в направлении слоев. Посмотрите внимательно на свою дощечку с обратной стороны, и вы увидите слои, которые располагаются вдоль, в направлении, указанном стрелками.
Треугольники в пирамиде расположены по кругу и вдоль и поперек слоев древесины (рис. 9).
Поэтому треугольники 2-3режутся по известным вам правилам, а вот при подрезке остальных треугольников нож нужно обязательно направлять так, чтобы он по возможности резал вдоль слоев. Для этого вам потребуется освоить резание не только «от себя», как вы резали раньше, но и «к себе».
Если пальцыруки, в которой зажат нож, смотрят вниз, то этот способ называется «от себя» (рис. 10 а), а если пальцы смотрят вверх, то — «к себе» (рис. 10 б).
На рис. 11 показано, как необходимо держать нож при подрезке треугольников (маленькими стрелками указаны направления резания, большими — направления слоев древесины).
Рис. 10
При резании треугольников 1 и 2 (рис. 10) вы должны развернуть заготовку так, чтобы вершина пирамиды была повернута к вам.
Фигура пятая — звездочка
Данная фигура состоит из четырех пирамид (рис. 11). Одна из них заштрихована. Освоив на практике пирамиду, эту фигуру будет выполнить несложно. Если последовательно, одну за другой, вырезать четыре пирамиды, то и получится звездочка.
Напомню, что точками показаны места втыкания носка ножа при наколке, а направление резания выбирается в зависимости от расположения слоев. Старайтесь всегда резать по слою.
- Рис. 11
- Фигура шестая — квадраты
Значительное отличие от предыдущих имеет фигура шестая – квадраты (рис. 12). В ней нет привычных нам треугольников, и вырезается она иначе, чем все предыдущие узоры. Для получения квадратов применяется способ резания под названием «соломка».
- Рис.12
- Режется она следующим образом;
-
отступите от вертикальной линии на 1 мм вправо, углубите нож на 2-3 мм и, держа, его под углом 45% сделайте прорезку вдоль всей линии (рис. 13 а);
-
то же самое проделайте с левой стороны от линии (рис. 13 б);
3) сделайте прокол ножом в начале и в конце линии, держа нож вертикально (рис. 13 в).От древесины отделится полоска, которую и называют соломкой. А надощечке останется канавка, имеющая профиль треугольника (рис. 13 г).
- Если вы прорежете все горизонтальные и вертикальные линии указанным способом, то получите выделившиеся среди линий квадраты.
- Рис.13
- Фигура седьмая — розетка
Завершающая, седьмая, фигура в нашей азбуке — «розетка». Она же является и наиболее сложной, потому что требует большей сосредоточенности и аккуратности, чем при выполнении других фигур.
Об аккуратности надо заботиться не толькопри резьбе, но и при нанесении рисунка любой фигуры на заготовку, для чего следует пользоваться остро отточенным карандашом илинейкой.
Для изображения «розетки», кроме линейки и карандаша, вам еще понадобится циркуль. С его помощью снимите размер радиуса большого круга «розетки», выполненной на шаблоне «Азбука резьбы» (рис. 2), и перенесите его на заготовку. Вычертите большой круг.
Посте этого таким же образом получите, крут малый (рис. 14 а). Теперь вам необходимо провести деление большого круга на 16 частей. Проведите через центр осевые линии – горизонтальную и вертикальную. Вы получите точки А,В, С, D.
Еще четыре точки находят с помощью угольника с углами 450.
Рис.14
Измерьте расстояние от точки А до В. Оно составит 30 мм, Поделите 30 на 4. Вы получите размер 7,5 мм. С помощью линейки сделайтераствор циркуля 7,5 мм и продолжите деление круга на 16 частей (рис. 14 б). Соедините противоположные точки на круге отрезками, проходящими через центр (рис. 14 в).
Теперь, тренируя глазомер, найдите визуально – «на глаз» – середину между двумя соседними линиями на малом круге и поставьте точки (рис. 14 г). Проведите короткие отрезки, соединяющие точки большого и малого круга так, как показано на (рис. 14).
И последнее, что осталось сделать для получения «розетки», это соединить все точки малого круга с центром (рис. 14 е).
Теперь посмотрите внимательно на рис. 15. Вы видите, что «розетка» состоит из «пирамид». Только здесь они имеют вытянутые вершины, а основания нижних треугольников немного
закруглены (нижний треугольник помечен цифрой 3). Следовательно, и резать «розетку» необходимо по правилам резания «пирамиды», то есть, учитывая направления слоев древесины.
Рис.15 Рис.16
Если считать, что вы расположили «розетку» так, что горизонтальная ось ее совпадает с направлением слоев (направления слоев изображены на рис 1), то резать отдельные треугольники необходимо так, как показано на рис. 16. В противном случае гарантированы сколы вершин у треугольников и вы не получите «розетки» высокого качества.
А теперь запомните два важных правила:
1) Никогда не трогайте при наколке или подрезке центр круга. Он является звеном, связывающим лучи между собой. Разрушив его, вы разрушите всю «розетку», и она будет выглядетьнеряшливо выполненной. Поэтому останавливайте нож, не доводя 1 мм до центра круга,
2) При наколке сложных фигур, состоящих из нескольких треугольников, надо правильноопределить точку втыкания ножа, а это всегда вершина треугольника. Именно треугольника,
а не фигуры. Поэтому в центр круга «розетки» нож втыкать не надо.
- Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
- Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам необходимы для дальнейшего выполнения творческих проектов
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-tekhnologii-znakomstvo-s-razlichnymi-vidami-rezby-po-derevu-osobennosti-vypolneniya-geometricheskoy-trekhgranno-vyemchatoy-rezby.html
Геометрическая резьба по дереву
Украшение деревянных изделий геометрическими фигурами: треугольниками, квадратиками, ромбами и кругами – называют геометрической резьбой. Это самый простой способ резьбы, который выполняется всего одним инструментом – хорошо заточенным ножом. Приёмы геометрической резьбы просты. Они представляют собой всего две операции: прорезание поверхности дерева вдоль слоя дерева и прорезание против слоя дерева. Основой большинства орнаментов и узоров в геометрической резьбе является треугольник. Геометрическая резьба хороша тем, что не требует от мастера специальных теоретических знаний по построению рисунка, умения рисовать как такового и сложного набора инструментов. Так же прорезы совершаются на небольшую глубину, что позволяет использовать элементы геометрической резьбы без ущерба общей художественной композиции изделия. Этим видом резьбы можно заниматься прямо дома.
Единственный инструмент – остро заточенный нож для резьбы по дереву. Всё что потребуется – это старание, усидчивость, целеустремлённость и настойчивость. К сожалению, без всего этого овладеть мастерством геометрической резьбы будет невозможно. Создание даже простейшего рисунка требует долгой последовательной, кропотливой работы.
Несмотря на простоту в исполнении, геометрические орнаменты отличаются необычной игрой света и тени.
Элементы резьбы (геометрические фигуру) в определённой последовательности и соответствии с ритмом заключаются в геометрическую фигуру, создавая, таким образом декоративные узоры.
Прежде, чем создавать собственные узоры, рекомендуется изучить геометрическое правило построения кривых. Геометрический узор должен быть симметричным, в противном случае теряется вся композиция изображения.
Самые простые элементы геометрической резьбы – это двугранные прямолинейные или криволинейные выемки. Более широкое применение имеют трёхгранные выемки и скобчатые порезки, а четырёхгранные выемки разных форм используются для создания крупных элементов резьбы. Элементы резьбы представлены на рисунке, где “а”,” в”, “е” – это трёхгранные выемки, “б” и “г” – скобчатые порезки, а “д” и “ж” – четырёхгранные выемки. Используя даже такой нехитрый арсенал элементов можно создавать причудливые узоры геометрической резьбы, так называемые розетки.
Примеры узоры геометрической резьбы по дереву можно посмотреть на рисунке. “А” – вертушка-розетка из трёхгранных выемок, “б” – розетка с кривыми гранями, “в” – квадратики из двугранных выемок, “г” – скобчатые порезки, “д” – орнамент из трёхгранных выемок.
Такие узоры могут применяться практически везде. Для украшения частей мебели, полок, дверей, ваз, деревянной посуды, декоративных кухонных досок, шкатулок и прочих предметов. На фото видно отличное оформление шкатулки при помощи геометрической резьбы по дереву.
Геометрические узоры используют как правило на уже готовых изделиях, которые нуждаются в украшении. По этому выбирать материал заготовки не приходится – работаем с тем, что есть. Тем не менее, если есть возможность выбрать заготовку, то лучше всего выбрать липу. Липа имеет белый цвет и отлично режется во всех направлениях.
Так же отличным материалом может быть осина и ольха. Для геометрической резьбы необходим всего один специальный инструмент – нож-косяк. Косяком его называют из за скошенного лезвия.
Для того, чтобы грамотно нанести разметку понадобится жёсткий карандаш (жесткости не ниже HB), разметочный циркуль, измерительный циркуль, гибкая линейка, ластик и качественный уголок.
Начинается работа с разметки. Разметку лучше вначале выполнить на листе бумаги, а затем перенести на заготовку. У многих даже опытных резчиков возникают трудности с нанесением разметки даже на объёмные заготовки. Например, когда надо оформить цилиндрический предмет или вазу, разметка с листа не подойдёт. Впрочем, с использованием обычного уголка перенос рисунка с бумаги на объёмный предмет становится легче. Разметка должна представлять собой сетку для нанесения надрезов. Когда сетка готова – можно приступать к собственно резьбе.
Заключительный этап работы – это отделка. цель отделки в том, чтобы усилить художественную “силу” изделия. После обработки древесины ножом она становится шероховатой и неприятной на ощупь. По этому её зачищают (шлифуют).
Шлифуют каждую деталь и каждый элемент резьбы по отдельности. Шлифовка производится шлифовальной бумагой, при этом чем мельче шкурка, тем качественнее шлифовка. После этого изделие обрабатывают порозаполнителем, чтобы придать ему ещё большую гладкость.
Отшлифованное изделие натирают воском, а потом покрывают бесцветным лаком.
Для тех, кто только учится резьбе по дереву нет необходимости самостоятельно разрабатывать разметку. Геометрическая резьба по дереву станет легче в освоении в том случае, если использовать готовые схемы. Схемы в избытке есть на сайте, а так же в сети интернет. Так же эскизы для геометрической резьбы по дереву частенько публикуют издания, посвящённые этому виду декоративно-прикладного искусства.Тем, кто совсем не понимает, что надо делать, но хочет овладеть мастерством резьбы по дереву, желательно ознакомиться с видео о геометрической резьбе.
Освоение всего ремесла резьбы придётся начинать именно с резьбы геометрической. Этот способ считается самым простым и доступным всем и каждому.
Начиная заниматься геометрической резьбой, стоит запастись терпением и усидчивостью. Даже самые простые изделия в этом стиле резьбы по дереву требуют колоссальных стараний.
Требуется научиться наносить аккуратную разметку, а после этого долго, нудно и кропотливо вырезать узор будущего изделия сантиметр за сантиметром. Не каждый, кто начинает доводит своё первое изделие до конца.
Но те, кто находят в себе силы полностью постичь геометрическую резьбу по дереву, комбинируя с другими видами резьбы со временем учатся творить настоящие шедевры.
Урок: “Геометрическая резьба по дереву”
Источник: http://stoljar.ru/geometricheskaya-rezba-po-derevu/
Конспект геометрическая резьба по дереву – Школьные Знания.com
ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ВЕСЬ ИНТЕРНЕТЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ: ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ РЕЗЧИКОВ И СОВЕТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ
Резьба по дереву – красивое оформление интерьера и экстерьера для большинства людей, но для некоторых – это интересный и увлекательный процесс. Резные изделия украшали дома наших далеких предков, а узоры на различных предметах быта служили не только для красоты, но и в качестве оберегов. Мы приведём список всех инструментов, которые потребуются для геометрической резьбы по дереву.
Геометрическая резьба по дереву – древнейший и один из самых простых видов резьбы. Именно с нее начинается процесс изучения этого мастерства, ведь она требует минимума инструментов, навыков и умений. Чтобы освоить этот вид резьбы, понадобится нож-косяк, чуть позже – полукруглая стамеска, брусок и вспомогательные материалы: наждачная бумага, лак, морилка.
Ножи для геометрической резьбы
Чтобы научиться вырезать по дереву в представленной технике, можно пойти к опытному мастеру на курсы или осваивать материал самостоятельно – с помощью видео и глядя на фотографии. Для тех, кто выбрал последнее из перечисленного, ниже представлено пошаговое руководство. Кроме того, во многих источниках предлагается скачать альбомы с эскизами и фото резьбы по дереву.
С ЧЕГО НАЧАТЬ УЧЕБУ РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Для начинающих первым делом надо научиться правильно держать нож в руке. Освоить этот прием можно, тренируясь вырезать бороздки на деревянном бруске. Не следует перескакивать этот шаг и переходить к орнаментам, поскольку без первоначальной тренировки изделия не получатся сразу ровными.
Первый вырез: выполнение борозды вдоль волокон дерева
Чтобы научиться понимать эскизы и вырезать, глядя на фото и рисунки, нужно понять, каким образом выполняются самые элементарные приемы.
Необходимо взять нож-резак и небольшой брусок из мягкого дерева. Хорошо для этого подойдет липа: она достаточно мягкая и податливая. Важно определить направление волокна. После этого зажать резак в кулаке в нижней части ручки, тупым углом к себе.
Тупой угол резака носит название пятки. Нож должен быть наклонен немного вправо. Для получения ровной линии пятка должна быть приближена к дереву, но при этом не утопать в нем.
Рука должна идти четко, важно чувствовать, если она отклоняется от прямой линии
Этот первый надрез на дереве носит название надрезки. После ее выполнения надо перевернуть доску на 180 градусов и выполнить подрезку – точно такую же линию с наклоном ножа вправо на расстоянии 2-3 милиметра от первой.
Кроме этого, в начале и в конце будущей борозды необходимо также сделать надсечки. Если все сделано правильно, подрезка и надрезка соприкасаются внутри дерева, и из бороздки выпадет обрезок без лишних усилий.
Если не получилось с первого раза, надо нож вставить в имеющиеся прорези и немного углубить их.
Прорезание борозды поперек волокна дерева
Поперек волокна дерево чуть менее податливо, поэтому резка проходит почти так же, как и вдоль волокон, с единственным отличием: пятка резака должна быть приподнята, а не находиться над самим деревом. Так прорезать породу будет проще, но надо тщательнее следить за тем, чтобы нож не съезжал в стороны от прямой линии.
Сетка, или квадратики – следующий элемент в освоении геометрической резьбы. Чтобы выполнить этот несложный орнамент, надо сначала вырезать полоски вдоль волокон на одинаковой ширине друг от друга, затем проделать борозды поперек волокон. Таким образом получается этот нехитрый узор.
Можно также выполнить сетку не вдоль и поперек бруска, а по диагонали. В этом случае надо еще более тщательно следить за твердостью руки и прямотой прорезаемых линий.
Если получится лишний разрез, в процессе он будет совсем не заметен, но в дальнейшем, то есть во время морения или покраски, обязательно даст о себе знать.
Схема для приемов “сеточка” и “квадратики”.
Вырезание треугольников на дереве: как это сделать правильно
Треугольники – распространенный орнамент на предметах домашнего быта, как разделочные доски, рамки для фото и шкатулки. Треугольники, как правило, вырезаются таким образом: от вершин треугольника к его центру проводят линии, по которым делают надкол резаком.
Для этого носок, то есть острая часть ножа, вводится вглубь материала, а пятка прикасается, но не вводится, в вершину треугольника. Так делается с каждой из вершин. Таким образом, центр треугольника будет самой глубокой точкой в узоре. Далее необходимо наклонить резак направо и вырезать по направлению справа налево и к себе подрезку.
Следующую грань важно вырезать не слева направо, а перевернув брусок. Рука выполняет то же движение, что и с первой гранью.
После освоения самых простых треугольников можно попробовать сделать также треугольники со смещенным центром или с закругленными сторонами. В этом случае техника резки остается все той же, важно только следить за движением руки по размеченным линиям. Такая техника чуть сложнее, но, немного потренировавшись, можно с легкостью повторить рисунок любой сложности.
Источник: https://znanija.com/task/26131013