Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Батик: техника выполнения популярного вида творчестваТехники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, мастера батика говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные кисти для батика тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг. Выглядит так:

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в горячем батике красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые сегодня можно купить в любом магазине товаров для творчества. То, что здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, значительно облегчает технологию росписи по ткани.

Сегодня батичисты могут готовить резервирующий состав (не позволяющий краске затекать за границы рисунка) сами, в домашних условиях (читайте в статье Резерв для батика: делаем сами).

В магазине можно встретить контуры и резервы различных цветов, как, впрочем, и бесцветный (смывающийся) резерв. Очень удобно! Постирал платок или полотно будущей картины, след от карандаша смылся вместе с резервом.

На их месте – сияющая чистая белая полоска, прекрасно ограничивающая и выделяющая цветовые пятна.

Холодный резерв можно наносить и специальными стеклянными трубочками для батика. И резервирующий состав есть специальный для этого, например, фирмы «Хобби».

Узелковый батик

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити.

Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков.

Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

В основном свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.

Роспись по-сырому

Разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Есть несколько видом этой техники. Можно натянутую и увлажненную ткань посыпать сухим красителем (чем меньше, тем нежнее цветовые переходы). Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

Техника «шибори»

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике «шибори» есть несколько отличий. Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

Это стоит почитать:

Методики обучения детей рисованию

Урок по росписи ткани

Источник: http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/batik-texniki-i-vidy.html

Особенности искусства батика

Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства.

Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла. При нанесении красителя на неподготовленную ткань, он растекается произвольно.

И чтобы «ограничить» степень растекаемости, используется резервирующий состав, воск либо механическое ограждение при помощи ниток, жгутов и узлов.

Появление батика

Расписывать по ткани начали практически одновременно с ткачеством. При производстве полотен люди стремились разнообразить и обогатить цветовую гамму. Поэтому вместе с ткацким рисунком появлялись и различные способы ручного нанесения краски на ткань.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Распространение батика

Родиной техники принято считать Юго-Восточную Азию, а само искусство батика существует уже более 2000 лет. Узелковый батик – самая простая из техник, часто встречается у разных народов по всему миру. В Японии подобный способ окрашивания ткани носит название «сибори» или «шибори». Его появление датируют 6-8 веками.

В Западной Африке также существуют древние традиции по окрашиванию тканей в узелковой технике, их примеры можно встретить в Гамбии, Гвинее, Конго, Сенегале, Камеруне. Популярна узелковая техника и в Индии, где она носит название «бандхани. Примеры использования горячего батика встречаются у народов древней Армении, Ирана и Азербайджана.

Одним из крупнейших центров его развития считается Индонезия, остров Ява.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Индонезийский батик

Изначально этот способ применяли исключительно для хлопковой ткани. Перед росписью ее подвергали обработке в несколько этапов, включающих в себя вымачивание, отбеливание и кипячение. Это придавало материалу однородность и необходимую плотность.

Первые красители

Применялись красители только природного происхождения. Цветовая гамма не отличалась разнообразием. В основном это были теплые коричневые оттенки от цвета слоновой кости до темно-коричневого.

Коричневый пигмент добывался из коры дуба и грецкого ореха. Красный – из корня марены, из кермеса и кошенили. Желтый и зеленый цвет давали различные виды лишайников.

Одним из самых дорогих растительных красителей считался индиго, сырьем для которого служили индигоноска красильная, вайда и индиго китайский.

Процесс создания батика в Индонезии

Сама роспись была процессом трудоемким, яванские мастера могли потратить на изготовление одного наряда до нескольких месяцев. Сперва на ткань наносился горячий воск, а затем ее погружали в чан с краской и высушивали. Для каждого цвета цикл окрашивания повторяли. Начинали с самого светлого оттенка и переходили к более темным. В целом задействовали не более десяти цветов.

Батик в Европе

В Европе техника батика распространилась в начале 17 века благодаря голландским мореплавателям. В тот период появилось большое количество мастерских по росписи ткани, где для увеличения производительности труда применялись штампы. Был изобретен состав гутта, благодаря которому появилась техника «холодного батика».

В 19 веке начали появляться синтетические красители – особенно активно их использовали в технике батика. Однако развитие мануфактурной промышленности привело к резкому сокращению изделий ручного труда. Батиком продолжали заниматься только художники, и он закрепился как вид декоративно-прикладного искусства.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Современный батик

В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.

Основные техники

  • Горячий батик.
  • Холодный батик.
  • Узелковый батик.
  • Свободная роспись.

Этапы росписи

Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.

  • Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
  • Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
  • Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
  • Окрашивание ткани.
  • Высушивание работы и снятие с подрамника.
  • Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
  • Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.

Современные материалы

На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика.

Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации.

Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

  • Работа с красителями «под утюг»

Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков.

При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала.

Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.

  • Работа с парозакрепляемыми красителями

Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы.

Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно.

Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.

Ткани для батика

Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.

Читайте также:  Платье с завышенной талией: основы моделирования выкроек

При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия.

Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя.

Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.

Инструменты для батика

Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва.

Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса.

Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Рамы для батика

Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.

Декоративно-прикладная функция батика

Художественная роспись по ткани является видом декоративно-прикладного искусства. Ткань, расписанная вручную, используется для создания панно, одежды и аксессуаров, а также оформления интерьера. То есть изделие будет взаимодействовать со средой, а его основная функция – украшать.

Декоративность в работе с тканью проявляется следующими особенностями:

  • предметы часто изображаются стилизованными;
  • они творчески переосмысливаются;
  • изменяются их размеры, форма и количество;
  • допускается изображение предметов в упрощенном, плоскостном виде, без бликов рефлексов и светотени;
  • при этом нередко встречаются и работы художников, выполненные в реалистичной манере.

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Декоративная композиция

Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры (натюрмортов, пейзажей, портретов)

Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.

Композиционные приемы

Для придания этой выразительности используются определенные приемы.

При организации композиции предусматриваются два варианта. Первый – выделение доминанты, когда все остальные элементы воспринимаются как зависимые, а их расположение подчиняется главному элементу Второй – видение в целом, без выделения отдельных предметов, когда элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.

Композиция должна быть уравновешена. То есть положение каждого элемента в композиции устойчиво и неслучайно. Для установления равновесия важно правильно подобрать размер, форму, направление и расположение элементов.

Еще один важнейший способ передачи композиционной выразительности – ритм. В зависимости от расположения элементов композиция будет либо статической (симметричное расположение фигур), либо динамической (асимметричное).

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

pixabay.com

Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие.

Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат.

Источник: https://FashionElement.ru/baza_znaniy/rukodelie/iskusstvo-batika

Техника выполнения батика

Батик: техника выполнения популярного вида творчества


  • Обратная связь
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
  • Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
  • Как определить диапазон голоса – ваш вокал
  • Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
  • Целительная привычка
  • Как самому избавиться от обидчивости
  • Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
  • Тренинг уверенности в себе
  • Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”
  • Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

  1. Как научиться брать на себя ответственность
  2. Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
  3. Световозвращающие элементы на детской одежде
  4. Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
  5. Как слышать голос Бога
  6. Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
  7. Глава 3. Завет мужчины с женщиной
  8. Батик: техника выполнения популярного вида творчества

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

  • Батик: техника выполнения популярного вида творчества
    Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
  • Батик: техника выполнения популярного вида творчества
    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
  • Введение.

Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт.

Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика.

Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость.

Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию.

Таким образом, работа в технике батика дало мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способность.

Полагаю, что данный реферат может иметь практическую пользу для введения данной техники в программу обучения девочек на уроках технологии.

Из истории батика.

Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.

) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности.

Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.

В дословном переводе с яванского слово «батик» означает рисование горячим воском.

В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску — индиго.

Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено.

В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика — одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц!

С 19 века в Европе батик нашел применение в декоративных тканях. Современный батик отличается огромным многообразием техник исполнения. Применение акриловых красителей вывело искусство декорирования ткани на новую ступень развития.

В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века вместе с увлечением стилем “модерн”. Мода времён НЭПа обусловила спрос на роскошные шёлковые шали, платья с ассиметричным рисунком.

Вскоре батик был обвинён в мещанстве и увлечение им прошло. В 50-е годы появился лозунг: ” Каждой женщине по красивому платку!”.

Потом в технике батик стали декорировать ткани для оформления сцен в театрах, для оформления кафе, концертных залов.

Сейчас батик очень популярен.

Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.

Техника выполнения батика.

Батик — это вид ручной росписи по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса.

За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости.

Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).

Всего существует несколько видов батика. Основные – горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.

Горячий батик.

Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение.

Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани.

По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

( см.Приложение 1)

Холодный батик.

Преимущественно холодный батик используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы.

Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы.

Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены.

( см. Приложение 2)

Свободная роспись.

В свободной росписи способность краски растекаться в той или иной степени используется как художественный приём. При этом способе максимально проявляется индивидуальность художника. Владеют этим способом люди подготовленные.

Читайте также:  Вышивка крестом иконы: учимся правильной последовательности в работе

( см . Приложение 3)

Сухой батик.

Производится по обработанной солевым раствором поверхности. В роли резерва выступает концентрированная тушь, а свободная кистевая роспись производится густыми красками. В результате получаем сочетание графических линий контура и свободную роспись в пределах этих линий.

(см.Приложение 4)

Источник: https://megapredmet.ru/2-18431.html

Творческий проект «БАТИК»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Семикаракорска им.Б. Н. Куликова».

Творческий проект

«БАТИК»

Батик: техника выполнения популярного вида творчества

  • Выполнила: ученица 8 «В» класса
  • Мартынова Татьяна
  • Руководитель: учитель технологии

Колыхалина С. С.

Оглавление

  1. Введение.

  2. Из истории происхождения батика.

  3. Батик в России.

  4. Технологический процесс:

  5. Составление схемы обдумывания.

  6. Выбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования.

  7. Техника выполнения.

  8. Организация рабочего места, техника безопасности.

  9. Экономическое обоснование.

  10. Самооценка результата.

  11. Несколько правил для начинающих.

  12. Используемая литература.

Введение

Человек любит окружать себя красивыми вещами. Он старается создавать все новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождаются в искусство. Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных является роспись и украшение ткани.

Искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить.

Искусство росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней.Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками.

Батик широко используется в дизайне интерьеров и позво­ляет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами. Изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Батик – это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот – все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.

Из истории происхождения батика

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского “батик” — рисование воском.

Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен.

В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров.

Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты.

В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Батик в древности был распро­странен и в Индии, где способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры вос­ком» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки не прокрашенной тка­ни.

В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственнымкультурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами.

Такие ткани использовались для изготовления кимоно.Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей.

Благодаря предприимчивымголландцам батик попал в Европу.В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей — ремесленников.

Но в начале XX века батик снова во­шел в моду в Европе, Англии и Америке.

Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гута, смесь каучука и бензина.

Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной.

Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.

Батик в России

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика, большинство Россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей.

Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии батика, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика.

Не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно. Изначально батик получил свое развитие только в крупных городах нашей страны. При этом мастера не были профессионалами своего дела. О батике практически ничего не знали.

Большой художественной ценности российский батик не представлял.

Позже художники начали экспериментировать. Творческой фантазии не было предела. И вот на свет появились первые небольшие шедевры в стиле «батик»: оригинальные платки с восточным орнаментом, платья с ассиметричным рисунком.

Затем российское общество решило избавиться от батика как от мещанского пережитка. Однако полностью батик в нашей стране не пропал. Позже ткани стали расписывать орнаментом с советской символикой. В 50-х годах XX столетия С.Темерин занялся изысканиями в области батика.

Именно благодаря ему остались известны имена А.А.Алексеева, Н.Вахмистрова, Т. Алексахина и других, которые стояли у истоков развития особой техники росписи по ткани, батика. Именно они разрабатывали сюжеты для платков. А позже их композиции нашли применение в изготовлении панно.

Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране.

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уров­не, с ярко индивидуальным техниче­ским и художественным подходом, что находит свое отражение в регуляр­ных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.

Он соединяет особенности таких традиционных художественных тех­ник, как акварель, графика, витраж, мозаика.

Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно соче­таясь с различными стилистическими и цветовыми решениями.

Батик позво­ляет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами. Батик это удивительное искусство, которое не прекратит своего развития.

  1. Технологический процесс:
  2. Составление схемы обдумывания.
  3. Инструменты и приспособления.
  4. Себестоимость.
  5. Выбор рисунка.
  • Технологическое изготовление.
  • Охрана труда.
  • Картина, выполненная в технике батик.
  • Оборудование.
  • Проблема потребления.
  • Ткань.
  • Выбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования.
  • Для росписи ткани используются следующие инструменты:
  • Деревянная рама
  • Стеклянная трубочка
  • Ёмкости для смешивания красок
  • Мягкие кисти
  • Резиновая груша
  • Ткань: шелк, хлопок, вискоза
  • Резервирующий состав
  • Краски для росписи ткани.

Техника выполнения.

Для начала нужно собрать деревянную раму, после этого её не обходимо обработать клеем ПВА, для того что бы краска которая будет нанесена на ткань не попала на раму и она от этого не разбухла.

После того как клей на раме высох, я беру заранее приготовленный кусок ткани, в данном случае шёлка, пропитываю его водой, лишнюю влагу убираю, тщательно расправляю ткань, прикладываю к раме и закрепляю её канцелярскими кнопками.

После того, как я убедилась, что ткань туго закреплена на раме я оставила её сохнуть.

После того, как ткань высохла, я беру подготовленный мною заранее эскиз, прикладываю его под раму так, что бы рисунок тщательно проглядывался и обычным карандашом перевожу его на ткань.

Потом я наполняю стеклянную трубочку резервирующим составом и обвожу рисунок на ткани, после того как резервирующий состав высох, необходимо проверить тщательно ли я нанесла его, иначе картина не получится.

Я взяла баночку с водой и кисть и начала мокрой кистью обводить рисунок на ткани, я убедилась в том, что резервирующий состав нанесён тщательно. Потом я взяла краски для ткани и начала наносить их.

Организация рабочего места, техника безопасности.

1. При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.

2. При использовании для натяжения подрамника электрического пистолета не беритесь за инструмент влажными руками, не оставляйте инструмент включённым, не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.

3. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.

4. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.

5. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении.

Экономическое обоснование.

Для изготовления этой работы мне потребовались следующие материалы:

Название материала, инструмента. Цена за единицу Стоимость.
1 Набор «Батик-Хобби» 350руб.
2 Пяльцы 250руб.
3 Ткань 170руб.
4 Кисти 20руб. 60руб.
Всего 350+250+170+60=830руб.

Самооценка результата.

Закончив работу над творческим проектом, я провела самоанализ. Считаю, что из всех рассмотренных вариантов батика, я выбрала оптимальный, так как такая техника выполнения легче, чем все остальные. Мои занятия и способности позволяют выполнить более сложную работу.

Несколько правил для начинающих.

  • Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.
  • Если вести трубочку по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.
  • Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.
  • Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной.
  • Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
  • Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва – стеклянная трубочка длиной 14-18 см. (они продаются в художественных салонах или делаются на заказ).
  • Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна. Подкрасить резервные линии помогут обычные цветные карандаши. Способ несложный, но характерный для карандаша штрих сохранится под резервом.
  • После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.
  • Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.
  • Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.
  • Темный цвет осветлить уже никак не удастся.
  • После того, как вы завершили свою работу, ткань необходимо высушить, Снять воск с поверхности ткани – погладить работу между несколькими газетами разогретым утюгом, меняя газеты по мере необходимости. Следует повторять данную операцию до тех пор, пока воск полностью не сойдет.
Читайте также:  Костюм ангела для девочки своими руками для новогоднего утренника

Используемая литература.

  1. Ресурсы интернета.

  2. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону: Феникс, 2007.

  3. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение , 1994.

Источник: https://multiurok.ru/files/tvorcheskii-proekt-batik.html

Мастер-класс: Художественная обработка тканей в технике батик. Технология узелкового батика

Тема мастер – класса: Художественная обработка тканей в технике батик. Технология узелкового батика.

Цель мастер-класса: знакомство с техникой «Шибори» – разновидностью узелкового батика.

Задачи мастер класса:

  1. Формирование умений и навыков по выполнению изделий в технике узелкового батика;

  2. Развитие навыков работы со специальными красками для росписи по ткани;

  3. Развиватие художественного вкуса и индивидуальности;

  4. Развитие творческих возможностей;

  5. Развитие умений применять полученные знания на практике.

План мастер-класса:

  1. Сообщение темы и цели мастер-класса;

  2. Знакомство с историей батика;

  3. Виды батика;

  4. Особенности узелкового батика;

  5. Последовательность росписи ткани в технике «Шибори».

  • Материалы и оборудовании:
  • Зрительный ряд: презентация «Узелковый батик» образцы работ, выполненные в технике «Шибори».
  • Художественные материалы и принадлежности: белая ткань, краски для росписи по ткани, канцелярские зажимы, треугольные формы для сдавливания, одноразовые стаканчики, кисти, баночка с водой, одноразовые перчатки, клеёнка, салфетки
  • Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор.
  • Ход мастер-класса:

Здравствуйте! Все больше людей предпочитают оригинальный стиль в одежде и предметах интерьера. И правильно, как еще можно проявить собственную индивидуальность? В этом желании и кроется причина того, что люди стали стремиться сделать что-то прекрасное своими руками. И не случайно, искусство батика или ручной росписи ткани, становится все более популярным.

Сегодня мастер-класс посвящен освоению одной из самых распространенных техник батика – «узелковый». Поскольку и в этом виде батика существуем больше количество разновидностей, поэтому мы познакомимся только с одной из них, распространенное название которой – техника «Шибори» или «Сибори», как произносят это слово японцы – так называется складной батик.

Знакомство с историей батика

Для начала – немного истории. Ручная роспись по ткани называется «батик» – в переводе с индонезийского «капля воска на ткани». Искусство это очень древнее, период его возникновения насчитывает более 2000 лет.   С тех давних времен многие народы занимались и  развивали технологию батика. Но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии.

Считается, что именно отсюда батик пришел в Европу и получил в ней широкое распространение в ХVII – XVIII​вв. Но и мастера древнего Перу, Японии, Шри-ланки, Индии, Китая, некоторых африканских стран с незапамятных времен владели различными техниками росписи ткани.

Расписанная вручную одежда традиционно считалась священной, такие вещи служили в качестве оберегов.

Виды батика

Техник росписи много и у каждой свои истоки. Но все виды батика –   это технология ручной роспись ткани с использованием различных резервирующих средств.  Резервом называют специальные составы,  не позволяющие краске  уходить за границы и препятствующие смешиванию цветов.

В технике горячего батика в качестве резерва используется воск, в холодном батике чаще всего резиновые и бензиновые резервы. ​​ В древности раскрашивалась одежда и ткань природными красителями – экстрактами трав и минералами.

В настоящее время для росписи используют анилиновые красители, экологически чистые и простые в обращении.

Работать в технике батик лучше всего по натуральной ткани: хлопку, батисту, даже шерсти – можно и по искусственной ткани, ну и, конечно же, по «королю» тканей – шёлку.

На шёлке краски выглядят более насыщенными и растекаются быстрее, поэтому расписывать шёлк – одно удовольствие, да и изделия из шёлка смотрятся гораздо благороднее.

Работать лучше мягкими кисточками хорошего качества разных размеров.

Технику росписи можно подразделить на несколько видов, в зависимости от способа нанесения рисунка.Свободная роспись, с которой легко начать знакомство с батиком новичку, но в которой и нет предела совершенству, берет начало в Японии и Китае.

Много веков назад художники этих стран тушью наносили на шелк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения птиц и бабочек.

Кисть в руке мастера свободно скользила по поверхности, не стесненная никакими контурами, поэтому современная роспись без применения контурных составов называется свободной. Горячий батик возник в Индонезии. Местные жители изображали на национальной одежде – саронгах – яркие тропические цветы.

Для нанесения рисунка на ткань использовали растопленный воск. Его в виде точек и линий наносили на поверхность ткани с помощью небольшой металлической емкости с носиком. Ткань с нанесенными восковыми линиями опускали в краситель и ждали, пока цвет фона не станет достаточно ярким.

Если узор хотели сделать многоцветным, восковое покрытие вновь наносили на те участки рисунка, которые должны были сохранить цвет фона, и опускали ткань в другой краситель. Окрасив ткань, высушив её и сняв воск, получали белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Холодный батик появился в начале XX века с изобретением в России резервирующего состава на основе очищенного бензина и натурального каучука, не требующего нагревания.

В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Особенность этого способа в том, что рисунок в итоге имеет графически четкий характер.

При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки.

Особенности узелкового батика

Техника узелкового батика пришла с островов Океании.   Поскольку она координально разнилась с остальными, то ей даже дали свое название – «тритик”. В Малайзии и Индонезии с давних времен эта техника известна под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”.

Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывается так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. В узелковом батике это достигается с помощью узлов, прищепок, зажимов, т.е. происходит механическое резервирование тканей.

Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы – пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний.

Одним словом – это способ механического резервирования тканей. Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию:

  1. – Завязывание узлов;
  2. – Скручивание;
  3. – Складывание и подгибание;
  4. – Прошивание.

Поэтому материалы необходимые для узелкового батика помимо ткани и красителей – это: нитки для скручивания, иглы для прошивания, пластиковые трубки для наматывания ткани, разнообразные зажимы и даже камешки для придания узелкам формы. Эффекты , получаемы при различных вариантах подготовки к росписи в узелковом батике великое множество – это и «Чешуя», «Мрамор», «Сетка» и др.

Последовательность росписи ткани в технике «Шибори»

Принцип  «шибори» — неокрашиваемые участки ткани защищены от проникновения раствора красителя с помощью сдавливания.В основе этой техники приёмы — складывание, скручивание и  плиссировки.

  • Итак, сегодня мы изучаем этапы нанесения рисунка на ткань в технике узелкового батика – шибори с использованием приема складывания.
  • Подготовительно-организационный этап
  • Подготовка рабочего места и соблюдение несложных правил безопасного труда помогут вам результативно поработать. Вот несколько правил:
  1. Работать желательно в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки от окрашивания.

  2. Стол покрыт клеенкой.

  3. Соблюдайте технику безопасности. Помните, важно знать, что капля краски, попавшая на одежду, уже не смоется без следа.

Необходимо организовать рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. Перед вами ткань, за ним краски, емкости с водой. Вам понадобятся несколько цветов красителя. Красители подбираем в соответствии с палитрой цветов. Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством.

Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен. Лучше использовать родственные цвета цветового круга, которые расположены в одной четверти его.

При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода.

Последовательность росписи ткани:

  1. Увлажняем ткань, отжимаем её (можно и оставить сухой)

  2. Раскладываем ткань на клеёнке. Складываем её пополам, затем каждую из половинок свернуть пополам к центру. Полученную полосу ткани вернуть последовательными треугольниками.

  3. Зажимаем её двумя специальными треугольными формами для сдавливания (плотный картон, обернутый скотчем) и канцелярским зажимом.

  4. Набираем краску на кончик чистой кисточки (мыть кисточки после каждого цвета).

  5. Мягкими, но быстрыми движениями кисти наносим мазки, не стремясь полностью закрасить большие участки поверхности. Сначала работаем с одним цветом, потом с другим с обеих сторон.

Затем необходимо просушить ткань (примерно сутки), прогладить утюгом с изнаночной стороны. Данный вид росписи можно применить для росписи наволочек, шарфов, салфеток.

В заключение можно отметить, что вариантов узелкового батика великое множество и для занятий им не нужны серьезные художественные навыки, а лишь желание сделать свою жизнь немного ярче. Изучив основные приемы узелкового батика можно изготовить красивые предметы гардероба и интерьера.

Используемая литература:

  1. А.А.Ярыгина Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий по разделу «Художественная роспись ткани» / – Волгоград: Учитель, 2006 – 78с.

  2. Ю.С.Сараева Роспись по ткани. Серия «Рукодельница»/ – Ростов на Дону: «феникс», 2000 – 160с.

  3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: batikdesign.narod.ru

Источник: https://infourok.ru/masterklass-hudozhestvennaya-obrabotka-tkaney-v-tehnike-batik-tehnologiya-uzelkovogo-batika-1030480.html

Ссылка на основную публикацию