Аппликации из цветной бумаги — это замечательный способ не только занять ребенка на время, но и развить его способности, творческое мышление.
Часто аппликации включают в себя работу с мелкими предметами, что позволяет развивать мелкую моторику рук.
Аппликации довольно просты в своем исполнении и требуют минимальных навыков, зато позволяют фантазии разыграться на полную катушку, а также лучше помогают ребенку запомнить формы, цвета и названия фигур и предметов.
Не стоит думать, что аппликации из бумаги обычно делают дети только в детском саду. Аппликации также интересно делать и в 1 классе, и в 3 классе. Главное — подобрать интересные темы.
Конечно, в первую очередь для создания аппликаций из бумаги нам потребуется:
- Бумага. Цветная, белая, плотная, тонкая. Любая бумага, с которой будет удобно работать вашему ребенку;
- Ножницы, чтобы вырезать крупные и мелкие детали. При работе с ножницами не стоит оставлять ребенка одного;
- Клей, чтобы закреплять различные детали вместе на фоне;
- Картон. Как правило, аппликацию мы собираем на картоне, он является фоном, по цвету картон нужно подобрать так, чтобы не перекрывать основную композицию.
Геометрические фигуры
Геометрические фигуры часто используются в аппликациях, чтобы помочь ребенку развить глазомер и пространственное мышление, а также чтобы ребенок мог без труда совместить разные, подходящие друг другу цвета.
Можно заранее распечатать разноцветные фигурки на листе бумаги и предложить детям вырезать их по контуру. А можно использовать трафареты с заданием, чтобы ребенок мог по точкам соединить фигуры, дорисовать их самостоятельно, раскрасить и вырезать.
Для начала можно просто попросить детей составить легкий узор из геометрических фигур на полоске бумаги. Для этого предложите детям вырезать различные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы одного размера. Пусть это будут разноцветные фигурки.
А затем их задачей будет сложить из них геометрический узор на белой полоске бумаги. Пусть каждый ребенок проявит фантазию и расположит геометрические фигуры так, чтобы получился орнамент.
Помните, что сначала нужно просто расположить фигурки так, как мы хотим их видеть в итоге. И лишь затем, когда картинка нам окончательно нравится и мы не хотим ничего менять, стоит начать приклеивать их к бумаге.
После того как занятие с узором прошло успешно, можно переходить к заданию посложнее — собиранию животных, людей и так далее. Здесь каждый ребенок должен придумать свой сюжет.
Будет ли это клоун с мячами, цыпленок или Русалочка, каждый решит сам. И сам же заготовит необходимые геометрические фигуры.
Конечно, педагог не остается при этом в стороне, а активно принимает участие в выборе ребятишек, помогает определиться с количеством фигур, с их формами, размерами и так далее.
Вот несколько примеров, кого можно собрать из геометрических фигур. Здесь можно встретить и божью коровку, и котенка, и слона, и тюленя, и даже полет бабочки. Все будет зависеть только от фантазии ребенка!
Аппликации с геометрическими фигурами подходят для детей, учащихся в начальной школе, и для дошкольников.
Прочтите это: Аппликация “Ветка рябины” из салфеток и других материалов
К 9 мая
День Победы в нашей стране отмечается с особенным трепетом, поэтому подготовка к 9 мая проходит задолго до праздника. Дети всех возрастов мастерят подарки ветеранам, особенно своим бабушкам и дедушкам. Подготовка такой аппликации — хороший повод обсудить с ребенком значение этого дня для нашей страны, напомнить ему о подвигах наших соотечественников.
Одна из самых простых аппликаций к 9 мая — это «Гвоздики». Сделать их очень легко.
Нам потребуется картон для фона (в нашем мастер-классе используется голубой, символизирующий мирное небо над головой), красная и зеленая цветная бумага, клей, ножницы, а также карандаши, фломастеры или мелки, чтобы написать победный лозунг или поздравления.
Сначала вырезаем все детали:
- Длинные тонкие полоски — это стебли и листочки из зеленой бумаги;
- Красные круги одного диаметра для самих цветов гвоздики. Мы сделаем их объемными, поэтому для каждого цветка нам понадобится по четыре круга. Каждый круг надрезаем по краям не слишком глубоко — это нужно, чтобы получить острые лепестки гвоздики. Затем приклеиваем 4 круга друг на друга и сгибаем пополам. Будет смотреться еще интереснее, если для работы с лепестками вы возьмете гофрированную бумагу или красные бумажные салфетки.
Теперь начинаем работу над самой аппликацией. Сначала приклеим стебли и листочки к ним. Затем приклеиваем к стеблям получившиеся объемные лепестки, слегка перекрываем их зеленой бумагой. Такую работу проделаем для каждого из трех цветов.
Теперь красными карандашами, фломастерами или любыми другими материалами пишем слова «Победа», «С 9 мая», «Ура, товарищи» и так далее. Аппликация готова!
Прочтите это: Аппликации из геометрических фигур для детей любого возраста
Осенняя тематика
Тема «Осень» популярна в начале учебного года, поэтому часто на аппликациях на эту тему присутствуют листья, овощи и фрукты, птицы. Если поискать в Интернете, можно легко найти массу фото с инструкцией, как сделать ту или иную поделку, или аппликацию.
- Осенние аппликации выполняются легко и довольно быстро, а главное, всегда с интересом!
- Для создания аппликации «Пришла осень» возьмем:
- цветную бумагу осенних цветов: зеленый, красный, желтый, оранжевый, коричневый;
- картон для основы;
- клей;
- ножницы;
- карандаш.
Приступим к работе.
Сначала из коричневой цветной бумаги вырежем стволы деревьев и наклеим их на картон. Затем из цветной бумаги зеленого, красного, оранжевого и желтого цветов вырезаем листья. Можно вырезать их, опираясь на настоящие листочки, которые педагог показывает перед выполнением задания, а можно вырезать своеобразные закругленные ромбы, как в нашем мастер-классе.
Теперь приклеиваем листочки к стволам деревьев, образуя на последних крону. Порядок приклеивания может быть любой, листочки могут идти внахлест друг другу. Оставьте немного листьев, чтобы потом приклеить их внизу, у корней деревьев. Ведь, как известно, осенью листочки опадают.
По желанию можно добавить немного зелени в виде травки внизу. Аппликация готова!
Видео по теме статьи
- Наверняка, тема аппликаций всегда будет занимать детей, поэтому давайте посмотрим еще несколько видео-уроков, чтобы набраться опыта и передать его малышам!
Источник: https://knittochka.ru/applicaciya/applikacii-iz-cvetnoj-bumagi.html
Детские аппликации из бумаги своими руками
Аппликация из бумаги, сделанная своими руками, – хороший способ самовыражения ребенка. Она позволяет сделать собственные картины, проявлять художественный талант, создавая картины своими руками.
Из кусочков бумаги получаются мозаика, бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок и даже танк.
Чтобы сделать простые аппликации из бумаги для ваших детей своими руками, достаточно соединить в определенном порядке шаблоны, и получатся картинки своими руками.
Дети очень любят вырезать красивые фигурки из цветной бумаги своими руками и составлять из них различные картинки (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие). Такие детские картинки называются аппликациями.
При этом можно использовать как шаблоны, так и придумывать собственные рисунки. Детские аппликации из тонкой цветной бумаги – отличное занятие для развития творческих способностей и познавательной деятельности вашего малыша.
Для того чтобы соотнести реальный предмет с его изображением и тем более представить реальность в рисунке, требуется образное мышление и пространственное видение. Прежде чем нарисовать предмет, малыш должен запомнить его:
- форму,
- расположение,
- цвет,
- размер,
- составляющие части.
Кроме того, аппликации, сделанные цветной бумаги, развивают:
- мелкую моторику,
- внимание,
- усидчивость,
поскольку процесс приклеивания требует точности и аккуратности. Дети в процессе занятий учатся логически мыслить, сравнивать предметы по различным параметрам, находить аналогии, обобщать.
Детские аппликации из тонкой цветной бумаги (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие) тесно связаны с сенсорным восприятием мира. Обрабатывая лист бумаги, сгибая его, разрезая и приклеивая, ребенок учится кончиками пальцев ощущать мир.
Учеными давно доказано, что развитие чувствительности пальцев способствует лучшему умственному развитию, воспитанию нравственно-волевых качеств. Желательно, чтобы бумага для аппликаций все-таки была разных цветов. Таким образом, малыш учит оттенки красок, понимает, что значит сочетаемость цветов, в его мир входят понятия контрастности, однотонности.
Конечно, данные представления должны объяснить ребенку родители.
Поскольку малышу самому, как правило, трудно сделать детские аппликации (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие), то процесс создания контура, вырезания и приклеивания превращается в совместное творчество взрослого и ребенка.
Лучше всего начинать заниматься аппликацией с детьми от 2 лет под присмотром взрослых, так как ножницы и другие колюще-режущие предметы, участвующие в процессе, могут быть небезопасны для жизни. Попробуйте сделать аппликации своими руками вместе из кусочков бумаги, чтобы получилась мозаика.
В этом возрасте ребенок уже может учиться держать инструменты и пытаться вырезать по контуру. Сделать аппликацию своими руками (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие) в более раннем возрасте не следует: малыш еще не поймет цели занятия и рискует навредить себе.
Лучше приступать к обучению ребенка аппликации по шаблонам. На нашем сайте мы предлагаем вам аппликации из бумаги-шаблоны, которые вы можете распечатать, прикладывать к листу цветной бумаги, обводить и вырезать. Когда малыш научится уверенно работать с шаблоном, можно сделать собственные рисунки. Так, малышам очень нравится ежик. Его легко сделать своими руками из кусочков бумаги. Получается очаровательная мозаика, в которой скрывается симпатичный ежик.
Кроме того, здесь Вы можете скачать необычные шаблоны игрушек из бумаги (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие).
Не ленитесь! Проведите какое-то время со своим ребенком, даже если вам это занятие кажется скучным и бесполезным. Это на первый взгляд. Спустя некоторое время ваши попытки дадут свои плоды. Ребенку понравится творить своими руками, рисовать, играть с цветом, и вы сможете испытать заслуженную гордость за себя как любящих и знающих родителей. Подборка материалов
Перед Вами бесплатные шаблоны, которые вы можете использовать для детских аппликаций из бумаги своими руками (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие).
Не ленитесь! Проведите какое-то время со своим ребенком, даже если вам это занятие кажется скучным и бесполезным. Это на первый взгляд. Спустя некоторое время ваши попытки дадут свои плоды.
Ребенку понравится творить, рисовать, играть с цветом, и вы сможете испытать заслуженную гордость за себя как любящих и знающих родителей.
Подборка материалов
- Перед Вами бесплатные шаблоны и мозаика, с помощью которых может быть выполнена аппликация из тонкой цветной бумаги (бабочка, ежик, солнышко, сова, кораблик, самолет, ракета, машина, рыбка, лебедь, дерево, мишка, кошка, цыпленок, танк и другие):
- Симпатичный мишка:
- Динозавр:
- Овощи из бумаги: помидор, тыква, кукуруза, капуста, огурец, морковь
- Медведь
- Корова:
- Фиолетовая собачка:
- Собачка:
- Киски и одежда к ним:
- Машина:
- Слон:
- Зайчик:
Источник: http://steshka.ru/detskie-applikacii-iz-bumagi
» Развитие творческих способностей дошкольников с помощью аппликации
Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка не ограничивается эстетической стороной. Изобразительная деятельность, как известно, многогранна, и каждый ее вид способен оказывать определенное воздействие.
В данной статье мы рассмотрим аппликацию, которая также играет весомую роль в процессе воспитания и обучения дошкольников, способствуя формированию многих личностных качеств, эстетических и психических возможностей детей.
Значимость занятий аппликацией для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса
- формирование художественных и графических навыков
- становление эстетического восприятия окружающего мира
- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии
- воспитание культуры зрителя
- формирование знаний о мировой художественной культуре
- развитие мелкой моторики
Приобщать малышей к занятиям аппликацией можно, начиная с 2-3 летнего возраста.
В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребенка, придавая ей характер созидания.
Этот период является весьма благодатным для формирования самостоятельности детей. В плане занятий аппликацией малыш 2-3 летнего возраста может следующее:
- осознавать качества и свойства бумаги – она может быть гладкой или шершавой, плотной или мягкой, блестящей или матовой, разноцветной, ее можно разрезать или смять, скатать и порвать
- получать первые знания о тех инструментах, которые необходимы для занятий аппликацией (ножницы, клей, кисточка и т.п.)
- откликаться эмоционально на предложение взрослого принять участие в создании поделок
- интересоваться элементарными действиями с бумагой
- стремиться самостоятельно осуществлять эти действия
- узнавать изображения, получившиеся в результате работы, радоваться вместе со взрослым
В возрасте 2-3 лет малыши могут выполнять полуобъемные и «мозаичные» предметные аппликации, изображая с их помощью самые простые явления окружающего мира. Это могут быть фрукты, овощи, веточки с ягодами или цветами. Выполненная на цветной бумаге и помещенная в рамку, такая яркая аппликация будет радовать глаз ребенка. Ее вполне можно использовать для украшения интерьера детской комнаты!
Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия.
Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц.
Только взрослый может передать малышу знания о функциях инструментов, показать, как можно использовать тот или иной материал, помочь овладеть спецификой работы с ним.
Отдельные действия ребенка включаются в полноценный процесс создания аппликации. Например, малышу можно поручить смять бумагу в комочек, скатать ее в шарик и т.п., постепенно усложняя задачу.
Таким образом, ребенок готовится к более содержательному участию в процессе работы над поделкой. Поначалу малыш не воспринимает четко цвет или форму, не замысливает итоговое изображение.
Но трехлетнему ребенку вполне можно поставить задачи сложнее.
- Составить узоры на квадратной, прямоугольной или треугольной бумаге, сложив их из геометрических форм
- Составить простые предметы из готовых форм (например, снеговика, домик или елочку)
- Научиться пользоваться ножницами, резать бумагу по сгибу (сначала узкие, потом более широкие полоски, требующие нескольких взмахов)
- Научиться смазывать детали бумаги клеем при помощи кисточки
- Осознанно относиться к порядку выполнения аппликации (в первую очередь необходимо выложить узор или предмет, затем каждую деталь приклеивать последовательно)
Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить:
- Вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру
- Создавать аппликации с использованием сухих листьев
- Располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал)
поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями.
Рука малыша действует более уверенно, поэтому ребенку становятся подвластны другие способы вырезания.
Дошкольник может закруглить углы прямоугольника, получив круг или овал, срезать по прямой углы, получив трапецию или разрезать по диагонали квадрат, получив треугольники. Уже можно использовать готовые трафареты (в форме цветов, грибов и т.д.)
Научившийся пользоваться ножницами ребенок может вырезать детали не только из бумаги, но также из ткани (х/б, драп). Такие поделки более разнообразны в использовании. Дети 4-5 лет учатся также создавать аппликации из листьев растений, чередуя их по величине, форме, цвету, симметрично располагая на картоне той или иной геометрической формы.
Следует помнить, что листок растения нельзя мазать клеем по той же схеме, что бумагу или ткань (по контуру кисточкой) – раскрошится. Кисточка здесь двигается от указательного пальца на левой руке к краям листка. В распоряжение ребенку предоставляются новые материалы – семена или веточки.
Например, изображая бабочку, брюшко можно нарисовать или сделать из листочка, глазки можно нарисовать или приклеить семена.
В этом возрасте (5-6 лет) дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание, учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой).
поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев (они считаются самым трудным видом аппликации).
Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо), затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно).
Дошкольники 5-6 лет уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу непосредственно над аппликацией.
Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, вы создаете основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Материалы для аппликации
Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с ней необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки.
Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. К примеру, если вы хотите живописать цветы, то лучше это делать на зеленой бумаге, кораблик – на синей, птиц – на голубой и т.п.
Для отдельных элементов аппликации подойдет упругая, эластичная бумага сочных расцветок.
Ножницы, с которыми работает ребенок, должны иметь закругленные кончики. Хранятся ножницы в специальных подставках ручками вверх. Научите ребенка соблюдению осторожности при работе с ножницами – это не игрушка, нельзя ими размахивать, всегда необходимо аккуратно убирать их на место.
https://www.youtube.com/watch?v=6m0MhY2tosQ
Кисточки подбираются разных размеров, поскольку элементы аппликации также бывают разными – мелкими и крупными. Если в одной поделке сочетаются крупные и мелкие детали, очевидно, что понадобится две кисти.
Для больших поверхностей применяются плоские широкие кисти. Объясните ребенку и покажите ему, что после работы кисть нужно тщательно промыть в теплой воде, высушить, а затем убрать в специальную подставку, поместив кисточку ворсом вверх.
В процессе работы кисть можно класть на горизонтальную поверхность.
Детали поделки можно наклеивать при помощи собственноручно изготовленного клея – мучного или картофельного. Соответственно, понадобится пшеничная или картофельная мука.
Залейте ее стаканом воды и подогрейте на слабом огне, помешивая периодически, не доводя до кипения.
Дождитесь густоты и прозрачности клейстера, затем снимите с огня, остудите и перелейте в керамическую или фарфоровую емкость.
Для работы также понадобится чистая подстилка, на которой ребенок будет намазывать детали клеем – это может быть просто белая бумага, которую вы будете периодически менять.
Работа над аппликациями из бумаги с использованием перечисленных инструментов помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия.
Малыши учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.)
Подбирая бумагу для работы, обращайте внимание на ее эластичность. Детали не должны ломаться, Трещины на сгибах значительно снизят эстетический эффект, вызовут у малыша чувство неудовлетворенности поделкой. Выбирайте бумагу упругую и гибкую, которая хорошо поддается обработке, не требует дополнительных усилий при складывании.
Тканевые аппликации
Распространенным видом декоративно-прикладного искусства является вышивка, к разновидностям которой относится, в частности, аппликация из ткани.
Тканевые аппликации подразумевают укрепление на одном куске ткани элементов из другой ткани либо при помощи клея, либо путем пришивания. Такие поделки бывают сюжетными, предметными, как одноцветными, так и многоцветными.
Тканевые поделки требуют определенных умений, ведь ткань резать сложнее, чем бумагу, ее края осыпаются, что затрудняет работу.
Из природного материала
Народные умельцы из Украины, Молдавии, Белоруссии издавна используют солому в качестве поделочного материала, изготовляя из нее игрушки, коврики и даже сумки, украшая ею рамки, шкатулки.
Соломенные аппликации выглядят невероятно привлекательно, радуют взгляд золотистым отливом благодаря глянцевой поверхности соломы и ее продольно расположенным волокнам, способным в определенном положении отражать свет.
Расположив солому под разными углами, можно добиться неповторимого золотого блеска. Поделки из соломы послужат прекрасным элементом интерьера, а сувениры из нее станут приятным подарком. Предметная аппликация из соломы вполне по силам ребятам старшего дошкольного возраста.
Выбирайте прямоугольные элементы для упрощения работы – квадрат (дом), треугольник (крыша или елка, парус на лодке), половина круга (шляпка гриба) и т.д.
Дети дошкольного возраста вполне могут работать с природными материалами – это интересно, увлекательно, позволяет приобщиться к природе, развить мышление, творчество, художественный вкус, наблюдательность, фантазию.
Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Работа с природным материалом воспитывает любовь и бережное отношение к окружающему миру.
А поскольку материал для аппликаций и поделок собирается детьми на свежем воздухе – это еще и полезно для здоровья.
Аппликации из тополиного пуха могут выглядеть совершенно удивительно – они изящны, воздушны и нежны. Они также бывают предметными и сюжетными, как и другие виды аппликации. Следует помнить, что легче работать в данном случае с меньшим количеством деталей, размеры которых, в свою очередь, достаточно крупные.
Можно изображать животных с пушистой шерстью (котята, зайчата), птенцов (утята, цыплята) или растения с соответствующей фактурой (одуванчики). Для сюжетной аппликации подойдут березовые рощи или зимние пейзажи. Оригинально и необычно смотрятся декоративные аппликации из тополиного пуха – узоры и орнаменты.
Источник: https://paidagogos.com/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-s-pomoshhyu-applikatsii.html
Модель развития творческих способностей в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых (аппликация)
Желание творить – возникает у детей самостоятельнои отличается чрезвычайной искренностью.Мы, взрослые, должны помочь ребенкуразвить способности, которыепомогут ему стать личностью.
В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к дошкольному образованию важным и значимым стало переосмысление нами, педагогами-практиками, содержания и форм работы с дошкольниками.
Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания и взята мною за основу моей деятельности. Решить ее возможно в дошкольном возрасте через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», в интеграции с другими образовательными областями, т.к.
различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, которая проводится как (НОД) непосредственно образовательная деятельность по САНПин 2 раза в месяц, а этого недостаточно для развития творческих способностей.
Поэтому возникла необходимость создать такую систему занятий продуктивной деятельностью, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно – творческие способности.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка.
Работа начиналась с диагностики и наряду с полученными результатами, выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Проанализировав данные, пришла к выводу: для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию совместной продуктивной деятельности по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с различными материалами.Исходя из вывода, была поставлена цель.
- Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых (аппликации).
- Образовательные задачи:
Исходя из этой цели, мною выдвинуты следующие задачи:
- знакомство с различной фактурой бумаги, тканей, ниток и обучение детей экспериментировать с ними;
- умение передавать особенности форм и строения предметов, использования и сочетания цветовых оттенков;
- формирование и закрепление технических умений и навыков;
Развивающие задачи:
- развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, обзорное мышление, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к продуктивной деятельности;
- воспитание духовно-нравственных качеств, чувство коллективизма и эстетического вкуса;
- воспитание самостоятельности и инициативы, а также желание творить и радоваться полученному результату.
В основу работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
- Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
- Принцип дифференциации, учета индивидуальности Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали основой моей педагогической работы.Для успешного развития творческих способностей необходимы условия:Комплексное и системное использование методов и приемов. Это наглядные – показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание; словесные – объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок; практические – самостоятельное и совместное выполнение работы)Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка, что включает в себя использование на занятиях презентаций, алгоритмов последовательности выполнения работы.Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества, подарки родным и близким и т. д.)Материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.Весь образовательный процесс по развитию творческих способностей в продуктивной деятельности (аппликации) состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, делится на три этапа:1 этап (подготовительный) – знакомство со свойствами материалов;На первом этапе дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань, пряжа, листья и т.д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.2 этап (основной) – обучение приемам изготовления, изготовление поделок;На втором этапе дети знакомятся с цветовым оформлением, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание.На этом же этапе дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание и т.д.), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.) Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация.В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой и сюжетом.Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.Перечислим способы аппликации, которые могут применять на занятии дети:
- Аппликация из вырезанных частей предмета (составляется предмет из деталей и наклеивается на бумагу) («Человечки», «Скворечник», «Собака лохматая»)
- Аппликация из вырезанных силуэтов предметов (составляется композиция из одного или нескольких предметов и наклеивается на лист бумаги) («Машины», «Кошка игривая»)
- Декоративная аппликация из вырезанных полос и геометрических фигур («Скатерть», «Дом»)
- Обрывная аппликация (маленькие круги, треугольники, круги, квадраты или маленькие обрывные кусочки цветной бумаги наклеиваются внутри контура) («Цыпленок», «Бабочка»)
- Обрывание по контуру (цветная бумага обрывается по намеченному контуру для передачи фактуры предмета) («Ваза с цветами», «Белые березы»)
- Скатывание салфеток (бумага рвется на маленькие кусочки, каждый кусочек мнется и скатывается в комочек) («Сирень», «Белый медведь»)
- Накладная аппликация (одинаковые по форме, но разные по размеру детали наклеиваются друг на друга, начиная от самой большой и заканчивая самой маленькой) («Фиалки», «Астры»)
- Аппликация из ваты (вата выкладывается тонким слоем на бархатную бумагу или приклеивается) («Баран», «Снежный лес»)
- Аппликация из пряжи, ниток (нитки выкладываются на бархатную бумагу или приклеиваются) («Маленькие человечки», «Дерево», «Гусеница» и т.д.)
- Аппликация из засушенных листьев (листья раскладываются и составляются в задуманный предмет, наклеиваются на картон) («Грибы в лесу», «Бабочка» и т.д.)
- Фреска (клей равномерно наноситься на поверхность и засыпается крупой, песком и т.д.) («Снегопад», «Морское царство»)
- Коллаж (сочетание в работе разнообразных материалов) («Дары осени», «Зимний пейзаж»)
- Симметричная аппликация (вырезание объектов, имеющих симметричное строение – складывание бумаги пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения) («Бабочка», «Ваза», «Мамочка» и т.д.)
- Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой) («Хоровод», «Гирлянда»)
- Силуэтная аппликация (доступна детям, хорошо владеющими ножницами, могут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру) («Рыбка золотая»)
3 этап (заключительный) – рефлексия, оценка своих работДля развития творческих способностей у детей были использованы разные формы работы:
- НОД (индивидуальные и коллективные)
- Участие в конкурсах
- Тематические выставки
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать не только в ДОУ, но и в семье. Для помощи родителям и педагогам в развитии творчества у детей тоже были использованы разные формы работы:
- Оформлены папки – передвижки
- Проведены консультации
- Родительские собрания по темам
- Показаны мастер – классы
- Оформлены выставки работ детей и взрослых
- Предложены презентации по темам
- Организованы конкурсы поделок, рисунков и аппликаций
Оценив результат работы, направленной на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по продуктивной деятельности-аппликации, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и со сверстниками.
- Дошкольники старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.
- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т.Г.Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике: 2014 год -высокий уровень- 4 детей (23.5 %); средний уровень – 9 детей (53 %); низкий уровень – 4 детей(23.
5 %); 2015 год – высокий уровень – 8 детей (47%); средний уровень – 9 детей (53%); низкий уровень- 0%.
Таким образом, развивая творческие способности ребёнка в совместной продуктивной деятельности-аппликации, мы способствуем успешной самореализации ребёнка при последующем переходе в школу и в будущей взрослой жизни.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Источник: https://open-lesson.net/5549/
Развитие творческих способностей ребенка с помощью поделок
Все дети по своему характеру очень разные. Это касается и детей с обычными умственными способностями и развитием, и тех, кто немного в нём отстаёт. Как правило, в дошкольном возрасте они очень наблюдательные. Им интересно придумывать всё самостоятельно, рассматривать предметы, делать свои умозаключения и выводы.
Поделки с ребенком не отнимают много времени у родителей. Изготавливая что-то своими руками, дети познают мир, как предмет, который создают сами, а не пользуются им.
Неважно из какого материала они выполнены, как правильно или сделаны с погрешностями. Огромное значение для ребёнка имеет сам процесс создания. Дети очень увлекаются лепкой, аппликациями или рисованием.
Никогда нельзя запрещать проявляться творческим способностям, им необходимо помогать совершенствоваться.
Выполняя любые поделки с ребёнком, можно обучать его школьным предметам, учить отличать животных, растения, создавать сюжеты, развивать моторику пальцев рук и фантазию.
Прежде чем приступать к процессу, нужно выбрать то, чем хочет заняться малыш.
- Несколько процессов, как можно занять ребёнка:
- Лепка из пластилина или солёного теста.
- Аппликации из бумаги, листьев, цветов или растений, тканей и соломы.
- Стенгазеты.
- Рисование поздравительных открыток.
Первый метод – поделок
Поделки для детей очень помогают развивать фантазию и мелкую моторику. Для совсем маленьких ребят стоит приобретать мягкий пластилин в коробочках, который при контакте с водой становится вязким. Таким материалом очень удобно пользоваться. Раскатав его в большой блин, можно вырезать из него машинки, паровозики или собаку, применив печатки.
Твёрдый же пластилин имеет немного иную структуру, поэтому из него хорошо лепить человечков, животных или растения. Вместе с материалом детям необходимо купить доску, ножик для резки и скалку. Малышу можно показать картинку, с которой он сможет сделать сюжет из любимой сказки или образ понравившегося героя из пластилина.
Кроме этого, можно творить из специальной массы или солёного теста. Рецепт теста есть в любой книге или в интернете. Такая лепнина вызывает огромный интерес у всех детей. Из теста можно сделать что угодно. Очень часто, на долгую память, дошколята делают отпечатки руки и ноги. Когда материал высыхает, то он становится «дубовым».
Его можно раскрасить разными цветами, украсить блёстками, цветами или перьями.
Ребёнку нужно рассказать, откуда берутся фрукты и овощи в доме, а потом на примере солёного теста, помочь ему слепить их. Масса высохнет, а в арсенале малыша будет целая продуктовая корзинка из крендельков, булочек или яблок.
Аппликации
Этот вид поделок для детей зародился ещё в прошлом веке. Нехитрый способ сделать красивый подарок на день рождение или украсить альбом для фотографий своими руками. Именно, аппликация заставляет работать фантазию на полную мощность.
Её можно выдумать из любых подручных средств, которые есть в доме. Это могут быть листки цветной бумажки или картона, ножнички, клей, кусочки кожи или любой другой ткани, засушенные цветы или листья.
Аппликация помогает ребёнку создавать целые картины, букеты и даже одежду своим куклам.
Например, если взять цветную бумагу, ножницы, клей, картон, несколько разных цветных ниток, то можно нарисовать пейзаж, где будет трава, солнышко, ежики и много цветов. Этим способом можно научить малыша не только развивать творческое мышление, но и научить пользоваться ножницами, резать бумагу ровными полосками или квадратиками, аккуратно приклеивать на картон.
Дети очень увлекаются процессом, когда нужно самим создавать разнообразные образы.
Из засушенных листьев и цветов ребёнок с лёгкостью может познать то, как правильно оформить букет или сделать икебану.
На большой плотный лист нанести точками клей и на него посадить все цветы, а вокруг украсить листочками. Так чадо научится быть усидчивым человеком, терпеливым, что так необходимо в такой работе.
Рисование
Разложите на полу большой ватман, рядом положите фломастеры, карандаши, журналы и краски. Такие необычные поделки с ребёнком помогут ему развить мышление, интеллектуальные способности и чувство сплочённости (коллективизации). Для начала нужно выбрать то, что будет на стенгазете, подобрать тему, материал.
Затем приступать к её оформлению. Объясните малышу, что первые заготовки всегда делаются карандашом, чтобы их можно было легко исправить, а потом уже вырисовываются ручками, красками или маркерами. Если на плакате будут фотографии, то им заранее отводят место, чтобы они гармонично вписались в общий фон.
Все эти работы необходимо поручить ребёнку для развития фантазии. Малыш будет аккуратно рисовать эскизы, клеить фото, обводя их в рамочку, а затем красками наносить основные цвета на стенгазету. Он будет понимать, что его работа интересная, кропотливая и яркая.
Ему будет особенно приятно, если поделка, выполненная именно ребёнком, займёт почётное место на стене комнаты.
Всегда объясняйте малышу, что открытки, сотворённые своими руками, намного памятнее, чем купленные в магазине. Позвольте ему самому найти материалы для них, подобрать рисунки, цветы или даже текст. Подскажите, что содержание должно быть написано от души, своими словами и мыслями.
Ребёнок призадумается, захочет написать стихотворение или выучить новое. Это поможет ему не просто создать подарок, но и развить память. Изготовление открытки не займёт целый день. Прежде чем начать, ребёнку необходимо показать пример того, как должна выглядеть поздравительная бумага. Изучив все возможные варианты, в его голове отложится один.
Он научится складывать ровно листы, красиво подписывать и оформлять подарок.
Все ребята по своей природе юные исследователи. Им всегда необходимы новые впечатления, эмоции, любознательность и самостоятельные поиски новых знаний о мире, окружающей среде. Все дети стремятся экспериментировать – это и есть традиционные формы детского поведения.
Их исследования, эксперименты, открытия новых форм изучения предметов через поделки – это маленький шаг в неизведанное, но очень интересное пространство. Это позволяет им самостоятельно думать, пытаться, находить и ставить опыты, но самое главное – это самовыражение. Поделки с ребёнком – это мероприятие, с активным участием родителей в развитии способностей детей.
А поделки для детей – это показатель того, к чему они могут стремиться и узнавать в окружающем мире.
Источник: http://vihra.ru/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-rebenka-s-pomoshhyu-podelok/